"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей


vz-nn.ru

К 35-летию полета «Бурана»: как «Гидромаш» поставил «на ноги» легендарный космический корабль


Ровно 35 лет назад, 15 ноября 1988 года, свой первый и единственный полёт совершил советский орбитальный космический корабль «Буран». Работникам горьковского «Гидромаша» в числе 10 миллионов советских граждан (в «Буране» не было импортных компонентов - ред.), задействованных в проекте, посчастливилось участвовать в создании легендарного «челнока».
Работа началась задолго до подписания Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР о создании многоразовой космической системы. В конце 1960-х совместно с ОКБ Микояна «Гидромаш» приступил к разработке шасси для экспериментальной машины «Эпос», предназначенной для отработки спуска с орбиты и посадки будущего космического самолета. Шасси имели нетрадиционную конструкцию: четыре стойки были оборудованы лыжами. Перед полетом они закидывались аппарату на спину в ниши. В начале посадки земли касалась задняя пара лыж, затем самолет переваливался на переднюю пару. Этот опыт позволил горьковчанам активно включиться в создание многоразовой космической системы.
Для «Бурана» специалисты «Гидромаша» спроектировали и изготовили одну переднюю и две основные опоры шасси, а также гидробаки, гидрошарниры, гидроцилиндры для системы спасения экипажа. Были найдены уникальные конструкторские решения, разработаны новые способы сочленения деталей, впервые опробованы различные материалы, в том числе титан, который позднее нашел широкое применение в мировом авиастроении. На предприятии были изготовлены и испытаны восемь комплектов шасси, предназначенных как для орбитальных полетов, так и полетов «по-самолетному», а также для транспортировки корабля на речном судне.
«Шасси для «Бурана» - это вершина достижений «Гидромаша», - рассказывал руководитель завода Владимир Ильич Лузянин.
Работа над изделием 11Ф35 («Буран») длилась двенадцать лет и завершилась триумфом. В научно-популярных изданиях точность приземления «Бурана» - результат труда коллектива «Гидромаша» - отдельный предмет для повествования. «Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы у корабля вышли шасси, «Буран» был готов к приземлению. У земли порывы ветра доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и вступил в борьбу с боковым ветром, «сознательно» сделав отворот от посадочного курса на 15-20 градусов. «Буран» сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала коснулся левой, поправил нос, через 30 метров опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси - три метра. «Буран» и на пробеге «искал» осевую линию. К моменту остановки он был правее центра взлетно-посадочной полосы менее чем на 50 сантиметров», - рассказывается в книге «Взлеты и посадки "Бурана"», вышедшей в 1994 году.
Свидетель тех событий академик Юрий Семенов вспоминает: «Посадка совпала с сильным ураганом, идущим со стороны Аральского моря. Видим: заходящий на посадку «Буран» вдруг сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль вышел на посадочную полосу и приземлился. Это была высочайшая точность»...
«Буран» - советский орбитальный космический корабль многоразового применения. Был рассчитан на 100 космических пусков. Первый и единственный полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Ряд технических решений, полученных при создании «челнока», был использован в мировой ракетно-космической технике.

НАО «Гидромаш» - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Космический архив
35 лет назад свой единственный полет совершил орбитальный корабль «Буран»
15 ноября 2023 года, 09:37
Author avatarИгорь Афанасьев
15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полёт орбитального корабля «Буран», создание которого стало одним из самых масштабных и значимых проектов в истории отечественной космонавтики. «Энергия-Буран» – единственная в нашей стране (и вторая в мировой истории) многоразовая транспортная космическая система, доведённая до лётных испытаний. Более того, в те годы она стала настоящим технологическим прорывом для ракетно-космической промышленности и авиастроения Советского Союза, ничем не уступив схожим разработкам в США.
Споры вокруг программы «Энергия-Буран» всё никак не утихают. За годы разработки, существования и даже после закрытия «Буран» был многим: и «советским плагиатом американского шаттла», и венцом мировой ракетно-космической промышленности, и кластером самых передовых идей и технологий. Корабль совершил всего лишь один полет, но до сих пор его компоненты вносят вклад в производство широкого спектра товаров: от медицинских приборов до автомобильных двигателей.
Зарождение проекта
Изначально проект замышлялся – в логике «Холодной войны» – как ответ на разработку системы Space Shuttle. Уже к 1972 году отечественные аналитики посчитали, что преимущества многоразовых космических транспортных средств, в том числе снижение стоимости доставки грузов на орбиту, сильно преувеличены, и, скорее всего, американская система будет иметь большой скрытый военный потенциал. Оценив возможности проекта Space Shuttle, специалисты сделали вывод, что запуск и обслуживание спутников, развёртывание огромных модульных космических станций, сборка на орбите пилотируемых межпланетных кораблей и строительство лунной базы – лишь официально декларируемые цели программы, и за разработкой кроется что-то более серьёзное. И для адекватной реакции на возможную космическую угрозу было решено создать в интересах Минобороны СССР собственную многоразовую транспортную космическую систему стартовой массой 2400 тонн, способную выводить на околоземную орбиту крылатый орбитальный корабль или эквивалентную ему полезную нагрузку массой свыше 100 тонн.


