Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!


АниКей

ЦитатаМОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Группа российских инженеров и энтузиастов космонавтики подготовила проект микроспутника для съемки следов высадки американских астронавтов на Луне, советских посадочных станций и луноходов, передает корреспондент РИА Новости из Московского планетария, в котором началась презентация проекта.
Начало проекта было объявлено в 2015 году, на него собрали более 1,5 миллионов рублей в интернете с помощью краудфандинга. Как пояснили разработчики, сейчас завершен аванпроект спутника, облик которого был представлен в 2019 году в Музее космонавтики.
Цитата"Сейчас исторический интерес представляют следы первых исследователей: не найдена "Луна-9" - советский аппарат первым совершивший мягкую посадку на Луну. Интересно посмотреть на наши "Луноходы" и, конечно же, следы астронавтов. Я уверен, что такой запуск привлечет внимание всего мира, поэтому мы надеемся найти поддержку тех, кому важно такое внимание. Мы хотим предложить меценатам и спонсорам новую возможность - сделать вклад в освоение космоса",
- сказал РИА Новости инициатор проекта Виталий Егоров.
Лунный микроспутник массой менее 100 кг предлагается запускать попутно на одной из российских ракет. Аппарат должен оснащаться фотокамерой с телескопом, чтобы рассмотреть детали поверхности Луны размером до 25 см с высоты 50 км.
Задачи космического аппарата предполагают разведку прошлых, настоящих и будущих мест посадок на Луну - как по отечественным, так и по иностранным программам. Спутник сможет картографировать с высокой детализацией наиболее интересные для ученых участки Луны.
По оценке авторов проекта, полная стоимость разработки, производства, наземных и летных испытаний космического аппарата потребует около 750 миллионов рублей - это без учета стоимости запуска. Разработчики надеются заинтересовать проектом частных спонсоров и инвесторов, институты РАН и "Роскосмос", чтобы получить необходимое финансирование.
Цитата"Спонсоры, например, смогут дать название аппарату, чтобы увековечить свой вклад в программу. На поверхность аппарата планируется размещать рекламные логотипы и доставлять к Луне символический груз: послания землян, вымпелы и образцы продукции компаний-спонсоров. С лунной орбиты возможна трансляция музыкальных композиций и проведение съемки в интересах телевизионных компаний"
, - пояснили разработчики аппарата способы финансирования проекта.
Для реализации проекта разработчики основали компанию "Орбитальный Экспресс".
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Проектирование Лунного микроспутника завершено!
  21 position in rating
zelenyikotJune 9th, 10:50


5,5 лет назад группа российских инженеров и энтузиастов космонавтики объявила о начале проектирования Лунного микроспутника. Цель аппарата -- съемка мест посадок советских луноходов и американских лунных модулей. Несколько лет специалисты в инициативном порядке занимались проектированием спутника и теперь готовы представить результаты этой работы.


Разработчики подготовили многостраничный документ, в котором рассматривают все обстоятельства разработки, испытания, реализации исследовательской программы Лунного микроспутника. Главная цель этого описания -- демонстрация реализуемости проекта, и готовности разработчиков приступить к созданию аппарата. Документ будет передан для анализа представителям «Роскосмоса» и российских академических институтов, а также разослан спонсорам проекта.

Презентация проекта состоится сегодня в 16:00 МСК в Московском Планетарии. К сожалению, места в зале ограничены, но для всех будет доступна онлайн-трансляция:



На встречу приглашаются представители СМИ и специалисты ракетно-космической отрасли. За официальными комментариями по проекту и с запросами на посещение мероприятия можно обратиться к инициатору проекта Виталию Егорову (zelenyikot).

Спасибо всем, кто верил, и не верил!
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата9 июня (среда) в 16:00 состоится презентация проекта Лунного микроспутника
 🌖 Программа выступлений:
1. «О поддержке частных космических инициатив» Заместитель директора Департамента перспективных программ и проекта «Сфера» госкорпорации «Роскосмос» Оксана Вольф.
2. «История наблюдения Луны от «Луны-3» до настоящего времени». Виталий Егоров, инициатор проекта Лунного микроспутника.
3. «Проект Лунного микроспутника» Никита Парцевский, технический директор проекта Лунного микроспутника.
4. «Перспективы межпланетных исследований малыми космическими аппаратами» Представители российских образовательных и академических институтов.
 5. Сессия вопросов от СМИ и зрителей.

