30 лет КОСПАС-САРСАТ

Автор Salo, 23.11.2009 14:37:08

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

ZOOR

Нам инженеграм, обычно, ничего не стоит сделать технику, соответствующую корректно описанному ожиданию пользователя. Но сделать само корректно описанное ожидание... )) © Serge V Iz
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

17.07.2014 18:48:12 #61 Последнее редактирование: 17.07.2014 18:56:17 от ZOOR
Хм, интересно - в "Плане деятельности ..." такого нет

Цитатаanik пишет:
Россия воссоздаст свой низкоорбитальный сегмент системы КОСПАР-САРСАТ через два-три года
 http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=346324

Фарнборо (Великобритания). 17 июля. ИНТЕРФАКС-АВН - Запуск двух низкоорбитальных космических аппаратов системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ запланирован на 2016-17 годы, сообщил "Интерфаксу-АВН" в ходе авиасалона "Фарнборо-2014" гендиректор компании "Российские космические системы" Геннадий Райкунов.
"Россия восстанавливает и развивает систему КОСПАС-САРСАТ в трех космических сегментах: низкоорбитальном, среднеорбитальном и геостационарном. В соответствии с международными обязательствами Роскосмосом принято решение о поддержании низкоорбитального сегмента системы КОСПАС-САРСАТ на базе двух низкоорбитальных космических аппаратов, запуск которых планируется в 2016-2017 годах", - сказал он.
Даже не берусь предположить, кто изготовителем будет. Надо Закупки.гов посматривать.
Как-бы, в свете нынешних тенденций, не Даурия
Нам инженеграм, обычно, ничего не стоит сделать технику, соответствующую корректно описанному ожиданию пользователя. Но сделать само корректно описанное ожидание... )) © Serge V Iz
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Salo

http://www.bizavnews.ru/231/14418
ЦитатаСпасение не придет
2 декабря 2014

Спустя почти 10 лет после начала обязательной эксплуатации автоматических аварийных радиомаяков (АРМ) на основе международной спутниковой системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ на российской авиационной технике, не осталось сомнений в ряде недостатков АРМ. Это и ложное срабатывание, и неэффективность -- за все время автоматические радиомаяки не спасли ни одной жизни, т. к. сама система разработана таким образом, что подает сигнал только после происшествия. Впрочем, были зафиксированы несколько случаев спасения при ручном активировании радиомаяков. Такие данные были озвучены на прошедшем VII Вертолетном форуме Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ) «Партнерство во имя безопасности», который прошел в конце прошлой недели в Москве.

Кроме этих ключевых недостатков были названы и большая стоимость установки (она варьируется от 150 до 500 тыс. руб.), и сложности с регистрацией маяка в Росавиации - все аппараты должны быть зарегистрированы и закреплены за эксплуатантом, однако не установлен общий механизм проверки регистрации, поэтому часто случаются ошибки при установлении владельца судна. Также недостатком является то, что сигнал сначала поступает в госорганы, что устраивает далеко не все авиакомпании. Существенным недочетом является однонаправленность системы - при использовании АРМ невозможно подтвердить получение сигнала и информацию о начале поиска.

Несмотря на то что АРМ КОСПАС-САРСАТ признаются операторами неэффективными, эксплуатанты находятся в безвыходном положении и обязаны устанавливать радиомаяки на все вертолеты российского производства. Это закреплено в приказе Министерства транспорта РФ от 15 марта 2007 г. № 29 "Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ". Таким образом, на всех винтокрылых российских машинах, эксплуатируемых на территории РФ, установлены маяки производства НИИ космического приборостроения (НИИ КП) АРМ-406 П и АРМ-406 АС1, работающие в диапазоне 406 МГц.

Аварийные радиомаяки (АРМ) с использованием международной спутниковой поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ были разработаны в 70-е гг. и внедрены в международной практике в 80-е гг. С 2005 г. началось внедрение автоматических радиомаяков на базе системы КОСПАС-САРСАТ на авиационной технике в России. Приказ от 2007 г. об обязательном оснащении вертолетов радиомаяками отвечает рекомендациям ICAO (Приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации, часть I, пункт 6.17) по оснащению аналогичными маяками самолетов, которые эксплуатируются на дальнемагистральных маршрутах, пролегающих над водной поверхностью или безлюдной местностью.

Сегодня при осуществлении международных рейсов использование автоматических радиомаяков обязательно во всем мире, однако ряд стран при полетах внутри страны к настоящему моменту уходит от этих систем в сторону альтернативных устройств. ICAO в 2010 г. приняли рекомендацию о переходе к альтернативным средствам сообщения о местоположении. Эта рекомендация была рассмотрена на 37 Ассамблее Организации. Как следует из рабочего текста документа, вопрос был поднят ввиду развития альтернативных средств оповещения, которое позволяет рассмотреть возможность их использования в авиации общего назначения. Таким образом, закрепление автоматических радиомаяков для обязательного использования на российской технике, с одной стороны, соответствует рекомендациям ICAO, с другой - не отвечает последним мировым тенденциями развития гражданской авиации, которые при полетах внутри страны и на небольшие расстояния допускают использование альтернативных устройств.

