Непрофильные проекты ГК "Роскосмос"

Автор АниКей, 18.04.2022 05:41:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

РОГОZИН

1:20

В условиях санкций мы решили радикально нарастить на своих предприятиях производство различного полезного стране транспортного, медицинского и энергетического оборудования - то, что раньше приходилось за валюту покупать за рубежом. В этом коротком сюжете рассказ о том, как наши "Московский институт теплотехники" и волгоградский "Титан-Баррикады", разработчики и производители грозных твердотопливных межконтинентальных баллистических ядерных ракет, в кратчайшие сроки инициативно разработали и произвели первый в нашей стране флот гидроразрыва пласта. К удивлению и радости потенциальных российских заказчиков, которые ждут завершения испытаний флота ГРП.
37.1K views09
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

РОГОZИН
РОГОZИН
В условиях санкций мы решили радикально нарастить на своих предприятиях производство различного полезного стране транспортного, медицинского и энергетического оборудования - то, что раньше приходилось за валюту покупать за рубежом. В этом коротком сюжете рассказ...

На предприятиях ракетного двигателестроения мы готовы развернуть производство авиационных двигателей. На предприятиях ракетостроения делать столь нужные для гражданской авиации авиакомпоненты. Центр Келдыша и Московский институт теплотехники уже производят системы водоочистки и водоприготовления для российских городов. А ведь чистая вода - основа здоровья нашего народа.
Всё, что нам нужно, чтобы эффективно противостоять санкциям - это техзадание от заказчика и источник дешевых денег/кредитов для налаживания нового производства (пока умещаемся в собственные внебюджетные доходы, но их скоро хватать не будет. Нужны дешевые и длинные кредиты).
Больше ничего не нужно. Наши инженеры могут всё. На наших заводах есть резервы для расширения производства. При этом подчеркну: речь идет о дополнительной индустриализации ракетно-космической промышленности, лишь положительно влияющей на нашу основную, профильную деятельность.
То, что нас не убивает, делает нас сильнее.
42.2K views0
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

РОГОZИН
Forwarded from Госкорпорация «Роскосмос»
Специалисты предприятия Роскосмоса разработали технологию групповой обработки кварцевых и кремниевых микрокомпонентов для акселерометров и гироскопов: https://www.roscosmos.ru/34750/

🛰 Это важнейшие изделия для навигации и управления космической и авиационной техникой.

Задача навигации решаются со времён, как человек отправился в путь. Пройденное расстояние вычислялось при помощи инструментов, например, секстанта и простейших вычислений. Эра авиации и космонавтики сделала возможным решать задачу инерциальной навигации – навигации относительно инерциальной системы координат – автоматически с помощью бортовых систем.
14.8K views14
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#РКС#импортозамещение
18.04.2022 13:40
Предприятие Роскосмоса производит инерциальные навигационные системы из отечественных компонентов






Специалисты Центра микроэлектроники холдинга «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») разработали технологию групповой обработки кварцевых и кремниевых микрокомпонентов для акселерометров и гироскопов — важнейших изделий для навигации и управления космической и авиационной техникой.
Задача навигации, определения местоположения объекта относительно опорной системы координат решается со времен, как человек отправился в путь. Пройденное расстояние и местоположение вычислялись при помощи инструментов, например, секстанта и простейших вычислений. Эра авиации и космонавтики сделала возможным решать задачу инерциальной навигации — навигации относительно инерциальной системы координат — автоматически с помощью бортовых систем.

Эволюция навигационных систем
За более чем полвека инерциальные навигационные системы претерпели колоссальные изменения: от 80-килограммовых гиростабилизированных платформ (ГСП) до бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) весом в десятки килограммов. Системы вычисляют навигационное решение на основании сигналов датчиков угловых скоростей и акселерометров. В качестве датчиков угловой скорости используются двухстепенные, динамически настраиваемые, лазерные, волоконно-оптические и волновые гироскопы. Для измерений кажущегося ускорения применяются гироскопические интеграторы линейных ускорений, маятниковые и кварцевые акселерометры. Если в ГСП сама платформа является аналоговым интегратором, то в БИНС задача решается с помощью цифровых вычислителей.
Очевидно, что приборы с такими массами и габаритами не могут устанавливаться на миниатюрных изделиях, таких как квадрокоптер, малый космический аппарат, космический аппарат типа CubeSat. Впрочем, даже для автомобиля такие приборы переразмерены. Для таких объектов необходимы соответствующие решения — компактные, небольшой массы и с высокой степенью автономности.
 
