Группа компаний НСТР

Автор Salo, 28.10.2017 12:31:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


Salo

ЦитироватьДимитър пишет:
А этот Николай Дзись-Войнаровский раньше не с Лином работал?
Да.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Атяпа

ЦитироватьСтарый пишет:
В смысле? Ктото уже хочет зарыть в землю свои миллионы без шансов получить их обратно?
Не прячьте ваши денежки по банкам и углам! (с) Окуджава
И днём и ночью кот - учёный!

Salo

#24
http://vestivrn.ru/programmy/vesti-intervyu/glava-kompanii-obyyasnil-pochemu-chastnyiy-zavod-po-proizvodstvu-raket-budut-stroit-v-voronezhe_2017-11-2_19-20
ЦитироватьГлава компании объяснил, почему частный завод по производству ракет будут строить в Воронеже
02.11.2017  19:20
Video Player

В Воронеже дешевле и есть кадры.

Так объяснил выбор нашего региона глава компании, которая собирается строить в Каширском районе первый в стране частный завод по производству ракет.

Ведущим программы «Вести-Интервью» Виктор Черников рассказал, что на предприятии будут работать 50-60 человек, строительство начнётся в конце 2018 года.

Объём инвестиций оценивается в 500 миллионов рублей, причём это личные деньги инвесторов. Производить будут метеорологические и так называемые сверхлёгкие ракеты для запуска наноспутников массой от 1 до 10 кг.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Павел Пушкин продолжает расследование:
https://fonar.tv/article/2017/11/07/belgorodskiy-ilon-mask-direktor-chastnoy-raketostroitelnoy-kompanii-o-raketah-elektronnom-teleskope-i-zavode-v-voronezhe
ЦитироватьБелгородский Илон Маск. Директор частной ракетостроительной компании — о ракетах, электронном телескопе и заводе в Воронеже          
             
Корреспондент «Фонаря» поговорил с Виктором Черниковым, директором первой в России частной ракетостроительной компании, приступающей к организации собственного производства, о ракетах, заводе в Воронеже, начале и перспективах проекта, а также роботизированных телескопах AstroNYX.          
                                       
Виктор Черников — директор частной компании, которая занимается разработкой сверхлёгкой ракеты для запуска наноспутников массой от одного до 10 килограммов и уже в следующем году собирается запустить первую метеоракету. Параллельно с этим компания продвигает проект AstroNYX, который позволит любому жителю Земли наблюдать за звёздами в мобильном приложении через роботизированные телескопы. Первый ракетоноситель для наноспутников в «НСТР Космические Системы» собираются отправить в космос уже через 5–7 лет.

О родителях, бизнесе и начале проекта

— В какой семье нужно родиться и чем заниматься, чтобы создать в России частный ракестроительный завод?    

— Я родился в Донецке в обычной семье. Мой отец — геодезист, работал бурильщиком, мама работала, так скажем, на средней должности в казначействе. В Белгороде я живу уже около 12 лет. Учился на бухгалтера и экономиста. Лет в 18 я решил, что буду заниматься бизнесом. В 20 лет я уже стал директором компании, которая занималась бизнес-образованием. Потом у меня была группа компаний, и я зарабатывал на всём, на чём можно было заработать, даже рекламой занимался.

Виктор Черников, фото из личного архива

— Что стало с компаниями после того, как вы решили заняться строительством ракет?    

— Я их закрыл. На тот момент у меня осталась одна компания «НСТР Космические Системы», теперь у неё есть «дочки»: «НСТР Ракетные Технологии» и «НСТР Инвест-Менеджмент», но последняя занимается прямыми инвестициями в непрофильные активы.

— С чего вообще началась компания?

— Я болею космосом с шести лет и всегда этим увлекался. Проект родился около 11–12 лет назад, но тогда, по моей оценке, мне требовалось 2 миллиарда долларов, чтобы его реализовать. У меня был небольшой опыт, но в 22 года сложно найти такую сумму. На тот момент был единственный человек, который занимался развитием частной космической промышленности, — Илон Маск. Тогда я даже о нём не знал, только что-то слышал о том, что есть человек, который пытается что-то в этой сфере сделать. Изначально я задумал этот проект как некое общество, которое будет поддерживать эту идею и в последующем как-то реализует. Потом я просто решил, что нужно заняться частным ракетостроением, и зарегистрировал компанию. Соучредителем выступило ООО «Авенир», которое аффилированно моему другу Борису Жилину. Мы нашли офис, сделали там ремонт и стали набирать людей. Сейчас ходит много слухов, что мы связаны с Министерством обороны РФ, что мы непосредственные ставленники уже не пойми кого. Единственное, меня пока ещё не считают рептилоидом. А на самом деле всё банально и просто.

— Во что превратились те 2 миллиарда сейчас?

— Сейчас это минимум 300 миллионов рублей, но я думаю, что в эту сумму мы не влезем. Пороговые инвестиции уже превышают полмиллиарда рублей.

— Предлагало ли государство вам помощь?

— У нас есть информация, что государство может нас поддержать. До сего момента мы развивались только за счёт личных средств людей, которые «привязаны» к этому проекту. Сейчас с нами на контакт вышел некий круг лиц, который представляет правительственные интересы. Они предложили финансовую поддержку. Я не буду называть имена и организации, это будет открытая информация, если мы достигнем договорённостей.

— У вас есть проблемы с деньгами?

— Нет, но дополнительные финансы позволили бы нам ускориться и завершить проект не за 5–7 лет, а за 3–4 года, к примеру.

