А я несчастная, космонавтика частная ...

Автор АниКей, 23.12.2020 17:04:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://tass.ru/kosmos/13213241
ЦитироватьКомпания "Спутникс" запустила первый в РФ участок серийной сборки платформ малых спутников
МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Первый в РФ участок серийной сборки спутниковых платформ малых космических аппаратов запущен компанией "Спутникс" в Технопарке Сколково. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Sitronics Group (входит в АФК "Система"), в которую входит компания.

"На производственной площадке будет осуществляться серийная сборка CubeSat-платформ OrbiCraft-Pro собственной разработки размерами от 1U до 12U массой от одного до 24 кг", - отметили в пресс-службе.

Участок серийной сборки разделен на несколько зон, каждая из которых обладает определенной чистотой воздуха в зависимости от задач. В настоящий момент там ведется процесс сборки и тестирования спутников, запуск которых ожидается в следующем году.

"Ранее компанией осуществлялась штучная сборка спутниковых платформ. Мощность нового участка - около 30 комплектов космических аппаратов в год, это обеспечивает реализацию имеющихся и заключаемых компанией контрактов на 2022-2024 годы" - подчеркнули в группе.

Как уточнил президент Sitronics Group Николай Пожидаев, в дальнейшем планируется расширение производства спутников формата CubeSat, что позволит обеспечить планы по запуску малых спутников для развития различных сервисов на основе их данных, в том числе для работы автоматических идентификационных систем в судоходстве, мониторинга и передачи телеметрии, дистанционного зондирования Земли.
Спойлер
Ранее сообщалось, что Sitronics Group вместе с входящей в нее компанией "Спутникс" создадут единый "магазин" для продажи космических сервисов и данных. В него будут загружаться данные с любых коммерчески доступных спутниковых систем, в том числе с собственных аппаратов.
[свернуть]

zandr

https://tass.ru/kosmos/13219775
ЦитироватьРоскосмос призвал упростить передачу технологий от государства частному космосу
МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Законодательство о космической деятельности должно упростить передачу технологий от государства частным космическим компаниям и смягчить правила выбора исполнителя в тендерах. Такое мнение высказал исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев на совещании в Совете Федерации, посвященном совершенствованию законодательства в области космической деятельности в целях создания рынка космических услуг.

"С точки зрения правового регулирования надо будет думать над такими вопросами, как упрощение передачи данных от государства частным компаниям", - сказал Крикалев.

По его словам, аналогичный процесс происходит в США. "Наработки, которые были сделаны государством в лице NASA, были переданы частным компаниям, чтобы они не изобретали велосипед. И это дало им определенное преимущество на старте, чтобы они дальше снимали цену", - пояснил он.

Кроме того, по словам Крикалева, в России слишком жесткие правила выбора исполнителя и существуют законы, которые определяют конкурентные процедуры. "Если мы будем следуя правилам ФЗ 44 выбирать из разных компаний только одну, будут продолжать выигрывать те же компании, которые многие годы этой же тематикой и занимаются. Та же "Энергия" имеет наибольший опыт в пилотируемой программе. Если мы будем учитывать только критерий, учитывающий опыт и наличие кадрового потенциала, у нас будут только одни и те же выигрывать. Нам нужно каким-то образом упрощать такие вещи", - отметил он.

По словам Крикалева, с точки зрения Роскосмоса, коммерциализация должна предполагать вовлечение в деятельность большего количества коммерческих компаний. Кроме того, для активизации деятельности частных компаний нужно снизить риски и сделать их статистически устойчивыми.

"Когда мы будем дальше говорить о том, как нужно совершенствовать законодательство, потребуется, может быть, более точное определение, кто чем занимается. Государственная структура, может быть, и не должна заниматься зарабатыванием денег. Когда у нас говорят, давайте коммерциализировать космонавтику дальше, чем продажа мест на имеющихся кораблях, иногда в ущерб нашей нацпрограмме, фантазия дальше не идет", - отметил исполнительный директор Роскосмоса по пилотируемым программам.

zandr

https://tass.ru/kosmos/13218789
ЦитироватьВ России могут создать ассоциацию космических "частников"
МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Ассоциация частных космических компаний, в случае ее создания в России, могла бы заниматься сбором информации о проблемах и инструментах развития коммерческой космонавтики. С такой идеей выступил на совещании о совершенствовании законодательства в области космической деятельности, которое прошло в Совете Федерации, глава отечественной частной космической компании Success Rockets Олег Мансуров.

"Представляется целесообразным учредить ассоциацию частных космических компаний", - заявил он.

По словам Мансурова, целями работы такой ассоциации может стать сбор и систематизация информации о проблемах и эффективных инструментах развития частной космонавтики, а также работа с органами законодательной и исполнительной власти. "Чтобы мы не ходили по одиночке от сенатора к сенатору и по органам исполнительной власти, а действовали сообща", - пояснил он.

"Более 10 компаний изъявили желание войти в ассоциацию. Это слаженное и общее решение. Я думаю, к первому заседанию в январе мы подготовим все документы", - заявил глава компании.

В октябре 2020 года Success Rockets сообщила ТАСС, что планирует предлагать свои ракеты-носители сверхлегкого класса потенциальным заказчикам для запусков спутников. Максимальная стоимость одного пуска в зависимости от типа ракет составит $2,8 млн.

Корпорация планирует заниматься производством платформ для создания спутников различного назначения. Платформа SKIBR-CUB будет предназначена для создания спутников стандарта CubeSat (сверхмалые аппараты), которые могут быть использованы для научных и образовательных целей, а также и для оптического дистанционного зондирования Земли с разрешением до пяти метров и обеспечения интернета вещей.

triage

#143
Цитата: zandr от 16.12.2021 19:06:59выступил на совещании о совершенствовании законодательства в области космической деятельности, которое прошло в Совете Федерации,

Цитата: undefinedhttp://council.gov.ru/events/smi/announcements/131945/?hl=%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9

16 декабря 2021 г.

Член Комитета СФ по экономической политике Игорь Морозов в режиме видео-конференц-связи проведет совещание на тему «Совершенствование законодательства в области космической деятельности в целях создания рынка космических услуг»

К участию в мероприятии приглашены
исполнительный директор ГК «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев,
член Международного института космического права, член Совета РАН по космосу, генеральный директор ООО «СР климатическая мониторинговая система» Валентин Уваров,
член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, член Международной академии астронавтики, начальник Управления ПАО «Сбербанк России» Дмитрий Пайсон
и представители научно-экспертного сообщества.


