Артемида (Artemis) - лунная пилотируемая программа США

Автор zandr, 14.05.2019 08:00:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

Цитата: Prokrust от 24.01.2025 16:25:25Места не хватает в космосе развернуть панельки?
Так в том-то и дело, что не "панельки", а десятки тысяч квадратных метров, которые должны опираться на какие-то фермы, а эти фермы должны быть раскладные. И километры кабелей. И все это должно учитывать снижение мощности "термоядерного реактора" в 2+ раза у Марса
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Так-то квадратный метр панелей технологически просто и дешево, но когда это превращается в футбольные поля, которые надо развертывать и разгонять с ощутимым ускорением VASIMRa, то появляются вопросы... А тут у русских такие интересные разработки ядерного реактора...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Prokrust

Цитата: Bell от 24.01.2025 18:16:57Так-то квадратный метр панелей технологически просто и дешево, но когда это превращается в футбольные поля, которые надо развертывать и разгонять с ощутимым ускорением VASIMRa, то появляются вопросы... А тут у русских такие интересные разработки ядерного реактора...
Проблема разворачивания панелек это детская игра в лего по сравнению с ядерным реактором на орбите. Зачем?
Я меня нет сомнений, что когда дело дойдет до практики, то есть когда Маск запустит Старшип рейсово, проблема разворачивания панелек будет им решена быстро. Просто сразу попробует кучу вариантов экспериментально.
PS.
А вот на Луне постоянная база без ядерного реактора - вообще не понятно как. 2 недели без энергии. Конечно можно попробовать Мегапак в 38 тонн забросить. Может и хватит для выживания.
А пока рисуют бодро базы на полюсах, тип там всегда лето. Ну ну.

Bell

Цитата: Prokrust от 24.01.2025 19:46:59Проблема разворачивания панелек это детская игра в лего по сравнению с ядерным реактором на орбите. Зачем?

 Я меня нет сомнений, что когда дело дойдет до практики, то есть когда Маск запустит Старшип рейсово, проблема разворачивания панелек будет им решена быстро. Просто сразу попробует кучу вариантов экспериментально.
Потому что проблемы реактора решаются на земле (и, кстати, чужими руками и за чужие деньги), а с панелищами придется возится самим и за свои.
В ИТЕР Россия тоже не за красивые глаза участвует, кстати.

Цитата: Prokrust от 24.01.2025 19:46:59Конечно можно попробовать Мегапак в 38 тонн забросить. Может и хватит для выживания.
Да так-то норм идея... Деды на серебрянно-цинковых как-то воевали...

Цитата: Prokrust от 24.01.2025 19:46:59А пока рисуют бодро базы на полюсах, тип там всегда лето. Ну ну.
Да это тоже правда...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Prokrust

Цитата: Bell от 24.01.2025 20:31:01
Цитата: Prokrust от 24.01.2025 19:46:59Проблема разворачивания панелек это детская игра в лего по сравнению с ядерным реактором на орбите. Зачем?

 Я меня нет сомнений, что когда дело дойдет до практики, то есть когда Маск запустит Старшип рейсово, проблема разворачивания панелек будет им решена быстро. Просто сразу попробует кучу вариантов экспериментально.
Потому что проблемы реактора решаются на земле (и, кстати, чужими руками и за чужие деньги), а с панелищами придется возится самим и за свои.
В ИТЕР Россия тоже не за красивые глаза участвует, кстати.
Реактор для космоса - на Земле не отработаешь. Много времени, много ресурсов, особенно человеческих. И для чего? Чтобы решить проблему которая ненапряжно решается панельками?
РосАтому есть чем занятся, без этого бессмысленного проекта. Например было бы не плохо сделать реактор с естественной циркуляцией - на Земле. А потом допилить его для Луны и Марса.
PS.
ИТЕР похоже не будет достроен некогда. Да и когда наши сделали более эффективными пробки у обычных ловушек, токамак стал бессмысленен, просто трата денег.

Bell

Мне кажется так, а вам кажется иначе - это не конструктивно. Время покажет. Моя точка зрения не на пустом месте и она имеет право на существование.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

nonconvex

Цитата: Prokrust от 24.01.2025 19:46:59Я меня нет сомнений, что когда дело дойдет до практики, то есть когда Маск запустит Старшип рейсово, проблема разворачивания панелек будет им решена быстро. Просто сразу попробует кучу
Когда дело дойдет до практики, сомнений нет, но вот запустят ли Старшит рейсово? А то ведь все кучей и ограничится.

garg

Цитата: Bell от 24.01.2025 18:16:57с ощутимым ускорением VASIMRa
500 гр это вы называете ощутимым ускорением?
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Bell

Цитата: garg от 25.01.2025 20:07:14
Цитата: Bell от 24.01.2025 18:16:57с ощутимым ускорением VASIMRa
500 гр это вы называете ощутимым ускорением?
Э...? 5 Ньютон? Как у трех СПД-290?
Я думаю с ЯЭУ "мегаваттного класса" будет больше на 2 порядка.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

garg

Цитата: Bell от 25.01.2025 21:00:14
Цитата: garg от 25.01.2025 20:07:14
Цитата: Bell от 24.01.2025 18:16:57с ощутимым ускорением VASIMRa
500 гр это вы называете ощутимым ускорением?
Э...? 5 Ньютон? Как у трех СПД-290?
Я думаю с ЯЭУ "мегаваттного класса" будет больше на 2 порядка.

