Космический календарь и фото со спутников

Автор АниКей, 02.07.2020 14:59:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей


dzen.ru

Рубежный запуск: «Союз ТМА-22» стал последним аналоговым и первым пилотируемым после завершения полётов шаттлов⁠⁠



Рубежный запуск: «Союз ТМА-22» стал последним аналоговым и первым пилотируемым после завершения полётов шаттлов⁠⁠ height=1200px width=1200px
14 ноября 2011 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-ФГ». Она вывела в космос корабль «Союз ТМА-22» с космонавтами Антоном Шкаплеровым и Анатолием Иванишиным и астронавтом Дэниелом Бёрбанком. Корабль отправился к МКС и пристыковался к станции 16 ноября. Этот полёт был примечателен по двум причинам:
— для кораблей семейства «Союз» этот запуск стал последним с аналоговой системой управления, следующие корабли получили полностью цифровую систему;
— это первый пилотируемый старт к МКС после вывода из эксплуатации американских шаттлов. Их финальная миссия STS-135 прошла в июле 2011 года.
Рубежный запуск: «Союз ТМА-22» стал последним аналоговым и первым пилотируемым после завершения полётов шаттлов⁠⁠ height=1200px width=1200px
А в январе 2013 года спускаемый аппарат «Союза ТМА-22» был установлен у здания аэровокзала в аэропорту города Кемерово. Незадолго до этого, в декабре 2012 года, аэропорт был переименован в «Международный Аэропорт Кемерово имени Алексея Архиповича Леонова». Там же находится и музей «Человек и космос», экспозиция которого посвящена Леонову и покорению космоса.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитировать
zavtra.ru

События: Академия художеств, последний триумф советского космоса и пришествие рынка

https://zavtra.ru/events/15_noyabrya_22

События.
1722 – Указом Петра I был основан военный порт в Астрахани и образована флотилия военных кораблей для защиты северного и части западного побережья Каспия. Официальная дата создания Каспийской флотилии.
1741 – Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга открывает остров, названный впоследствии его именем.
1764 – В Петербурге учреждённая семью годами ранее Академия трёх знатнейших художеств преобразуется в Российскую императорскую Академию художеств.
1815 – Первый рейс первого русского парохода «Елизавета» из Петербурга в Кронштадт и обратно. Корабль имел деревянную конструкцию, снабжен паровой машиной и бортовыми гребными колесами. Развивал скорость до 9,5 км/ч. Дорога в один конец занимала 2 ч 45 мин.
1917 – Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным принял «Декларацию прав народов России», провозглашенную II съездом Советов. В ней утверждается равенство и суверенность народов России и их право на свободное самоопределение вплоть до отделения
1933 – В Москве началось регулярное движение троллейбусов. Первый троллейбус марки ЛК-1 (ЛК – Лазарь Каганович) проехал от Белорусско-Балтийского вокзала по Ленинградскому и Волоколамскому шоссе до моста Окружной железной дороги . К концу 1934 года по столице курсировали уже 11 троллейбусов.
1934 – В СССР проводится первая телепередача со звуковым сопровождением. Длилась она 25 минут и являла собой укороченный вариант эстрадного концерта: народный артист СССР, актёр Художественного театра И.М. Москвин прочитал рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник», после чего в эфире его сменили певица и балетная пара.
1955 – Запущена первая очередь Ленинградского метрополитена: «Автово» – «Площадь Восстания». Первые поезда состояли всего из четырёх вагонов.
1960 – В Летно-Исследовательском институте (ЛИИ), на базе самолета Ту-104 была создана летающая лаборатория для тренировок космонавтов в состоянии невесомости.
1963 – Открыт Институт физики высоких энергий в Протвино.
1971 – В Москве подписано соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник».
1982 – Похороны Л. И. Брежнева на Красной площади.
Цитировать1988 – Впервые запущен орбитальный корабль многоразового использования «Буран». Полёт длительностью 205 минут прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта.

