Отечественные спутники связи

Автор mescalito, 12.12.2006 18:10:19

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

thunder26

ЦитатаМагадан написал:
И скоро полетит?
Что именно?
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

Не совсем по теме, но более подходящей не нашёл.
https://www.cnews.ru/news/line/2020-02-27_roselektronika_razrabotala
Цитата«Росэлектроника» разработала спутниковый модем с открытой прошивкой
Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» разработал модем для организации высокоскоростных цифровых каналов передачи данных через системы спутниковой связи. Основное преимущество новой аппаратуры - программное обеспечение с открытым исходным кодом, позволяющее пользователям самостоятельно корректировать функциональность модема в зависимости от задач и применять нестандартные протоколы обмена информацией.
Разработку можно использовать для создания сетей высокоскоростной связи со скоростью до 100 Мбит/с в локациях, где недоступен проводной или мобильный интернет. Также устройство может применяться в полевых условиях.
Модем оснащен высокоскоростным модулятором выделенных цифровых спутниковых каналов DVB-S2, а также программируемой логической интегральной схемой большой емкости, не имеющей отечественных аналогов. Аппаратура многофункциональна и может применяться как в качестве спутникового модема, так и в качестве терминала или хаба.
«Отечественная аппаратура гарантирует пользователям отсутствие "закладок" и высокий уровень информационной безопасности. Новое изделие "Росэлектроники" отличают повышенная устойчивость к помехам, компактные габариты и более совершенные рабочие характеристики, в том числе пропускная способность. При этом в устройство заложен большой модернизационный потенциал: его функциональность может наращиваться путем "перепрошивки" программного обеспечения и обновлений алгоритмов цифровой обработки сигналов», - отметил исполнительный директор госкорпорации «Ростех» Олег Евтушенко.
На сегодняшний день создан опытный образец изделия. Серийное производство планируется начать в 2021 г. В составе «Ростеха» разработку устройства осуществлял ЧРЗ «Полет» (входит в холдинг «Росэлектроника»).

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-489.pdf
ЦитатаСпасительный «Луч»
Космический аппарат «Луч-5А» включён в систему КОСПАС-SARSAT
Канал передачи сигналов с аварийных радиобуёв спутника-ретранслятора «Луч-5А», изготовленного в Решетнёвской фирме, переведён в режим штатной эксплуатации в составе системы КОСПАС-SARSAT. Решение об этом было принято Секретариатом Международной организации КОСПАС-SARSAT по итогам испытаний бортового оборудования, которые проводились на средствах приёма и обработки информации, расположенных в Хабаровске и в Новой Зеландии. На сайте системы поиска и спасания статус спутника обозначен как «полностью введённый в действие».
Космический аппарат «Луч-5А» работает в точке 167° восточной долготы геостационарной орбиты. Его основное назначение - обмен информацией в режиме реального времени между земными станциями и низкоорбитальными объектами ракетно-космической техники. Кроме того, в задачи спутников системы «Луч» входит передача потребителям корректирующих сигналов системы ГЛОНАСС, приём и передача на наземные приёмные пункты информации от аварийных буёв Международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT и информации от автоматизированных платформ сбора данных Росгидромета.
Работа в системе КОСПАС-SARSAT осуществляется на частоте 406 МГц. Она позволяет в режиме онлайн отслеживать сигналы бедствия судовых, авиационных и персональных аварийных радиобуёв, определять их географические координаты и мгновенно информировать о чрезвычайных происшествиях поисково-спасательные службы и ответственные координационные центры. Таким образом, спутники, оснащённые ретрансляционным оборудованием КОСПАС-SARSAT, помогают более оперативно проводить мероприятия по поиску и спасанию потерпевших бедствие в любой точке планеты.
КОСПАС-SARSAT, помимо геостационарного сегмента, включает также космические аппараты на средних и низких орбитах. Кстати, именно с низкоорбитальных спутников «Надежда» производства Решетнёвской фирмы и начала формироваться в 1982 году орбитальная группировка. Сейчас уже более 40 стран запускает спутники для этой системы. За годы её действия спасены более 40 тысяч человек.
Оборудование КОСПАС-SARSAT установлено ещё на одном спутнике-ретрансляторе, созданном «ИСС», - это «Луч-5В», а также на двух среднеорбитальных аппаратах «Глонасс-К». Каналы передачи сигналов от аварийных радиобуёв будут работать и на других решетнёвских навигационных спутниках и спутниках-ретрансляторах.