Микромеханические гироскопы
Для миниатюрных изделий, где в пользу массы допустимо загрубить точность информации, развивается направление микромеханических гироскопов и приборов на их основе. Микромеханический гироскоп размером со спичечный коробок обеспечивает изделия измерениями угловой скорости и кажущегося ускорения. Однако, как и остальные гироскопы, микромеханический гироскоп является высокотехнологичным изделием, производство которого сопряжено с рядом трудностей.
Технологии производства микромеханических гироскопов схожи с технологиями производства электрорадиоизделий, мировые топологические нормы уже достигли уровня в 0,35 микрометров. При высоком спросе на миниатюрные инерциальные датчики наблюдаются трудности при разработке новых технологий изготовления и дефицит серийных производителей чувствительных элементов. Ряд российских предприятий в этой нише индивидуально производит такие микрокомпоненты, однако каждое изделие имеет свои геометрические размеры, их надо потом дорабатывать и трудоемко доводить до необходимых в космосе стандартов.
 
Отечественные технологии РКС
В ответ на эту проблему в РКС разработали групповые технологии, когда на одной пластине изготавливаются чувствительные элементы с одинаковой геометрией. Инновационное серийное производство позволит отойти от практики поштучного «ручного» изготовления. Ключевая особенность разработанных в РКС методов заключается в повышении точности и повторяемости геометрических размеров объемных микроструктур.
Заместитель руководителя отдела разработки микромеханических систем РКС Андрей Корпухин: «В РКС развивают и совершенствуют эту технологию с 2007 года. Мы применяем процессы микроэлектронного производства: формирование тонкопленочных диэлектрических и проводящих слоев, фотолитографию, жидкостное и плазмохимическое селективное травление и другие. Для создания высокотехнологичных чувствительных элементов используются материалы, изготовленные в России».
Запуск нового производства показал, что выход годных микрокомпонентов, соответствующих конструкторской документации, достигает 70%, тогда как при других методах эти показатели не превышают и 30%. Благодаря применяемым в РКС ноу-хау достигнута точность кремниевых элементов микроэлектромеханической системы акселерометров и гироскопов до 1 микрометра и увеличена точность микрообработки кварцевых чувствительных элементов в 5 раз по сравнению с традиционными технологиями.

Применение микросистем
Новые акселерометры и гироскопы будут высокоточными и малогабаритными — снизятся вес и энергопотребление спутников. Достигнутые параметры открывают перспективы для их эксплуатации в жестких условиях открытого космоса. Эти устройства будут применяться в системах управления и автономной навигации ракет-носителей, на орбитальных аппаратах, межпланетных и спускаемых модулях. В будущем они станут основой инновационных гироскопов и акселерометров перспективных космических аппаратов — от кубсатов до межпланетных станций.
Высокотехнологичные микрокомпоненты имеют большой коммерческий потенциал, так как получили широкое распространение в некосмических сферах. Например, их также применяют при бурении нефтяных скважин, в транспорте, авиации, воздушных, наземных беспилотных системах, промышленной технике и различных портативных устройствах. Высокая точность изготовления позволит использовать их в приборах навигационного класса и более широком сегменте high-end техники.
Заместитель генерального конструктора РКС Николай Рябогин: «Это не предел совершенствования миниатюрных инерциальных навигационных систем. Разработка комплексированных навигационных систем, объединяющих информацию датчиков, функционирующих на разных физических принципах, основана на совместной обработке первичной информации для повышения надежности и точности навигационного решения».
Математическая обработка информации микромеханических гироскопов, приемника сигналов систем спутниковой навигации и звездных датчиков позволяет определять навигационные параметры с высокой точностью, которая необходима для работы системы управления движением космических аппаратов. Решение РКС объединяет вычислительную систему на кристалле, совмещенную с навигационным приемником, микромеханическими гироскопами и информацией от звездных датчиков — такая миниатюрная система с совместной обработкой первичной информации и методами фильтрации обеспечит комплексное решение навигационной задачи
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Наименьший квадрат

Последняя новость не в тему. Они делают комплексный прибор еще и со звездным датчиком, значит нигде кроме как в космосе это применять нельзя будет. Какие уж тут не профильные работы?)

