Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

triage

Цитироватьhttps://www.interfax.ru/russia/946831

Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - В соответствии с указом президента России Владимира Путина бывший главнокомандующий Воздушно-космическими войсками Сергей Суровикин и генеральный директор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев исключены из наблюдательного совета госкорпорации "Роскосмос".

Этим же указом Путин назначил командующего космическими войсками Александра Головко и председателя научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Андрея Тюлина в качестве представителей президента членами набсовета "Роскосмоса".

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402190019

zandr

https://www.roscosmos.ru/40278/
ЦитироватьРоскосмос подготовил план продажи непрофильных активов предприятий отрасли на 2024 год
Средства от их реализации будут направлены на улучшение финансово-экономического состояния предприятий. В 2024 году планируется выставить на продажу непрофильных активов (более 150 объектов) на сумму более 11,4 млрд рублей
В 2023 году прибыль от реализации непрофильных активов превысила 6,5 млрд рублей. Непрофильные активы размещаются к продаже на ведущих электронных торговых площадках по актуальной рыночной стоимости. В виду санкций и повышения внутреннего туризма наибольшей популярностью пользуются пансионаты, базы отдыха и гостиницы.
Более подробно со всеми непрофильными активами, которые будут выставлены на продажу в ближайшее время, можно ознакомиться на сайте.
Непрофильные активы организаций Госкорпорации «Роскосмос», планируемые к реализации в 2024 году (выборка из самых крупных)

№ п/пНаименование обществаНаименование активаАдрес активаПлощадь ЗУ, гаКоличество зданийОриентировочная стоимость, руб.
1АО "Российские космические системы"Земельно-имущественный комплексг. Москва, ул. Бауманская, 531,9161 798 769 000,00
2АО "ЦЭНКИ"Земельно-имущественный комплексг. Москва, ул. Бауманская, вл. 530,21745 415 280,00
3ПАО "РКК "Энергия"Пансионат "Восход" Московская область, Сергиево-Посадский р-н, пос. Ситники, 1513,624720 453 773,00
4АО "НПЦАП"База отдыха "Салют"г. Москва, вн.тер.г. поселение Вороновское, квартал 400, 115,418703 050 109,18
5ПАО "РКК "Энергия"Пансионат санаторного типа "Восток"Краснодарский край, Туапсинский муниципальный район, Тенгинское сельское поселение, с. Лермонтово622665 597 000,00
6АО "НПО Лавочкина"Административно-гостиничный комплекс с многоуровневой стоянкой (незавершенное строительство)Московская область, г. Химки, ул. Ленинградская, д.24а1,83652 092 000,00
7АО "РКЦ Прогресс"Лечебно-оздоровительный центр "Космос"Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Прибрежный23,121478 659 464,00
8АО "РКЦ Прогресс"Акции курорта АО "Макопсе" 6 825 шт. (75,66% пакета акций)Россия, Краснодарский край, г.Сочи, пос. Макопсе, ул. Свободы, д.13--332 004 000,00
9АО "НПО Лавочкина"Оздоровительно-реабилитационный центр "Истра"Московская область, Солнечногорский район, с/п Соколовское, д. Лопотово 10,722284 324 594,62
10АО "НПО "Техномаш" Земельно-имущественный комплексг. Москва, ул. Складочная, вл. 180,53227 341 427,35
11АО "Российские космические системы"Санаторно-оздоровительный комплекс "Чайка"Московская область, Коломенский район, вблизи д. Чуркино17,628167 920 382,01
12АО "НИИЭМ"Земельно-имущественный комплексМосковская область, Истринский район, г. Истра, ул. Панфилова3,86134 818 420,00
13АО "КБхиммаш"Кафе-столовая, спортзалМосковская область, г. Королёв, ул. Богомолова, д. 90,32121 355 000,00
14АО "Красмаш"Объект незавершенного строительстваКрасноярский край, г.Красноярск, пр-кт им. газеты Красноярский Рабочий, 29, стр.1250,8-119 802 000,00
15ПАО "РКК "Энергия"База отдыха "Звездный" Московская область, Сергиево-Посадский г/о, д. Шитова сторожка, д. 1514,724119 600 720,00
16АО "ГКНПЦ им. М.В.Хруничева"База отдыха "Зеленая горка"Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Верея у пос. Пионерский, база отдыха "Зеленая Горка"13,433114 471 034,00
17АО "ЦНИИмаш"Земельно-имущественный комплекс Дома отдыха "Селигер"Тверская область, ЗАТО Солнечный,
ул. Первомайская, 1
773597 561 197,81

belov2018

постановляю:

1. Назначить членами наблюдательного совета Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в качестве представителей Президента Российской Федерации следующих лиц:

Головко А.В. - командующий космическими войсками - заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами

Тюлин А.Е. - председатель научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации - заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Цитата: zandr от 28.02.2024 19:43:291АО "Российские космические системы"Земельно-имущественный комплексг. Москва, ул. Бауманская, 531,9161 798 769 000,002АО "ЦЭНКИ"Земельно-имущественный комплексг. Москва, ул. Бауманская, вл. 530,21745 415 280,00
????!!!!
1.Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.Киселев (ЗиХ)- без РБ КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!
3.Без второго старта на "Восточном" "Луны-2034"  не будет!

Разъём

#18244
http://kremlin.ru/events/president/news/73629
ЦитироватьВстреча с главой «Роскосмоса» Юрием Борисовым

Владимир Путин провёл рабочую встречу с генеральным директором Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Юрием Борисовым.
11 марта 2024 года
13:30
Москва, Кремль

В.Путин: Юрий Иванович,знаю, что идёт подготовка к новой миссии на МКС. Как идёт эта работа? Давайте с этого начнём.
Ю.Борисов: Владимир Владимирович, она перешла в финальную стадию, буквально сейчас завершаются все комплексные испытания по подготовке экипажа.
Экипаж из трёх человек. Космонавт из нашей братской Республики Беларусь Марина Василевская, которая ещё в декабре 2022 года прошла отбор из шести претендентов, приступила к подготовке с августа прошлого года. Завершила, все экзамены сдала, готова к полёту. Командир корабля – Олег Новицкий. Он уже не новичок в космических полётах. И третий член экипажа – это американский астронавт в рамках перекрёстных полётов Трейси Дайсон, которая сменит на МКС отработавшую полгода Лорел О΄Хара.
Ожидаем, что 21 марта космический корабль «Союз-25» доставит их на МКС, а будем ждать их на земле уже 2 апреля.
В.Путин: Понятно.
Я знаю, что у Вас и другие вопросы есть. Пожалуйста.
Ю.Борисов: Да, Владимир Владимирович, но вначале я хотел бы Вам передать от многочисленного коллектива отрасли благодарность за Ваше внимание в решении наших насущных проблем. Ваше глубокое погружение в существо этих проблем, в нюансы, конечно, заслуживает большого внимания и с нашей стороны – и обязательств. Мы очень это ценим.
На каких моментах я хотел бы ещё акцентировать Ваше внимание.
Мы завершаем работу над стартовым комплексом «Ангара-5М» на Восточном, надеемся, что в первой декаде апреля осуществим первый запуск, это очень важное для страны событие, будет укреплена космическая наземная инфраструктура. Вы знаете, что старт у нас уже один есть в Плесецке, а это как дублирующий старт, поэтому для нас это очень важно.
Продолжаем серию безаварийных пусков. Недавно пополнили космическую метеорологическую группировку спутником «Метеор-М» № 2–4. Одновременно, кстати, с ним запустили 18 малых спутников, один из них – наших коллег из Ирана.
Готовимся к приёму наших коллег из стран БРИКС. Россия в этом году является страной-председателем. Мы также будем встречаться с нашими коллегами из национальных космических агентств. Мы плотно с ними работали в прошлом году, у нас огромные перспективы. Доложу Вам наши предложения на этот счёт.
Владимир Владимирович, плотно работаем по популяризации космоса среди населения, особенно среди молодого населения. Нам небезразлично, кто через 10–15 лет придёт нам на смену и будет продолжать нашу деятельность. В частности, с уполномоченным представителем по делам ребёнка [Марией] Львовой-Беловой активно сейчас разрабатываем мероприятия по популяризации космических профессий.
Это основные моменты, которые я хотел Вам доложить.
Владимир Владимирович, в этом году 90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина – нашего замечательного космонавта, который вписал своё имя золотыми буквами в мировую космонавтику. Я хотел бы Вам подарить портрет, который является символом павильона космонавтики, который после реконструкции Вы открывали в 2018 году. Смотря на этот портрет, хотелось бы, чтобы Вы наполнялись оптимизмом и уверенностью, что у нас всё получится.
В.Путин: Спасибо большое.
<...>

