Вопрос (скорее всего дурацкий) о торможении об атмосферу

Автор Gadgeteer, 18.08.2005 22:46:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Gadgeteer

Уважаемые форумчане!
Размышляя о проблемах космонавтики, никак не смог понять, почему при спуске СА в атмосферу для нейтрализации проблемы разогрева при торможении не используется принцип "нырнул-вынырнул-охладился-нырнул" и т.д.
Положим, СА входит в самые верхние слои атмосферы, гасит некоторую часть скорости, разогревается. Тут он выпускает крылышки (или меняет их геометрию), поднимается повыше, остывает, ныряет поглубже, и т.д. Таким образом, его скорость всегда сообразуется с плотностью атмосферы и превращается не в кучу тепловой энергии одним непрерывным процессом, а медленно расходуется на разогрев/подъем аппарата/разогрев снова и т.д. Это ведь решило бы кучу проблем (и спасло бы немало жизней) ?
Извините, если групость, (принцип-то "на поверхности лежит") но очень хочется понять, что здесь не так?

Agent

Непосредственно на нагрев ТЗП уходит очень мало накопленной кинетической энергии. Грееться атмосфера (в ударной волне) и переизлучает. Трение играет заметную роль токо на кромках.
Проблема не в нагреве, а во времени этого нагрева. Быстрее тормозить гораздо практичнее. Но допустимые перегрузки накладывают минимальный лимит.

Ну и просто физически нельзя вынырнуть на время (с круговой орбиты), достаточное для остывания.

X

Хотя на "Зондах" ныряли в атмосферу дважды  :D

Agent

ЦитироватьХотя на "Зондах" ныряли в атмосферу дважды  :D
Типа чтоб остыть? :) неа - эт потому что заходили на посадку через южное полушарие (иначе на территории СССР не сесть)

X


X

ЦитироватьНепосредственно на нагрев ТЗП уходит очень мало накопленной кинетической энергии. Грееться атмосфера (в ударной волне) и переизлучает. Трение играет заметную роль токо на кромках.
Проблема не в нагреве, а во времени этого нагрева. Быстрее тормозить гораздо практичнее. Но допустимые перегрузки накладывают минимальный лимит.

Ну и просто физически нельзя вынырнуть на время (с круговой орбиты), достаточное для остывания.

Спасибо! То есть, если некий плоский объект входит в атмосферу с огромной скоростью и движется строго по своей продольной оси, то его передняя кромка греется от трения, а верхняя и нижняя грани - от переизлучения атмосферы? Жаль, значит, единственный выход - либо совершенствовать плитки, либо, эх, не будем о запасе дельты скорости...

ratman

Цитироватьпочему при спуске СА в атмосферу для нейтрализации проблемы разогрева при торможении не используется принцип "нырнул-вынырнул-охладился-нырнул" и т.д....
Извините, если групость, (принцип-то "на поверхности лежит") но очень хочется понять, что здесь не так?
Вопрос совершенно не дурацкий, а наоборот, довольно интересный :)

В двух словах, дело вот в чем: после каждого нырка в атмосферу, корабль потеряет часть скорости. В результате, при следующем нырке он наберет бОльшую вертикальную скорость и провалится глубже в атмосферу.

Так вот, если все аккуратно посчитать, то получится, что при этом тепловой поток значительно ВЫРОСТЕТ. Низкая скорость входа не менее опасна, чем высокая.

Если хотите убедиться, возмите ReentryModel и поиграйтесь:
http://www.geocities.com/levinkirill/SpaceModel/rus/
(вместо теплового потока можете смотреть на перегрузку - они в первом приближении пропорциональны)

У вас получатся примерно вот такие траектории:
http://www.geocities.com/levinkirill/Misc/trajectory.html

А вот примерная зависимость максимальной перегрузки от начальной скорости входа для аппаратов с различным а/д качеством:
http://www.geocities.com/levinkirill/Misc/accel.html
Например, для Cy=0, при скорости входа, близкой к орбитальной - около 8 g. При скорости 6000 м/с - около 11 g. С тепловым потоком будет примерно то же самое...



P.S. Что интересно, как правило, максимальная перегрузка очень слабо зависит от массы/площади/коэффициента лобового сопротивления аппарата - только от а/д качества ;)
Quem Deus vult perdere, prius dementat

X

Странно, а ссылки не работают.
а где эту программу можно скачать ещё?