zandr

Там же
ЦитатаДесять лет - полёт нормальный!
Бортовая аппаратура разработки «ИСС» успешно функционирует на орбите свыше гарантированного срока
6 февраля 2020 года - день для Решетнёвской фирмы примечательный: истёк 10-летний срок успешного функционирования на геостационарной орбите бортовой аппаратуры радионавигации первого поколения в составе космического аппарата связи «Радуга-1М-2».
Это важная веха в истории развития технологии автономного координатного и временного обеспечения спутников «ИСС». Проверку временем прошла новая (на момент создания) технология автономной навигации космических аппаратов на геостационарной орбите по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Бортовая аппаратура радионавигации - это ядро системы навигации и управления движением, которая по измерениям сигналов спутников ГЛОНАСС и GPS решает задачу координатного и временного обеспечения и поддержания орбитальных параметров движения космического аппарата на геостационарной орбите в требуемых рамках без участия наземного контура управления. Эта технология позволила повысить точность и надёжность удержания спутника в точке стояния и разгрузить наземный контур управления, а также сократить расход топлива за счёт более точных манёвров.
Активная разработка темы началась в начале 2000-х годов. Направление было новым и требовало освоения новых подходов и технологий, как в конструкторских подразделениях, так и на приборном производстве. Можно сказать, что эта работа явилась локомотивом, пилотным проектом, в рамках которого отрабатывались новые решения. А достигнутый в результате успех стал квинтэссенцией труда многих конструкторских и производственных подразделений «ИСС».
Разработанная аппаратура радионавигации была защищена патентом. В 2014 году разработка «Двухсистемного навигационного приёмника космического аппарата» была отмечена бронзовой медалью московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед».
Сейчас аппаратура радионавигации и система автономной навигации и управления движением эксплуатируются на восьми геостационарных спутниках, созданных в «ИСС», а также двух спутниках «Электро-Л» разработки НПО им. С. А. Лавочкина. Кроме того, установка аппаратуры радионавигации собственной разработки закладывается на многих вновь разрабатываемых решетнёвских спутниках.
В настоящее время завершается наземная отработка третьего поколения прибора, а также системы автономной навигации, отвечающей требованиям импортонезависимости и обладающей лучшими техническими характеристиками.
Благодарим за предоставленный материал начальника лаборатории 105 Дмитрия Марарескула

zandr

Там же
ЦитатаПервый международный
12 марта исполнилось 20 лет со дня первого успешного запуска спутника «Экспресс-А»
Нестабильная экономика, упадок ракетно-космической отрасли, массовая безработица, задержки заработной платы... В таких трудных условиях в последнее десятилетие прошлого века предприятие имени Решетнёва совместно с национальным оператором «Космическая связь» решало задачи по обновлению связной орбитальной группировки. И вполне успешно, несмотря ни на что. Мы расскажем, как это было.
Космические аппараты серии «Экспресс» производства НПО ПМ (ныне АО «ИСС»), выведенные на орбиту в середине 1990-х годов, подтвердили хорошие характеристики спутниковой платформы, на базе которой были построены, но оборудование полезной нагрузки оставляло желать лучшего. Электронная промышленность России в те годы была не в состоянии обеспечить требуемую надёжность.
На помощь пришла Европа. Поставщиком бортовых ретрансляторов стала французская компания Alcatel Espace, с которой фирма Решетнёва в то время уже работала по проекту SESAT. В июле 1997 года контракт был подписан. Его результатом стал первый российский спутникостроительный проект, реализованный совместно с европейской компанией. Он положил начало более совершенной серии космических аппаратов, выводимых на орбиту для обеспечения России современными услугами связи.
Успешное сотрудничество получило отражение в самом названии совместно созданного спутника: «Экспресс-А», где литера «А» означает «Alcatel».
А ведь изначально такое сотрудничество было воспринято неоднозначно. В СМИ активно обсуждался вопрос, имеет ли право госоператор заказывать иностранную полезную нагрузку, хотя так делали в то время по всему миру. У некоторых представителей власти проект также вызывал сомнения. Однако состояние национальной орбитальной группировки гражданских спутников связи было настолько критическим, что проект был принят как единственно верное решение в сложившихся обстоятельствах...
Габариты спутника «Экспресс-А» составляли шесть метров в высоту при размахе двух крыльев солнечной батареи в 21 метр. Масса - 2600 кг, мощность системы электропитания - 2560 Вт. На его борту находились 17 транспондеров: 12 C-диапазона и 5 Ku-диапазона.
Созданные для обеспечения комплекса современных телекоммуникационных услуг, эти спутники использовались для телеграфной, телефонной межправительственной связи, передачи радио- и телепрограмм на территории России.
При одинаковых технических характеристиках платформы, пропускная способность аппаратов «Экспресс-А» была выше, чем на их предшественниках - спутниках «Экспресс» и «Горизонт».  Это позволило развить рынок информационных услуг в России. В том числе, перейти на вещание телепрограмм в цифровом формате.
Всего было изготовлено четыре «Экспресса-А». Первый из них из-за аварии ракеты-носителя так и не вышел на орбиту. Зато следующий спутник, запущенный 12 марта 2000 года с космодрома Байконур, отработал по целевому назначению более 15 лет, что вдвое больше гарантированного срока службы. Остальные аппараты данной серии также эксплуатировались дольше расчётных семи лет.