Это на 200 кВт потребления. Мегаватт - ну 2,5 кило.
Они больше на импульс нажимали. Импульс хороший. Тяга - нет.
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Bell

Цитата: garg от 25.01.2025 21:14:58Это на 200 кВт потребления.
Причем здесь экспериментальный прототип на МКС, который описан в википедии? Полетят не на нем. И не на одном.

Цитата: garg от 25.01.2025 21:14:58Они больше на импульс нажимали. Импульс хороший. Тяга - нет.
ВАСИМР на то и рассчитан (в этом сама его суть), чтоб на отлете работать на большой тяге и малом импульсе, для выхода из околоземного гравитационного колодца. На высокий импульс и малую тягу потом уже переходить.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Шлангенциркуль

Цитата: Bell от 25.01.2025 22:30:48ВАСИМР на то и рассчитан (в этом сама его суть), чтоб на отлете работать на большой тяге и малом импульсе
Для Марса они не альтернатива в обозримой перспективе. 5000 с это и есть малый УИ для электроракетных двигателей, еще вниз - будут выгоднее тепловые ядерные двигатели, при всём их "журавль в небе".

Bell

Цитата: Шлангенциркуль от 26.01.2025 01:45:145000 с это и есть малый УИ
3000, а может и меньше
Еще раз говорю - раскручивать отлетную спираль надо на максимальной тяге, чтоб минимизировать гравитационные потери. А потом уже переходить на высокий УИ. Возможность глубокого варьирования тяги/УИ как раз и есть ключевое достоинство ВАСИМРа. А еще большая мощность, масштабируемая.
Речь идет о десятках мегаватт и тяге чуть ли не в тонны.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Шлангенциркуль

Тяга ограничена мощностью.
3000 не сделает погоды в плане значительного увеличения тяги, ну будет 4 кг вместо 2,5, еще и за счет роста удельного расхода, толку-то.
Как опция, возможно,  интересно снизить УИ раз в 5-10, чтобы летать среди десятков спутников Сатурна, не опасаясь возмущений орбиты, но это настолько далеко от данной темы...

garg

#2114
Цитата: Bell от 26.01.2025 02:10:55Речь идет о десятках мегаватт и тяге чуть ли не в тонны.
Вот и посчитайте, реально ли это даже при  100% КПД и какой там будет импульс, чтоб иметь "под тонны" тяги (минималка 500+ кг, меньше не округлить). А васимир по КПД плох.
Идеальный движок в теории дает  4000 м/с, это 400с (10МВт/500 кг). Это реально так уронить импульс для электрореактивного движка? Про массу конструкции я умолчу, чтоб не было мучительно больно.
Газовые рули на расширении  и те лучше в сумме.

Ну так что вы скажете про тягу еще такого интересного?

Не находил информации что васимир может выдать меньше 3000с импульса. КПД ниже 70% даже на оптимуме в 5000с. Удельный вес самого движка в идеале надеются на 1кг/кВт.
Так что тонну может быть выдадут на ~250 МВт. Вес одних движков - 250 тонн. Сколько еще придется на проводку, на фермы (не будете же вы распологать  сб в пучке выбросов движков). Радиаторы для рассеяния 100 МВт тепла от движков. Еще ПН.
Вес самих Сб пусть тоже будет неприлично хорош 1 кг/кВт. Едва ли на все консоли СБ наберется усилия на 300 кг. А их минимум по 2. итог  150 кг усилия держать надо. Думаю тут усилия на разворачивание панелей будут больше чем от ускорение от движков. На порядок. Т.к. надо разворачивать полотнища размером с сельхоз поля, а не футбольные поля.
Думаю на все
может ли разум на бинарной логике осознать непрерывный спектр?

Veganin

https://spacenews.com/artemis-contractors-defend-current-architecture-as-fastest-way-to-return-to-the-moon/
ЦитироватьArtemis contractors defend current architecture as fastest way to return to the moon

Подрядчики проекта «Артемида» отстаивают текущую архитектуру как самый быстрый способ вернуться на Луну


A booster segment for the SLS that will launch the Artemis 2 mission. Credit: NASA/Frank Michaux

Машперевод
ОРЛАНДО, Флорида. — Компании, участвующие в лунной исследовательской кампании «Артемида», настоятельно призвали новую администрацию сохранить нынешнюю архитектуру, утверждая, что она по-прежнему предлагает самый быстрый способ возвращения людей на Луну.