ZOOR

Цитата: Разъём от 11.03.2024 18:45:58Ю.Борисов: Да, Владимир Владимирович,....
 Вы знаете, что старт у нас уже один есть в Плесецке, а это как дублирующий старт, поэтому для нас это очень важно.

С этого момента поподробнее хотелось бы ....
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Магадан2

Цитата: Разъём от 11.03.2024 18:45:58Смотря на этот портрет, хотелось бы, чтобы Вы наполнялись оптимизмом и уверенностью, что у нас всё получится.

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=6615
ЦитироватьГенеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов посетил Центр подготовки космонавтов
12 марта 2024
Сегодня в рамках мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения Юрия Гагарина, Центр подготовки космонавтов посетили Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов и сопровождающая его делегация.
В ходе этого визита состоялась торжественная церемония возложения цветов к памятнику первого космонавта Земли в Звёздном городке, а затем – встреча с трудовым коллективом Центра, лауреатами стипендии имени Юрия Гагарина и жителями городка.
Именем первого космонавта планеты названы многие учреждения, в число которых входит и Центр подготовки космонавтов. По словам начальника Центра Максима Харламова, в честь 90-летнего юбилея со дня рождения Юрия Гагарина ЦПК было проведено около 30-ти тематических мероприятий. Максим Михайлович выразил благодарность трудовому коллективу Центра и пожелал продуктивной работы на благо отечественной космонавтики.
2 фото
[свернуть]
К залу обратился Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов: «Символично, что мы находимся здесь, в ЦПК, где Юрий Гагарин начинал свой профессиональный путь. Центр – уникальный объект, в котором есть, пожалуй, самые глубокие и передовые компетенции в области подготовки космонавтов. Здесь проходил подготовку практически весь наш замечательный отряд космонавтов, международные экипажи. Здесь создаются уникальные методики. Центр хорошо оснащен: мы имеем полный макет Международной космической станции и другие тренажеры».
На мероприятии были объявлены и награждены победители конкурса на соискание стипендии имени Юрия Гагарина: студенты и аспиранты, осуществляющие перспективные научные исследования и разработки по направлениям, связанным с пилотируемой космонавтикой, а также пропагандирующие ее достижения.
2 фото
[свернуть]
Стипендию на 2023-2024 учебный год получили студенты специалитета, магистратуры и аспирантуры из университетов разных уголков нашей страны: Анна Екимовская (Московский авиационный институт), Игорь Зорин (Самарский национальный исследовательский университет имени Сергея Павловича Королёва), Дмитрий Романюк (Белгородский государственный технологический университет имени Владимира Григорьевича Шухова).
фото
[свернуть]
Сертификатом и разовой поощрительной денежной премией были награждены: Альбина Хомячкова (Тульский государственный университет), Дмитрий Кильмаков (Уфимский университет науки и технологий) и Данила Лужайцев (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники).
Также в рамках мероприятия за личный вклад в реализацию космических программ и проектов, многолетнюю добросовестную работу Почетной грамотой Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» были награждены работники Центра Константин Пономарёв и Юрий Сенкевич.
Госкорпорация «Роскосмос» объявила Благодарность за личный вклад в реализацию космических программ и проектов, многолетнюю добросовестную работу работником учреждений Звёздного городка Елене Афанасьевой, Светлане Зинченко, Екатерине Сафоновой и работникам Центра подготовки космонавтов Андрею Егорову, Александру Заверюхе, Олегу Кузеняткину и Наталье Талановой.
Мария Нагорная, заместитель Председателя Правительства Московской области, выступила от лица административного аппарата МО, наградив Благодарностями Губернатора Московской области «За высокий профессионализм и многолетний добросовестный труд» работников Центра Дмитрия Беляева, Наталью Бенкеч, Ларису Войтулевич, Наталью Галкину, Аллу Гришину, Андрея Кондрата, Елену Пищулину, Алексея Протасова, Петра Сабурова и Дмитрия Чумакова.
2 фото
[свернуть]
По завершении торжественного мероприятия и церемонии награждения Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов и начальник Центра подготовки космонавтов Максим Харламов отправились на встречу с отрядом космонавтов и почетными ветеранами-космонавтами Валентиной Терешковой, Петром Климуком и Василием Циблиевым, во время чаепития они обсудили актуальные вопросы.
Источник: Пресс-служба ЦПК. Фото: Павел Швец
многофото
[свернуть]

zandr

https://tass.ru/kosmos/20234901
ЦитироватьМантуров: новый нацпроект будет направлен на укрепление суверенитета космической связи
Основными направлениями проекта также являются разработка и производство перспективных средств выведения, включая многоразовые ракеты-носители, создание транспортного модуля на основе ядерной энергоустановки и строительство перспективной Российской орбитальной станции
МОСКВА, 14 марта. /ТАСС/. Новый национальный проект, который разрабатывается в России, будет направлен на укрепление суверенитета отечественной космической связи. Об этом заявил вице-премьер - глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

"Для цифровизации всех этапов жизненного цикла промышленной продукции крайне важно развитие телекоммуникационных услуг. Они сейчас активно смещаются в космос. Чтобы укреплять наш суверенитет в этой сфере, по вашему поручению формируется новый национальный проект", - сказал Мантуров в ходе совещания президента РФ Владимира Путина с правительством.

Основными направлениями проекта также являются разработка и производство перспективных средств выведения, включая многоразовые ракеты-носители, создание транспортного модуля на основе ядерной энергоустановки (ядерного буксира) и строительство перспективной Российской орбитальной станции.

zandr

https://www.roscosmos.ru/40368/
ЦитироватьНа космодроме Восточный строят наблюдательный пункт для просмотра пусков ракет-носителей «Ангара» и «Союз»

3 фото


[свернуть]
На космодроме Восточный ведется строительство нового наблюдательного пункта для туристов, делегаций и других важных гостей космодрома. С новой смотровой площадки гости смогут наблюдать за пусками ракет-носителей «Ангара» и «Союз».
В настоящий момент на территории установлены два временных помещения, где будет реализована продажа сувенирной продукции, буфет и зона ожидания. На втором этаже сооружения будет оборудован балкон для просмотра пусков. Специалистами Космического центра уже выровнен участок территории, проложены дороги и начата укладка бетонных плит. Также на площадке будет оборудована парковка для автомобильной техники.
Открытие новой наблюдательной площадки станет важной частью туристической инфраструктуры космодрома Восточный и позволит привлечь еще больше гостей.

