Двигатели ОКБ "Факел"

Автор Salo, 29.06.2010 23:26:49

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://iz.ru/662641/dmitrii-strugovetc-anastasiia-sinitckaia/rossiia-predlozhila-indii-dvigateli-dlia-sputnikov
ЦитатаРоссия предложила Индии двигатели для спутников
Дмитрий Струговец Анастасия Синицкая
Россия может начать импорт в Индию новой высокотехнологичной продукции -- плазменных двигателей для космических аппаратов. Отечественные системы претендуют на победу в конкурсе Спутникового центра Индийской организации космических исследований. Заключение контракта откроет возможность установки российской продукции на серию зарубежных геостационарных аппаратов. О подаче заявки на предконкурсной основе «Известиям» рассказал гендиректор АО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнёва» (ИСС) Николай Тестоедов. Эксперты высоко оценивают шансы российской компании: отечественные двигатели считаются лучшими в мире и используются на спутниках лидеров телекоммуникационного сектора -- Echostar, Intelsat, Eutelsat.
Головной компанией по продвижению проекта в Индии назначено АО «Главкосмос» -- предприятие, отвечающее в ракетно-космической отрасли за международную деятельность. В число исполнителей войдут ИСС (занимается созданием спутников) и ФГУП «ОКБ «Факел» (производитель электрореактивных двигателей, также называемых плазменными).
-- В настоящий момент индийская сторона оценивает собранные заявки и в скором времени должна представить конкретный запрос на технико-коммерческое предложение по данной теме, -- рассказали «Известиям» в «Главкосмосе».
В ИСС пояснили, что в случае победы российского предложения эта компания станет интегратором наработок других российских предприятий.
-- Индийская сторона объявила конкурс на создание системы коррекции для национальной спутниковой платформы с электрореактивными двигателями. Мы -- интеграторы, которые должны объединить аппаратуру НПЦ «Полюс», плазменные двигатели ОКБ «Факел» и системы заправки нашей разработки. Помимо этого, за нами сборка такой двигательной установки и ее комплексные испытания, -- рассказал «Известиям» генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.
Помимо поставки двигательной установки, отечественные инженеры будут интегрировать ее в индийскую спутниковую платформу и проводить комплексные испытания спутников на территории Индии.
Учитывая, что речь идет о производстве серии спутников связи, контракт будет предполагать серийную поставку и установку российских плазменных двигателей на индийские космические аппараты, пояснил Николай Тестоедов.
По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, российская заявка имеет все шансы на победу, поскольку отечественные электрореактивные двигатели считаются лучшими в мире.
-- Россия традиционно очень сильна в производстве электротехники. Опыт большой, двигатели закупаются и используются хорошо и считаются лучшими в мире. Условия тендера могут быть разными, но в том, что касается электрореактивных двигателей, мы раньше всех начали и далеко продвинулись. Поэтому шансы велики.
 Скрытый текст:
Существуют проблемы с Индией, в 1990-х годах предыдущий контракт «Роскосмоса» на поставку двигателей и технологий кислородно-водородной последней ступени ракеты-носителя кончился не очень удачно -- его расторгли. Но вряд ли они будут смотреть так далеко в прошлое, -- рассказал «Известиям» Иван Моисеев.
Электрореактивные двигатели известны и используются в космической технике давно. В таком устройстве газ подается в рабочую камеру, где ионизируется и превращается в плазму. Разогнанная электромагнитным полем до больших скоростей плазма вылетает из сопла двигателя, создавая реактивную тягу.
Такие двигатели отличаются небольшими размерами, требуют малого (по сравнению с жидкостными двигателями) запаса топлива, но при этом имеют высокий импульс (скорость истечения потока частиц) и способны работать длительное время.
Российское ОКБ «Факел» -- мировой лидер в производстве электрореактивных двигателей. Впервые такие изделия отечественного производства были использованы на метеоспутниках серии «Метеор». Сейчас они используются практически на всех телекоммуникационных спутниках серии «Экспресс», работающих на геостационарной орбите. Помимо того, двигатели ОКБ «Факел» активно применяются на зарубежной космической технике. Они стоят на произведенных за рубежом аппаратах таких крупных игроков рынка спутниковой связи, как Echostar, Intelsat, Eutelsat и др.
В ОКБ «Факел» не предоставили оперативного комментария. В Индийской организации космических исследований не ответили на запрос «Известий».