Совершенствование законодательства в области космической деятельности
25 просмотров 16 дек. 2021 г.

Цитата: undefined, глава отечественной частной космической компании Success Rockets Олег Мансуров.
"Более 10 компаний изъявили желание войти в ассоциацию. Это слаженное и общее решение. Я думаю, к первому заседанию в январе мы подготовим все документы", - заявил глава компании.
у самого не одна компания

Вы не можете просматривать это вложение.

Что там от Роскосмоса принимал участие Крикалев - как-то странно, как будто частная космонавтика завязана на пилотируемый космос


Вы не можете просматривать это вложение.Вы не можете просматривать это вложение.

Наименьший квадрат

Цитата: triage от 17.12.2021 07:08:11
Цитата: undefinedЧлен Комитета СФ по экономической политике Игорь Морозов в режиме видео-конференц-связи проведет совещание на тему «Совершенствование законодательства в области космической деятельности в целях создания рынка космических услуг»

"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

АниКей

kommersant.ru

Космос пошел по рукам
Алена Миклашевская
Частный бизнес все активнее осваивает космическое пространство

Наступивший год обещает стать очередным этапом расширения присутствия в космосе частных компаний и развития космического туризма. Разработчики космических кораблей, компании космического туризма, стартапы и производители высокотехнологичного оборудования запланировали на 2022-й немало миссий и мероприятий. Но чем активнее идет коммерциализация космоса, тем острее встает вопрос о регулировании этого пространства, и данная задача также будет решаться в нынешнем году.
SpaceX впервые выведет свою ракету Starship на земную орбиту, Blue Origin отправит в космос новых туристов, то же планирует сделать Virgin Galactic, Boeing делает ставку на свой космический корабль Starline, а виртуальный помощник Alexa будет задействован в миссии НАСА с полетом вокруг Луны. На этот год запланировано и множество других задач. В планах космического масштаба разбиралась CNN.
Компания Илона Маска SpaceX готовит знаменательное событие: первый испытательный запуск ракеты Starship на земную орбиту.
Компания обещает, что ракета будет мощнее всех тех, которые запускались в космос до сих пор, включая сверхтяжелую ракету-носитель «Сатурн-5», в свое время выводившую на околоземную орбиту более 140 тонн полезной нагрузки.
Правда, как отмечает CNN, сделать это SpaceX удастся не раньше марта, поскольку до 28 февраля будут продолжаться начатые еще в прошлом году и затянувшиеся общественные обсуждения возможных негативных последствий для экологии космических запусков с космодрома на побережье Техаса. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA), которое запустило обсуждения, отмечает, что комментариев и мнений по этому вопросу получено так много, что подведение итогов откладывается на конец февраля.
Между тем SpaceX продолжает успешно сотрудничать с НАСА. В прошлом году компания запустила к МКС группу астронавтов, которые вернутся на Землю в апреле, и тогда же к МКС на корабле SpaceX Dragon будет отправлен новый экипаж из четырех человек. И поскольку НАСА дала SpaceX разрешение на продажу билетов на этот корабль всем, кто готов заплатить, компания Илона Маска намерена это сделать уже в нынешнем году — учитывая прошлогодний опыт отправки на МКС и возвращения на Землю экипажа из трех бизнесменов и бывшего астронавта.
Компания Boeing, которая тоже занимается разработкой пилотируемого космического аппарата, способного доставлять на МКС астронавтов, а, может, даже и космических туристов, планирует провести первые испытания в мае 2022 года. Правда, они пройдут без экипажа, и только в том случае, если Boeing удастся решить к тому моменту ряд технических проблем со своим аппаратом (он называется Starline), выявленных в прошлом году.
Компания Джеффа Безоса Blue Origin, чей аппарат в прошлом году совершил успешный суборбитальный полет с самим господином Безосом на борту, за последние полгода осуществила еще две подобные миссии: одну с участием звезды сериала «Звездный путь» Уильямом Шетнером, другую — с ведущим программы «Доброе утро, Америка» Майклом Стрейханом и дочерью астронавта Алана Шепарда Лорой. Такое же загруженное расписание космических экскурсий Blue Origin планирует и на этот год.
Virgin Galactic плотно занимается улучшением своего космоплана Unity 22, который также совершил успешный полет в июле 2021 года с Ричардом Брэнсоном на борту, однако, как оказалось впоследствии, во время этого полета космоплан 41 секунду провел вне задуманной траектории.
Свою проверку провела FAA, которая дала Virgin Galactic разрешение на продолжение таких полетов.
Однако компания Ричарда Брэнсона пока отложила коммерческие полеты на космоплане на третий квартал 2022 года.
Как планируется, в марте этого года в полет вокруг Луны отправится миссия НАСА Artemis 1. Миссия беспилотная, однако на борту космического корабля «Орион» будет находиться «виртуальный астронавт» — интерактивный планшет с голосовым помощником Alexa компании Amazon и платформой для телеконференций WebEx компании Cisco. Одна из задач этой миссии — установить, как виртуальные помощники будут вести себя в космосе.
Между тем на фоне активного коммерческого освоения космоса растет озабоченность тем, что на орбите Земли становится слишком много всего: спутников, работающих и вышедших из строя, космических станций, ракет, обломков и т. п.
В последнее время участились случаи, когда эти объекты оказываются на грани столкновения или даже сталкиваются, а вышедшие из строя ракеты неконтролируемо падают на Землю.
До сих пор эта сфера регулировалась лишь Договором о космосе 1967 года, который к настоящему моменту подписали и ратифицировали 111 государств.
Как отмечает CNN, ООН уже давно работает над вопросом модернизации договора и соглашений, регулирующих использование космоса. И в прошлом году эта, до тех пор безуспешная, работа получила новый импульс. В ноябре была создана рабочая группа, которая займется оценкой «существующих и будущих угроз для космических операций, определит, в каких случаях поведение в космосе может считаться безответственным, сделает рекомендации относительно возможных норм, правил и принципов ответственного поведения в космосе». Есть надежда, что эта работа принесет плоды уже в нынешнем году.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АСПОС ОКП

Увидите Алёну, попросите погуглить термин "консенсус".
...and therefore never send to know for whom the bell tolls; it tolls for thee

Игорь Годунов

Цитата: АниКей от 12.01.2022 19:09:56-- учитывая прошлогодний опыт отправки на МКС и возвращения на Землю экипажа из трех бизнесменов и бывшего астронавта.
Это о чём?