5,5 лет назад группа российских инженеров и энтузиастов космонавтики объявила о начале проектирования Лунного микроспутника. Цель аппарата -- съёмка мест посадок советских луноходов и американских лунных модулей. Несколько лет специалисты в инициативном порядке занимались проектированием спутника и теперь готовы представить результаты этой работы. Разработчики подготовили многостраничный документ, в котором рассматривают все обстоятельства разработки, испытания, реализации исследовательской программы Лунного микроспутника. Главная цель этого описания -- демонстрация реализуемости проекта и готовности разработчиков приступить к созданию аппарата. Документ будет передан для анализа представителям «Роскосмоса», а также разослан спонсорам проекта. На встречу приглашаются представители СМИ и специалисты ракетно-космической отрасли. За официальными комментариями по проекту и с запросами на посещение мероприятия можно обратиться к инициатору проекта Виталию Егорову. Модератор: Виталий Егоров, популяризатор космонавтики, блогер Zelenyikot.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Роскосмос будет следить за проектом создания российского частного лунного микроспутника



МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Директор исследовательско-аналитического центра Роскосмоса Игорь Поташный в рамках презентации частного лунного микроспутника сообщил, что госкорпорация будет следить за судьбой проекта.
В Московском планетарии проходит презентация лунного микроспутника. Его разрабатывает группа инженеров космической отрасли и энтузиастов космонавтики. Аппарат предназначается для съемки мест посадки советских луноходов и американских астронавтов на Луне и для ее изучения.
Цитата"Конечно, будем следить за этой работой. Я думаю, что коллегам надо не только держать нас в известности, но и выйти с каким-то предложением",
- сказал Поташный.
По словам директора центра, сейчас готовятся системные исследования Луны.
Цитата"Наверное, есть смысл учесть задел коллег, чтобы мы вместе достигли результата",
- отметил он. Поташный уточнил, что интерес Роскосмоса к Луне постоянен, в настоящий момент идет работа над обновлением лунной программы.
Директор центра Роскосмоса также отметил, что сейчас разрабатывается проект центра коммерческого коллективного использования, который позволит давать частным компаниям доступ к испытательной инфраструктуре на приемлемых условиях.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Уйти нельзя остаться. Перспективы МКС и РОСС при параллельном развитии


КОТОВ Михаил
КОТОВ Михаил 
Научный журналист
Михаил Котов -- о ресурсе Международной космической станции и национальном проекте


