Ракеты Джеффа Безоса: New Glenn (НьюГленн) и New Armstrong

Автор Большой, 12.09.2016 20:15:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Prokrust

Цитата: nonconvex от 09.06.2025 23:42:32
Цитата: Prokrust от 09.06.2025 20:47:34Банальная инженерная прикидка. Расход энергии на сжатие жидкости обратно пропорционален плотности жидкости. Поэтому на сжатие кислорода+метан потребуется процентов на ~20% больше энергии, чем на сжатие кислорода+керосина. То есть по сравнению с НК-33 давление должно упасть до где-то 120 бар. БЕ-4 выжимает 132 бар. Возможно немного подняли КПД турбины+насосов, может температура на турбине чуть-чуть выше.
Где то я уже это слышал.

Цитироватьдва сольдо плюс два сольдо — будет десять сольдо. Десять сольдо плюс десять сольдо — будет сто сольдо. Плати один золотой!
Увы, не повезло вам со школой. Впрочем если бы и повезло, умение счета не дает понимания как инженерно прикинуть на коленке - как это может сделать обычный счетовод без методички то?
Итак, что такое БЕ-4.
За НК-33 есть очень важный факт - движок может работать очень долго. Это охренительно важный факт, а Безос - не идиот. Безосу нужен был многоразовый движок и НК-33 отличный прототип, в нем кислый тракт может работать долго.
Итак, Безос делает движок на метане, кардинально решая вопрос сажи, и при этом остается в безопасном температурном диапазоне для кислого тракта. C учетом того, что на метане энергии для сжатия требуется на ~20% больше, мы видим что по факту БЕ-4 выжимает с кислого тракта на ~10% энергии больше, чем у НК-33. То есть чуть больше. И так как БЕ-4 сделан на суперсплаве, а не просто с защитным покрытием, то с многоразовостью у него должно быть все хорошо. И никаких взрывов. Так и останется, наращивать давление в движке Безос не будет, зачем Безосу взрывы движков и борьба с этим? Он же не Маск, ему не нужно супер, ему нужно чтобы работало как надо.



Prokrust

Далее. Безос хочет заменить SLS своей ракетой. То есть нужно хотя бы 100 тонн на орбиту. И это таки делается относительно просто.
1. Увеличиваем тягу BE-4 минимум раза в 1.5. Давление не меняем сопло тоже (и так слишком большое).Т есть увеличиваем только расход (Маск также модифицировал Мерлин). УИ несколько падает -ну и хрен с ним.
2. Добавляем движки на 1-ступень - теперь их 9. 
3. Получили удвоенную тягу 1-й ступени.
4. 2-ю ступень делаем тяжелее раза в 3. Ставим соответственно 6 движков BE-3U.
В результате всего этого 2-ступень будет стартовать на значительно более низкой скорости - ну и что, на то и водород. Вывод только на НОО. Чтобы выводить на ГПО - добавляем 3-ю ступень с 1 движком BE-3U, для довывода и ГПО.
И вот 100 тонн на НОО, не меняя диаметра ракеты. Луна ближе!
Минус в том что тратится несколько больше движков BE-3U на кило вывода - зато можно подумать о:
1. Сделать многоразовой 2-ступень, на 6 движках можно сажать. Но торопится с этим не надо, с начала смотрим как там у Маска.
2. Или наоборот, на 2-ю ступень поставить БЕ-4 вместо шести BE-3U, если надоест водород.

nonconvex

Цитата: Prokrust от 10.06.2025 09:14:24
Цитата: nonconvex от 09.06.2025 23:42:32
Цитата: Prokrust от 09.06.2025 20:47:34Банальная инженерная прикидка. Расход энергии на сжатие жидкости обратно пропорционален плотности жидкости. Поэтому на сжатие кислорода+метан потребуется процентов на ~20% больше энергии, чем на сжатие кислорода+керосина. То есть по сравнению с НК-33 давление должно упасть до где-то 120 бар. БЕ-4 выжимает 132 бар. Возможно немного подняли КПД турбины+насосов, может температура на турбине чуть-чуть выше.
Где то я уже это слышал.

Цитироватьдва сольдо плюс два сольдо — будет десять сольдо. Десять сольдо плюс десять сольдо — будет сто сольдо. Плати один золотой!
Увы, не повезло вам со школой. Впрочем если бы и повезло, умение счета не дает понимания как инженерно прикинуть на коленке - как это может сделать обычный счетовод без методички то?
Итак, что такое БЕ-4.
За НК-33 есть очень важный факт - движок может работать очень долго. Это охренительно важный факт, а Безос - не идиот.
РД-180 тоже может работать долго, это еще более охренительно.