АниКей

zelenyikot.livejournal.com

Поддержка частной космонавтики в России, взгляд изнутри
zelenyikotJanuary 18th, 8:00



На страницах Фейсбука, развернулась любопытная дискуссия среди специалистов имеющих или имевших отношение к поддержке или участию в частной космонавтике России. Общее резюме «денег нет, но вы держитесь и станете триллионерами». Вся дискуссия содержится в серии постов, репостов и комментариев к ним. Я попытался свести это на одной странице (с некоторыми правками и пояснениями), чтобы читатели могли себе немного полнее понять ситуацию и перспективы развития частной космонавтики и вообще технологических стартапов в России.

Участники дискуссии:
Иван Косенков — проектный менеджер фонда «Сколково», курирующий космические проекты-резиденты фонда. Автор телеграмм-канала Skolkovo Space.
Дмитрий Пайсон — в прошлом директор по науке космического кластера фонда «Сколково», позже руководитель аналитического центра «Роскосмоса», сегодня — управляющий директор по аналитике и проектам в Управлении исследований и инноваций Сбера.
Евгений Кузнецов — футуролог, инвестор, управляющий партнер венчурного фонда Orbita Capital.
Сергей Жуков — космонавт-испытатель, в прошлом руководитель космического кластера фонда «Сколково», сейчас руководитель рабочей группы Аэронет Национальной технологической инициативы.
Обратите внимание, что никто из участников не входит в число собственно частных космических предпринимателей или их инвесторов, и в настоящее время никто из них не относится к «Роскосмосу». Но эти люди, знакомы практически со всеми участниками частно-космической «тусовки» в России, а некоторые становятся первыми представителями государства, с которыми начинают взаимодействие российские основатели космических стартапов. Надо сказать, что «Роскосмос» по своему тоже думает о поддержке частников, но в данной дискуссии его представители не участвовали.
Начало дискуссии положил выход частной компании «Спутникс» из состава резидентов Фонда «Сколково», в связи с приобретением компании холдингом «АФК Система».
Иван Косенков
До свидания, «СПУТНИКС»: рефлексия по итогам.
Мы неоднократно говорили, что для Сколково «СПУТНИКС» - это однозначная история успеха, которая тем более значима, поскольку в ней можно однозначно проследить вклад Фонда в её становление. Это порядка 33 миллионов рублей грантовых денег, совместная работа над нормативно-правовой базой космической деятельности, участие в выставках и конференциях, показ заинтересованным потенциальным клиентам и инвесторам, работа с компанией как с фокусной для Фонда.
Конечно же, самую большую роль в успехе «СПУТНИКС» сыграла сама команда компании, а наша работа только в какой-то степени помогала им.
Злые языки говорят о «СПУТНИКС», что компания – типичный пример «ошибки выжившего», на невозможном для развития и выживания, токсичном российском космическом рынке [Этими языками был я — прим. Zelenyikot]. Этот тезис, наверное, может подтвердить или опровергнуть лишь время.
Да, факт в том, что из других частных компаний в России, которые на практике доказали, что способны создать свой спутник, сейчас функционирует только новосибирская «ОКБ5», чей «Норби», созданный совместно с НГУ тоже успешно работает на орбите. С другой стороны, из двух спутниковых компаний, стартовавших в Сколково в 2010-х одна - выжила, а одна: «Даурия Аэроспейс» - умерла. Из других частных компаний, которые целятся именно на спутникостроительный рынок в России и существуют достаточно давно можно вспомнить ещё «Барл». Таким образом у нас получается парадоксальная ситуация – с учетом малого количества вообще тех, кто попытался за 2010-е создать спутникостроительную компанию, процент тех, кто (пока) не умер – достаточно высок.
Это, конечно, казуистические ухищрения, которые не могут скрыть проблему того, что количество тех, кто попытается поиграть в свой космический стартап в России – очень мало. Чтобы наблюдать десятки частных космических компаний на выходе десятилетнего периода роста, нужно чтобы на входе были сотни претендентов, которые должны откуда-то взяться.
Отчасти эту проблему пытается решить Иван Михайлович Бортник со своей программой Space Pi, в которую вовлекается как подрядчик тот же Sputnix и питерский строитель дронов Geoscan Aero (ещё один претендент на создание полномасштабного частного производства спутников), но на это нужно больше, чем десять лет и намного больше, чем такая инициатива: нужна последовательная промышленная политика государства по созданию частного космического сектора вкупе со снятием регуляторных барьеров, о которых говорится всеми каждый год, нужны условия для роста российского венчура, способного вкладывать существенные средства в такие компании и т.д.
Другим аргументом злых языков в отношении «СПУТНИКС» является то, что объём инвестиций в компанию со стороны стратегического инвестора – довольно невелик и на других рынках компания могла бы привлечь намного больше денег.
Возможно до некоторой степени это – правда, но факт в том, что в привлечении инвестиций в других юрисдикциях также есть свои подводные камни.