Внешне «Энергия-Буран» оказалась очень похожа на Space Shuttle. На причины подобного сходства есть две точки зрения.
Официальная, принятая в СССР, утверждала, что оно «связано с конкретной особенностью самих аэродинамических характеристик, которые должны применяться в таких видах кораблей. По тому же самому принципу создаются и самолёты, и подводные лодки, и другой различный транспорт. Все они также похожи друг на друга».
Неофициальная говорила о том, что после череды неудач «лунной» программы Н-1 – Л-3, которая создавалась как ответ «Аполлону», руководство страны прямо указало: «Делать систему как у американцев!»
Доля истины есть в обеих точках зрения. Размеры, масса и теоретические обводы советского орбитального корабля во многом повторяли шаттл, поскольку никто не сомневался, что американские специалисты оптимизировали свой аппарат с учётом всех входящих факторов. Да и грех было не воспользоваться информацией из открытых источников. Однако это не избавило наших разработчиков от необходимости доводить внешний вид и характеристики «Бурана» до нужной кондиции в расчетах, на отечественной стендовой базе и во время лётных испытаний.
Собрать все лучшее
Концептуально «Энергия-Буран» стала новым словом не только в отечественном, но и мировом ракетостроении. Советские инженеры в конечном итоге создали уникальную сверхтяжёлую ракету, способную выводить не только крылатый орбитальный корабль, но и широкий спектр других космических объектов. В отличие от «Бурана», шаттл похвастаться подобным не мог: его корабль составлял с ракетой единое целое.


Самой сложной задачей оказалось именно создание крылатого орбитального корабля – на его разработку пришлось более половины затрат на программу. Он должен был выдерживать запуск на орбиту, полет в космосе, вход в атмосферу, управляемый аэродинамический спуск и горизонтальную автоматическую посадку. Подобных летательных аппаратов необходимых размеров с нужными характеристиками в СССР до этого не делалось. На первое место ставилась безопасность космонавтов, в чем впервые в мировой практике помогала цифровая адаптивная система управления. Таких технологий не было даже на шаттле.
С первых этапов проектирования системы «Энергия-Буран» был реализован новый подход к созданию технологий, основанный на совмещении в пространстве и времени функций как отдельных операций, так и процессов в целом. Этот подход позволил изготавливать большинство элементов конструкции (в том числе самых сложных) с использованием технологий нового поколения, которые принципиально отличались от традиционных, применяемых до этого.
Так совмещение испытаний крупногабаритных топливных баков на прочность и герметичность позволило сократить число уникальных испытательных стендов в 4 раза, а процессы, идущие одновременно, стали в 3 раза быстрее. В результате цикл проведения испытаний сократился более чем в 10 раз.
Над созданием системы «Энергия-Буран» на протяжении более чем десятилетия работали крупнейшие научные и производственные центры СССР, сотни конструкторских бюро, заводов, институтов, части военных строителей и эксплуатационных служб Военно-космических сил – в общей сложности 1286 предприятий и организаций из 86 министерств и ведомств. В работе принимали участие почти два с половиной миллиона человек по всей стране, из них миллион был занят непосредственно разработкой.
Первый полет ракеты «Энергия», состоявшийся 15 мая 1987 года с модулем «Полюс», и второй полет, выполненный 15 ноября 1988 года с «Бураном», стали подлинным триумфом советской космонавтики, показавшей способность решать самые сложные и актуальные задачи. Казалось бы, опираясь на достигнутое, можно было двигаться дальше, однако из-за изменения военной доктрины страны к концу 1980-х прикладная часть программы «Энергии-Буран» резко сократилась. Почти все оставшиеся военные задачи успешно решались гораздо проще и дешевле с помощью автоматических аппаратов. Поэтому систему передали с баланса военных в народно-хозяйственную космическую программу. Но глубочайший экономический и политический кризис, разразившийся к началу 1990-х, привел к разрушению СССР. В свете новых условий проект «Энергия-Буран» сначала был остановлен, а потом закрыт.