 Вообще лучше бы показали, что у них за МЕМС-гироскоп получился, сравнили бы его с забугорным по точности хотя бы 10 летней давности разработки  :) Что-то подсказывает, что делают все на западном оборудовании. И если с 2007 года, то примерно возраст того оборудования соответствующий. Может конечно закупили потом еще что-то.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

АниКей

Цитата: Наименьший квадрат от 19.04.2022 06:22:38Какие уж тут не профильные работы?)
Цитата: АниКей от 18.04.2022 16:13:39Высокотехнологичные микрокомпоненты имеют большой коммерческий потенциал, так как получили широкое распространение в некосмических сферах. Например, их также применяют при бурении нефтяных скважин, в транспорте, авиации, воздушных, наземных беспилотных системах, промышленной технике и различных портативных устройствах. Высокая точность изготовления позволит использовать их в приборах навигационного класса и более широком сегменте high-end техники.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

corp-mit.ru

П.СОРОКИН — СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГИДРОРАЗРЫВА ПЛАСТА СТАНОВИТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЦЕЛЕЙ




При наличии спроса объем производства может составить до 10 флотов/год, что перекроет темпы выбытия действующих комплексов.
Москва, 15 апр - ИА Neftegaz.RU.
На мощностях ФНПЦ Титан-Баррикады (входит в Роскосмос, г. Волгоград) создан первый отечественный комплекс установок для гидроразрыва пластов (ГРП).
Об этом первый замминистра энергетики РФ П. Сорокин сообщил в ходе отраслевого совещания, передает пресс-служба Минэнерго РФ.
Работа над созданием комплекса ГРП (флота ГРП) велась на протяжении последних 2,5 лет при участии нефтяных компаний, Центра компетенции технологического развития в ТЭК ФГБУ РЭА Минэнерго и Минпромторга РФ. Создание собственных технологий в текущих условиях санкционных ограничений становится одной из важнейших целей.
П. Сорокин отметил, что с учетом ситуации на мировом рынке и санкционного давления, одними из компаний, которые могут обеспечить поступательное развитие российской нефтегазовой отрасли являются оборонные предприятия - с коллективом, обладающим компетенциями и знаниями, и мощной производственной площадкой.
Метод ГРП является одной из ключевых операций при добыче трудноизвлекаемых запасов нефти (ТрИЗ).
В 2021 г. П. Сорокин приводил оценку, согласно которой на горизонте 10 лет почти 100% добычи будет составлять нефть ТрИЗ.
Применение технологий ГРП будет критически важным в условиях поддержки текущего уровня добычи и одновременной разработки новых категорий запасов.
П. Сорокин отметил, что в России ежегодно ведет работу в среднем 100-120 флотов ГРП, все они иностранной сборки.
По оценкам Корпорации МИТ (входит в Роскосмос и участвует в разработке флота ГРП), речь идет о 135 флотах ГРП, в которых доля отечественного оборудования составляет менее 1% (приходится на отдельные компоненты, флот в целом никто не производит).
Из числа действующих флотов ГРП выбывает в год 3-5 ед., их необходимо заменить российскими разработками.
Напомним, что пилотный образец флота ГРП был представлен в ноябре 2021 г. на ФНПЦ Титан-Баррикады (входит в Роскосмос), тогда же был подписан акт о завершении этапа изготовления комплекса.
Генконструктор Корпорации МИТ Ю. Соломонов сообщил корпоративному изданию Роскосмоса (номер за апрель 2022 г.), что в 2022 г. начнется наземная экспериментальная отработка пилотного флота ГРП на комплексном стенде на полигоне ФНПЦ Титан-Баррикады, полностью имитирующем условия недропользования.
В ходе заводских испытаний будет отработан каждый из агрегатов, а потом флот в целом. Это позволит приступить к заключительной фазе проекта - полевым испытаниям с реальной добычей на месторождениях Газпрома и Газпром нефти в 2023 г.
Газпром нефть уже сообщила, что тестирование флота ГРП пройдет на Южно-Приобском месторождении в ХМАО.
После анализа правильности примененных решений, будет принято решение о запуске пилотного образца в серию. По условиям предоставления невозвратных кредитных ресурсов, Корпорация МИТ должна произвести 3-4 флота ГРП и передать их государству. Основная задача на период освоения серийного производства (2024-2026 гг.) - изготовить как минимум 4 комплекса.
Если спрос будет большим, то производственные мощности позволяют МИТ со смежниками производить до 10 флотов/год.
Флот ГРП включает порядка 10-20 крупноразмерных установок на грузовых шасси для проведения ГРП. В состав комплекса (флота) ГРП входят:
  • насосные дизельные агрегаты (до 6) или газотурбинные (до 4);
  • смеситель (блендер) для приготовления рабочих гелевых смесей для ГРП;
  • машина манифольдов;
  • автоматизированная станция управления;
  • танки для геля и проппанта (наполнителя).
Опытный образец российского флота ГРП включает 12 агрегатов, каждый из которых размещен на собственном шасси.
В состав комплекса входят гидратационная установка, установка подогрева жидкости, насосная установка, смесительная установка, машина перевозки емкостей, машина манифольдов, машина подачи сыпучих материалов, машина химдобавок и машина управления. Созданный комплекс позволяет проводить все виды ГРП, в т.ч. большеобъемного, высокоскоростного ГРП за одну операцию одним флотом.
Кроме того, реализована возможность полного автоматического управления процессом ГРП, комплексного контроля и отображения параметров с помощью скважинной телеметрии.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