ZOOR

https://ria.ru/20200327/1569217153.html
ЦитатаМОСКВА, 27 мар - РИА Новости.  Нештатная ситуация с системой терморегулирования произошла на  телекоммуникационном спутнике "Экспресс-АМ6", услуги широкополосного  доступа в интернет с аппарата прекращены, сообщил оператор спутникового  интернета "Радуга-Интернет".

"Согласно информационному письму от ФГУП "Космическая связь"  (оператор спутников "Экспресс" - ред.) в связи с аномальной работой  жидкостного контура системы терморегулирования космического аппарата  "Экспресс-АМ6", приведшей к деградации технических характеристик  указанного спутника, и невозможностью дальнейшего оказания услуг в  соответствии с лицензионными требованиями к качеству и бесперебойности  таких услуг связи в Ка-диапазоне частот, после проведения 25 марта 2020  года внеплановых профилактических работ на "Экспрессе-АМ6" стволы  Ка-диапазона будут отключены", - говорится в сообщении на сайте  компании.

Отмечается, что в результате сервис широкополосного доступа в интернет через "Экспресс-АМ6" полностью прекращен.

Аналогичную информацию сообщил оператор спутниковой связи AltegroSky.

"ФГУП  "Космическая связь" сообщает об отключении транспондеров и прекращении  предоставления сервисов в Ka-диапазоне под "Экспресс-АМ6" в связи с  невозможностью устранения неисправности космического аппарата", -  отмечается на сайте компании.

Спутник  "Экспресс-АМ6" был выведен на орбиту в 2014 году. Он создан в компании  "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" (входит в Роскосмос) по заказу предприятия "Космическая связь" и рассчитан на 15 лет службы.
Нам инженеграм, обычно, ничего не стоит сделать технику, соответствующую корректно описанному ожиданию пользователя. Но сделать само корректно описанное ожидание... )) (с) Serge V Iz
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. (с) Neru - Старому

Liss

18 лет отпахал. Поздравления ИСС!

