Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 8 гостей просматривают эту тему.

Брабонт

#12060
Трансгенные мыши, ширнувшиеся препаратом для временного пробуждения сверхспособностей, ведут свой "Орёл" на посадку в оренбуржскую степь, где их уже встречает генеральный директор, исполнительный директор и первый космонавт планеты...

Вывод: до майских - ничего крепче кофе.

Водитель

Цитата: Виктор  Воропаев от 18.04.2021 10:00:58Трансгенные мыши, ширнувшиеся препаратом для временного пробуждения сверспособностей, ведут свой "Орёл" на посадку в оренбуржскую степь, где их уже встречает генеральный директор, исполнительный директор и первый космонавт планеты...

Вывод: до майских - ничего крепче кофе.

В рамках лётно-космических испытаний, прошу заметить. Лучших в мире.

testest

Цитата: Виктор  Воропаев от 18.04.2021 10:00:58Трансгенные мыши, ширнувшиеся препаратом для временного пробуждения сверхспособностей, ведут свой "Орёл" на посадку в оренбуржскую степь, где их уже встречает генеральный директор, исполнительный директор и первый космонавт планеты...
И съемочная группа "Линии Генерального"

АниКей

Цитата: Старый от 18.04.2021 08:41:15
Цитата: triage от 18.04.2021 08:20:04обе консервы (а район посадки обсудили еще 13-14 апреля) попали в работу
Смех не в том что консервы. Смех в том что Рогозин не понимает всю тупость и нелепость своей пропаганды. Полёта к Луне нет и не будет, но место для его посадки уже точно выбрано! Ещё и Гагарина сюда приплёл.


Гагарин после исторического полёта прниземлился в нерасчётном районе который никто не выбирал. Рогозин выбирает точный район посадки для полёта которого никогда не будет. В этом принципиальная разница между королёвской и рогозинской космонавтикой. И Рогозин настолько туп что не понимает всю злую иронию подобного сравнения.
удалено. основание : неделикатно, субъективно и ваще не в тему.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Рейтузы Илона Маска

"Роскосмос" прокомментировал заявление о выходе России из проекта МКС

https://ria.ru/20210418/mks-1728811218.html

Россия проведет техническое обследование Международной космической станции (МКС) и примет решение о выходе из проекта с 2025 года, о чем предупредит иностранных партнеров.

https://tass.ru/kosmos/11180857

АниКей

ЦитироватьРоссия запланировала выйти из МКС с 2025 года
Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что Россия сохраняет планы создания собственной орбитальной станции и заранее предупредит партнеров по космической программе о выходе из проекта МКС с 2025 года. Срок эксплуатации станции истекает в 2024 году, при этом ранее сообщалось о возможном продлении ее работы до 2030 года.
В аппарате зампреда правительства заявили, что в связи с ухудшением технического состояния станции и во избежание рисков необходимо провести техническое обследование МКС.

Цитировать"И по итогам принимать решение, — отметил Борисов, — и честно предупреждать партнеров о выходе из МКС с 25-го года".


Как ранее сообщал МК, российские власти уже утвердили решение о создании независимой отечественной станции.
Читайте также: Конфликт американцев с россиянами на МКС объяснили «неумением сверлить»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьtass.ru

Россия обследует МКС и примет решение о выходе из проекта с 2025 года



МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. Россия проведет техническое обследование Международной космической станции (МКС) и примет решение о выходе из проекта с 2025 года, о чем предупредит иностранных партнеров.
Как сообщили ТАСС в аппарате вице-премьера Юрия Борисова, сроки существования станции давно истекли, ее состояние оставляет желать лучшего. "В
Цитироватьпоследнее время все чаще поступает информация о технических неисправностях. Чтобы избежать любых рисков в случае аварийных ситуаций, необходимо провести техническое обследование станции. И по итогам принимать решение и честно предупреждать партнеров",
- сообщили в аппарате.
Цитировать"И честно их [партнеров] предупредить о выходе из МКС с 2025 года", - привели слова Борисова в эфире программы Павла Зарубина "Москва. Кремль. Путин" на телеканале "Россия-1".

Вопрос целесообразности продолжения участия России в проекте Международной космической станции обсуждался на совещании по космосу у президента РФ Владимира Путина 12 апреля.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: Рейтузы Илона Маска от 18.04.2021 14:24:25и примет решение о выходе из проекта с 2025 года, о чем предупредит иностранных партнеров.
А какое она приймет решение - положительное или отрицательное? Интриганы, блин...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Кто тут 10 лет назад говорил что Старый не любит ПК и хочет её закрыть? А я вам что говорил?  >:( >:( >:(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

cross-track

Цитата: Старый от 18.04.2021 14:48:34Кто тут 10 лет назад говорил что Старый не любит ПК и хочет её закрыть? А я вам что говорил?  >:( >:( >:(
Ну вот, таки накаркал! ;D
Live and learn

mihalchuk

Цитата: Старый от 18.04.2021 14:47:27
Цитата: Рейтузы Илона Маска от 18.04.2021 14:24:25и примет решение о выходе из проекта с 2025 года, о чем предупредит иностранных партнеров.
А какое она приймет решение - положительное или отрицательное? Интриганы, блин...
Вот это в точку. Возможно, это попытка развода партнёров на бабки.

