Сущность и организация научной деятельности

Автор sychbird, 30.04.2021 12:13:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

sychbird

Предлагаю здесь обсуждать успехи Сергея Брина. И продолжить дискуссию о феномене научного космополитизма  в более широком аспекте и историческом и содержательном. 

Вернуться так сказать к известной Ломоносовской традиции глаголения "о засилье немцев в Российской Академии Наук.  ;D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Для затравки начну с продвижения своей давней убежденности о том, что научная деятельность есть деятельность глубоко клановая. 

Это и исторически так установилось еще со жреческих времен, да и по содержательной сути своей: обмен новыми знаниями среди немногих, кто в теме и имеет возможность глубоко вникнуть , отражает специфику этой деятельности. В некоторые грустные времена для этой деятельности это сообщество по составу совпадало с составом грамотных.

Но это одна,  хоть и важнейшая часть научной деятельности. 
Вторая - собственно процесс добывания НОВОГО знания! Тут не совсем понятно откуда танцевать, то ли от греческих философских традиций, то ли от еще более ранних греческих. Но узость круга причастных и там и там  просматривается. ;)

Следующим, что надлежит оценить, уже относиться к организационной составляющей. 
Первая по времени организационной составляющей, ИМХО, было передача жизненного важных для конкретной цивилизации сведений в рамках религиозного культа. 
Тут двойственность - с одной стороны клановость служителей культа, с другой распространительно- образовательная часть через обряды в широкие массы.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Бертикъ

Я может быть что-то по жизни пропустил, но какое отношение к научной деятельности имеет Брин, а также жрецы и служители религиозных культов?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

sychbird

#3
Цитата: Бертикъ от 30.04.2021 17:55:48Я может быть что-то по жизни пропустил, но какое отношение к научной деятельности имеет Брин, а также жрецы и служители религиозных культов?
Ну Брин то никакого, а вот служители культа - прямое. В качестве доказательства могу привести наряд выпускников престижных универов.  :D
Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
Ну и пожалуй еще социальный статус Николая Коперника  и Грегона Менделя. 

Меня, честно говоря, в этой теме больше всего занимает эволюция форм организации научной деятельности. С моей точки зрения ее нынешнии Западные формы возвращаются к формам организации  орденских продвижений католической религии в нехрестианские страны.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

oby1

руководителем науки желательно назначать неименее пьющего друга, что бы смотря телевизор, не было невыносимо больно краснеть за него :-)

Бертикъ

Цитата: sychbird от 30.04.2021 19:26:28
Цитата: Бертикъ от 30.04.2021 17:55:48Я может быть что-то по жизни пропустил, но какое отношение к научной деятельности имеет Брин, а также жрецы и служители религиозных культов?
Ну Брин то никакого, а вот служители культа - прямое. В качестве доказательства могу привести наряд выпускников престижных универов.  :D
Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
Ну и пожалуй еще социальный статус Николая Коперника  и Грегона Менделя. 

Меня, честно говоря, в этой теме больше всего занимает эволюция форм организации научной деятельности. С моей точки зрения ее нынешнии Западные формы возвращаются к формам организации  орденских продвижений католической религии в нехрестианские страны.
А вот если член КПСС занимается научной деятельностью, значит ли это, что КПСС является научной организацией? Мне кажется, Вы подменяете понятия, т.е. изначально формулируете  несуществующую проблему.
Настоящей плодотворной научной деятельностью всю дорогу занимались и занимаются талантливые одиночки. При этом они могут быть "по основному образованию" и церковниками, и художниками, и графьями, и просто "бездельниками".
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 19:26:28Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
1. Какие в древней Греции монастыри?

2. О диспутах в средневековых монастырях и речи нет. Это, как бэ, вообще строго обратные понятия.
Диспут - это уже университеты. В монастырях (в библиотеках) наука лишь сохранялась, но даже не воспроизводилась.
Хотя в частной жизни тривиум и квадриум были востребованы в самые "темные" времена.
Не копать!

sychbird

Цитата: Бертикъ от 30.04.2021 20:49:34Настоящей плодотворной научной деятельностью всю дорогу занимались и занимаются талантливые одиночки. При этом они могут быть "по основному образованию" и церковниками, и художниками, и графьями, и просто "бездельниками".
Это было до тех пор, пока научная область деятельности не стала приносить регулярную прибыль и стала подотраслью экономической деятельности. Появился термин "научный работник". 


А экономика дама вполне структурированная. Вот варианты этой структуры меня и занимают в этой теме.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Цитата: Зомби. Просто Зомби от 30.04.2021 21:05:34
Цитата: sychbird от 30.04.2021 19:26:28Когда-то наука как вид деятельности рождалась в монастырях. В смысле та ее часть, которая касается передачи знаний от поколения к поколению и склонности к публичным диспутам и риторике.
1. Какие в древней Греции монастыри?

2. О диспутах в средневековых монастырях и речи нет. Это, как бэ, вообще строго обратные понятия.
Диспут - это уже университеты. В монастырях (в библиотеках) наука лишь сохранялась, но даже не воспроизводилась.
Хотя в частной жизни тривиум и квадриум были востребованы в самые "темные" времена.
Греческая философия это еще не наука.  Это пока еще только начало практики рационального дискурса о природе.

