CZ-9 все-таки утверждена

Автор zandr, 26.02.2021 17:51:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

azvoz

Цитата: Stimbergi от 19.11.2022 21:34:33Ну вот - всё же остановились на многоразовой версии CZ9:
ЦитироватьDr. LONG Lehao of CALT says in an interview he's on the committee designing Long March 9 & confirms CZ9 won't have strap-on boosters. The reusable super-heavy CZ9, with 150t LEO capacity, will be the major carrier to build civil infrastructures, including space solar power plant
https://twitter.com/CNSpaceflight/status/1594024054830206976
Специально чтобы подольше делать и не нести всё это время ответственности.

Mavik

Цитата: azvoz от 19.11.2022 21:40:31
Цитата: Stimbergi от 19.11.2022 21:34:33Ну вот - всё же остановились на многоразовой версии CZ9:
ЦитироватьDr. LONG Lehao of CALT says in an interview he's on the committee designing Long March 9 & confirms CZ9 won't have strap-on boosters. The reusable super-heavy CZ9, with 150t LEO capacity, will be the major carrier to build civil infrastructures, including space solar power plant
https://twitter.com/CNSpaceflight/status/1594024054830206976
Специально чтобы подольше делать и не нести всё это время ответственности.
Надо же)) Ну просто у всех плохие, неправильные, супертяжи, сначала у СпХ, теперь вот у китайцев. Рогозин вон тоже сдуру, видать, остановил Енисей, сказав что нужно делать какой-то другой сверхтяж. 

Андрюха

Ага, определились, а двигатели отрабатывают под другой :)

Raul

Цитата: Stimbergi от 19.11.2022 21:34:33Ну вот - всё же остановились на многоразовой версии CZ9:
ЦитироватьDr. LONG Lehao of CALT says in an interview he's on the committee designing Long March 9 & confirms CZ9 won't have strap-on boosters. The reusable super-heavy CZ9, with 150t LEO capacity, will be the major carrier to build civil infrastructures, including space solar power plant
На чем они в итоге остановятся - это, конечно, вопрос интересный. Богатая индустриальная страна многое может себе позволить. Но совершать "большой скачок" от 25 к 150 тоннам по заветам товарища Мао и его ученика Маска они могут остеречься. Т.к. "Маск на 70 процентов прав и на 30% неправ". Вот чтобы не навернуться на 30%, будет у них сначала модульный сверхтяж с бустерами на 50-140 тонн.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Stimbergi

Цитата: Raul от 20.11.2022 11:33:12Но совершать "большой скачок" от 25 к 150 тоннам по заветам товарища Мао и его ученика Маска они могут остеречься. Т.к. "Маск на 70 процентов прав и на 30% неправ". Вот чтобы не навернуться на 30%, будет у них сначала модульный сверхтяж с бустерами на 50-140 тонн.
CZ-5G, подобие Falcon Heavy - 70 тонн на НОО. Чего ещё остерегаться, где скачок - от 70 к 150 тоннам? А вот тянуть две версии CZ9 было бы крайне глупо - учитывая, что на разработку каждой понадобятся десятки миллиардов $.

Андрюха

Цитата: Stimbergi от 20.11.2022 11:56:29
Цитата: Raul от 20.11.2022 11:33:12Но совершать "большой скачок" от 25 к 150 тоннам по заветам товарища Мао и его ученика Маска они могут остеречься. Т.к. "Маск на 70 процентов прав и на 30% неправ". Вот чтобы не навернуться на 30%, будет у них сначала модульный сверхтяж с бустерами на 50-140 тонн.
CZ-5G, подобие Falcon Heavy - 70 тонн на НОО. Чего ещё остерегаться, где скачок - от 70 к 150 тоннам? А вот тянуть две версии CZ9 было бы крайне глупо - учитывая, что на разработку каждой понадобятся десятки миллиардов $.

Прочитайте статью Лисса, станет понятнее:
https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85103.html

Stimbergi

Цитата: Андрюха от 20.11.2022 12:00:42Прочитайте статью Лисса
Это всего лишь мнение уважаемого Лисса -
ЦитироватьНаблюдатели воспринимают каждую новую «картинку» как откровение, не замечая, что они не коррелируют с реальной работой по двигателям.
И оно противоречит в том числе официальным заявлениям -
Цитата: Stimbergi от 19.11.2022 21:34:33Dr. LONG Lehao of CALT says in an interview he's on the committee designing Long March 9 & confirms CZ9 won't have strap-on boosters. The reusable super-heavy CZ9, with 150t LEO capacity, will be the major carrier to build civil infrastructures, including space solar power plant