Старый

Цитата: cross-track от 18.04.2021 16:11:31
Цитата: Старый от 18.04.2021 14:48:34Кто тут 10 лет назад говорил что Старый не любит ПК и хочет её закрыть? А я вам что говорил?  >:( >:( >:(
Ну вот, таки накаркал! ;D
Блин... :( Это я виноват... :(  :'(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: mihalchuk от 18.04.2021 20:18:17
Цитата: Старый от 18.04.2021 14:47:27
Цитата: Рейтузы Илона Маска от 18.04.2021 14:24:25и примет решение о выходе из проекта с 2025 года, о чем предупредит иностранных партнеров.
А какое она приймет решение - положительное или отрицательное? Интриганы, блин...
Вот это в точку. Возможно, это попытка развода партнёров на бабки.
Вот и мне чтото так кажется.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

telekast

Цитата: Старый от 18.04.2021 21:00:50
Цитата: mihalchuk от 18.04.2021 20:18:17
Цитата: Старый от 18.04.2021 14:47:27
Цитата: Рейтузы Илона Маска от 18.04.2021 14:24:25и примет решение о выходе из проекта с 2025 года, о чем предупредит иностранных партнеров.
А какое она приймет решение - положительное или отрицательное? Интриганы, блин...
Вот это в точку. Возможно, это попытка развода партнёров на бабки.
Вот и мне чтото так кажется.
А кто у нас партнёры?
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Старый

Цитата: telekast от 18.04.2021 21:21:18А кто у нас партнёры?
Кто денег даст тот и партнёры!  >:(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Водитель

Партнёры разводиться не собираются. Они начали программу частных ОС. Как раз после 2025. Так что это чисто внутренние наши дела.

