Вопрос (скорее всего дурацкий) о торможении об атмосферу

Автор Gadgeteer, 18.08.2005 22:46:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

Да,там же можно посмотреть двхкратное вхождение в атмосферу при возвращении  с Луны - достаточно всесто геометрии Аполло вставить геометрические параметры Союза, которые есть там же, так же хорошо смотрится вход с орбиты Фобоса в атмосферу Марса.

ratman

Цитироватьобещанная чудо-формула
Ну, наконец-то специалист появился  :)

И сразу же вопрос :) Я в свое время возился с вопросом оптимального управления и пытался найти оценочную модель для а/д коэффициентов на трансзвуке и гиперзвуке. Поскольку задачу все-так хотелось решить аналитически, модель нужна была относительно простая. Ничего подходящего так и не нашел...

Может подскажете ? ;)
Quem Deus vult perdere, prius dementat

ratman

Цитироватьhttp://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=23611

Вот простенькая программка
Это только у меня она не разархивируется ? Киньте кто-нибудь нормальный архив, пжлст...
Quem Deus vult perdere, prius dementat

AlexB14

Цитировать
ЦитироватьКА, имеющий аэродинамическую форму, возвращается от Луны (11км/с). Надо потерять 3 км/с и выйти на орбиту. Обязательно ли иметь ТЗП для потери такой скорости?  :?:
Если аппарат Очень Большой с низкой плотностью, то "теплозащита" может быть минимальной. :)

 Баки от РБ долетают до земли иногда.
Ну, я так понял этот ответ, что всё же без ТЗП вернуться с Луны на орбиту не получиться. Таким образом, если мы на частично многоразовом КлиперЛайт пытаемся делать экспедиции посещения по маршруту МКС-ЛОС-МКС, то в многоразовую составляющую КК должны входить капсула и двигатели. В одноразовую составляющую следует включать баки с горючим и некоторый минимум ТЗП. Ну, заменить баки с горючкой, если они будут доставлены грузовиком на МКС проблем не составит. А вот как менять ТЗП, пусть даже доставленную тем же грузовиком? Очевидно, надо заняться плагиатом и позаимствовать идею РККЭ о сменных фюзеляжах. :wink: С другой стороны, теряя в атмосфере 3 км/сек мы будем иметь достаточно большой аппарат, если не скинем пустые баки. И плотность будет низкая - баки-то пустые. Ну, так может всё-таки получится? А, Ворон? Как думаешь?
Errare humanum est

X

ЦитироватьИ сразу же вопрос :) Я в свое время возился с вопросом оптимального управления и пытался найти оценочную модель для а/д коэффициентов на трансзвуке и гиперзвуке. Поскольку задачу все-так хотелось решить аналитически, модель нужна была относительно простая. Ничего подходящего так и не нашел...

вообще-то говоря для нахождения аэродинамических характеристик  неплохо было б  посчитать обтекание тела.  В докомпьютерную эпоху обходились приближенными моделями обтекания сферы, клина-конуса, тонкого крыла и тд. В сочетании с экспериментальными данными это давало "универсальные" формулы для АДХ актуальных форм.  В книжках кое-где еще сохранились полуэмпирические загогулины для обсчета сфероконусов или "фар" под различными углами.
Более общие задачи на аналитическое решение не претендуют. Особенно если из аппарата торчат крылья и хвосты. Особенно на трансзвуке - тут огромное многообразие случаев.  Конечно полуэмпирические формулы есть и для них , но их количество так и не перешло в качество.
Единственный луч света - гиперзвуковые случаи , M>>1. Как правило это уже М>5-8. Здесь задача вырождается и распределение давления по поверхности можно рассчитать "по ньютону",  P~(cos(tet))^2 . Тета - угол между нормалью к поверхности и вектором скорости набегающего потока. То есть достаточно знать геометрию и можно легко вычислить АДХ аппарата в любой ориентации. Это самый тупой и универсальный способ , годится для довольно фигуристых тел и дает вменяемую точность.  Лишь бы всюду был гиперзвук.  
Пишется простенькая программка , считается зависимость , например качества от угла атаки ,  записывается в виде таблицы нужной точности и используется в других программах. Эстеты могут приблизить ее гладкой функцией.

Ворон

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьКА, имеющий аэродинамическую форму, возвращается от Луны (11км/с). Надо потерять 3 км/с и выйти на орбиту. Обязательно ли иметь ТЗП для потери такой скорости?  :?:
Если аппарат Очень Большой с низкой плотностью, то "теплозащита" может быть минимальной. :)

 Баки от РБ долетают до земли иногда.
Ну, я так понял этот ответ, что всё же без ТЗП вернуться с Луны на орбиту не получиться. Таким образом, если мы на частично многоразовом КлиперЛайт пытаемся делать экспедиции посещения по маршруту МКС-ЛОС-МКС, то в многоразовую составляющую КК должны входить капсула и двигатели. В одноразовую составляющую следует включать баки с горючим и некоторый минимум ТЗП. Ну, заменить баки с горючкой, если они будут доставлены грузовиком на МКС проблем не составит. А вот как менять ТЗП, пусть даже доставленную тем же грузовиком? Очевидно, надо заняться плагиатом и позаимствовать идею РККЭ о сменных фюзеляжах. :wink: С другой стороны, теряя в атмосфере 3 км/сек мы будем иметь достаточно большой аппарат, если не скинем пустые баки. И плотность будет низкая - баки-то пустые. Ну, так может всё-таки получится? А, Ворон? Как думаешь?