В Средние века большое значение имели диспуты христианских теологов с их иудейскими коллегами. Часто христианскую сторону представлял крещёный еврей, хорошо знакомый с талмудической литературой. Наиболее известны следующие диспуты:
Николай Коперник был монахом, как Грегор Мендель. 

Ну и сохранение знания это тоже одна из функций науки, как я и говори ранее.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Штуцер

ЦитироватьВ монастырях (в библиотеках) наука лишь сохранялась
А Мендель? 

Таковых было достаточно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Зомби. Просто Зомби

Цитата: Штуцер от 30.04.2021 22:15:39А Мендель?
А Мендель - это вообще уже почти двадцатый век.
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:15:191240... 1263 
Коллеж Сорбонна — Википедия (wikipedia.org)



ЦитироватьКолле́ж Сорбо́нна (фр. Collège de Sorbonne, школа господина Сорбонна) — знаменитая богословская школа в Париже, основанная в 1253 году
Не копать!

sychbird

Определенные организационные формы наука начала приобретать с появлением Британского королевского научного общества и созданием Европейских Университетов Нового времени. 

Такие имена как Декарт и Галилей еще не создавали единой  организованной межнациональной ткани.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

церковные школы


ЦитироватьНа протяжении V - XV вв. церковные школы сначала были единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы.

Школьное дело в V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. В варварских государствах повсеместно царили неграмотность и невежество. Жизнь едва теплилась в немногочисленных церковных школах. Говоря о подобном упадке, один из образованных свидетелей той эпохи писал: "Молодые люди не учатся. У преподавателей нет учеников. Наука ослабела и умирает".

Неграмотной была верхушка общества. Так, основатели династии Меровингов не умели даже писать по-латыни. При первых Каролингах (VIII в.) знать была неграмотной. Один из основателей династии, Карл Великий (742 - 814), оставался невеждой до30 лет.

Между тем потребность в грамотных чиновниках и священнослужителях увеличивалась.

Католическая церковь стремилась исправить положение. Духовные соборы в Оранже и Валенсе (529 г.), шестой Вселенский собор (681 г.) принимали обращения о необходимости создания школ. Но эти призывы были безрезультатны.

Инициировать развитие образования попытались светские власти. Заметную роль в этом сыграл создатель обширной империи Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов из Англии, Ирландии, Италии (Алкуин, Теодульф, Павел Диакон и др.). Монахи составили т. н. "Каролингский минускул" - легкочитаемое латинское письмо. Альбин Алкуин (735 - 804) подготовил для Карла "Письмо об изучении наук" и трактат "Всеобщее увещевание", где обосновывалась необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей.

Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Спустя два года он освоил латинскую грамоту и начала астрономии, стал сведущ в риторике и литературе. Карл вдохнул новую жизнь в созданную при Меровингах дворцовую школу. Ей было дано громкое имя "академия". Академия вела кочевой образ жизни, переезжая с места на место вместе с двором. Но основной резиденцией оставалась столица империи Аахен. Учениками были дети Карла, приближенных императора, высших лиц церкви. В виде исключения могли обучаться выходцы из более низких сословий. В Академии получали элементарное образование, а также изучали классическую латынь, теологию, римских авторов (Вергилий, Гораций, Цицерон, Сенека). Академия культивировала высокую по тогдашним меркам образованность. Вот как характеризовал в поэтической аллегории такую образованность монах Теодульф: "У корней древа познания сидит матерь познания грамматика. Ветви древа - риторика и диалектика. Тут же находятся логика и этика. На другой стороне древа - арифметика, геометрия с циркулем в руке, астрономия в диадеме с изображением неба и музыка, бряцающая на лире".

Карл был одним из первых крупных политических деятелей средневековой Европы, кто осознал роль школы как орудия государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях (787 и 789 гг.) приходам и епископствам предписывалось открывать школы для всех сословий, где учили бы "символу веры и молитвам". Это была, по сути, одна из первых попыток организовать в Европе обязательное и бесплатное элементарное обучение.

Но результата акции Карла не дали. Вскоре после его кончины перестала существовать дворцовая школа. Среди светских феодалов вновь возобладало отрицательное отношение к книжной культуре и образованности. Островками знания в море невежества остались церковные школы. Тем не менее начало было положено. Не случайно и сегодня во Франции как школьный праздник отмечают "День святого Карла" в память о просветительской деятельности одного из первых королей франков.

В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.

Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны прежде всего высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики и юноши (в малых школах - 7 --10-летние, в больших школах - более взрослые).

В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.

Епископальные (кафедральные) школы до IX в. являлись ведущим типом церковных учебных заведений. Наиболее известными были школы в Сен-Дени, Сен-Жермене, Туре, Фонтенеле (Франция), Утрехте (нынешние Нидерланды), Люттихе (современная Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других.

В течение IX в. школы при епископствах и кафедральных соборах переживают упадок. В числе причин этого можно назвать разорительные набеги норманнов, конкуренцию монастырских школ. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Например, во Франции вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). В числе основателей этих школ можно указать Лефранка (1005- 1089).

Среди создателей первых монастырских школ средневековья выделялся Кассиодор. В монастыре, настоятелем которого он был, работала школа с библиотекой.