— Сколько человек сейчас работает над проектом?

— Сейчас в компании работает 15 человек. Из ведущих сотрудников: старший программист Дмитрий Гудаков, который занимается всем, что связано с расчётами и программированием, и генеральный конструктор Николай Дзись-Войнаровский, он отвечает за ракетную технику, двигателестроение, композиты и прочие вещи. Мы рассматриваем кандидатов на должности, которые понадобятся нам, когда мы перейдём непосредственно к производству. До этого я взял двух перспективных ребят из НИУ «БелГУ», они учатся на третьем курсе и работают у нас программистами.

Фото из личного архива Виктора Черникова

Об электронных телескопах AstroNYX

— Что такое AstroNYX и насколько сейчас проработан этот проект?

— AstroNYX — это сеть роботизированных телескопов, которые будут доступны любому жителю земли через мобильное приложение или браузер. На данный момент мы завершили разработку мобильного приложения AstroNYX. У нас почти готова вышка в Курской области, на которой будет располагаться телескоп. Буквально на следующей неделе мы закончим строительство и начнём закрытые бета-тесты. Пользователи приложения смогут управлять телескопом. Допустим, можно будет его навести на Луну и снять фотографию. Фотография закрепляется за вами как за автором, и вы сможете выложить её в соцсети и другие интернет-ресурсы.

Схема из личного архива Виктора Черникова

— Сколько это будет стоить?

— На начальном этапе это будет стоить около 200–300 рублей за 20-минутную сессию. Вам не придётся покупать телескоп за полмиллиона и куда-то с ним выезжать. Можно будет наблюдать за звёздами прямо из дома. В дальнейшем этот ценник будет расти. Мы коммерческая организация, и нам надо окупать это оборудование. Если всё пройдёт хорошо, то мы готовы предоставлять доступ к телескопам по сниженным ценам для научного сообщества, школьников и университетов.
О ракетостроительном заводе в Воронежской области, ракетах и спутниках

— На каком этапе сейчас находится строительство ракетного завода?

— На данный момент, естественно, ещё никакого завода нет. Есть принципиальная договорённость с администрацией Каширского района Воронежской области о том, что нам выделят пять гектаров земли под завод. Мы уже подписали инвестиционный договор. Стройка начнётся в декабре 2017 года. Мы планируем, что конструкторское бюро и ангар для производства будут готовы максимум через восемь месяцев. В течение года всё уже будет работать.

— Что будет производить завод?

— Мы начали с малого — создания первого в России частного жидкостного ракетного двигателя. Он был разработан с ноля, и в 2016 году успешно прошёл испытания. Первыми мы начнём производить метеоракеты. Исходя из названия уже понятно, что они будут использоваться для метеорологии. Ракета будет одноступенчатая и сможет подняться на высоту условной границы космоса — сто километров. Первый прототип такой ракеты, оптимистично, будет готов уже в следующем году. После этого мы приступим к глубокой проработке космического носителя. Финансироваться на тот момент мы сможем за счёт продажи метеоракет и, возможно, проекта AstroNYX.

— Как будет организовано само производство?

— В основном мы используем композиты и металлы. Все детали мы планируем производить на территории завода. У нас будут собственные станки и линия металлообработки. Первично мы можем собирать наш двигатель за счёт подрядчиков, то есть нам не нужно покупать станок с ЧПУ    (Числовым программным управлением — прим. «Ф».)     за 20 миллионов рублей, чтобы выпилить какую-то деталь. С композитами мы работаем сами, электроника будет тоже изготавливаться нами на серийных платах. Сейчас это ещё не космическая электроника, и на метеоракеты не будут действовать основные поражающие факторы космической среды, поэтому мы можем спокойно изготавливать на гражданской электронике части для управления нашим стендом и, если понадобится, самой ракетой.

— Каких размеров будут метеоракеты?

— Около семи метров. Может быть чуть выше, может быть чуть ниже. Я не могу назвать его параметры потому, что, наверняка, проект претерпит кучу изменений. Мы сейчас приступили к разработке «большого двигателя» для метеоракеты, и многое будет зависеть от его параметров.

— Кто сможет ими пользоваться?

— Учёные, университеты, метеорологи. Оборудование внутри ракеты сможет замерять, тестировать и изучать что угодно в верхних слоях атмосферы до линии Кармана.

— И сколько это будет стоить?

— Для коммерческого заказа, предварительно, пуск будет обходиться 2–2,5 миллиона рублей. Если ракеты будут заказываться мелким оптом, то вполне вероятно, что это будет дешевле.    

— Лицензия на запуск таких ракет нужна?

— Есть международный закон о нераспространении ракетных технологий. Пуски космических носителей в России регулируются «Роскосмосом», но лицензия на космическую деятельность нам понадобиться только тогда, когда мы попытаемся подняться выше 100 километров и выйти на орбиту Земли. Что касается метеоракет, то тут нет никакого законодательства потому, что такая компания одна и прецедентов ещё не было. Чисто технически мы подпадаем под закон о пиротехнике. Сейчас мы уже поставили «Роскосмос» в известность, что мы хотели бы получить лицензию, но нам надо достигнуть соглашения и доказать ,что мы адекватные участники этого рынка.

— Как вы планируете использовать ракеты, которые будут выходить на орбиту Земли?