Администрация Трампа не вносила никаких публичных изменений в программу Artemis с момента вступления в должность 20 января. Однако советники администрации, такие как Илон Маск, генеральный директор SpaceX, критиковали существующий подход. В декабре Маск заявил , что это «программа по максимизации рабочих мест, а не программа по максимизации результатов» и что «нужно что-то совершенно новое».

Во время панельной дискуссии о предстоящей миссии Artemis 2 на конференции SpaceCom 29 января Кирк Ширеман, менеджер программы Orion в Lockheed Martin, сказал, что он знаком с неопределенностью, которая приходит со сменой администраций, и призвал сотрудников не отвлекаться. «Лучшее, что мы можем сделать, — это не высовываться и работать так усердно, как только можете».

Он сказал, что нынешний подход NASA к программе Artemis, в рамках которого используется космический корабль Orion, запущенный с помощью ракеты Space Launch System, а также лунный модуль Gateway и посадочные модули, разрабатываемые Blue Origin и SpaceX, остается эффективным, несмотря на критику по поводу затрат и задержек.

«Что нам нужно сделать, так это сказать людям в новой администрации и всем, с кем мы можем поговорить об этом, эй, самый быстрый способ вернуть людей на Луну — это придерживаться курса», — сказал он. «На создание и сертификацию уходит много времени, и если вы будете выбрасывать их каждые четыре года и начинать заново, это, вероятно, будет самым медленным и дорогим из того, что мы можем сделать».

«Придерживайтесь курса. Давайте вернем людей на Луну и сделаем то, что нам поручено сделать», — заключил он. Другие члены комиссии, включая должностных лиц NASA, Boeing и подрядчика наземных систем Amentum, согласились, но ничего не добавили к его комментариям.

Группа подчеркнула прогресс, достигнутый в миссии Artemis 2, первом пилотируемом полете SLS и Orion, включая подготовку ракеты, космического корабля и наземных систем. Однако эта миссия, запуск которой был запланирован на конец 2024 года, отложена более чем на год. 5 декабря NASA объявило о переносе запуска на апрель 2026 года после завершения анализа эрозии теплозащитного экрана капсулы Orion, запущенной в беспилотной миссии Artemis 1 в 2022 году.

Мэтт Рэмси, менеджер миссии Artemis 2 в NASA, заявил на заседании комиссии, что апрель 2026 года — это не более поздняя дата для миссии. «Агентство поставило перед нами задачу сделать лучше, и мы сейчас выясняем, как это выглядит», — сказал он, а «рабочая» дата запуска наступит в ближайшие несколько недель.

Он сказал, что после решения проблемы с теплозащитным экраном ключевыми факторами, определяющими дату запуска, станут работы по сборке транспортного средства. В настоящее время бригады укладывают сегменты двух твердотопливных ракетных ускорителей SLS, процесс должен быть завершен в течение следующих двух-трех недель, сказал Брэд Маккейн, заместитель руководителя программы наземных операций в Аментуме.

После полной сборки ракеты ее выкатят на стартовый комплекс 39B для проведения испытания на заправку. График этого испытания на заправку «немного варьируется», сказал Чарли Блэквелл-Томпсон, директор по запуску NASA Artemis, но это произойдет не раньше осени.

Рэмси добавил, что есть также рутинные проблемы, которые возникают ежедневно в программе. «Каждый день проводится wac-a-mole, где мы находим проблемы, устраняем их и переходим к следующему дню».
[свернуть]

ORLANDO, Fla. — Companies involved in the Artemis lunar exploration campaign urged the new administration to retain the current architecture, arguing it still offers the fastest way to return humans to the moon.

The Trump administration has not made any public changes to Artemis since taking office Jan. 20. However, administration advisers like Elon Musk, chief executive of SpaceX, have been critical of the existing approach, with Musk stating in December that it was "a jobs-maximizing program, not a results-maximizing program" and that "something entirely new is needed."

During a panel about the upcoming Artemis 2 mission at the SpaceCom conference here Jan. 29, Kirk Shireman, Orion program manager at Lockheed Martin, said he's familiar with the uncertainty that comes with changes in administrations, and urged employees to tune out the distraction. "The best thing we can do is keep your head down and work as hard as you can."

He said NASA's current approach to Artemis, which uses the Orion spacecraft launched on the Space Launch System rocket, as well as the lunar Gateway and landers being developed by Blue Origin and SpaceX, remained effective despite criticism about costs and delays.

"What we need to do is tell the people in the new administration and anyone we can talk to this about is, hey, the fastest way to get humans back on the moon is to stay the course," he said. "Things take a long time to build and certify and, if you throw them away every four years and start over, that's probably the slowest and most expensive thing we could do."

"Stay the course. Let's put humans back on the moon and let's go do the things that we've been tasked to go do," he concluded. Others on the panel, including officials from NASA, Boeing, and ground systems contractor Amentum, agreed, but did not add to his comments.