Заметно отличались монастырские школы Англии и Ирландии. Последняя слыла у современников "островом ученых". Ирландские и английские монахи (среди наиболее известных - Алкуин) создали довольно обширную учебную литературу по грамматике, стихосложению, астрономии, арифметике, истории и литературе, участвовали в школьных реформах континентальной Европы (Алкуин, например, как уже сказано, был ближайшим советником Карла Великого)

Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были учреждены орденом анахоретов. Орден был создан монахом Бенедиктом Нурсийским (480 - 533) в 529 г. Это событие выглядело ответом на призыв соборов глав католической церкви к открытию школ. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членов ордена. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков ("посвященные дети") на попечение ученых монахов. Затем было организовано и обучение мирян, т.е. внешняя школа. Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетия стала единственным языком ученых и преподавания.

В течение шести веков монастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебными заведениями такого типа. В конце VIII в., например, в Западной Европе существовало до 15 тыс. монастырей св. Бенедикта, при каждом из которых действовала школа. Особую известность приобрели в это время школы бенедиктинцев в Рогенсбурге, Тюрлингене, Гессене (Германия).

К XIII в. влияние бенедиктинцев на духовную жизнь падает. Средневековое общество справедливо обвиняло многих членов ордена в разврате и излишествах.

Первенство в организации монастырских школ захватил орден капуцинов - францисканцев (создан в 1212 г.) и доминиканцев (создан в 1216 г.). У капуцинов обучались по преимуществу дети высших сословий. Во главе учебных заведений ордена стояли видные богословы - Роджер Бэкон (ок. 1214--1292), Фома Аквинский (1225/26--1274).

Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. В них изучали Библию, богословскую литературу. Так, в школах повышенного типа, руководствуясь установками христианского аскетизма и благочестия, предпочитали изучать /Сенеку, а не Цицерона, Катона, а не Эзопа или Вергилия и т. д. "Для вас достаточно священных поэтов. Нет основания загрязнять умы излишествами стихов Вергилия", - говорил Алкуин своим учениками кафедральной школы в Туре
Не копать!

sychbird

Ну бог с ними с монастырями. Это частный вопрос.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:15:19Греческая философия это еще не наука.
1. Это офигеть, какая наука.

2. Были еще геометрия (которую, не знаю как сейчас, но нам еще преподавали в том самом виде, в древнегреческом) и астрономия, "как образцы и парадигмы".
3. Не говоря уже об александрийской библиотеке с музейоном, в котором целенаправленно изобретались всякие клепсидры и пожарные насосы.
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:30:58Ну бог с ними с монастырями. Это частный вопрос.
Научные корпорации тоже идут от средневековых университетов.


И, вроде бы, "как я слышал", принцип принадлежности к ним все еще действует.
То есть, при устройстве, грубо говоря, на работу имеет значение "учитель твоего учителя твоего..." - и тд.
До каких-то там уровней известности.
"Но это не точно" :)
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Александрии не повезло.
Она попала в какую-то фишку, с климатом, были многие годы неурожаев до голода включительно и Рим в рез-те ее победил.
Вполне могло быть и иначе.
И чем бы это "иначе" кончилось вообразить не очень просто.
Но точно - было бы по-другому.

А что было на самом деле - Цезарь устроил первый пожар в библиотеке.
"И началось", в общем-то.
Не копать!

sychbird

Цитата: Зомби. Просто Зомби от 30.04.2021 22:43:24
Цитата: sychbird от 30.04.2021 22:30:58Ну бог с ними с монастырями. Это частный вопрос.
Научные корпорации тоже идут от средневековых университетов.


И, вроде бы, "как я слышал", принцип принадлежности к ним все еще действует.
То есть, при устройстве, грубо говоря, на работу имеет значение "учитель твоего учителя твоего..." - и тд.
До каких-то там уровней известности.
"Но это не точно" :)
Еще как точно. ;) Поэтому я и говорю,что наука это клановая область деятельности.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 30.04.2021 23:24:16Поэтому я и говорю,что наука это клановая область деятельности.
Да.


Но в содержательной части "клан" это "школа".
Не копать!


sychbird

Цитата: Зомби. Просто Зомби от 30.04.2021 23:48:51
Цитата: sychbird от 30.04.2021 23:24:16Поэтому я и говорю,что наука это клановая область деятельности.
Да.

Но в содержательной части "клан" это "школа".
Ну по мне так клан это "традиционная социальная практика". Не хочется потреблять термин " мафия", хотя он хоть и в других дискурсах вполне отражает суть. ;)

Дело в том, что школ много и они постоянно постоянно враждуют. :D
Парадоксально, но без этой перманентной вражды наука вырождается в "секту хасидов" и начинает поклоняться древним инкунабулам.  :o
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#22
Лично мне нравиться такое определение науки: это интелектуальная битва молодых хулиганов с достаточно развитым вкусом и .воображением, чтобы не отстаивать свое первенство кулаками.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 01.05.2021 11:53:09Ну по мне так клан это "традиционная социальная практика".
Это как с гениями и талантами.

Науку "делают" талантливые и неупорядоченные единицы, но содержат профессионалы.

Сократическая революция в философии не состоялась бы без Платона и Аристотеля, а сам Сократ канул бы в неизвестностях в глубинах времен.

То, что в средиземноморском регионе встречалось в единицах, бродило в те же времена по Индии многими десятками, но в условиях отсутствия профессионализирующих науку "школ" родилось лишь некое интеллектуальное болото, в котором без толку перегнивают массы гениальных идей.

