50 лет со дня запуска корабля «Союз-11» / Памяти экипажа корабля «Союз-11»

Автор konti, 06.06.2021 08:35:08

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

konti

https://www.roscosmos.ru/31362/
Цитата50 лет со дня запуска корабля «Союз-11» (06.06.2021):










50 лет назад, 6 июня 1971 года, с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Союз» на околоземную орбиту был выведен транспортный пилотируемый корабль «Союз-11». На его борту -- экипаж в составе командира подполковника Георгия Тимофеевича Добровольского, бортинженера Владислава Николаевича Волкова и инженера-испытателя Виктора Ивановича Пацаева.
Выход на околоземную орбиту, сближение и стыковка с первой долговременной орбитальной станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, и 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите. Выполненные задачи космонавтами сделали работу экспедиции плодотворной, добавив несколько успехов в «копилку» исследований космического пространства Советским Союзом.
Первой экспедицией, которая должна была посетить станцию «Салют-1», был корабль «Союз-10» с Владимиром Александровичем Шаталовым, Алексеем Станиславовичем Елисеевым и Николаем Николаевичем Рукавишниковым. Старт корабля был выполнен 24 апреля 1971 года, на участке автономного полета экипаж корабля отработал программу сближения с помощью системы «Игла» и на 18-м витке совершил ручное причаливание к «Салюту». После касания произошел механический захват активного стыковочного агрегата корабля, но последующий этап стягивания остановился из-за динамических колебаний «Союза». В результате нерасчетных нагрузок на привод стыковочной штанги нарушилось функционирование рычагов стыковочного узла корабля, что привело к невозможности стыковки и перехода экипажа на борт станции. Дальнейшие попытки расстыковки блокировались станцией, и только через 5 часов совместного с наземной группой управления анализа ситуации корабль смог отстыковаться по команде штатной расстыковки.
В связи с данной ситуацией было принято решение запустить следующий экипаж в июне 1971 года на корабле «Союз-11». Экипаж Георгия Добровольского готовился к полету в качестве дублирующего. За несколько суток дублеры заменили космонавтов основного экипажа. Старт корабля «Союз-11» с космонавтами был осуществлен 6 июня 1971 года.
Цитата: undefinedИз дневника Георгия Добровольского:
«6 июня 1971 г. 8 ч 24 мин 57 с. Участок выведения прошли нормально. Движение устойчивое. Отлично ощущаются все колебания и вибрации. Колебания небольшие. Перед отделением последней ступени нарастают перегрузки. Затем -- хлопок и сразу -- тишина, светло в кабине. Часы и ,,Глобус" (прибор для ориентации космического аппарата по звёздам) начинают идти не сразу -- спустя несколько секунд.
Сразу после отделения -- много пыли. Собирать ее лучше при работающем вентиляторе влажной салфеткой. Сетка вентилятора временами прогибается внутрь, и крыльчатка задевает за сетку. Выключали вентилятор и нажатием пальцев отгибали сетку. Слышны щелчки коммутатора оперативной телеметрии... Дважды входили в связь с Землей.
В 11 ч. 43 мин. 35 с. приняли сообщение ТАСС о выведении. На борту все в порядке. Все чувствуют себя нормально. После отделения ощущение дискомфорта заключалось в том, что твою голову как бы кто-то хочет вытянуть из шеи. Чувствуется напряжение мышц под подбородком, утяжеление головы верхней части и затылочной, кажется, что за головой тянутся верх и внутренности. При фиксации тела в кресле это явление уменьшается, но не пропадает. В этом случае тяжелеет лобная и затылочная части головы. Живот как бы подсасывает вверх.
К движению руками, ощущению всего, с чем приходится работать, к динамике всего тела... привыкаешь сразу».
Впервые на борт научной орбитальной станции транспортным кораблем был доставлен экипаж. С этого времени в космосе стала функционировать первая пилотируемая орбитальная научная станция. Командир станции Георгий Добровольский доложил на Землю о начале работы экипажа на борту «Салюта». Начались космические будни, во время которых скучать космонавтам не приходилось. Программа каждого дня на борту была наполнена самыми разными экспериментами.
8 июня экипажем была осуществлена первая коррекция, в результате чего высота увеличилась в апогее на 22 км, в перигее -- на 29 км. На следующий день космонавты произвели настройку научной бортовой аппаратуры и законсервировали некоторые системы на корабле «Союз-11». Был успешно проверен ВШК (визир широкоугольный космонавта), который предназначен для ориентации по Солнцу и планетам. Кроме того, экипаж провел измерения уровня радиации на борту станции.
Программа первой длительной экспедиции на долговременную орбитальную станцию подходила к завершению. Был выполнен огромный объём экспериментов и исследований. Результаты работы: необходимые рабочие записи, документация, аппаратура, приборы -- укладывались в спускаемый аппарат. Итоги труда космонавтов ждали на Земле для дальнейшего их изучения. Космонавты пробыли на станции до 29 июня, экипаж справился со всеми проблемами, возникшими на борту станции, достиг высоких результатов и выполнил большое количество работ и исследований в космосе. Но при возвращении на Землю космонавты погибли.
Причиной страшной катастрофы стал открывшийся на высоте около 150 км от Земли вентиляционный клапан в спускаемом аппарате, предназначенный для поддержания системы жизнеобеспечения на борту. Его штатное открытие для выравнивания давления внутри аппарата должно было произойти в автоматическом режиме на высоте 4 километра от Земли. Перед тем как космонавты потеряли сознание, они предприняли все усилия, установили проблему и боролись до конца, но времени устранить ее не хватило....
После трагедии программа космических полетов была остановлена на более чем два года, а корабль «Союз» доработан. После разных модификаций «Союз» до сих пор является надежным космическим кораблем и безопасно доставляет российских космонавтов и иностранных астронавтов для проведения работ в космосе.