АниКей

zavtra.ru

Перспектива пилотируемой космонавтики в историческом масштабет


Спойлер
Кризис
Существует довольно большое количество научных и публицистических работ на тему стратегического планирования космической деятельности и развития пилотируемой космонавтики как в России, так и в мировом масштабе. В краткосрочной перспективе, горизонте планирования 10–50 лет, все эти материалы с довольно высокой детализацией и достоверностью описывают возможные пути развития мировой космонавтики.
Практически все работы на тему стратегического планирования (даже серьёзные научно-исследовательские работы по заказу государственных институтов планирования и регулирования космической деятельности) основаны на оптимистической уверенности в перспективности пилотируемой космонавтики по умолчанию, в экстенсивном пути развития (в наращивании космических средств, космических полётов дальше и дольше) и в благоприятном общественном мнении и экономической ситуации.
Константин Петрович Феоктистов, Василий Петрович Мишин (одни из основателей практической пилотируемой космонавтики в России) в последние годы своей жизни и научной деятельности серьёзно критиковали развитие пилотируемой космонавтики, предлагали альтернативные пути, набор задач и космических средств. Представляется, что эта критика была обусловлена именно глубоким пониманием проблем и чётким знанием, с чего и как все начиналось, какие были предпосылки для возникновения отечественной ракетно-космической отрасли и какую роль в этом играли конкретные исторические личности (С.П. Королёв, М.В. Келдыш, Д.Ф. Устинов, В.П. Глушко, Н.С. Хрущёв).
Представляется, что ещё одним серьёзным поводом для критики является проблема целеполагания космической деятельности, особенно в части пилотируемых космических полётов. В период «золотого века» мировой космонавтики, который длился 10–15 лет с момента запуска первого искусственного спутника Земли, были установлены все возможные (на данном технологическом уровне цивилизации) рекорды, достигнуты приоритеты, решены основные научно-практические задачи, включая доставку грунта с другого небесного тела и обеспечение длительного пребывания человека в космическом пространстве.
Дальше сам собой (на самом деле — в силу объективных причин) возник своеобразный «потолок» развития, некий стазис, и началось экстенсивное, не всегда оправданное разрастание отрасли в силу необходимости обеспечивать самоподдерживающийся конвейер. Единственным реальным продуктом этого конвейера многие десятилетия является сохранение и поддержание компетенций пилотируемых космических полётов.
Но, как говорит восточная мудрость, стояние на месте — это движение назад. Деградация потенциала ракетно-космической отрасли — свершившийся факт. И надо оговориться, что эта ситуация типична для всех «старых» членов космического клуба, начавших космическую деятельность в 60‑х годах прошлого столетия.
Успешность и значимость космических проектов сыграли злую шутку с космонавтикой, последствия которой мы видим только теперь. Избежав этапы развития, через которые проходили, например, авиация или подводная техника, космонавтика так и не стала полноценной самодостаточной отраслью хозяйства.
Во многом это определено тем, что мы так и не начали реального освоения космического пространства. Нет внеземного производства, нет городов на других планетах, нет космических «железных дорог», нет космической экономики. То, что мы сейчас называем практической космонавтикой, — а это орбитальные группировки военных и гражданских спутников, — по сути является обслуживающим инструментом для других областей деятельности, малой частью того, чем могла бы стать космонавтика.
Космонавтика, в особенности пилотируемая и научная, очень быстро стала атрибутом державности и символом развитой экономики («можем себе позволить»). В период острого соперничества этот и многие другие атрибуты были необходимы и поддерживались государством. Когда такая необходимость пропала, развитие космонавтики затормозилось вплоть до стагнации.
Проанализируем, почему так произошло, есть ли для этого объективные причины, так ли сильно важна роль личности в истории, какие исторические процессы влияют на возникновение и развитие подобных областей деятельности. И попытаемся сделать прогноз перспективности пилотируемых полётов в космос в ближайшие 100 лет.
Для этого, прежде всего, необходимо увидеть и понять тот мир, в котором мы сейчас живём, где геополитическое противостояние, глобальный экономический кризис, климатические изменения, технологические тренды и трансформация научного познавания мира влияют на все аспекты нашей повседневной жизни, мировоззрение и, в конечном итоге, на желание и возможность осваивать космос.
Мир, в котором мы живём
Мы живём в мире, переживающем очередную промышленную революцию. Как известно, вместе с революцией в технологиях, промышленном производстве и организации труда происходят значительные перемены в общественном устройстве и мировой экономике.
В результате первой промышленной революции возникли механизация ручного труда, урбанизация, новая транспортная инфраструктура на основе железных дорог, установился капитализм, образовались новые государства и новые основы международной торговли и политики, могущество Британской империи достигло своей кульминации, начались и закончились переделом политического и экономического влияния европейские (наполеоновские) войны.
Вторая промышленная революция стала спусковым крючком Первой мировой войны. Возникли массовое конвейерное производство, новые виды оружия (в том числе массового поражения), новые виды транспорта (авиация, подводный флот, автомототранспорт). Произошёл очередной передел политического и экономического характера. Перестали существовать несколько империй, возникли новые государства, была создана Федеральная резервная система США.
Мощнейший потенциал изменений, вызванных новыми технологиями, переменами в общественном устройстве, возникновением глобальных экономических механизмов и дроблением мира ещё и по идеологическому принципу, привёл к началу Второй мировой войны и ещё большему технологическому развитию, новым видам военной и гражданской техники и, в конечном итоге, к появлению ядерных технологий и ракетной техники.
Развитие атомной и ракетной промышленности дало толчок в направлении третьей промышленной революции, обусловленной автоматизацией производственных, научных и технологических процессов посредством вычислительной техники. Мир стал меньше за счёт развития коммерческой авиации, сетей связи, спутниковой группировки военного и гражданского назначения, вычислительных сетей. Появился интернет. Доллар превратился в резервную мировую валюту, не привязанную к золоту, нефть стала не только энергоносителем, но и важнейшим производственным ресурсом. Рухнул СССР.
Мир вошёл в период перманентного динамического, экономического и политического передела, глобальная война заменилась непрекращающейся серией локальных войн на периферии «цивилизации».
Раздутая промышленная и финансовая инфраструктура мировой экономики, уничтожающая ресурсы, подрывающая экологию, но при этом имеющая очень низкий коэффициент полезного действия, нарастающий хаос в мировой политике и мироустройстве, глобальный экономический кризис, развитие новых технологий производства, глобальной вычислительной сети — всё это приводит к возможности — а может, и необходимости — очередной смены правил игры.
Четвёртая промышленная революция характеризуется не роботами и беспилотниками, не интернетом вещей и аддитивными технологиями и даже не системами компьютерного проектирования, моделирования и анализа больших данных. Главным является отказ от массового производства, автоматизация (цифровизация) практически всех технологических и организационных процессов, включая процессы госуправления и экономического регулирования, отказ от глобальных цепочек поставок и распределения продуктов.
Ещё один признак четвёртой промышленной революции — появление огромного количества «лишних людей», обусловленное изменением структуры профессиональных знаний и организации труда.
Изменения общественного устройства, геополитические изменения, экономический передел, вызванные началом новой промышленной революции, мы можем наблюдать уже сейчас. Среди них: отказ от норм международного права, которые мешают изменениям мироустройства, кризис существующей мировой финансовой системы и появление криптовалют, обострение застарелых военно-политических конфликтов и возникновение новых, атомизация общества, упадок промышленного производства и снижение потребления.
Обострение геополитической ситуации, вызванное желанием усилить или изменить контроль над ключевыми ресурсами, также следует рассматривать в рамках изменения индустриального уклада и устройства глобальной экономической системы. В этом смысле возникновение пандемий — а главное, их последствий — следует рассматривать как элегантную и сравнительно безопасную альтернативу мировой «горячей» войне, как средство разрушения «старого» индустриального уклада. Система, основанная на глобальных цепочках поставок и распределения продукции, избыточной инфраструктуре и значительных людских ресурсах, уже меняется на цифровую экономику, дистанционные способы организации труда и госуправления с тотальным контролем над населением с помощью интеллектуальных вычислительных систем.
Вершиной четвёртой промышленной революции предполагается создание разнообразных систем искусственного интеллекта, деурбанизация, безлюдные производства, снижение потребления, автономизация жизнедеятельности (включая производство энергии), безотходное производство.
Подчеркнём, что мы не являемся апологетами или энтузиастами подобного развития цивилизации и не считаем подобный результат безальтернативным. Более того, на эмоциональном уровне мы понимаем, что данная тенденция ведёт к возникновению самой жёстокой диктатуры всех времён и народов, в которой миллиарды людей подлежат «утилизации». Мы только констатируем факт планомерной и масштабной работы по созданию технологических предпосылок для такого развития событий.
На протяжении тысячелетий наша цивилизация строилась на социально-экономическом неравенстве. Редкие и неудачные попытки создания обществ с более справедливым устройством до сих пор не вышли из разряда политических утопий. Экономическая система с расслоением общества на бедных и тех, у кого сконцентрирована львиная доля богатств и ресурсов, на протяжении веков трансформировалась, но по‑прежнему составляет основу нашей цивилизации.
Такое распределение ресурсов позиционируется как следствие их ограниченности, с одной стороны, и заложенного в человеке стремления к конкуренции внутри своего биологического вида — с другой. Оговоримся: мы не придерживаемся этих позиций и считаем их примитивным обоснованием сложившегося порядка неэффективного хозяйствования на основе нарастающего потребления и манипуляционной политической системы, нацеленной на сохранение данного мироустройства.
Изменить такое положение вещей, на наш взгляд, способна только радикальная трансформация правил игры — создание альтернативных цивилизационных моделей, возможность эволюционного, постепенного изменения. Однако в условиях нарастающего системного кризиса и деградирующей экологии такой сценарий представляется маловероятным — слишком мало времени и слишком сильное сопротивление.
В прошлой истории нашей цивилизации схожие процессы на уровне регионов и государств приводили к миграции народов и экспансии вовне. Но в настоящее время наша цивилизация является глобальной, а значит — «герметичной» в рамках целой планеты. «Безопасная» экспансия внутри «герметичной» цивилизации невозможна, только очередной передел зон влияния, поддерживаемый очередной промышленной революцией, военными конфликтами и новой модернизацией тысячелетнего порядка вещей.
Представляется, что у человеческого вида нет другой альтернативы в историческом масштабе, кроме экспансии за пределы планеты. Парадоксальным образом это не только может позволить реализоваться в новых мирах идеям справедливого общества равного труда, всеобщего благополучия и полной реализации творческого потенциала каждого, но и привести к постепенному изменению мироустройства на родной планете человеческого вида.
Краткая история авиации
Если рассмотреть историю развития науки и техники, то можно увидеть сходные тенденции в образовании и развитии многих технических и технологических отраслей — судостроении, авиастроении, автомобилестроении, вычислительной технике и даже ракетостроении.
В каждой из этих отраслей путь развития складывался от удела одиночек-энтузиастов, через этап спортивно-технического творчества и соревновательной практики к использованию инноваций в военном деле и далее — к коммерческому использованию. Разумеется, это довольно упрощённая схема, но она хорошо коррелирует с реальной историей развития техники.
Единственная из рассматриваемых нами отраслей, которая развивалась не по этой схеме, — это космонавтика. Она очень быстро перепрыгнула от голого энтузиазма к многомиллиардным проектам государства. В России это произошло исключительно благодаря личности С.П. Королёва и ситуации того времени — идеологическому противостоянию, научно-техническому и военному соревнованию капиталистической и социалистической систем.
Во многих странах созданы собственные огромные ракетно-космические отрасли, имеющие глубокое взаимодействие и даже сращивание с военно-промышленным комплексом, им подпитываемые, плоть от плоти идеологической машины социально-экономического неравенства и уничтожения себе подобных. Однако сама идея освоения Вселенной в том виде, как это представляли себе основоположники теоретической и практической космонавтики, до сих пор остаётся маргинальной, во многом утопической.
По большому счёту, активных, деятельных сторонников пилотируемых полётов в космос ещё очень мало, это уже не удел энтузиастоводиночек, но до сих пор дело отдельных пассионариев, своеобразной субкультуры, «паразитирующей» на тактических интересах военнопромышленного комплекса и межгосударственной конкуренции.
Если обратиться к истории авиации (в других схожих отраслях события развивались примерно тем же образом), мы действительно можем увидеть, что сама идея «летания по небу» существовала на протяжении многих веков, но только с появлением новых технологий в рамках очередной промышленной революции, а также с качественным скачком научно-практических знаний об аэродинамике появилась возможность практической реализации вековой мечты.
Но кем это было реализовано? Энтузиастами-одиночками, маргиналами в глазах «нормального» общества! Разумеется, государственные и даже военные структуры не оставались в стороне от этой «гонки за ветром», потрачены существенные ресурсы, привлечены лучшие умы и... полный крах, «виноград слишком зелен». Гонку выигрывают никому не известные братья Райт.
Далее, как в «эффекте домино», появляются другие успешные авиационные проекты, вырастает целая субкультура авиаторов-первопроходцев, это всё ещё забавное явление для остального общества, рискованное хобби, не имеющее никаких индустриальных перспектив. Проблема в том, что для поддержания любого увлечения нужны ресурсы, проще говоря — деньги.
Самый простой способ заработать на рискованном увлечении — продавать его как развлекательный аттракцион, а затем устраивать призовые соревнования с привлечением тех же энтузиастов, но с финансовыми возможностями.
История развития авиации через установление всё новых и новых рекордов могла продолжаться ещё очень долго, авиационная техника развивалась, но по‑прежнему значимых индустриальных перспектив с точки зрения мировой экономики не просматривалось. Правда, стала нарождаться индустрия строительства аэропланов как спортивного инвентаря.