1988 – Создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП).
1991 – Президент РСФСР Борис Ельцин подписывает пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике.
2017 – ГД РФ приняла закон, по которому зарубежные СМИ можно будет признать иностранными агентами.
2018 – В прокат вышел фильм «Не чужие», последней режиссерской работой Веры Глаголевой, скончавшейся в августе 2017-го. В главных ролях снялись Санжар Мади, Татьяна Владимирова и Лилия Волкова.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитировать1965 – В СССР запущена автоматическая межпланетная станция «Венера-3», достигшая поверхности Венеры. Она стала первым земным аппаратом, достигшим другой планеты.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать16 ноября 1963
Первый пуск РН «Союз» с КА «Зенит-4» (при участии ГНПРКЦ «ЦСКБ Прогресс»)
16 ноября 1965
С космодрома Байконур запущена автоматическая межпланетная станция «Венера-3» с целью посадки на Венеру. Доставлен вымпел с изображением герба СССР.
16 ноября 1968
Запущена научная станция «Протон-4» для изучения космических лучей и взаимодействия с веществом частиц сверхвысоких энергий. Масса комплекса научной аппаратуры составила 12,5 т, а масса всей станции – 17 т.
16 ноября 1992
Запуск КА «Ресурс-500» по проекту перелета «Европа-Америка-500», посвященного 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом (разработчик и изготовитель – ГНПРКЦ «ЦСКБ Прогресс»).
16 ноября 2000
Старт РН «Союз» с ТГК «Прогресс М1-4», доставившим груз на МКС.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


dzen.ru

Первые космические забастовщики: последний экипаж орбитальной станции «Скайлэб»



Первые космические забастовщики: последний экипаж орбитальной станции «Скайлэб» height=1200px width=1200px
Первый пуск лунной ракеты-носителя SLS был произведён с площадки B пускового комплекса 39 на космодроме им. Джона Кеннеди. Как Pro Космос рассказывал ранее, космических пусков с неё не производилось больше 16 лет — 10 декабря 2006 года с неё улетел шаттл «Дискавери».
Первые космические забастовщики: последний экипаж орбитальной станции «Скайлэб» height=1200px width=1200px
А вот 49 лет назад площадка не стояла без дела — 16 ноября 1973 года с неё стартовала ракета-носитель «Сатурн-1Б» с третьим экипажем для станции «Скайлэб». Команда отправилась на лунном корабле «Аполлон», так что иногда миссию называют «Скайлэб-4/Аполлон-20». Запуск станции состоялся как раз благодаря лунным ракетам — последний из стартовавших «Сатурнов-5» вывел на околоземную орбиту первую американскую орбитальную станцию «Скайлэб».
Первые космические забастовщики: последний экипаж орбитальной станции «Скайлэб» height=1200px width=1200px
Экипаж «Скайлэб-4» состоял из Джеральда Карра, Уильяма Поуга и Эдварда Гибсона — астронавты должны были провести на орбите целых три месяца, что на тот момент являлось беспрецедентными рекордом. Но сказалось отсутствие подготовки к долговременным экспедициям. Предыдущие два экипажа пробыли на орбите 28 и 59 суток соответственно и уже ощутили проявления космической болезни и психологической усталости. В итоге, третий экипаж устроил первый «космический бунт» — они так устали за три месяца непрерывной работы на станции, что объявили забастовку и выключили на сутки всю связь с Хьюстоном. Как можно понять из фото, у экипажа не было времени (или желания) на бритьё и стрижку, которое и так в космосе занимает больше времени, чем на Земле.
Цитировать«Нам нужно больше времени для отдыха. Нам нужно расписание, которое не так сильно забито. Мы не хотим упражняться после еды. Мы хотим, чтобы всё было под контролем... Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на Земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь, в космосе», — сообщил Карр перед забастовкой.
Вместо положенных работ 28 декабря 1973 года Гибсон «просидел» весь день около консоли управления солнечными панелями «Скайлэб», а Карр и Поуг проводили время в кают-компании, разглядывая Землю в иллюминатор. Тем не менее, к концу полёта запланированная программа экспериментов была выполнена — астронавты пробыли на орбите 84 дня, вернувшись домой 8 февраля 1974 года.
Первые космические забастовщики: последний экипаж орбитальной станции «Скайлэб» height=1200px width=1200px
Данная проблематика была подробно изучена в Институте медико-биологических проблем — СССР в то время активно запускал орбитальные станции и продолжал наращивать время пребывания на них. Главные выводы, к которым пришли медики и психологи — в экипаже должен быть минимум один космонавт, уже летавший в космос, и экипаж нельзя перегружать работой. Все операции, выполняемые в космосе, требуют сильно больше энергии и концентрации, в отличие от аналогичных в условиях гравитации. Пройдёт ещё 23 года, прежде, чем астронавты «ступят» на станцию «Мир» и научатся летать в долговременные экспедиции без последствий.
Первые космические забастовщики: последний экипаж орбитальной станции «Скайлэб» height=1200px width=1200px
После возвращения экипажа миссии «Скайлэб-4» NASA на долгие семь лет практически прекратило пилотируемую программу. Следующим американским космическим полётом была миссия «Союз — Аполлон» в 1975 году, а затем, после долгого перерыва, — STS-1, первый орбитальный полёт на шаттле «Атлантис» в 1981 году.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