Начнём с того, что вообще космические «стартапы» очень редко растут в логике венчурной «хоккейной клюшки», когда оценка компании взлетает до небес за какие-то пару лет. Обычно космический стартап – это скорее «малое высокотехнологичное предприятие», которое растёт намного более медленными темпами. Конечно, в Долине пару лет назад нашли способ быстро раздувать стоимость космических стартапов, выходя на IPO через SPAC, что породило ряд забавных ситуаций, типа той, когда компания, не запустившая в космос ни одного работающего спутника, оценивалась в миллиард с лишним долларов [Намёк на Momentus — прим. Zelenyikot].
Проблема в том, что по итогам 2021 большинство компаний, вышедших на публичное размещение через SPAC, показали не очень удовлетворительные финансовые результаты с падением стоимости акций на 60% за пару месяцев относительно стоимости первичного размещения.
В индустрии в целом по миру – по-прежнему весьма небольшое количество «выходов» [Имеется в виду выход инвестора из проекта, когда находится покупатель на его долю компании — прим. Zelenyikot], а около 70% инвестиций приходится на десяток-компаний суперзвёзд, типа SpaceX. Плюс, недавние события с Кокоричем, а затем с Поляковым, показали, что на самом хлебном рынке для космических компаний — американском — не особо ждут вообще каких-либо игроков хоть отчасти ассоциированных с зарубежными государствами. На второй по величине рынок по объёму вложений в космические стартапы – Китай пока что мало кто попытался влезть, но есть подозрения, что российских фаундеров там не то, чтобы с распростёртыми объятиями ждут.
Что касается других географий привлечения инвестиций, то «СПУТНИКС» отрабатывал вариант работы с Люксембургом, но, судя по всему, какие-то тонкости работы с Великим Герцогством менеджмент компании не устроили. Помимо Европы, есть ещё, например, Сингапур (третий в мире по объёму инвестиций в космические компании) и страны Персидского залива, но тут ещё стоит помнить вот о чём – привлекая инвестиции за рубежом, компания неизбежно создаёт себе трудности в работе с отечественными партнёрами, связанными с государством. Такой вот трудный выбор.
При этом, Фонд «Сколково», например, вполне позитивно смотрит на интернационализацию своих участников и даже к ней стремится – в прошлом году мы предприняли ряд усилий по выстраиванию отношений с Сингапурским акселератором в сфере космических технологий, а уже в этом январе Фонд организует вебинар с центром бизнес-инкубации Европейского космического агентства (ESA - European Space Agency BIC) в Эстонии. Так что мы вполне готовы поддержать наших нынешних и будущих участников, какой бы выбор они ни сделали.
Среди преимуществ работы в России у стартапа по-прежнему возможность запуска первых космических миссий попутной полезной нагрузкой для получения критически важного flight heritage – для этого нужно просто вписаться в программу «Универсат», а также всё ещё достаточно неплохая инженерная школа.
К слову о кадрах - ещё одним важным итогом работы и «СПУТНИКС», и «Даурии» стало первое в России поколение специалистов, обученное выживать в жёстких условиях отечественного частного космического бизнеса. Те, кто не уехал и не сменил род деятельности продолжают свою работу в таких компаниях как Avant Space, МегаФон 1440 и других. И вероятно понадобится не одно поколение стартапов, чтобы такой «плодородный слой» специалистов стал по-настоящему значимым.
Что ещё важно для экосистемы, что решения от «СПУТНИКС» по сути ложатся в основу наработок других компаний, становятся де-факто стандартом на рынке, что подкрепляется усилиями компании по продвижению на рынок своих внутрикорпоративных стандартов создания космической техники. Хочется надеяться, что дальше на базе решений от «СПУТНИКС» новыми командами будут созданы технологии, которые смогут сохранить конкурентоспособность российской космонавтики на будущие годы.
Поэтому, хоть формально «СПУТНИКС» и потерял статус участника Сколково, он продолжает оставаться нашим ценным партнёром, с которым, как мы уверены, нам ещё долго будет по пути так или иначе – будь-то в статусе резидента сколковского технопарка (которым компания остаётся), «ассоциированного участника», участника разнообразных рабочих групп, целевых программ и всей прочей движухи.
Сергей Жуков
И, конечно, следует сказать об Аэронет/Спейснет НТИ. Если Фонд Сколково поддержал компанию грантами на 33 млн руб (что на старте было критически важно), если Фонд Бортника выделил ей несколько грантов по 15-20 млн и недавно 30, то Фонд НТИ в рамках дорожной карты Аэронет - 240 млн рублей, если я точно помню, на создание серийной платформы малого КА и один лётный спутник ДЗЗ. Так что надежных опекающих рук было немало
Дмитрий Пайсон
Опыт в защиту зомби
Недавний лонгрид Ивана Косенкова по итогам сколковского бытия «Спутникса» краем задел важный, на мой взгляд, аспект развития даже не столько «частной космонавтики», сколько высокотехнологичного предпринимательства в целом.
Речь о «малых высокотехнологичных предприятиях», в венчурной практике снисходительно именуемых «зомби», — тех, которые в принципе работают, вышли на некий устойчивый плюс в балансе, но кратные «иксы» [Имеется в виду кратность роста доходов х10 или х100 — прим. Zelenyikot] капитализации (равно как и соответствующий потенциал) не демонстрируют. Не показывают на графиках пресловутую «хоккейную клюшку».