 Получится, почему нет? :)
 Кстати, интересно, какая ТЗП у современных боеголовок. Они имеют алюминевый корпус, остроконечные, а ТЗП - нечто вроде "чёрной краски".
 Интересно, что это и какова его масса. :)
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

Ворон

Цитировать
Цитироватьобещанная чудо-формула
Ну, наконец-то специалист появился  :)

И сразу же вопрос :) Я в свое время возился с вопросом оптимального управления и пытался найти оценочную модель для а/д коэффициентов на трансзвуке и гиперзвуке. Поскольку задачу все-так хотелось решить аналитически, модель нужна была относительно простая. Ничего подходящего так и не нашел...

Может подскажете ? ;)

 ratman, вы бы чем пополезнее занялись, книжицу по физике почитайте и т. п.

 Знаете, ratman, такая была история при разработке боеголовок для МБР. ;)
 Сперва боеголовки хотели делать остроносыми, но понадобилась массивная теплозащита. Тогда сделали тупоносые боеголовки, при этом Перегрузка Выросла Очень Значительно, а вот Тепловой Поток Уменьшился.
 Площадь поперечного сечения тут была Одинаковая, разумеется, Cx=0 и масса тоже одинаковая. ;)
 Ударная волна отодвинулась от боеголовки и ей стало передаваться меньше тепла.

 Интересно, как это соотносится с вашей Гениальной Фигнёй, а ratman? ;)  :D
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

ratman

ЦитироватьБолее общие задачи на аналитическое решение не претендуют. Особенно на трансзвуке - тут огромное многообразие случаев.  Конечно полуэмпирические формулы есть и для них , но их количество так и не перешло в качество.
Это обьясняет то факт, что я ничего для себя подходящего так и не нашел :)

Видимо, надо было действительно, задать характерные параметры для дозвука и гиперзвука,  и выбрать зависимость на трансзвуке "от балды". Тем более, что меня не столько интересует конкретная цифра, сколько характерные особенности управления...

К слову о характерных параметрах - еще один вопрос, раз уж вы попались :)  Есть ли хоть какие-то методы для оценки высоты и характерной ширины "пика" для коэффициентов на трансзвуке ? (Хотя, подозреваю, ответ будет отрицательным  8)).

Заранее спасибо.
Quem Deus vult perdere, prius dementat

X

Цитировать
Цитироватьhttp://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=23611

Вот простенькая программка
Это только у меня она не разархивируется ? Киньте кто-нибудь нормальный архив, пжлст...

Архив два года там лежал... Теперь все Ок.
http://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=23611

Как видно из моделирования, при двухкратном входе в атмосферу после облета Луны действительно на СА Союза и Аполло можно уложиться по перегрузке в пределах 5g, а поскольку на Союзе обмазка, то проблемы переизлучения внутрь от теплозащиты между 1 и 2-м  вхождениями в атмосферу не должна быть острой.

Еще. в программке задается неизменный угол атаки при прохождении атмосферы, по уму надо бы вращение по крену сделать; так что задаваемый угол атаки надо понимать как усредненый для вращающегося СА Союза или Аполло.

Ворон

Реальное обтекание достаточно сложного тела вообще не моделируется, только оценочно.

 Для Бурана даже запускали модельку для проверки всех параметров, Бор-5 вроде, если не ошибаюсь. :)
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

Игорь Суслов

Цитировать
ЦитироватьИ сразу же вопрос :) Я в свое время возился с вопросом оптимального управления и пытался найти оценочную модель для а/д коэффициентов на трансзвуке и гиперзвуке.
В докомпьютерную эпоху обходились приближенными моделями обтекания сферы, клина-конуса, тонкого крыла и тд. В сочетании с экспериментальными данными это давало "универсальные" формулы для АДХ актуальных форм.  В книжках кое-где еще сохранились полуэмпирические загогулины для обсчета сфероконусов или "фар" под различными углами.
....
Пишется простенькая программка , считается зависимость , например качества от угла атаки ,  записывается в виде таблицы нужной точности и используется в других программах. Эстеты могут приблизить ее гладкой функцией.
Я предлагал, в свое время, ratman'у такую эмпирику - не понравилось :) Вот, кстати: http://www.geocities.com/igor_suslov/ADK.XLS (200К)
Спасибо не говорю, - уплачено...

Дмитрий В.