https://ria.ru/20200327/1569215099.html

ЦитатаСамый старый российский спутник связи вывели из эксплуатации
04:50 27.03.2020
МОСКВА, 27 мар - РИА Новости. Телекоммуникационный спутник "Экспресс-А4", запущенный в космос в 2002 году, выведен из эксплуатации, отработав в 2,5 раза больше положенного срока, следует из информации, размещенной на сайте предприятия "Космическая связь" (оператор спутников "Экспресс").
Аппарат "Экспресс-А4" отправили в космос в июне 2002 года. Он был самым старым из действующих российских спутников связи. Расчетный срок службы аппарата составлял семь лет.
По данным сайта "Космической связи", в настоящее время в составе орбитальной группировки этого оператора функционируют 10 спутников. "Экспресс-А4" исчез из этого списка, хотя еще осенью значился в нем.
Аппарат работал на геостационарной орбите (круговая орбита высотой 35 786 километров) в точке стояния 145 градусов восточной долготы над Тихим океаном.
По данным сервиса отслеживания положения спутников n2y0.com, сейчас "Экспресс-А4" дрейфует в западном направлении по орбите выше геостационарной и находится над Атлантическим океаном. Такое передвижение характерно для спутников, которые выведены из эксплуатации и переведены на орбиту захоронения. На ней спутники смогут находиться вечно, не создавая угрозы другим аппаратам.
На смену выведенному из эксплуатации "Экспрессу-А4" изготавливается "Экспресс-АМУ7".
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-493.pdf
Цитата«Экспресс»-решения
О новых российских спутниках связи и вещания рассказы­вает ведущий менеджер проекта Анатолий Кузнецов
 "История":
- Чем была обусловлена необходи­мость создания спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103»?
- Немного предыстории. ГПКС - Федеральное государственное унитар­ное предприятие «Космическая связь» - в своё время заказывало для обновления российской группировки спутник «Экс­пресс-АМ4» в компании EADS Astrium (ныне Airbus Defense and Space). Но этот спутник был утрачен при запуске. После этого ГПКС заказало так называемый за­мещающий спутник - «Экспресс-АМ4R» - в той же компании. И вновь случилась авария. Аппарат должны были запускать в позицию 80 градусов в. д. Эта орбитальная позиция - одна из самых выгодных для ГПКС, потому что с неё видна вся территория России, и, соответ­ственно, с одной точки можно обслужи­вать много пользователей.
К тому времени, учитывая потреб­ность России в новых спутниках и в дру­гих орбитальных позициях, ГПКС было принято решение запускать не один, а два космических аппарата. Свои назва­ния - «Экспресс-80» и «Экспресс-103» - они получили по своим рабочим пози­циям на орбите. (Впоследствии, прав­да, было решено, что «Экспресс-103» отправится в точку 96,5, а орбитальная позиция 103 градуса в. д. для него будет резервной).
На государственном уровне было принято решение, что спутники, на ко­торых размещается ретрансляционная аппаратура президентской и правитель­ственной связи, должны заказываться только в России. Был объявлен закрытый конкурс среди трёх российских компа­ний: «ИСС», РКК «Энергия» и «Газпром космические системы». Последний не от­правил свою заявку, и в итоге в конкурсе участвовали «ИСС» и «Энергия».
Рассмотрев заявки по таким крите­риям как цена, сроки изготовления спут­ников, опыт в производстве аппаратов подобного типа и обеспечение качества работ, конкурсная комиссия отдала предпочтение «ИСС».

- Большинство аппаратов, рабо­тающих в группировке ГПКС, созданы в компании «ИСС». Как наши спутники показывают себя в работе?
- Действительно, начиная с 1999 года по сегодняшний день, мы изгото­вили, обеспечили запуск и работу на орбите 16 космических аппаратов типа «Экспресс». Сначала это были спутники «Экспресс-А». Потом - аппараты серии «Экспресс-АМ». Затем появились «Экс­пресс-АТ». Были примеры, когда наши аппараты не просто служили блестяще в течение всего срока активного существования, но и сверх него долго работали без серьёзных замечаний. Например, спутник «Экспресс-А» № 3 вместо пяти лет отработал 13, а завершил свою служ­бу из-за того, что кончилось топливо на борту. (Ему на замену был запущен созданный в компании «ИСС» спутник «Экс­пресс-АМ44» - прим. ред.)
В целом, наши аппараты в группи­ровке нацоператора работают стабиль­но.
Случаются замечания, но выручает то, что в наших спутниках всегда заложено мощное резервирование.

- Вернёмся к спутникам «Экс­пресс-80» и «Экспресс-103». Насколько в них сохранена преемственность с пре­дыдущими телекоммуникационными аппаратами предприятия? И что в них заложено нового?
- Спутники «Экспресс-80» и «Экс­пресс-103» созданы на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000» (раз­работка «ИСС» - прим. ред.). Это абсо­лютно новое поколение негерметичных космических аппаратов. Первым из них был спутник AMOS-5, дальше - Telkom-3, «Ямал-300К». На базе этой платформы также созданы спутники-ретрансляторы «Луч» - 5А, 5Б и 5В. Поэтому преемственность с точки зрения платформы сохраняется, хотя в каждом спутнике она имеет какие-то отличия.