Если взглянуть на вещи объективно, к востоку даже не от польских КПП, а и от атлантических вод такого рода предприятий среди выживших «космических частников», как представляется, большинство (но рад буду услышать другое мнение, поскольку искать цифры долго).
В интересах общности можно представить себе некую координатную плоскость «кратность возврата инвестиций (пресловутый «X») — вероятность (субъективная) достижения кратности на момент инвестирования». В «классике» будет, кажется, некая кривая безразличия, тяготеющая к гиперболе, в реальной жизни (например, по опросам) — множество точек, тяготеющее к той же гиперболе или к диагонали. С учётом толерантности к рискам гипербола будет так или иначе смещена, но это уже вопрос более тонкого разбора.
Штука в том — и с этим приходится сталкиваться постоянно — что в реальной жизни «живые» проекты — космические, скажем осторожно, проекты — выпадают из «главной последовательности» предпочтений. У них «иксы» как у зомби, а риски — как у реальных венчуров. Поскольку про риски все всё понимают, для того, чтобы вернуться в главную последовательность, зайчики-стартаперы обычно начинают «задирать иксы», то есть придумывать и обосновывать некие причины, по которым соответствующий стартап непременно взлетит ракетой, завоюет рынок ̶и̶ ̶о̶т̶б̶р̶о̶с̶и̶т̶ ̶о̶р̶к̶о̶в̶ ̶к̶ ̶Ч̶е̶р̶н̶ы̶м̶ ̶в̶о̶р̶о̶т̶а̶м̶ . Дальше уже — вопрос толерантности предполагаемого инвестора к рискам и его приверженности классической фэнтези. Реальная жизнь, кажется, происходит в другом углу — там, где стремительный взлет не обещают, однако и достоверность обещаемого выше. Здесь гуляют пенсионные фонды и, скажем осторожно, окологосударственные игроки, но этот угол непопулярен у евангелистов, а соответственно — не пропагандируется широко в кругах молодых и стремящихся. Что создаёт ещё одно направление отрыва потенциальных чемпионов от реальности — о чем всегда жалеешь.
Нужны инструменты и правильные слова, не только удерживающие зайчиков (ладно, не зайчиков, а гордых покорителей рынков) в пределах главной последовательности, но и мотивирующие их к работе по демонстрации инвесторам направлений снижения рисков, а не только (не столько?..) задиранию обещаемых «иксов». А исследователей — к описанию «главной последовательности» для конкретных отраслей. Вполне себе программа...
Евгений Кузнецов
Я частично соглашусь, частично нет) Все дело в том, как «устроен рынок». Венчура инвестируют только в те рынки, которые растут экспоненциально. Компании могут вписаться в этот тренд или нет, но если сам рынок не растет, то компания его не перепрыгнет. По космосу растущие рынки — это глобальные констелляции [спутниковые группировки — прим. Zelenyikot] и системы их доставки, плюс инфраструктура, плюс (в перспективе) энергетика/уборка мусора/добыча минералов. Там экспонента заложена в механику и задача стартапа - соответствовать. Но российские стартапы ориентированы, как правило, на существующий рынок — это локальные/страновые спутники, улучшения текущих систем/подсистем и тп. В эти рынке не встроен рост, т.к. этот рынок стагнирует и вскоре будет отдизрапчен Старшипом и иже с ним. Потому инвестировать хочется, но сложно(( Плюс совершенно особое регулирование и тотальная военная паранойя и двойные технологии (см. кейс Моментуса).
Иван Косенков
Я не понимаю, почему вы тогда до сих пор Orbital Express не дали денег
Тотально fit во всё, что вы говорите. Вон Виталий Егоров сотоварищи нужны сущие копейки относительно экспоненциально растущих рынков доставки последней мили в космосе, но что-то не могут они пока найти этих денег.
Евгений Кузнецов
Иван Косенков, мы думаем) но цикл проекта может оказаться больше цикла фонда, а это критично. это один из трех российских стартапов, которые я смотрю всерьез.
Иван Косенков
Евгений Кузнецов, я очень надеюсь что что-то придумается и что стартап не умрёт на голодном пайке за время принятия решения.
Виталий Егоров
Иван Косенков, не умрет! У нашего гендира жена работящая!
Дмитрий Пайсон
Евгений Кузнецов, Я, собственно, скорее выдвигал гипотезу, как расположены потенциально возможные сделки (предпочтения инвесторов) на плоскости «Кратность роста - мера риска», описывал некоторую совокупность точек типа кривой безразличия, и предполагал, что стартап, у которого ожидаемая кратность - низкая, а риски - высокие может попасть в эту «главную последовательность» не только и, возможно, не столько за счет демонстрации роста кратности (что не всегда правдоподобно), а и за счет демонстрации разумного подхода к риску, то есть ориентироваться на противоположный «рукав» распределения. Наверное, предпочтения инвесторов описываются еще и густотой распределения точек в том и другом рукаве - популярны рисковые/кратные, или правдоподобные/умеренные проекты в той или иной юрисдикции. То есть «в Долине» охотнее будут смотреть на стартап первого вида, а «вне Долины» - на стартап второго типа. Где это построение можно фальсифицировать ?.. Разве что не называть инвесторов второго типа «венчурными»?
Евгений Кузнецов
Дмитрий Пайсон, с подходом не спорю, он весьма разумный! в очень длинных циклах работают не пенсионные фонды (там требования по безриску), а всякие супер-богачи (Безос и тп). Они готовы потерпеть десяток лет до того, как рынок «подхватит» их разработки. Известные мне в России проекты тоже тащили «олигархи». Но это не венчур и тем более не рынок, тут как с динозавром - «встречу или не встречу».
Дмитрий Пайсон
Евгений Кузнецов, Так я вроде и имел в виду под «главной последовательностью» множество проектов, сочетающих «достаточно низкий» цикл (т.е. высокий «Х») и «достаточно низкий» риск. То есть или большой «Х»/высокий риск, или умеренный «X»/низкий риск, ну, и все это вдоль некоторой кривой безразличия в пространстве параметров. В этом подходе «безриск» пенсионеров как раз сочетается с «длинным циклом».
Евгений Кузнецов
Дмитрий Пайсон, а вот тут ты прав - в России «стартапами» называть все, что попало. В итоге там куча инжиниринга/консалтинга/ремесла и тд и тп, где масштабирование и рост даже не предполагалось (или рисовалось «вообще»). В итоге инвестопригодных стартапов в российской гос-стартап-экосистеме - доли процента.
Евгений Кузнецов
Дмитрий Пайсон, И есть еще тема - «НИОКРЫ за венчур». да, по классике, в pre-seed стадии есть венчуры. но в любом deep tech стоимость ниокров оч высока, и ангелы/фонды их не тянут. Потому все стартапы на ранней стадии проходят это на гранты или (реже) «меценатские инвестиции» (ну типа инвестиция, но на самом деле просто миллиардеру скучно). ВОт тут как раз грантовая модель оч применима и нужна, но почему-то у нас пытаются давать гранты под «рост», и требовать от венчуров идти в НИОКР, а это как-бы совсем против логики, смысла и понимания рисков.
Иван Косенков
Самая большая проблема вот в чём. Вы говорите, что «По космосу растущие рынки - это глобальные констелляции и системы их доставки, плюс инфраструктура, плюс (в перспективе) энергетика/ уборка мусора /добыча минералов».
Так вот - без государственных денег, без соответствующего госзаказа или на худой конец субсидий и грантов эти рынки, (в особенности энергетика/ уборка мусора /добыча минералов) просто не могут расти кратно.
____________________________________________________
Подводя итог дискуссии, можно сказать, что пресловутый «русский Илон Маск» появится тогда, когда в российские частные космические компании начнут вкладывать «скучающие» миллиардеры и/или государство для разработки необходимых технологий, а инвесторы увидят гарантии сохранности и роста своих вложений. До наступления этого светлого времени все отечественные илонмаски будут вынуждены штурмовать космос с зарплаты жены или каких-то иных некосмических доходов. Мне, например, сильно помогает поддержка читателей через patreon или спонср, поэтому я могу продолжать своё участие в проекте Orbital Express и вносить свой вклад в создание службы доставки в ближней Солнечной системе.
zelenyikot
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