Грядущий передел экономического и политического влияния, растущая напряжённость между участниками геополитических процессов, развитие военного дела под новые реалии второй промышленной революции — всё это заставило военных руководителей обратить внимание на очередную техническую новинку — аэроплан. Авиация изменила поле боя радикально и навсегда. И хотя уже никто не мог подумать, что идея полёта утопична, до экономически эффективных транспортных авиационных систем было ещё очень далеко.
Попытки коммерциализировать авиацию в промежутке между мировыми войнами, несмотря на достаточное развитие технологий и производства, существенного успеха не имели: по‑прежнему всё сводилось к рекордам, соревнованиям в интересах развития боевой авиационной техники и наращивания научнопрактического опыта.
В течение Второй мировой войны авиация в своих различных ипостасях пережила скачкообразное развитие от тихоходных бипланов до реактивных истребителей. Была создана огромная инфраструктура разработки и производства авиационной техники, могучая авиационная отрасль, которая в таких масштабах была больше никому не нужна — война окончена!
Представляется, что именно наличие суммы технологий и масштабной инфраструктуры, не соответствующей более нуждам военной машины, дало толчок развитию коммерческой авиации во всём мире. Разумеется, это не единственная и, наверное, не основная причина бурного роста индустрии авиационных перевозок. В контексте данной работы важнее проследить эволюционное развитие отдельно взятой технологии от маргинальной идеи к индустрии, глубоко интегрированной в мировую экономику.
Космическая индустрия
Необходимо определиться с терминологией. Что такое космическая индустрия и индустрия вообще в контексте данной статьи? В 1985 году в издательстве «Машиностроение» вышло первое издание замечательной книги «Космическая индустрия» Всеволода Авдуевского и Георгия Успенского. В этой работе академично, системно, исчерпывающе изложены все возможные технологии, технические средства и методы исследования и освоения Солнечной системы. Однако, на наш взгляд, наименование книги не соответствует её содержанию.
Технические средства, транспортные системы, оборудование и инструменты, методы и технологии — это всё же не вся индустрия, а индустриальная инфраструктура. Индустрия (промышленность) — это, прежде всего, экономика, то есть наличие рынка, спроса и предложения, продукта и потребителя.
Благодаря отцам-основателям практической космонавтики на базе авиационной и оружейной промышленности была создана ракетно-космическая отрасль, которая до сих пор не стала самостоятельной индустрией и не выбралась из опытно-экспериментального производства штучного «товара» по заказу единственного потребителя — государства. Масштабность ракетно-космической отрасли, объёмы финансирования, внимание со стороны политического истеблишмента и общественности не должны вводить нас в заблуждение. Космической индустрии пока не существует ни в одной стране мира.
Отличительной чертой индустрии, на наш взгляд, является серийное или даже массовое производство, а также устойчивый и массовый спрос на продукт этого производства. На примере коммерческой авиации можно установить, что основными продуктами этой индустрии являются авиационная техника и грузопассажирские перевозки. Разумеется, сама по себе индустрия воздушного транспорта является только частью большой экономики.
Отметим, что превращение суммы технологий, технических средств и энтузиазма пассионариев в индустрию происходит только тогда, когда в этом есть потребность у большой экономики. Транспортная система нужна для перемещения грузов и пассажиров, генерация электроэнергии необходима для обеспечения производства и жизнеобеспечения, промышленное производство создаёт продукты, необходимые и для транспорта, и для жизнеобеспечения, и для генерации энергии, и для массового потребителя. Оборот товаров и услуг, промышленное производство, коммуникации и транспорт, финансовая система — всё это вместе составляет большую экономику.
Однако, как видно на примере авиации, для возникновения массового спроса необходимо наличие предложения, то есть возможностей и технических средств. Мы не строим промышленные фабрики на Луне или в поясе астероидов, солнечные орбитальные электростанции и космические «железные дороги» не только потому, что нам это не нужно, но и потому, что мы это не можем.
И вновь, как в предыдущие исторические периоды, на передний план выходят усилия отдельных пассионариев, которые почему‑то хотят сделать то, что они делают. Илон Маск и команда компании SpaceX уже работают над революционной транспортной космической системой, которая по идее должна обеспечить регулярное, экономически эффективное грузопассажирское сообщение между земной и космической инфраструктурой. Многоразовая транспортная система Starship будет способна за один пуск выводить на орбиту Земли экипаж в 100 (!) человек или до 100 тонн грузов. Ввод в эксплуатацию подобного технического средства радикально изменит правила игры в ракетно-космической отрасли, приведёт к закрытию многих государственных космических программ, но главное — создаст возможность для возникновения настоящей космической индустрии.
Экспансия
В истории человечества не раз было так, что вслед за первопроходцами, исследователями, путешественниками рано или поздно начиналась миграция народов, экспансия в новые земли. И всегда она случалась по единственной причине — поиск лучшей жизни. Более сытой, более свободной, сложной и опасной, но совершенно новой жизни.
Суровость и неопределённость жизни в новых землях никогда не останавливала экспансии — наоборот, в путь отправлялись самые предприимчивые, самые способные и смелые люди, готовые на любые жертвы и неудобства ради свободы и будущего своих детей. Из этих людей формировались новые этносы, которые во многом определяли дальнейший ход истории нашей цивилизации.
В настоящее время наш мир — это уже не город, страна или земной шар. С началом космической эры наш мир стал намного больше, он вырос как минимум до размеров Солнечной системы. Почти каждый день в новостях или социальных сетях мы видим новые снимки с других планет, это становится обыденностью. Мы в обычных разговорах, а не в научных собраниях обсуждаем наличие воды на Луне или Марсе, возможности жизни на Венере или Титане, новости с космической орбитальной станции попадают в топ обычных новостей, а не научных сводок.
Казалось бы, начнётся завтра регулярное транспортное сообщение с Марсом, сразу выстроится очередь желающих переселенцев. Космос, однако, намного более сложное место для жизни, нежели самые суровые территории на Земле. Нужны веские причины для того, чтобы эмигрировать на другую планету в поисках лучшей жизни.
Получается, что для масштабной экспансии в Солнечную систему условия жизни на Земле должны стать намного хуже, чем мы имеем сейчас? Возможно. Катастрофические изменения климата, деградация биоценоза, разрушенная экология, перенаселение, масштабная война — вот причины, по которым большие группы людей будут искать лучшей жизни в других мирах.
Выбор места для создания полноценной автономной колонии в Солнечной системе, к сожалению, не так велик. Некоторые эксперты называют богатый (как предполагается) полезными ископаемыми пояс астероидов, другие называют землеподобный Марс, наиболее смелые рассуждают об экзопланетах в других звёздных системах. Крайне перспективен, с точки зрения автономной цивилизации, холодный, но очень богатый необходимыми ресурсами (включая углеводороды) спутник Сатурна — Титан.
Мы уверены, что в любом случае рано или поздно космическая экспансия начнётся. Ведь альтернатива — гибель цивилизации, несмотря на любые ухищрения, трансформации системы мироустройства и промышленные революции. Возможно даже, что на определённом историческом этапе технологии пилотируемых полётов в космос будут забыты и утеряны, человечество откроет их заново, как было уже не раз с другими технологиями в истории земной цивилизации. Потому что другой альтернативы просто нет.
Так есть ли у пилотируемой космонавтики перспективы в историческом масштабе?
Марк Серов, космонавт-испытатель
Алексей Щиканов, ректор Технологического университета
[свернуть]