— Допустим вы представитель Sony, а я «НСТР Космические Системы», мы с вами садимся за стол, и вы говорите: «У меня есть спутник». Но ракеты у вас нет. Я говорю: «Господа, ну давайте, мы ввезём ваш спутник на территорию России и запустим». Мы как некое такси. Состав оборудования внутри ракеты может быть различным, как и заказчики. На данный момент они обращаются к «Роскосмосу», Европейскому космическому агентству, Илону Маску или кому-то ещё. Мы хотим в этот ряд встать и предлагать свои услуги.

— Какая-то конкуренция есть в России в этой сфере?

— Ну, какая конкуренция? В мире нет конкуренции. В России сейчас мы, видимо, самая продвинутая компания. В мире есть более продвинутые частные компании, например Rocket Lab, которая находится на высочайшем уровне техники. Такой уровень для нас пока не достижим. Но реально работающих сверхлёгких носителей, которые могут вывести на орбиту некий груз, пока в мире нет. Есть, конечно, SpaceX и    Blue Origin, но это совсем другой класс носителей.     В России есть компания «КосмоКурс», но они не являются нашими прямыми конкурентами. Это туристический бизнес. У нас доверительные отношения и, возможно, мы сможем быть полезны друг другу в будущем.

— Сколько будет стоить полёт одного ракетоносителя?

— Около миллиона долларов за 10 килограмм. Это конкурентоспособная цена на мировом рынке. Грубо говоря, один килограмм будет стоить около 100 тысяч долларов.

— Почему сразу не начать делать космические ракеты?

— Сразу браться за запуск сверхмалого ракетоносителя — это очень рискованно. При неотработанной технологии непонятно, получится это или нет, но когда мы движемся поступательно, естественно наши шансы увеличиваются. К тому же это позволит «порезать» статьи бюджета.

О развитии компании и планах на ближайшие 20 лет

— Помимо ракет и телескопов вы собираетесь ещё что-то строить?

— Нас интересует всё, что связано с космосом. Мы рассматриваем этот бизнес комплексно. Оптимально если бы могли в последующем направить свои усилия в том числе, допустим, на спутниковые технологии. У нас будет собственная система выведения. Естественно, обслуживание и выведение спутников для нас будет дешевле. В общем мы хотим занять свою нишу в этом нетривиальном бизнесе.

— Что вы планируете на ближайшие 20 лет?

— Если всё пойдёт хорошо, то почему бы нам не стать первым частным космическим агентством? Мы бы могли получить собственный центр управления полётами и начать работу в спутниковых технологиях. То есть, создать некий замкнутый цикл производства и выведения наноспутников на орбиту Земли. Планов по покорению Марса мы пока не имеем, но, если они объявятся, мы обязательно сообщим о них в качестве некого аванпроекта.
         
Никита Пармёнов
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://lozga.livejournal.com/157244.html?utm_source=vksharing&utm_medium=social
ЦитироватьБольше космоса в Воронеже
lozga
10 ноября, 9:12

На днях по СМИ прошла любопытная новость - российская частная космическая компания собирается строить завод под Воронежем. В некоторых источниках назывались интересные цифры и несколько неожиданные факты, и, поскольку компанией оказалась "НСТР Космические Системы", с сотрудниками которой мы уже беседовали, я решил задать несколько дополнительных вопросов.


Почему именно Воронеж? Какие альтернативы рассматривались и почему были отвергнуты?

Кроме Воронежа мы рассмотрели множество вариантов размещения в нескольких регионах Центральной России, в частности в Московской и Калужской областях.
По итогам пришло понимание неоспоримых преимуществ Воронежской области: кадры (в регионе есть предприятия аэрокосмической отрасли), профильные университеты (на данный момент мы активно контактируем с ректоратом ВГТУ), низкая стоимость входа в Воронежскую область. Администрация проявила понимание и поддержала цели нашей компании. Был виден опыт работы с другими инвестиционными проектами и профессионализм областных и местных властей. Почему именно Каширский район? Удачное расположение, доступность для будущих сотрудников, наличие необходимой инфраструктуры. Администрация также заинтересована в развитии своего района. Все это явилось решающим фактором в принятии такого решения.

Если верно, что площадка находится в 8 км от города, то нужна вторая под космодром. Где она будет расположена?

До запуска метеоракеты, а тем более космической, нам надо еще пройти большой путь. Завод, испытательный стенд и офис уже проектируются и скоро начнут строиться, но первоначально здесь будут разрабатываться экспериментальные ЖРД, тут же они будут испытываться, и только после успешных испытаний мы перейдем к созданию метеоракеты. Затем — к созданию сверхлегкой ракеты-носителя космического назначения. Этот путь займет несколько лет и будет включать и получение лицензии на космическую деятельность, и расширение коллектива. На первом этапе нашей работы мы столкнулись с тем, что, к сожалению, на арендованных площадях совершенно невозможно полноценно работать — приходится с самого начала приобретать территорию и строить собственные помещения. Помещение начнет функционировать как серийный завод далеко не завтра. И пуски состоятся тоже не завтра.

По поводу площадок для метеоракет. Мы не хотели бы разглашать подробности, но мы проводили переговоры по использованию существующих в России площадок для запусков метеорологических ракет. Мы рассчитываем запускать с них, согласно предварительным договоренностям. Там малонаселенная местность, и уже выделены зоны падения.

Что планируется делать с полями падения?