dzen.ru

Во что бы то ни стало достичь Венеры: «Венера-3» потеряла связь, но долетела до второй планеты и стала первым рукотворным объектом на ней



Во что бы то ни стало достичь Венеры: «Венера-3» потеряла связь, но долетела до второй планеты и стала первым рукотворным объектом на ней height=1200px width=1200px
16 ноября 1965 года с космодрома Байконур стартовала четырехступенчатая ракета-носитель «Молния». Она вывела в космос автоматическую межпланетную станцию «Венера-3». Непосредственное участие в работах по её запуску принимал Сергей Королёв, но ему не суждено было узнать о результатах её полёта. Генеральный конструктор умер 14 января 1966 года, когда станция находилась на полпути к своей цели.
Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Венера-3» стартовой массой 960 кг имела обозначение 3МВ-3 №1 и была создана в ОКБ-1. Она состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата (СА) в виде шара диаметром 0,9 метра с теплозащитным покрытием. Посадка на поверхность Венеры была предусмотрена с помощью парашютной системы.
Орбитальный отсек «Венеры-3» имел в составе научной аппаратуры:
— магнитометр;
— детекторы атомарного водорода, космических лучей и солнечной плазмы.
В спускаемом аппарате располагались:
— датчики температуры, давления и плотности;
— приборы для определения состава атмосферы;
— детектор для определения состава грунта;
— фотометр для измерения свечения атмосферы;
— устройство для определения наклона аппарата по измерению уровня ртути.
По мере приближения АМС к Венере, а значит, и к Солнцу, «Венера-3» начала испытывать всё больший нагрев. Так как точных данных о тепловых потоках в районе Венеры тогда не было, то «Венера-3» просто перегрелась и её аппаратура вышла из строя. 16 февраля 1966 года, за 17 дней до прибытия к Венере, станция уже не вышла на связь.
Но! По баллистическим расчётам, 1 марта 1966 года в 09:45 мск станция «Венера-3» всё же вошла в атмосферу Венеры. «Венера-3» вошла в историю, как первый искусственный космический объект, созданный руками человека, достигший поверхности другой планеты.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Цитироватьzavtra.ru

События: Нейтронная бомба, "Луноход-1" и приход коронавируса



События.
1757 – Основывается «Академия трёх знатнейших художеств» (с 1863 – Императорская Академия художеств) – высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в период с 1757 до его упразднения в 1918 году.
1796 – Скончалась императрица Екатерина II Великая. За годы её правления в состав страны к 1796 году вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 году) до 37,4 млн (в 1796 году), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов и заново отстроила флот, который со времён Петра I пришёл в полную негодность.
1804 – В Казани и Харькове учреждаются университеты.
1918 – Открывается Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена.
1941 – Состоялась премьера музыкальной комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». В фильме снимались: Марина Ладынина, Владимир Зельдин, Николай Крючков и др.
1948 – Крейсер «Аврора» ставится на вечную стоянку у Петроградской набережной на Большой Невке.
1953 – Возобновился доступ в мавзолей Ленина, ставший мавзолеем Ленина–Сталина.
Цитировать1970 – После мягкой посадки на поверхность Луны в районе Моря Дождей космической станции «Луна-17» в путешествие по спутнику Земли отправляется «Луноход-1».

