Рассекреченные исторические документы на сайте Роскосмоса

Автор Дмитрий В., 12.09.2019 20:20:32

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитатаНовости
Новости
#РГАНТД#Памятная дата
27.08.2021 19:09
Совместная работа РГАНТД и Роскосмоса прошла конкурсный отбор на участие во II Всероссийском кинофестивале архивных фильмов
Телесюжет РГАНТД и телестудии Госкорпорации «Роскосмос» «100 лет со дня рождения Юрия Александровича Мозжорина» будет представлен жюри II Всероссийского кинофестиваля архивных фильмов «Российский хронограф».
В работе представлены краткая биография и профессиональный путь выдающегося деятеля в области ракетно-космической техники Юрия Александровича Мозжорина, возглавлявшего в течение трёх десятилетий (1961-1990) НИИ-88/ЦНИИмаш. В настоящее время ЦНИИмаш -- головное предприятие Госкорпорации «Роскосмос». Такой статус ЦНИИмаш обрёл, в первую очередь, благодаря плодотворной деятельности Юрия Александровича.
В телесюжете сделан на документальное наследие о деятельности Ю.А. Мозжорина, связанной с созданием советскими учёными сети командно-измерительных пунктов и Центра управления полётами (г. Королёв, Московская область), отражен его вклад в международное сотрудничество в космосе, а также социальные инициативы, в числе которых развитие программы молодёжного жилищного строительства.
Будучи Председателем специальной Межведомственной комиссии по отбору кино, фото и фонодокументов по истории ракетно-космической техники и космонавтики, Ю.А. Мозжорин внёс свой вклад в формирование фондов Российского государственного архива научно-технической документации.
II Всероссийский кинофестиваль архивных фильмов «Российский хронограф» состоится в октябре 2021 года в Екатеринбурге.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

-- Открывая архивы. Кто и как дает вторую жизнь историческим документам
https://www.roscosmos.ru/32693/
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru
"Известия": РКС раскрыли подробности лунной программы СССР


МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. "Российские космические системы" (РКС, входит в госкорпорацию Роскосмос) рассекретили данные о плане полета советского космического корабля на Луну. Об этом сообщила в пятницу газета "Известия" со ссылкой на отчет РКС.
В документе, который был подготовлен 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня - РКС), описано формирование принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну ракеты с экипажем из трех человек, отмечает газета. Более того, техника сама должна была изучить площадку и выбрать место для посадки.
В РКС добавили, что в полете должна была преобладать работа автономной системы, так как ее применение не ограничено сеансами видимости с Земли. Кроме того, в схеме полета с возвращением на Землю планировался взлет ракеты с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна - Земля и управляемым спуском на поверхность Земли, отмечается в отчете.
По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, лунный проект воплотить в жизнь было невозможно из-за отсутствия системы посадки. "Если в двигателестроении мы еще как-то могли конкурировать с американцами, то в части микроэлектроники и приборостроения СССР отставал катастрофически. Создать системы посадки, о которых говорится в документе, было невозможно", - цитирует газета Ионина.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