- Это обусловлено усовершенство­ванием состава платформы?
- Нет, это исходит от требований заказчика. Потому что каждый заказ­чик заинтересован в том, чтобы на его спутнике как можно больше энергетических и массовых ресурсов было отда­но полезной нагрузке. А их просто так не изыщешь. Либо нужно уменьшать мас­су платформы, либо придумывать что-то ещё. Например, на «Экспрессе-80» и «Экспрессе-103» заказчик пожелал разместить по 26 стволов в трёх диапа­зонах частот. А это значит, что в полезной нагрузке должны быть ещё и антенны в трёх диапазонах.
Мы предложили решение этой за­дачи способом довыведения аппаратов в рабочие точки. Ракета-носитель «Про­тон» и разгонный блок «Бриз-М» обеспечивают выведение по прямой схеме аппарата массой не более чем 3 тон­ны 250 кг. У спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» с учётом требований ГПКС суммарный вес составил 4 тонны 400 кг. Получается превышение больше чем на тонну. Нужно было компенсиро­вать разницу в массе. И мы сделали это за счёт установки двигателей коррекции, поставив два дополнительных ксеноно­вых двигателя СПД-100, которые делает ОКБ «Факел» (г. Калининград).

- Получается, что у нас впервые на аппараты среднего класса установлены дополнительные двигатели для довыве­дения?
- На наших спутниках впервые уста­навливаются дополнительные двигатели довыведения. Сама же процедура довы­ведения впервые была применена нами при запуске аппаратов тяжёлого класса «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6».

- Расскажите, какие организацион­ные меры были приняты в «ИСС» для без­условного выполнения контракта?
- В проекте создания спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» мы на­ходились в контрактных сроках 26 месяцев, благодаря тому, что нами была проведена глубокая предконтрактная подготовка. Зная, что впереди будет заказ на такие спутники, мы начали работать за два года до заключения контракта. Запустили в разработку и производство всё то, что точно будет использоваться. Посмотрели предварительный заказ материалов, комплектующих, прорабатывали с кооперацией сроки и комплектацию. Вплоть до того, что по бортовой аппаратуре КИС (командно-измерительная система - прим. ред.), которая всегда была и будет на всех наших аппаратах, мы взяли кре­дит и заранее заплатили РКС («Российские космические системы» - прим. ред.), чтобы они начинали работу раньше.
Отдельный длительный процесс - это заключение договоров с нашими смежниками. Так вот, договоры на поставку бортовых приборов абсолютно со всей кооперацией, включая зарубежную, были нами заключены ещё до наступле­ния «т-нулевого» (старт работ по контрак­ту после выплаты заказчиком авансового платежа - прим. ред.).
Приведу такой яркий пример: 28 декабря 2016 года мы получили авансовый платёж от ГПКС и на следующий день - 29 декабря - мы заплатили всей коопе­рации, включая зарубежную. Включили часы всем сразу!

- Почему же, несмотря на принятые меры, произошло отставание от графи­ка?
- Действительно, в итоге мы всё же отстали на 7 месяцев. Исключительно по вине РКС, которое на год сорвало поставку бортовой аппаратуры КИС как для «Экспресс-80», так и для «Экспресс-103». К сожалению, есть такой монополист у нас в стране. Но сейчас мы пришли к тому, что эту многострадальную борто­вую аппаратуру КИС стали разрабаты­вать сами. И, в частности, в следующем проекте - «Экспресс-РВ» - предполагает­ся использовать аппаратуру КИС разра­ботки «ИСС».

- Расскажите о зонах обслуживания спутников.
- Это в основном Россия и страны СНГ. На этих аппаратах нет перенацели­ваемых антенн.

- Как изменится состояние связной группировки после ввода в эксплуата­цию спутников «Экспресс-80» и «Экс­пресс-103»?
- Конечно, этот вопрос нужно зада­вать ГПКС. Единственное, что мы можем твёрдо сказать, что с запуском спутников «Экспресс-80» и «Экспресс-103» в пер­вую очередь повысится надёжность всей группировки. Второе - увеличится её пропускная способность. И третье - поя­вятся варианты создания каких-то допол­нительных систем связи и привлечения новых пользователей.