1978 – Советский Союз сообщает об успешном испытании нейтронной бомбы.
2016 – Впервые в мире прошли успешные испытания детонационного жидкостного ракетного двигателя, разработанного российской компанией «НСТР Ракетные технологии».
2017 – Состоялось первое боевое применение крылатых ракет Х-101. Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 выпустил по боевикам запрещенной в Российской Федерации организации ИГИЛ в Сирии 16 ракет Х-101, успешно поразив все цели.
2019 – В Китае выявили первого инфицированного Covid-19
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать17 ноября 1970
Первая «колея» на Луне проложена самоходным аппаратом «Луноход-1» (СССР), управляемым специальным экипажем с Земли. «Луноход-1» доставлен ЛКА «Луна-17» (НПО им Лавочкина), проводил исследования на поверхности Луны и окололунного пространства до 4 октября 1971 года. По поверхности Луны пройдено 10 540 метров, что стало мировым рекордом. «Луноход-1» передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий и другие результаты исследований.
17 ноября 1975
Запущен беспилотный КК «Союз-20» для отработки усовершенствованных бортовых систем корабля и различных режимов полета.
17 ноября 1975
Научная аппаратура и системы жизнеобеспечения, созданные в СКТБ «Биофизприбор», позволили осуществить экспериментальные исследования на специализированном спутнике «Космос-782», положившие начало плодотворному научному сотрудничеству специалистов США и России по программе «Бион».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вепрь Ы

Цитата: АниКей от 16.11.2022 17:08:16STS-1, первый орбитальный полёт на шаттле «Атлантис» в 1981 году.

Ого, вот это поворот!
"Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идёт о том, как поступить с задачей, которая решения не имеет"

АниКей

Цитировать18 ноября 1933
Создана группа МосГИРД.
18 ноября 1982
С орбитального комплекса «Салют-7»– «Союз Т-5»– «Прогресс-16» космонавтами А.Н.Березовым и В.В.Лебедевым выведен на орбиту малый студенческий спутник «Искра-3».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


dzen.ru

Студенческие кубсаты в СССР? 40 лет запуску спутника «Искра-3» с борта станции «Салют-7»⁠⁠



Студенческие кубсаты в СССР? 40 лет запуску спутника «Искра-3» с борта станции «Салют-7»⁠⁠ height=1200px width=1200px
18 ноября 1982 года с борта станции «Салют-7» космонавты Анатолий Березовой и Валентин Лебедев запустили малый студенческий спутник «Искра-3». Хотя размером он был побольше современных кубсатов, но всё равно компактным. По тем временам событие редкое — всего пятый студенческий спутник.
История студенческого спутникостроения берёт начало в 1967 году. Именно тогда в МАИ было создано Студенческое конструкторское бюро космической техники «Искра» — оно стало первым в Союзе студенческим КБ. При этом, заведующий кафедрой «Проектирование и конструкции летательных аппаратов» (и Генеральный конструктор на тот момент) Василий Мишин активно поддержал идею создания СКБ и был руководителем разработки студенческих спутников в МАИ.
Студенческие кубсаты в СССР? 40 лет запуску спутника «Искра-3» с борта станции «Салют-7»⁠⁠ height=1200px width=1200px
Первый спутник разработки СКБ «Искра-1» так и не запустили, но в процессе его создания был получен необходимый опыт. «Искру-2», «3» и «4» разрабатывали уже 1970-е годы — первым из них на орбиту отправилась именно «четвёрка», получив название «Радио-2». «Кубсат» был выведен в космос 26 октября 1978 года вместе со спутниками «Радио-1» (разработки КБ МЭИ) и «Радио-3» (разработки ДОСААФ).
А «Искре-2» и «Искре-3» пришлось немного подождать. «Двойку» запустили 17 мая 1982 года с борта «Салюта-7» — Березовой и Лебедев через шлюзовую камеру отстрелили спутник в открытый космос. А спустя полгода, 18 ноября 1982 года, со станции запустили уже «Искру-3». Оба малых студенческих космических аппарата использовались для экспериментов в области любительской радиосвязи.
Студенческие спутники запускались на орбиту начиная с 1978 года от Московского авиационного института, физико-технической школы при Институте атомной энергетики в Обнинске, НИИ ядерной физики при МГУ, Юго-Западного государственного университета, Томского политехнического университета, Амурского государственного университета, Новосибирского государственного университета и МГТУ им. Н. Э. Баумана.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Брабонт