Наследие
Несмотря на то, что с закрытия программы минуло уже три десятилетия, эффект от этой разработки ощущается до сих пор. Считается, что уже первый старт «Энергии» значительно затормозил американскую программу «Звездных войн» – стратегическую оборонную инициативу по размещению элементов эшелонированной противоракетной обороны в космосе. А второй полет, с «Бураном», показал, что наша страна может дать адекватный ответ на шаттл.


При реализации проекта создано более 300 принципиально новых технологий и почти 1,5 тысячи специальных и уникальных технологических оснасток. Один лишь Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ) для «Энергии-Бурана» разработал 39 материалов и 230 технологий, а ещё 60 усовершенствовал. Многие из них успешно используются и сейчас как в авиационно-космической сфере, так и в других отраслях машиностроения.
Некоторые из этих достижений все еще ждут своего часа. Кроме космонавтики и авиации их можно использовать практически во всех отраслях народного хозяйства — от производства товаров народного потребления и медицины до атомной энергетики.
Например, жаропрочные и жаростойкие материалы на основе ультратонкого кварцевого волокна. Изначально они создавались для теплозащиты внешней поверхности «Бурана». Но если из них изготовить футеровку промышленных электропечей для термообработки металлов, можно будет сэкономить до 30-40% потребляемой электроэнергии, снизить массу печей в 3-5 раз, увеличить объем рабочего пространства в полтора раза, вдвое уменьшить габариты печей и занимаемую ими площадь.
По программе «АнтиСПИД» жаропрочный материал уже используют для производства лабораторных установок для термической стерилизации хирургических инструментов. В Курчатовском институте исследуется его применение в плазменных технологических устройствах при создании бортовых источников водорода для транспорта. В автомобильной промышленности этот материал применяют для армирования поршней дизельных двигателей, для очистки выхлопных газов от сажи в качестве фильтров и в технологии получения лент и вкладышей.
Испытания двигателя грузовика КамАЗ показали, что с этой технологией можно существенно повысить КПД и мощность двигателя при заданном расходе топлива, снизить количество вредных выбросов, а также в разы повысить износостойкость.
Конечно, судьба самой системы «Энергия-Буран» удручает. Орбитальный корабль совершил всего лишь один полноценный полет, и после стольких вложенных в него средств и времени так и не нашел себе места в современной космонавтике. Но нельзя сказать, что все усилия, пущенные на его разработку, были напрасны. Благодаря работе над этой программой в свое время была перевооружена вся отечественная ракетно-космическая отрасль, а авиация вплотную подошла к практическому освоению гиперзвука. От «Бурана» нам достались тысячи материалов, технологий, производственных процессов, стендов и лабораторий. При реализации проекта была создана современная экспериментальная база, позволяющая отрабатывать и испытывать детали, узлы, агрегаты и полностью готовые изделия авиационной и ракетно-космической промышленности. Эту базу используют все машиностроительные отрасли. Эффект от внедрения технологий «Бурана» в самых неожиданных местах может исчисляться миллиардами рублей. Он, как и другие космические программы, был долгосрочным вложением, и при должном внимании к конверсии его технологий может приносить пользу и прибыль еще многие годы.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


roscosmos.ru

Новости. Роскосмос публикует рассекреченные документы к 35-летию полета многоразового космического корабля «Буран»
Спойлер