Или  аналогичные программы.

Удачи!

Ворон

Цитировать
Цитироватьпочему при спуске СА в атмосферу для нейтрализации проблемы разогрева при торможении не используется принцип "нырнул-вынырнул-охладился-нырнул" и т.д....
Извините, если групость, (принцип-то "на поверхности лежит") но очень хочется понять, что здесь не так?
Вопрос совершенно не дурацкий, а наоборот, довольно интересный :)

В двух словах, дело вот в чем: после каждого нырка в атмосферу, корабль потеряет часть скорости. В результате, при следующем нырке он наберет бОльшую вертикальную скорость и провалится глубже в атмосферу.

Так вот, если все аккуратно посчитать, то получится, что при этом тепловой поток значительно ВЫРОСТЕТ. Низкая скорость входа не менее опасна, чем высокая.

Если хотите убедиться, возмите ReentryModel и поиграйтесь:
http://www.geocities.com/levinkirill/SpaceModel/rus/
(вместо теплового потока можете смотреть на перегрузку - они в первом приближении пропорциональны)

У вас получатся примерно вот такие траектории:
http://www.geocities.com/levinkirill/Misc/trajectory.html

А вот примерная зависимость максимальной перегрузки от начальной скорости входа для аппаратов с различным а/д качеством:
http://www.geocities.com/levinkirill/Misc/accel.html
Например, для Cy=0, при скорости входа, близкой к орбитальной - около 8 g. При скорости 6000 м/с - около 11 g. С тепловым потоком будет примерно то же самое...



P.S. Что интересно, как правило, максимальная перегрузка очень слабо зависит от массы/площади/коэффициента лобового сопротивления аппарата - только от а/д качества ;)

 ratman выдал Совершенно Гениальную Фигню!!!!  :D

 ТЕПЛОВОЙ ПОТОК НЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ НИКАК!!!!  :D

 Представим себе одно и то же тело, но с плотностью различающейся в несколько раз, эдакую "пустую" сферу и сферу металлическую.
 Пустая сфера затормозит на большой высоте - многочисленны случаи падения на землю пустых сферических баков от разгонных блоков.
 Тяжелая сфера пролетит до плотных слоёв атмосферы, разумеется тепловой поток на ней будет больше, потому как площадь меньше. :)

 "Ныряние" не используют по причине сложности его, не надо забывать о том, что "фара" придумана для возвращения с Луны, когда без неё было не обойтись. :)
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

Ворон

Цитировать
ЦитироватьНепосредственно на нагрев ТЗП уходит очень мало накопленной кинетической энергии. Грееться атмосфера (в ударной волне) и переизлучает. Трение играет заметную роль токо на кромках.
Проблема не в нагреве, а во времени этого нагрева. Быстрее тормозить гораздо практичнее. Но допустимые перегрузки накладывают минимальный лимит.

Ну и просто физически нельзя вынырнуть на время (с круговой орбиты), достаточное для остывания.

Спасибо! То есть, если некий плоский объект входит в атмосферу с огромной скоростью и движется строго по своей продольной оси, то его передняя кромка греется от трения, а верхняя и нижняя грани - от переизлучения атмосферы? Жаль, значит, единственный выход - либо совершенствовать плитки, либо, эх, не будем о запасе дельты скорости...

 Не переживайте, "нырять" можно, но сложно, как я уже сказал. :)

 До ratman-а не доходит почему перегрузка при 6 км/с выше, чем на орбитальной скорости. Если аппарат войдёт на орбитальной скорости по крутой траектории, то перегрузка будет выше, чем на 6 км/с, но такого, как правило, не бывает в реальных случаях. :)
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

X

Однако, позвольте все таки выразить непонимание вот каким фактом. Возьмем самолет. Подъемная сила, создаваемая его крылом, с легкостью поднимает его с самого дна атмосферного "океана" при скоростях, когда нагрев от трения еще почти незаметен. Как мне кажется, крылатый СА, попав в самые верхние слои атмосферы, должен скорее "подпрыгнуть", чем учпеть разогреться от трения. Но это на мой дилетантский взгляд. Или на гиперзвуковых скоростях все не так просто?

