ДП-120U, РД-120К, РД-120U - нужны ли они?

Автор Salo, 20.03.2011 17:11:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Это потому, что крупного двигателя у них тогда не было, а мелкие - были.
Вряд ли. Зачем им было трахаться с большим двигателем, если они собирались делать многоразовую первую ступень? Сажать - то её на одном большом двигателе как? Да и надежность страдает... Потому как если откажет 1 или даже 2 мерлина - ракета не упадет и не исключено что и программу отработает, а вот если откажет один РД-171 - ну тогда всё без слов понятно...
Когда Маск начинал Ф-9, никакой реактивной посадки не было, планировалась парашютная посадка.
И, кстати, Безос свои ракеты сажает на одном двигателе.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Искандер

#61
ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Это потому, что крупного двигателя у них тогда не было, а мелкие - были.
Вряд ли. Зачем им было трахаться с большим двигателем, если они собирались делать многоразовую первую ступень? Сажать - то её на одном большом двигателе как? Да и надежность страдает... Потому как если откажет 1 или даже 2 мерлина - ракета не упадет и не исключено что и программу отработает, а вот если откажет один РД-171 - ну тогда всё без слов понятно...
Нет, нет, все было не так. У них действительно не было двигателя, а нужно было давать результат, поэтому пришли  к пучку девяти двигателей. Где-то в далеких планах был монструозный Мерлин-2 - технологически близнец F-1, но ни денег, ни технических возможностей для этого небыло. Это ж какой стенд нужен???!!! 
На счет многоразовости... Первоначально Маск экспериментировал с парашютами, но ступень не выдерживала вхождение в плотную атмосферу и разрушалась. И тут как раз возникла идея использовать центральный двигатель - при вхождении в плотную атмосферу гасить скорость до приемлемой, а уже развивая её пришли к реактивной посадке... Очень удачно наличие пучка маломощных двигателяей позволило это реализовать.
Про расчёты надёжности многодвигательной ДУ говорили не раз. Овчинка выделки не стоит. Тут играют другие факторы.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Raul

ЦитироватьИскандер пишет:
Про расчёты надёжности многодвигательной ДУ говорили не раз. Овчинка выделки не стоит. Тут играют другие факторы.
Кто-то говорил, кто-то даже написал (и мы это читали). Американцы - использовали. То, что нам ни разу не удалось осуществить многодвигательное резервирование - говорит только о том, что у _нас_ это не получилось.

Кстати, 9 двигателей на первой ступени Фалкона имеет принципиальное значение для надежности Faclon Heavy. То, что первая ступень Block 5 выполняет свою задачу при 2 отказавших двигателях из 9, позволяет рассчитывать на выполнение задачи Falcon Heavy при любом двойном отказе. При 27 работающих на старте РД, двойное резервирование - существенно (Маск хвалится парированием отказа до 6 РД, но это не при любых сочетаниях).
Если бы на первой ступени Фалкона было 5 более мощных РД, то парирование двойного отказа на FH уже бы не было.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Salo

https://ria.ru/20190523/1554854048.html
ЦитироватьРогозин рассказал об интересе некоторых стран в покупке двигателей РД-120
19:08

© РИА Новости / Владимир Песня
Перейти в фотобанк

МОСКВА, 23 мая - РИА Новости. Ряд стран обратились к России с предложением по закупкам ракетных двигателей РД-120, сообщил в четверг гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.
Ранее эти двигатели использовались на российско-украинских ракетах "Зенит", производство которых остановилось в 2014 году.
"Двигатель РД-120 - очень популярная машина, некоторые страны уже обратились к нам с предложением по его закупкам", - сказал он, выступая в МГУ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Alex_II

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Когда Маск начинал Ф-9, никакой реактивной посадки не было, планировалась парашютная посадка.
Парашютная посадка закончилась даже раньше чем Фалкон -1. В связи с полной бесперспективностью... То есть где-то в 2008м, причем даже не в конце...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Сергей

ЦитироватьRaul пишет:
ЦитироватьИскандер пишет:
Про расчёты надёжности многодвигательной ДУ говорили не раз. Овчинка выделки не стоит. Тут играют другие факторы.
Кто-то говорил, кто-то даже написал (и мы это читали). Американцы - использовали. То, что нам ни разу не удалось осуществить многодвигательное резервирование - говорит только о том, что у _нас_ это не получилось.

Кстати, 9 двигателей на первой ступени Фалкона имеет принципиальное значение для надежности Faclon Heavy. То, что первая ступень Block 5 выполняет свою задачу при 2 отказавших двигателях из 9, позволяет рассчитывать на выполнение задачи Falcon Heavy при любом двойном отказе. При 27 работающих на старте РД, двойное резервирование - существенно (Маск хвалится парированием отказа до 6 РД, но это не при любых сочетаниях).
Если бы на первой ступени Фалкона было 5 более мощных РД, то парирование двойного отказа на FH уже бы не было.
Разговор о надежности ДУ, количестве двигателей и т.д. имеет смысл , если надежность ДУ является определяющей в суммарной вероятности вывода ПН на заданную орбиту. Если такая зависимость есть при принятой схеме предпусковых проверок, то очевидно, что вероятность отказа возникает уже в полете, по причине, которую нельзя выявить при приемосдаточных испытаниях и предпусковых проверках. Такая надежность определяется при ЛИ. При много двигательной установке набор статистики идет значительно быстрее. Но вот закладка на многократное резервирование говорит , что это либо реклама ( оснований статистических для индивидуального Мерлина нет) , либо при многодвигательной установке снижается надежность ввиду самого фактора взаимовлияния отдельных двигателей на двигательную установку в целом и на РН. Представляется , при наличии подходящих двигателей оптимально использование либо 5 двигателей, как на Сатурне 5 ( один резервный , а также выключение его вместо дросселирования) , или метод КБХА ( 4 движка в группе с коэффициентом форсирования 1,33). ИМХО.

