Метановый не_Зенит - альтернатива Союз-5

Автор ZOOR, 31.03.2020 09:19:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Александр Бойков

ЦитироватьZOOR написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка
Как бы прикинуть конструктивное совершенство  первой и второй ступени с Д=5.5м и 9-ью РД-0169 на 1-ой и одним высотным на 2-й.

ZOOR

Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьZOOR написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка
Как бы прикинуть конструктивное совершенство  первой и второй ступени с Д=5.5м и 9-ью РД-0169 на 1-ой и одним высотным на 2-й.
Второй пост темы -  Дмитрий Саныч в 5,5 м рисовал. Может он и прикидки масс делал?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьZOOR написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка
Как бы прикинуть конструктивное совершенство  первой и второй ступени с Д=5.5м и 9-ью РД-0169 на 1-ой и одним высотным на 2-й.
А тут Большой http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum13/topic17934/message1969843/#message1969843 приводил характеристики Союза-СПГ.
Может отмасштабировать?

Там дальше даже массы ДУ есть
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Seerndv

ЦитироватьZOOR написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка

- с сохранением возможности увода или выведения?  :|
Типа:
В многоразовом Союзе-СПГ - выведения.
в одноразовом  Союзе-СПГ - увода.
Если я правильно помню в КБХА закладывали изначально возможность форсирования метанового движка на 33% , но потом как-то таких цифр больше не попадалось.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Сергей

Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьZOOR написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка
Как бы прикинуть конструктивное совершенство  первой и второй ступени с Д=5.5м и 9-ью РД-0169 на 1-ой и одним высотным на 2-й.
1. Тут два пути : как Маск - литий-алюминиевые упрочняемые при криогенных температурах сплавы для баков ( тут метан-то же криогенное топливо), наддув гелием в композитных баллонах , погруженных в ЖК ( а в метан будет безопасней), переохлажденное топливо и пр.; или как привыкли АМГ6Н и т.д.
2. На первой ступени 7 РД0169 с к-том форсирования 1,29 ( а КБХА закладывает и 1,33) дают суммарную тягу равную 9 РД0169 при номинальном давлении (160 кгс/см.кв.). Т.е. допустим Д=4,1 м.

ZOOR

ЦитироватьSeerndv написал:
 
ЦитироватьZOOR написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка

- с сохранением возможности увода или  выведения?  
Типа:
В многоразовом Союзе-СПГ - выведения.
в одноразовом  Союзе-СПГ - увода.
Как у Маска - в зависимости от времени отказа в полете. Чем позже произошел - тем выше возможность выведения.
Если со старта - ну тогда или надо грандиозные сверхгарантийные (для одноразовой) или действительно использовать топливо для посадки (для многоразовой).
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

#146
ЦитироватьСергей написал:
2. На первой ступени 7 РД0169 с к-том форсирования 1,29 ( а КБХА закладывает и 1,33) дают суммарную тягу равную 9 РД0169 при номинальном давлении (160 кгс/см.кв.).
Т.е. допустим Д=4,1 м.
1. На форсированных движках увод или выведение сложно получить будет. И кстати 1,33 ЕМНИП на ограниченное время.

2. Слишком длинная макаронина получится (удлинение больше 20) - управляемость страдает. А надо 5 м ГО

Так что надо на поклон к авиационщикам - пусть 6 х 40 делают. Воздух наддува в баках возить. Тонн на 50 хотя-бы.
Или производство в Благовещенске - и баржой
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Александр Бойков

ЦитироватьСергей написал:
2. На первой ступени 7 РД0169 с к-том форсирования 1,29 ( а КБХА закладывает и 1,33) дают суммарную тягу равную 9 РД0169 при номинальном давлении (160 кгс/см.кв.). Т.е. допустим Д=4,1 м.
Просто 9-ть не форсированных двигателей РД- 0169 1-ой ступени по тяге и массе сравнимы 5-ю РД-191  А-5. А вот  масса конструкции 1-ой ступени в Д 5,5м будет меньше или сравнима с массой 4-х ускорителей А-5. Если сравнять стартовую массу А-5 и Союз-5 (9 СПГ), то в одноразовом варианте 25тонн Союз-5(9) должен спокойно выводить.