Сегодня ряд стран на внутренних рейсах отказывается от использования АРМ. В частности, в США для полетов по стране не требуется использования АРМ 406 МГц для регулярных перевозчиков при полетах в пределах 50 миль от аэропорта, при перегоне новых ВС заказчику и в ряде других случаев. Например, эксплуатант може продолжать использовать ВС при снятом для ремонта или техобслуживания АРМ сроком до 90 дней. Напомним, что российские эксплуатанты не имеют возможность временно эксплуатировать вертолетную технику без АРМ в случае ее поломки и для продолжения полетов необходимо установить запасной блок АРМ, что порождает другую проблему, связанную с регистрацией запасного и основного АРМ.

Кроме того, что в ряде стран теперь можно заменить АРМ КОСПАС-САРСАТ на другие устройства, у эксплуатантов западной техники всегда был выбор среди различных компаний-производителей радиомаяков в отличие от России, где только маяки производства НИИ КП сертифицированы для использования на российской авиационной технике. Фактически на рынке существует монополия одного производителя этих аппаратов, что также вызывает критику со стороны российских операторов.

Председатель Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА) Владимир Тюрин на VII Вертолетном форуме выступил с предложением рассмотреть возможность использования АРМ зарубежного производства, а также замены этой системы другими альтернативными устройствами, а именно: персональными радиомаяками (ПАРМ), системами автоматического наблюдение CNS/ATM-АЗН-B, GPS/ГЛОНАСС трекерами, коммерческими спутниковыми устройствами SEND (Satellite Emergency Notification Devices) и CENALD (Commercial Emergency Notification and Locating Device).

Персональные радиомаяки позволяют оперативно в ручном режиме вызывать спасателей через международную систему поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ. Существенным преимуществом является то, что эти устройства позволяют экипажу самостоятельно оценить обстановку и отреагировать на сложную ситуацию, вызвать помощь, что неоднократно с момента начала использования системы КОСПАС-САРСАТ спасало человеческие жизни. Система не только эффективна, но и экономична - стоимость аппарта составляет в среднем 200 долл.

Система автоматического наблюдение CNS/ATM-АЗН-B основана на новой системе организации воздушного движения CNS/ATM, разработанной еще в 1991 г., которая сейчас совершенствуется и постепенно внедряется в практику мировой гражданской авиации.

Преимуществом использования трекеров, основанных на сотовой связи GPS/ГЛОНАСС, является возможность передачи сигнала сначала доверенному лицу (авиакомпании, собственнику ВС) и только затем в государственные органы. Кроме того, они позволяют получить подтверждение доставки сообщения, что важно при спасении экипажа. Эти устройства также более экономичны: их стоимость составляет около 300 долл., также в процессе эксплуатации будет необходимо обслуживание стоимостью около 300 долл. в год.

На добровольной основе сейчас можно использовать любые из этих устройств, но при существующем законодательстве, установка автоматических аварийных радиомаяков на вертолеты обязательна, как и их регистрация, что несет финансовые и организационные издержки. На VII форуме АВИ было заявлено, что Минтранс готов рассмотреть возможность использования альтернативных спасательно-аварийных систем оповещения вместо АРМ. Однако еще рано говорить о том, что вопрос поступил на обсуждение в правительство и едва ли стоит в ближайшее время ожидать соответствующего решения госорганов о переходе к другим аварийным устройствам оповещения.

Операторы в свою очередь продолжают нести издержки из-за установки неэффективных АРМ. Оснащение дополнительными средствами ручного оповещения, которые действительно способны спасти жизни членов экипажа и пассажиров, остается делом добровольным и не системным, что влияет на безопасность полетов.

Безусловно, за все время эксплуатации автоматических радиомаяков НИИ КП работали над усовершенствованием системы и планируют устранить некоторые недостатки в маяках второго поколения, которые выйдут в 2015-2018 гг., с внедрением среднеорбитальной группировки. Однако ошибки АРМ носят скорее системный характер, и причина недовольства операторов автоматическими радиомаяками лежит в самом принципе их работы, формирующих то, что АРМ фактически не способны обеспечить оперативный поиск и спасение экипажа.

Светлана Калинина
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.bizavnews.ru/231/14434
ЦитатаВертолетчики хотят отказаться от АРМ
5 декабря 2014

В подмосковном выставочном комплексе «Крокус-Эскпо» завершил свою работу VII ежегодный Вертолетный Форум, организованный Ассоциацией Вертолетной Индустрии под эгидой ОАО «Вертолеты России» и ГК Ростех.