The panel emphasized the progress being made on the Artemis 2 mission, the first crewed flight of SLS and Orion, including preparations of the rocket, spacecraft and ground systems. However, that mission, once set to launch in late 2024, has slipped by more than a year. NASA announced Dec. 5 it was postponing the launch to April 2026 after completing analysis of erosion of the heat shield on the Orion capsule flown on the uncrewed Artemis 1 mission in 2022.

April 2026 is a no-later-than date for the mission, Matt Ramsay, Artemis 2 mission manager at NASA, said during the panel. "The agency has challenged us to do better and we're in the process of figuring out what better looks like," he said, with a "work-to" launch date coming in the next few weeks.

With the heat shield issue resolved, he said the key factors driving the launch date will be work assembling the vehicle. Crews are currently stacking segments of the SLS's twin solid rocket boosters, a process that should be complete in the next two to three weeks, said Brad McCain, deputy program manager for ground operations at Amentum.

Once the vehicle is fully assembled, it will be rolled out to Launch Complex 39B for a tanking test. The schedule for that tanking test "is a little bit variable," said Charlie Blackwell-Thompson, NASA Artemis launch director, but would be no earlier than the fall.

There are also the routine issues that occur daily on the program, Ramsay added. "There's a whac-a-mole every day where we find problems, fix problems and move on to the next day."
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://spacenews.com/safety-panel-urges-nasa-to-reassess-artemis-mission-objectives-to-reduce-risk/
ЦитироватьSafety panel urges NASA to reassess Artemis mission objectives to reduce risk


Группа по безопасности призывает NASA пересмотреть цели миссии Artemis, чтобы снизить риск


NASA says there have been "significant changes" in the design of SpaceX's vehicle to transport cargo to and from the Gateway since this concept released in 2023. Credit: NASA

Машперевод
ОРЛАНДО, Флорида. — Группа по безопасности призывает НАСА пересмотреть планы предстоящих миссий Artemis, утверждая, что агентство ставит слишком много целей в каждой миссии.

На открытом заседании Консультативной группы по безопасности в аэрокосмической сфере (ASAP), состоявшемся 30 января, ее члены вновь выразили обеспокоенность по поводу количества запланированных на первое время целей для миссии Artemis 3 — первой пилотируемой высадки на Луну в ходе всей кампании, а также последующих миссий.

«Каждая первая веха несет свой собственный индивидуальный риск, и поскольку эти риски усугубляются и суммируются, это только увеличивает общую степень риска для любой отдельной миссии полета», — сказал Билл Брей, член комиссии. «На самом деле возникает вопрос: не пора ли агентству пересмотреть текущие цели миссии и свой подход к Artemis 3 и далее, с целью лучше сбалансировать риски во всех этих летных испытаниях?»

Ранее ASAP выражала обеспокоенность по поводу количества новинок на Artemis 3, например, в своем последнем ежегодном отчете, опубликованном в начале 2024 года. В отчете перечислено 13 отдельных новинок для миссии, в основном связанных с лунным модулем Starship и новыми скафандрами, разрабатываемыми Axiom Space.

Он отметил, что с тех пор этот список только вырос, поскольку теплозащитный экран Orion подвергся изменениям. В декабре NASA объявило, что доработает материал Avcoat, используемый в теплозащитном экране Artemis 3 и последующих миссий, чтобы предотвратить эрозию теплозащитного экрана, наблюдаемую при входе Artemis 1 в атмосферу.

Эти опасения выходят за рамки Artemis 3, сказал Брей, с более поздними миссиями, включающими лунный Gateway, пилотируемый лунный модуль Blue Moon и лунный вездеход. «Каждый из этих элементов, находящихся в разработке и поставке, требует почти идеального выполнения программы в рамках сложного набора тестов и контрольных точек, и, честно говоря, здесь очень мало места для неудач».

Проблемы с одним ключевым элементом, заключил он, «приведут к постоянным задержкам запусков и нерегулярному и беспорядочному ритму полетов миссий», проблема, которую ASAP также поднимала ранее. Это также создает «повышенную степень риска» для миссий Artemis.

Брей сказал, что ASAP обсуждала этот вопрос с Амитом Кшатрией, заместителем помощника администратора Управления программы NASA «Луна-Марс», на недавних встречах. Группа призвала NASA «рассматривать каждый запуск как испытательную цель, как программу Apollo, с четкими испытательными целями, которые можно было бы сбалансировать между всеми запусками» и обеспечить более регулярный ритм миссий.

Он не раскрыл ответ NASA на эти опасения, но сказал, что ASAP продолжит оказывать давление на NASA, чтобы оно пересмотрело планы миссии Artemis «и рассмотрело перераспределение целей испытаний для достижения более регулярного ритма запусков с более сбалансированным уровнем риска».