Что касается ракет-носителей, то в идеале мы хотели бы построить собственную стартовую площадку на космодроме «Восточный». Мы обращались с такой просьбой к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину. Она была передана в управление средств выведения, наземной космической инфраструктуры и кооперационных связей Роскосмоса. Сейчас мы готовим инженерную записку «Наземная инфраструктура для обеспечения запуска ракет-носителей сверхлегкого класса». Как
только она будет готова, передадим ее в Федеральное космическое агентство, чтобы там по крайней мере понимали наши будущие потребности.
Естественно, высотные пуски не будут проводиться на густонаселенной территории Воронежской области.

Какие меры безопасности прорабатываются для ракет?

Компания очень тщательно подходит к безопасности всех этапов наших работ. Ракетная техника не терпит халатного отношения. Менеджмент компании постоянно настаивает на соблюдении техники безопасности даже в ущерб срокам и необходимости дополнительного финансирования. Так, большинство огневых стендовых испытаний нашего первого ЖРД было проведено в бронекамере. С постройкой собственного испытательного стенда мы выведем безопасность на новый уровень.

Есть ли какая-то открытая информация об инвесторах? Верны ли цифры стоимости проекта в 500 миллионов рублей и названные величины инвестиций?

На данный момент большую часть работ финансирует ООО «Авенир» и лично инвестор Борис Жилин. Мы оцениваем общие инвестиции в ракетный проект на уровне 500 миллионов рублей, но финансирование работ по космическому носителю не планируется осуществлять только за счет инвесторов, и фраза в СМИ о готовности инвестора вложить полную сумму неверна. Мы рассчитываем на поэтапное развитие нашего производства. Возможно, сможем рефинансировать прибыль от наших телескопов и метеоракет, привлечь дополнительные инвестиции, осуществить предпродажи будущих пусков.
Стоимость создания сверхлегкой РН с полезной нагрузкой до 10 кг на низкую околоземную орбиту большинством известных мне экспертов оценивается в 1–3 миллиарда рублей, а пессимистами — в 5 миллиардов. Поэтому наша цель (уложиться в 500 миллионов) выглядит очень амбициозной.

Есть ли заказчики на суборбитальные пуски? Каковы примерные цены запусков, и как они соотносятся с конкурентами?

Уверен, если мы добьемся успехов как производитель и оператор пусков метеоракет, то проблем с дальнейшим финансированием не возникнет. Предполагаемую цену метеоракеты мы не хотели бы пока озвучивать, но рассчитываем, что она будет конкурентоспособной на фоне российских аналогов, и при этом наша ракета будет обеспечивать меньшие перегрузки на старте по сравнению с ракетами на твердом топливе, а это важно для научной аппаратуры. По результатам предварительных переговоров интерес к метеоракетам есть и у частных заказчиков, и у госструктур.
Для космической РН мы планируем уложиться в цену до 100 000 долларов за 1 кг на низкую околоземную орбиту.

Обращались ли вы за финансированием к государству, и, если да, каковы результаты?

Мы пока к государству за финансированием не обращались, а вот представители госструктур обсуждали с нами возможные инвестиции и сотрудничество. Дополнительные деньги подстраховали бы нас и помогли бы существенно ускорить реализацию проекта. Но пока переговоры идут, мы не можем разглашать подробности.

Почему роботизированный телескоп будет солнечным, кто будет его клиентами? Планируется ли постройка звездного телескопа?

На первом этапе проекта AstroNYX мы хотим построить два роботизированных телескопа. Сначала мы вводим в эксплуатацию звездный телескоп.На сегодняшний день работы по возведению телескопной вышки в Курской области полностью закончены и мы приступили к его монтажу. Скоро выйдет закрытая версия ПО для 20 пользователей. Мы решили, что будем делать качественный продукт и делать его самостоятельно. Разработка была сложной и долгой, но мы вышли абсолютно на другой уровень от изначально предполагаемого. Все это позволяет нам уверенно говорить, что проект AstroNYX сделает далекий космос близким для каждого.
Что же касается солнечного телескопа, то он нужен для расширения возможностей нашего мобильного приложения AstroNYX . Он будет располагаться на территории нашего завода, который будет построен под Воронежем.

Не лучше ли было бы вынести обсерваторию в более подходящее место с лучшим астроклиматом?

Почему Курская и Воронежская области? Курская область близка к нам территориально, и наш астроном выбрал оптимальное место для телескопа в Центральном федеральном округе именно там, в достаточно удаленном от источников светового загрязнения районе. Под Воронежем расположится солнечный телескоп, для которого засветка не критична, у нас там земля, которую будем использовать максимально эффективно.

Мы планируем, что установленное оборудование будет использоваться в коммерческих целях, но, естественно, рассматриваем возможность размещения в более подходящих территориально с точки зрения наблюдений регионах. Скажем так: это тестовое оборудование с прицелом на дальнейшее использование.

Расскажите, пожалуйста, подробнее про архитектуру вашего завода, она несколько необычна. Кто архитектор, используются ли какие-то новые материалы и технологии, не дешевле ли было построить минималистичную коробку?



Необычна — да, но и в целом наше предприятие и сфера интересов не совсем тривиальны. В начале мы хотели обойтись добротными стандартными вариантами, но специалист нашей компании Александр Жигалов предложил идею купольного строительства. Начали оценивать вариант и оказалось, что это не только красиво и необычно, но и экономически эффективно как при возведении, так и при дальнейшей эксплуатации. Отличная идея!

Есть ли какие-то изменения в команде с нашего прошлого интервью?