Salo

https://iepc2017.org/program/session-papers-listing
ЦитатаMira Bernikova
    [/li]
  • Associated Paper:
    PARAMETRIC FAMILY OF THE PLAS-TYPE THRUSTERS: DEVELOPMENT STATUS AND FUTURE ACTIVITIES
    Session Paper:
    iepc-2017-39.pdf
  • Associated Paper:
    DEVELOPMENT OF STATIONARY PLASMA THRUSTER SPT-230 WITH DISCHARGE POWER OF 10...15 KW
    Session Paper:
    iepc-2017-548.pdf
Pavel Saevets
    [/li]
  • Associated Paper:
    DEVELOPMENT OF A LONG-LIFE LOW-POWER HALL THRUSTER
    Session Paper:
    iepc-2017-38.pdf
  • Associated Paper:
    INVESTIGATION OF THE THRUST VECTOR ANGLE STABILITY OF THE STATIONARY PLASMA THRUSTERS
    Session Paper:
    iepc-2017-41.pdf
  • Associated Paper:
    HIGH-IMPULSE SPT-100D THRUSTER WITH DISCHARGE POWER OF 1.0...3.0 KW
    Session Paper:
    iepc-2017-40.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://ria.ru/science/20180208/1514221867.html
ЦитатаВ России испытали новые плазменные двигатели для спутников
13:20 08.02.2018

СИНГАПУР, 8 фев -- РИА Новости. Новые плазменные двигатели СПД-140 для спутников прошли летные испытания, сообщил в четверг журналистам глава "ИСС имени Решетнева" Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018.
"Специальные плазменные двигатели довыведения увеличенной мощности (СПД-140), эти двигатели прошли наземные испытания и они уже апробированы буквально месяц или полтора назад. Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Летней испытания были проведены в составе европейского спутника", -- сказал Тестоедов.
Он пояснил, что в последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, ИСС Решетнева будет ставить на спутники дополнительные специальные двигатели большей тяги для того, чтобы быстрее довыводить спутник в нужную точку.
"В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В 7-8 раз больше тяга, в 7-8 раз меньше время на довыведение", -- сказал он.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

http://engine.space/press/pressnews/3076/
ЦитатаКоординационный Совет по программе НИОКР
29 Октября 2019
В АО «НПО Энергомаш» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялось заседание Координационного Совета по программе НИОКР интегрированной структуры ракетного двигателестроения (КС ИСРД) под председательством генерального директора Игоря Арбузова. В ходе заседания Координационного Совета были рассмотрены итоговые отчеты по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по заказу Госкорпорации «Роскосмос», а также за счет собственных средств предприятий. В рамках мероприятия выступили представители АО «НПО Энергомаш», АО КБХА, КБХМ им. А.М. Исаева, АО «НИИМаш» и ФГУП ОКБ «Факел».  
 Скрытый текст:
Начальник центра по развитию НТК АО «НПО Энергомаш» Никита Тидеман рассказал о том, что на предприятии был проведен комплекс работ по модернизации трех стендовых систем: системы управления режимами огневых испытаний РД-191 на втором стенде Научно-испытательного комплекса, подсистемы измерения силы тяги двигателя для определения удельного импульса при проведении огневых испытаний, а также системы вибрационных испытаний агрегатов и узлов РД-191.
Он также добавил, что все работы выполнены в полном объеме и полностью соответствуют техническому заданию. Выполненные работы являются частью комплекса мероприятий по совершенствованию технических характеристик и оснащению испытательных стендов предприятий для обеспечения их готовности к выполнению задач, определенных государственным оборонным заказом.