zandr

26.07.2020 10:44:59 #2108 Последнее редактирование: 26.07.2020 10:48:02 от zandr
Новость от ноября 2019
https://telesputnik.ru/materials/tekhnika-i-tekhnologii/article/negeostatsionarnye-perspektivy/
Цитата: undefinedНегеостационарные перспективы
14.11.2019 > 15:35
Еще совсем недавно геостационарным системам предрекали быстрое угасание и фактически уход с рынка. На роль «молодой шпаны» претендовали низкоорбитальные глобальные системы. Насколько это соответствует действительности сейчас, обсуждали участники конференции SatcomRus-2019, проходившей в Санкт-Петербурге 3 октября 2019 года.
Не стоит торопиться
Заместитель генерального директора ФГУП «Космическая связь» Ксения Дроздова поделилась новостью о том, что Softbank, который еще два года назад поражал всех своей щедростью по отношению к OneWeb, заявил, что не видит коммерческих перспектив в низкоорбитальных системах и ставит под сомнение успех своих инвестиций на сумму $1,25 млрд в этом секторе.
Акционер АО «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев задал вопрос, который до недавнего времени в спутниковом сообществе считался прямо-таки неприличным: кто сгенерирует (а главное -- оплатит) тот гигантский трафик, который должен окупить многомиллиардные инвестиции в низкоорбитальные системы?
При всех недостатках (прежде всего высокая, свыше 600 миллисекунд, задержка) геостационар имеет явные преимущества перед LEO. Сергей Пехтерев считает, что глобальную спутниковую группировку в три-четыре аппарата можно вводить в строй поочередно, и каждый аппарат по мере запуска будет приносить деньги. Глобальная LEO-группировка должна быть развернута полностью. При нехватке части аппаратов доступность услуги будет низкой, с такой на рынке успеха не добьешься. К тому же КПД низкоорбитальных систем, которые исправно обрабатывают пустые льды и океаны, крайне низок, тогда как стационарную систему можно сконфигурировать под нужный тебе рынок.
 Скрытый текст:
Сергей Пехтерев кратко сравнил два проекта OneWeb и Starlink, которые, как он выразился, подошли к той стадии, когда надо либо начинать пусковую кампанию, делая миллиардные вложения, либо прикрывать проект, как это за три дня до открытия конференции SatComRus-2019 произошло с проектом LeoSat. Итак, обе системы собираются начать ограниченную коммерческую эксплуатацию в 2021 году. Сергей Пехтерев обратил внимание, что и OneWeb, и Starlink потребуют большого количества наземных станций сопряжения, тогда как уже существующий и давно работающий Iridium может обходиться без наземных станций. Обе системы обязаны не создавать помех геостационарным системам и должны будут решать эту проблему. OneWeb проявляет активность на всех потенциальных рынках, Starlink намерен бороться только за рынок частных пользователей, что, как считает Сергей Пехтерев, сильно ограничивает его поле деятельности.
Проблема абонентского оборудования (точнее, его отсутствия) для работы с низкоорбитальными системами обозначена давно. И на SatComRus-2019 она всплывала регулярно, начиная с обзорного сообщения заместителя руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Игоря Чурсина, открывающего конференцию. «Для большинства потенциальных клиентов Starlink необходимость наличия отдельного терминала и невозможность использовать в качестве него свой смартфон станет неприятным сюрпризом», -- считает Сергей Пехтерев. OneWeb имеет прототип c антенной диаметром 80 см и ценой $20 тыс., к тому же, как утверждает акционер «Ка-Интернета», тесты показали, что работает этот терминал не очень хорошо.
Председатель совета директоров ГК «Искра» Андрей Ромулов считает, что заявленные системы, в том числе низкоорбитальные и заявленный ГПКС высокий эллипс, будут востребованы, поскольку коренное изменение образа жизни всего человечества повлечет за собой и лавинообразное нарастание трафика. Но, по его мнению, имеет смысл не торопиться с запуском глобальных спутниковых систем, а точнее проработать технические характеристики для того, чтобы удовлетворить потребности с горизонтом в 10--15 лет.
Существует в России и негеостационарный проект, вписанный в программу «Сфера» и непохожий на остальные. Это проект «Скиф», предполагающий размещение четырех аппаратов на средних орбитах. Его особенность заключается в том, что если обычно спутниковые операторы заявляют, что конкурировать с оптикой не могут, то создатели «Скифа» готовы оспорить это утверждение. Генеральный директор ООО «Д.К.Орбитал» Виктор Донианц утверждает, что средние орбиты создадут в сети задержку в 150 миллисекунд, это сравнимо с задержкой прохождения сигнала по ВОЛС из Москвы в Магадан. При этом, по сведениям Виктора Донианца, стоимость «Скифа» оценивается в $60 млн и в рамках проекта можно будет обслужить 1 млн абонентов, предоставив им скорость 10 кбит/с и трафик 3 ГБ на абонента в месяц.