На данный момент всего в космические проекты группы компаний НСТР привлечено 15 человек. На сегодняшний день мы активно проводим собеседования с потенциальными кандидатами, и в ближайшее время нас ждет расширение штата. После объявления о строительстве завода к нам пришло большое количество резюме от специалистов, в том числе из города Воронеж.

Самое важное из того, что успели сделать? Самое неприятное из того, что пока не получается?

Сделать удалось действительно многое! Сама договоренность о строительстве завода — уже большое достижение для небольшой компании. Мы стараемся не давать невыполнимых обещаний — просто продолжаем делать свою работу. Шаг за шагом. Неприятное? Мы немного выбились из графика, переоценили наши возможности, но это не критично. Будем продолжать!

Можно ли будет надеяться на пиар уровня XXI века? Онлайн-трансляции испытаний двигателей и пусков?

Да, действительно мы всерьез относимся к новейшим тенденциям нашего времени, и мы работаем над этим. Вместе с тем все-таки вдохновляемся опытом американской компании Blue Origin, которая чуть ли не 15 лет своего существования почти ничего не сообщала о своей работе, пока наконец не продемонстрировала великолепный отлаженный суборбитальный корабль для туристов. Это идеал, к которому мы стремимся, ведь существует очень много стартапов с великолепным пиаром и отсутствием технических и экономических достижений. К сожалению, пока все выходит не идеальным образом относительно нашей работы с медиа. Надеюсь на понимание, для нас это не приоритетная задача. Но в будущем мы планируем шире и профессиональнее освещать нашу работу.

Выражаю благодарность сотрудникам компании "НСТР Ракетные Технологии" и лично директору Виктору Черникову за интересную беседу.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://www.rbc.ru/magazine/2018/05/5ad738949a7947e8995fa043
ЦитироватьЖурнал №05, Май 2018 Бизнес, 27 апр, 11:02 7 597
В космос из гаража: почему стартапы делают ставку на сверхлегкие ракеты

Основатели компании «НСТР Ракетные технологии» Виктор Черников и Николай Дзись-Войнаровский разворачивают под Воронежем производство частной российской ракеты. Там нашлись кадры — рядом есть предприятия по выпуску двигателей

Фото: Арсений Несходимов для РБК

Ночь, зима. В маленьком ангаре в Подмосковье раздается громкое шипение — через открытую дверь со снопами искр вырывается длинная струя белого огня. Через пять секунд пламя гаснет, из небольшого металлического устройства начинает валить черный дым. Огневые испытания жидкостного ракетного двигателя, созданного инженерами компании «НСТР Ракетные технологии», окончены. К радости создателей — успешно.

Двигатель — сердце будущей сверхлегкой ракеты. По планам разработчиков, через несколько лет она сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 10 кг полезного груза или от одного до десяти наноспутников за раз. Но пока космическая ракета — это далекий проект. У основателей компании «НСТР Ракетные технологии» есть маленький ракетный двигатель тягой 100 кг, создаются более мощный двигатель и метеоракета, способная взлетать на высоту 100 км. НСТР образовано от английских слов New Space Technologies Research (NSTR), переводить которые на русский не стали, а просто «русифицировали» аббревиатуру и добавили в название компании.
Спойлер
«Для меня все началось с туманности Андромеды: я увидел ее в детской энциклопедии, почему-то меня она потрясла. Подумал: хорошо бы полететь туда, — вспоминает один из основателей «НСТР Ракетные технологии» Николай Дзись-Войнаровский. В 1993‑м выпускник украинской школы поступил на факультет аэрофизики и космических исследований в московский Физтех, но после его окончания работать по специальности не пошел: «Тогда вся индустрия представала в очень мрачном свете». Молодой человек стал журналистом, но мысли о космических полетах не отпускали.

В середине 2000-х Дзись-Войнаровский познакомился с такими же энтузиастами: в Москве собралась группа, строившая маленький жидкостный ракетный двигатель. «Мы знакомились на форумах, посвященных космосу. До нас стали долетать новости про американцев-любителей, собиравших большие ракеты в гаражах, мы захотели сделать так же», — вспоминает он. Для работ снимали гараж в московском кооперативе и собирались там по вечерам: «Как бы «с мужиками в гараже», только собирали не машины, а маленькие ракетные двигатели».

Над двигателем в разное время трудились до десяти человек, вспоминает он. В качестве топлива использовалась концентрированная перекись водорода, которую выпаривали сами: достать 85-процентный концентрат, который можно использовать для заправки двигателя, было непросто, приходилось закупать 60-процентный, используемый в полиграфии для высветления бумаги. Детали проектировали сами и заказывали у токарей: «Эффективность всего этого, конечно, оставляла желать лучшего, но это была проба пера — мы тогда совсем ничего не знали, для нас это было хобби».

Построить ракету и отправить ее в космос группе любителей не удалось, но гаражный кружок оказал большое влияние на до сих пор немногочисленное сообщество российской частной космонавтики. Из гаража вышли люди, решившие попробовать свои силы в реальных космических проектах. Первым из них стал «Селеноход».