Важное отраслевое мероприятие, главной темой которого стало сотрудничество компаний и специалистов индустрии в области безопасности полетов, началось с сенсационной инициативы представителей вертолетного сообщества.

Участники форума поставили задачу перейти от старой устаревшей концепции поиска и спасения на базе системы «КОСПАС-САРСАТ» с использованием аварийных радиомаяков к новым принципам, основанным на применении спутниковых систем слежения за воздушными судами.

Владимир Тюрин, председатель правления АОПА - Россия (Российского подразделения Международной ассоциации владельцев воздушных судов и пилотов) напомнил участникам Форума о проблемах использования аварийных радиомаяков АРМ-406 в России.

«Оборудование, в обязательном порядке установленное на вертолетах и самолетах, летающих в российском небе, страдает систематическими отказами, что пагубно сказывается на безопасности  и экономике отрасли. Отказы маяка в случае катастрофы воздушного судна оборачиваются жестокой трагедией, когда выжившие члены экипажа и пассажиры нуждаются в срочной помощи и борются за жизнь еще несколько часов и дней после падения воздушного судна, а помощь не приходит», - заявил руководитель АОПА - Россия.

На обнаружение пропавших вертолетов с отказавшими аварийными маяками иногда уходит по несколько месяцев, а часть бортов не найдены до сих пор.

Вертолетное сообщество хочет отказаться от использования АРМ в пользу современных средств отслеживания летательных аппаратов.
Как пояснил председатель правления Ассоциации Вертолетной Индустрии (АВИ) Михаил Казачков, «Прежняя концепция отслеживания и поиска воздушных судов относится к 1970-м годам, когда разрабатывалась система «КОСПАС-САРСАТ». Тогда было важно быстро найти место катастрофы и отправить на место падения спасательную команду. Для своего времени это был прорыв, однако с годами негативная статистика отказов аварийных радиомаяков подставила под вопрос саму возможность дальнейшего использования дорогостоящих и неэффективных средств подачи аварийного сигнала».

«Сегодня, благодаря использованию GPS и ГЛОНАСС трекеров и систем слежения с использованием коммерческих спутниковых группировок типа Iridium, появилась возможность наблюдать за воздушными судами в режиме реального времени. Это выбор в пользу живых и действующих летающих аппаратов, вопреки прежнему подходу с акцентом на жертвах авиационных происшествий и катастроф», - подчеркнул Михаил Казачков.

Вертолетчики, как наиболее прогрессивная часть авиационного сообщества, приводят в качестве аргументов в том числе и экономические доводы. Стоимость АРМ в десятки раз дороже современных систем отслеживания, помимо этого современные средства позволяют оптимизировать маршруты, расход ГСМ, осуществлять владельцам контроль за арендованными судами и многое другое.

Однако главный аргумент: использование трекеров и средств отслеживания позволит исключить практику многодневного поиска пропавших судов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

Цитата12 ноября 2015, 00:01   |   Наука   |   Иван Чеберко   |   написать авторам    
    От Роскосмоса требуют восстановить численность спасательных спутников
 
 
 По международным обязательствам Россия должна иметь на орбите минимум два спутника, входящих в систему поиска и спасения «Коспас-Сарсат»       
          
Фото со страницы на сайте facebook.com/InternationalCospasSarsatProgramme

 
Министерство транспорта РФ потребовало от Роскосмоса восстановить низкоорбитальный сегмент международной спутниковой системы поиска и спасения «Коспас-Сарсат». Пожелание было выдвинуто в процессе согласования проекта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы.

-- Минтранс и МИД РФ считают необходимым выполнение Россией международных обязательств в части поддержания низкоорбитального сегмента системы «Коспас-Сарсат», -- заявил «Известиям» директор департамента программ развития Минтранса РФ Алексей Семенов. -- Сейчас рассматривается возможность размещения аппаратуры «Коспас-Сарсат» на отечественных космических аппаратах.

Система «Коспас-Сарсат» была учреждена в 1979 году Советским Союзом, Францией, США и Канадой, первый спутник «Коспас 1» был запущен в 1982 году с космодрома Плесецк. Сейчас система включает в себя шесть космических аппаратов на низких орбитах и 8 спутников на геостационарной орбите (один из них -- российский «Электро-Л»). Спутники улавливают сигналы SOS, которые передают аварийные радиобуи, устанавливаемые на судах, самолетах или просто носимые туристами в поход. Низкоорбитальный сегмент системы необходим, чтобы обеспечить гарантированный прием сигналов бедствия из приполярных районов, откуда геостационарные аппараты доступны далеко не всегда.

По статистике официального сайта системы «Коспас-Сарсат», в 2012 году радиобуи помогли спасти более 600 человек (более поздних данных на сайте нет), в основном по сигналам от терпящих бедствие морских судов.