Дмитрий В.

Цитата: Prokrust от 10.06.2025 11:32:56Далее. Безос хочет заменить SLS своей ракетой. То есть нужно хотя бы 100 тонн на орбиту. И это таки делается относительно просто.
1. Увеличиваем тягу BE-4 минимум раза в 1.5. Давление не меняем сопло тоже (и так слишком большое).Т есть увеличиваем только расход (Маск также модифицировал Мерлин). УИ несколько падает -ну и хрен с ним.
2. Добавляем движки на 1-ступень - теперь их 9.
3. Получили удвоенную тягу 1-й ступени.
4. 2-ю ступень делаем тяжелее раза в 3. Ставим соответственно 6 движков BE-3U.
В результате всего этого 2-ступень будет стартовать на значительно более низкой скорости - ну и что, на то и водород. Вывод только на НОО. Чтобы выводить на ГПО - добавляем 3-ю ступень с 1 движком BE-3U, для довывода и ГПО.
И вот 100 тонн на НОО, не меняя диаметра ракеты. Луна ближе!
Минус в том что тратится несколько больше движков BE-3U на кило вывода - зато можно подумать о:
1. Сделать многоразовой 2-ступень, на 6 движках можно сажать. Но торопится с этим не надо, с начала смотрим как там у Маска.
2. Или наоборот, на 2-ю ступень поставить БЕ-4 вместо шести BE-3U, если надоест водород.

Если увеличить расход в том же объёме, то давление в КС вырастет. Камеру сгорания придется увеличить, критическое сечение, вероятно, то же. Поэтому это будет новый двигатель.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Prokrust

Цитата: Дмитрий В. от 11.06.2025 01:33:24Если увеличить расход в том же объёме, то давление в КС вырастет. Камеру сгорания придется увеличить, критическое сечение, вероятно, то же. Поэтому это будет новый двигатель.
Расход пропорционально зависит от давления и размера выходной дыры в камере.
То есть чтобы увеличить расход, нужно помимо более мощной турбины и насоса, пропорционально увеличить дырку в камере сгорания. Таки все просто - больше дырка, больше расход. И тогда расход увеличиться без увеличения давления.
Возможно еще придется увеличить размер самой камеры сгорания, чтобы успевало все сгорать.

Prokrust

#2605
Цитата: nonconvex от 10.06.2025 23:15:05
Цитата: Prokrust от 10.06.2025 09:14:24За НК-33 есть очень важный факт - движок может работать очень долго. Это охренительно важный факт, а Безос - не идиот.
РД-180 тоже может работать долго, это еще более охренительно.
Какой грамотный пиар РД-180
ЦитироватьДвигатель НК-33 отработал без съёма со стенда 16 пусков, каждый из которых длился 365 секунд. Общая наработка составила 15 000 секунд (4 часа 10 минут).
Конечно РД-180 тоже много гоняли на стенде. Но 1 двигатель так не гоняли никогда. Видимо стенд было жалко.

Demir_Binici

Цитата: Prokrust от 11.06.2025 10:16:21Какой грамотный пиар РД-180
"Пиар", даже в повсеместно используемом в русских текстах значении "пропаганда" неприменимо ни к РД-180 ни к НК-33. Оба этих двигателя не производятся и представляют интерес чисто исторический. Некому их "пиарить" или впаривать.

Буцетам

Цитата: Prokrust от 10.06.2025 09:14:24За НК-33 есть очень важный факт - движок может работать очень долго. Это охренительно важный факт, а Безос - не идиот. Безосу нужен был многоразовый движок и НК-33 отличный прототип, в нем кислый тракт может работать долго.
Абсолютно верно! Безос в интервью не раз подчёркивал что они специально взяли низкое давление, надёжность и ресурс превыше всего. Он правда сравнивал БЕ с РД-180, но может потому что он для зрителя более известен чем НК?
Но я всё же не исключаю что он приказал давление поднять. Жадность (до конкуренции с Маском) и самоуспокоение, а может какой-то другой богатей ему высказал "ну че как лох на 140атм летаешь, будь мужиком ну"
Буцетам коптит, Протон летит!