Разъём

Хорошая статья Федора Юрчихина (даёшь 6 фак!) за исключением несколько спорных деталей и веру в хороших бояр. В приватных разговорах он высказывается гораздо жёстче.


КОСМОНАВТИКА – ЛОКОМОТИВ, КОТОРЫЙ ТЯНЕТ ЗА СОБОЙ МНОГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

В конце октября Президент РФ Владимир Путин провёл в ПАО РКК «Энергия» им. С. Королёва встречу с молодыми учёными и совещание по развитию ракет- но-космической отрасли. По итогам встречи он поручил правительству к 1 июля 2024 года разработать национальный проект с целью развития отечественной индустрии космических сервисов, технологий и продуктов. Также обсуждались вопросы низких зарплат у инженеров на предприятиях космической сферы. При этом Владимир Путин подчеркнул, что космос был и остаётся локомотивом многих сфер экономики в России и мире.

Журнал «Вестник ГЛОНАСС» поговорил с Героем России, лётчиком-космонавтом Фёдором Юрчихиным о планируемых сокращениях центрального аппарата в гос корпорации «Роскосмос», привлечении и удержании молодых специалистов на предприятиях ракетно-космической отрасли, а также о перспективах отечественной космонавтики.

ВГ: Фёдор Николаевич, здравствуйте, на совещании с Президентом глава Роскосмоса Юрий Борисов анонсировал сокращение центрального аппарата госкорпорации. На Ваш взгляд, это решение оправдано?

ФЮ: Сокращение аппарата чиновников в Роскосмосе – давно ожидаемое, разумное решение. Чтобы понимать, куда зашла Корпорация сегодня, надо вернуться в 2015 год. Решение о создании ГК «Роскосмос» было принято в январе 2015 года, а подготовка решения в рабочих группах велась раньше. Тогда же председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев назначил Игоря Анатольевича Комарова главой Федерального космического агентства. Федеральный закон о Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» был утверждён 13 июля 2015 г. И сегодня вы на сайте Роскосмоса можете найти информацию о подписании данного закона. В ней очень интересная фраза – ОРКК и Федеральное космическое агентство будут объединены в ГК «Роскосмос».

Почему так подробно рассказываю. Волею судьбы был привлечён к работе над законом. И действительно, речь шла о слиянии этих двух структур в единую Корпорацию. Помимо всех сложных вопросов, вошедших в Федеральный закон, мы обращали внимание на проблемы с трудоустройством. И когда рассматривали предложения от правительства, то не согласились с их точкой зрения на количество персонала. Мы считали необходимым сохранение рабочего потенциала, и так как речь шла о слиянии, мы добились того, чтобы численность Корпорации, образующейся путём объединения, составляла, насколько я помню, 450 человек. И даже эта цифра всё равно вела к сокращениям. Для понимания развития событий интересен и Указ «О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» от 12 мая 2016 года № 221. Я вспоминаю это время и наши надежды, которые мы вкладывали в создание Госкорпорации «Роскосмос». Тем более был такой пример, как Госкорпорация «Росатом». Наши ожидания если не от прорыва, то хотя бы ускорения программ отечественной космонавтики, освоения космоса. Мы надеялись, что рецепты Госкорпорации «Росатом», их опыт и нам пригодятся.

А теперь ответьте мне – какова сегодня численность персонала Роскосмоса, ОРКК, которая продолжает работать? И чтобы была однозначность, я понимаю, что закон совершенствуется, и, возможно, необходимо было сохранить и ОРКК.
Прошло 9 (девять!) лет с момента решения о создании ГК «Роскосмос». Оглядываясь на те надежды, которые питали при разработке законов, оглядываясь на реализацию Федеральной космической программы, на бесконечное откладывание всего и вся на будущее и на то, как находятся этому объективные причины, как умело мы не замечаем достижения других, замалчиваем свои неудачи и многое, многое другое, возникает вопрос: как породили такого монстра, опирающегося на принцип – главное процесс, а не результат? Обиднее всего осознавать, что и ты участвовал в этом создании «горы, которая способна родить только мышь».

Мне кажется, проблема в том, что высшие чины нашего государства, депутаты и сенаторы принимают правильные решения, а дальше эти решения просто замыливаются, убалтываются. И в этом чины ГК «Роскосмос» преуспели. Не говорю уже о финансовых нарушениях. К примеру, в 2020 году Счётная палата выявила нарушения в Роскосмосе на 30 миллиардов рублей. А шлейф финансовых и коррупционных дел продолжается и сегодня. Когда заниматься космонавтикой?

Ещё пример. Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» и Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 г. «Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.». Давайте зададимся вопросом, а сколько работников с Дальнего Востока после этих решений трудоустроились на предприятиях Роскосмоса в Москве и Московской области, на каких должностях? Ещё вопрос – какое количество персонала, на какие должности перешло с предприятий ПАО «Объединён- ная авиастроительная корпорация» на предприятия Роскосмоса? Если это единицы, наверное, в этом есть резон. А если это сотни? Не исключаю и возможный государственный подход ко всем этим перемещениям. Но вполне возможно и другое – там не сгодились, здесь пригодились?
И что, Корпорация не смогла наладить работу со своими кадрами? Или Руководство боится профессионалов из ракетно-космической отрасли? Жду анализа и по этим вопросам. А вы как думаете, что мы услышим?

Повторюсь – для меня сокращение аппарата чиновников в Роскосмосе – давно ожидаемое, разумное решение. Особенно если учесть реальную картину достижений отечественной космонавтики и темпы её развития в последние 10-15 лет. Не кабинетных, презентационных, популистских, а достижений реальных. Сегодня, когда говорят о сокращении – это сокращение из числа чиновников или тех, кто работает на благо космонавтики? Возникает опасение, что аппарат чиновников Роскосмоса просто трудоустроят на разные предприятия отрасли.

В 2019 году в августе месяце в МК вышла статья «Зарплаты сотрудников Роскосмоса поражают». В ней называлась цифра средней зарплаты работника! Роскосмоса – 396 000  (триста девяносто шесть тысяч) рублей. Это в тех ценах. Тогда как люди на предприятиях получали гораздо меньше. Это было достаточно большим раздражителем. По себе могу сказать, что зарплата космонавтов сегодня раза в 2-3 меньше, чем у чиновников, при этом в отряде их не так уж и много, меньше 30. Это на всю страну. Средняя зарплата в космической отрасли сегодня удивила и нашего Президента на встрече с молодыми учёными и специалистами космической отрасли. Сокращение аппарата может частично решить и проблемы с ФЗП. При этом хорошо бы проанализировать и предприятия отрасли. На предмет структуры, соответствия ФЗП аппарата и тех, кто непосредственно пока ещё куёт наши достижения, профессионализма сотрудников. Ведь аппарат предприятий – зеркало своего патрона. А как думает читатель – кого будут сокращать?
Но сокращение чиновников не должно сказаться на качестве выполняемой отраслью работы. Оптимизация структур управления, структур производства, оптимизация Федеральной космической программы с учётом реальной экономики сегодняшнего дня и обеспечения обороноспособности страны, вот подходящая терминология.

Если посмотреть на количество запусков сегодня – их не так много. При этом есть планы, для меня спорные, с 2025 года перейти на запуск трёх пилотируемых кораблей в два года. В данном случае это выживание, а не оптимизация. И ведь не чиновничий аппарат у нас создаёт будущую Российскую орбитальную станцию (для меня открытый вопрос – какой ей быть), спутники, исследовательские аппараты. Всё это создаётся на предприятиях конкретными исполнителями, а не аппаратом, обслуживающим руководителей.