-- Российская федерация как правопреемник СССР имеет обязательства поддерживать минимум два низкоорбитальных аппарата «Коспас-Сарсат», -- говорит Андрей Куропятников, генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник», обеспечивающего функционирование российского сегмента системы. -- Мы регулярно получаем напоминания и пожелания от партнеров о том, что за нами есть обязательства, которые, к сожалению, пока не выполняются. О наличии этих обязательств мы постоянно информируем Роскосмос. 

До середины нулевых годов года Россия поддерживала низкоорбитальный сегмент «Коспас-Сарсат» с помощью спутников «Надежда», затем эти недолговечные аппараты (со сроком службы всего два года) решили заменить спутниками «Стерх». Два первых «Стерха» были выведены на орбиту в 2009 году, но их летные испытания провалились -- оба аппарата быстро вышли из строя, и спустя некоторое время Роскосмос решил вообще закрыть опытно-конструкторскую работу «Стерх». Оборудование системы «Коспас-Сарсат» тогда решили устанавливать на борт спутников «Глонасс-К», что и было сделано. К слову, аппаратуру «Коспас-Сарсат» сейчас испытывают также на космических аппаратах GPS и Galileo, однако по словам Куропятникова, сегмент системы на основе навигационных спутников будет введен в эксплуатацию не раньше 2019 года.

-- В Роскосмосе считают целесообразным установить оборудование «Коспас-Сарсат» в качестве дополнительной полезной нагрузки на аппараты «Метеор 2.1» и «Метеор 2.2», -- говорит глава «Морсвязьспутника». -- Эти аппараты по баллистическим параметрам орбиты подходят нам в наибольшей степени. Мы ожидаем утверждения этого решения, технически все вопросы проработаны. 

Доработка упомянутых «Метеоров» может сказаться на сроках их запуска -- первый аппарат собирались запустить в этом году, второй в следующем. В Роскосмосе пока эти вопросы не комментируют. 

-- Роскосмос совместно с Минтрансом работает в рамках реализации обязательств по международной программе «Коспас-Сарсат», -- заявил «Известиям» официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков.

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

ZOOR

Нам инженеграм, обычно, ничего не стоит сделать технику, соответствующую корректно описанному ожиданию пользователя. Но сделать само корректно описанное ожидание... )) © Serge V Iz
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

PIN

ЦитатаZOOR пишет:
Что-то про КОСПАС вспомнили
АРМ-406 уже достаточно жизней погубил, пора...
Да и функциональность системы расширилась с тех пор.

Salo

http://www.roscosmos.ru/23036/
ЦитатаКОСПАС-САРСАТ. КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ РОСКОСМОСА НА СЛУЖБЕ СИСТЕМЫ ПОИСКА И СПАСАНИЯ
14.12.2016 10:15

 
   30 лет назад, 14 декабря 1986 года, при крушении вертолета в заснеженной и холодной полярной тундре в районе Тюмени были спасены первые 8 наших соотечественников благодаря ретранслированным космическим аппаратом сигналам бедствия от аварийного радиобуя.  Это сработала космическая система КОСПАС-САРСАТ.  С тех пор более 1600 наших граждан (сначала СССР, а потом России) были спасены при использовании данных глобальной системы поиска и спасания. А всего в мире к настоящему моменту при помощи информации, представленной этой глобальной системой, было спасено около 44 тысяч человек, проведено примерно 12,5 тысяч поисково-спасательных операций, а в среднем примерно 5 человек получают помощь каждый день благодаря данным этой системы.
    
   Спутниковая система поиска и спасания была разработана в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между организациями бывшего СССР, Канады, Франции и США, подписанного в 1979 году. В результате успешного завершения этапа демонстрации и оценки, который начался в октябре 1982 года, второй Меморандум о взаимопонимании был подписан 5 октября 1984 года Министерством морского флота (Морфлот) бывшего СССР, Министерством национальной обороны (ДНД) Канады, Национальным центром по исследованию космоса (КНЕС) Франции и Национальным управлением по океанам и атмосфере (НОАА) США.
    
   В 1985 году система была объявлена введенной в эксплуатацию. Глобальная система поиска и спасания объединила две системы в одну международную: российскую систему КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов - это первоначально, а затем уже к судам добавилась авиация и персональные пользователи) и аналогичную систему САРСАТ международных партнеров. 1 июля 1988 года четыре государства, обеспечивающие Космический сегмент, подписали Соглашение о Международной Программе КОСПАСС-САРСАТ, которое гарантирует долговременную эксплуатацию системы и доступ к ней государств на недискриминационной основе. В январе 1992 года Российская Федерация заменила СССР как сторону Соглашения.
    
   Главная задача системы состоит в обеспечении точных, своевременных и надежных данных о бедствии и его местоположении, чтобы содействовать службам поиска и спасания в оказании помощи оказавшимся в беде людям.  Своевременность предоставления данных, требуемых для определения местонахождения человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию, на море или на земле, существенно повышает вероятность выживания терпящего бедствие. Для достижения этой цели участники Программы КОСПАС-САРСАТ вводят в эксплуатацию, поддерживают, координируют и управляют спутниковой системой, способной обнаруживать сигналы бедствия от радиобуев и определять местоположение терпящих бедствие в любом месте на планете.  Доступ к системе обеспечен всем государствам на недискриминационной основе и бесплатно для людей, попавших в беду.
    