tass.ru

Российскую сверхлегкую ракету-носитель могут запустить в космос после 2026 года



МОСКВА, 27 января. /ТАСС/. Первые испытания прототипа сверхлегкой ракеты для выведения малых спутников на орбиту, над которым работают компании-участники конкурса "Аэронет-НТИ", могут пройти в 2026-2027 годах. Об этом в четверг журналистам сообщил Роман Жиц, руководитель направления "Аэронет" Национальной технологической инициативы (НТИ) по частной космонавтике.
Конкурс среди российских разработчиков предполагает создание ракеты и межорбитального малого разгонного блока, которые будут выводить на орбиту объекты с полезной нагрузкой около 250 кг.
"Если будет найдено соответствующее финансирование, прототип буксира начнет испытания в космосе в 2024-2025 годах, а прототип ракеты, первые испытательные запуски, начнутся в 2026-2027", - сказал Жиц на медиаконференции "Стартапы, разработки, нормативная база в космической отрасли", организованной Платформой НТИ.
Заказчиком разработки выступает АНО "Аналитический Центр "Аэронет". На первом этапе конкурса жюри, в состав которого входят представители "Роскосмоса", фонда "Сколково" и ряда других организаций, отобрало шесть компаний, которые представили свои инженерные записки для ракеты, и пять компаний, разработавших решения для создания блока.
В апреле 2021 года эксперты выбрали по три лучших заявки в каждой категории, которые прошли на следующий этап конкурса. К концу марта участники должны завершить работу над аванпроектами разработок. Ранее Платформа НТИ сообщала, что потенциальным потребителем услуги вывода малых космических аппаратов с помощью сверхлегкой ракеты и малого разгонного блока является "Роскосмос" для реализации программы "Сфера".
"К Дню космонавтики в этом году мы объявим уже двух победителей по [разработке] аванпроектов в номинациях сверхлегкой ракеты и буксира. Затем они продолжат более серьезную проработку эскизных проектов, по окончании которой будет выбран один лучший проект ракеты и буксира", - сказал представитель направления "Аэронет" НТИ.
Стоимость запуска
По словам эксперта, сумма, в которую обойдется запуск ракеты-носителя, не должна превысить $3 млн, что примерно в два раза ниже сегодняшней стоимости запуска таких ракет в мире.
"[Компаниям-участникам конкурса в рамках подготовки аванпроекта] необходимо обосновать и доказать экономическую возможность создания именно такой ракеты-носителя и буксира ценой запуска не более $3 млн. <...> Цена была выбрана не с потолка, а исходя из того, что сейчас <...> наиболее успешная сверхлегкая ракета, которая эксплуатируется в мире, на которую высокий спрос, - [это] ракета "Электрон" компании Rocket Lab. У них цена запуска, в зависимости от конфигурации, варьируется, по открытым источникам, от $5 до 6 млн", - пояснил он.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Частная космонавтика#Сергей Прохоров
27.01.2022 17:45
Роскосмос и НТИ провели конференцию по развитию частной космонавтики в России
Госкорпорация «Роскосмос» совместно с Платформой Национальной технологической инициативы (НТИ) 27 января 2022 года провели онлайн-конференцию, посвященную развитию частной космонавтики и внедрению сопутствующей ей нормативной базы в России.
В мероприятии приняли участие директор департамента перспективных программ и проекта «Сфера» Госкорпорации «Роскосмос» Сергей Прохоров, генеральный директор частной космической компании «Спутникс» Владислав Иваненко, руководитель направления «Аэронет» НТИ по частной космонавтике Роман Жиц, а также представители российских СМИ.
В ходе медиаконференции участники дискуссии обсудили текущую ситуацию с развитием частной космонавтики в России, заострив внимание на необходимости совместных усилий по формированию рынка частных операторов космических услуг. С этой целью были высказаны предложения по внесению изменений в нормативно-правовую базу Российской Федерации, направленные на поддержку частных компаний, работающих по тематике освоения космоса, и создание для них особых условий по испытанию агрегатов и сертификации финальной продукции.
Сергей Прохоров рассказал о потенциальной поддержке, которую окажет частной космонавтике запуск проекта «Сфера»: «Роскосмос в перспективе будет заинтересован в заказе у частных компаний пусковых услуг для восполнения орбитальных группировок, так как в его планах создание многоспутниковых систем малых космических аппаратов связи и дистанционного зондирования Земли».
Руководитель направления «Аэронет» НТИ по частной космонавтике Роман Жиц отметил, что первые испытания прототипа сверхлегкой ракеты для выведения малых спутников на орбиту могут пройти в 2026-2027 годах, если будет найдено соответствующее финансирование. Предполагается, что по итогам конкурса среди частных российских разработчиков будет создана сверхлегкая ракета, способная выводить на орбиту полезную нагрузку около 250 кг.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