Элитарность же требует атрибутики, возвышения и защиты собственного эгоизма от эгоизма "всяких прочих".
Не копать!

sychbird

Цитата: Зомби. Просто Зомби от 01.05.2021 22:02:04Науку "делают" талантливые и неупорядоченные единицы, но содержат профессионалы.
Вот с этим согласен полностью. Но это плохо понимают непричастные.  ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#25
Вся тема родилась после реплики  cross-traka  о Сергее Брине,  как удачном примере выдающейся самореализации Российского эмигранта на Западе.

С моей точки зрения пример явно неудачный. Брин оказался в Америке совсем юным. Он сформировался как личность уже на американской почве.

Вот я тут составил на свое ИМХО список таких эмигрантов в примерно временной последовательности:

авиаконструктор Сикорский; социолог Петерим Сорокин, прочнист Беляев; физики  Петр Капица(Британия)_ и Г. Гамов,  создатель телевидения Зворыкин; экономист Леонтьев;  уже в наше время физики Андрей Линде, Роальд Сагдеев, Лев Зеленный.
Надо еще  добавить физика Рашида Сюняева и нобеляров Гейма и Новоселова и - но это в Германии и в Британии  Кто-то  из новых работает и в России.

Есть из довоенных еще известный химик, но я забыл его фамилию.

Последние данные можно смотреть здесь http://www.rasa-usa.org/category/gamow-prize/
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

DiZed

из какого нафталина это все вылазит.. закопайте уже стюардессу то что называлось "советская наука" со всеми этими "школами", забудьте. российская наука худо-бедно функционирует исключительно в той своей части, которая сколь-нибудь тесно интегрирована в мировую, фффсе
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

opinion

Цитата: DiZed от 01.05.2021 22:52:22из какого нафталина это все вылазит.. закопайте уже стюардессу то что называлось "советская наука" со всеми этими "школами", забудьте. российская наука худо-бедно функционирует исключительно в той своей части, которая сколь-нибудь тесно интегрирована в мировую, фффсе
Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть. Впрочем, я не знаю.
There are four lights

Зомби. Просто Зомби

Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках.
В западной.

В вышеупомянутой "советской" никакие "школы" никогда не формализовывались.
Не копать!

DiZed

Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Зомби. Просто Зомби

Цитата: DiZed от 02.05.2021 00:04:47
Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
Цитата: sychbird от 01.05.2021 11:53:09Дело в том, что школ много и они постоянно постоянно враждуют. :D
Это о западных естественно-технологических науках.

Имеют смысл, не имеют смысл... наличествуют и очень даже.
Не копать!

DiZed

"окей, бумер.."
кто с кем воюет в вашей голове - мне не интересно
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

sychbird

Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть. Впрочем, я не знаю.
Апофеоз саморазоблачений типичного адепта местной секты во главе с Инженю.  ;D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:39:08Апофеоз саморазоблачений типичного адепта местной секты во главе с Инженю.  ;D
Кто про что а вшивый про баню. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

Цитата: DiZed от 02.05.2021 00:04:47
Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
Ну для сторонних наблюдателей: копенгагенская школа Нильса Бора интерпретаций квантовой механики; Математическая школа Бурбаки. Первое, что на ум приходит за секунду. Но при большом желании повозить по столу моно продолжать очень долго. У меня его нет.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Цитата: Старый от 02.05.2021 11:45:17
Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:39:08Апофеоз саморазоблачений типичного адепта местной секты во главе с Инженю.  ;D
Кто про что а вшивый про баню. :)
Не так тезка: кто про что, а вшивый про Ангару.  ;D
Прими соболезнования: еще один твой прогноз накрылся медным тазом. ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:47:47Математическая школа Бурбаки.
-Вы закончили английскую школу?

-Да! Я закончил английскую спецшколу!
-Значит вы хорошо владеете языком?
-Да! Я в совершенстве владею языком! 
-Отлично. Будете клеить марки на конверты. 
 (с) классика
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

Цитата: Старый от 02.05.2021 11:54:35
Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:47:47Математическая школа Бурбаки.
-Вы закончили английскую школу?

-Да! Я закончил английскую спецшколу!
-Значит вы хорошо владеете языком?
-Да! Я в совершенстве владею языком!
-Отлично. Будете клеить марки на конверты.
 (с) классика
Опять в лепеху ступил. Надо было во Францускую спецшколу идти.  :D
Образование это наше все! ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

Цитата: sychbird от 02.05.2021 12:13:27Опять в лепеху ступил. Надо было во Францускую спецшколу идти. 
К стыду я даже не знаю название французской службы к которой относятся их спецшколы... :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

DiZed

Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:47:47
Цитата: DiZed от 02.05.2021 00:04:47
Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
Ну для сторонних наблюдателей: копенгагенская школа Нильса Бора интерпретаций квантовой механики; Математическая школа Бурбаки. Первое, что на ум приходит за секунду. Но при большом желании повозить по столу моно продолжать очень долго. У меня его нет.  :D
нда, и правда, какой нафиг "бумер".. вас не в нафталине хранят, но в формалине
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

sychbird

Цитата: DiZed от 02.05.2021 13:22:59
Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:47:47
Цитата: DiZed от 02.05.2021 00:04:47
Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
Ну для сторонних наблюдателей: копенгагенская школа Нильса Бора интерпретаций квантовой механики; Математическая школа Бурбаки. Первое, что на ум приходит за секунду. Но при большом желании повозить по столу моно продолжать очень долго. У меня его нет.  :D
нда, и правда, какой нафиг "бумер".. вас не в нафталине хранят, но в формалине
Формалин это истинно Ваше субстанция из раки со святыми мощами приснопамятного Игнатия Лаолы, облагораженной для почтенной публики дабы не шибало в нос  запахом ладана.  ;)