Первые попытки

В 2007 году компания Google и фонд поддержки революционных инноваций X Prize запустили конкурс для инженеров на создание первого частного лунохода. Победителю Google Lunar X Prize пообещали $20 млн. В гонку вступила и команда из России: 20 специалистов под руководством Дзись-Войнаровского более четырех лет работали над своим вариантом аппарата. «Сейчас я понимаю, какая это была авантюра, но в 2007 году о частном луноходе думали и говорили все, кто интересовался космосом, Google об этом позаботился, — улыбается Дзись-Войнаровский. — Мы были достаточно молоды, чтобы рискнуть временем и деньгами, и неопытны, чтобы не понимать, с чем именно нам предстоит столкнуться». Тогда казалось, что дело вполне подъемное. Первое — договориться с НПО им. С.А.Лавочкина, главным российским разработчиком лунных станций, и отдать им разработку модулей, которые отделятся от ракеты, отправят луноход к Луне, а затем опустят его на ее поверхность. Второе — найти инвесторов и убедить их в перспективности проекта. «Это, конечно, была наивная схема, которая быстро разбилась о реальность: НПО им. С.А.Лавочкина выкатило нам прайс-лист в $100 млн, что даже близко не стояло с размером приза за первое место».

Все можно было сделать за гораздо меньшие деньги, но госпредприятие не было заинтересовано в поисках новых схем ради маленького авантюрного проекта и хотело продать отработанные решения, считает Дзись-Войнаровский. Любители сами придумали, как снизить вес аппарата до 5 кг и удешевить проект: подвесить луноход к лунной станции, которую разрабатывает НПО им. С.А.Лавочкина, и отделиться от нее после того, как станция прилунится. По словам Николая, это снижало затраты на разработку и тестирование примерно до $1,5 млн. Но организаторов конкурса не устроило, что лететь на Луну аппарат будет с российской государственной станцией, найти инвесторов или собрать деньги на полет с помощью краудфандинга не удалось, и в 2013‑м команда вышла из гонки за $20 млн.

Проект «Селеноход» прожил еще несколько лет: часть его команды на грант «Сколково» продолжала разработку систем стыковки для малых аппаратов. Другие участники создали стартап RoboCV и работают над системой компьютерного зрения, которая проектировалась для лунохода. Сам Дзись-Войнаровский из проекта ушел, продав свою долю одному из сооснователей «Селенохода», продолжившему работу по сколковскому гранту — вырученных денег хватило на первый взнос за ипотеку. И пошел на работу в стартап товарища по «Селеноходу» Александра Ильина «Лин Индастриал». Два года он помогал развивать проект сверхлегкой ракеты-носителя «Таймыр», а затем вместе с Виктором Черниковым создал свою космическую компанию.

Сверхлегкий бум

«НСТР Ракетные технологии» разрабатывают сверхлегкую ракету-носитель. К этому классу ракет обычно относятся те, которые могут вывести до 100–150 кг полезного груза на низкую околоземную орбиту высотой в 200 км. В этом сегменте довольно много конкурентов: в России это упомянутая выше «Лин Индастриал», в мире подобных проектов уже несколько десятков.

Конкуренция высока, но готового рыночного решения пока нет, утверждает Дзись-Войнаровский. Например, Институт космических исследований и астронавтики Японии спроектировал SS-520-5, которая вывела спутник массой 3 кг на эллиптическую орбиту 187 на 2012 км, но ракета оказалась «чудовищно дорогой», говорит инженер. Сам факт, что так много команд взялись за разработку примерно одинаковых по грузоподъемности ракет, говорит о том, что многие разработчики надеются: спрос на сверхлегкие ракеты есть и будет расти, продолжает он.

Маленькие спутники выводятся на орбиты сейчас как попутные нагрузки к большим. Это получается довольно дешево — дешевле, чем запускать их на сверхлегких ракетах, признает Дзись-Войнаровский. Но одна из их проблем в том, что никто не позволит поставить на маленький спутник все, что хочет разработчик. Главное — большой аппарат, который обычно стоит дороже, чем сам запуск: при стоимости запуска $60–80 млн цена дорогого спутника может доходить до $200 млн. «И если ты захочешь, например, развернуть какую-то надувную конструкцию с баллончиком высокого давления, то тебе скажут: Нет, товарищ. Вдруг он разгерметизируется, а у нас дорогущий спутник, на котором мы и делаем основные деньги, так что ваших экспериментов нам не надо», — говорит Николай.

Фото: Арсений Несходимов для РБК

Кроме того, мелкие заказчики вынуждены ждать, когда к запуску будет готов основной спутник: «Ракета — как маршрутка, вам придется ждать, пока она не заполнится, иногда этот процесс затягивается до года-двух. А в сверхлегких ракетах цена за килограмм будет выше, но зато запустить ее можно тогда, когда вам это будет нужно».

Цена на запуск 1 кг полезного груза в более тяжелых ракетах обычно колеблется от $30 до 80 тыс. «НСТР Ракетные технологии» планируют уложиться в $100 тыс. за 1 кг. Цена, конечно, примерная, говорит Дзись-Войнаровский: «Сначала нужно построить более мощный двигатель, затем — метеоракету, предназначенную для запусков в верхние слои атмосферы, и только потом ракету для запуска на орбиту». К тому времени, когда все этапы будут пройдены, в одной только России найдется минимум три-четыре заказчика в год, «а значит, можно будет выйти в точку безубыточности за несколько лет», уверен он.

Перспективы сверхлегких ракет напрямую связаны с развитием рынка наноспутников — аппаратов весом от 1 до 10 кг. «Если их будет достаточно много, то даже при условии, что большую часть будут запускать большими ракетами попутно, помощь сверхлегких ракет все равно понадобится: например, чтобы своевременно восполнять группировки. Если во всем мире в год запускается десять малых спутников, перспектив у нас, наверное, мало. Но если их будет 200, то даже если мы получим процент от этого рынка — это уже отличный результат», — рассуждает Дзись-Войнаровский. В 2017 году в мире было запущено 295 наноспутников, а в 2023-м, по прогнозу Nanosats.eu, запустят 703 таких аппарата. Кроме того, всем, включая военных, требуются ракеты, которые можно запускать буквально круглосуточно, чего тяжелые и дорогие ракеты обеспечить пока не могут.