konti

Цитата06 июня 2021
Памятные даты
Сегодня 50 лет со дня старта корабля «Союз-11»:

6 июня 1971 года космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев на корабле «Союз-11» отравились в полет, обернувшийся страшной трагедией. Они были дублерами основного экипажа, которым командывал Алексей Леонов. За считанные дни до старта медкомиссия отстранила от полета бортинженера Валерия Кубасова, и весь экипаж Леонова, куда входил еще Петр Колодин, остался на Земле.
   
Перед Добровольским и его товарищами стояла ответственная задача - произвести стыковку с первой в мире  пилотируемой орбитальной станцией «Салют-1» . Раннее из-за проблем со стыковочным узлом на нее не смогли перейти Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников, которых доставил на орбиту «Союз-10». Этот корабль, также как и «Союз-11», отличался наличием стыковочного лаза, мог вмещать до трех космонавтов, при этом размеры кабины не позволяли им находиться в скафандрах.
Выход на орбиту, сближение и стыковка корабля «Союз-11» со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме. Однако при входе на станцию космонавты обнаружили, что вентиляционная система вышла из строя, ее пришлось чинить. Помимо этого, на 11-й день их пребывания на модуле произошло возгорание. Но даже в таких условиях Добровольскому, Пацаеву и Волкову удалось выполнить основной объем работ, провести эксперименты и научные исследования.
30 июня 1971 года экипаж возвращался на Землю. Связь с ним прервалась после входа космического корабля в плотные слои атмосферы. Космонавты погибли от резкого понижения давления в спускаемом аппарате. Гибель Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева стала самой страшной трагедией в истории отечественной космонавтики. Каждому из них посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза (Волкову - во второй раз). Урны с прахом погибших космонавтов захоронены в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.
После катастрофы последовал перерыв в запусках кораблей «Союз», длившийся более двух лет. За это время были разработаны дополнительные меры по обеспечению безопасности экипажей: изменили компоновку органов управления кораблем, приняли решение об обязательном использовании скафандров «Сокол» при выведении корабля на орбиту и при возращении космонавтов на Землю, экипажи сократили до двух человек, чтобы разместить обеспечивающее их безопасность оборудование. Полеты экипажей из трех космонавтов возобновились с конца 1980 годов на кораблях следующей модификации.
 
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото ЦПК

Liss

"Правда", 07.06.1971:

Вам недоступны вложения в этом разделе.

Вам недоступны вложения в этом разделе.

Вам недоступны вложения в этом разделе.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации


triage

Интересно - почему "к 16 часам совершил шесть витков", а не 5?

konti

Цитата: triage от 06.06.2021 18:32:48Интересно - почему "к 16 часам совершил шесть витков", а не 5?

50 лет назад в «Правде» было очень мало реальных новостей, в том числе и космических!


vjick

Цитата: konti от 06.06.2021 22:13:25
(вся книга в pdf (428 стр. + твердая обложка)

© 2008 Salyut - The First Space Station Triumph and Tragedy
Author: Ivanovich, Grujica S.