Высокий эллипс
Но основной российский проект негеостационарных систем связан с высокоэллиптической орбитой.
Четыре аппарата «Экспресс-РВ», расположенные на высокоэллиптической орбите, позволят, во-первых, обеспечить связью Арктический регион, а во-вторых, создать сеть для связи с подвижными объектами. Понятно, что под словом «связь» в данном случае имеется в виду весь комплект современных коммуникационных сервисов. Почему для решения этих задач нужен именно высокий эллипс? Потому что именно он может обеспечить нормальные углы места и для Арктики, и для подвижных объектов -- это особенно актуально в регионах с холмистым и гористым рельефом, которых в России немало.
«Экспресс-РВ» в этом году включен в федеральную программу проект «Сфера», как, собственно и вся многострадальная ФЦП обновления группировки гражданских коммуникационных аппаратов. Пойдет ли это ей на пользу? Скорее всего, да, поскольку теперь спутники (в том числе и «Экспресс-РВ») упоминаются исключительно в контексте «Цифровой экономики», частью которой они становятся. Стало быть, их статус повышается -- это теперь поручение президента и отдельный пункт. Напоминаем, что первая редакция спутниковой ФЦП была разработана в 2014 году, после чего многократно дорабатывалась по замечаниям различных ведомств.
Сейчас оператор и разработчик совместно определяют технический облик аппаратов «Экспресс-РВ». В 2020 году будет объявлен конкурс, в 2023 году -- вывод системы на орбиту, 2024 год -- начало эксплуатации.
Система будет решать сразу социальные, политические и коммерческие задачи, при этом бизнес-план составлен и утвержден. Генеральный директор АО «"Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева» Николай Тестоедов на конференции SatComRus-2019 отметил как исключительно положительный фактор государственное участие в российских космических проектах. Потому как, по его мнению, аналогичные проекты (прежде всего OneWeb и Starlink) не смотрятся как окупаемые системы. А пример системы «Глонасс», которая сначала работала только на силовиков, а потом стала приносить ощутимый доход, очень показателен. Вся коммерция «Экспресс-РВ» в основном строится на связи с подвижными объектами, а этот сектор сейчас наиболее динамичный во всем саткоме.
Социальная задача понятна: современный коммуникационный сервис в Арктике. И к этому привязана и политическая задача. Игорь Чурсин напомнил, что «баталии сейчас идут за северные регионы», про то, как «кто-то даже пытается купить какие-то земли в Арктике». Понятно, что в такой ситуации современная связь в российском секторе Арктики есть не что иное, как мощный фактор контроля региона. Игорь Чурсин уверен, что лет через 5 такая же ситуация возникнет и вокруг Антарктиды, и тогда уже «мы будем думать, как организовать спутниковую связь и в Антарктиде».

Интересно финансирование: создание спутников будет оплачиваться из бюджета «Цифровой экономики», запуск -- из бюджета «Сферы».

Проблема абонентских терминалов для «Экспресс-РВ» стоит не так остро, как для низкоорбитальных систем. Как сообщил заместитель генерального директора ГПКС Евгений Буйдинов, технические характеристики спутника -- прежде всего зоны покрытия -- позволят рассматривать «Экспресс-РВ» как квазистационарную систему. То есть для абонентского оборудования потребуется либо неподвижная антенна с широкой диаграммой направленности, либо антенна с крайне простой и достаточно дешевой системой наведения. Спутник, выходящий из зоны видимости терминала, и спутник, входящий в нее, будут находиться в диаграмме направленности антенны, что обеспечит непрерывность сервиса. Поэтому, как утверждает Евгений Буйдинов, для «Экспресс РВ» можно использовать стандартные спутниковые терминалы с очень небольшой доработкой.
Исполнительный директор ООО «Небо ГК» Инесса Глазкова сообщила, что в будущем году будет создан макет электронно-механической станции для «Экспресс РВ», поддерживающей скорость 80 мбит/с на линии вниз и 5 мбит/с на линии вверх. Этот терминал планируется для организации коллективного доступа и для установки на транспортных средствах. В перспективе создание терминала с электронным наведением на спутник.