ZOOR

#148
Цитироватьalgol57 написал:
Если сравнять стартовую массу А-5 и Союз-5 (9 СПГ), то в одноразовом варианте 25тонн Союз-5(9) должен спокойно выводить.
Сравнять стартовую не получится - тяговооруженность 1,16. Надо хоть тонн 25 сбросить - менее 750 чтоб было.
Надо вторую с хорошим массовым делать - а не 4,5 тонны на 36 тонн заправки.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Александр Бойков

ЦитироватьZOOR написал:
Сравнять стартовую не получится - тяговооружеенность 1,16. Надо хоть тонн 25 сбросить - менее 750 чтоб было.
А может 10-тый РД-0169 добавить по центру. Тогда 10РД - 10т, 5РД-191 2100х5=10500кг Все равно в выигреше ;)

Дмитрий В.

ЦитироватьZOOR написал:
Может отмасштабировать?

Там вообще, какие-то дикие цифры конструктивного совершенства, не стыкующиеся даже с предыдущими проработками по метановому Союзу-5. Впрочем, возможно, это из-за того, что конструкция рассчитана на многократное применение.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьZOOR написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка
Как бы прикинуть конструктивное совершенство  первой и второй ступени с Д=5.5м и 9-ью РД-0169 на 1-ой и одним высотным на 2-й.

Если ориентироваться на одноразовую первую ступень и применение более прочных сплавов, чем АМг6 (например Р-1580 или 01570С, либо 01469), то должно получиьться не хуже, чем у раннего Союз-5:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьZOOR написал:
 
Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьZOOR  написал:
С сохранением возможности увода или выведения при отказе одного движка
Как бы прикинуть конструктивное совершенство  первой и второй ступени с Д=5.5м и 9-ью РД-0169 на 1-ой и одним высотным на 2-й.
Второй пост темы -  Дмитрий Саныч в 5,5 м рисовал. Может он и прикидки масс делал?

Делал, конечно.
В варианте оптимизации ОПП для выведения максимальной Мпг на НОО, примерно так:


Стартовая масса, кг      650 000,00   
Payload      28 893,64   
      I   II
Начальная масса блока, кг      546 341,99   72564,37
Конечная масса блока, кг      44 423,41     6345,68
Isp (atm) (s)      313   250
Isp (vac) (s)      353   373
Тяга в вакууме, тс      1015,0   95,00
Расход топлива, кг/с      2 875,40   254,69
Дросселирование         
         
         
         
Fairing mass      2 200,00   
Fairing jettison (s)      200,00
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ZOOR

ЦитироватьДмитрий В. написал:
Если ориентироваться на одноразовую первую ступень и применение более прочных сплавов, чем АМг6 (например Р-1580 или 01570С, либо 01469), то должно получиьться не хуже, чем у раннего Союз-5:

Ооо, это уже по-Масковски. Особенно первая ступень. А у нас данные сплавы освоены в производстве и применении в РКТ?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Дмитрий В.

Посчитал для аварийной ситуации "отказ одного двигателя сразу после КП". Принял, что выведение осуществляется на аварийную орбиту высотой 150 км (время существования как минимум несколько витков - достаточно для принятия каких-то разумных решений). Получается, что без форсирования нормально рабюотающих ЖРД на эту орбиту выходит 27,7 т - примерно на 1,1 т меньше, чем штатно. Т.е., если двигатели имеют возможность форсирования в пределах до 133%, то на штатную орбиту вполне выводится штатная ПГ даже при отказе на старте одного ЖРД из девяти.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Александр Бойков

ЦитироватьZOOR написал:
Надо вторую с хорошим массовым делать - а не 4,5 тонны на 36 тонн заправки.
Да уж, материаловедение у нас запущено, согласен. Для метанового Союза-5 важны не только движки, а самое главное придется создавать и новые технологии производства и конструктивные материалы. А это скорее всего 3D-принтеры. Массовое совершенство 2-ой ступени должно быть хотя бы 1:15.