   Сегодня, космический и наземный сегменты глобальной системы поиска и спасания активно развивается. В рамках Федеральной космической программы 2016-2025 предусмотрено создание принципиально новых наземных средств Системы. Ретрансляторы КОСПАС-САРСАТ размещены на борту космических аппаратов целого ряда космических систем: глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, орбитальной системы ретрансляции «Луч» и гидрометеорологической системы «Электро-Л». В ближайшей перспективе ожидается запуск двух космических аппаратов космического комплекса «Метеор-3М» с ретрансляторами КОСПАС-САРСАТ на борту.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://www.roscosmos.ru/23580/
ЦитатаРОСКОСМОС. 58 СЕССИЯ СОВЕТА КОСПАС-САРСАТ
25.05.2017 12:38

 
   24 мая 2017 года в Москве состоялось торжественное открытие 58 сессии Совета Международной программы КОСПАС-САРСАТ, в которой приняли участие делегации России, Франции, США и Канады.
    
   Председательство в Совете в 2017 году обеспечивает российская сторона. Участники программ планируют обсудить вопросы, связанные с управлением программой КОСПАС-САРСАТ, развитием низкоорбитальной спутниковой группировки КОСПАС-САРСАТ с учетом запусков российских космических аппаратов с полезной нагрузкой КОСПАС, внедрением среднеорбитальной спутниковой системы поиска и спасания, а также выполнение требований ИКАО для обеспечения безопасности полетов воздушных судов и др.
    
   На торжественном открытии 58 сессии Совета Международной программы КОСПАС-САРСАТ с приветственной речью к делегациям обратились Генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС» Игорь КОМАРОВ и заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного флота Юрий КОСТИН.
    
   Игорь КОМАРОВ поздравил коллег с 35-летием со дня первого спасения, осуществленного с помощью международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ. Эта дата знаменательна еще и тем, что сигналы о произошедшем несчастье с экипажем маленького самолета в Канаде передал отечественный низкоорбитальный космический аппарат КОСПАС-1. Всего за время эксплуатации системы было спасено уже более 41 тысячи человек.
    
   Госкорпорация «РОСКОСМОС» и ее предприятия вместе с Министерством транспорта и Министерством иностранных дел России, а также с зарубежными партнерами проводит активную политику по развитию международной Программы. В ближайшей перспективе ожидается восполнение российской низкоорбитальной группировки - космические аппараты (КА) «Метеор-М» № 2-1 и № 2-2 будут нести на борту комплексы системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ.
    
   Планируется создание перспективной техники для размещения не только на КА типа «Метеор-М», «Электро-Л», «Арктика-М», «Луч 5М», но и на КА ГЛОНАСС, разрабатывается новейший комплекс наземных средств для замены техники предыдущего поколения с одновременным улучшением её основных эксплуатационных характеристик.
    
   5 лет назад в 2012 году, в том числе с использованием аппаратуры ретрансляции аварийных сигналов КОСПАС-САРСАТ, размещенной на КА ГЛОНАСС, впервые было осуществлено спасение экипажа канадского вертолета.
    
   В российской истории участия в Программе КОСПАС-САРСАТ есть серьёзные достижения. Но ни одна страна не добилась бы таких результатов без слаженной работы и тесного сотрудничества с коллегами по Программе. Эта международная Программа стала ярким примером того, при общем объединении усилий разных стран возможно решить самые серьёзные задачи. Миссия Программы - спасать людей, и важнее этого быть ничего не может.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