ВГ: Как Вы оцениваете развитие отечественной космической техники сегодня?

ФЮ: Надо признать, что мы достаточно жёстко просели.
В 2008 году президент подписал Федеральную космическую программу на 2010-2020 гг. (ФКП). В этой программе было прописано: создание новых носителей, создание нового транспортного пилотируемого корабля ПТК НП, создание исследовательских космических аппаратов «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27» (тогда «Луна-25» называлась «Луна- Глоб»), там был запуск космического аппарата к Марсу, была программа «Венера-Д» и даже оговаривалась программа по Меркурию (то, чего мы никогда не делали – СССР никогда не летал в сторону Меркурия). Из этого всего у нас в 2011 году был неудачный старт к спутнику Марса – космический аппарат «Фобос-Грунт». Всё, больше ничего. Извините, запуски ракет-носителей «Ангара-1» и «Ангара-5» в 2014 году. Потом ФКП много раз модифицировалась, переписывалась. Когда я говорю об умении наших чиновников замыливать и убалтывать, поверьте, это не на пустом месте. Возьмите, хотя бы историю РН семейства «Ангара». Сколько информации, слайдов, картинок, презентаций о будущем. Найдите дату начала разработок по программе «Ангара». А ведь до сих пор слышим: «Ангара» – это новое поколение российских ракет модульного типа. У вас есть 2014 год, первые пуски. Задайтесь вопросом, каково количество реальных пусков на сегодняшний день. И ещё – в основополагающих документах говорится о семействе РН «Ангара». Какие типы РН озвучивались? Где они? Какова их судьба? И здесь нужен жёсткий анализ.
Мы стали проигрывать в средствах доставки, а ведь некогда были одной из главных стран, обеспечивающих космические, в том числе коммерческие, пуски. В феврале 2023 года Роскосмос заявил о 100 безаварийных пусках подряд с октября 2018 года с интересной формулировкой – впервые в современной истории нашей страны. SpaceX, только SpaceX, 18 декабря 2023 года произвела после задержек запуск миссии Starlink и констатировала, что в связи с переносами запусков, увы, не сможет достичь поставленной цели – 100 запусков за 2023 год. Ожидаемая цифра – всего-то 97. При этом запуски SpaceX в 2023 году увеличились более чем на 50% по сравнению с 2022 годом. С интересом жду информации и о количестве запусков в Китае. Будет над чем поломать голову.

После катастрофы шаттла, американцы и другие астронавты летали на МКС на наших «Союзах», мы этим достижением очень гордились. Только пока мы гордились и рисовали завораживающие картинки, переименовывали корабли, переносили пуски, впрочем, как и наши оппоненты, мы сегодня – на стадии обещаний и переносов, они тем временем создали космический корабль «Драгон», испытывают систему «Старшип», космический корабль «Орион» (который уже совершил беспилотный облёт Луны). Создана ракета-носитель «Falcon-9», которая закрыла всем горизонты с точки зрения коммерциализации космоса, «Falcon Heavy», успешно стартовала SLS. Я не говорю о достижениях других стран, агентств. Поверьте, от ближнего и до дальнего космоса примеров будет очень много. И давайте посмотрим на нашу ФКП 2010–2020 гг. Программу, которая не выполнена никак. Извините, неправ. В 2014 году – пуск «Ангары-1» и «Ангары-А5», о которых я уже упоминал. И пуск «Ангары-А5» в декабре 2020 года. «Спектр-РГ» – 2019 год. Правда, последние два примера – это уже в скорректированной программе ФКП на 2016–2025 гг. Уверен, вы добавите ещё много чего. Луна, Марс, Венера?

Вы знаете, в своё время я вёл различные познавательные программы. Одна из них – «Русский космос». В 2012 году проект «Венера-Д» уже был прописан с возможной датой старта в 2016 г. Мы пригласили на встречу Леонида Васильевича Ксанфомалити, одного из участников тех ещё, советских, программ «Венера» и не только. Всегда старался заканчивать передачи на оптимистической ноте. В конце передачи я спросил у Леонида Васильевича, которого к сожалению уже нет с нами, – в 2016 году в планах Роскосмоса – новый аппарат «Венера-Д»... должны, будем, сможем? В передачу вошёл только третий, оптимистичный, дубль. Но я помню категоричность Леонида Васильевича – мы никогда не воплотим этот проект в жизнь. Коротко о дальнейшей судьбе «Венеры-Д». 2014 год – приостановка работы, 2015 год – возобновление работы, 2016 год – исключение программы «Венера-Д» из ФКП уже на 2016–2025 годы. Безусловно, на реализации проекта сказалась и международная обстановка. Сегодня программа реализуется исключительно силами Роскосмоса. Запуск планируется в 2029 году. Интересно, остались ли в архивах записи первого и второго дубля интервью с Леонидом Васильевичем?

В 2020 году была принята Федеральная космическая программа до 2030 года. Но для того, чтобы делать новую программу, мы должны понимать: сколько было потрачено денег на предыдущую программу, где мы сейчас находимся на пути из точки «А» в точку «В» по каждому из направлений. Должен быть сделан анализ, почему предыдущая программа не была выполнена. Недостаток финансов? Недостаток «мозгов»? Недостаток мощностей? Неправильное распределение работы на предприятиях? Извините, раздутый управленческий аппарат? И давайте наконец разберёмся, почему у нас ФКП только стартуют и никогда не завершаются? ФКП 2010–2020 гг., ФКП  2016–2025 гг., ФКП 2020–2030 гг.? Возможно, я ещё что-то пропустил?
У нас как не было, так и нет нового космического корабля, нет много чего, что было заявлено в ФКП. Но программу мы подписали без анализа ситуации, без анализа того, почему мы потерпели такое фиаско. Наконец, без анализа, насколько устарели те идеи, на базе которых закладывались изделия, сроки пусков которых сдвигались на десятилетия. И программа «Луна-25» – унизительный тому пример. Для меня невыполнение Программы – это нонсенс, катастрофа.

И когда Президент поручил правительству разработать новую Национальную космическую программу к 1 июля 2024 года, для меня это означает, что старая программа, которая действует сегодня, ПРО-ВА-ЛИ-ЛАСЬ. А мы опять будем создавать программу без учёта того, с какой точки мы стартовали, как мы стартовали, сколько денег выделено? Опять будем основываться на пустых словах, презентациях, обещаниях? Чтобы через 4-5 лет принять очередную новую программу?
Если деньги не выделялись, конечно, программа не может быть выполнена. Но если деньги выделялись, а программа не выполнена? С учётом того количества уголовных дел, которое возбуждено в последнее время на топ-менеджеров Роскосмоса, вывод напрашивается неутешительный. Хотя нам и обещали «очищение» космической отрасли «от скверны, от коррупции, от казнокрадства... директоров-барыг...». Отсюда и выводы, озвученные выше – главное для них процесс и умение забалтывать.