Stimbergi

Другая версия перевода с китайского:
https://twitter.com/raz_liu/status/1593486649161551872
ЦитироватьThe basic CZ-9 model is confirmed. "Core stage only , No boosters. "—Long Lehao

Raul

Цитата: Stimbergi от 20.11.2022 11:56:29
Цитата: Raul от 20.11.2022 11:33:12Но совершать "большой скачок" от 25 к 150 тоннам по заветам товарища Мао и его ученика Маска они могут остеречься. Т.к. "Маск на 70 процентов прав и на 30% неправ". Вот чтобы не навернуться на 30%, будет у них сначала модульный сверхтяж с бустерами на 50-140 тонн.
CZ-5G, подобие Falcon Heavy - 70 тонн на НОО. Чего ещё остерегаться, где скачок - от 70 к 150 тоннам? А вот тянуть две версии CZ9 было бы крайне глупо - учитывая, что на разработку каждой понадобятся десятки миллиардов $.
Американцы, которые в долгах, могут позволить себе четыре разных супертяжа, а богатенькие китайцы должны экономить и складывать деньги в американские облигации? ;D

Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия, SLS построены по этому принципу. В этой же категории пакетная CZ-9, которая является поэтапным масштабирование CZ-5 (50-100-140). От нее надо отказаться? В проекте на 140 тонн есть даже резервирование всех РД (чего не было у Энергии). Что угодно можно слить, но только не пакетную CZ-9.

Можно вести проработки аналога Старшипа, и они ведутся, но исключительно ради того, чтобы не отстать, если он вдруг полетит (что не факт). Строить CZ-5G как промежуточное звено? Для Китая он сам по себе большой скачок в керосиновом классе от CZ-7. Можно застрять на этом этапе надолго.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

azvoz

Цитата: Raul от 20.11.2022 16:34:55Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия, SLS построены по этому принципу. В этой же категории пакетная CZ-9 которая является поэтапным масштабирование CZ-5 (50-100-140). От нее надо отказаться? В проекте на 140 тонн есть даже резервирование всех РД (чего не было у Энергии). Что угодно можно слить, но только не пакетную CZ-9.
Пакетная CZ-9 не в этой категории - у неё много относительно маломощных двигателей.
И вообще - пакет бяка.
Вот и до китайцев это дошло.

vlad7308

Цитата: Raul от 20.11.2022 16:34:55Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия,
На Энергии со старта работало 20 камер.
На ФХ - 27.

В общем, на самом деле опыт ничего такого не показывает, потому что опыта этого слишком мало, а тот, что есть - довольно противоречивый.
это оценочное суждение

Raul

Цитата: azvoz от 20.11.2022 16:45:16Пакетная CZ-9 не в этой категории - у неё много относительно маломощных двигателей.
У пакетной CZ-9  двенадцать 500-тонных YF-130 на нижних ступенях и два YF-90 с тягой по 225 тонн. Если вы хотите сделать 140-тонный супертяж с резервированием, то меньше вряд ли получится.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 16:55:21
Цитата: Raul от 20.11.2022 16:34:55Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия,
На Энергии со старта работало 20 камер.
На ФХ - 27.

В общем, на самом деле опыт ничего такого не показывает, потому что опыта этого слишком мало, а тот, что есть - довольно противоречивый.
При оценке ВБР считают не камеры, а статистику РД. Опыт совершенно однозначен, 16:0. Поскольку ФХ еще не квалифицировала себя, как супертяж. Хотя работала на старте всеми 27 камерами. ;D
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

vlad7308

Цитата: Raul от 20.11.2022 17:08:33
Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 16:55:21
Цитата: Raul от 20.11.2022 16:34:55Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия,
На Энергии со старта работало 20 камер.
На ФХ - 27.

В общем, на самом деле опыт ничего такого не показывает, потому что опыта этого слишком мало, а тот, что есть - довольно противоречивый.
При оценке ВБР считают не камеры, а статистку РД. Опыт совершенно однозначен, 16:0. Поскольку ФХ еще не квалифицировала себя, как супертяж. Хотя работала на старте всеми 27 камерами. ;D
Верно, статистику. Только вот ее нет. 16 это не статистика, а самообман.
короче, чепуха это всё насчет количества двигателей.
Если умеешь строить дешевые надежные маленькие двигатели - ставишь на супертяж много маленьких. Умеешь строить дешевые надежные большие - ставишь мало больших, это несколько проще в компоновке. Не умеешь строить надёжные двигатели и не планируешь научиться - не строишь супертяж. Вот и все.
это оценочное суждение

Raul

#234
Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 17:17:09
Цитата: Raul от 20.11.2022 17:08:33
Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 16:55:21
Цитата: Raul от 20.11.2022 16:34:55Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия,
На Энергии со старта работало 20 камер.
На ФХ - 27.