Agent

На 12 махах в плотных слоях температура плазмы достигнет 8тыщ градусов. Долго лететь не получиться
На 8 махах - уже в 2 раза меньше

X

Давайте потолкуем еще об одном: то, что метеоры и части КК разогреваются и сгорают от трения, известно всем (это читаешь и слышишь ежедневно). Но еще лет 100 назад Эсно-Пельтри подчеркивал, что нагревание от трения невелико, а основной вклад в тепловой баланс происходит от СЖАТИЯ ВОЗДУХА.
Что на это скажете?

ratman

ЦитироватьСтранно, а ссылки не работают.
а где эту программу можно скачать ещё?
Какой-то временный глюк - все работает, только что проверил... Попробуйте еще раз.
Quem Deus vult perdere, prius dementat

ratman

Цитироватьratman выдал Совершенно Гениальную Фигню!!!!  :D
Без хамства не можем ? Новый ник жмет ?  :evil:

ЦитироватьТЕПЛОВОЙ ПОТОК НЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ НИКАК!!!!  :D
Читать надо внимательнее. Для ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ТЕЛА они оба пропорциональны динамическому давлению.

Когда-то давно я уже выкладывал грубые оценки для всего этого безобразия (там все на пальцах для детского сада, так что ногами не пинать):
http://www.geocities.com/levinkirill/Misc/landing.html
Quem Deus vult perdere, prius dementat

ratman

ЦитироватьДо ratman-а не доходит почему перегрузка при 6 км/с выше, чем на орбитальной скорости.
Пока что до меня доходит, что пора опять звать Шина и банить тебя нафиг - на этот раз по IP. Достал ты своими наездами...
Quem Deus vult perdere, prius dementat

ratman

ЦитироватьОднако, позвольте все таки выразить непонимание вот каким фактом. ..Как мне кажется, крылатый СА, попав в самые верхние слои атмосферы, должен скорее "подпрыгнуть", чем учпеть разогреться от трения.
Агент совершенно прав - дело в температуре. Температура пропорциональна V^2 (мера средней энергии молекул). А динамическое давление (от которого зависят а/д силы) - пропорционально rho*V^2, где rho - плотность воздуха. Если плотность мала, то для достижения той же подъемной силы нужны запредельные скорости и температуры.

Как более близкий пример - SR-71 Blackbird. Как известно, при крейсерском полете на больших высотах он грелся так, что ему пришлось делать два корпуса - внешний и внутренний...
Quem Deus vult perdere, prius dementat

ARKTUR

Цитировать
ЦитироватьСтранно, а ссылки не работают.
а где эту программу можно скачать ещё?
Какой-то временный глюк - все работает, только что проверил... Попробуйте еще раз.

Попробовал - не работает.
Говорят, что у кого-то есть модель в Excel-e.
Пришлите, пожалуйста!!!
Удачи!

Ворон

Цитировать
Цитироватьratman выдал Совершенно Гениальную Фигню!!!!  :D
Без хамства не можем ? Новый ник жмет ?  :evil:

ЦитироватьТЕПЛОВОЙ ПОТОК НЕ ЗАВИСИТ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ НИКАК!!!!  :D
Читать надо внимательнее. Для ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ТЕЛА они оба пропорциональны динамическому давлению.

Когда-то давно я уже выкладывал грубые оценки для всего этого безобразия (там все на пальцах для детского сада, так что ногами не пинать):
http://www.geocities.com/levinkirill/Misc/landing.html

 ratman, "для одного и того же тела", а ещё траектория входа должна быть определённая и т. п. ;)
 Представим, например, что тело входит на первой космической Вертикально в атмосферу... ;)

 Фигня остаётся Фигнёй, ratman...  :D
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

Ворон

Цитировать
ЦитироватьДо ratman-а не доходит почему перегрузка при 6 км/с выше, чем на орбитальной скорости.
Пока что до меня доходит, что пора опять звать Шина и банить тебя нафиг - на этот раз по IP. Достал ты своими наездами...

 ratman вы себя "крысочеловеком" назвали совершенно верно, я вам ничего не подсказывал... ;)

 Насколько мне известно, ratman, вы обитаете в США а "бывшие русские", насколько я их знаю, обладают повышенной спесью...  :D
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...