И опять, возвращаясь к вышесказанному. Мы должны чётко понимать экономическое положение нашей страны сегодня. Оно гораздо сложнее, чем было 10 лет назад. И завтра- послезавтра резко не улучшится. Но я за то, чтобы мы ставили перед собой и сверхзадачи, а не только какие-то приземлённые цели. Я за то, чтобы космическая программа и космическая отрасль были оптимизированы ради выполнения сверхзадач. Я за то, чтобы мы перешли от десятилетий процесса к эпохе реализаций. И закончив её, мы бы, глядя честно друг другу в глаза, сказали: да, несмотря на трудности, мы её реализовали. Или хотя бы реализовали ФКП на 80–90%.
А то согласовываем программу, подписываем, Президент её утверждает, а потом мы начинаем её корректировать. Аппарат большой, есть чем заняться. Согласен. Но кого мы обманываем?

ВГ: Что Россия сегодня может реально выполнить в космической сфере?

ФЮ: Насколько я понимаю, если говорить честно, то программа Российской орбитальной станции зависит от финансирования, а также от того, насколько далеко «вправо» будет отодвигаться программа МКС. И насколько мы в этой программе будем нужны нашим партнёрам. Если где-то до 2010-12 года жизнеобеспечение станции поддерживалось нашими системами, до конца 2020 года экипажи на МКС доставляли только наши корабли, то сегодня американские системы жизнеобеспечения позволяют полностью закрывать американский, европейский и японский сегменты, в феврале 2024 года ожидается старт очередного экипажа на МКС на корабле «Драгон». Если раньше мы говорили, что на МКС – наша система регенерации кислорода, то теперь у наших партнёров всё это есть. Если раньше сход станции с орбиты был возможен только российскими средствами, то сегодня американцы разрабатывают свои средства для схода МКС своими силами. Наши партнёры высказываются о сертификации американского сегмента до 2040 года. Сможем ли и мы гарантировать работу нашего сегмента так далеко вправо? И не будем забывать, мы больше трёх лет не можем восстановить герметичность ПрК (переходной камеры – ВГ).
Наши метания и высказывания руководителей – уходим из программы, не уходим. Создаём РОС и тут же до конца десятилетия её разворачиваем. И не где-нибудь, а на полярной орбите. И на 50(!) лет. Уже вот-вот. Кстати, о 50 годах. Это напоминает мне притчу о споре Ходжи Насреддина и эмира, хотя там срок был значительно меньше.

Не удивлюсь, со временем может так случиться, что нам скажут: «Вы хотите уйти с МКС? Проблем нет, мы закрываем межсегментные люки, вы летаете в беспилотном режиме, мы продолжаем работать. Мы берём на себя обязательства свода станции с орбиты». И тогда нам будут предъявлять счета и за подъём орбиты, и за сход, в будущем, и нашего сегмента в составе МКС.

Когда мы говорим о том, что станция уже на грани, есть проблемы с оборудованием, есть проблемы с корпусом и много что другое, правда, после этого оговариваемся, что нас не так поняли, то это говорит только российская сторона. Надо тогда говорить, что есть проблемы с российским сегментом МКС, а не вообще с МКС.
Я не видел в СМИ информацию, что есть проблемы с точки зрения усталости корпуса американского сегмента. А на нашем сегменте есть трещины и утечки. А утечка означает, что мы должны доставлять на МКС дополнительный воздух, значит, и содержание станции становится дороже. В сентябре 2020 года Роскосмос обещал: «...восстановить герметичность планируют в ближайшие дни». Интересно, а если бы дополнительные доставки воздуха для компенсации потерь из российского сегмента оплачивались из кармана «обещателей», ускорился бы процесс «восстановки герметичности»? 

Что касается остальной космонавтики, то возьмём для примера спутник «Глонасс-К2». Сегодня у нас возникают проблемы с точки зрения создания отечественных космических аппаратов, потому что иностранных комплектующих нет, а свои комплектующие мы сделать не можем. Во всяком случае, пока. Необходимо развивать отечественную полупроводниковую сферу, необходимы радиозащищённые и радиоустойчивые компоненты. В полупроводниках и элементной базе мы достаточно серьёзно просели. С учётом сегодняшнего положения ситуация продолжает усложняться.
Время идёт, комплектующих нет. Составляющие – зарубежные. Раньше – американские и европейские, сегодня – китайские. Понятие «чип "Эльбрус"» появилось недавно. И мало кто помнит, что станция «Мир» создавалась исключительно на отечественных компонентах, и там «Эльбрус» как вычислительная машина уже присутствовал. А на МКС на российском сегменте центральные и терминальные вычислительные машины – это фирма «Сименс».
Многие трезвые головы в бытность свою говорили, что заработанные на полётах иностранцев на наших «Союзах» деньги надо вкладывать в разработку и производство нового. Но этого сделано не было. Ведь мнение профессионалов никого не интересует. Мы не понимаем, куда идём. И у меня, и не только у меня, возникает вопрос: насколько действительно люди отвечают за результат? Сегодня вся наша отечественная космонавтика заточена на процесс переписывания проектов из десятилетия в десятилетие. Если вспомнить и уголовные дела против топ-менеджеров – мы научились осваивать деньги и попутно усваивать их.

ВГ: На Ваш взгляд, какие есть пути решения проблемы по отставанию России от мировой космонавтики?

ФЮ: Что делать? Я за то, чтобы у нас была космонавтика. В своё время мы показали всему миру, что такое первый спутник, пилотируемая программа, программы «Луна», «Марс», «Венера», орбитальные космические станции. Мы всегда были впереди планеты всей. Мы в моральной ответственности перед всеми, не только перед нашим народом, показать – куда идти дальше.

Сегодня космонавтику успешно развивают китайцы, индийцы, японцы и многие другие. Как бы мы не относились к космосу, остальные будут туда стремиться, поэтому, если честно, вся надежда – на то, что русские долго запрягают, но быстро едут. Мы начинаем делать прорывные вещи в сложных ситуациях. Мы умеем делать многие вещи не за счёт больших бюджетов, а за счёт инженерной мысли.

А теперь давайте отвлечёмся, уйдём от экономических проблем, зададимся целью найти пути решения проблемы по отставанию. Дадим волю фантазии. Уверен, нужна программа, которая станет локомотивом науки и техники. Если смотреть на 20-30 лет вперёд, это «Лунная программа». При этом я смотрю на её реализацию несколько иначе. Попытаемся разделить большие задачи на несколько малых.
Когда вы едете, летите в другой город, вы же пользуетесь различными видами транспорта. Например – автомобиль, самолёт, поезд. Перейдём к проблеме доставки человека на поверхность Луны и обратно. Представьте себе два космопорта – «Земля», на орбите нашей планеты, и «Луна», на орбите нашего спутника. При этом они же и орбитальные станции, каждая со своими задачами. Фантазируем дальше. Берём с собой малый багаж, садимся на «Союз», который выполняет роль «такси», и стартуем к «Земле». Кстати, в будущем роль «такси» может выполнять крылатый аппарат, многоразовый. На «Земле», после чашечки кофе, пересаживаемся на более серьёзную машину, которая курсирует между двумя космопортами. Через 2-3 дня стыкуемся с космопортом «Луна», пересаживаемся на такси, курсирующее между космопортом «Луна» и космодромом на Луне. Это если коротко. Теперь о технических нюансах по сравнению с программой Apollo. Для стыковки на орбите Земли не нужен большой и тяжёлый корабль и ракета-носитель. Корабль, предназначенный для перелёта к Луне, не нуждается в теплозащитном покрытии. А это приличная масса, которую необходимо было отвезти на окололунную орбиту и привезти обратно для спуска в атмосфере Земли. Сам по себе корабль получается легче. Конструкция – корабль + разгонный блок. Если легче по массе, то и доставить на орбиту Земли более лёгким носителем. И нужно на первых порах два таких корабля – по одному в каждом порту. И ещё один элемент – многоразовый посадочный модуль. Тоже, возможно, два. Один в качестве запасного. Или один для лёгких грузов, другой для тяжёлых. Данная схема позволит создать только четыре корабля, имеющих отношение к Луне, при достаточно длительной их эксплуатации. Можно и дальше порезвиться. Кораблей – всего два. Они могут пристыковываться и к разгонному блоку, и, с помощью манипулятора космопорта «Луна», к посадочной платформе. Топливо. Наши системы хранения и дозаправки компонентов топлива в космосе бесперебойно работают только на МКС более 20 лет. Грузы и модули, предназначенные для работы на поверхности Луны. Опять же тяжёлая, не сверхтяжёлая, ракета-носитель выводит на орбиту Земли, и далее – стыковка на орбите. Далее – сборка с буксиром – разгонный блок, который всё это переносит на орбиту Луны. А там нас ждёт большая грузовая платформа для посадки на космодром Луны. 
И последнее. Модули на поверхности Луны требуют защиты от радиации. Риголит насыпать на конструкции? А может, доставить метрополитеновского крота, который будет в предгорье зарываться и строить лабиринты тоннелей, а лунный роллер – затаскивать туда модули и стыковать их между собой? 

Не буду утомлять читателя более подробными деталями. Что в приходе? Мы умеем создавать и обслуживать околоземные орбитальные станции, на которых экипажи проводят научные исследования. Они же космопорт «Земля»; исходя из этого, выбираем угол наклонения орбиты. У нас есть корабль для доставки экипажа на орбиту, опыт создания разгонных блоков, системы дозаправки и длительного хранения компонентов топлива. Окололунная станция- космопорт на основе околоземной, но работающая, в основном, в автоматическом режиме. Экипажи на ней для временных работ, это транзитные экипажи. Необходима разработка перелётного корабля, для которого нет необходимости в теплозащите и возвращении на Землю со второй космической скоростью, взлётно-посадочных платформ для Луны и лунного космодрома. Есть тяжёлый вопрос – доставка топлива. И его количество. Ведь на обратном пути нам придётся сбрасывать скорость со второй космической до первой. Уверен, все проблемы решаемы.
Я представил вам ещё один сценарий освоения Луны. При этом используем технологии, которые уже отработаны и надёжны при длительных работах на орбите, и уходим от сверхтяжа. Решение данной задачи позволит разработать и новые средства связи, передачи информации. А построение космодрома на поверхности Луны? Решение задач по производству на Луне кислорода, воды, компонентов топлива? Думаю, такого рода задачи с привлечением партнёров и помогут нам вернуться на достойную орбиту.

Ответ на вопрос: как решить проблему в космонавтике – очень простой: в отрасли должны работать профессионалы, которые придут на десятилетия, а не для галочки в трудовой; мы должны сегодня чётко понимать, сколько выделяется денег, и спрашивать за результат, а не за их освоение; мы должны ставить перед собой и сверхзадачи, если хотим вернуть себе своё место в мировой космонавтике. Не будем забывать – СССР добился выдающихся результатов опираясь на свои кадры и производство.

Космонавтика стареет. Уходят ветераны, которые ковали победы Советской космонавтики. Отрасль очень нуждается в молодом поколении с горящими глазами. Ведь руководить проектами должны те, кто сможет воплощать проекты и отвечать за результат, а не переписывать программы из десятилетия в десятилетие.
Не будем забывать, развитие должно идти с учётом потребностей государственной безопасности. Не может быть такого: есть потребность в спутниках с передачей терабайтов информации, с обеспечением точности привязки в сантиметры, а то и в миллиметры, а промышленность говорит, что может создать спутник пропускной способностью только в килобайты, а привязки – в метровом диапазоне. Нет, мы должны делать именно то, что обеспечит нашу безопасность.

Сегодня говорят, что мы будем наращивать количество спутников на орбите. Но какие это будут спутники? Нужны определённые тактико-технические характеристики, не уступающие общемировым. И когда сегодня заявляют, что мы создаём конвейеры для спутников, мне бы очень хотелось, чтобы эти конвейеры могли быстро перестраиваться под новые технологии. Чтобы мы не выпускали десятилетиями устаревшую продукцию. Конвейеры у нас должны быть созданы таким способом, чтобы мы могли их быстро перестраивать. Мы не имеем права сегодня запускать в производство морально устаревшую технику. Мы должны идти вперёд.

Хорошо бы проанализировать путь наших предков. Я не говорю – повторить, но проанализировать, почему они добились этого грандиозного успеха. Для себя я нашёл ответ в «Специальном послании Конгрессу по вопросам образования» американского президента Джона Ф. Кеннеди: «...Советы поддерживают ежегодный приток научно-технической профессиональной рабочей силы, более чем в два раза превышающий наш собственный».
Ребята, космонавтика – локомотив, который тянет за собой многие направления науки и техники. Она – симбиоз науки и техники. Но всё начинается за школьной партой. И с мечты! Не бойтесь ставить перед собой высокие цели! Ваша судьба в ваших руках.

Хотел бы отметить ещё одну проблему, которая остро стоит перед отечественной космонавтикой – утечка кадров. Как сделать так, чтобы молодые специалисты оставались на предприятиях? На встрече с президентом Владимиром Путиным был поднят вопрос низкой зарплаты. Вопрос второй – жильё. Решением был бы вариант, когда молодой специалист получает служебную квартиру в наём, аренду, и через 10-20 лет работы, работы на совесть, на предприятии космической отрасли, она переходит в его собственность. Этим мы могли бы задержать специалиста на предприятии. При этом предприятия должны иметь механизм улучшения жилищных условий служебных квартир при увеличении семьи специалиста, механизм продажи ему квартиры, например, через 10 лет, по остаточному принципу, а через 15-20 лет – передача в собственность бесплатно. Человек на работе должен думать и творить, а не беспокоиться о бытовых вещах. А программа выделения служебных квартир молодым специалистам может быть и Федеральной со своими механизмами при переводе специалиста с одного предприятии на другое внутри отрасли.

Ещё один проблемный аспект – кредиты, которые берут наши предприятия под большие проценты. Если мы хотим прорыва в космической отрасли, то, может быть, рассмотреть вариант, чтобы предприятия брали кредит у государственного банка с фиксированным процентом? А лучше без процента, потому что не всегда у нас Минфин исполняет свои обязательства, и не всегда деньги вовремя попадают на счета. А у предприятий есть план. Можно, конечно, работать по-другому – нет денег, мы останавливаем производство. Но оборонка, военный и мирный космос остановиться не могут. А значит, многие руководители, а им надо выполнять план, вынуждены брать кредиты в коммерческих банках. А это кандалы. Это приводит к удорожанию продукта или к выполнению плана себе в убыток. И с инфляцией мы не понимаем, какие проценты будут завтра.

Если мы говорим, что навигационная группировка «ГЛОНАСС» – это государственная задача, может, предприятия, которые работают на государственные задачи, имеют право на поддержку в части того, что касается этой программы? В том числе в виде льготного кредитования. Чтобы не получилось так, что сегодня выделили 10 рублей, а завтра инфляция и проценты 5 из них съели, а отвечать придётся за 10.

Ну и, повторюсь, в отрасли должны работать профессионалы, а не только лишь эффективные менеджеры. В этой связи хочется привести отрывок из басни Ивана Крылова «Щука и кот»:
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит И рад скорей
Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.
С уважением,
Ф. Юрчихин

zandr

https://www.roscosmos.ru/40377/
ЦитироватьГоскорпорация «Роскосмос» заключила соглашение о стратегическом партнерстве
Сегодня первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Андрей Ельчанинов, генеральный директор ОКБ «Пятое Поколение» Олег Кусь и генеральный директор Спутниковой системы «Гонец» Павел Черенков подписали трехстороннее соглашение о стратегическом партнерстве.
Соглашение предполагает сотрудничество сторон в области создания многоспутниковой группировки малых космических аппаратов спутниковой связи и соответствующей наземной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций в космическую отрасль России. 
 
Документ предусматривает взаимодействие сразу по нескольким направлениям. Помимо создания космического и наземного сегментов перспективной системы, предполагается сформировать операторские функции, использовать радиочастотный спектр и организовать информационно-аналитическое взаимодействие и коммерческую реализацию проекта.


Практик

Цитата: Разъём от 20.03.2024 15:10:46Хорошая статья Федора Юрчихина (даёшь 6 фак!) за исключением несколько спорных деталей и веру в хороших бояр. В приватных разговорах он высказывается гораздо жёстче.

КОСМОНАВТИКА – ЛОКОМОТИВ, КОТОРЫЙ ТЯНЕТ ЗА СОБОЙ МНОГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Ну и, повторюсь, в отрасли должны работать профессионалы, а не только лишь эффективные менеджеры. В этой связи хочется привести отрывок из басни Ивана Крылова «Щука и кот»:
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит И рад скорей
Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета.
С уважением,
Ф. Юрчихин
Раз пошла такая пьянка, на 4-ий день публикации этой статьи вспомнилась другая басня Ивана Андреевича! "Кот и повар": "...А Васька слушает да ест!"  ;D

Разъём

Сумбурно, поверхностно и уже лет десять высказывается господином Севостьяновым, но все остается без изменений.

Николай СЕВАСТЬЯНОВ


Почему мы стали терять позиции на рынке услуг по запуску космических аппаратов и что делать

Надо понимать, что международный рынок услуг по запуску космических аппаратов (пусковых услуг) в настоящее время является конкурентным.

Идет постоянное соревнование между компаниями-операторами пусковых услуг за получение заказов на запуски спутников. Поэтому, как и в спорте, есть внешние и внутренние причины, которые повлияли на конкурентную способность наших космических ракет.

К внешним причинам можно отнести следующее:
Зарубежные ракетные компании, чтобы не потерять своих клиентов на международном рынке, в 90-е годы образовывали с российскими компаниями совместные предприятия по запуску российскими ракетами иностранных спутников.

Наши космические ракеты хорошо «зарабатывали» на международном рынке в 90-е и нулевые годы, так как в то время были лучше, чем зарубежные. Это приводило к самоуспокоению.

У нас никто не ожидал, что зарубежные компании, тем более частные, способны создать новые ракетные системы с лучшими технико-экономическими характеристиками.

Но, когда зарубежные компании завершили разработку своих новых ракет, они вышли из совместных предприятий. При этом, сохранив за собой клиентов.

Чтобы еще улучшить условия для своих компаний на международном рынке, США с 1 января 2023 года ввело запрет для запуска российскими ракетами космических аппаратов, которые используют американскую элементную базу.

Также есть и внутренние причины:
Ракеты «Союз» и «Протон» разработаны в 60-е годы. С того времени на предприятиях уже сменилось несколько поколений производственного персонала, которые не участвовали в налаживании производства этих ракет, а значит, со временем снизилось внимание к критичным элементам этих ракет.

В погоне за улучшением рыночных характеристик шла «ползучая» модернизация серийных ракет. В результате этого возникали производственные изменения, критически влияющие на надежность, что привело к росту аварийности.

Поэтому на международном рынке российские ракеты стали вытесняться новыми иностранными ракетами. Пример этому - вытеснение ракеты «Протон» с международного рынка ракетой «Falcon 9» компании SpaceX, основанной Илоном Маском.

Разработка наших новых космических ракет задержалась по отношению к разработкам новых ракет конкурентов. Работы велись одновременно, но конкуренты значительно раньше вышли на рынок со своими пусковыми услугами. В чем причина?

При реализации сложных технологических проектов важно, какие подходы используются для организации работ.

У нас принята практика поручать реализацию новых космических проектов крупным государственным компаниям, которые уже серийно производят ракеты предыдущего поколения. Ответственность за результат «размывается» внутри компании между специалистами, которые одновременно занимаются другими вопросами. Также возникают внутренние конфликты между новыми и старыми технологическими подходами. Это значительно влияет на задержку сроков и повышение себестоимости.

В тоже время за рубежом стали появляется новые частные компании, которые начали разрабатывать не просто новые ракеты, а создавать новые ракетные системы для оказания пусковых услуг на рынке.

Так как в таких проектах особое значение имеет экономическая окупаемость вложенных инвестиций, то разработчики ищут наиболее эффективные технические решения.

Но особое значение имеет участие государства в приобретении пусковых услуг этих систем, так как это позволяет частным компаниям быстрее окупать вложенные инвестиции и уверено себя чувствовать на международном рынке.

Поэтому, если мы хотим вернуться в лидеры, необходимо также активно развивать государственно-частное партнёрство в космической отрасли.

И в этом смысле государство может проявить разумную прагматичность и, несмотря на возражения противников частного космоса, обеспечить в России поддержку и защиту частной инициативы в космической деятельности.

Такой организационный подход позволит быстрее восстановить позиции России в области космонавтики, в том числе на рынке пусковых услуг.

Практик

Цитата: Разъём от 24.03.2024 19:07:59Сумбурно, поверхностно и уже лет десять высказывается господином Севостьяновым, но все остается без изменений.
Да хоть двадцать! см. выше...А Васька слушает, да ест!... :)
Но...дорогу осилит идущий!...И ...капля камень точит! ;D

Наименьший квадрат

Цитата: Практик от 24.03.2024 19:37:08
Цитата: Разъём от 24.03.2024 19:07:59Сумбурно, поверхностно и уже лет десять высказывается господином Севостьяновым, но все остается без изменений.
Но...дорогу осилит идущий!...
ЦитироватьВдоль дороги - лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той -
Плаха с топорами.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

zandr

https://tass.ru/interviews/20357351
ЦитироватьЦЭНКИ: строительство площадки для многоразовой ракеты "Амур-СПГ" можно начать в 2026 году
Николай Нестечук . Михаил Метцель/ ТАСС
Николай Нестечук © Михаил Метцель/ ТАСС
Автор Илья Смирнов

Сегодня в России идет разработка перспективной многоразовой ракеты на метане "Амур-СПГ" — она получит возвращаемую первую ступень и будет взлетать с космодрома Восточный в Амурской области. О том, как сейчас создается проект стартового комплекса, когда можно начать строительство и что планируется позаимствовать у "Морского старта", в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, входит в Роскосмос) Николай Нестечук

— Николай Николаевич, на каком этапе находится проект стартового комплекса для ракеты "Амур-СПГ" на Восточном?
— В настоящий момент АО "ЦЭНКИ" по договору с АО "РКЦ "Прогресс" ведется разработка технического проекта на создание стартового комплекса КРК (космического ракетного комплекса — прим. ТАСС) "Амур-СПГ" на космодроме Восточный. Завершение работ запланировано на ноябрь 2024 года.
На данном этапе работ перед АО "ЦЭНКИ" поставлена задача формирования стартовой схемы, облика и ключевых принципов построения стартового комплекса. Основной объем работ связан с обеспечением такой проработки стартового комплекса, которая позволит по завершении этапа технического проекта максимально оперативно перейти к разработке рабочей документации.
Разработка материалов находится в активной фазе. Сформированы стартовая схема, состав систем и агрегатов стартового комплекса, их назначение, принципы работы и взаимодействия, расположение на СК (стартовом комплексе — прим. ТАСС) и основные конструктивные решения. В настоящий момент уточняется совместно с АО "РКЦ "Прогресс" схема связей "земля — борт" с РН (ракетой-носителем — прим. ТАСС), а также формируется состав исходных данных в проектную организацию для дальнейшей разработки сооружений и технических систем комплекса запуска КРК "Амур-СПГ". Параллельно ведутся работы по разработке документации на технологическое оборудование стартового комплекса.

— Гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов недавно заявил, что строительство стартовой площадки должно перейти в практическую плоскость в ближайшее время. Когда ЦЭНКИ рассчитывает начать такие работы?
— Сейчас рассматривается два варианта расположения стартового комплекса, от выбора которого зависят и сроки проведения строительных работ.
Стартовый комплекс будет располагаться в 5 км от аэропортового комплекса космодрома. Данное расположение было определено в эскизном проекте АО "РКЦ "Прогресс" и согласно проведенным рекогносцировочным работам в 2021 году.
В целях сокращения сроков и объема строительных работ в настоящий момент совместно с АО "РКЦ "Прогресс" рассматривается альтернативное расположение стартового комплекса по соседству с СК "Ангара-А5" и частичное заимствование его инфраструктуры. По предварительным оценкам, при оперативном принятии решения и разработке документации проектной организацией данный вариант позволит приступить к строительным работам в 2026 году.
Окончательное принятие решения по расположению комплекса запуска будет осуществлено разработчиком КРК (АО "РКЦ "Прогресс") совместно с заказчиком (ГК "Роскосмос").

— Глава госкорпорации также отметил, что перед вашим предприятием и Ракетно-космическим центром "Прогресс" поставлена задача ускорить и удешевить строительство стартовой площадки. Каким образом планируется это осуществить? В какие сроки ожидается осуществить строительство?
— В части стартового комплекса мы приняли концепцию применения так называемой пусковой платформы, заимствуя опыт небезызвестного "Морского старта", на котором все технологическое оборудование и, по сути, весь стартовый комплекс помещался в единой конструкции. Мы пытаемся распространить данный подход на реалии космодрома Восточный и разработали концепцию создания пусковой платформы как объекта машиностроения с оптимальным размещением в ней максимально возможного объема технологического оборудования взамен создания множества отдельных строительных сооружений.
Данное решение позволит сократить сроки и стоимость строительных работ, а также обеспечить требования по безопасности и надежности.
Как было сказано ранее, окончательное принятие решения о конфигурации строительной инфраструктуры и расположению комплекса запуска будет осуществлено разработчиком КРК (АО "РКЦ "Прогресс") совместно с заказчиком (ГК "Роскосмос"), и от этого будут зависеть сроки осуществления строительства.

— По словам Юрия Борисова, в проектировании был использован опыт Илона Маска и его компании SpaceX. Какие именно инновационные идеи рассчитывает внедрить ЦЭНКИ?
— В первую очередь данный вопрос, вероятнее всего, касается РКЦ "Прогресс". Так, в данной РН в явном виде фигурирует два решения: возвращение первой ступени и применение СПГ (сжиженного природного газа — прим. ТАСС) в качестве горючего.
Для нас же в качестве инновационных идей в данном направлении стали вышеупомянутое построение СК с использованием пусковой платформы и решение задач по работам с СПГ. Учитывая высокий класс чистоты применяемого СПГ (марка А), особое внимание уделяется вопросам приема и заправки компонента с сохранением его кондиции. В целом работа с СПГ как ракетным топливом является инновационной задачей.

A.E

Вроде, не было такой новости:
Цитировать«Для нас Росрыболовство является одним из важнейших клиентов, потребителей космических услуг. Это и высокоточная навигация, и обеспечение надежной связи и передачи данных, особенно в труднодоступных арктических районах нашей страны. Надеемся, что соглашение заложит долгосрочную основу для сотрудничества. В Арктическом регионе в этом году мы закроем практически все важнейшие вопросы, связанные со связью, прогнозом погоды, а в 2025-2026 годах сможем начать предоставлять информацию обзорного типа для прогнозирования и мониторинга биоресурсов», – заявил Юрий Борисов в ходе встречи.

zandr

https://www.roscosmos.ru/40411/
ЦитироватьГосдума приняла в первом чтении законопроект о размещении рекламы на космических технике и инфраструктуре
Сегодня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о размещении рекламы на космической технике, в том числе на ракетах-носителях, и объектах космической инфраструктуры.

В случае принятия закона, Госкорпорация «Роскосмос» сможет заключать договоры на размещение рекламы на космической технике, а также на объектах космической инфраструктуры.

Договоры могут также быть заключены и в отношении техники и объектов инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности, которыми управляет Роскосмос от имени государства.

Определение размера оплаты и условия договоров будут закреплены за Правительством России.

Такая реклама может стать источником дополнительного дохода как для федерального бюджета, так и для Госкорпорации.

zandr

https://www.roscosmos.ru/40402/
ЦитироватьРуководство Роскосмоса почтило память Юрия Гагарина



56 лет назад около деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время тренировочного полета на МиГ-15УТИ погибли первый космонавт планеты Юрий Гагарин и военный летчик Владимир Серегин. 
Сегодня делегация Роскосмоса во главе с генеральным директором Госкорпорации Юрием Борисовым возложила цветы к мемориалу у Кремлевской стены на Красной площади.
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области, здесь же прошло и его детство. Родители — Алексей Иванович и Анна Тимофеевна Гагарины — были потомственными смоленскими крестьянами, колхозниками.
В 1941 году Юрий Гагарин поступил в 1-й класс средней школы, но из-за войны смог возобновить учебу в школе лишь в 1943 году. Затем три года учился в ремесленном училище № 10 в подмосковных Люберцах, получив специальность формовщика-литейщика. В 1957 году окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова в городе Оренбург по истребительному профилю.
В конце 1950-х годов среди молодых летчиков-истребителей начался набор для переучивания на «новой технике». 9 декабря 1959 года Юрий Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты, и уже через неделю его вызвали в Москву для всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. 7 марта 1960 года Юрий Гагарин в числе 12 молодых летчиков был зачислен в первый отряд космонавтов, а в январе 1961 года приступил к подготовке к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток» вместе с Валерием Быковским, Григорием Нелюбовым, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем и Германом Титовым.
12 апреля 1961 года он совершил первый полет в космос, выполнив один виток вокруг Земли. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже день полета Гагарина в космос был объявлен праздником — Днем космонавтики.
23 мая 1961 года Юрий Гагарин был назначен командиром отряда космонавтов, а осенью того же года поступил на инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, который окончил в 1968 году с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».
С декабря 1963 года по 1968 год Юрий Гагарин являлся заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. К летной подготовке космонавт вернулся в 1963 году, в 1966 году приступил к тренировкам для полета на новом корабле «Союз». В апреле 1967 года Гагарин был назначен дублером командира космического корабля «Союз-1» Владимира Комарова.
Жизнь первого космонавта человечества трагически оборвалась в 34 года и 18 дней. Утром 27 марта 1968 года самолет МиГ-15УТИ, которым он управлял под руководством опытного инструктора, командира учебного авиаполка Владимира Серегина, разбился, выполняя учебный полет.