Обложка мягкая, как и все шпрингеровские книги этой серии.
Была еще в 2013 книга Виктора Унчикова "Звездопад", но она выходила столь малым тиражом, что найти ее практически невозможно. Вот здесь можно посмотреть оттуда главу о катастрофе: http://astronaut.ru/problems-biospace/Unchikov_catastrophe.pdf 
У автора, видимо, не было доступа к архивным сведениям, и его информация основана на открытых источниках.

Печально, что к юбилею такого события у нас ничего, похоже, не планируется.

konti

Цитата: vjick от 07.06.2021 12:06:48Печально, что к юбилею такого события у нас ничего, похоже, не планируется.
Мне кажется, что сегодня пропаганда в российской космонавтике, как это было в 1971 году,
 так же развита, как и 50 лет назад!

Люди, принимающие решения, не сильно изменились, изменилась только дата в календаре.

konti

https://www.roscosmos.ru/31676/

ЦитатаПамяти экипажа корабля «Союз-11».

Командир корабля «Союз-11» Добровольский Г.Т. во время тренировок в барокамере Командир корабля «Союз-11» Добровольский Г.Т. во время тренировок в барокамере
Старт космического корабля Старт космического корабля "Союз-11" с космодрома Байконур
Космический корабль Космический корабль "Союз-11" на месте приземления
Космический корабль Космический корабль "Союз-11" у бортовой площадки
Установка ракеты-носителя на стартовой площадке для запуска космического корабля «Союз-11» Установка ракеты-носителя на стартовой площадке для запуска космического корабля «Союз-11»
Стыковка космического корабля «Союз-11» с орбитальной станцией Стыковка космического корабля «Союз-11» с орбитальной станцией "Салют"
Экипаж космического корабля «Союз-11»: командир корабля Добровольский Г.Т., инженер-испытатель Пацаев В.И., бортинженер лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Волков В.Н. перед стартом Экипаж космического корабля «Союз-11»: командир корабля Добровольский Г.Т., инженер-испытатель Пацаев В.И., бортинженер лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Волков В.Н. перед стартом
Космонавт Волков В.Н. Космонавт Волков В.Н.
Командир космического корабля «Союз-11» подполковник Добровольский Г.Т. Командир космического корабля «Союз-11» подполковник Добровольский Г.Т.
Космонавты Добровольский Г.Т., Волков В.Н. и Пацаев В.И. с площадки лифта прощаются с провожающими перед стартом космического корабля «Союз-11» Космонавты Добровольский Г.Т., Волков В.Н. и Пацаев В.И. с площадки лифта прощаются с провожающими перед стартом космического корабля «Союз-11»
Рабочий отсек пилотируемой орбитальной научной станции «Салют». На снимке: пульт управления, кресла экипажа, люк в переходный отсек, связывающий «Салют» с транспортным космическим кораблем «Союз-11». Рабочий отсек пилотируемой орбитальной научной станции «Салют». На снимке: пульт управления, кресла экипажа, люк в переходный отсек, связывающий «Салют» с транспортным космическим кораблем «Союз-11».
Экипаж космического корабля «Союз-11» инженер-испытатель Пацаев В.И., командир Добровольский Г.Т. и бортинженер Волков В.Н. в кабине корабля-тренажера Экипаж космического корабля «Союз-11» инженер-испытатель Пацаев В.И., командир Добровольский Г.Т. и бортинженер Волков В.Н. в кабине корабля-тренажера
Экипаж космического корабля «Союз-11» космонавты Волков В.Н., Пацаев В.И. И Добровольский Г.Т. за обсуждением программы полёта Экипаж космического корабля «Союз-11» космонавты Волков В.Н., Пацаев В.И. И Добровольский Г.Т. за обсуждением программы полёта
Лётчики-космонавты Волков В.Н. и Добровольский Г.Т. за работой на борту орбитальной станции Лётчики-космонавты Волков В.Н. и Добровольский Г.Т. за работой на борту орбитальной станции "Салют". РГАНТД
Летчик-космонавт В.И. Пацаев в шлемофоне Летчик-космонавт В.И. Пацаев в шлемофоне
Инженер-испытатель КК «Союз-11» В.И. Пацаев Инженер-испытатель КК «Союз-11» В.И. Пацаев
Экипаж космического корабля «Союз-11» лётчики-космонавты В.Н. Волков, Г.Т. Добровольский и В.И. Пацаев (слева направо) Экипаж космического корабля «Союз-11» лётчики-космонавты В.Н. Волков, Г.Т. Добровольский и В.И. Пацаев (слева направо)
Лётчики-космонавты В.Н. Волков, Г.Т. Добровольский и В.И. Пацаев (слева направо) на предполетной пресс-конференции экипажа космического корабля «Союз-11» Лётчики-космонавты В.Н. Волков, Г.Т. Добровольский и В.И. Пацаев (слева направо) на предполетной пресс-конференции экипажа космического корабля «Союз-11»
Съемка горизонта и облачного покрова Земли, произведенная в районе Казахстана космонавтами Добровольским Г.Т., Волковым В.Н., Пацаевым В.И. во время полета на космическом корабле ''Союз-11'' Съемка горизонта и облачного покрова Земли, произведенная в районе Казахстана космонавтами Добровольским Г.Т., Волковым В.Н., Пацаевым В.И. во время полета на космическом корабле ''Союз-11''
Съемка горизонта и облачного покрова Земли, произведенная в районе Казахстана космонавтами Добровольским Г.Т., Волковым В.Н., Пацаевым В.И. во время полета на космическом корабле ''Союз-11'' Съемка горизонта и облачного покрова Земли, произведенная в районе Казахстана космонавтами Добровольским Г.Т., Волковым В.Н., Пацаевым В.И. во время полета на космическом корабле ''Союз-11''
Бортинженер корабля «Союз-11» Волков В.Н. в барокамере во время тренировок перед полетом Бортинженер корабля «Союз-11» Волков В.Н. в барокамере во время тренировок перед полетом
Бортинженер корабля «Союз-11» Волков В.Н. во время тренировки на центрифуге Бортинженер корабля «Союз-11» Волков В.Н. во время тренировки на центрифуге
Командир корабля «Союз-11» Добровольский Г.Т. во время тренировок в барокамере Командир корабля «Союз-11» Добровольский Г.Т. во время тренировок в барокамере
Старт космического корабля Старт космического корабля "Союз-11" с космодрома Байконур