Прогресс шлюза и HLS

Встреча ASAP состоялась на следующий день после панели на конференции SpaceCom здесь, посвященной аспектам лунной исследовательской кампании NASA Artemis. Это включало некоторые изменения в аспектах общей архитектуры, хотя и не в ответ на опасения ASAP.

Марк Визе, менеджер программы NASA по логистике в глубоком космосе, сообщил, что агентство, как и планировалось ранее , выдало SpaceX разрешение на выполнение первой миссии программы Gateway Logistics Services в конце 2023 года. В 2020 году SpaceX получила контракт на транспортировку грузов на Gateway и обратно с использованием Dragon XL, версии своего грузового космического корабля Dragon.

«Весь прошлый год мы провели в тесном сотрудничестве со SpaceX», — сказал он, но отметил, что логистические потребности Gateway «изменились» с момента заключения контракта, что создало неопределенные ограничения.

Это привело к изменениям в подходе SpaceX к доставке грузов. «Они начинают перестраивать свою архитектуру», — сказал Визе, поскольку агентство находится на последних этапах модификации контракта. «Я собираюсь предоставить им возможность раскрыть некоторые из предстоящих изменений, но мы проработали некоторые существенные изменения того, как выглядит этот логистический модуль и логистический космический корабль».

SpaceX не раскрывает никаких изменений в архитектуре своего космического корабля Dragon XL и мало что говорит публично о программе. Визе сказал, что NASA и SpaceX работают над пересмотром системных требований в конце этого года в рамках планов по первоначальной миссии в поддержку Artemis 4, первой пилотируемой миссии к Gateway, которая в настоящее время запланирована на 2028 год.

В той же группе Кент Хойнацки, заместитель руководителя программы NASA Human Landing System (HLS), сказал, что Blue Origin и SpaceX добились значительного прогресса в реализации своих контрактов по разработке пилотируемых лунных кораблей.

«SpaceX не стесняется рекламировать свои успехи», — сказал он, имея в виду серию испытательных полетов Starship/Super Heavy. «Демонстрационные полеты, которые они проводили, были феноменальными». Он добавил, что компания добивается прогресса и в других аспектах конструкции Starship HLS, таких как испытания шлюза и лифта Starship с использованием экипажей, одетых в прототипы лунных скафандров Axiom.

То же самое можно сказать и о Blue Origin, сказал он, отметив как успешный первый запуск ракеты New Glenn этой компании в январе, так и испытания посадочных опор для ее посадочного модуля Blue Moon.

После заседания комиссии Хойнацки заявил, что на предстоящий год ключевым событием станет демонстрация SpaceX передачи топлива в космосе, ключевой технологии, необходимой для отправки Starship на Луну. «Они показали нам план, как в этом году перейти к передаче топлива», — сказал он, и на график может повлиять аномалия Starship во время его последнего испытательного полета 16 января.

Для Blue Origin ключевым этапом станет критический обзор дизайна Blue Moon. «Blue больше похож на NASA, потому что мы сначала много проектируем и разрабатываем, а затем собираем много оборудования и тестируем его», — сказал он. «SpaceX немного отличается».
[свернуть]

ORLANDO, Fla. — A safety panel is calling on NASA to reassess to plans for upcoming Artemis missions, arguing that the agency is packing too many objectives into each mission.

At a Jan. 30 public meeting of the Aerospace Safety Advisory Panel (ASAP), members reiterated past concerns about the number of first-time objectives planned for Artemis 3, the first crewed lunar landing of the overall campaign, and later missions.

"Each first milestone carries its own individual risk and, as these risks are compounded and aggregated, it only increases the overall risk posture for any individual flight mission," said Bill Bray, a member of the panel. "It really begs the question, is it time for the agency to reassess the current mission objectives and its approach for Artemis 3 and beyond, with the goal to better balance the risks across all those flight tests?"

ASAP has previously expressed its concerns about the number of firsts on Artemis 3, such as in its most recent annual report released in early 2024. That report listed 13 separate firsts for the mission, mostly tied to the Starship lunar lander and new spacesuits being developed by Axiom Space.

That list has only grown since then, he noted, with changes to the heat shield for Orion. NASA announced in December that it would reformulate the Avcoat material used in the heat shield for Artemis 3 and later missions to prevent the heat shield erosion seen on the Artemis 1 reentry.

Those concerns extend beyond Artemis 3, Bray said, with later missions incorporating the lunar Gateway, the Blue Moon crewed lunar lander and a lunar rover. "Each of these elements under development and delivery requires a near-perfect program execution across a complex set of tests and milestones and, frankly, there's very little room for failure."

Problems with a single key element, he concluded, "will result in continued launch delays and an irregular and erratic cadence of mission flights," an issue ASAP has also previously raised. It also creates "an increased risk posture" for Artemis missions.

Bray said that ASAP discussed the issue with Amit Kshatriya, deputy associate administrator of NASA's Moon to Mars Program Office, at recent meetings. The panel urged NASA to "treat each launch as a test objective, like the Apollo program, with clear test objectives that could be balanced across all launch events" and ensure a more regular cadence of missions.