teknoblog.ru

Разработчик ядерных ракет будет строить комплексы ГРП


Разработчик ядерных ракет будет строить комплексы ГРП
АО "Корпорация "Московский институт теплотехники" (МИТ) в ближайшем будущем выпустит четыре комплекса гидроразрыва пласта (ГРП).
ГРП гидроразрыв пласта ТРИЗ
"По условиям предоставления невозвратных кредитных ресурсов, корпорация должна произвести три-четыре флота ГРП и передать их государству. Поэтому основная задача на период освоения серийного производства (2024-2026 годы) – изготовить как минимум четыре комплекса", – говорится в материале журнала "Русский космос" (официальное издание Роскосмоса). Стоит заметить, что МИТ является разработчиком межконтинентальных баллистических ракет "Тополь", "Тополь-М", "Ярс" и "Булава".
Издание уточняет, что в случае большого спроса производственные мощности позволят МИТ со смежниками производить до десяти флотов ГРП в год. И уже в этом году опытный образец комплекса ГРП пройдет полный цикл испытаний. На 2023 год намечены работы на реальных объектах. В соответствии с заключенными соглашениями, в первую очередь планируется использование флота ГРП, разработанного в корпорации, в ПАО "Газпром" и ПАО "Газпром нефть".
У России есть более эффективный метод, чем ГРП
Между тем в России разработан и более эффективный метод добычи, чем ГРП. В Санкт-Петербургском государственном горном университете создали плазменную импульсную технология добычи сланцевой нефти.
В обычном гидроразрыве пласта используется вода под высоким давлением, чтобы открыть каналы, которые затем обеспечивают поступление нефти или природного газа в скважину. Российская же технология посредством мощного электрического разряда создает плазменный импульс высокого давления (5000 фунтов на квадратный дюйм). И последующая ударная волна сжатия распространяется по пути наименьшего сопротивления (то есть в перфорационных отверстиях). Эти ударные волны сжатия распространяются на большие расстояния.
Первые два-три импульса очищают перфорацию. Последующие импульсы проникают в пласт, очищают существующие каналы и создают сеть микротрещин. Это позволяет нефти легче поступать в скважину. После применения технологии добыча нефти может быть увеличена на несколько лет.
Разработчики метода указывают, что новая технология не заменяет, а дополняет гидроразрыв, причем по гораздо меньшей стоимости. На вертикальной скважине она на 75% дешевле, чем традиционный гидроразрыв пласта. На горизонтальной скважине, в зависимости от длины бокового ствола, она может оказаться на 90% дешевле, причем без чрезмерного расхода воды и химикатов. :///
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

dfnc.ru

Первый отечественный флот гидроразрыва пласта разработан в российском инженерном ПО



Цитата: undefined25 ноября в Волгограде на площадке АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялась приемка первого отечественного флота гидроразрыва пласта. Об этом сообщила пресс-служба Роскосмоса.
Российский мобильный комплекс для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти (флот ГРП) — 12 высокотехнологичных агрегатов — создан Корпорацией «МИТ» при участии нескольких десятков российских предприятий в соответствии с решением Президента и распоряжением Правительства РФ в рамках программы импортозамещения и диверсификации оборонно-промышленного комплекса в интересах отечественного нефтегазового комплекса.
Коллектив АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» разработал шесть и изготовил пять агрегатов флота ГРП.  При их проектировании и подготовке производства использовались отечественные цифровые CAD/CAE/PDM решения компаний АСКОН, ТЕСИС, НТЦ «АПМ».