ЦитироватьЯ предлагал, в свое время, ratman'у такую эмпирику - не понравилось :) Вот, кстати: http://www.geocities.com/igor_suslov/ADK.XLS (200К)
Что-то Су великоват? М.б. из-за малой характерной площади? Я в свое время пользовался аналитическими зависимостями Сх и производной Су по углу атаки для Титан-2 (книга "Оптимизация баллистических ракет по эффективности", автор, ЕМНИП, Кузнецов А.А.).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ratman

ЦитироватьАрхив два года там лежал... Теперь все Ок.
Угумс. Спасибо.
Quem Deus vult perdere, prius dementat

ratman

ЦитироватьЯ предлагал, в свое время, ratman'у такую эмпирику - не понравилось :)
Хотелось чего-то возвышенного :)
Quem Deus vult perdere, prius dementat

Игорь Суслов

Цитировать
ЦитироватьЯ предлагал, в свое время, ratman'у такую эмпирику - не понравилось :) Вот, кстати: http://www.geocities.com/igor_suslov/ADK.XLS (200К)
Что-то Су великоват?
Ну дык это моя оплошность :) Это не впрямую Су, а Cy' = d(Cy)/d(alfa), т.е. грубо говоря, Сy = Cy' х alfa, при малых углах атаки. При этом, конечно, Сy, который стоит в формуле F=Cy * Q * Sm, где Q - скоростной напор, будет меньше Cy'.
Кроме того, характерная площадь, рассматриваемая в этих эмпирических формулах - площадь миделя, а не осевого среза ракеты.
Спасибо не говорю, - уплачено...

Игорь Суслов

Цитировать
ЦитироватьЯ предлагал, в свое время, ratman'у такую эмпирику - не понравилось :)
Хотелось чего-то возвышенного :)
Ну, у меня в эмпирике тоже, вроде, элементарная математика :) Любишь работать с рядами? Разложи эмпирику в ряд :)
Спасибо не говорю, - уплачено...

Дмитрий В.

ЦитироватьКроме того, характерная площадь, рассматриваемая в этих эмпирических формулах - площадь миделя, а не осевого среза ракеты.
Ну, зачастую площадь характерного сечения вещь вообще условная, например, для 11ф36, да и для Буран-Т вообще принималась равной 170 кв.м. (ЕМНИП, конечно), что не совпадает ни с площадью крыла 11ф35, ни с площадью миделя и (опять же ЕМНИП) перекочевала с Н-1.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Игорь Суслов

ЦитироватьНу, зачастую площадь характерного сечения вещь вообще условная...
Естественно. Но чем "более она условна", тем более непонятна. А площадь миделя или площадь крыла как-то роднее :)
Кстати, до недавнего времени (!) считал, что площадь миделя, должна писАться как "... Миделя", по имени человека, открывшего эту площадь :) , типа, чисел Рейнольдса, Кнудсена, Маха, Эйлера :) Оказалось, все проще:
МИДЕЛЕВОЕ СЕЧЕНИЕ (мидель) (от голл. middel — средний), для движущегося в воде или воздухе тела (напр., торпеды, корпуса судна, фюзеляжа самолёта, ракеты) — наибольшее по площади сечение этого тела плоскостью, перпендикулярной направлению движения. К площади М. с. обычно относят действующую на тело силу сопротивления. Под площадью М. с. понимают ещё площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную направлению его движения.
Спасибо не говорю, - уплачено...

Дмитрий В.

ЦитироватьОказалось, все проще:
МИДЕЛЕВОЕ СЕЧЕНИЕ (мидель) (от голл. middel — средний), для движущегося в воде или воздухе тела (напр., торпеды, корпуса судна, фюзеляжа самолёта, ракеты) — наибольшее по площади сечение этого тела плоскостью, перпендикулярной направлению движения.
Хм... А я всегда думал, что перпендикулярной продольной оси ЛА, т.к. это сечение постоянно, тогда как из приведенного Вами определения следует, что площадь миделя может изменяться в зависимости от угла атаки.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Игорь Суслов

Цитировать
ЦитироватьОказалось, все проще:
МИДЕЛЕВОЕ СЕЧЕНИЕ (мидель) (от голл. middel — средний), для движущегося в воде или воздухе тела (напр., торпеды, корпуса судна, фюзеляжа самолёта, ракеты) — наибольшее по площади сечение этого тела плоскостью, перпендикулярной направлению движения.
Хм... А я всегда думал, что перпендикулярной продольной оси ЛА, т.к. это сечение постоянно, тогда как из приведенного Вами определения следует, что площадь миделя может изменяться в зависимости от угла атаки.
Это не мое определение.
Я, как и Вы, ТВЕРДО уверен, что площадь миделя не меняется от угла атаки и является "наибольшим по площади сечением ЛА плоскостью, перпендикулярной ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ЛА.
А вышеупомянутое определение ... хм ... наверное, один из частных случаев :)  :D  :twisted:
Спасибо не говорю, - уплачено...