He didn't disclose NASA's response to those concerns but said that ASAP will continue to press NASA to reexamine its Artemis mission plans "and consider reallocation of test objectives to achieve a more regular launch cadence with a more balanced risk exposure."

Gateway and HLS progress

The ASAP meeting took place a day after a panel at the SpaceCom conference here on aspects of NASA's Artemis lunar exploration campaign. That included some changes to aspects of the overall architecture, although not in response to concerns by ASAP.

Mark Wiese, manager of NASA's Deep Space Logistics program, said that the agency did, as previously planned, give SpaceX an authorization to proceed on the first mission of the Gateway Logistics Services program in late 2023. SpaceX received a contract in 2020 to transport cargo to and from the Gateway using Dragon XL, a version of its Dragon cargo spacecraft.

"We spent all of last year working very collaboratively with SpaceX," he said, but noted that Gateway's logistics needs have "evolved" since the contract was awarded, creating unspecified constraints.

That has resulted in changes in SpaceX's approach to delivering cargo. "They're starting to retool their architecture," Wiese said, with the agency in the final phases of a contract modification. "I'm going to leave it to them to unveil some of the changes that are coming, but we've worked through some significant changes on what this logistics module and logistics spacecraft looks like."

SpaceX has not disclosed any changes to its architecture of the Dragon XL spacecraft and has said little publicly about the program. Wiese said NASA and SpaceX are working towards a system requirements review later this year as part of plans for an initial mission to support Artemis 4, the first crewed mission to the Gateway, current scheduled for 2028.

On the same panel, Kent Chojnacki, deputy manager of NASA's Human Landing System (HLS) program, said both Blue Origin and SpaceX were making good progress on their contracts to develop crewed lunar landers.

"SpaceX is not shy about advertising their success," he said, referring to the series of Starship/Super Heavy test flights. "The flight demonstrations they have been doing have been phenomenal." He added the company has been making progress on other aspects of the Starship HLS design, such as tests of the Starship airlock and elevator using crews wearing prototypes of Axiom's lunar spacesuits.

The same is true of Blue Origin, he said, noting both the successful first launch of the company's New Glenn rocket in January as well as testing of landing legs for its Blue Moon lander.

For the year ahead, Chojnacki said after the panel that a key milestone will be an in-space propellant transfer demonstration by SpaceX, a key technology needed for sending Starship to the moon. "They have shown us a plan to get to a propellant transfer this year," he said, a schedule that could be affected by the Starship anomaly on its most recent test flight Jan. 16.

For Blue Origin, a key milestone will be a critical design review for Blue Moon. "Blue looks more like NASA in that we do a lot of design and development first, then we go build a lot of hardware and test it," he said. "SpaceX is a little different."
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://spacenews.com/foust-forward-esa-navigates-its-uncertain-future-with-nasa/
ЦитироватьFoust Forward | ESA navigates its uncertain future with NASA

by Jeff Foust January 30, 2025

ЕКА прокладывает свой путь в неопределенном будущем вместе с НАСА


Satellite imagery showing receding ice in Greenland. Credit: NASA

Машперевод
Дональд Трамп не стал дожидаться возвращения в Белый дом, прежде чем приступить к перетряске внешней политики. За несколько недель до своей второй инаугурации Трамп предложил вернуть Панамский канал, захватить Гренландию и сделать Канаду 51-м штатом — идеи, которые были решительно отвергнуты лидерами Канады, Панамы и Дании, которой принадлежит Гренландия.

Независимо от того, следует ли воспринимать эти предложения буквально или серьезно, или игнорировать их как отвлекающие факторы, очевидно, что международные отношения в новой администрации Трампа будут отличаться от администрации Байдена и, возможно, даже от первой администрации Трампа. Это может иметь последствия для космической политики, включая то, как NASA работает со своими международными партнерами.

Эти темы волнуют руководителей Европейского космического агентства, которые изучают, как новая администрация может изменить существующие партнерства в области исследовательских и научных программ. Йозеф Ашбахер, генеральный директор ЕКА, сказал, что члены агентства «потратили больше времени, чем обычно, на обсуждение геополитического контекста» во время заседания Совета ЕКА в середине декабря. «Ситуация может измениться весьма существенно», — сказал он.

ESA избежала пули для одной ключевой кооперативной программы, когда 7 января NASA объявило о своих планах по Mars Sample Return (MSR). Обе альтернативы, которые NASA будет изучать, используют Earth Return Orbiter, который является основным вкладом ESA в программу, отвергая концепции, которые использовали бы альтернативные способы доставки образцов с Марса на Землю.

Ашбахер сказал на брифинге 9 января, что ЕКА «тесно вовлечено» в
усилия НАСА и теперь оценит, как выборы повлияют на его планы. По крайней мере, один из вариантов, который адаптирует технологию небесного крана, используемую для посадок марсоходов Curiosity и Perseverance, устранит вторичный вклад ЕКА в MSR, роботизированную руку для передачи образцов. Он сказал, что агентство «укрепит нашу позицию ЕКА» по миссиям к весне.