Конструкторская документация на агрегаты разработана в системе КОМПАС-3D, расчеты выполнены в программном комплексе вычислительной гидрогазодинамики FlowVision и системе прочностных расчетов АРМ FEM. Согласование, проведение изменений конструкторской и технологической документации, сдача в архив проводилась и проводится в системе управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM.
Цитата: undefined«Работа всех инженерных служб в едином пространстве ЛОЦМАН:PLM, сквозное использование инженерных данных, электронное согласование помогли изготовить опытный образец в кратчайшие сроки», — прокомментировал начальник сектора информационных технологий ФНПЦ «Титан-Баррикады» Андрей Фролов.
В приемке первого отечественного флота ГРП приняли участие Герой Труда России, генеральный конструктор АО «МИТ» Юрий Соломонов, Герой Труда России, генеральный директор ФНПЦ «Титан-Баррикады» Виктор Шурыгин, представители Госкорпорации «Роскосмос», Минэнерго и Минпромторга. Поздравления с завершением производства комплекса направили заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов и генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин.

«Приёмка флота ГРП без преувеличения эпохальное событие. Задача по изготовлению первого отечественного флота ГРП была решена за 10 месяцев, кратчайший срок!», —  подчеркнул генеральный конструктор АО «МИТ» Юрий Соломонов.
2 декабря начались заводские испытания опытного образца на полигоне ФНПЦ «Титан-Баррикады». На 2023 год намечены работы на реальных объектах. Как сообщает Корпорация МИТ, в соответствии с заключенными соглашениями, в первую очередь планируется использование отечественного флота ГРП в ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть».
Источник - АСКОН
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#диверсификация#УКВЗ
19.04.2022 08:30
УКВЗ предлагает заказчикам комплектующие и кузова трамвайных тележек



Гибко реагируя на запросы заказчиков, Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») запустил новый комплексный сервис: реализацию кузовов первой комплектности и трамвайных тележек, а также быстроизнашиваемых запасных частей для трамвайных вагонов. Каталоги изделий доступны на официальном Интернет-сайте УКВЗ.
Кузов первой комплектности — это кузов трамвайного вагона, имеющий полную комплектацию предусмотренным оборудованием. Другими словами, это трамвай без тележек. Все системы в нем подключены и становятся работоспособными после его установки на тележки.
Замена тележки может потребоваться в случае невозможности ремонта или его длительного срока ремонта, таким образом подвижной состав не будет простаивать в депо, а снова выйдет на линию.
Обеспечение эксплуатирующих предприятий городского электрического транспорта оригинальными запасными частями и комплектующими от УКВЗ — залог безопасной и надежной работы трамвайного вагона, срок службы которого составляет 30 лет.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Этот рогозинский ГРП уже хоть один пласт разорвал?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

ЦитироватьГенконструктор Корпорации МИТ Ю. Соломонов сообщил корпоративному изданию Роскосмоса (номер за апрель 2022 г.), что в 2022 г. начнется наземная экспериментальная отработка пилотного флота ГРП на комплексном стенде на полигоне ФНПЦ Титан-Баррикады, полностью имитирующем условия недропользования.
В ходе заводских испытаний будет отработан каждый из агрегатов, а потом флот в целом. Это позволит приступить к заключительной фазе проекта - полевым испытаниям с реальной добычей на месторождениях Газпрома и Газпром нефти в 2023 г.
Газпром нефть уже сообщила, что тестирование флота ГРП пройдет на Южно-Приобском месторождении в ХМАО.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Цитата: Старый от 19.04.2022 14:58:57Этот рогозинский ГРП уже хоть один пласт разорвал?

Интересно, что в новостях лишь фотки мониторов, КДП и новости "в будущем".

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#диверсификация#НПК СПП#импортозамещение
30.04.2022 10:00
Предприятие Роскосмоса представило высокотехнологичный коленный модуль для протезов бедра «Актив 2»










Научно-производственная корпорация «Системы прецизионного приборостроения» совместно с ООО «Ортопедическая индустрия Москва Энергия» (входят в Госкорпорацию «Роскосмос») провели презентацию коленного модуля с микропроцессорной системой управления «Актив 2», разработки сотрудников филиала Корпорации в Великом Новгороде.
Модуль сконструирован на основе микропроцессоров, которые максимально воспроизводят функцию утраченной конечности и позволяют людям продолжать вести активный образ жизни. На сегодняшний день «Актив 2» является единственным серийным модулем подобного класса, разработанным и производимым в России.
На презентации, прошедшей в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России, присутствовали Заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко, руководитель — главный федеральный эксперт по медико-социальной экспертизе ФБ МСЭ Минтруда России Михаил Дымочка, директор Центра диверсификации Госкорпорации «Роскосмос» Виталий Шевцов, представители Фонда социального страхования РФ, руководители и сотрудники Московского протезно-ортопедического предприятия. Работу коленного модуля в составе протеза продемонстрировала председатель Общероссийской общественной организации инвалидов «Опора», посол мира, член Центрального совета Всероссийского движения «Матери России» Елена Волохова.
Применение «Актив 2» в практике протезирования актуально при решении задач по импортозамещению, так как на отечественном рынке протезно-ортопедических изделий в представлены только импортные аналоги. Российские пользователи смогут приобрести модуль уже в мае 2022 года. Кроме того, изделие имеет высокий экспортный потенциал.
Участники мероприятия отметили, что данный модуль имеет хорошие эксплуатационные характеристики и может конкурировать с импортными аналогами. Появление еще одного высокотехнологичного изделия, разработанного и произведенного в России, позволит увеличить долю отечественных средств реабилитации на рынке протезирования
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#диверсификация
03.05.2022 09:30
И «нефтянка» по плечу