Рынок микроспутников действительно перспективный, соглашается член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Андрей Ионин. «Но я считаю, что делать ракеты для их вывода должны не стартапы, а спин-оффы предприятий «Роскосмоса». Такие компании могут добиться успеха, только если они будут понятны «Роскосмосу». Это упростит им доступ к необходимым технологиям, специалистам и испытательной базе», — считает он.

С тем, что у рынка запуска малых спутников есть будущее, согласны и другие участники отрасли. Например, популяризатор темы космонавтики и сотрудник производителя спутников Dauria Aerospace Виталий Егоров считает, что число малых спутников будет расти. «Но спрос именно на малые ракеты на самом деле очень узкий. Большая часть микро- и наноспутников «сыплется» с МКС за копейки. А все остальное летит российскими и индийскими попутными ракетами, и никакая микроракета им для этого не нужна».

Есть только два узких сегмента, в которых спрос на сверхлегкие ракеты будет, считает Егоров. «Два случая, когда владельцы микроспутников могут купить микроракету даже задорого, вместо того, чтобы воспользоваться попутной ракетой. Первый — это технологические испытания. Если мы решим запустить спутник с «Роскосмосом» сегодня, то ракета полетит не раньше чем через 18 месяцев. Для частника это долго. Потому он будет готов здесь и сейчас заплатить $5 млн, чтобы запустить и протестировать новое устройство. Второй — это пополнение группировки, если срочно нужно поменять один-два вышедших из строя спутника и, опять же, не ждать большую ракету. Но, на мой взгляд, этот рынок все равно довольно мал».

Космос в регионах

Через год в восьми километрах от Воронежа появится небольшое производство, на котором будут делать частную российскую ракету, уверен Дзись-Войнаровский. Бизнес-ангел Борис Жилин и его холдинг «Авенир» вложили в проект несколько десятков миллионов рублей (точную сумму стороны не раскрывают) в обмен на 50% доли в «НСТР Космические системы», которая, в свою очередь, владеет 90% в «НСТР Ракетные технологии». Обе фирмы входят в группу компаний НСТР.

Продолжать разработку двигателя на арендованных площадках в Подмосковье сложно: арендодатели не в восторге, когда на их площадях испытывают ракетные двигатели, а купить участок дорого. В Воронеже удалось найти кадры — рядом предприятия по выпуску двигателей, — и поддержку администрации области, говорит Дзись-Войнаровский.

Фото: Арсений Несходимов для РБК

Всего на создание ракеты может понадобиться около 500 млн руб., говорит директор НСТР Виктор Черников, в том числе 140 млн руб. на первый этап, включающий строительство завода и создание метеоракеты. «Не все деньги будут от одного инвестора, планируем искать других, в том числе среди государственных институтов развития, — объясняет Черников. — Это общемировая практика: космические стартапы запускаются на частные деньги, но без поддержки государства им развиваться трудно».

Компания планирует начать зарабатывать самостоятельно в ближайшее время: через три месяца запустится второй проект НСТР — сеть онлайн-телескопов по подписке для астрономов-любителей. Компания построила вышку с телескопом, к которому сможет подключиться любой желающий. «Из тысячи пользователей, заходящих на сайт, десять оставляют предзаказ на сессию», — утверждает Черников.

«Ракетные технологии» — не единственная российская компания, решившая строить свое «космическое» производство. К той же идее пришла компания «Космокурс», проектирующая суборбитальную ракету для космического туризма. «Таких ракет в России не было, даже в США одна компания занимается этим всерьез — Blue Origin Джеффа Безоса. Приходится делать все с нуля, у нас нет методик, по которым можно построить нужную нам ракету», — рассказывает основатель компании Павел Пушкин.

По первоначальному плану компания должна была заниматься только общим проектированием и технической проработкой ракеты, а производством — заводы и предприятия «кооперации», входящие в «Роскосмос». Но все оказалось сложнее: государственные заводы работают по нормативам и госзаказу и выходить за эти рамки не готовы. Лучшие специалисты и оборудование задействованы для Федеральной космической программы, и работать по заказу от стартапа они не могут — на откуп «Космокурсу» отдают простаивающие площади без нужного оборудования и незадействованных людей, а от этого страдает качество, объясняет Пушкин.

«В итоге вместо 80% нужных деталей и систем на заводах «кооперации» мы сможем сделать только 10%, остальное придется делать на собственном производстве, — говорит он.

Фото: Арсений Несходимов для РБК

Завод «Космокурса» расположится в Подмосковье на базе предприятия инвестора, говорит Пушкин. Он не называет имени, но говорит, что это частный инвестор из российского списка Forbes, который уже вложил в проект несколько десятков миллионов рублей и готов потратить до $150 млн. По версии издания Meduza, писавшего в 2016 году о компании Пушкина, инвестор проекта — Искандер Махмудов (№ 19 в рейтинге Forbes 2017 года). 70% в «Космокурсе» принадлежит Александру Тукацинскому, который входил в совет директоров компаний, совладельцем которых является Махмудов, в том числе «УГМК-Холдинга», «Трансмашхолдинга» и «Мосметростроя».