О ходе выполнения ряда опытно-конструкторских работ в своем докладе рассказал начальник отдела управления проектами АО КБХА Андрей Гуртовой. Одной из тем его выступления стало проведение наземной экспериментальной отработки двигателей РН «Союз-2» с применением горючего «нафтил». Он отметил, что завершается наземная экспериментальная отработка двигателей с применением нафтила в качестве горючего. В настоящий момент проводятся работы по переводу космического ракетного комплекса «Союз-2» на космодроме «Восточный» на горючее нафтил.
Генеральный конструктор ФГУП ОКБ «Факел» Евгений Космодемьянский отметил в своем выступлении, что для производства двигателей ФГУП ОКБ «Факел» использует комплектующие собственного производства и российских производителей, а для достижения полной технологической независимости производства большая часть процессов имеет патенты. Предприятие выпускает продукцию высочайшего класса, которая не имеет аналогов в мире: стационарные плазменные двигатели, двигательные блоки к ним и термокаталитические двигатели на гидразине. «На сегодняшний день мы имеем опыт серийного производства электрореактивных двигателей, что открывает новые возможности освоения космического пространства», - добавил генеральный конструктор.  
 Скрытый текст:
В завершение заседания было отмечено, что по выполняемым предприятиями ИСРД в текущий период НИОКР выполнены в срок и достигнутые результаты соответствуют заданным целевым показателям.
Координационный Совет по Программе НИОКР интегрированной структуры ракетного двигателестроения является постоянно действующим высшим коллегиальным, совещательным и руководящим органом, обеспечивающим управление реализацией Программы НИОКР ИСРД. Основными целями и задачами КС являются минимизация рисков и оперативное решение проблемных вопросов по обеспечению реализации Программы. ​
В рамках КС ИСРД рассматривается текущий статус по ключевым показателям и итоговые отчеты с оценкой результативности выполняемых НИОКР предприятий, входящих в интегрированную структуру.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-486.pdf
Цитата...
Когда прямой запуск космического аппарата на геостационарную орбиту невозможен из-за массы аппарата, выходящей за пределы энергетических возможностей средств выведения, без системы довыведения не обойтись.
Технология доставки до геостационара средствами системы коррекции уже применялась при запуске спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6». Новая же система с использованием двигателя СПД-140Д, который разработан ОКБ «Факел» (г. Калининград), обеспечит существенное сокращение срока выведения спутников на геостационарную орбиту. Дело в том, что двигатель СПД-140Д обеспечивает тягу в четыре раза большую, чем его предшественник, СПД-100В. Новую систему планируется использовать при запуске космических аппаратов связи «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

zandr

https://www.roscosmos.ru/28658/
ЦитатаНовые возможности двигателя СПД-140Д
В Опытном конструкторском бюро «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») проведено исследование одновременной работы двух стационарных плазменных двигателей СПД-140Д. Исследовался запуск двигателей как с объединенным, так и с независимым электропитанием. Продемонстрирована возможность запуска одного двигателя от другого.
Испытания двигателей проводились на стендовой базе ОКБ «Факел». Двигатели СПД-140Д были установлены в вакуумной камере испытательного стенда в одной плоскости. Для подтверждения включения одного двигателя от другого было выполнено несколько включений с различными положениями катода одного из двигателей.
В ходе испытаний подтверждена возможность функционирования двух СПД-140Д от одного катода, а также возможность работы одного двигателя от катода рядом стоящего двигателя, что расширяет возможности двигательной установки. Катод -- наиболее критическая часть СПД в части обеспечения надежности функционирования двигательной установки.
Сегодня СПД-140 -- самые востребованные двигатели в линейке высокомощных электроракетных двигателей для космических аппаратов как на российском, так и на зарубежном рынке. Применение СПД-140 на околоземной орбите началось с 2018 года. По мнению специалистов предприятия, двигатели типа СПД-140 могут успешно применяться для решения различных задач на космических аппаратах, как в ближнем околоземном пространстве, так и на просторах дальнего космоса.