Dulevo

Думаю Безосу сейчас не до движков.
Он тут думает как осуществить обещанные 8 пусков в этом году.

Jarrett Jones - вице-президент по Нью-Гленну - отправлен в отпуск на год.
Linda Cova вице-президент по двигателям - отправился на пенсию.

Prokrust

Цитата: Буцетам от 11.06.2025 19:06:04
Цитата: Prokrust от 10.06.2025 09:14:24За НК-33 есть очень важный факт - движок может работать очень долго. Это охренительно важный факт, а Безос - не идиот. Безосу нужен был многоразовый движок и НК-33 отличный прототип, в нем кислый тракт может работать долго.
Абсолютно верно! Безос в интервью не раз подчёркивал что они специально взяли низкое давление, надёжность и ресурс превыше всего. Он правда сравнивал БЕ с РД-180, но может потому что он для зрителя более известен чем НК?
Но я всё же не исключаю что он приказал давление поднять. Жадность (до конкуренции с Маском) и самоуспокоение, а может какой-то другой богатей ему высказал "ну че как лох на 140атм летаешь, будь мужиком ну"
Увеличение давления в камере - это по сути новая разработка движка, пусть и уже с опытом, но в гораздо более тяжелом режиме. Это сложно и надолго.
И вот увеличить тягу без увеличения давления - это значит потерять 5-10 УИ на старте. Не критично, он же не как придурок Глушко, чтобы за счет серьезной потери тяги чуть-чуть увеличить УИ и еще и хвастаться этим. Режим работы движка тот же, немного масштабировать только. Это намного быстрее.
PS.
Как вариант на отдаленное будущее, практичнее сделать сладкий тракт на метане к добавлению к кислому и так поднять давление в камере до 230 бар. То есть тяга станет 440 тонн с тем же диаметром сопла и с тем же УИ что сейчас..

Буцетам

Цитата: Prokrust от 11.06.2025 21:57:59Не критично
Согласен, Безос прагматичный бильярдный шар, такие попадают в цель. Надеюсь они в хорошем темпе и на Луну выдвинутся тоже

Цитата: Prokrust от 11.06.2025 21:57:59Как вариант на отдаленное будущее, практичнее сделать сладкий тракт на метане к добавлению к кислому и так поднять давление в камере до 230 бар.
Точно! Камера у БЕ-4 огромная, резерв по тяге очень большой
Буцетам коптит, Протон летит!

nonconvex

Цитата: Буцетам от 11.06.2025 22:07:16Точно! Камера у БЕ-4 огромная, резерв по тяге очень большой
Надо говорить - громадная.

nonconvex

Цитата: Prokrust от 11.06.2025 21:57:59поднять давление в камере до 230 бар. То есть тяга станет 440 тонн с тем же диаметром сопла и с тем же УИ что сейчас..
И эти люди страницу назад бубнили, что давление на пределе и повышать нельзя.

Prokrust

#2613
Цитата: nonconvex от 12.06.2025 01:02:44
Цитата: Prokrust от 11.06.2025 21:57:59поднять давление в камере до 230 бар. То есть тяга станет 440 тонн с тем же диаметром сопла и с тем же УИ что сейчас..
И эти люди страницу назад бубнили, что давление на пределе и повышать нельзя.
Вижу что вы так заняты, что не успеваете читать, вы только писать ответы успеваете, попутно выдирая часть фразы для цитирования.

Буцетам

Джефу срочно нужно делать схему Клепикова, на основной вал вешать дополнительную турбину на метане из рубашки камеры. Это удлиннит вал, но он и так скорее всего разрезной, проектировщики что-нибудь придумают. Давление вырастет атмосфер на 40, а может и на 50. 180 вместо 140 в итоге, и развальцовываем дырку под увеличенный расход. Пустотный УИ упадёт секунд на 5, земной вырастет на 2-3 сек. Получим примерно такое:
- давление 180 атм
- тяга 325 тонн
- тяговооружённость ≈100
- удельный импульс 335/313 сейчас 340/310
Буцетам коптит, Протон летит!