Большой

#156
Сейчас метановым назвали Союз-СПГ. Даже где-то видел, что метановый это Союз-8. Таким образом имеем:
Союз-5 (Иртыш) с РД-171МВ;
Союз-6 (Амур) с РД-180 МВ;
Союз-7 для морского старта это Союз-5 с уменьшенной стартовой массой;
Союз-СПГ (8?) с 4-мя РД0169 одноразовый и с 5-ю РД0169 многоразовый.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

ZOOR

#157
Цитироватьalgol57 написал:
Массовое совершенство 2-ой ступени должно быть хотя бы 1:15.
Верхняя ступень несет на себе ядро СУ (ККП, БЦВК), телеметрию, батарейки для них и (как правило) транзитную БКС для КГЧ (РБ/КА). При нашей ЭКБ пару-тройку сотен кг влегкую наберется.
В баках находится система измерения уровней . На ДУ вешается заправочная ПГС , которая в массе ДУ "от производителя" не учитывается. В баки ставятся шар-баллоны.(добавлено)
Ну еще остатки систем разделения с нижней ступенью и ГО. Переходную систему я не считаю - она в ПГ входит.
Так что если не экстремалить то надо урезать осетра до 12.

Добавлено - и еще есть невырабатываемые остатки (заливка ДУ, пары в баках от испарения) и гарантийные запасы КТ на возмущающие факторы. Все это в конечную массу загонять надо.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Дмитрий В.

Цитироватьalgol57 написал:
Да уж, материаловедение у нас запущено, согласен.

С материаловедением у нас всё в порядке, проблема - с отсутствием реального внедрения новых материалов в конструкции изделий.

Цитироватьalgol57 написал:Для метанового Союза-5 важны не только движки, а самое главное придется создавать и новые технологии производства и конструктивные материалы. А это скорее всего 3D-принтеры. Массовое совершенство 2-ой ступени должно быть хотя бы 1:15.

Тут хотя бы для первой ступени добиться 1:13, а для второй: 1:11...12
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

#159
http://rostender.info/region/moskva-gorod/44785550-tender-sozdanie-raketnyh-dvigatelej-novogo-pokoleniya-i-bazovyh-elementov-marshevyh-dvigatelnyh-ustanovok-perspektivnyh-sredstv-vyvedeniya-shifr-okr
Тендер: "Создание ракетных двигателей нового поколения и базовых элементов маршевых двигательных установок перспективных средств выведения" (Шифр ОКР: "ДУ СВ") "Создание ракетных двигателей нового поколения и базовых элементов маршевых двигательных установок перспективных средств выведения в части работ 2020-2025 годов" (Шифр СЧ ОКР: "ДУ СВ" )
№44785550    Дата размещения: 10.04.20