zandr

09.06.2020 08:24:40 #67 Последнее редактирование: 09.06.2020 08:41:47 от zandr
Цитата: АниКей от 08.06.2020 15:33:57ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СПД-140
 PLASMA THRUSTER SPD-140
 

08.02.2018
 
 Новые российские плазменные двигатели СПД-140 для спутников прошли летные испытания, сообщил РИА Новости глава «ИСС имени Решетнева» Николай Тестоедов на Singapore Airshow 2018.
 По его словам, данные силовые агрегаты апробировали около полутора месяцев назад. «Была получена летная квалификация и этого двигателя тоже, а не просто наземная. Летные испытания были проведены в составе европейского спутника», -- сказал Тестоедов.
 В последующих проектах, где требуется довыведение больших масс, чем может нести ракета, «ИСС Решетнева» планирует устанавливать на спутники дополнительные двигатели большей тяги, позволяющие быстрее выводить спутник в нужную позицию.
 «В частности, предполагается использовать двигатели не СПД-100, а СПД-140 с тягой около 56 граммов. В семь-восемь раз больше тяга, в семь-восемь раз меньше время на довыведение», -- заявил Тестоедов.
 Плазменный ракетный двигатель представляет собой разновидность электрического силового агрегата, в котором рабочее тело ускоряется, находясь в состоянии плазмы.
 Лента.ру
SINGAPORE AIRSHOW 2018 - 6-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АВИАКОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СПД-140
 

В настоящее время в ОКБ «Факел» разрабатываются также двигатели средней мощности СПД- 2 140 с удельным импульсом тяги ~1770c, СПД-100Д и СПД -- 140Д, способные работать на режимах с удельным импульсом тяги до 2750 с.
 На основе анализа современного состояния разработок в российских организациях электроракетных двигателей мощностью 4,5...6 кВт показано, что в ближайшие годы могут быть созданы летные образцы двухрежимного стационарного плазменного двигателя СПД-140Д и многофункциональная электроракетная двигательная установка мощностью 10...30 кВт на его основе. Приведены результаты испытаний опытных образцов СПД-140Д и технологического образца источника питания разряда при работе двигателя на двух режимах. Показано состояние разработки основных элементов системы хранения и подачи ксенона.
 В ОКБ «Факел» осуществляются разработки и новых двигателей, в т. ч. двух- режимного двигателя СПД-140Д с номинальной мощностью 4,5 кВт. На базе этого двигателя могут быть созданы электро- ракетные двигательные установки (ЭРДУ) мощностью 10...30 кВт. Такие ЭРДУ могут быть использованы в составе перспективных транспортных модулей, автоматических межпланетных КА и тяжелых многофункциональных спутниковых платформ, таких как «Экспресс-4000» (разработки ОАО «Ин- формационные спутниковые системы им. акад. М.Ф. Решетнева»), которая будет оптимизирована для выведения на геостационарную (ГСО) и высокие эллиптические ор- биты
 Из двигателей мощностью 4,5...6 кВт в на- стоящее время проходят наземную экспери- ментальную отработку в ОКБ «Факел» однорежимный двигатель СПД-140 и двухрежимный двигатель СПД-140Д. Поскольку двигатель СПД-140Д на режиме большой тяги имеет практически такие же параметры, что и двигатель СПД-140, то в дальнейшем рассматривается лишь двигатель СПД-140Д. Этот двигатель разрабатывался в рамках ОКР «Двигатели-ТМ» Федеральной космической программы России.
 Двигатель СПД-140Д имеет традиционную для СПД схему и конструкцию. Он состоит из анодного и одного или двух катодных блоков. ОКБ «Факел» для двигателей СПД-140 и СПД-140Д разработан катод типа КН-15, способный обеспечить работу двигателя СПД-140Д на обоих приведенных выше режимах. Проведены параметрические испытания опытных образцов СПД-140Д, определены характеристики его струи на основных режимах работы, проведены ресурсные испытания двух опытных образцов двигателя СПД-140Д (№ 01 и 02).
 Представляется, что двигатель СПД-140Д может обеспечить проектный ресурс 11 000 ч на режиме работы с большой тягой и не менее 7 000 ч на режиме работы с большим удельным импульсом тяги.