https://www.roscosmos.ru/23589/
ЦитатаРОСКОСМОС. ИТОГИ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ПРОГРАММЫ КОСПАС-САРСАТ
   24 - 26 мая 2017 года в Москве под председательством России состоялось заседание 58-й сессии Совета Международной программы КОСПАС-САРСАТ, в работе которой приняли участие делегации Сторон Соглашения: России, Франции, США и Канады.
Совет отметил намерение России обеспечить восстановление и эксплуатацию в среднесрочной перспективе российской части низкоорбитальной космической группировки КОСПАС-САРСАТ и принял к сведению уточненную информацию о планах запусков отечественных низкоорбитальных космических аппаратов серии «Метеор-М», оснащенных полезной нагрузкой КОСПАС-САРСАТ.
Учитывая сжатые сроки создания и внедрения «Глобальной системы оповещения о бедствии и обеспечения безопасности полетов воздушных судов» (GADSS), Совет рассмотрел рекомендации целевой группы TG-1/2017 и утвердил поправки к техническим стандартам КОСПАС-САРСАТ, связанные с внедрением ELT (DT).
Совет утвердил план работы на следующий год и принял решение пригласить Европейскую комиссию для участия в закрытом заседании 59-й сессии Совета КОСПАС-САРСАТ в статусе наблюдателя, учитывая её вклад в создание космического сегмента СССПС КОСПАС-САРСАТ посредством установки полезных нагрузок КОСПАС-САРСАТ на спутниках ГНСС Галилео и их интеграции в создаваемую Сторонами Соглашения СССПС КОСПАС-САРСАТ.
Особое внимание Совет уделил вопросам управления Программой, развития низкоорбитальной космической группировки КОСПАС-САРСАТ, внедрения среднеорбитальной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ (СССПС), разработки радиобуев второго поколения, а также отдельного класса аварийных радиомаяков с функцией слежения ELT (DT) в соответствии с требованиями ИКАО.
Ранее, 22 мая 2017 года в преддверии 58-й сессии Совета КОСПАС-САРСАТ состоялась вторая встреча представителей Сторон Соглашения о Международной программе КОСПАС-САРСАТ 1988 года, где обсуждался вопрос о возможном пересмотре текста Соглашения в связи с планируемым внедрением СССПС - участники договорились о продолжении консультаций.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2019/newspaper-472.pdf
ЦитатаМиссия жизни
Международной спутниковой системе поиска и спасания КОСПАС-SARSAT - 40 лет.
 "история":
Единственная в мире космическая система, имеющая исключительно гуманитарную миссию, объединяет уже более 40 стран. Её создателями выступили четыре государства: СССР, Франция, США и Канада. Первый Меморандум о взаимопонимании между ними был подписан в 1979 году в Советском Союзе. С этого момента международное сообщество ведёт отсчёт истории системы КОСПАС-SARSAT, предназначенной для спасания людей, попавших в беду, по всему миру. Её двойное название символизирует единство двух систем: российской КОСПАС и зарубежной SARSAT. Вместе они обеспечивают точными, своевременными и надёжными данными о терпящих бедствие экстренные службы, независимо от национальной принадлежности пострадавших и места их положения.
Спустя четыре десятилетия система поиска и спасания продолжает развиваться, привлекая в свои ряды всё больше участников. В юбилейном году около 200 специалистов со всего мира, причастных к реализации международной программы, приняло у себя недавно присоединившееся к ней государство Катар. В его столице, городе Доха прошло 33-е заседание Объединённого комитета по КОСПАС-SARSAT. В масштабном мероприятии по приглашению Минобороны Катара приняли участие и представители железногорской спутникостроительной фирмы, которая вносит значимый вклад в формирование космического сегмента системы.
Самые первые аппараты, предназначенные для приёма сигналов с аварийных радиобуев, были разработаны в фирме Решетнёва. Первый спутник «КОСПАС-1», известный у нас в стране под говорящим именем «Надежда», был запущен на низкую круговую орбиту 30 июня 1982 года. А уже 10 сентября он принял первый сигнал от разбившихся в горах Британской Колумбии канадских лётчиков, приведший к их спасению. Столь быстрый результат убедил всех сомневающихся в том, что спутниковые средства связи и определения координат незаменимы в чрезвычайных ситуациях.
Орбитальная группировка КОСПАС-SARSAT постоянно пополняется. Она включает созданные разными странами спутники, расположенные на круговых и геостационарной орбитах. В частности, аппаратура приёма аварийных сигналов размещена на двух навигационных спутниках «Глонасс-К», работающих на средней круговой орбите, и геостационарных аппаратах-ретрансляторах «Луч-5А» и «Луч-5В» производства «ИСС». Размещение спутников на разных орбитах обеспечивает системе КОСПАС-SARSAT глобальный охват. Так, аппараты-низколёты эффективны в приполярных зонах, а спутники на геостационарной орбите способны «видеть» большую часть поверхности Земли. Таким образом, помощь может получить любой человек в любой точке планеты на абсолютно равных и безвозмездных условиях. Для этого он должен иметь радиомаяк, установленный на транспортное средство, либо персональное устройство. По данным оператора КОСПАС-SARSAT, в мире зарегистрировано более миллиона подобных аварийных маяков.
Небольшие модели спутников «Глонасс-К» и «Луч-5», которые несут важную миссию в обеспечении глобального  характера системы поиска и спасания, представители «ИСС» Василий Звонарь и Сергей Роскин преподнесли в дар организаторам заседания в Катаре. Его участники обсудили вопросы развития разных сегментов системы, включая планы по восполнению спутниковой группировки, в которых присутствуют и перспективные российские космические аппараты. Планируется, что аппаратура КОСПАС-SARSAT будет устанавливаться на спутники нового поколения «Глонасс-К2» и новейшие спутники системы «Луч», которые разрабатывает компания «ИСС», а также ряд других отечественных аппаратов.
Система поиска и спасания КОСПАС- SARSAT - яркий пример плодотворного и бескорыстного сотрудничества разных стран, организаций и структур в космической сфере. Его результатом стали свыше 30 тысяч спасённых человеческих жизней. И то, что программа продолжает развиваться, даёт надежду миллионам людей на планете, что помощь из космоса обязательно придёт!  
 Как это работает?:
КОСПАС-SARSAT обеспечивает практически полное покрытие спутниковыми сигналами поверхности нашей планеты. Для этого применяются космические аппараты на низких, средних и геостационарных орбитах. Оборудование КОСПАС-SARSAT достаточно компактное, поэтому узкоспециализированные спутники для спасательной системы обычно не запускают. Просто устанавливают дополнительное оборудование на многофункциональных космических аппаратах.
Спутники постоянно мониторят эфир на единой всемирной аварийной частоте 406 мГц. Как только их антенны засекают сигнал аварийного маяка, они ретранслируют его на землю уже на другой частоте - около 1500 мГц. На этом канале постоянно работают приёмные станции наземных центров слежения в разных странах, синхронизированные между собой. Станции передают информацию в ближайший координационный центр КОСПАС-SARSAT, а тот - в спасательные службы.
Аварийные маяки бывают авиационные, судовые и переносимые персональные. Первые два вида обычно имеют функцию автоматической активации при перегрузке от падения/удара и от попадания в воду. Портативные устройства имеют компактные размеры и могут переноситься в кармане или рюкзаке.
Особенность маяков КОСПАС-SARSAT - полная автономность и защищённость от внешних воздействий. В особо прочных корпусах имеются аккумуляторы, передающие антенны, приёмные антенны GPS/ГЛОНАСС для определения собственного местоположения, системы автоматической и принудительной ручной активации. Плюс в памяти каждого маяка «зашит» индивидуальный код, под которым он зарегистрирован в единой общемировой базе данных. При подаче сигнала SOS на спутник передаётся ID-код и географические координаты места бедствия. Эта же информация попадает в наземный координационно-мониторинговый центр. Там сразу видят, где и с кем произошло «ЧП», и направляют помощь. Поскольку маяк - это не телефон и обратной связи с ним нет, пострадавшим остаётся только ждать спасателей.
По материалам сайта armystandard.ru