Alex-DX

Цитата: zandr от 26.07.2020 10:44:59«Для большинства потенциальных клиентов Starlink необходимость наличия отдельного терминала и невозможность использовать в качестве него свой смартфон станет неприятным сюрпризом», -- считает Сергей Пехтерев
:)

zandr

31.07.2020 08:06:20 #2110 Последнее редактирование: 31.07.2020 08:11:47 от zandr
https://www.youtube.com/watch?v=C-l-e95nST4С 14:20
Вам недоступны вложения в этом разделе.

Итого: на геостационаре - 11

mik73

31.07.2020 21:59:47 #2111 Последнее редактирование: 31.07.2020 22:54:56 от mik73
Цитата: zandr от 31.07.2020 08:06:20С 14:20
что-то не бьётся...


Экспрессов в работе:
АМ3, АМ33, АМ44, АМ5, АМ6 (слегка хромает, но работает), АМ7, АМ8, АТ1, АТ2, АМУ-1. Итого 10, и даже если не считать АМ7 и АМУ1 импортного пр-ва, то 8. Плюс 2 (90 и 103) только что запущенных и 2 (АМУ3 и АМУ7) заказанных решетневцам. Почему написано всего 7 ?

Ямалов в работе:
Ямал-202 (все еще жив, курилка, стоит на 163.5 в.д.), Ямал-300К, Ямал-401, Ямал-402, Ямал-601.  Итого 5. Если считать только отечественого пр-ва, то 3 (кроме 402 и 601). Почему написано 4?

zandr

01.08.2020 00:20:27 #2112 Последнее редактирование: 01.08.2020 00:22:33 от zandr
Цитата: mik73 от 31.07.2020 21:59:47что-то не бьётся...
Работает: выделил, скопировал, в адресную строку соседней вкладки вставил и - "ентер".
Ну и явно:
https://www.youtube.com/watch?v=C-l-e95nST4

mik73

01.08.2020 01:32:02 #2113 Последнее редактирование: 01.08.2020 02:02:30 от mik73
что "выделил - скопировал" - я понял. и даже понял откуда (с какого момента трепа перед пуском в трансляции).
но вот содержание "выделенного-скопированного" выглядит как-то странно и не бьётся с имеющимися реалиями.
я про это.
откуда, естественно, возникает мысль, что и прочий трёп там мало с чем бьётся.

на 13:48 там тоже та еще корка - про то, на какой орбите будут работать спутники...
в общем, даже на этой паре моментов компетенция тех, кто готовил материалы к трансляции от имени Роскосмоса, вызывает, скажем так, удивление.

Плейшнер

Цитата: Alex-DX от 26.07.2020 18:08:17
Цитата: zandr от 26.07.2020 10:44:59«Для большинства потенциальных клиентов Starlink необходимость наличия отдельного терминала и невозможность использовать в качестве него свой смартфон станет неприятным сюрпризом», -- считает Сергей Пехтерев
:)
Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем :)
Уверенность любителей - предмет зависти для профессионалов

thunder26

Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем
Я бы с осторожностью прикладывал потом эту штуку к голове.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

triage

01.08.2020 14:15:15 #2116 Последнее редактирование: 01.08.2020 15:32:55 от triage
Цитата: thunder26 от 01.08.2020 13:28:30
Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем
Я бы с осторожностью прикладывал потом эту штуку к голове.
громкую связь включат или гарнитуру дадут. Сарказм это.
Занятная статья.

Плейшнер

Цитата: thunder26 от 01.08.2020 13:28:30
Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем
Я бы с осторожностью прикладывал потом эту штуку к голове.
Как раз прикладывать надо плотно - голова будет антенной :) 
пс  я так и делаю когда не хватает дальности брелка автосигнализации :D
Уверенность любителей - предмет зависти для профессионалов

Alex-DX

Цитата: Плейшнер от 01.08.2020 12:59:41Использовать смартфон для связи через низкоорбитальные системы - это как раз то что нужно для абсолютного коммерческого успеха. Мы подождем :)
СМС сервис через через группировку Гонец. 

Вполне можно интегрировать в смартфоне.
Гонцов перестроить на 840 Мгц и по ниже запустить на высоту 300 км. :)

Плейшнер

Цитата: Alex-DX от 01.08.2020 17:32:22СМС сервис через через группировку Гонец. 
Вот это было бы дело.

Аварийная связь по всей стране обычным смартфоном/телефоном
Правда как чисто коммерческий вариант не тянет, а как госпрограмма даже очень - минимальная глобальная связь гарантированная государством (чай не в банде живём).
Уверенность любителей - предмет зависти для профессионалов