Предприятия Роскосмоса — это не только ракеты, космические корабли и спутники. Значительную долю в общеотраслевом объеме выпуска занимает продукция для гражданского сектора — трамваи, нефтегазовое оборудование, насосы и даже мебель! Как космическая промышленность помогает повышать качество жизни людей на Земле?
Московский институт теплотехники (Корпорация МИТ, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») прочно ассоциируется у нас с созданием ракетно-ядерного щита России (стратегические комплексы «Тополь-М», «Ярс», «Булава»). Сенсацией стала новость, что предприятие решило заняться разработкой мобильного комплекса гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов (флот ГРП). Чем было обусловлено такое решение, каковы перспективы проекта и как идут работы — об этом нам рассказал академик РАН, профессор, доктор техн. наук Юрий Семёнович Соломонов, генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами.
 
Из глубины пород
Доля трудноизвлекаемых запасов нефти в России достигает 70 % (времена фонтанирующих скважин эпохи Самотлора давно в прошлом). Одним из самых эффективных методов продления жизни давно эксплуатируемых месторождений является гидравлический разрыв пласта (ГРП, он же fracking). Сегодня за счет его применения можно добиться почти двукратного прироста добычи нефти. В чем суть метода?
В нефтеносный пласт на глубину в несколько километров и далее в горизонтальном направлении под высоким давлением закачивают специальную смесь из жидкостей (вода и однопроцентный гелевый раствор на основе химдобавок) и гранулообразного материала (проппант, «расклинивающий агент»). В результате в пласте образуется разветвленная сеть трещин, через которую углеводороды начинают поступать уже в саму скважину.
 
Сухопутный флот
Мобильный комплекс для гидроразрыва пласта, состоящий из 10–12 различных установок на грузовых шасси, принято называть флотом ГРП. Он состоит из насосных установок для закачки в скважины различных смесей, смесителей, пунк­тов управления и контроля, полевых лабораторий и другой спецтехники. По словам Юрия Соломонова, в России сегодня работает 135 флотов ГРП, но доля отечественного оборудования в них составляет менее 1 %, а целиком флот не производит никто (лишь отдельные компоненты). Поэтому в условиях беспрецедентного санкционного давления значение создания первого образца полностью отечественного флота ГРП для отрасли трудно переоценить.
«Вопрос создания современного оборудования для топливно-энергетического комплекса не просто актуален сегодня — он жизненно необходим. Это касается не только добычи нефти и газа, но и угольной промышленности», — говорит Юрий Соломонов.
 