Я же услаждаю свой вкус старым выдержанным вином, которое никого не подводит.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

opinion

Цитата: sychbird от 02.05.2021 16:10:04Я же услаждаю свой вкус старым выдержанным вином
Вот он, апофеоз саморазоблачения.
There are four lights

sychbird

Цитата: opinion от 02.05.2021 20:27:13
Цитата: sychbird от 02.05.2021 16:10:04Я же услаждаю свой вкус старым выдержанным вином
Вот он, апофеоз саморазоблачения.
Как всегда у членов секты  проблемы с глубиной анализа проблем. ;)
Услаждение вкуса - удел гурманов-знатоков,  а не поклонников затуманивания мозгов наркотиками разного толка - от ЛСД до алкоголя. :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Зомби. Просто Зомби

Цитата: sychbird от 02.05.2021 16:10:04Формалин это истинно Ваше субстанция
Подвижность есть основное достоинство шудры, даже если она научная. Должен же кто-то выполнять "любую" работу? И чтоб его можно было в любое время "быстро набрать" под любую тему?
Не копать!

sychbird

#44
Цитата: DiZed от 02.05.2021 13:22:59
Цитата: sychbird от 02.05.2021 11:47:47
Цитата: DiZed от 02.05.2021 00:04:47
Цитата: opinion от 01.05.2021 23:25:39Сычбёрд, наверно, описывает положение в гуманитарных науках. Там вполне может всё так и быть.
да, в приложении к гуманитарным наукам понятие "школы" и в современном мире видимо имеет смысл; но в этой области и я очень сторонний наблюдатель
Ну для сторонних наблюдателей: копенгагенская школа Нильса Бора интерпретаций квантовой механики; Математическая школа Бурбаки. Первое, что на ум приходит за секунду. Но при большом желании повозить по столу моно продолжать очень долго. У меня его нет.  :D
нда, и правда, какой нафиг "бумер".. вас не в нафталине хранят, но в формалине
Не люблю возить по столу, но иногда люди не оставляют других возможностей:

" Encouraged by Gamow, his students Alpher and Herman made a detailed calculation of what happen  would with the fussion, althought since they were working in the late 1940s,  their calculanions were limited  by lack oa modern computers." (C) Max Tegmarc, Our Universe, PUBLISHED  in PENGUIN BOOKS, 2015
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Форма организации научной деятельности, представляемая на форуме  нам DiZed напоминает мне коллективное прыгание при исполнении Летки Еньки, когда каждый  держится за предыдущего, но никто из них даже не задумываются куда же они все припрыгают.  ;D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Вспомнил, что есть замечательная книга американо-канадского физика-теоретика " Возвращение времени" Ли Смолина. Есть на русском языке в инете.

Она вся посвящена истории научных парадигм и роли научных школ в развитии физики и космологии от времен греческой философии и до наших дней.

Ну и на закуску там ставиться под сомнение вопрос о неизменности физических законов за время эволюции Вселенной. И даже солидное обоснование экспериментальное приводиться. ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Дабы не расползаться мыслию по древу для анализа нынешней структуры организации научной деятельности стоит, ИМХО, начать с обзора вариантов прихода в научную деятельность новых адептов.

Прежде всего мотивы. По семейным стопам; Из карьерных чиновничьих соображений; По интересу и склонности.

Под карьерными чиновничьими соображениями имею ввиду, что модно ныне у чиновников степень иметь. Что по существу дела имеет и помимо моды и действительно объективное обоснование имеет- доказательство умения обучаться новому.

Теперь посмотрим стартовые точки, откуда пути начинаются. Аспирантура; вакансия в научной конторе, чиновничья позиция, комплиментарная к ученой степени. Последняя может быть и в ОКР-овской конторе. Применительно к КД вариант часто используемый.

Начнем обзор с аспирантуры, очной или заочной. Последняя часто используется искателями от чиновничества.
Аспирантура вообще инструмент подготовки преподавательских кадров. Смена поколений императивна.
Но в рамках университетской российской системы -это еще и часть платной нагрузки работников кафедры. А посему аспирантская ставка заполняется вне зависимости от наличия требуемой по способностям кандидатуры.

Особенно сей фактор сыграл отрицательную роль в девяностых-и двухтысячных. Набирали или блатных, и писали за них диссертации всей кафедрой, или исполнительных усидчивых дурищ, на которых можно повесить писание волнообразных потоков бюрократической чепухи, потоком льющейся сверху.
Но они же еще и занятия должны вести. А кроме того сей контингент ну очень склонен к интриганству! При конкурсной системе занятия кафедральных синекур это беда из бед. Такие пух и перья летят и Макбетовы истории, что диву даешься.

Сейчас многие ВУЗы вынуждено пожинают плоды этой ушедшей уже практики.