На деньги инвестора «Космокурс» построит не только завод, но и собственный космодром, говорит Пушкин: переговоры об этом предприниматель ведет с администрацией одного из регионов Центральной России. По планам основателя «Космокурса», через несколько лет там появится не только стартовая площадка для космического корабля, но и «развлекательный комплекс», куда любой желающий сможет купить билет и посмотреть на испытания двигателя или старт ракеты.

Кроме того, в областном центре появится медицинский центр, где космических туристов будут готовить к полету, а наземные туристы смогут попробовать пройти проверку на «профпригодность». И если за 15-минутный полет на одном из шести мест в космическом корабле придется заплатить внушительные $250 тыс., то другие «космические развлечения» сможет позволить себе каждый гость города с турпотоком в несколько миллионов человек в год, считает Пушкин.

Автор: Валерия Позычанюк.
[свернуть]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/20181228/1548866003.html
ЦитироватьРоссийский стартап испытал два новых частных ракетных двигателя
16:53

© Фото : НСТР Ракетные Технологии

МОСКВА, 28 дек – РИА Новости. Российский космический стартап "НСТР Ракетные Технологии" разработал и испытал два новых жидкостных ракетных двигателя, часть деталей которых была напечатана на трехмерном принтере. Об этом сообщает пресс-служба компании.
"Насколько мне известно, в России среди частных компаний мы первые, кто провел огневые испытания жидкостного ракетного двигателя, изготовленного с использованием аддитивных технологий", — пояснил Николай Дзись-Войнаровский, генеральный конструктор компании.
Два года назад "НСТР Ракетные Технологии" стали первой российской компанией, успешно разработавшей и испытавшей жидкостный ракетный двигатель. Этот двигатель послужил прототипом для дальнейших разработок стартапа, направленных в сторону создания сверхлегких космических ракет, способных запускать нано- и микроспутники.
В понедельник, как сообщает пресс-служба компании, ее сотрудники провели успешные испытания сразу двух новых устройств, камеры сгорания маршевого двигателя и рулевого двигателя для будущей ракеты. Первая была включена на десять секунд, второй – два раза по четыре секунды.

© Фото : НСТР Ракетные Технологии
Смесительная головка, выполненная традиционными методами (слева), и напечатанная (справа)

И та, и другая установка используют уайт-спирит в качестве топлива и закись азота в качестве окислителя. Их смесительные головки были напечатаны на 3D-принтере из сплава кобальта, хрома и молибдена.
Как отмечает Дзись-Войнаровский, оба ЖРД принадлежат к новому поколению двигателей, разработанных компанией в этом году. По сравнению с первой разработкой НСТР РТ, они намного легче.
По этой причине они могут быть применены не только для отработки технологий на испытательном стенде, но и пойти в серию как двигатели метеорологических ракет и сверхлегких космических ракет-носителей, разрабатываемых сейчас в НСТР РТ.
Первый двигатель стартапа охлаждался в результате испарения особого защитного слоя, которым была покрыта его камера сгорания. Новый маршевый двигатель использует более эффективное регенеративное охлаждение. Вдобавок, оба новых ЖРД содержат в себе меньше деталей и изготавливаются с меньшим числом технологических процессов.
После успешного завершения полного цикла испытаний компания опубликует подробные технические характеристики двигателей.


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

НСТР завершила тестирование астрономического купола в рамках проекта AstroNYX

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#31
https://nstr.space/news/chastniy-zhrd-gotov-k-seriynomu-proizvodstvu/
ЦитироватьЧастный ЖРД готов к серийному производству                    
17 июл. 2019 г.

11 июля 2019 г. компания «НСТР Ракетные  Технологии» завершила цикл испытаний жидкостного ракетного двигателя  (ЖРД) с внутренним обозначением 11КД01Ж. Двигатель использует в качестве  топлива уайт-спирит и закись азота. Удельный импульс ЖРД — 240 с.  Охлаждение — радиационное. Зажигание — пиротехническое.
 
 В ходе испытаний с октября 2018 г. по июль 2019 г. было опробовано  четыре модификации двигателя, изготовленных как традиционными методами  из нержавеющей стали, так и со смесительной головкой, напечатанной на  3D-принтере из кобальт-хром-молибденового сплава в Центре аддитивных технологий.  Конструкция ЖРД, включая смесительную головку, была полностью  разработана специалистами НСТР. Некоторые модификации ЖРД позволяют  использовать металлические и композитные насадки на сопло для повышения  эффективности на больших высотах.
 
 Все испытания для безопасности проводились в бронекамере, расположенной в  специальном помещении. Количество испытаний превысило два десятка,  большинство из которых были полностью или частично успешными.
 
 Тяга ЖРД в разных конфигурациях — от 35 до 320 кгс. Давление наддува — до 85 атм. Время работы — до 7 с.
 
 
 Двигатель 11КД01Ж готов к серийному производству. Его планируется  использовать как рулевой ЖРД в сверхлегких ракетах-носителях, а также в  составе учебного огневого испытательного стенда для подготовки студентов  профильных вузов.
 
 Мы приводим видео заключительного испытания цикла. Однако это не  означает, что наш малый ЖРД перестанет дорабатываться. В наших ближайших  планах переход на электроискровое зажигание. Кроме того, конструкция в  целом регулярно оптимизируется.
 
 
 
 Скоро мы расскажем об испытаниях более мощного ЖРД, который станет маршевым двигателем для нашей метеорологической ракеты.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"