Публикация: "Изборский клуб" №1-2 (87-88)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Новая ракета "Амур" получит систему увода со стартового стола при аварии



МОСКВА, 19 апреля. /ТАСС/. Система увода от стартового стола создается для новой российской метановой ракеты-носителя "Амур", она будет срабатывать в случае аварии при запуске. Об этом сообщил ТАСС главный эксперт Департамента перспективных программ и проекта "Сфера" госкорпорации "Роскосмос", ответственный за реализацию проекта "Амур-СПГ" Игорь Пшеничников.
"Мы планируем реализовать в ракете-носителе "Амур" систему увода и горячего резервирования", - отметил Пшеничников.
Специалист уточнил, что в случае выхода из строя одного из двигателей он будет отключен, а другие форсированы. При этом даже рассматривается возможность выполнения миссии. "В этом случае ступень вернуть не получится, она улетает в одноразовом виде", - пояснил Пшеничников.
Если отказ произойдет непосредственно во время старта или близко к земле, вывести ракету не удастся из-за большой массы. Поэтому носитель будет уведен на безопасное расстояние, чтобы стартовый стол не был поврежден.
Роскосмос и РКЦ "Прогресс" в октябре прошлого года подписали контракт на разработку эскизного проекта космического ракетного комплекса с первой российской многоразовой ракетой на метане "Амур". Ракета получит возвращаемую первую ступень и будет запускаться с космодрома Восточный в Амурской области. В феврале генеральный директор Ракетно-космического центра "Прогресс" (входит в Роскосмос) Дмитрий Баранов сообщил журналистам, что работы по эскизному проектированию метановой ракеты-носителя "Амур" планируется завершить в третьем квартале 2021 года.
"Амур" с многоразовой возвращаемой ступенью будет способен выводить на низкую околоземную орбиту до 10,5 тонны полезного груза против 8,5 у ракет серии "Союз-2".
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

life.ru

Будет лунная программа — будет "Енисей": перспективы первой российской сверхтяжёлой ракеты


В советские времена подобные проекты были, но провалились. Окажется ли успешной новая попытка?
Как будет выглядеть "Енисей"
Фото © twitter.com/topwar_ru
В целом на сегодняшний день расклад такой: две ступени, первая из них состоит из шести блоков, расположенных вокруг центрального. Всё это должно будет поднимать на низкую околоземную орбиту как минимум сотню тонн полезного груза и 27 тонн доставлять к Луне.