Цитата: АниКей от 18.11.2022 15:20:51Студенческие кубсаты в СССР?
Автор совершенно не понимает смысл перехода от цилиндрических, тетраэдральных и прочих форм-факторов к кубической.
Пропитый день обмену и возврату не подлежит

Iv-v

Цитата: АниКей от 18.11.2022 15:20:51Студенческие кубсаты в СССР? 40 лет запуску спутника «Искра-3» с борта станции «Салют-7»⁠⁠



Коллаж с макетом из музея МАИ.
73!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Н-1#Русский космос
20.11.2022 10:00
Последний шанс

Осколок корпуса ракеты-носителя Н-1 No5Л, аварийный старт которой состоялся 3 июля 1969 года Осколок корпуса ракеты-носителя Н-1 No5Л, аварийный старт которой состоялся 3 июля 1969 года

Установка «примерочного» макета ракеты Н-1 (изделие 1М) на стартовый стол Установка «примерочного» макета ракеты Н-1 (изделие 1М) на стартовый стол
Модель лунного корабля, который должен был выводиться ракетой-носителем Н-1 Модель лунного корабля, который должен был выводиться ракетой-носителем Н-1
Осколок корпуса ракеты-носителя Н-1 No5Л, аварийный старт которой состоялся 3 июля 1969 года Осколок корпуса ракеты-носителя Н-1 No5Л, аварийный старт которой состоялся 3 июля 1969 года


Пятьдесят лет назад, 23 ноября 1972 года, состоялся четвертый, и последний, пуск самой большой ракеты в истории отечественной космонавтики. Со стартовой площадки № 110 космодрома Байконур в свой непродолжительный полет отправилась сверхтяжелая лунная «царь-ракета» Н-1. 
Почти 3000 тонн металла и топлива высотой 105 метров. Сегодня макет ракеты Н-1 стоит в той части экспозиции московского Музея космонавтики, где посетители могут узнать о лунной программе СССР. Напротив установлен советский лунный скафандр «Кречет-94» и инструменты для сбора лунного грунта. В соседней витрине можно увидеть модель лунного корабля для посадки на поверхность спутника. 
Можно бесконечно долго продолжать споры об итогах лунной гонки и ее результатах. Но есть факты, которые не оспариваются: СССР — первый в космосе, США — первые на Луне. А вот что дали современной науке и технике те или иные конструкторские решения, применявшиеся в рамках космических программ, – другой вопрос. И в этом плане много интересной информации дает проект создания универсальных ракет серии Н и ее самой мощной модификации Н-1, который долгое время был засекречен.
 