iz.ru
Тайна спутницы: рассекречены детали лунной программы СССР
Ольга Коленцова


«Российские космические системы» рассекретили для «Известий» документ о плане полета советского пилотируемого корабля на Луну. В нем подробно описана не только схема ракеты, но и система управления, которая должна была посадить корабль, а также вернуть его на Землю с тремя космонавтами. Эксперты изучили предоставленную информацию и рассказали, почему шансы воплотить этот проект в жизнь были небольшими. Главная проблема заключалась в том, что СССР не мог делать двигатели с достаточной тягой, способные выдержать необходимую нагрузку. Кроме того, эксперты усомнились в том, что специалисты в те времена смогли бы обеспечить посадку в автоматическом режиме, как это планировали советские инженеры. Современная лунная программа выглядит намного более сбалансированной и реалистичной.
 Скрытый текст:
На Луну и обратно
«Российские космические системы» (РКС) передали «Известиям» уникальный исторический документ, раскрывающий ранее неизвестные подробности истории освоения космоса. Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня -- РКС) технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек.
123
Фото: ТАСС
Исследование Луны.Панорама снята телефотометром, установленным по левому борту лунохода
-- Документ, который мы публикуем сегодня, -- это классический пример того, как скрупулезно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое, -- подчеркнул заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям Евгений Нестеров.
По планам специалистов НИИ-885, система управления лунного орбитального корабля должна была обеспечивать измерение параметров движения и выработку корректирующих команд в окололунном пространстве без использования наземных радиосредств. Проще говоря, техника сама должна была обследовать площадку и выбрать место для посадки.
По мнению специалистов, автономные и неавтономные средства должны были дублировать друг друга на протяжении всего полета. При этом основными инструментами должны были быть автономные системы. Их выбрали потому, что их применение не ограничено сеансами видимости с Земли, они не связаны с надежностью бортовых и наземных средств радиосвязи и с задержками сигналов.
Однако роль в лунной миссии должны были сыграть и люди -- как экипаж, так и наземные специалисты. В экстренных ситуациях при неправильной работе автономных средств управления не предусматривалось принудительное продолжение полета. Даже если наземные специалисты передали бы команды, последнее слово осталось бы за космонавтом. Полностью передача управления операторам на Земле была возможна, если бы речь пошла о спасении жизни экипажа лунного корабля.
В техническом отчете о работе системы судна также представлена подробная схема полета с возвращением на Землю.
123
Фото: ТАСС/Альберт Пушкарев
Космический корабль на стартовой площадке, СССР, 1976 год
На первом этапе предполагался вывод лунной ракетной системы, состоящей из четырех блоков орбитального корабля и опускаемой кабины, на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 км. Затем планировался разгон с этой орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника.
На обратном пути планировался взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна-Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.
Неподъемная ноша
«Известия» попросили инженеров и экспертов по космосу оценить материалы, найти достоинства и недостатки предложенной схемы и объяснить, почему не удалось воплотить план в жизнь.
Ведущий научный сотрудник ИКИ РАН Натан Эйсмонт был участником этого проекта, носившего название Н1-Л3. Он сообщил, что по объективным характеристикам, например по отношению массы полезной нагрузки к стартовой массе, это была хорошая ракета. Ученый рассказал, что специалисты боролись за снижение каждого килограмма массы носителя.
Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что этот проект воплотить в жизнь было заведомо невозможно. Эксперт предложил внимательно рассмотреть двигатель -- самый высокотехнологичный элемент ракеты, по сути, определяющий ее характеристики.
123
Фото: Общественное достояние
Ракета H-1
-- Американская ракета «Сатурн-5» выводила 140 т полезной нагрузки -- и то это был предел, -- отметил Андрей Ионин. -- Говорили, что посадочный модуль, садящийся на Луну, был настолько тонкий, что его едва ли не пальцем можно было проткнуть. Советская ракета H-1 для Луны вывозила только 100 т. Даже сейчас, при существующем уровне развития техники, сверхтяжелой ракеты, которая вывозит 100 т, недостаточно для полета на Луну.
Объясняется разница в массе полезной нагрузки просто. На первой ступени «Сатурна» стояло пять двигателей, а на ракете H-1 (стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3 советской лунно-посадочной пилотируемой программы) СССР -- 30 двигателей. Проблема была в создании мощного мотора. В стране не было таких технологий, утверждает Андрей Ионин. В итоге стала большой стартовая масса, ухудшилась аэродинамика, возникли проблемы из-за вибрации двигателей, пояснил эксперт. Кроме того, в США для второй и третьей ступеней использовали в качестве топлива жидкий водород, в СССР же это было невозможно, добавил он.
-- Если в двигателестроении мы еще как-то могли конкурировать с американцами, то в части микроэлектроники и приборостроения СССР отставал катастрофически. Создать системы посадки, о которых говорится в документе, было невозможно, -- уверен Андрей Ионин.
Больше реализма
Что касается нынешней ситуации по лунной программе, Натан Эйсмонт считает, что она улучшилась. СССР сразу пытался работать над отправлением экипажа на Луну, создав сверхтяжелую ракету-носитель с нуля, еще и быстро. Это были буквально неподъемные финансовые траты для страны, считает эксперт.
-- Россией было принято решение не следовать тем путем, то есть не создавать один сверхтяжелый носитель для полета на Луну. Дело не только в том, что это дорого, дело еще в том, что кроме лунного проекта эти носители ни для чего не нужны. А вот, скажем, тяжелый носитель «Протон» уже используют несколько десятилетий. Вообще нынешняя идея отправить экипаж на Луну с помощью собираемой на орбите связки аппаратов выглядит более удачным решением, -- отметил Натан Эйсмонт.
Пуск ракеты-носителя «Протон-М»
Пуск ракеты-носителя «Протон-М»
Фото: РИА Новости/Пресс-служба ГК «Роскосмос»
Пожелавший остаться неназванным источник «Известий» из ракетно-космической отрасли согласился, что сейчас делать носитель, как задумывали в СССР, смысла нет.
-- Нынешняя схема такова: сначала запускается лунный корабль, потом пилотируемый транспортный корабль, они стыкуются и летят к Луне, -- пояснил собеседник. -- Каждый из аппаратов весит примерно по 115-120 т. Это позволит отправить на спутник Земли четырех космонавтов на две недели. Советский носитель отправил бы только на несколько дней. Стоит отметить, что сейчас Луну пора изучать более основательно, поэтому лететь туда на пару дней смысла нет.
Также эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