В общем, на самом деле опыт ничего такого не показывает, потому что опыта этого слишком мало, а тот, что есть - довольно противоречивый.
При оценке ВБР считают не камеры, а статистку РД. Опыт совершенно однозначен, 16:0. Поскольку ФХ еще не квалифицировала себя, как супертяж. Хотя работала на старте всеми 27 камерами. ;D
Верно, статистику. Только вот ее нет. 16 это не статистика, а самообман.
короче, чепуха это всё насчет количества двигателей.
Если умеешь строить дешевые надежные маленькие двигатели - ставишь на супертяж много маленьких. Умеешь строить дешевые надежные большие - ставишь мало больших, это несколько проще в компоновке. Не умеешь строить надёжные двигатели и не планируешь научиться - не строишь супертяж. Вот и все.
Как это нет статистики? По рапторам нет статистики. По РД-180 (аналог YF-130) более 100 отработок. Это критическая часть CZ-9.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Цитата: Raul от 20.11.2022 16:34:55Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия, SLS построены по этому принципу. В этой же категории пакетная CZ-9, которая является поэтапным масштабирование CZ-5 (50-100-140). От нее надо отказаться? В проекте на 140 тонн есть даже резервирование всех РД (чего не было у Энергии). Что угодно можно слить, но только не пакетную CZ-9.

Falcon Heavy.

vlad7308

Цитата: Raul от 20.11.2022 17:26:57
Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 17:17:09
Цитата: Raul от 20.11.2022 17:08:33
Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 16:55:21
Цитата: Raul от 20.11.2022 16:34:55Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД. Все летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия,
На Энергии со старта работало 20 камер.
На ФХ - 27.

В общем, на самом деле опыт ничего такого не показывает, потому что опыта этого слишком мало, а тот, что есть - довольно противоречивый.
При оценке ВБР считают не камеры, а статистку РД. Опыт совершенно однозначен, 16:0. Поскольку ФХ еще не квалифицировала себя, как супертяж. Хотя работала на старте всеми 27 камерами. ;D
Верно, статистику. Только вот ее нет. 16 это не статистика, а самообман.
короче, чепуха это всё насчет количества двигателей.
Если умеешь строить дешевые надежные маленькие двигатели - ставишь на супертяж много маленьких. Умеешь строить дешевые надежные большие - ставишь мало больших, это несколько проще в компоновке. Не умеешь строить надёжные двигатели и не планируешь научиться - не строишь супертяж. Вот и все.
Как это нет статистики? По рапторам не статистики. По РД-180 (аналог YF-130) более 100 отработок. Это критическая часть CZ-9.

С этим -
ЦитироватьВсе летавшие ракеты этого класса - Сатурн-5, Энергия, SLS
- все? Хорошо.

А с этим -
ЦитироватьОпыт совершенно однозначен, 16:0.
тоже всё? Окей.

Более-менее нормальная статистика из перечисленного есть только по ssme.
это оценочное суждение

Raul

Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 17:39:00Более-менее нормальная статистика из перечисленного есть только по ssme.
Шаттл относится к супертяжам только по определению БСЭ (стартовая масса >2000 тонн). Его статистика в зачет SLS.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

vlad7308

В общем, сумбурно у Вас с доказательствами "Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД".
Что неудивительно, ибо ничего такого опыт не показывает :)
это оценочное суждение

Raul

#239
Цитата: vlad7308 от 20.11.2022 17:55:08В общем, сумбурно у Вас с доказательствами "Супертяж, как показывает опыт, должен иметь небольшое число мощных РД".
Что неудивительно, ибо ничего такого опыт не показывает :)
У вас со Stimbergi в рассуждениях целых пять ошибочных посылов:
1) Китайцы должны экономить свои деньги.
2) Поэтому надо закрыть все проекты кроме одного, правильного.
3) И при этом не надо учитывать мировой опыт,
4) А также собственный опыт и наработки в области РД,
5) В пользу неких непроверенных "прорывных" идей.
Все посылы неверные и вредные. Возможно, вы пытаетесь перенести нынешнюю российскую практику "эффективного управления" на китайскую почву, но зачем?

Правильный подход - американский. Они сделали ставку на завоевание космоса и не жалеют для этого денег. У них уже есть супертяж "по классике" SLS c ВБР "вам и не снилось" > 99%. Создается совершенно авантюрный, но (может быть) прорывный SuperHeavy/Starship. И другие проекты. "Ради экономии" никто ничего не закрывает.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!