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-260220
ЦитатаСпутник «Луч-5А» в системе КОСПАС-SARSAT
На космическом аппарате «Луч-5А», созданном компанией «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва», канал передачи сигналов с аварийных радиобуёв переведён в режим штатной эксплуатации.
Ввод в штатную эксплуатацию канала передачи сигналов с аварийных радиобуёв на спутнике «Луч-5А» состоялся по решению Секретариата Международной организации КОСПАС-SARSAT на основании итогов испытаний. Испытания проводились на средствах приёма и обработки информации, расположенных в Новой Зеландии и в г. Хабаровске.
Ретрансляция сигналов Международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT позволяет в режиме реального времени отслеживать сигналы бедствия судовых, авиационных и персональных аварийных радиобуёв, определять их географические координаты и мгновенно информировать о чрезвычайных происшествиях поисково-спасательные службы и ответственные координационные центры. Приём и передача аварийных сигналов осуществляются на частоте 406 МГц.
Спутник «Луч-5А», оснащённый ретрансляционным оборудованием системы КОСПАС-SARSAT, работает на геостационарной орбите в позиции 167° в. д. Он предназначен для обмена информацией в режиме реального времени между наземными станциями и низкоорбитальными космическими аппаратами, ракетами-носителями, разгонными блоками, а также российским сегментом МКС. Кроме того, в задачи спутников системы «Луч» входит передача потребителям корректирующих сигналов системы ГЛОНАСС, приём и передача на наземные приёмные пункты информации от аварийных буёв системы КОСПАС-SARSAT и информации от автоматизированных платформ сбора данных Росгидромета.
26.02.2020