12 апреля 2021 года стало водоразделом для современной российской пилотируемой космонавтики. Именно в этот день вице-премьер по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов заявил, что Россия планирует создать собственную орбитальную станцию и предупредит партнеров по МКС о выходе из проекта с 2025 года.
Но с того момента многие новости остались в прежней плоскости -- Россия продолжает свою работу в проекте Международной космической станции, планирует туда отправление туристов в декабре 2021 года, готовится к запуску многофункционального лабораторного модуля "Наука" в июле. С другой стороны, РФ отказалась посылать на МКС два других ранее запланированных модуля -- научно-энергетический (НЭМ) и узловой, а также спешно разрабатывает проект Российской орбитальной служебной станции (РОСС). Какое решение будет принято в итоге и можно ли усидеть на двух стульях?
"Старый, но не бесполезный"
Больше двух десятилетий функционирует Международная космическая станция на орбите Земли. Этот уникальный и самый дорогой проект пилотируемой космонавтики стал возможен только благодаря совместной работе 14 государств. Изначально предполагалось, что МКС проработает всего 15 лет -- с 2000 по 2015 год. Однако срок службы объекта продлевали уже дважды, и сейчас уже планируется, что станция будет функционировать как минимум до 2024 года, с возможностью продления до 2027 или даже 2030 года.
На эту тему
РКК
Находясь на орбите, космическая платформа действительно стареет -- постоянно подвергается нагреву и охлаждению, бомбардировке микрометеоритами и частицами космического мусора. При корректировке орбиты в металле ее силовых частей неизбежно возникает механическое напряжение. При этом говорить о "лавинообразном" разрушении станции, как считает первый заместитель гендиректора РКК "Энергия" Владимир Соловьев, очень сложно. Так, исполнительный директор Роскосмоса Сергей Крикалев отверг утверждения об увеличении числа поломок на станции и заявил, что модули МКС способны проработать существенно дольше своего гарантийного срока.
Скорее всего, государства, осуществляющие ее эксплуатацию, будут делать все возможное для поддержания работоспособности станции, что позволит ей выполнять свои функции и после 2030 года. Слишком много средств было вложено в этот проект, чтобы бросать его в столь короткой перспективе.
И Россия, особенно после запуска Многофункционального лабораторного модуля, сможет провести на станции еще множество необходимых экспериментов, в том числе и продолжить программу по трехмерной печати клеточных структур в условиях микрогравитации. С этой позиции заявления, как и сам выход из проекта в 2024 году, представляются преждевременными.
Дорогой РОСС
С другой стороны, планируется в кратчайшие сроки сформировать облик перспективной национальной пилотируемой станции РОСС. Предполагается, что она будет обладать многомодульной открытой архитектурой для возможности замены поврежденного или выработавшего свой ресурс модуля. В качестве точки расположения выбрана полярная орбита с наклонением 97-98 градусов, что позволит наблюдать за всей поверхностью России, в то время как с Международной космической станции северные участки страны практически недоступны для съемки. Станция должна стать максимально удобной платформой для установки на нее дополнительных средств мониторинга -- своеобразной "материнской платой" с различными периферийными устройствами.
На эту тему
Судьбу МКС после 2024 года могут решить в первом квартале 2021 года
При этом экипаж на РОСС будет находиться не постоянно, а прилетать туда время от времени на несколько недель. Дело в том, что из-за своей орбиты станция не будет все время находиться под защитой магнитосферы Земли, а значит, количество получаемой космической радиации будет выше, чем на Международной космической станции. В случае посещаемого варианта это не так важно и повлияет только на длительность работы экипажей.
По словам главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, эскизное проектирование РОСС начнется до конца лета, а в ближайшие недели в правительство России планируется направить доклад с дорожной картой создания национальной орбитальной станции. В конце 2025 года должен стартовать первый этап развертывания российской орбитальной станции (как раз после завершения работ по проекту МКС).
Боливар двоих вынесет?
Предполагается, что средства, идущие на поддержание Международной космической станции, перенаправят на РОСС после ее ввода в эксплуатацию и тем самым полностью обеспечат потребности национального проекта.
Однако до 2025 года при сохранении нынешней ситуации российской космонавтике придется вести сразу два пилотируемых проекта -- МКС и РОСС. Оба проекта требуют финансирования, тем более что создание станции -- это очень дорогостоящее занятие, в том числе и его разработка, переделка существующих модулей под нужды нового космического объекта. Тем временем в основном финансовом документе российской космонавтики -- Федеральной космической программе -- РОСС пока не упоминается.
На эту тему
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин: годы МКС по большому счету сочтены
Конечно, Федеральная космическая программа создается сразу на десять лет, и на момент ее утверждения о РОСС еще не говорили -- в настоящее время действует документ, одобренный как раз до 2025 года. Но ждать, чтобы прописать финансирование, в этом случае представляется не самой лучшей идеей -- явно получится разрыв: пока программу примут, потом поступят финансы, и лишь затем начнется строительство РОСС. Таким образом формируется представление, что разговоры о выведении национальной космической платформы в 2025 году весьма спорные.
При этом, несомненно, необходимо уже сейчас работать над запасным вариантом для возможного перехода с Международной космической станции. С этой точки зрения разработка РОСС очень важный и нужный проект, позволяющий минимизировать риск остаться без действующей пилотируемой программы. Правда, для того, чтобы национальная станция не осталась исключительно в планах, требуется согласованная стратегия российской пилотируемой космонавтики и достаточное финансирование. Только тогда можно надеяться на возможность практически безболезненного перехода с международного проекта на национальный.
Соответственно, требуются ответы: будет ли найден консенсус? Следует ли внести изменения в программу пилотируемой космонавтики уже сейчас? Ведь для движения необходимо иметь четкое преставление, когда именно прекратится работа на МКС, состоится переход на РОСС и каким образом эта трансформация и два параллельных проекта будут финансироваться. Хочется надеяться, что в ближайшее время появится больше информации и станет понятно, как именно столь грандиозные и важные планы предлагается реализовывать.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

vc.ru

Какими бывают тяжёлые российские ракеты -- Промо на vc.ru
Юлия Казаченко


Не «Союзом» единым: отвечаем на главные вопросы о классах российских ракет-носителей.