VV

ЦитатаТакже эксперты отметили, что современная российская лунная программа нацелена на решение более трудных вопросов, чем советская, но не уступает по амбициозности американской.
А уж по результатам - тем более. Сколько замечательных докладов уже сделано и ещё предстоит сделать на Совете по космосу РАН, российских и зарубежных конференциях!
Твёрдо стою на пути исправления

hlynin

Цитата: АниКей от 15.10.2021 08:16:37Современная лунная программа выглядит намного более сбалансированной и реалистичной.
Слеза прошибает от данного словотворчества. Действительно, что может быть реалистичней ежегодных обещаний и их так сказать, пролонгаций? Сбалансированность не вызывает сомнений - ни одной аварии в лунной программе за 30 лет! А скоко денег удалось сберечь по сравнению с расточительно-аварийным СССР!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#РКС#История#Луна#Архивы
15.10.2021 12:52
Как в СССР готовились к пилотируемому полету на Луну
Уникальные исторические документы, раскрывающие ранее неизвестные подробности истории освоения космоса, продолжает публиковать холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). Сегодня на сайте компании размещена электронная версия документа 1965 года «Автономная радиоэлектронная система управления объектом НI-Л3 (АРСУ)» с концепцией управления лунного орбитального корабля (АРСУ-ЛОК).
Подготовленный 56 лет назад инженерами научно-исследовательского института 885 (НИИ-885, сегодня -- РКС) технический отчет содержит подробную информацию о формировании принципов автономной радиоэлектронной системы управления, которая должна была обеспечить запуск на Луну пилотируемого корабля с экипажем из трех человек. Этот проект так и не был реализован. Тем не менее документ имеет историческое значение, а также представляет интерес с точки зрения понимания подходов к созданию новой технологии межпланетного перелета.
Заместитель генерального директора РКС по стратегическому развитию и инновациям РКС Евгений Нестеров: «Мы в компании с большим уважением и интересом относимся к истории отрасли и тому бесценному инженерно-техническому наследию, которое хранится в наших архивах. Документ, который мы публикуем сегодня, -- это классический пример того, как скрупулезно ведется работа по созданию технологии, которую до этого никто не делал. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, как создавать совершенно новое».
В настоящее время ряд стран, в том числе Россия, Китай и США имеют свои программы по освоению Луны. Интерес человечества к спутнику Земли связан прежде всего с тем, что там обнаружены уникальные районы, обладающие благоприятными условиями для возможного строительства лунных баз. В России реализация лунной программы будет проходить в несколько этапов до 2040 года.
Специалисты РКС в последние годы провели масштабную модернизацию российского наземного комплекса управления космическими аппаратами: был создан комплекс средств дальней космической связи, который успешно работает в рамках проекта ExoMars. Одновременно инженеры холдинга постоянно повышают возможности и совершенствуют технологии производства бортовых систем телеметрии, которые могут быть использованы в будущих российских и международных миссиях по изучению Луны.
Подробности подготовки полета на Луну и лунном орбитальном корабле -- в новой публикации «Из архивов РКС». Ранее были опубликованы исторические материалы о «Луноходе-1» и «Луноходе-2».
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей


Технический отчет -- Автономная Радиоэлектронная Система Управления Объектом (АРСУ) Лунный Орбитальный Корабль (ЛОК)
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!