Теперь посмотрим, что должен выполнить аспирант для получения степени. Получить некую практику ведения занятий со студентами -  коллоквиумы, семинары, лаборатории.
Сдать экзамены по специальности и языку. Ну и написать ТРУД! ТРУД имеет традиционную структуру: расшаркивания перед предшественниками, собственный экскремент и выгоды. Экскремент можно надоить с бору по сосенки, выгоды пишет обычно научный руководитель.

Однако для защиты требуются и публикации. И тут вступает в дело прокрустова кроватка регламента ВАКА и удавка Хирша.  ;)

Вот о роли последних уже в следующем посте.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#48
Дабы не красить картину исключительно в черные тона стоит сказать и несколько не худых слов об настоящем экспериментальном вкладе аспиранта, если таковой имеется в наличии.
Как правило поводом для него являются какие-то темы из хозяйственных договоров или грантов, полученных сотрудниками . Но тут есть тонкий момент. Кто-то должен обучить аспиранта методикам экспериментальной работы. Это делается или в процессе его дипломной работы или еще раньше, если он с какого-то курса уже проявил интерес и способности. Очень толковому и уже частично обученному аспиранту можно поручить руководство несколькими дипломниками.
Это имеет смысл еще и в том ракурсе,  когда по заказной тематике с начала работы еще не ясно в какую степь имеет смысл двигаться. Отрицательный результат в поисках достойной цели легко корректируется в дипломной работе умелым руководителем даже незаметно для дипломника.
А вот для аспирантской работы отрицательный результат эксперимента фатален. С чем идти на защиту? Поэтому так велика роль научного руководителя. Для аспиранта надо давать хотя бы частично обкатанную тему.

Очень часто аспирантами руководят уже оформленные формально докторанты или доценты, планирующие ими стать. Профессора и завкафедрой как бы крышуют их, являясь формальными руководителями.

Так была организована работа с аспирантами в мою им бытность в конце 70-начале 80гг.
Сейчас столь отлаженный механизм существует на весьма малом числе кафедр. Но он все-таки есть и к нему следует стремиться, ИМХО, ибо он весьма результативен.

Теперь об удавке Хирша. В советское время проблемы публикаций не существовало по двум причинам.
1. Была разветвленная научная тематическая  журнальная сеть и множество отраслевых периодических сборников, финансируемых Академией наук и промышленностью. Регулярно проводилось множество научных конференций по всей стране. Материалы многих академических журналов переводились и попадали в рейтинги
2. Ну и была практика негласной клановой солидарности - ты ссылаешься на меня и мою стаю, а я делаю тоже для твоей.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#49
Обсуждая тему научных публикаций мы вступаем на весьма щекотливую для научной деятельности тему.
 
Когда-то на рубеже Нового времени с появлением надежной почтовой службы она была почти единственным связующим звеном для действующих ученых мужей. Публикация научных трактатов была делом столь дорогим, что оно использовалось крайне редко и в исключительных случаях. И необходим был спонсор, как правило в виде какой-либо религиозной структуры.
Появление книгопечатания ситуацию улучшило не на много. Кое что сдвинулось с появлением в семнадцатом-восемнадцатом веках научных обществ типа Британского королевского и Академий наук французской, Российской и прочих. Для Европейских монархий это становилось делом престижа.
При академиях появляются регулярные научные издания.  Публикации в них зависят от рекомендаций членов академий. Пока занимающихся регулярными научными исследованиями людей немного эта практика не вызывает никаких нареканий. Хотя уже на ранних периодах работы академий случаются казусы

Академии предназначались для содержания за счет государства  ряда лиц, профессионально занимающихся научной деятельностью и для регулярной публикации научных трудов. Предусматривалась выборность кандидатур на новые вакансии членами Академий. Тут уже изначально закладывалась клановость этих институтов.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#50
Учреждение Академий, если забыть об их престижном значений для Европейских монархий, инициировалось самими учеными мужами  с целью разрешить наметившееся противоречие с большой занятостью университетского народа чисто образовательными делами.
А кроме того было еще и чисто финансовое противоречие. Деньги попечительских советов охотнее отдавались на образовательные нужды, чем на приобретение приборов и реактивов для научной деятельности. Наука в это время уже становиться затратной.

Эти два института: Академии и университеты оставались единственными организационными формами существования научных организаций, принимавших участие в научной деятельности,( военно-морской флот и артиллерийские учреждения не рассматриваем -там концентрировались на технологиях) до появления лаборатории Эдисона в  Америке.
В ней впервые было показана возможность прибыльности этой деятельности. С развитием транспорта и радиосвязи крупные корпорации начали организовывать собственные исследовательские лаборатории. К ним вскоре присоединились и военные ведомства крупнейших держав - они начали расширять уже имевшиеся в их структурах технологические подразделения и испытательные центры.