Пуск ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» Роскосмос

Материал подготовлен при поддержке Роскосмоса
Россия уже больше 60 лет совершает пилотируемые полёты в космос. Обычно для отправки космонавтов используют «Союзы», но это не единственные ракеты в отечественном арсенале. Как и на Земле, для доставки грузов на орбиту применяют грузовики -- тяжёлые ракеты-носители «Протон» и «Ангара».
Что значит «тяжёлая»? Разве ракеты могут быть «лёгкими»?
Да. Все ракеты можно разделить на категории -- например, по типу двигателей, количеству и расположению ступеней. Каждая ступень -- сама по себе как отдельная ракета со своими двигателями, в некоторых ракетах (например, SpaceX) они способны возвращаться на Землю.
Но одна из самых общих характеристик -- масса полезной нагрузки. Когда ракету-носитель называют «тяжёлой», то речь идёт не о её собственном весе, а о том, сколько груза она может вывести на низкую опорную орбиту, не считая себя самой и топлива.
Деление на классы по «весу» довольно условное, и с развитием технологий границы немного сдвигаются. Сейчас по массе выводимой полезной нагрузки все ракеты разделяют на четыре класса:
  • Лёгкие. Способны вывести на низкую опорную орбиту (орбита для космических аппаратов околоземного пространства) грузы массой до 5 тонн. Первой ракетой-носителем лёгкого класса считают советский «Спутник», который вывел на орбиту первый искусственный аппарат массой 1,3 тонны. Ракеты лёгкого класса до сих пор используют для вывода в космос небольших спутников, например для геологоразведки и связи.
  • Средние. Могут вывести на орбиту от 5 до 20 тонн груза. К среднему классу относятся, в частности, ракеты семейства «Союз», которые доставляют космонавтов и астронавтов на Международную космическую станцию.
  • Тяжёлые. Выводят на орбиту от 20 до 50 тонн. К тяжёлому классу относятся «Протон-М», китайская «Чанчжэн-5», а также Falcon 9 от SpaceX. Обычно под тяжёлым классом понимают космические грузовики, но иногда они могут доставить на орбиту и людей.
  • Сверхтяжёлые. Могут вывести на орбиту свыше 50 тонн груза, но пока не применяются. Сверхтяжёлые ракеты обычно нужны для выведения более массивной ПН на более дальние от Земли расстояния или отправки людей за пределы земной орбиты. Например, в 20-м веке США использовали ракету-носитель «Сатурн-5» для своей лунной программы, а в СССР создали РН «Энергия». Однако сейчас единственной ракетой сверхтяжёлого класса остаётся Falcon Heavy от SpaceX -- она может доставить на орбиту до 63,8 тонн груза при пуске без возвращения ступеней.
Как пускают ракеты?
Все ракеты пускают со стартовых площадок на космодромах. Платформы не универсальны: каждому носителю нужна индивидуальная инфраструктура и обслуживание.


«Протон-М» на стартовой площадке Байконура Роскосмос

«Протоны» исторически стартуют только с Байконура: там ещё в 60-х подготовили для этого всю необходимую базу, которую слишком затратно переносить куда-то ещё. Ракеты прибывают на космодром в разобранном виде, затем блоки собирают в монтажно-испытательном корпусе незадолго до пуска. После сборки её доставляют на стартовую площадку, чтобы заправить и проверить последний раз перед пуском.

Вывоз ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским спутником связи «Ямал-601» на стартовый комплекс

«Ангара» может взлетать пока только с космодрома Плесецк, но в скором времени пускать ракету-носитель будут и с Восточного.
А зачем России столько тяжёлых ракет?
«Протон» и «Ангара» -- очень разные ракеты-носители. В первую очередь, они отличаются конструкцией: «Ангара» ниже (55,2 метра против 58,2 метра), но чуть шире (8,8 метра против 7,4 метра).
У обеих ракет по три ступени, но у «Ангары» меньше двигателей -- семь, против двенадцати у «Протона». А ещё в перспективе с новой водородной ступенью она сможет выводить на орбиту более 35 тонн полезной нагрузки против 22,4 тонн у «Протона».