Споры конструкторов 
Неспокойно вокруг этого носителя было с самого начала. Иногда даже складывается впечатление, что Н-1 был обречен на хронические трудности. 
Началось с извечного вопроса «зачем?». Для главного конструктора сверхтяжелого носителя С. П. Королёва ответ был очевиден. Ракета нужна для доставки на околоземную орбиту тяжелых космических аппаратов для различных исследований — от изучения Солнца до выявления форм органической жизни на других планетах. Сергей Павлович предполагал доставлять спутники на высокие орбиты для ретрансляции теле- и радио�сигналов. Он надеялся осуществлять и самые смелые миссии, такие как экспедиции на Луну, а затем на Марс и Венеру, запуск автоматических межпланетных станций для исследования газовых гигантов — Юпитера и Сатурна. Рассматривалась возможность использования суперракеты и в военных целях. 
После определения задач возник спор: какое топливо должно быть применено в ракете? Главный авторитет в области жидкостных ракетных двигателей в стране Валентин Глушко встал в оппозицию к Сергею Королёву. Он предлагал использовать двигатели на высококипящих токсичных компонентах топлива (четырехокись азота и несимметричный диметилгидразин), тогда как Королёв настаивал на использовании более экологически чистых керосина и кислорода для двигателей первой и второй ступеней. 
Дискуссия о топливных компонентах вышла за пределы круга главных конструкторов: в нее были вовлечены Центральный комитет партии и правительство страны. И Королёв, и Глушко оставались при своих мнениях. Оценивать правоту участников этого спора не имеет смысла — важно другое. Возможно, именно благодаря этой конкуренции, основанной на принципе «все на благо общего дела», с тех пор было создано многое, чем по сей день пользуется современная ракетно�космическая отрасль.
Выбор был сделан в пользу идеи Королёва. Когда В. П. Глушко отказался делать кислородно�керосиновые двигатели для Н-1, их разработка была передана на Государственный союзный опытный завод № 2 (г. Куйбышев) Николая Кузнецова. Он стал создавать двигатели НК-15, НК-15В и НК-9 для всех ступеней этой ракеты. 
Надо сказать, что столкновение мнений по поводу двигателей не единственное в истории Н-1. В разное время с Королёвым спорили его заместитель по испытаниям Леонид Воскресенский и даже Владимир Бармин, главный конструктор стартовых комплексов. Вопрос одобрения проекта «наверху» тоже легко не решался: в основном из-за высокой стоимости всей программы высадки человека на Луну и создания других полезных нагрузок для супертяжа. 
Тем не менее состоялось четыре старта Н-1. Они, к сожалению, закончились неудачей.
Борис Черток, один из ближайших соратников Сергея Королёва и пришедшего после его смерти академика Василия Мишина, в своих мемуарах так описывал первые три пуска ракеты:
«Первые два пуска фактически были огневыми испытаниями 30 двигательных установок первой ступени. Только на третьем пуске Н-1 № 6Л мы впервые могли проверить динамику управления при исправно работающих всех двигателях первой ступени. И тут же нарвались на неустойчивость по крену. На 14-й секунде ракета закрутилась и после 50-й секунды "ушла за бугор"».
 
Ракета-монстр 
Примечательно, что все четыре старта закончились еще во время работы первой ступени. Здесь стоит сказать пару слов о самой главной проблеме для Н-1. Из-за огромного диаметра первой ступени, на которой были установлены тридцать двигателей НК-15, ее невозможно было испытать в полном сборе. Более того, не было возможности испытать прожигом все устанавливаемые двигатели в отдельности. Таким проверкам подвергался лишь каждый шестой двигатель. 
Любой инженер подтвердит аксиому: чем проще механизм, тем он надежней. А на Н-1 вдобавок к тридцати двигателям на первой ступени еще восемь стояли на второй и четыре на третьей ступени! Очевидцы подтверждают, что вид ракеты производил неизгладимое впечатление. Настоящий монстр походил на нечто инопланетное, неземное, заумно-сложное. 
Тысячи людей трудились над созданием ракеты. Еще столько же строили стартовый стол и необходимую инфраструктуру вокруг. И каждый из специалистов хотел только одного: чтобы ракета взлетела. 
Какова вероятность успеха полета такой громоздкой конструкции без должной наземной отработки? Неудивительно, что первые две попытки пуска ракеты-гиганта стали своеобразным полем для работы над ошибками. Этот подход до поры до времени оправдывал себя. Именно так, методом проб и ошибок, были доведены до принятия на вооружение баллистические ракеты Р-1, Р-5 и Р-7, знаменитая «семерка». Подобный «натурный» подход объясним: в то время у разработчиков не было ни вычислительных мощностей для моделирования старта ракеты, ни накопленного годами опыта. Напомню, что это были все еще первые шаги человека – с твердой земной поверхности в неведомый космос.
Становится понятным, что имел в виду Борис Черток, когда сравнивал пуски Н-1 с хождением по минному полю без миноискателя. Находить недочеты и замечания по работе различных систем приходилось непосредственно «в поле».
При втором пуске 3 июля 1969 г. была полностью разрушена пусковая установка, а вторая, соседняя, сильно повреждена. На выявление причин аварии, дополнительные испытания серийных двигателей и подготовку второй пусковой установки ушло два года. 
 