 Естественным путем рекрутировалась университетская публика. И как всегда в подобных случаях внезапного расширения какого либо вида деятельности возник вопрос о кадрах и их квалификации. Кулик кулика видит из далека и университетские выходцы, попавшие в менеджеры промышленных лабораторий, стремились сохранить связи со своими alma maters. И присущий университетам дух клановости проник и в эти лаборатории.
 Говоря современным научным  языком постдоки заполняли почти все вакансии. А с другой стороны у аспирантов появилось весьма привлекательная в финансовом отношении альтернатива продолжению карьеры на НЕ университетской ниве. Обычно постдок даже самого престижного универа вынужден был продолжать карьеру в значительно менее престижном универе где-нибудь в коровьем штате, если говорит об Америке, или в далекой провинции, или же где-нибудь в развивающихся странах Азии или Африки.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Читая вышесказанное, имея опыт знакомых получается -кандидатские никакого отношения к науке не имеют! И даже вредны. Ну, зачем Главному конструктору ученая степень? Одно только переписывание вариантов статей и диссертации столько времени отнимает. Цена научная нулевая. Да есть НИИ, где степень в почете. Но есть и примеры, когда НИИ делают продукцию и даже серийную. Что-то одно -чистая наука, либо серийное производство. Припомните, сколько вы встречали, слыхали, читали по такие институты где фигурирует сочетание НИИ,МАШ, Тех, Процесс. Не залезали в форумы РАН? Там народ жалуется -сидим на 10 -12 тысячах уже 20 лет. Вопрос, а чего сидишь? Гранты? Слышал. Ясен перец, за границей банкноты с излишком напечатают и нате вам, работайте в нужном направлении или просто разваливайте науку. Вот поэтому Путин и ополчился на госслужащих, успевающих еще и диссертации писать... Насколько я помню многие (а наверно все) Главные конструктора сами диссертации не делали. Садились люди, а то и отделы и готовили все. Да все это на наших глазах было. Ну, и зачем? А как же, турнут по возрасту, а степень вроде должность продлевает...
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

vlad7308

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 08.05.2021 20:27:23Читая вышесказанное, имея опыт знакомых получается -кандидатские никакого отношения к науке не имеют! И даже вредны.
как говорит папа, годов с 70 кандидатская в СССР стала скорее квалификационной работой. Вреда в этом вроде бы никакого нет. Насчет пользы - не знаю :)
это оценочное суждение

sychbird

#53
Цитата: vlad7308 от 09.05.2021 06:58:31
Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 08.05.2021 20:27:23Читая вышесказанное, имея опыт знакомых получается -кандидатские никакого отношения к науке не имеют! И даже вредны.
как говорит папа, годов с 70 кандидатская в СССР стала скорее квалификационной работой. Вреда в этом вроде бы никакого нет. Насчет пользы - не знаю :)
Ну в общем это близко к истине, если рассматривать в статистическом смысле. И не только в СССР.
Я до этого еще в своем обзоре не дошел. Польза - отбор способных к восприятию определенного комплекса профессиональных компетенций.

Мне научная деятельность в какой-либо области науки представляется в виде  модели  муравейника.
 Куча муравьев снуют туда-сюда по определенной территории хаотически. Один находит что-съедобное и с помощью желез секреции сообщает об этом остальным. И вот их уже на этом "вкусном"  жирует,толпа,  пока все не съедят или не утащат в муравейник, чтобы все попользовались.

Так вот диссертация - это свидетельство того,  что распознающие аналитические инструменты у данной особи какие надо. И она не прозевает вкуснятинку.  :D

Ну а возможности получить "лейбло" за счет непотизма (клановость в чистом виде) или политических преференций у национального клана, такая же как и в других сферах деятельности конкретного государства. Где-то больше - где-то меньше.
Равномерность - удел кладбищенской территории. ::)

P.S. Все, что было написано выше,имеет отношение к чисто научной деятельности. В ошибочно относимой зачастую к науке области технологий, включая сюда и НИР и ОКР по темам, относящимся к различным отраслям производства, транспорта, связи и коммуникаций, цифровых технологий финансов  логистики и торговли модель муравейника не годиться.
Там в ходу иные процессы развития и функционирования.
О них буду писать ниже и позже.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#54
Описанная выше организационная структура научной сферы была актуальна до начала второй мировой войны.
С началом войны в дело начали вступать иные акторы и иные ресурсы. И это происходило и в странах гитлеровской оси, и в англосаксонской сфере и в СССР.
В англосаксонской сфере тон задавал Манхетенский проект, объединивший в себе ресурсы и Америки и Британии и стран Европы в виде интеллектуальных ресурсов эмигрировавших в Америку ученых из разных стран.

В Германии весьма эффективным оказался проект создания ракетного оружия.
В СССР в начале на базе шарашек и оружейных КБ разных ведомств стала складываться подчиненная различным ведомствам, в том числе и Академии наук,  структура институтов и КБ оружейно- промышленного комплекса. Особенно интенсивно эта структура начала   развиваться с началом Атомного проекта.

В Америке были созданы крупнейшие государственные лаборатории В Лосаламосе, Чикаго, Ливерморская лаборатория в Калифорнии, промышленный центры в Окридже и Савана Ривер, расширялись научные лаборатории многих университетов.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

#55
Примерно таким же образом развивалась организация науки и в СССР.
Появились центры Атомного проекта в Москве, Сарове, на Урале, затем перепрофилироывали ряд авиационных КБ и заводов под ракетную тематику. Специализировали на этих темах ряд вузов: МАИ;МВТУ, МЭИ. При многих других вузах открывались проблемные лаборатории, факультеты, открывались новые специальности. Министерства начали плодить ведомственные исследовательские и проектные конторы.  С кафедрами ряда металлургических и технологических  вузов заключались хоздоговора по сопутствующим технологическим проблемам.