Спойлер
Изначально предполагалось, что нижние блоки будут теми же самыми, которые разрабатывают для ракеты "Иртыш" ("Союз-5") — среднетяжёлого носителя, который сможет выводить на низкую орбиту 17 тонн. То есть первая ступень "Енисея" должна была быть конструкцией из шести первых ступеней "Иртыша". А вторую ступень планировали взять от "Союза-6" — ещё одной ракеты среднего класса, её создают на базе "Союза-5". Для обоих этих носителей предусмотрены двигатели на керосине и жидком кислороде.
Однако в декабре 2020 года глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин выступил с инициативой перевести будущий "Енисей" на метан. Это неизбежно означало полный пересмотр всей концепции. В марте 2021 года стало известно о новом облике сверхтяжа. По данным источника в ракетно-космической отрасли, для нижних блоков решено использовать метановые двигатели РД-182 с тягой 250 тонн, разработанные в НПО "Энергомаш" для многоразовой ракеты "Амур-СПГ". Для второй ступени выбрали РД-0169, тоже на метане, только не столь мощный — 100 тонн тяги.
У нас была и остаётся идея создания более мощного метанового двигателя для нижних ступеней сверхтяжа. Ведь при тяге РД-0169 около 100 тонн придётся поставить на ракету три десятка таких двигателей. Специалисты РКЦ "Прогресс" (входит в состав госкорпорации "Роскосмос") согласны с нами, что неразумно ставить гроздь маленьких двигателей, поэтому предложен двигатель тягой 250 или даже 600 тонн. Есть понимание, как его сделать, и в своё время такие работы проводились в "Энергомаше",рассказал РИА "Новости" генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.
Главный плюс метана как ракетного топлива прежде всего в его экологичности, но в целом список его преимуществ невелик, считает действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Александр Железняков.

Я не могу сказать, чтобы мы получили какое-то кардинальное преимущество. Есть в заправке этого топлива некоторые преимущества (по его доставке на космодром), но это всё скорее логистического характера. А по энергетике особого преимущества не будет

Александр Железняков
Академик космонавтики, действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Ситуация такова, что и первоначальные, и нынешние планы означают создание первого российского — то есть первого после распада СССР — сверхтяжёлого носителя на базе тех ракет, которых тоже ещё нет. Его первый запуск был намечен на 2028 год, но с учётом пересмотра проекта в "Роскосмосе" перенесли сроки на "после 2032 года". Впрочем, заверили, что график Российской лунной программы от этого не сдвигается — просто для ближайших миссий будут использовать другую ракету — "Ангару".
О Российской лунной программе
Для начала предстоит после перерыва длиной в четверть века снова запустить к Луне автоматическую станцию "Луна-25", миссия назначена на 1 октября 2021 года, в космос зонд отправят на среднетяжёлой ракете "Союз-2.1б" с разгонным блоком "Фрегат". Далее — ещё несколько аппаратов и беспилотный запуск корабля "Орёл" (бывшая "Федерация") на "Ангаре-А5".
Следующий огромный шаг — строительство окололунной станции. Именно на этом этапе, как ожидается, и понадобится "Енисей". По одному из вариантов, станцию будут создавать на основе трёх новых модулей МКС. Недавно российская сторона отказалась от участия в совместном с NASA проекте Gateway — в "Роскосмосе" заявили, что нашей стране в нём уделена слишком малая роль. Вскоре о совместном строительстве космической станции на окололунной орбите Россия договорилась с Китаем.
Следующие пункты — пилотируемые облёты Луны, высадка космонавтов на поверхность на 14 дней и развёртывание первых элементов будущей посещаемой базы. В российском лунном городке (по планам) будут в том числе убежища от радиации, техника для добычи водяного льда и производства на его основе ракетного топлива (кислородно-водородного), а ещё предусмотрены две обсерватории.

Если мы поставим чёткую цель перед этим носителем, то есть отправку грузов на Луну, развёртывание базы, о чём много говорится, тогда у "Енисея", скажем так, прекрасные перспективы. Если не будет этих задач, это под большим вопросом. Но думаю, что бог троицу любит и третья наша попытка создать сверхтяж и заставить его регулярно летать может оказаться успешной

Александр Железняков
Академик космонавтики, действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Советские "предки" "Енисея"
Советская ракета Н-1. Фото © Wikipedia
Советская ракета Н-1. Фото © Wikipedia
Это была несбывшаяся мечта Сергея Королёва. Ещё в 1960-е годы, когда страна рукоплескала Юрию Гагарину, Алексею Леонову, Валентине Терешковой, мысль генерального конструктора уже летела намного дальше: под его руководством в обстановке строгой секретности создавали советскую ракету для межпланетных миссий. Название Н-1, по разным данным, расшифровывается как "Наука-1" (или "Носитель-1").

Эта ракета создавалась с целью доставить советских космонавтов на Луну, и с её помощью планировалось обогнать в этом вопросе американцев

Александр Железняков
Академик космонавтики, действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Интересно, что тогда именно по поводу двигателей для этой ракеты в ОКБ-1 возник серьёзный и горячий спор. Королёв решительно поддерживал схему "керосин-кислород", но главный конструктор НПО "Энергомаш", прославленный двигателестроитель академик Валентин Глушко (именем которого теперь и называется научно-производственное объединение) был категорически против этой идеи и настаивал на использовании другого топлива: знаменитого гептила (C2H8N2) и азотного тетраоксида в качестве окислителя.