Однако будущее MSR будет в руках следующей администрации, которая также может изучить архитектуру исследования Луны Artemis, которая включает в себя Space Launch System, космический корабль Orion и лунный Gateway. ESA предоставляет сервисный модуль для Orion и строит модули для Gateway.

Директор по исследованию человеком и роботом ЕКА Дэниел Нойншвандер на том же брифинге заявил, что ЕКА изучает свои варианты, если НАСА решит отменить SLS или другие части Artemis. Это было частью подхода, который он назвал «предвидением, гибкостью и согласованием», чтобы адаптироваться к внешним изменениям и согласовать их с приоритетами членов ЕКА. «Для исследования многое поставлено на карту», — сказал он.

Опасения европейцев по поводу изменений в NASA усугубляются тесными отношениями Илона Маска с Трампом. SpaceX стала спасательным кругом для ESA, запустив несколько научных и навигационных миссий, когда европейские ракеты были недоступны, но растущая поддержка Маском крайне правых партий в Европе, таких как немецкая AfD, заставила многих в Европе беспокоиться.

Недавние сообщения о том, что Италия ведет переговоры со SpaceX о заключении контракта на предоставление услуг защищенной связи с использованием Starlink, вызвали новые опасения в Европе относительно того, что Маск может пытаться подорвать деятельность спутниковой группировки IRIS², возглавляемой Европейской комиссией при поддержке ЕКА.

На брифинге Ашбахер уклонился от вопросов о Маске. «Мы рассматриваем SpaceX как партнера для запуска космических аппаратов по мере необходимости», — сказал он, потребность в котором сейчас уменьшилась, поскольку в эксплуатации находятся и Ariane 6, и Vega C. Он добавил, что ему еще предстоит поговорить с Джаредом Айзекманом, выбранным Трампом на пост администратора NASA, но он «очень быстро найдет встречу» с Айзекманом, как только его кандидатура будет подтверждена.

Однако опасения по поводу изменения отношений с NASA могут принести пользу ESA. ESA готовится к своей следующей министерской конференции в ноябре, где, вероятно, попросит государства-члены значительно увеличить бюджет для новых программ. На брифинге Ашбахер отметил, что бюджет ESA составляет всего треть от бюджета NASA, и хотя члены могут «очень гордиться» тем, что сделало ESA, дополнительное финансирование позволит ему сделать больше.

«ЕКА и Европа будут готовы приспособиться, найти собственные приоритеты, которые, безусловно, связаны с увеличением нашей мощи и автономии», — сказал он, — «а также стать очень хорошими партнерами на международном уровне».

Эта статья впервые была опубликована в выпуске журнала SpaceNews Magazine за январь 2025 года под заголовком «Новое государство».
[свернуть]

Donald Trump didn't wait to return to the White House before he started to shake up foreign policy. In the weeks leading up to his second inauguration, Trump proposed reclaiming the Panama Canal, acquiring Greenland and making Canada the 51st state, ideas soundly rejected by the leaders of Canada, Panama and Denmark, which owns Greenland.

Whether these proposals should be taken literally or seriously, or dismissed as distractions, it's clear that foreign relations in the incoming Trump administration will be different from the Biden administration and possibly even the first Trump administration. That may have trickle-down effects on space policy, including how NASA works with its international partners.

Those topics are on the mind of leaders at the European Space Agency, which is examining how the new administration may change existing partnerships on exploration and science programs. Josef Aschbacher, director general of ESA, said that the agency's members "spent more time than usual discussing the geopolitical context" during a meeting of the ESA Council in mid-December. "The situation might change quite significantly," he said.

ESA dodged a bullet for one key cooperative program when NASA announced Jan. 7 its plans for Mars Sample Return (MSR). Both of the alternatives NASA will study use the Earth Return Orbiter that is ESA's primary contribution to the program, dismissing concepts that would have used alternative means of getting Mars samples back to Earth.

Aschbacher said at a Jan. 9 briefing that ESA was "closely involved" in
NASA's efforts and will now assess how the selections will affect its plans. At least one of the alternatives, which would adapt the sky crane technology used for the Curiosity and Perseverance rover landings, would do away with a secondary ESA contribution to MSR, a robotic arm to transfer samples. He said the agency will "consolidate our ESA position" on the missions by the spring.

The future of MSR, though, will be in the hands of the next administration, which could also examine the agency's Artemis lunar exploration architecture that includes the Space Launch System, Orion spacecraft and lunar Gateway. ESA provides the service module for Orion and is building modules for Gateway.

Daniel Neuenschwander, ESA's director of human and robotic exploration, said at the same briefing that ESA was studying its options should NASA decide to cancel SLS or other parts of Artemis. That was part of an approach he called "foresight, flexibility and alignment" to adapt to external changes and align them with the priorities of ESA's members. "For exploration, there is a lot at stake," he said.