Были созданы и большие дорогостоящие исследовательские центры у нас и за рубежом. ОЯИ в Дубне, ИЯФ в Новосибирске, Брухейвенская лаборатория, ЦЕРН.
Открылось огромное количество престижных вакансий в научной, технологической и ОКРовской области деятельности. По сути была создана разветвленная новая сфера экономики.

И это сферой надо было по возможности эффективно управлять!
А с этим в России вековые проблемы, лучше всего описанные еще у Салтыкова-Щедрина.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Главным траблом оказался РЕЖИМ!

Он стиснув  зубы держал под каменной задницей, то что держать было не надо - информацию общего характера, и не держал,  и не позволял оформлять должным образом информацию, содержащую элементы интеллектуальной  собственности.

Технологический крах в металлургии и не специализированном машиностроении в конце 80 гг в значительной степени помимо идеологических дятлов Сусловского гнезда и на совести РЕЖИМА.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

Эпопея с запуском МЛМ закончилась и  чуток времени освободилось. Решил вернуться к заброшенной на время теме.

Историю временного краха нашей научно-технологической сферы начиная с 90 гг анализировать смысла не вижу.
Отмечу только три наиважнейших вторичных фактора сознательно созданного финансового голода.
Первый - разгром системы научных публикаций.
Второй - отток талантливой молодежи из научной сферы и прекращение притока в нее новых талантов и  молодого поколения вцелом .
Третий - частичный разгром существующей и прекращения создания и модернизации лабораторной базы.

Однако с конца 80 в мировой науке произошли ряд кардинальных изменений и в
идеологической и в организационной сферах. Вот на этих изменениях и их последствиях для национальной научной сферы деятельности я и остановлюсь.

Первое относиться к методологии науки. Приборно-методологическая часть в физике, химии, физхимии, билогических дисциплинах настолько усложнилась и специализировалась, что со временем как бы выделились в самостоятельные дисциплины.
Как и с помощью какого оборудования исследовать что-либо стало не менее важно, чем сам предмет исследования.  Это привело к людской специализации на методологии и очень сложном уникальном приборостроении. И желании авторов интересных направлений получить доступ к уникальному исследовательскому оборудованию.
В результате появились новые организационные формы научной деятельности - коллаборации.
Исследовательские группы не привязанные жестко по составу к какому-либо университету или исследовательской лаборатории. Члены коллаборации могут принадлежать к разным универамиям, лабораториям и даже к разным странам.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

sychbird

До запуска Ангары и GWST на форуме скучновато, вот и решил возобновить заброшенную на время тему.

Думается мне, что имеет смысл обсудить основные перспективные направления современной науки. 
Начать именно с науки, оставив в стороне информационные и технологические приложения порождаемые цифровизацией. Их влияние на современный социальный и технологический уклад огромно, зачастую ими занимаются организации, числящиеся по ведомству науки, но к науке строго говоря они отношения не имею за исключением одно-двух аспектов. О них речь будет позже.

Перечислять актуальные научные проблему буду не по значимости, а в том порядке, в каком они будут приходить на ум. Да и вообще вопрос значимости это дело индивидуального вкуса. 

Первая проблема климатическая. В действительности здесь несколько взаимосвязанных проблем и не по одному научному направлению.
Являются ли климатические аномалии последнего времени результатом деятельности человека, или же  это результат более глобальных проблем геолого-географического и астрономического характера, связанных с Солнечной активностью и в целом нелинейным характером эволюции Земного климата  с множественными аттракторами.  
Имеется в виду, что в разные периоды глобальной Солнечной активности и галактических факторов типа взрыва сверхновых в ближайшей окрестности, или вхождения Солнечной системы в пространства галактики с несколько иными физическими свойствами, эти условия могли в прошлом сталкивать Земной климат к тому или иному аттрактору.

Вторая проблема - происхождение Земной жизни, и, более широко, о распространении жизни во Вселенной и Галактике и каких-то ее форм в Солнечной системе.

Третья проблема - уточнение эволюционных теорий в свете новых данных из области популяционной генетики.

Четвертый букет проблем - эволюция Вселенной в свете новых данных о неполноте стандартной модели  физических взаимодействий , наличие Темной материи и Темной энергии и несовместимости ОТО и квантовой механики. 

Пятая проблема - прогресс в теории нестабильности  плазменных состояний материи в свете использования их в технологии термоядерного синтеза в прикладных энергетических целях.

Шестая проблема - более глубокое понимание возможности каталитических процессов и его применение в вопросах технологий получения водорода и использование ультрафиолета для каталитического разложения воды.
-
 Седьмая проблема - прогресс в  изучении процессов супрамолекулярной химии и ее технологических применений в биологии и материаловедении.

Восьмая проблема - поверхностные состояния твердого тела и моноатомные и мономолекулярные пленки и их многообразные технологические возможности.

Девятая проблема - прогресс в области экстремальных состояний вещества: сверхпроводимость, сверхвысокие давления, сверхнизкие температуры, экситонные жидкости и экситонные молекулы и так далее.

Что-то мой интеллектуальный инструмент запарился. :D 
Все, что связано с вопросами вычислимости, суперкомпьютерные проблемы и квантовые вычисления оставлю на следующий пост.

Если будут дополнения к моему списку буду только рад.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)