Тогда, в начале 60-х годов, нужно было решить, что для нас важнее: достижение приоритета или создание экологически чистой ракеты. По пути экологичности пошёл Сергей Павлович Королёв, и, наверное, когда-нибудь смогли бы Н-1 научить летать, но это оказался долгий путь. Если бы во главу угла ставилась задача опередить во что бы то ни стало американцев, тогда, наверное, был бы смысл согласиться с доводами академика Глушко. И, возможно, нам бы удалось научить Н-1 летать ещё до того, как американцы оказались на Луне

Александр Железняков
Академик космонавтики, действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

В итоге Глушко проиграл: госкомиссия одобрила вариант Королёва. После этого "Энергомаш" отстранился от Н-1, изготовление двигателей поручили конструкторскому бюро Николая Кузнецова (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д. Кузнецова).
Ракета получилась пятиступенчатая, и у неё должно было быть в общей сложности ровно ПЯТЬДЕСЯТ двигателей. Из них 36 — на первой ступени. Первые три ступени нужны были для выхода на околоземную орбиту, оставшиеся две — для полёта к Луне или даже к Марсу (именно к этому стремился Сергей Павлович).
Было четыре испытания первой ступени — в 1969–1972 годах. Все неудачные, с мощнейшими взрывами. Ну и что? Ракетостроителям не привыкать, тем более когда речь идёт о таком эпохальном проекте. Достаточно сейчас посмотреть, как одна за другой взлетают на воздух прототипы Starship американской компании SpaceX. И создатели Н-1 продолжали работу: на август 1974 года были назначены следующие испытания, притом планировалось попытаться не просто поднять в воздух ракету, а совершить полёт до Луны и обратно. Более того, был план отправить в 1979 году советскую экспедицию на Луну, а в 80-е годы построить на спутнике Земли базу "Звезда".
Но дело в том, что в 1969 году Луны уже достигли американцы, они наладили туда регулярные пилотируемые полёты, так что гонку сочли проигранной, и это, судя по всему, было деморализующим фактором. Сергея Королёва в 1966-м не стало. Восемь лет после этого на посту генерального был один из его ближайших соратников — академик Василий Мишин. Как раз при нём работа над Н-1 ещё продолжалась. Но в мае 1974 года его сменил Валентин Глушко, у которого, как мы уже упоминали, был конфликт с Королёвым по поводу межпланетной ракеты. И факт в том, что он распорядился прекратить все работы над Н-1, а в руководстве СССР никто ничего не имел против. Как вспоминал выдающийся советский конструктор Дмитрий Козлов, Глушко считал Н-1 устаревшим проектом, а Дмитрий Ильич был с этим в корне не согласен и из-за этого решил больше не сотрудничать с НПО "Энергия". Его предприятие отделилось и образовало самостоятельное ЦСКБ "Прогресс".
Но очень скоро в правительстве поняли, что стране срочно нужен собственный сверхтяж: многоразовые американские "спейс шаттлы" обеспечивали Соединённым Штатам серьёзное военное преимущество. Решили создать советский аналог: знаменитый проект получил название "Энергия" — "Буран". Созданная для него в НПО "Энергия" одноимённая ракета пока ещё остаётся самой мощной в истории отечественной космонавтики. Её грузоподъёмность 100 тонн (для низкой околоземной орбиты). Для сравнения: у "Протонов" — 23,7 тонны, у "Ангары-А5" — 24,5 тонны.
Энергия
"Энергия" — "Буран". Фото © ТАСС / Пушкарёв Альберт
У "Энергии" было две ступени: основной центральный блок (вторая ступень) и четыре боковых (первая ступень). На каждом из боковых было по одному двигателю РД-170 (кислород-керосин, разработка "Энергомаша"), а на центральном — четыре РД-0120, в которых вместо керосина был жидкий водород.
В итоге ракету запустили лишь дважды: в мае 1987 года с макетом боевого лазерного комплекса "Скиф" (его тогда не удалось вывести на орбиту) и, собственно, с космолётом "Буран" 15 ноября 1988 года. Тот полёт вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как первый в истории полностью автоматический полёт в космос. Кстати, тогда "Буран" перед самым заходом на посадку внезапно "передумал" садиться и, к ужасу всех наблюдавших это, ушёл в неизвестном направлении: оказалось, его датчикам, так сказать, "не понравился" сильный ветер над полосой, и корабль просто решил сделать ещё один круг. Уже с конца 70-х годов для этого корабля формировали отряды космонавтов-испытателей, в общей сложности было три набора. Но пилотируемый полёт так и не состоялся, а в 1993 году программу "Энергия" — "Буран" и вовсе закрыли.

Когда развалился Советский Союз, других целей, кроме военных, у "Бурана" не нашлось. А мы тогда проводили политику разрядки, то есть шла ликвидация многих систем вооружения, поэтому для "Бурана" грузов гражданского назначения не было, а от военных мы отказались. То есть поддерживать эту очень дорогостоящую программу смысла не было

Александр Железняков
Академик космонавтики, действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского

Когда в ноябре 2019 года проект "Енисея" отправили на доработку, учёные вспоминали "Энергию" и тоже выразили мнение, что для неё в своё время недостаточно проработали цели и задачи и нужно постараться избежать той же ошибки с новой сверхтяжёлой ракетой.
Больше интересного из мира науки и техники — в телеграм-канале автора.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

AKr

#12079
Цитата: АниКей от 19.04.2021 09:20:25Ракета получит возвращаемую первую ступень и будет запускаться с космодрома Восточный
Цитировать"Это невозможно физически, из-за географических особенностей."
   Рогозин
Впрочем, в эскизном проекте можно будет и крылышки пририсовать...