comnews.ru

Коль в России нет ракет - приходи в "Аэронет"
Юлия Мель­ни­кова


О планах рассказал руководитель направления по частной космонавтике рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) "Аэронет" Роман Жиц в ходе медиаконференции, организованной "Роскосмосом" и "Аэронет".
В 2021 г. АНО "Аналитический центр "Аэронет" объявила конкурс на создание ракеты-носителя сверхлегкого класса и межорбитального малого разгонного блока. Цель тендера - создать частно-государственную кооперацию, которая выведет на мировой рынок конкурентоспособные изделия ракетно-космической техники для малой космонавтики, в которых будут реализованы наиболее эффективные технико-экономические решения. Первый этап конкурса завершился в апреле, он предполагал создание инженерной записки по обоснованию облика сверхлегкой ракеты и малого разгонного блока. Второй этап конкурса стартовал в августе, в рамках него компании, прошедшие первый этап, должны будут создать аванпроект сверхлегкой ракеты и малого разгонного блока, которые будут выводить на орбиту объекты с полезной нагрузкой около 250 кг.
Роман Жиц рассказал, что в плане создать прототип сверхлегкой ракеты в 2024-2025 гг., а первые ее испытания для выведения малых спутников на орбиту могут пройти в 2026-2027 гг., если будет найдено соответствующее финансирование. Он сообщил, что стоимость запуска такой ракеты должна быть ниже конкурентов - около $3 млн, тогда такую ракету будут приобретать. Это в два-три раза ниже стоимости запуска ракет в мире. "Инвесторы охотнее начнут инвестировать в проекты, прошедшие ряд конкурсов, чтобы убедиться, что продукт конкурентоспособный", - отметил Роман Жиц.
Генеральный директор компании "Спутникс" Владислав Иваненко считает, что единственный путь для развития космической отрасли - финансирование от государства. "Есть индустриальный заказчик. Государство выделило грант. Это правильный путь. Частные инвесторы - это не работает. Мы представили программу по запуску в "Роскосмос" на шесть лет вперед - оказалось, ракет нет. Ракета очень нужна. $20 тыс. за килограмм полезного груза при запуске - это разумно", - сказал он.
Владислав Иваненко уверен, что Россия способна конкурировать на мировом рынке. "С США конкурировать можно, с Китаем - сложно, но можно, в остальном мире мы вне конкуренции. Нам надо развернуть космос в сторону бизнеса. Нужна поддержка государства и частный заказчик, получающий ее. Идем мы нормально, ракету только дайте маленькую. Создание многоспутниковой группировки на базе программы "Сфера" анонсировано еще в 2018 г. Я считаю, что мы еще способны нагнать и перегнать мировое сообщество. Я не говорю о низких орбитах - это дорого и рискованно - ни один проект еще не показал эффективность. Поэтому мы разделили функционал по группировкам", - рассказал Владислав Иваненко.
Он подчеркнул, что ключевое, в чем Россия отстает от мирового сообщества, - нормативно-правовая база.
Роман Жиц сообщил, что "Аэронет" с "Роскосмосом" прорабатывают законодательную базу для частного космоса. "Нормативно-техническую базу для частных компаний нужно менять. Без "Роскосмоса" это невозможно, - уточнил он.
Поскольку "Роскосмос" разрабатывает законопроекты, он просит от нас предоставить список пожеланий участников рынка. Необходима переработка законодательной базы в целом. Нужно, чтобы и государство, и "частники" работали по одним законам. В последнее десятилетие запуск ракет зависит от госпроцедур и государственных космодромов. Надо, чтобы было примерно как в США - чтобы все работали по одним и тем же понятным процедурам".
Владислав Иваненко перечислил, что нужно изменить в нормативно-правовом регулировании: "Надо менять закон о сертификации российской техники, нормы которой слишком жесткие и не дают нормальных условий для "частников". Закон "О дистанционном зондировании Земли из космоса", который может на корню убить системы обработки данных. Он, например, не дает возможность использовать Google Maps или "Яндекс.Навигатор", потому что они не стандартизованы "Роскосмосом". Надо принять закон, что при изготовлении ракетной техники частные компании могут не использовать государственные стандарты, а руководствоваться более простыми, например корпоративными, стандартами. Надо внести изменения в закон о концессии и закон о космической деятельности. Концессия - интересный механизм привлечения денег. Государственные деньги - это большая ответственность. "Частник" рискует своими деньгами, значит, требования, которые к ним сейчас предъявляются, можно смягчить".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

nauka.tass.ru

Эксперт заявил о необходимости создания сверхлегких носителей на базе боевых ракет



МОСКВА, 3 февраля. /ТАСС/. РФ необходимо модернизировать боевые ракеты в сверхлегкие носители космического назначения вместо того, чтобы создавать сверхлегкие ракеты с нуля. Такое мнение ТАСС выразил эксперт в области космонавтики Андрей Ионин.
"Сверхлегких ракет уже огромное количество, в том числе у России, просто они пока существуют в варианте боевых ракет. Самый простой способ создать сверхлегкую ракету - это взять существующую боевую ракету, условно ракету комплекса С-300 или С-400, морскую ракету или другую. И на ее базе создать сверхлегкий носитель", - отметил Ионин.
Эксперт напомнил, что ранее для вывода спутников уже использовались конверсионные ракеты, например, "Днепр", "Рокот". "Если у государства есть задача создать сверхлегкую ракету, которая нужна для каких-то целей, это самый простой вариант. Создавать с нуля не нужно, потому что простая задача - модернизация", - пояснил он.
Чтобы развивать частную космонавтику, убежден эксперт, нужно давать доступ к пусть и старым, но готовым технологиям и испытательной базе. "Как [основатель компаний Tesla и SpaceX] Илон Маск, который не создавал двигатели, а ему дали готовый, а он его модернизировал. Чтобы они [энтузиасты] не с нуля создавали, ковыряясь, методом проб и ошибок пытались этот путь проползти, а сразу начинали с хорошего технологического этапа", - считает он.
Эксперт отметил, что для России лучшим способом для развития частной инициативы является создание конструкторских бюро с государственным участием. "С учетом нашей ментальности, особенностей нашего государственного управления, где особо следят за двойными технологиями, единственная возможная форма развития частной инициативы в областях двойных технологий <...> - это компания, которая становится "дочкой" какой-то государственной компании. Допустим, РКК "Энергия", Центр Хруничева, НПОмаш берут энтузиастов, частные инвестиции, создают дочернюю компанию. И она получает доступ к технологиям, испытаниям, космодрому", - подытожил Ионин.
Частная космонавтика
В декабре 2021 года заместитель директора департамента перспективных программ и проекта "Сфера" госкорпорации "Роскосмос" Оксана Вольф в интервью журналу "Русский космос" сообщила, что в течение года была выполнена работа по анализу действующих документов по стандартизации оборонной продукции, чтобы в будущем переработать их в общедоступные документы, которые смогут использовать частные компании при разработке космической техники и ее сертификации на всех этапах жизненного цикла. По ее словам, подготовка нормативной базы требует изменения довольно большого количества документов, на что может уйти несколько лет.
В конце января руководитель направления "Аэронет" Национальной технологической инициативы (НТИ) по частной космонавтике Роман Жиц рассказал, что первые испытания прототипа сверхлегкой ракеты для выведения малых спутников на орбиту, над которым работают компании - участники конкурса "Аэронет-НТИ", могут пройти в 2026-2027 годах.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

rb.ru

Космический стартап Destinus Михаила Кокорича привлек $29 млн на создание гибрида самолета и ракеты | Rusbase
Анастасия Марьина