Сегодня мир вспоминает троих героев -- космонавтов Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева. 30 июня 2021 года исполняется 50 лет со дня их гибели.

Экипаж Георгия Добровольского готовился к космическому полету в качестве дублирующего. За несколько суток дублеры заменили космонавтов основного экипажа, тем самым спасли жизни Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Петра Колодина. Старт корабля «Союз-11» был осуществлен 6 июня 1971 года.
Стыковка с первой в мире орбитальной станцией, переход экипажа на ее борт, расконсервация «Салюта-1», выполненные задачи космонавтами на околоземной орбите сделали работу экспедиции плодотворной, добавив несколько успехов в «копилку» исследований космического пространства Советским Союзом. Но при возвращении на Землю космонавты погибли.
Ровно полвека назад они в составе экипажа космического корабля «Союз-11» возвращались на Землю с орбиты после успешного выполнения программы космического полета. Внезапно на высоте около ста километров из-за конструктивного недостатка произошла разгерметизация космического корабля. Несколько секунд, прежде чем потерять сознание, космонавты пытались устранить поломку.
Экипаж определил, что у них «течет» клапан дыхательной вентиляции. Как установили позже, Виктор Пацаев пытался исправить положение. Космонавт сумел отстегнуть привязную систему, чтобы дотянуться до крана-«барашка» (для его закрытия нужно было сделать шесть с половиной оборотов), который был расположен прямо над его головой, но, к сожалению, не успел. Через несколько секунд давление внутри космического корабля упало, и космонавты погибли.

Гибель космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева является самой страшной трагедией за все время советско-российской космонавтики. Погибшие члены экипажа посмертно награждены званиями Героя Советского Союза. Ежегодно космонавты, работники ракетно-космической отрасли и люди, непричастные к космонавтике, вспоминают эту трагическую дату для нашей страны, свято помнят мужественных и отважных советских героев, которым близки понятия самопожертвование и верность своему делу. Они ценой своей жизни постигали космос.
Сегодня имена Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева означают для нас высокое мужество, верность своему долгу до последней секунды, профессионализм, смелость! Обращая свой взгляд к заре пилотируемой космонавтики, сегодняшнее поколение хранит память о подвиге экипажа «Союза-11».

hlynin

Я лично видел и слышал вход корабля в атмосферу. Думаю, этим немногие могут похвастать

konti

https://twitter.com/roscosmos/status/1410086706351644674
ЦитатаСегодня мы публикуем переговоры членов экипажа космического корабля «Союз-11» Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева с измерительным пунктом перед запуском: https://roscosmos.ru/31649/



Rifkat

я в тот день ехал с мамой в автобусе - сидели женщины и плакали, узнав о трагедии... Похороны смотрел по телевизору

Дрион покидает Землю

Старый

Я помню сообщение по радио "Без признаков жизни...".
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.