Буцетам

А что если в 3-ступенчатом варианте, Джефф поставит 1шт. BE-4 на 2ю ступень и 1шт. BE-3U на 3ю ступень. То есть как было 2 двигателя, так и останется. И цена вырастет не сильно.
Тяга одного BE-4 в вакууме в 1,7 раза выше, чем у двух BE-3U. То есть грубо говоря, с сохранением тяговоружённости, массу верхних ступеней ракеты можно увеличить в 1,7 раза. Но даст ли это выигрыш? У нас ведь теперь часть топлива это метан, а не водород. Можно сохранить водородную массу, но тогда тяговооружённость 3й ступени упадёт вдвое, а 2я ступень будет меньше 3й
Интересно, какую бы оценку дал Дмитрий В?
Буцетам коптит, Протон летит!

zandr

https://x.com/davill/status/1932113352714825833
ЦитироватьDave Limp  @davill
New Glenn's second mission will take place NET August 15th. Following in the footsteps of our first booster, we've chosen the name  "Never Tell Me The Odds" for Tail 2. One of our key mission objectives will be to land and recover the booster. This will take a little bit of luck and a lot of excellent execution. We're on track to produce eight GS2s this year, and the one we'll fly on this second mission was hot-fired in April. Gradatim Ferociter!
https://vk.com/spacex?from=groups&w=wall-41152133_526333
ЦитироватьNew Glenn: Ожидания vs Реальность

Второй полёт ракеты New Glenn теперь планируется не ранее 15 августа. Компания не сообщает о полезной нагрузке предстоящей миссии, однако ожидается, что это будут два марсианских спутника миссии NASA ESCAPADE (которые должны были быть запущены ещё во время первого полёта ракеты, но из-за существенных задержек - были отложены).

Blue Origin заявили, что ключевая цель второго запуска (помимо вывода ПН) - возврат и посадка ускорителя. Напомним, что во время первого полёта ракеты, её ускоритель не смог совершить успешный возврат и был потерян после запуска двигателей для торможения во время входа в атмосферу. Для второй миссии первая ступень New Glenn получила название "Never Tell Me The Odds". И пока исполнительный директор Дейв Лимп намекает в своих публичных заявлениях, что компания способна сделать 8 запусков New Glenn в ближайшее время: "Мы на пути к производству восьми 2-х ступеней в этом году", реальность вносит свои коррективы и темп запусков новой ракеты компании пока далёк от этого.

Так, по данным косможурналиста Эрика Бергера, несколько недель назад Лимп созвал общее собрание сотрудников компании, чтобы обсудить, почему темп запусков ракеты значительно не дотянет до своей цели на этот год. При этом он заявил об "организационном обновлении", в результате должностей лишились вице-президент компании по двигателям и ещё один вице-президент, управляющий всей программой New Glenn. Неясно, был ли этот уход части топ-руководства связан с недовольством Джеффа Безоса программой New Glenn (официально, они были отправлены на пенсию или в отпуск), но, согласно источникам, Джеффу Безосу не нравится темп запусков новой ракеты компании.

В итоге Blue Origin смогут осуществить только около двух орбитальных запусков в этом году. И далеко не факт, что второй из них состоится в августе, источники заявляют, что это может произойти только не ранее сентября. Раньше такое могло быть вполне неплохо для огромной ракеты в начале её эксплуатации, но в 2025 году это выглядит мало для амбиций компании по занятию места в современной космической индустрии эры space. А принимая во внимания проблемы, с которыми столкнулась компания во время возврата первой ступени, а также операций со второй ступенью на орбите (по некоторым данным, её бак взорвался из-за нарушения протокола пассивации), компании предстоит ещё много работы, чтобы приблизиться к своей цели по запускам.

Однако, не зря на гербе Blue Origin изображены черепахи, для компании, 13 лет готовившейся к запуску своей первой орбитальной ракеты, ещё год, второй, третий... не выглядит большим сроком для осуществления задуманных планов, главное, чтобы, когда они наконец станут возможными, космическая индустрия снова существенно не изменилась, и они ещё были кому-то нужны.

Виктор Левашов

Цитата: zandr от 12.06.2025 18:25:53не зря на гербе Blue Origin изображены черепахи
Шутку оценил.
На заметку.
Надо РосКосмосу улитку на Ангару налепить.

Трилобит

А что если третья ступень это что-то связанное с лунным буксиром, может укороченная его версия?
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Буцетам

Цитата: Трилобит от 12.06.2025 23:06:27А что если третья ступень это что-то связанное с лунным буксиром, может укороченная его версия?
На лунном РБ вроде как BE-7, у него закрытый цикл и удельный импульс выше. А для третьей ступени тяги нет у BE-7, не вариант
Буцетам коптит, Протон летит!