Заключительная попытка
Следующая, третья, попытка запустить гигантскую ракету состоялась 27 июня 1971 г. Она тоже оказалась неудачной (но теперь уже не по вине двигателей Н. А. Кузнецова. — Ред.).
Тот год омрачился смертью Алексея Исаева (25 июня), главного конструктора корректирующих двигателей, соратника каждого, кто в то время занимался ракетами в нашей стране, а затем гибелью (30 июня) экипажа «Союза-11» Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Тем не менее про Н-1 не забыли. Президент Академии наук СССР Мстислав Келдыш вынес на обсуждение дальнейшие перспективы проекта, и было принято решение доработать ракету и произвести контрольный, четвертый, пуск. Права на ошибку уже не было.
К этому старту ракета подверглась серьезной модернизации, направленной на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Было введено управление полетом с помощью бортовой ЭВМ по командам гироплатформы. Для исключения вращения по крену монтировались рулевые двигатели. Внутри ракетных блоков устанавливалась фреоновая противопожарная система, создающая в полете защитную газовую среду вокруг двигателей. 
Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радио�телеметрической аппаратурой. Всего на этой ракете фиксировалось более 13 тысяч датчиков. 
 
День старта 
23 ноября 1972 г. Слышны команды: предварительная, промежуточная, главная, есть контакт подъема.
Все 30 двигателей Н-1 работают штатно. А дальше... Борис Черток вспоминает:
«50 секунд! Тангаж, рысканье, вращение в норме. Полет нормальный.
95 секунд! Двигатели центра выключены. Полет нормальный.
100 секунд! Полет нормальный.
Так и должно быть. На время 94.5 секунды по программе выключаются шесть центральных двигателей блока А.
Неужели проскочили? Я в который раз бросаю взгляд на свою шпаргалку, где расписаны по времени основные этапы полета. Все внутри сжимается в ожидании доклада о разделении и запуске блока Б. Это должно произойти на 113-й секунде.
110 секунд... сбой! Сбой информации. Потеря информации по всем каналам!
Информация с «борта» после доклада о сбоях так и не восстановилась. Уже ясно. Не проскочили! Авария на первой ступени. Теперь авария всего за несколько секунд до включения двигателей блока Б и разделения».
Уже потом установят: «Ракета пролетела без замечаний 106.93 секунды, но за 7 секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя №4». Опять подвел двигатель НК-15. Опять «разбор полета» и тяжелое решение подготовить еще один старт ракеты Н-1, но уже с новыми двигателями НК-33. 
 
Несчастливый финал
Тем временем еще одного шанса ракете Н-1 так и не дали. Через два года после катастрофы программу решено было свернуть, а руководителя ЦКБЭМ В. П. Мишина снять с должности. В Научно-производственном объединении «Энергия» новый руководитель В. П. Глушко добился финансирования создания новой сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». 
Из-за строжайшей секретности, в которой держали все работы по Н-1, широкой общественности о проекте стало известно лишь спустя 17 лет. По этой причине отдельные элементы ракеты в различных музеях страны встретишь нечасто. Зато есть другие вещественные свидетельства, демонстрирующие всю смелость замысла создателей советской лунной программы, а также обломки Н-1, которые бережно хранятся в фондах московского Музея космонавтики.
 
Авторы: Георгий Лисицин 
 
ЦитироватьМатериал опубликован в журнале «Русский космос»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!