От ракетной техники к нефтегазу
По словам генерального конструктора, для МИТ работа по тематике ТЭК не является чем-то новым. Первый флот ГРП, хотя и совсем с другими параметрами (давление 400 атм вместо нынешних 1000 атм), был создан в кооперации с ФНПЦ «Титан-Баррикады» еще в конце 1980-х годов. И что характерно — в рамках реализации все той же кампании по диверсификации. Созданный тогда флот проработал около 10–15 лет.
«То есть научно-технический задел, с точки зрения заявленных характеристик флота ГРП нового поколения, у нас уже был. Отсюда у меня родилась идея, которую я предложил компаниям ,,Газпром-Нефть" и ,,Газпрому", а также правительству и президенту РФ. И опираясь на два основных тезиса — диверсификация и импортозамещение, — мне пошли навстречу, поверили, что мы сможем это сделать», — рассказывает Юрий Семёнович.
Он отмечает, что производственные мощности, созданные в оборонно-промышленном комплексе за предыдущие 10–15 лет для модернизации российских Вооруженных сил, сейчас избыточны. Пик модернизации был пройден два-три года назад, и высокотехнологичное оборудование начало простаи­вать. По самым скромным оценкам, сегодня эта доля составляет 20–30 %. Поэтому появилась возможность использовать его для выполнения поручения Президента РФ по диверсификации отрасли.
«Несмотря на кризис 1990-х, благодаря советскому заделу и преемственности отечественная инженерная школа остается эффективной для решения очень сложных задач. Поэтому всё зависело от инициативы тех предприятий, которые могли бы реализоваться в абсолютно новых для себя областях. И такую незаурядную инициативу проявили мы. Она была поддержана Госкорпорацией ,,Роскосмос", Правительством РФ и одобрена Президентом РФ. В итоге мы были назначены единственным исполнителем по созданию такого рода оборудования», — поясняет Юрий Соломонов.
Отраслевым партнером проекта стал «Газпром». Работа ведется в тесном сотрудничестве со смежниками, знакомыми по основной оборонной тематике: Ижевским мотозаводом «Аксион-холдинг», Воткинским заводом, Машиностроительным заводом «Бецема», компанией «Р-Фактор» и другими. В целом в проекте участвует 30 предприятий России, а основным соисполнителем стал ФНПЦ «Титан-Баррикады» в Волгограде (также входит в периметр Роскосмоса), где и решили объединить весь комплекс. Сейчас для проведения испытаний флота ГРП там создается комплексный стенд.
 
От слов к делу
В довольно сжатые сроки был изготовлен опытный образец флота ГРП, состоящий из 12 агрегатов, каждый из которых размещен на собственном шасси. Созданный комплекс позволяет проводить все виды ГРП, в том числе большеобъемного, высокоскоростного гидроразрыва нефтяных и газовых пластов за одну операцию одним флотом. Это уже большие глубины (5–8 км), довольно сложные условия работы, в частности не только вертикальное, но и горизонтальное бурение (3–5 км), для чего на устье скважины создается давление более 1000 атмосфер.
Кроме того, появилась возможность полного автоматического управления процессом ГРП, комплексного контроля и отображения параметров с помощью скважинной телеметрии. Без сомнения, была решена сложная инженерная и научно-техническая проблема. У нее очень много аспектов, в том числе в части моделирования процессов добычи и прогнозирования поведения нефтеносных пластов.
Создание опытного образца было лишь первой фазой работ. В 2022 г. МИТ со смежниками приступает ко второму этапу — наземной экспериментальной отработке на комплексном стенде, полностью имитирующем условия недропользования. В требуемом объеме планируется отработать каждый из агрегатов, а потом и флот в целом. Это необходимо, чтобы приступить к заключительной фазе проекта — полевым испытаниям с реальной добычей на месторождениях «Газпрома» и «Газпром Нефти» в 2023 г.
«Для того чтобы реализовать вторую фазу, потребовалось решить задачу еще более сложную: создать специальное стендовое оборудование, аналогов которого в мире существует всего два. Мы взяли на себя и труд и ответственность по созданию третьего такого стенда, где будут проходить испытания в условиях, максимально приближенных к реальным условиям добычи нефти», — делится планами Юрий Семёнович.
По его словам, создание испытательного стенда будет завершено во 2–3-м квартале этого года. На нем будут проходить испытания не только опытного образца флота ГРП, но и последующих серийных образцов с фактическим осуществлением приемо-сдаточных испытаний.
А планы на серийное производство флота ГРП у Корпорации «МИТ» серьезные. По условиям предоставления невозвратных кредитных ресурсов, корпорация должна произвести три-четыре флота ГРП и передать их государству. Поэтому основная задача на период освоения серийного производства (2024–2026 гг.) изготовить как минимум четыре комплекса. Если спрос будет большим, то производственные мощности позволяют МИТ со смежниками производить до десяти флотов в год.
 