6 Июнь 2017 года ОКБ «Факел» сообщило об успешном запуске двигателей СПД-140DUна аппарате E172B. Напомним, что 2 июня 2017 года с космодрома Куру в 1:40 произошел запуск ракетоносителя Ariane-5 с двумя КА «ViaSat 2» и «Е172B» (на втором установлены 5 СПД-140DU). Двигатели «Факела» используются для подъема и удержания орбиты.

SPT-140
 Тип разработки Квалификационная
 модель
 Мощность 3000/4500 Вт
 Разрядное напряжение 300 В
 Тяга 193 / 290 мН
 Удельный импульс 1680/1770 с
 кпд 50 / 55%
 Достигнутый ресурс >9000 ч
 Масса 8,4 кг
 Размеры 317x270x109 мм

СП Д-140 Д
 Тип разработки Квалификационная
 модель
 Мощность 4500 Вт
 Разрядное напряжение 300 В
 Тяга 290 мН
 Удельный импульс 1770 с
 кпд 55%
 Достигнутый ресурс 4500 ч
 Масса 8,5 кг
 Размеры 305×249х109 мм



Источники: ОКБ «Факел», mai.ru, www.energia.ru и др.
ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ФАКЕЛ»

zandr

https://www.roscosmos.ru/28667/
ЦитатаДмитрий Рогозин посетил с рабочим визитом ОКБ «Факел»
Сегодня, 10 июня 2020 года, делегация Госкорпорации «Роскосмос» во главе с генеральным директором Дмитрием Рогозиным посетила с рабочим визитом АО «ОКБ «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»). В ходе визита делегация осмотрела командно-измерительный пункт Балтийский КИП в городе Неман и одноименную испытательную станцию «Неман» ОКБ «Факел».
Глава Роскосмоса ознакомился с работами, выполненными в рамках инвестиционного проекта по реконструкции и техническому перевооружению данных объектов, а также с результатами модернизации Западного регионального центра дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), который обеспечивает управление космическими аппаратами социально-экономического назначения и прием информации от спутников ДЗЗ. Также Дмитрий Рогозин осмотрел цех, где производятся комплектующие для спутников по программе OneWeb.
При посещении производственной базы ОКБ «Факел» Дмитрий Рогозин осмотрел механический и инструментальный участки, участок плазменного напыления, термической и вакуумной пайки. На испытательных стендах КВУ120, КВУ165 делегации Госкорпорации «Роскосмос» продемонстрировали электроракетные двигатели СПД-140, СПД-70М, работа которых была показана в искусственно созданных условиях космического вакуума.
В завершении визита на предприятие генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» провел рабочее совещание о результатах работы и перспективах развития ОКБ «Факел».
***
АО «ОКБ «Факел» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») одно из лидирующих предприятий в разработке электрических двигательных систем и термокаталитических двигательных установок на гидразине, обладающее индустриальным опытом серийной и массовой поставки двигателей как в коммерческом, так и государственном сегменте рынка. Доля в мировом производстве двигателей для КА составляет около 10%. Более 70 российских КА (более 60% российской орбитальной группировки) и 30 зарубежных КА с ЭРД разработки и изготовления ОКБ «Факел». На сегодняшний день партнерами являются: АО ИСС им. М.Ф. Решетнева, РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО им. Лавочкина, АО «Корпорация ВНИИЭМ», Maxar (Канада), Airbus, TAS (Франция), MELCO (Япония), IAI (Израиль), OHB (Швеция).