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-489.pdf
ЦитатаСпасительный «Луч»
Космический аппарат «Луч-5А» включён в систему КОСПАС-SARSAT
Канал передачи сигналов с аварийных радиобуёв спутника-ретранслятора «Луч-5А», изготовленного в Решетнёвской фирме, переведён в режим штатной эксплуатации в составе системы КОСПАС-SARSAT. Решение об этом было принято Секретариатом Международной организации КОСПАС-SARSAT по итогам испытаний бортового оборудования, которые проводились на средствах приёма и обработки информации, расположенных в Хабаровске и в Новой Зеландии. На сайте системы поиска и спасания статус спутника обозначен как «полностью введённый в действие».
Космический аппарат «Луч-5А» работает в точке 167° восточной долготы геостационарной орбиты. Его основное назначение - обмен информацией в режиме реального времени между земными станциями и низкоорбитальными объектами ракетно-космической техники. Кроме того, в задачи спутников системы «Луч» входит передача потребителям корректирующих сигналов системы ГЛОНАСС, приём и передача на наземные приёмные пункты информации от аварийных буёв Международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT и информации от автоматизированных платформ сбора данных Росгидромета.
Работа в системе КОСПАС-SARSAT осуществляется на частоте 406 МГц. Она позволяет в режиме онлайн отслеживать сигналы бедствия судовых, авиационных и персональных аварийных радиобуёв, определять их географические координаты и мгновенно информировать о чрезвычайных происшествиях поисково-спасательные службы и ответственные координационные центры. Таким образом, спутники, оснащённые ретрансляционным оборудованием КОСПАС-SARSAT, помогают более оперативно проводить мероприятия по поиску и спасанию потерпевших бедствие в любой точке планеты.
КОСПАС-SARSAT, помимо геостационарного сегмента, включает также космические аппараты на средних и низких орбитах. Кстати, именно с низкоорбитальных спутников «Надежда» производства Решетнёвской фирмы и начала формироваться в 1982 году орбитальная группировка. Сейчас уже более 40 стран запускает спутники для этой системы. За годы её действия спасены более 40 тысяч человек.
Оборудование КОСПАС-SARSAT установлено ещё на одном спутнике-ретрансляторе, созданном «ИСС», - это «Луч-5В», а также на двух среднеорбитальных аппаратах «Глонасс-К». Каналы передачи сигналов от аварийных радиобуёв будут работать и на других решетнёвских навигационных спутниках и спутниках-ретрансляторах.

zandr

http://russianspacesystems.ru/2020/08/06/oborudovanie-rks-povyshaet-tochnost/
ЦитатаОборудование РКС повышает точность международной спасательной системы КОСПАС-САРСАТ
Специалисты холдинга «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») приняли участие в испытаниях среднеорбитального сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ (СССПС). Вместе с коллегами из Бразилии, Канады, Кипра, Испании, США, Турции и Норвегии они уточнили системные характеристики СССПС, а также получили информацию о новых возможностях определения местоположения аварийных радиобуев (АРБ). Испытания показали, что наземная экспериментальная станция приема аварийных сигналов, созданная в РКС, соответствует заданным требованиям и демонстрирует точность определения источников сигналов бедствия даже выше, чем у иностранных коллег.

Испытания прошли в рамках третьей фазы «Демонстрация и Оценка» - финального этапа создания СССПС. Серия технических и эксплуатационных проверок подтвердила заявленные параметры отечественного оборудования и позволила оценить эффективность работы системы в целом. В испытаниях наряду с экспериментальной станцией приема и обработки информации, расположенной в Москве, участвовали станции в городе Тулуза (Франция), в штате Мэриленд (США) и на острове Шпицберген (Норвегия). Космический сегмент представляли спутники-ретрансляторы на базе навигационных систем ГЛОНАСС и Galileo.
ЦитатаГлавный конструктор РКС по направлению систем поиска и спасания Андрей ФЕДОСЕЕВ: «Погрешность независимого определения местоположения аварийных радиобуев, полученная на московской экспериментальной станции, составила 0,64-0,82 км в 95% случаев. Это в 6-8 раз меньше погрешности, заданной требованиями к системе (5 км) и от 8 до 30 раз лучше, чем у наших иностранных коллег. Такой результат мы достигли благодаря созданным в РКС специальным способам обработки частотных измерений сигналов и нашим алгоритмам учета геометрии расположения спутников-ретрансляторов».
Анализ результатов испытаний СССПС также показал, что надо увеличивать количество антенн на наземных станциях приема информации с традиционных четырех до шести-семи. Это необходимо для удержания точности определения координат, например, аварийного судна в случаях, когда его АРБ активирован и находится в движении при качке на волнах. Такой подход уже реализован во многих странах, участвующих в программе КОСПАС-САРСАТ. В России создание штатных наземных станций планируется завершить в 2024-2025 годах.

Международная система КОСПАС-САРСАТ работает с 1980-х годов и сейчас модернизируется. Она состоит из 4 низкоорбитальных спутников, расположенных на околополярной орбите, 9 геостационарных, а также 43 среднеорбитальных - последние и составляют космический сегмент создаваемой и проходившей испытания СССПС. Это спутники глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и Beidou, вращающиеся вокруг Земли на высоте от 19 тысяч до 24 тысяч километров.

Проект КОСПАС-САРСАТ основан четырьмя странами - сторонами соглашения о международной Программе КОСПАС-САРСАТ (СССР, Канада, Франция и США). Сегодня эта глобальная система объединяет десятки стран, где она является частью национальной инфраструктуры поиска и спасания и ежегодно обеспечивает спасение тысяч человеческих жизней. Доступ к ней морских, авиационных и наземных пользователей является открытым, а использование - безвозмездным для терпящих бедствие на воде, в воздухе и на суше. С момента создания системы с ее помощью по всему миру спасено уже свыше 51 тысячи человек.