Заслужив репутацию
«Задача на 2022–2023 гг. определена, и она очень непростая. Для ее реализации потребуется максимальная мобилизация наших инженерно-производственных кадров, — продолжает Юрий Соломонов. — Но то, что мы сделали на первой фазе, изготовив за 10 месяцев опытный образец флота ГРП, позволило нам очень здорово сформировать наше реноме у ,,Газпрома". В итоге мы существенно расширили сферу взаимодействия с компанией еще на три направления».
Первым направлением является создание специального оборудования для промышленной добычи газа в угольных пластах, чтобы обезопасить их от избытка метана и подготовить собственно к самой добыче угля. Уже сформировано техническое задание, «Газпром» взял на себя финансирование эскизного проектирования и начало работ. Последующие фазы, связанные с разработкой конструкторской документации и изготовлением материальной части, будут реализовываться уже через Минпромторг с гарантированным приобретением произведенного оборудования «Газпромом».
По такой же схеме планируется разработка оборудования для освоения Южно-Киринского нефтегазоконденсатного месторождения «Газпрома», крупнейшего на шельфе Сахалина. Оборудование в значительной степени имеет преемственность с установками для гидроразрыва пласта (в миниатюре). В завершающей фазе находится согласование технического задания, уже сформирована кооперация. Комплекс для подводной добычи газоконденсата планируется создать к 2025 г.
И, наконец, третьим направлением работы МИТ с «Газпромом» является разработка программно-аппаратных средств связи, управления и телеметрического контроля при перекачке добываемой нефти с платформы «Приразломная» на подходящие танкеры. Эти работы для компании «Газпром Шельф» в рамках импортозамещения ведутся уже два года. В 2023 г. МИТ планирует сдать оборудование в эксплуатацию.
Цитата: undefinedСергей Мальцев, Русский космос
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

РОГОZИН
Предприятия Роскосмоса продолжают поставки кислорода медицинским учреждениям страны. В апреле было отгружено 473,3 тонн кислорода.
4.9K views14:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#ИСС Решетнева
14.05.2022 09:30
Эффект вакуума
Специалисты компании «,,Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнёва» (ИСС, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») отработали новый способ хранения электрорадиоизделий.
Надёжность ЭРИ (сокращённое название электрорадиоизделий) — ключевой фактор, от которого зависит бесперебойная работа космических аппаратов. Ведь именно от надлежащего качества этих миниатюрных элементов непосредственно зависит работа всего комплекса радиоэлектронной аппаратуры спутника.
Как добиться максимальной надёжности электрорадиоизделий в процессе их изготовления? Это тема предельно широкая, сибирские спутникостроители досконально исследуют её в постоянном режиме. Однако, как оказывается, во многом такое качество поддерживается правильными условиями хранения. Поэтому в компании «ИСС» отработана технология, которая позволяет кардинально снизить количество отказов и дефектов радиоэлектронной аппаратуры.
«В течение нескольких лет мы проводили соответствующие работы: в итоге был предложен новый способ хранения электрорадиоизделий, — рассказывает начальник бюро технологий приборного производства ИСС Николай Луконин. — Он заключается в том, что сначала эти изделия высушиваются. А затем упаковываются в специальную замкнутую среду, из которой откачивается воздух. Тем самым создаются более комфортные условия для длительного хранения электрорадиоизделий. Статистика показала, что количество отказов ЭРИ, упакованных таким способом, уменьшилось на порядок».
Сушка электрорадиоизделий, как правило, ведётся в специальной печи при температуре плюс 90 градусов Цельсия. Под воздействием такого «солнцепёка» электронные компоненты находятся от одного до нескольких часов. Затем их тщательно готовят к хранению. Эта процедура чем-то напоминает вакуумную упаковку пищевых продуктов. Специальная замкнутая среда, которая применяется при этом способе хранения изделий — это предусмотренный нормативными документами полиэтиленовый пакет. В него вкладывается определённое количество сорбента — силикагеля. Откачивая воздух из пакета, мы делаем принципиально важную вещь — резко замедляем окислительные процессы. В итоге электрорадиоизделия лучше паяются и дольше хранятся
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

3D-печать на МКС сначала будет производиться из полимерных материалов
ТАСС


МОСКВА, 15 мая. /ТАСС/. Первая 3D-печать на российском сегменте МКС будет вестись из полимерных материалов. Об этом сообщил ТАСС директор исследовательско-аналитического центра Роскосмоса Игорь Поташный.
"На начальном этапе это будут какие-то полимерные материалы, которые просты", - сказал Поташный в ответ на соответствующий вопрос.
По словам директора исследовательско-аналитического центра, в перспективе рассматривается возможность проведения экспериментов по формированию материалов, необходимых в том числе для напланетной деятельности.
Ранее в Роскосмосе сообщили, что 3D-принтер, который разработан Ракетно-космической корпорацией "Энергия", доставят для экспериментов на МКС на корабле "Прогресс МС-20" в июне. Первыми эксперименты будут проводить космонавты Олег Артемьев, который также является специальным корреспондентом ТАСС на МКС, и Денис Матвеев. Полученные образцы 3D-печати будут возвращены на Землю, чтобы специалисты могли проверить характеристики изделий.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!