Основные характеристики ракеты-носителя «Протон-М» Роскосмос

«Ангару» изначально создавали на замену эксплуатирующемуся с конца 60-х годов прошлого века «Протону». В основу конструкции был заложен принцип «модульности». В зависимости от количества модулей в составе ракеты можно варьировать грузоподъемность и, соответственно, класс РН: от лёгкого до тяжелого. Это упрощает производство и конструкцию, а также делает легче доставку ракеты до стартовой площадки.
Топливо эти ракеты также используют разное. «Протоны» всегда летали на гептиле (несимметричный диметилгидразин) -- опасном и токсичном веществе, которое, если не соблюдать соответствующих мер безопасности, может вызвать отравление. Для «Ангары» предусмотрена более экологичная топливная пара -- керосин и жидкий кислород, они не загрязняют прилегающие к космодрому территории и места падения отработавших ступеней.
Что доставляют в космос «Протон-М» и «Ангара»?
Изначально «Протон» носил название «универсальная ракета» (УР) и проектировался для военных нужд: в СССР хотели выводить на орбиту боеголовки массой в несколько десятков мегатонн.
В Конструкторском бюро №52 Владимира Челомея собирались создать целое семейство ракет разного назначения и классов, но в итоге в эксплуатации остались лишь несколько из них, включая УР-500, которые затем модифицировали и назвали «Протонами». Они стали основой сначала советской, а потом и российской космической отрасли: на различных модификациях «Протона» вывели на орбиту все отечественные модули орбитальных станций «Салют», «Мир» и МКС.
В каком-то смысле «Ангара» -- это возрождение идеи ОКБ-52 о семействе многоцелевых ракет. Как и в случае с «Протонами», главным заказчиком ракеты выступило Минобороны РФ.
Но ракету будут использовать и в гражданских целях -- для этого «Ангару» модифицируют под пуск пилотируемых кораблей («Ангара-А5П»), а также планируют использовать для запусков государственных и коммерческих спутников, аппаратов для исследования Луны и дальнего космоса. Увеличенная грузоподъёмность позволит выводить более мощные и совершенные аппараты для исследований.
Другая важная деталь: «Ангара» -- первая исключительно российская ракета, которую будут производить, собирать и пускать на территории РФ («Протоны», напомним, взлетают только из Казахстана). Это в перспективе (договор аренды Байконура с Республикой Казахстан действует до 2050 года) позволит России избавиться от затрат на финансирование и содержание космодрома в соседней стране и сфокусироваться на собственных проектах.
А российские ракеты вообще надёжны?
«Протон» -- одна из самых надёжных ракет не только для России, но и в истории космонавтики в целом. Первый пуск её состоялся в 1965 году, а за всё время эксплуатации их было проведено более 400. При этом большая часть аварийных стартов пришлась на первые, испытательные пуски, проходившие в 60-70-х годах. Сейчас надёжность носителя не ниже, а то и выше, чем у его более молодых конкурентов (95,5 % успешных пусков без учета аварий разгонных блоков). Для сравнения -- на счету Falcon 9 от SpaceX 124 пуска с двумя авариями, а европейская Ariane 5 прошла 109 стартов с 5 неудачами.
«Протон» до сих пор остаётся востребованной ракетой на мировом рынке: его нередко используют для выведения коммерческих спутников. Он продолжает успешно конкурировать с иностранными носителями: например, Viasat выбрала «Протон» вместо более дорогой европейской ракеты Ariane 5. Даже в 2021 году «Протон» превосходит многие тяжёлые ракеты-носители либо по грузоподъёмности, либо по стоимости вывода груза на орбиту, в том числе это относится к Ariane 5 и Delta IV Heavy.


Тяжёлая ракета «Протон-М» Роскосмос

Единственным сопоставимым конкурентом «Протона» по комплексу экономических и технических параметров остаётся Falcon 9, но на нём не предусмотрено использование дополнительного разгонного блока (такого как «Бриз-М» на «Протоне»), способного максимально точно вывести полезную нагрузку на заданную орбиту. Аналогичная возможность предусмотрена и на ракете-носителе «Ангара».
У «Ангары» пока не было возможности себя показать: ракета всё ещё находится в стадии испытаний и взлетала лишь дважды за последние шесть лет (оба старта прошли успешно). Всё должно измениться к 2022 году, когда начнётся её серийное производство.
И что, на «Протоне» и «Ангаре» все закончится?
Вероятно, в ближайшие годы Роскосмос выведет «Протоны» из эксплуатации. Ракета уже давно служит «рабочей лошадкой» мировой космонавтике, но, увы, может летать только с Байконура. В ближайшее время Казахстан будет усиливать требования по экологичности российских средств выведения -- из-за этого эксплуатация «Протона» завершится к 2025 году.
К этому времени Роскосмос наладит серийное производство «Ангары-А5» и сможет занять собственную нишу на рынке космических пусков (в том числе благодаря модульной конструкции ракеты-носителя). Но перед тем, как это произойдёт, ракете предстоит доказать свою надёжность ещё в нескольких испытательных пусках.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!