Швейцарский космический стартап Destinus, созданный экс-владельцем «Техносилы» Михаилом Кокоричем, привлек $29 млн. Компания намерена потратить несколько лет на создание гибрида самолета и ракеты, который сможет доставлять грузы и людей, вылетая за пределы атмосферы.
Инвесторами раунда стали венчурные фонды и семейные офисы из Европы, Северной Америки, Латинской Америки и Азии, пишет Forbes со ссылкой на сообщение компании. Среди них Conny & Co, Quiet Capital, One Way Ventures, Liquid2 Ventures, Cathexis Ventures, ACE & Company и другие.
Оценка стартапа не раскрывается.
Компания направит деньги на то, чтобы продолжить разработку водородных реактивных и ракетных двигателей и испытания сверхзвуковых полетов на водородных двигателях в ближайшие год-полтора.
Destinus
«Мы уже добились значительного прогресса, разработали и подали патенты на уникальные подсистемы, в частности, водородную активную систему охлаждения, позволяющую создавать гиперплан, летающий почти со скоростью ракеты, который можно будет использовать несколько раз», — заявил Кокорич, которого цитирует издание.
Штаб-квартира Destinus располагается в Швейцарии, а офисы и объекты есть в Германии, Испании и Франции. Команда проекта — более чем 50 выходцев из Boeing, Airbus, Rolls-Royse и других компаний. В 2022 году стартап рассчитывает увеличить численность сотрудников до 100 человек.
Кто такой Михаил Кокорич
Кокорич получил известность в 2010 году после того, как стал владельцем «Техносилы», учась в бизнес-школе Сколково. Спустя три года он продал сеть офшорной компании. 
В 2012 году предприниматель основал космический стартап Dauria Aerospace, который разрабатывал и запускал спутники. Компания два года сотрудничала с Роскосмосом, а в 2015 году Кокорич продал свою долю в стартапе.
Также в 2012 году предприниматель переехал в США, где позднее вместе с первым зампредом Сбербанка Львом Хасисом основал космический стартап Momentus Space. В 2021 году стартап вышел на биржу Nasdac через слияние со SPAC-компанией.
В январе прошлого года Кокорич был вынужден покинуть пост гендиректора Momentus Space из-за закона в США о нацбезопасности. Ему запретили доступ к изобретениям компаний космической отрасли, так как он является гражданином России и в США приравнивается к «геополитическому сопернику».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

rossaprimavera.ru

Китайские космические компании получили «бешеные» инвестиции
Сергей Кургинян


Китайские космические компании получили «бешеные» инвестиции
Китайская ракета Long March 5BКитайская ракета Long March 5B
Китайская ракета Long March 5B

Китайские стартапы по запуску космических аппаратов привлекли «бешеные» инвестиции, сообщает 10 февраля портал SpaceNews.
В последние недели ряд развивающихся ракетных компаний Китая обеспечили крупные раунды финансирования на фоне усиливающейся конкуренции за выход на орбиту.
Наиболее примечательными является $200 миллионов, которые привлекла компания Galactic Energy в январе, что затмило предыдущие рекордные раунды финансирования китайских компаний. Компания будет использовать эти средства для предстоящих запусков твердотопливной ракеты Ceres-1и более крупной ракеты-носителя Pallas-1 с двигателем на керосине и жидком кислороде, первый запуск которой запланирован на 2023 год.
Deep Blue Aerospace, еще одна компания, разрабатывающая многоразовую пусковую установку Nebula-1, использующую керосин с жидким кислородом, получила почти $31,5 миллиона финансирования, о чем компания объявила 18 января.
Следующим важным событием для этой компании станет испытание ракеты-носителя полетом на высоту один километр с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой. Предыдущее испытание, в котором ракета подымалась на высоту 100 метров, успешно завершилось октябре.
Также компания Space Pioneer объявила о «крупном стратегическом финансировании» 8 февраля во главе с государственными инвестиционными компаниями и планирует свой первый орбитальный запуск в 2022 году.
Компания Orienspace обеспечила почти $47 миллионов предварительного финансирования для своей серии ракет с комбинированным твердым и жидким топливом, а в дальнейшем для более крупных многоразовых пусковых установок.
Кроме того, производитель многоразовых ракетных двигателей на основе метана Цзючжоу Юньцзянь в прошлом месяце получил по меньшей мере $15,7 миллиона нового финансирования от Huaying Investment, венчурного капитала Pufeng и предыдущих инвесторов Yunhe Capital и Zhongguancun Qihang Investment.
Напомним, китайское правительство открыло сектор запуска для частной деятельности в 2014 году.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Новый

Цитата: АниКей от 10.02.2022 10:22:23В 2012 году предприниматель основал космический стартап Dauria Aerospace, который разрабатывал и запускал спутники. Компания два года сотрудничала с Роскосмосом, а в 2015 году Кокорич продал свою долю в стартапе.
Чел, который купил у Кокорича долю в "космическом стартапе Dauria Aerospace", хочется спросить тебя: чувак, ты там вообще как?
Не жалеешь потраченных денег?

Новый

Цитата: АниКей от 10.02.2022 10:22:23в 2012 году предприниматель переехал в США, где позднее вместе с первым зампредом Сбербанка Львом Хасисом основал космический стартап Momentus Space. В 2021 году стартап вышел на биржу Nasdac через слияние со SPAC-компанией.
В продолжение.
Парни, которым я категорически не советовал покупать акции $MNTS, вы там как, после 70% падения этого барахла?

АниКей





РОГОZИН
"Роскосмос" окажет беспрецедентную поддержку частным российским космическим компаниям. Им будет предоставлен доступ к новым отечественным разработкам в области космического приборостроения, а также возможность практически бесплатной доставки на орбиту созданных частными КБ и стартапами космических аппаратов. Заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки госкорпорации "Роскосмос" Михаил Хайлов получил моё указание принять для поддержки наших частных космических компаний исчерпывающие меры.
До конца текущего года на целевые орбиты будут отправлены десятки сделанных в России частных космических аппаратов связи, метеонаблюдения и дистанционного зондирования Земли. Для этого будут использованы ракеты-носители "Союз-2", выведенные нами из проекта запуска британской спутниковой системы "OneWeb".

133.4K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Наименьший квадрат

Прям десятки аппаратов? Это которые?
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)