Техническое задание

Цитировать2 ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ СЧ ОКР, НАИМЕНОВАНИЕ И ИНДЕКС ИЗДЕЛИЯ
2.1 Целями выполнения СЧ ОКР является разработка опытного образца маршевого жидкостного ракетного двигателя (далее - ЖРД) нового поколения с оптимальными параметрами, использованием опытного образца системы диагностики и аварийной защиты ЖРД, а также элементов маршевых двигательных установок перспективных средств выведения.
2.2 Наименование изделия: двигатель.
2.3 Индекс изделия: присваивается Государственным заказчиком.
2.4 Назначение и область применения создаваемого (модернизируемого) изделия: отработка и подтверждение схемно-конструктивных решений для перспективных двигателей на кислородно-углеводородном топливе (жидкий кислород - сжиженный природный газ) тягой на уровне 85 тс.
Основное назначение изделия: задел в части опытного образца ЖРД с высоким уровнем наземной экспериментальной отработки для создания на его базе серийного ЖРД на кислородно-углеводородном топливе (жидкий кислород -сжиженный природный газ) тягой на уровне 85 тс.
При проведении работ по разработке опытного образца ЖРД и экспериментальных установок допускается изготовление ДСЕ с использованием прогрессивных технологий.
Решаемые задачи в рамках СЧ ОКР «ДУ СВ» (2025):
2.4.1 Выпуск и корректировка РКД на экспериментальные установки.
2.4.2 Подготовка производства для изготовления узлов и агрегатов экспериментальных установок.
2.4.3 Изготовление ДСЕ, узлов и агрегатов экспериментальных установок.
2.4.4 Подготовка стенда к проведению испытаний экспериментальных установок.
2.4.5 Проведение испытаний экспериментальных установок. Анализ результатов испытаний и выдача рекомендаций.
2.4.6 Корректировка РКД узлы и агрегаты ЖРД, выпуск и корректировка РКД на опытный образец ЖРД.
2.4.7 Подготовка производства для изготовления узлов и агрегатов ЖРД.
2.4.8 Подготовка производства для изготовления опытных образцов
ЖРД.
2.4.9 Изготовление узлов и агрегатов ЖРД.
2.4.10 Проведение автономных испытаний узлов и агрегатов ЖРД. Анализ результатов испытаний и выдача рекомендаций.
2.4.11 Изготовление опытных образцов ЖРД (сборка).
2.4.12 Подготовка стенда к проведению испытаний опытных образцов
ЖРД.
2.4.13 Проведение испытаний опытных образцов ЖРД. Анализ результатов испытаний.
2.4.14 Проведение работ по комплексному анализу выбора конструктивных и технологических. решений, результатов испытаний с выдачей рекомендаций.
2.4.15 В рамках научно-методического сопровождения работ по разработке и корректировке РКД на двигатель:
2.4.15.1 Разработка комплексной методики детального моделирования быстроменяющихся процессов в ТНА при перемещении вала, сопряженных с расчетами теплового и напряженно-деформированного состояния. Расчетное моделирование работы ТНА на переходных и предельных режимах и разработка методов парирования ударных нагрузок.
2.4.15.2 Разработка современных методов моделирования локальных характеристик систем охлаждения ЖРД с учетом разбросов функциональных и технологических параметров.
2.4.15.3 Разработка методического обеспечения для обоснования эффективности САЗ, в том числе для определения динамики развития нештатных ситуаций для создания САЗ двигателя при наземной экспериментальной отработке.
2.4.16 В рамках научно-методического сопровождения изготовления и испытаний доводочных двигателей:
2.4.16.1 Разработка комплексной методики подтверждения запасов работоспособности ЖРД с учетом разбросов параметров рабочих процессов, особенностей технологических переделов, данных контроля качества изготовления и отклонений (допусков) размерных параметров и свойств материалов.
2.4.16.2 Разработка методик и проведение работ по диагностике ДСЕ, изготовленных с применением прогрессивных технологий, защитных покрытий, в том числе при изготовлении, автономной отработке и после испытаний двигателей.
2.4.16.3 Разработка методик и проведение расчётных работ с моделированием параметров ДУ для различных условий включений (до четырёх раз) ЖРД в полете (при возвращении ступени).
2.5 При выполнении СЧ ОКР используется научно-технический задел в соответствии с Приложением Б к настоящему ТЗ.

3 ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ (ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ)
3.1 Состав изделия
3.1.1 В состав опытного образца ЖРД входит:
- камера сгорания (в том числе сопло);
- газогенератор;
- турбонасосный агрегат;
- бустерные турбонасосные агрегаты горючего и окислителя;
- агрегаты управления, автоматики и регулирования (в качестве приводов дросселя и регулятора используется материальная часть, со штатных изделий);
- система зажигания многоразового применения (электроилазменная или лазерная);
- отдельные элементы для обеспечения наддува баков PH;
- элементы рамы;
- элементы тепловой защиты двигателя;
- фильтры на входах окислителя и горючего;
- средства контроля параметров аварийности;
- датчики и кабели системы управления (СУ);
- датчики и кабели системы измерения (СИ).

Элементы маршевых двигательных установок:
- опытный образец системы аварийной защиты (САЗ).
3.1.2 На двигателе необходимо предусмотреть возможность установки элементов, которые будут использоваться для управления вектором тяги, отбора мощности для питания привода гидронасоса системы управления вектором тяги и реализации системы наддува баков.
3.1.3 Двигатель должен обеспечивать фиксацию камеры в «нулевом» положении для монтажа РМ.
3.1.4 В состав средств контроля параметров аварийности двигателя должны входить датчики контроля работоспособного состояния двигателя, а также исполнительные элементы, обеспечивающие выключение двигателя при прохождении команды аварийного выключения.
3.1.5 Электрические связи (СИ и СУ) от двигателя к блоку PH должны быть выведены на отдельную плату.
3.1.6 Напряжение питания элементов электрооборудования двигателя от 23 до 34 В постоянного тока. Напряжение питания приводов дросселя и регулятора от 23 до 31 В постоянного тока. Потребление тока каждым электропневмоклапаном - не более 2 А.

3.2 Требования назначения
3.2.1 Двигатель должен обеспечивать:
запуск и останов по команде системы управления стенда;
создание тяги по продольной оси изделия на номинальном и форсированном режимах работы;
включение с обеспечением режима предварительной ступени тяги
(ПСТ);
выключение с режима конечной ступени тяги (КСТ);
регулирование по тяге и соотношению расходов компонентов
топлива;
до четырех включений серийного образца ЖРД в полете (для осуществления возврата первой ступени PH и вертикальной посадки в район точки старта);
управление вектором тяги по каналам тангажа и рыскания на угол ±7 градусов (для серийного образца ЖРД);
отбор генераторного газа в дискретном режиме для обеспечения работы креновых сопел (для серийного образца ЖРД).
3.2.2 Двигатель должен обеспечивать заданные параметры с допустимыми разбросами, не превышающими указанные в настоящем ТЗ.
3.2.3 Компоненты топлива и сжатые газы:
окислитель - жидкий кислород, сорт 2 по ГОСТ 6331-78;
горючее - сжиженный природный газ (СПГ) марки «А»
по ГОСТ Р 56021-2014;
газ продувок и средств пневмоавтоматики - азот газообразный, категория вторая, ОСТ 92-1577-78.
3.2.4 Двигатель должен обеспечивать следующие режимы работы:
- предварительный режим (ПР);
- основной режим (ОР);
- конечный режим (КР).
3.2.5 Двигатель должен быть работоспособен при работе на ОР при насыщении компонентов топлива газами:
окислителя - гелием до парциального давления 3,5 кгс/см2 при температуре от 90,15 до 98,15 К (от минус 183,0 до минус 175,0°С);
горючего - гелием до парциального давления 2,2 кгс/см2 при температуре от 111,65 до 118,15 К (от минус 161,5 до минус 155,0°С).




3.2.7 Точность настройки двигателя по тяге при номинальных условиях работы, не более:
- на основном режиме - 3,0 %;
- на предварительной и конечной ступенях - 5,0 %.
3.2.8 Отклонение удельного импульса тяги от номинального значения при номинальных условиях работы и номинальных значениях взаимовлияющих параметров не должно превышать - ±29,4 м/с (3,0 кгс-с/кг).
3.2.9 Двигатель должен обеспечивать регулирование от номинального значения по соотношению компонентов топлива при крайних отклонениях внешних факторов - ±7,0 %.
3.2.10 Точность настройки по соотношению компонентов топлива при номинальных условиях работы - ±3,0 %.
3.2.11 Максимальное значение градиента тяги при запуске должно составлять не более 9,8 МН/с, при переходе на режимы не более 7,8 МН/с, при выключении с режима КР не более 9,8 МН/с.
3.2.12 Максимальное время работы двигателя - 200 с, включая работу на режимах ПР и КР.
3.2.13 Гарантийное использование агрегатов двигателя до 3-х раз.

3.3 Требования радиоэлектронной защиты
Двигатель должен соответствовать требованиям ГОСТ В 25803-91 (для группы аппаратуры 1.2.3).

3.4 Требования живучести и стойкости к внешним воздействиям
3.4.1 Состав и характеристики факторов внешних воздействий на двигатель определяются ГОСТ РВ 20.39.304-98, ГОСТ 21964-76.
3.4.2 Двигатель должен быть работоспособен при попадании в него по линиям «О» и «Г» посторонних частиц из баков. По каждой магистрали могут попадать частицы суммарной массой не более 400 мг, из них металлических и других твёрдых частиц не более 200 мг, в том числе алюминиевых частиц не более 40 мг.
3.4.3 Максимальный линейный размер частиц не должен превышать 0,6 мм. Допускается попадание не более пяти крупных частиц с максимальным линейным размером не более 1,5 мм.

3.5 Требования надёжности
3.5.1 Работы по обеспечению и контролю надёжности создаваемых изделий, должны осуществляться в соответствии с требованиями Положения РК-11-КТ, ГОСТ 27.002-2015, ГОСТ РВ 15.203-2001, ГОСТ РВ 15.201-2003, ГОСТ В 21256-89, ГОСТ 27.002-2015, ГОСТ 27.003-2016, ГОСТ РО 1410-001- 2009, ГОСТ РО 1410-002-2010, ГОСТ РО 1410-003-2015, ГОСТ В 21258-86, ГОСТ В 21262-75, ГОСТ 27.301-95, ГОСТ 27.310-95, ГОСТ РВ 51030-97 и другими нормативными документами, действующими совместно с Положением РК-11-КТ.
3.5.2 Надёжность создаваемого двигателя при выполнении функций должна характеризоваться следующими показателями надёжности и их нормативными значениями.
3.5.2.1 Средний срок службы серийного образца двигателя должен быть не менее 12 лет. Среднеквадратическое отклонение срока службы - не более 1 года.
3.5.2.2 Средний срок сохраняемости серийного образца двигателя должен быть не менее 7 лет. Среднеквадратическое отклонение срока сохраняемости - не более 0,5 года.
3.5.2.3 Вероятность безотказной работы серийного образца ЖРД, при выполнении функций в течение всего срока службы с учётом установленной модели эксплуатации (этапов хранения, транспортировки, технического
обслуживания и режимов функционирования в составе средства выведения) должна быть не менее 0,999 (по мере набора статистики испытаний).
По результатам отработки двигателя должны определяться точечная оценка и нижняя граница одностороннего доверительного интервала вероятности безотказной работы при доверительной вероятности 7=0,8.
Уровень надежности опытного образца ЖРД должен обеспечить создание серийного образца ЖРД с заданными требованиями надежности.
3.5.2.4 Критерием отказа двигателя является любое несоответствие, при котором невозможно выполнение хотя бы одной из функций, указанных в п. 3.2.
3.5.2.5 Ресурс серийного образца ЖРД (прототипом которого является создаваемый опытный образец) должен быть достаточен для проведения всех видов технического обслуживания, наземного контроля и испытаний, штатной подготовки к запуску.
3.5.3 Надёжность создаваемых элементов маршевых двигательных установок перспективных средств выведения должна обеспечивать выполнение требований к надёжности двигателей, указанных в п. 3.5.2. В рамках выполнения СЧ ОКР должна быть сформирована номенклатура показателей надёжности создаваемых элементов двигателя и проведена оценка их значений расчётно-экспериментальным методом.
3.5.4 Подтверждение выполнения требований надёжности (потенциальная достижимость требуемого уровня надёжности) должно быть проведено расчётно-экспериментальным методом. Оценка надёжности должна проводиться по согласованной с ГНИО РКП методике. Уточнение методик оценки надёжности должно проводиться на каждом этапе создания изделий. Модель эксплуатации серийного образца двигателя должна быть определена на этапе разработки эскизного проекта (ЭП) на PH и согласована с ГНИО РКП по направлению.
Должны быть подготовлены предложения по установлению назначенных сроков службы и сроков хранения разрабатываемого опытного образца ЖРД, а также предложения по гарантийным обязательствам.
Порядок подтверждения количественных требований по надёжности и значения контрольных уровней вероятности безотказной работы (ВБР) двигателя устанавливаются отдельным решением, которое выпускается Головным исполнителем на этапе РКД и согласовывается с ГНИО РКП по направлению.
3.5.5 Требования надёжности двигателя должны быть подтверждены:
обоснованием номенклатуры и количества испытаний с подтверждением
показателей надёжности;
применением повышенного качества электрорадиоизделий и применяемых материалов в соответствии с «Положением о порядке комплектования электронной компонентной базой аппаратуры изделий ракетно-космической техники. Положение ЭКБ-РКТ» ред. 2007 г.»;
оценками соответствия надёжности требованиям ТЗ по каждому нормируемому показателю в соответствии с ГОСТ РО 1410-001-2009, ГОСТ РВ 20.57.304-98, ГОСТ В 21262-75.
3.5.6 Работы по анализу видов, последствий и критичности отказов (АВПКО) должны проводиться в соответствии с требованиями РК-11-КТ, ГОСТ РО 1410-001 -2009, ГОСТ 27.310-95.
3.5.7 Система информации о надёжности создаваемых изделий должна функционировать в соответствии с требованиями ГОСТ РО 1410-002-2010.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"