#Роскосмос#РКК Энергия#ЦНИИмаш#Буран
15.11.2023 10:00
Тридцать пять лет назад, 15 ноября 1988 года, с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель сверхтяжелого класса «Энергия» с многоразовым космическим кораблем «Буран», который в автоматическом режиме дважды облетел Землю и совершил посадку на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур.
Госкорпорация «Роскосмос» публикует рассекреченные документы, приуроченные к юбилею. Среди них — программа первого полета многоразового космического корабля «Буран», информация о многоразовой транспортной космической системе МТКС-О, транспортном ракетно-космическом комплексе «Буран-Т» и вариантах грузового транспортного аппарата для него.
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1977 год
Программа полета орбитального корабля многоразовой космической системы 
Программа полета орбитального корабля многоразовой космической системы
11Ф35.0000-0 ПМ
1977 год
Состав пояснительной записки «Многоразовый ракетно-космический комплекс» 
Состав пояснительной записки «Многоразовый ракетно-космический комплекс»
11Ф36.0000-0 ПЗ
Состав пояснительной записки
1К11К25.0000-0
Часть первая
Двигатель 11Д521 (РД-170) для боковых блоков (первая ступень) ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия»
Двигатель 11Д521 в цехе и участок сборки двигателей 11Д521 в Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В.П. Глушко
Двигатель 11Д122 (РД-0120) для центрального блока (вторая ступень) ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия»
Двигатель 11Д122 в монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома Байконур
Боковые блоки (первая ступень) ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия»
Подготовка боковых блоков ракеты-носителя «Энергия» в монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома Байконур
Многоразовая космическая система 
Ракета-носитель «Энергия» с многоразовым космическим кораблем на стартовом комплексе 110-й площадки космодрома Байконур
Орбитальный корабль
Размеры многоразового космического корабля
Многоразовая транспортная космическая система МТКС-О
Размеры и основные характеристики многоразовой транспортной космической системы МТКС-О
Средства катапультирования экипажа орбитального корабля многоразовой космической системы «Буран»
Основные характеристики, основные доработки и возможность применения средств катапультирования экипажа многоразового космического корабля
Примерочный макет ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия» 
Подготовка макета № 4М ракеты-носителя «Энергия» в монтажно-испытательном корпусе 112-й площадки космодрома Байконур, его транспортировка и примерка на стартовом комплексе 250-й площадки
Многоразовая космическая система «Буран»
Этапы полета многоразовой космической системы «Буран» и привлекаемые к нему средства
Постояннодействующая орбитальная станция «Мир» с орбитальным кораблем многоразовой космической системы «Буран» 
Состав и характеристики орбитальной станции «Мир» с многоразовым космическим кораблем
Грузовой транспортный аппарат для системы «Буран-Т»
Варианты и основных характеристики грузового транспортного аппарата для системы «Буран-Т»
Авиационные средства транспортировки на базе самолета 3М-Т 
Размеры и характеристики транспортировки грузов самолетом 3М-Т
Авиационные средства транспортировки на базе самолета Ан-225
Размеры и характеристики транспортировки грузов самолетом Ан-225
Транспортируемые грузы
Состав и характеристики транспортируемых грузов
Система «Буран-Т». Схема функционирования космического разгонного блока и грузового транспортного аппарата-контейнера
Этапы выведения космического аппарата на геостационарную орбиту с помощью системы «Буран-Т», состоящей из ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», космического разгонного блока и грузового транспортного аппарата-контейнера
Транспортный ракетно-космический комплекс «Буран-Т»
Размеры, основные характеристики и этапы создания транспортного ракетно-космического комплекса «Буран-Т», состоящего из ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Энергия», космического разгонного блока и грузового транспортного аппарата-контейнера
1988 год
Программа первого полета орбитального корабля многоразовой космической системы
Цели первого полета многоразового космического корабля «Буран», общие характеристики программы полета, участки полета, баллистическая схема, выведение на ракете-носителе, маневр возврата, одновитковая траектория, довыведение на орбиту, районы падения при аварии на довыведении или участке схода с орбиты, или участке спуска и посадки, подготовка и сход с орбиты, спуск и посадка, данные по вероятности падения орбитального корабля в различные районы земного шара при аварийных ситуациях, продление полета орбитального корабля в аварийных ситуациях

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Разработчики "Бурана" планировали создать его грузовую версию
ТАСС


МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Разработчики многоразового космического корабля "Буран" также планировали создать его транспортно-грузовую версию - "Буран-Т", следует из рассекреченных материалов, опубликованных Роскосмосом к 35-й годовщине первого и единственного полета "Бурана".
Транспортный ракетно-космический комплекс (ТРКК) "Буран-Т" задумывался как грузовой контейнер с разгонным блоком, закрепленный сбоку на ракете-носителе "Энергия" таким же образом, как на нее устанавливался "Буран". Планировалось, что такая система сможет выводить на опорную орбиту в 200 км груз до 82 тонн полезной нагрузки, а на геостационарную - до 18 тонн.
Начало опытно-конструкторских работ ТРКК было запланировано на 1982 год, а начало летных испытаний - на 1987. При штатной эксплуатации, начать которую предполагалось в 1990 году, запускать "Буран-Т" на орбиту могли бы до 15 раз в год - стоимость одного пуска тогда оценивалась в 36 млн рублей.
Также в разработке находилась многоразовая транспортная космическая система МТКС-О. Она представляла собой орбитальный самолет, значительно меньший, чем "Буран", установленный на носовой части ракеты-носителя РЛА-120. Задумывалось, что корабль будет вмещать одного члена экипажа ("Буран" вмещал до 10) и в тандеме с ракетой-носителем сможет выводить на опорную орбиту до 5 тонн полезной нагрузки.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Роскосмос обнародовал программу полета корабля "Буран" к его 35-летию
ТАСС


МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Космический корабль "Буран" совершил свой первый и единственный полет 15 ноября 1988 года. К 35-й годовщине этого события Роскосмос опубликовал несколько рассекреченных материалов, в том числе программу полета корабля.
В ней обозначены основные цели и общие характеристики двухвиткового полета, баллистическая схема с выделенными участками, а также схемы выведения и возврата корабля на Землю.
Ключевой целью полета была отработка и проверка в реальных условиях как выведения "Бурана" на орбиту с использованием ракеты-носителя "Энергия", так и его самостоятельный сход с орбиты и дальнейшая посадка. Эти два участка миссии были обозначены как "наиболее напряженные для начального этапа летных испытаний орбитального корабля многоразового использования".
В рамках программы полета был предусмотрен порядок действий на случай отказа одного из двигателей. Так, если бы отказал один из двигателей ракеты-носителя, "Буран" был бы вынужден выполнить полет по одновитковой суборбитальной траектории, а если бы отказ случился в первые 190 секунд полета, пришлось бы и вовсе прибегнуть к маневру возврата.
Кроме того, в документе представлена таблица с вероятностями возникновения аварийной ситуации, а также падения на территории той или иной страны. По ее данным, самым опасным был участок спуска и посадки, но даже там вероятность аварии составляла меньше четверти процента. Отмечается, что при неисправности на этом участке корабль мог упасть на территории Марокко, Алжира, острова Корсика, Италии, Югославии, Венгрии и Румынии.
В программе полета также была предусмотрена опция продления миссии до четырех или даже пяти витков, чтобы избежать падения в населенных районах Земли в случае неполадок. Однако, в этом случае планировалась не посадка "Бурана" на аэродром Байконура, а его затопление в безопасном районе на юге Тихого океана.
О корабле "Буран"
"Буран" - советский многоразовый космический корабль. Он представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом, внешне похожий на американский Space Shuttle, но в отличие от него имевший возможность посадки в автоматическом режиме и аварийного катапультирования экипажа. "Буран" также был способен совершать длительные (до 30 суток) полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром.
В планы входило создание пяти кораблей; в итоге полностью было построено два экземпляра, еще один "Буран" находился в готовности на 30-50%. Четвертый и пятый корабли были заложены, но их строительство так и не началось.
Свой полет "Буран" совершил 15 ноября 1988 года. Корабль стартовал с Байконура с помощью ракеты-носителя "Энергия", совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут.
Планировалось, что в ходе еще одного полета второй экземпляр "Бурана" осуществит семисуточную миссию, также в беспилотном варианте. В программу полета входила стыковка с орбитальной станцией "Мир" и отработка бортового манипулятора. Третий "Буран" готовился уже для пилотируемого полета - в планы входило обслуживание с его помощью орбитальных станций и выведения на орбиту космических аппаратов.
Программа "Буран" была вскоре приостановлена из-за недостатка финансирования. После распада Советского Союза она была переведена из Минобороны в ведение Российского космического агентства и в 1993 году закрыта. Отправившийся на орбиту "Буран" был уничтожен в результате обвала крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002 году. Второй летный образец в космосе ни разу не побывал.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьТак, все... Утерли слезы, можем продолжать.
;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Большой

А это что-то новенькое. Вспоминается интервью Соколовой, которое потом убрали. А также были намёки от ДОРа.
https://vk.com/roscosmos
Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Павел73

Из слов Блошенко получается, что есть планы создания полностью многоразовых систем.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Брабонт

В изречениях сего деятеля каждый может найти мечты, чаяния, планы и перспективы.
Пропитый день обмену и возврату не подлежит

Большой

Цитата: V.V. от 16.11.2023 10:07:07В изречениях сего деятеля каждый может найти мечты, чаяния, планы и перспективы.
Я уже как-то говорил, что Роскосмос живёт в параллельной реальности
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Разъём

Цитировать Блошенко - неуважать себя. От него и в Роскосмосе у некоторых голова болит и, особенно, у тех кто делает ему презентации.

Arzach

Цитата: Arzach от 25.11.2023 00:15:49Может было уже - человек склеивает кадры кинохроники, получая панорамные изображения цехов НПО "Молния" и т.п.: