Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

tass.ru

Рогозин заявил, что улучшения отношений с США в космической деятельности ждать не стоит



МОСКВА, 20 января. /ТАСС/. Генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин, комментируя заявления кандидата на пост главы Пентагона Ллойда Остина, заявил, что улучшения отношений между Россией и США в космической деятельность ждать не стоит.
Цитировать"Судя по этим высказываниям, ждать улучшения отношений с США в космической деятельности нам не стоит", - написал Рогозин на своей странице в Twitter.

Ранее Остин заявил, что Россия и Китай представляют растущую угрозу для США в космосе, РФ при этом пока остается "ключевым противником". По его словам, космос - это уже арена конкуренции великих держав.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать21mm.ru

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения отмечает 80-летний юбилей


Юбилейный год ГУАП отметит целым рядом разноплановых мероприятий, которые не только расскажут о богатой истории университета, но и раскроют инновационный и исследовательский потенциал развития вуза.
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения отмечает 80-летний юбилей

Фото: СПб ГУАП
25 января 2021 года Санкт-Петербургскому государственному университету аэрокосмического приборостроения исполняется 80 лет. Особую символичность этому событию придает тот факт, что день рождения университета совпадает с Днем российского студенчества.
Старт большой программе праздничных событий даст торжественное мероприятие «День рождения ГУАП», которое пройдет в онлайн-формате в социальной сети ВКонтакте , начало в 14.00. Такой формат позволит подключить к прямому эфиру преподавателей, студентов, выпускников и партнеров ГУАП по всему миру.
Университет  примет поздравления от первых лиц страны и города и выдающихся коллег вуза: министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Дмитрия Рогозина, летчика-космонавта, Героя Советского союза Сергея Крикалева и других. Также в рамках празднования запланирована выставка научных достижений университета.
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения уже 80 лет является одним из ведущих в стране и мире научно-образовательных учреждений в области авиационно-космических комплексов, систем управления, новейших образовательных технологий. Сохраняя уникальный для мировой образовательной практики профиль − аэрокосмическое приборостроение – в настоящее время вуз активно внедряет новую модель инженерного образования, ориентированную на международные стандарты подготовки, которые отличает гибкость и соответствие запросам рынка, готовность выпускников к практической работе.


Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Наверное, будет правильно рассуждения-сообщения об отключении телефонов в отдельном консульстве перенести куда-нить из темы про Роскосмос.
А так как переносить я не умею, сами расссуждения к новостям космонавтики никаким боком, то просто тупо удалю.
ОК ?
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#10863
Цитата: triage от 21.01.2021 07:57:56... то занятно что в теме Роскосмоса про отключения связи, а в другой высказывания Рогозина
Критику признаю справедливой, недовымодерировал ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Старый,
я не успеваю удалять сообщения не по теме с той скоростью, что вы пишете.
Пожалейте.
;)
Предлагаю дальше по теме.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

Главная → Госкорпорация → Окно открытых инноваций
Окно открытых инноваций
Что такое Окно открытых инноваций?
  • Окно открытых инноваций — Единое окно Госкорпорации «Роскосмос» для внешних инновационных предложений (проектов) и запросов.
  • Режим Единого окна — принцип и форма организации приема и обработки предложений и запросов от участников инновационной деятельности, не являющихся организациями и работниками Госкорпорации «Роскосмос», к структурным подразделениям Госкорпорации, а также ответов структурных подразделений Госкорпорации на предложения и запросы участников инновационной деятельности, предусматривающие обращение участников инновационной деятельности к одному адресату в Госкорпорации.
  • Участник инновационной деятельности (Заявитель) — малая инновационная компания либо физическое лицо, являющиеся участниками процесса взаимодействия с Госкорпорацией «Роскосмос», обратившиеся в Госкорпорацию с предложениями инновационных проектов (либо с запросом потребности Госкорпорации в инновационных проектах), продуктов, услуг, технологий либо разработок путем предоставления формы структурированного запроса через интернет-ресурс Единого окна Госкорпорации «Роскосмос».
Что необходимо знать для подачи инновационного предложения (запроса)?
  • Инновационные предложения (запросы) должны представлять потенциальный интерес для организаций Госкорпорации «Роскосмос» и соответствовать ряду критериев.
  • Прием, рассмотрение и экспертиза заявок осуществляются на постоянной основе.
  • Заявки, содержащие некорректную информацию, не рассматриваются и остаются без уведомления Заявителя.
Контактная информация
  • Исследовательско-аналитический центр Госкорпорации «Роскосмос»
  • Е-mail: open.innovations@roscosmos.ru
Как подать заявку на рассмотрение предложения/проекта? Как подать заявку на рассмотрение предложения/проекта? Порядок экспертизы предложений (запросов) Порядок экспертизы предложений (запросов) Критерии отбора предложений Критерии отбора предложений
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

inbusiness.kz

"Роскосмос" не будет запускать с "Байконура" пилотируемые корабли "Орел" ракетой "Союз-5"



Госкорпорация "Роскосмос" отказалась от планов запускать на орбиту пилотируемый корабль "Орел" ракетой-носителем "Союз-5", говорится в материалах, размещенных на портале госзакупок, пишет Интерфакс.  
Согласно документу, в техническое задание вносится изменение, которое исключает требования к космическому ракетному комплексу "Союз-5" по запуску пилотируемого транспортного корабля нового поколения.
Ракета-носитель среднего класса "Союз-5" получила название "Иртыш", головным разработчиком является РКК "Энергия". Летные испытания ракеты намечены на 2022-2025 годы.
Ракета создается в рамках ОКР "Феникс" на двигателе РД-171МВ. Это будет двухступенчатая ракета. Она будет стартовать с "Байконура" в рамках совместного проекта с Казахстаном со старта, который ранее использовался ракетами "Зенит". "Союз-5" сможет вывести на опорную орбиту до 17 тонн.
В настоящее время в России идет разработка многоразового корабля "Орел" в рамках опытно-конструкторской работы "Федерация". Первый полет корабля без экипажа запланирован на 2023 год, с экипажем - на 2025. Корабль предназначен для доставки людей и грузов на космические станции на околоземной орбите, а также является одним из ключевых элементов существующей концепции освоения Луны.
Экипаж корабля составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции - до года. Общая масса корабля при полете к орбитальной станции будет равна 14,4 тонны (19 тонн при полете к Луне), масса возвращаемого аппарата - 9 тонн. Длина корабля - 6,1 метра.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

aviaport.ru

Рабочий визит Генерального конструктора по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре на предприятия Корпорации Промтех (АвиаПорт)
Источник: компания «АО "ОКБ "Аэрокосмические системы"» Опубликовано: 22.01.2021, 09:41




[image
Генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре Госкорпорации "Роскосмос", заместитель генерального директора АО "ЦНИИмаш" Медведев Александр Алексеевич посетил с рабочим визитом опытно-конструкторское бюро и производственную площадку Корпорации "Промышленные технологии" (АО "Промтех") в наукограде Дубна Московской области.
Основной целью визита являлось ознакомление с конструкторскими и технологическими возможностями предприятий, знакомство с организацией сквозного цифрового процесса разработки и постановки на производство новых видов продукции и определение возможной схемы кооперации в рамках перспективных проектов.
В ходе визита Медведев А.А. посетил конструкторские подразделения ОКБ, а также производственные цеха по изготовлению компонентов авиационной и космической техники, цеха электрожгутового производства.
При посещении лабораторно-испытательного комплекса вниманию Генерального конструктора были представлены образцы инновационной гражданской продукции, созданной в рамках мероприятий по импортозамещению и диверсификации производства.
В рамках тематической презентации принимающая сторона рассказала об имеющихся заделах и выполненных проектах по направлению созданию наземных испытательных комплексов в интересах предприятий ракетно-космической и авиационной промышленности.
В ходе визита Медведеву А.А. была представлена экосистема прикладных программных продуктов собственной разработки (в т.ч. САПР "МАКС" для разработки электрических и гидропневматических бортовых систем), а также доложены результаты работ по созданию полностью отечественного программно-аппаратного комплекса (ПАК) "СЕВЕР", предназначенного для сокращения времени тестирования, увеличения глубины и охвата проверок, автоматизации процесса верификации "летающего" программного обеспечения, встраиваемого в бортовое радиоэлектронное оборудование.
По итогам визита достигнуты предварительные договоренности о дальнейшем сотрудничестве, определен порядок взаимодействия по производственным и конструкторско-технологическим вопросам.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Соломонов ушел с поста гендиректора института, создававшего ракеты "Ярс" и "Булава"



МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. Генеральный конструктор ракетных комплексов "Ярс" Юрий Соломонов покинул должность гендиректора Московского института теплотехники (МИТ), на которую он был назначен 25 декабря, но остался на посту генконструктора. Об этом ТАСС сообщил в пятницу источник в ракетно-космической отрасли.
"
ЦитироватьСоломонов с понедельника покинул пост генерального директора МИТ по собственному желанию, обязанности гендиректора исполняет Сергей Пономарев
", - отметил собеседник агентства.
Как уточнил источник, "Соломонов, назначенный президентом генеральным конструктором стратегических ракетных комплексов, сосредоточит свои усилия на создании новых изделий". По его словам, "задач у МИТ прибавилось".
Пономарев уже был гендиректором МИТ в 2018-2020 годах. В декабре прошлого года Роскосмос сообщил ТАСС, что институт возглавил Станислав Суворов. А уже 25 декабря источник сообщил ТАСС, что гендиректором МИТ назначен Соломонов. Таким образом, Суворов пробыл на посту главы института несколько недель.
Ранее Соломонов уже совмещал посты генерального директора и генерального конструктора МИТ. Затем эти должности разделили.
В настоящее время в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения находятся межконтинентальные баллистические ракеты "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс" разработки и производства кооперации во главе с этим институтом. Им также созданы межконтинентальные баллистические ракеты подводных лодок "Булава".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

militarynews.ru

Разработчик "Тополя" и "Булавы" покинул должность гендиректора Московского института теплотехники -



      *** Юрий Соломонов занимающий должность генконструктора временно замещал должность гендиректора
              Москва. 22 января. ИНТЕРФАКС - Юрий Соломонов покинул должность гендиректора Московского института теплотехники, которую он временно замещал, но продолжит занимать должность генконструктора, сообщили "Интерфаксу" в Роскосмосе.
      "
Цитата: undefinedЮрий Соломонов как генконструктор временно замещал должность генерального директора МИТа
", - сообщили в госкорпорации.
      По ее данным, уход Соломонова с поста гендиректора это "
Цитата: undefinedзаранее согласованный внутренний оргвопрос
".
      8 декабря в госкорпорации сообщали, что занимавший на тот момент должность гендиректора Сергей Пономарев покинул свой пост. Новым гендиректором был назначен глава "Корпорации "Стратегические пункты управления" Станислав Суворов. Как сообщил "Интерфаксу" информированный источник, позднее в декабре Суворов покинул свой пост.
      Московский институт теплотехники - один из основных отечественных разработчиков и производителей ракет стратегического и тактического назначения, в том числе "Ярс", "Тополь" и "Булава". Предприятие входит в госкорпорацию "Роскосмос"
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев

Цитата: АниКей от 22.01.2021 12:58:11"Роскосмос" не будет запускать с "Байконура" пилотируемые корабли "Орел" ракетой "Союз-5"
А что он будет?
im

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Цитата: АниКей от 22.01.2021 12:58:11inbusiness.kz

"Роскосмос" не будет запускать с "Байконура" пилотируемые корабли "Орел" ракетой "Союз-5"

ну как же так - там же Царь Двигатель
Цитироватьhttps://www.rbc.ru/technology_and_media/01/09/2019/5d6b50119a794776340220d0
«Роскосмос» запустил производство «царь-двигателей»
01 сен 2019

Эти двигатели начали собирать для перспективной ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» («Иртыш»), которая придет на смену украинским «Зенитам». Ее планируют использовать для выведения на орбиту пилотируемого корабля «Федерация»
...
О сборке первого экземпляра двигателя РД-171МВ в феврале сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Тогда он заявил, что этот двигатель является самым мощным в мире, а также отметил, что в конструкторских кругах за ним закрепилось название «царь-двигатель».
...


Иван Моисеев

Цитата: triage от 22.01.2021 17:13:18О сборке первого экземпляра двигателя РД-171МВ в феврале сообщил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Тогда он заявил, что этот двигатель является самым мощным в мире, а также отметил, что в конструкторских кругах за ним закрепилось название «царь-двигатель».
"Конструкторские круги" - это внутре головы генерального директора Роскосмоса?

Царь-колокол - не звонил.
Царь-пушка - не стреляла.
Царь-ракета - не летала.
Что будет с царь-двигателем?
im

Цитата: triage от 22.01.2021 17:13:18
Цитата: undefined"Роскосмос" не будет запускать с "Байконура" пилотируемые корабли "Орел" ракетой "Союз-5"
ну как же так - там же Царь Двигатель

Как в мультфильме:"Ноги, крылья - хвост, вот что главное"!
Будет водород на "Ангаре" и все пересмотрят. Вопрос -когда?!
1. Поддерживаю ВКС, Армию и Флот России!
2.  Создание КРК Ангара -доказывает, что Россия  способна на многое.
3. Киселев- без КВТК и водородной ступени Ангара не Ангара!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

roscosmos.ru

Интервью. Максим Матюшин: «Наше завтра – это перспективные наукоемкие технологии»



#Роскосмос#Интервью#Русский космос#Главное#ЦНИИмаш#ЦУП#Максим Матюшин#МКС#Пилотируемая космонавтика
24.01.2021 19:15
Центр управления полетами — сложнейшая структура, управляющая как пилотируемыми комплексами, так и автоматическими космическими аппаратами, а также Международной космической станцией — самым крупным объектом в космосе, построенным руками человека. От качественной работы специалистов на Земле зависит главное — жизнь и безопасность экипажа, а также сохранность станции.
О текущих и будущих проектах, о вызовах, кадровом обновлении и многом другом журналу Госкорпорации «Роскосмос» «Русский космос» рассказал начальник Центра управления полетами ЦНИИмаш (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Максим Матюшин.
***

Спойлер
— Максим Михайлович, что сегодня представляет собой Центр управления полетами? Какие основные задачи он решает?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить прошлое и представить развитие ракетно-космической отрасли в будущем. Тогда мы поймем, какой ЦУП сейчас и какие задачи будет решать в ближайшее время. В исторической ретроспективе отсюда осуществлялось управление всеми существующими типами космических аппаратов, и прежде всего пилотируемыми полетами. Начало этому было положено с программой «Союз — Аполлон». С тех пор управление полетами по пилотируемой программе Советского Союза и России ведется из ЦУПа ЦНИИмаш.
Из ЦУПа специалисты контролировали также полеты аппаратов в дальний космос, управляли полетами автоматических межпланетных станций к Венере, к комете Галлея, к Марсу и его спутнику Фобосу. ЦУП руководил управлением универсальной ракетно-космической транспортной системы «Энергия — Буран» и первыми пусками ракет-носителей с комплекса «Морской старт».
В настоящее время Центр обеспечивает управление полетами российского сегмента МКС, пилотируемых кораблей «Союз», грузовых кораблей «Прогресс», а также большей части автоматических космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, летающих по гражданскому компоненту Программы космической деятельности России.
Именно в ЦУПе начались научные работы по созданию отечественной системы навигации, которая легла в основу ГЛОНАСС. Сейчас в ЦНИИмаш этой системой занимается отдельный научно-технический центр. Похожий путь проходит Автоматизированная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве (АСПОС ОКП), для которой также создан отдельный научно-технический центр в ЦНИИмаш, но задумали ее ученые-баллистики Центра управления полетами.
Сегодня ЦУП — это развивающаяся сложная организационная и технологическая платформа, объединяющая задачи управления пилотируемыми комплексами, автоматическими космическими аппаратами и применения по целевому назначению наземных средств управления.
Кроме того, ЦУП является частью международной сети по управлению полетом Международной космической станции, самого крупного космического объекта, когда-либо созданного человечеством. Изначально комплекс управления МКС задумывался как сетевая распределенная система, звенья которой находятся по всему земному шару: это и Соединенные Штаты, и Европа, и Япония, и Канада. В России таким звеном является ЦУП ЦНИИмаш. Участие в этой международной программе обязывает Центр соответствовать самым высоким мировым стандартам, и мы просто вынуждены занимать лидирующие позиции в данной области.
Возьмем для примера цифровизацию. В обществе широко обсуждаются возможные пути этого процесса, а в ЦУПе он практически уже реализован. Сегодня управление полетом любого космического аппарата, получение телеметрических данных — это цифровые технологии. В ходе планирования и реализации операций по управлению полетом специалисты на Земле имеют дело только с «цифровым портретом», «цифровым двойником» космического аппарата. Сейчас в ЦУПе голосовая и телевизионная связь с космонавтами и внутренняя связь с сотрудниками полностью цифровые. Весь наш цифровой блок защищен системой обеспечения безопасности информации в соответствии с российскими и международными стандартами. Мы используем перспективные разработки для хранения и обработки больших данных. Все это позволит ЦУПу в ближайшей перспективе работать без риска технологического отставания.
Говоря о будущем, следует учитывать обще­мировые тенденции в освоении космического пространства. Мировая космонавтика находится в точке выбора дальнейшего вектора развития, но уже виден ряд устойчивых трендов.
Первый — это наращивание усилий по исследованию и освоению дальнего космоса, прежде всего Луны, Марса, Венеры. Особенности управления полетом аппаратов дальнего космоса, такие как задержка в линиях связи, возможные перерывы в сеансах связи, невозможность быстрого возвращения экипажа на Землю, будут накладывать ограничения и предъявлять требования как к бортовому контуру управления, так и к Центру управления. В отношении перспективных аппаратов дальнего космоса, особенно пилотируемых, акцент будет смещаться от непосредственного управления космическим аппаратом к переработке больших объемов данных и выработке на этой основе рекомендаций, прогнозов, планов распоряжения ресурсами.
Другой тренд — это продолжение освоения околоземного космического пространства, но в условиях качественных изменений. Я говорю о создании так называемых многоспутниковых систем, состоящих из сотен и тысяч аппаратов, и об управлении их полетом в условиях значительного засорения околоземного космического пространства. Все это вызовет серьезные изменения в способах управления полетом и потребует создания общепланетарной распределенной организации движения.
Невозможно создать для тысяч космических аппаратов тысячи центров управления, поэтому сегодня активно прорабатываются вопросы создания новых, более совершенных, систем управления, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Очевидно, что никакая, даже самая совершенная, вычислительная машина не заменит человека при выработке целей существования человеческого общества, в вопросах генерации и обсуждения новых идей, не займет место ученых и научного сообщества. Тем не менее значительная часть работы операторов, специалистов по оперативному управлению в будущем будет отдана автоматизированным программно-техническим комплексам с искусственным интеллектом.
Уже сейчас мы идем по пути создания и внедрения технологий работы с большими объемами данных и элементами искусственного интеллекта. Это, например, и системы управления ресурсами, построенные на основе мультиагентного подхода, и системы анализа данных с использованием нейросетевых технологий, и системы интеграции разнородных данных. В целом, думаю, наше «завтра» — это перспективные наукоемкие технологии, выраженные в распределенной системе программно-технических средств, отвечающие запросам общества в части освоения космического пространства.
— Расскажите подробнее о системе «Луч». Позволит ли она снизить нашу зависимость от американских коллег в вопросе связи экипажа МКС с Землей?
— Система «Луч» (включает три спутника-­ретранслятора на геостационарной орбите. — Ред.) активно работает и используется для управления пилотируемыми кораблями «Союз» и грузовыми «Прогрессами». Она позволяет во время автономного полета этих аппаратов полностью отслеживать процессы на борту, получать телеметрию и выдавать команды с Земли. Данная система существенно повышает эффективность управления, что особенно важно при реализации быстрых схем полета, освоенных относительно недавно.
Наличие собственного национального широкополосного канала связи необходимо не только для обеспечения постоянной теле- и аудиосвязи, приема телеметрии, выдачи команд на борт российского сегмента МКС, но и для получения с борта станции большого потока научной информации.
Одна из основных задач полета МКС — проведение научных экспериментов на борту станции. И вполне естественно, что ученые, постановщики этих экспериментов, хотят получать данные сразу, а не через полгода, когда экипаж вернется за Землю. В США и Европе, например, реализован прямой доступ ученых из различных западных университетов на борт станции с помощью специальной системы, в которой одну из основных ролей играют существующие широкополосные каналы связи с МКС.
Специалисты NASA пошли дальше: они публикуют большое количество данных о процессах в космосе, полученных с МКС, в виде объемной цифровой информации и периодически ее обновляют. И получается, что для многих ученых нет нужды специально заказывать эксперимент на борту МКС, поскольку определенные научные данные уже имеются.
Возвращаясь к системе «Луч»: сейчас под руководством РКК «Энергия» как головной организации — разработчика российский сегмент МКС дооснащается необходимой аппаратурой, проводятся плановые испытания. Как только будет завершен процесс отладки, у нас появится свой широкополосный цифровой канал связи.
— Вы затронули тему космического мусора. Как часто приходится уклоняться от таких потенциальных угроз и какова вероятность, что в будущем они возрастут?
— Проблема полета космических аппаратов на околоземной орбите в условиях угрозы столкновения с космическим мусором действительно существует. Очевидно, что и в ближайшем будущем она останется актуальной, особенно с учетом развития многоспутниковых систем.
Для МКС разработана специальная процедура по уклонению от космического мусора. Она включает оценку траекторий полета станции и космического мусора, расчет вероятности возможного столкновения и, если эта величина превышает определенные пороговые значения, планирование и реализацию маневра уклонения. В основе этой процедуры лежат сложные баллистические расчеты, которые начинаются за несколько суток до предполагаемого сближения и ведутся вплоть до разрешения ситуации тем или иным образом. В расчетах учитываются и особенности орбитального движения космического мусора, имеющего иногда очень непростые характеристики, и ограничения средств наблюдения за таким мусором, и требования к построению маневра МКС таким образом, чтобы в новой точке исключалась угроза столкновения с новым объектом. Наши баллистики хорошо справляются с этими задачами.
Ну и, конечно, любой внеплановый маневр МКС является довольно затратным мероприятием: это и изменение плана полета, и нарушение планового профиля орбиты, и затраты дорогостоящего топлива. Но жизнь экипажа несоизмеримо дороже, поэтому процедура уклонения периодически выполняется.
— Решение о проведении маневра принимается коллегиально партнерами по программе МКС?
— Любое решение по управлению полетом МКС принимается коллегиально ЦУПами всех международных партнеров.
— Как маневр по уклонению реализуется технически? Команда на включение двигателей поступает с Земли?
— Разрабатывается план полета с учетом маневра уклонения от космического мусора. На основе этого плана формируется программа управления, представляющая собой связанный набор алгоритмов для бортовой вычислительной системы. Эта программа загружается в ходе сеанса связи с МКС, а дальше бортовая вычислительная система реализует действия по маневру под контролем специалистов ЦУПа.
В ходе функционирования станции мы, естественно, набираемся опыта, который позволяет повышать эффективность процессов управления полетом путем доработки бортового и наземного контуров управления. Так, если несколько лет назад для уклонения от мусора закладывалась довольно объемная бортовая программа, то сейчас алгоритмы доработаны и большая часть команд уже находится на борту. Поэтому есть возможность в стандартных ситуациях передавать с Земли на борт МКС ограниченное число управляющих воздействий, которых вполне достаточно для реализации стандартного алгоритма уклонения.
— Учитывая проблему заселенности и замусоренности околоземного пространства, усложнила ли система Starlink работу по управлению полетом МКС?
— Это станет понятно только со временем — после полного развертывания системы. Но, думаю, рано или поздно произойдет перенасыщение околоземных орбит функционирующими аппаратами и космическим мусором, что в корне поменяет «правила игры», то есть произойдет переход количества в качество. К этому переходу необходимо готовиться уже сегодня, создавая предпосылки к формированию планетарной системы организации космического движения.
— Вы упомянули искусственный интеллект, усложнение программ и систем. Соответствует ли сегодня техническая часть, «железо», предъявляемым требованиям? Какое новое оборудование необходимо ЦУПу?
— Хотим мы этого или нет, но ЦУП, являясь и одной из ключевых точек в отечественной космической программе, и частью международной сети исследования космического пространства, просто вынужден идти в ногу с техническим прогрессом, и даже на шаг впереди — там, где это получается. По-другому нельзя.
И здесь, конечно, надо сказать спасибо Гос­корпорации «Роскосмос»: мы всегда находим понимание и живой отклик руководства на наши новые идеи и предложения. Все наши нужды по техническому перевооружению, по обеспечению вычислительной техникой, по приобретению оборудования удовлетворяются в рамках действующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. У нас создан современный центр обработки данных с мощными линиями обмена информацией. Это, собственно, и позволяет говорить о возможности реализовать новые методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, в том числе с элементами искусственного интеллекта. В ЦУПе создана и развивается серьезная вычислительная платформа.
— Есть ли проблемы с импортозамещением? И как они решаются?
— Мы внимательно следим за новыми отечественными разработками в области систем управления и вычислительных систем, периодически проводим в ЦУПе открытое обсуждение тех или иных технологий. И там, где можно заменить импортное оборудование на новое отечественное, мы это, естественно, делаем. Но особенность нашего Центра в том, что мы работаем по международным программам, которые включают определенные требования, поэтому и иностранной техники у нас немало.
Если говорить о программном обеспечении, учитывая специфические задачи ЦУПа, то в основном программы написаны либо сотрудниками ЦУПа, либо на предприятиях контура Рос­космоса. Во всем мире при управлении полетом уникальных космических аппаратов используется аналогичный подход.
— Если зайти в ЦУП, складывается впечатление, что тут работает немало молодежи...
— К счастью, за последние несколько лет удалось переломить тенденцию старения коллектива: большинство ведущих разработчиков и руководителей у нас довольно в молодом возрасте. Тем не менее проблема преемственности поколений существует. У нас есть подразделения, где одна половина сотрудников старше 65 лет, а вторая — до 30 лет. Мы уделяем большое внимание преемственности и передаче опыта и знаний опытнейшими специалистами мирового уровня начинающим сотрудникам. Молодые специалисты, пришедшие в ЦУП, — профессионально грамотные, активные люди, которые способны перенимать этот опыт и преумножать его. В привлечении молодежи в ЦУП большую помощь оказывает Госкорпорация «Рос­космос», предоставляя возможность платить достойную зарплату молодым сотрудникам.
Данные меры помогли сохранить две имеющиеся в ЦУПе научные школы мирового уровня: баллистико-навигационного обеспечения и обработки телеметрической информации. Ученые, представители этих школ, в прошлом были авторами уникальных разработок, членами отечественной и иностранных академий наук, лауреатами государственных премий. К счастью, удалось что-то сохранить, что-то восстановить, и сейчас в рамках этих школ работают молодые ученые, аспиранты, которые развиваются под патронажем опытных именитых наставников. Это и позволяет ЦУПу быть в числе лидеров и по космической баллистике, и по обработке телеметрической информации.
— Участники и свидетели программы «Союз — Аполлон» еще работают в ЦУПе? Или уже ушли в силу возраста?
— Конечно, большинство уже на пенсии. Но среди наших ученых есть отдельные специалисты, которые имеют силы и желание еще потрудиться. Очень важно для молодых ребят ежедневно иметь возможность общения с легендами освоения космоса. Это наглядно показывает молодым ученым и инженерам, что нерешаемых задач практически не существует. С этой же целью несколько лет подряд в ЦУПе еженедельно проводились лекции, в которых участвовали и молодые специалисты, и приглашались ветераны Центра, ушедшие на пенсию. Живое общение, передача знаний, что называется, «из уст в уста» — это очень важно для создания прочного фундамента дальнейшего развития.
— Какие вузы готовят для вас кадры?
— В основном это ведущие инженерные вузы страны: Московский авиационный институт, МГТУ имени Н. Э. Баумана, в том числе Мытищинский филиал, Инженерная академия РУДН. Там, где требуются математические расчеты, приходят ребята после МГУ, МИФИ, МФТИ.
— Мир переживает пандемию коронавируса. Как работал ЦУП весной, когда вводились максимальные ограничения? Не пришлось ли управлять станцией «из дома», грубо говоря?
— Нет, специалисты станцией из дома не управляли. Совместно с Роскосмосом приняли решение о значительном ограничении посещений Центра управления полетами, эти правила действуют и сейчас. Были отменены экскурсии. Популяризация космонавтики — дело очень важное, но здоровье людей, конечно, превыше всего. В настоящее время готовим онлайн-экскурсии по ЦУПу.
Были введены ограничения на посещение ЦУПа специалистами инженерной поддержки, разработчиками бортовых систем МКС и автоматических космических аппаратов. Работа с ними переведена в режим конференцсвязи.
В пик пандемии на работу ходили оперативная смена и очень небольшое число сотрудников. Для остальных были организованы удаленные рабочие места.
— Какую наиболее интересную задачу, по вашей оценке, в последние пять-десять лет приходилось решать ЦУПу?
— Это, безусловно, сохранение коллектива. ЦУП решал и продолжает решать много сложных и важных задач: сейчас начались разработки в рамках лунной программы, и есть интереснейшие идеи и результаты по окололунной навигации; рассматриваются перспективные вопросы построения и выработки технологий управления многоспутниковыми системами, в том числе с исполь­зованием методов самоорганизации; внедряется искусственный интеллект, системы обработки больших массивов данных и т. д.
Но все это меркнет перед задачей по сохранению и преумножению бесценных знаний и опыта, как сейчас модно говорить, компетенций ученых и инженеров, работающих в Центре. И могу с уверенностью сказать, что она у нас успешно решается. Ведь самое главное — это люди, специалисты, способные справляться с возникающими проблемами быстро и качественно. Это самая важная, сложная и самая интересная задача, для урегулирования которой мы прикладываем большие усилия.

Открыта подписка на журнал «Русский космос» на 2021 год. Вы можете найти нас в каталоге агентства «Урал-пресс»
Наш индекс: 013856
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Академик Шарков: «Фортов был идеологом проекта FAIR»
Научная Россия
11:32
Академик Петров: «Космическая Одиссея Владимира Фортова»
Академик Петров сосредоточил доклад на исследованиях Владимира Фортова, посвященных космическим исследованиям, в том числе на МКС.
REGNUM
13:59
«Рыцарь российской академии наук»: 75-летие академика Фортова
Оказывается, академик обогнул на яхте известный своим коварством мыс Горн. Вспомнили и «космическую Одиссею» Фортова.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПоздравляем с юбилеем. «Санкт-Петербургскому государственному университету аэрокосмического приборостроения» 80 лет!
18:49 25.01.2021
25 января 2021 года генеральный директор АО «Центральное конструкторское бюро «Дейтон» принял участие в торжественном расширенном заседании Ученого совета «Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения», которое было посвящено его 80-летию со дня образования и проходило в онлайн-формате.
На протяжении многих десятилетий Университет по праву считается одним из ведущих вузов страны. Сначала институт, а затем университет дал путевку в жизнь не одному поколению высококлассных специалистов, которые своим трудом и талантом внесли огромный вклад в становление и развитие отечественной аэрокосмической отрасли.
От имени трудового коллектива АО «ЦКБ «Дейтон» Рубцов Ю.В. поздравил профессорско-преподавательский состав, студентов и всех сотрудников Университета с юбилеем.
В заседании Ученого совета приняли участие министр науки и высшего образования РФ Фальков В.Н., губернатор Санкт-Петербурга Беглов А.Д., генеральный директор Государственной корпорации «Роскосмос» Рогозин Д.О.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!