European concerns about changes at NASA are exacerbated by the close relationship Elon Musk has with Trump. SpaceX provided a lifeline to ESA, launching several science and navigation missions when European rockets were unavailable, but Musk's growing support for far-right parties in Europe, like Germany's AfD, has made many in Europe uneasy.

Recent reports that Italy is negotiating a contract with SpaceX for secure connectivity services using Starlink created new worries in Europe that Musk might be seeking to undermine the IRIS² constellation led by the European Commission with support from ESA.

At the briefing, Aschbacher dodged questions about Musk. "We see SpaceX as a partner to launch spacecraft as and if needed," he said, a need now diminished with both Ariane 6 and Vega C in service. He added that he had yet to speak with Jared Isaacman, Trump's choice as NASA administrator, but would be "very quick to seek an appointment" with Isaacman once confirmed.

Concerns about changing relationships with NASA could benefit ESA, though. ESA is preparing for its next ministerial conference in November where it will likely ask member states for significant budget increases for new programs. At the briefing, Aschbacher noted ESA's budget is only one-third of NASA's and, while members can be "very proud" of what ESA has done, additional funding would allow it to do more.

"ESA and Europe will be ready to adjust, to find its own priorities, which are certainly linked to increasing our strength and autonomy," he said, "and also be a very good partner internationally."

This article first appeared in the January 2025 issue of SpaceNews Magazine with the title "A new state."
Теоретически, ЕС может помочь Китай обойти Штаты в лунной гонке, прекратив поставлять служебный модуль Ориона, но HLS от СпейсХ, тоже теоретически, может парировать это, осуществив высадку американцев без SLS и Ориона до высадки тайконавтов.
Вряд ли до этого дойдет, но будем смотреть.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

Цитата: nmaxx от 08.02.2025 12:57:20
ЦитироватьСотрудники Boeing получили 60-дневное оповещение о возможной отмене долгосрочных планов на ракету SLS.
Как и обсуждалось, NASA судя по всему, готовится свернуть проект ракеты SLS для программы луной Artemis,
и речь не просто про будущие пуски, а даже включая  Artemis II и III,
причём и в старой конфигурации ракеты (для третьей миссии с высадкой изначально планировалась новая вторая ступень).
Буквально вчера, на внутренней встрече для сотрудников Boeing,
вице президент и управляющий программой SLS внутри компании Дэвид Датчер рассказал, что им стоит готовится к возможной отмене SLS.

На данном этапе речь идёт про примерно 400 из 800 работников Boeing, которые могут попасть под сокращение в ближайшее время. По одному из федеральных законов, компания обязана дать оповещение за 60 дней при таком объёме увольнений.
Boeing является одним из ключевых бенефициаров этой сверхдорогой программы. SLS изначально продавалась конгрессу, как более эффективная по стоимости разработки ракета, благодаря прямому использованию технологий и даже узлов программы Space Shuttle.
Поэтому центральная ступень на паре кислород-водород в том числе построена на базе (но сильно доработана) внешнего бака для Шаттла. Но есть важный нюанс.
Изначальный подрядчик этой части системы был Lockheed Martin, и компания была готова заняться доработкой и производством на уже существующих мощностях под аналогичный сегмент для SLS. Но контракт получил Boeing, что усложнило разработку и раздуло бюджет.
Зачем нужен был этот костыль со сменой подрядчика? По официальной версии конгресса — чтобы распределить бюджеты на ракету между основными компаниями. Ведь Lockheed Martin уже тогда вместо Boeing получил контракт на корабль Orion для SLS, а Boeing (который когда-то был основным производителем фюзеляжа для Space Shuttle) в итоге отжал себе часть, который раньше занимался Lockheed.
В итоге, двигатели у Aerojet (сейчас L3Harris), боковые ускорители у Northrop Grumman, центральная ступень у Boeing, корабль у Lockheed Martin. Когда речь заходит про перерасход государственного бюджета по cost plus системе — эта четвёрка всегда в деле.
На данный момент финального решения по SLS нет, но текущая переходная администрация и команда нового президента должны в ближайшее время представить свой план конгрессу, который, тут и хрустальный шар не нужен, будет включать альтернативные архитектуры от частных компаний.
2 наиболее вероятных опции: полная замена на Starship/HLS и гибридная архитектура Orion и New Glenn с запуском в несколько полётов.
На данный момент, разработка и 1 пуск ракеты SLS в 2022 году, обошлись более чем в $50 миллиардов из гос бюджета. А с учётом последующих 5 миссий планировалось потратить ещё столько же. Прямо сейчас идёт соединение готовых секций SLS под Artemis II.
If it's Boeing — it's not going.
t.me/starbasepost/1960

"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Astro Cat

Безобразие. Вложить 50 млрд $ и спустить все в унитаз. Хоть бы облет сделали. Ведь все есть и готово.