Raul

ЦитироватьСергей пишет:
Представляется , при наличии подходящих двигателей оптимально использование либо 5 двигателей, как на Сатурне 5 ( один резервный , а также выключение его вместо дросселирования) , или метод КБХА ( 4 движка в группе с коэффициентом форсирования 1,33). ИМХО.
Вероятность двойного отказа растет пропорционально квадрату числа РД. В этом смысле схема с 9 РД  вчетверо ненадежнее схемы с 4-5 РД. Но если считать вероятность тройного отказа (для Falсon 9 block 5), то здесь мы математически получаем рост надежности ДУ в 50 раз (при ВБР единичного двигателя 0,999). Поэтому я думаю, что двойным резервированием стоит заниматься. Во всяком случае - если работа многодвигательной  установки со всем взаимовлияниями налажена в штатном режиме и в режиме единичного отказа, то переход к двойному резервированию, как минимум, не ухудшает ее надежность.

Надо посмотреть на статистику Block 5 с форсированными РД. И еще интересно узнать, как у него обстоят дела с взрывами РД в полете.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дмитрий В.

ЦитироватьAlex_II пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Когда Маск начинал Ф-9, никакой реактивной посадки не было, планировалась парашютная посадка.
Парашютная посадка закончилась даже раньше чем Фалкон -1. В связи с полной бесперспективностью... То есть где-то в 2008м, причем даже не в конце...
В первых пусках Ф-9 эта система стояла, но не сработала. Реактивную посадку Маск начал активно рекламировать своим промороликом под звуки uprising только, емнип, в 2010 г. Потом появился октавеб и ножки под это дело. Так что, "мелкость" Мерлинов никак не связана с повторным использованием - их размерность ограничена ресурсами компании.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ZOOR

Цитата: Salo от 23.05.2019 19:36:26МОСКВА, 23 мая - РИА Новости. Ряд стран обратились к России с предложением по закупкам ракетных двигателей РД-120, сообщил в четверг гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

Ранее эти двигатели использовались на российско-украинских ракетах "Зенит", производство которых остановилось в 2014 году.

Цитировать"Двигатель РД-120 - очень популярная машина, некоторые страны уже обратились к нам с предложением по его закупкам", - сказал он, выступая в МГУ.
Полтора года прошло. Сколько стран закупило?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому


Salo

https://ria.ru/20201102/dvigatel-1582583787.html

Цитировать"Роскосмос" рассказал о замене украинских ракетных двигателей
03:03 02.11.2020 (обновлено: 10:26 02.11.2020)

МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости. Россия в 2022 году выпустит новые двигатели РД-182 и РД-120МС для российских и зарубежных ракет, сообщил единый портал "Главкосмоса" (входит в "Роскосмос").
РД-182 предназначен для первых ступеней, РД-120МС — для верхних. Разработка ведется с прошлого года.

Прототипом служит РД-120 от НПО "Энергомаш", который использовали на второй ступени ракеты "Зенит" и 30 лет изготавливали на Украине.

В мае 2019-го генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин сообщил, что несколько стран обратились с предложением по закупкам РД-120. Сейчас Россия поставляет на экспорт РД-180 и РД-181 для американских ракет Atlas и Antares.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

azvoz

Вот это поворот!!


Цитировать2 ноя — РИА Новости. Россия в 2022 году выпустит новые двигатели РД-182 и РД-120МС для российских и зарубежных ракет, сообщил единый портал "Главкосмоса" (входит в "Роскосмос").

РД-182 предназначен для первых ступеней, РД-120МС — для верхних. Разработка ведется с прошлого года.


Причем по некоторым данным РД-182 - это метановая версия РД-120К

Большой

Вроде метановый. И РД-120МС вероятно тоже. Тогда вопрос, зачем, если уже разрабатываются РД0169 земной и высотный  такого же класса?
Вы не можете просматривать это вложение.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Дмитрий В.

Цитата: azvoz от 02.11.2020 14:16:52Вот это поворот!!


Цитата: undefined2 ноя — РИА Новости. Россия в 2022 году выпустит новые двигатели РД-182 и РД-120МС для российских и зарубежных ракет, сообщил единый портал "Главкосмоса" (входит в "Роскосмос").

РД-182 предназначен для первых ступеней, РД-120МС — для верхних. Разработка ведется с прошлого года.


Причем по некоторым данным РД-182 - это метановая версия РД-120К
Судя по описанию - керосиновая: https://trade.glavkosmos.com/ru/catalog/launch-vehicles/engines/liquid-fuel-rocket-engine/rd-120-m/
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

azvoz

Цитата: Дмитрий В. от 02.11.2020 15:23:44
Цитата: azvoz от 02.11.2020 14:16:52Вот это поворот!!


Цитата: undefined2 ноя — РИА Новости. Россия в 2022 году выпустит новые двигатели РД-182 и РД-120МС для российских и зарубежных ракет, сообщил единый портал "Главкосмоса" (входит в "Роскосмос").

РД-182 предназначен для первых ступеней, РД-120МС — для верхних. Разработка ведется с прошлого года.


Причем по некоторым данным РД-182 - это метановая версия РД-120К
Судя по описанию - керосиновая: https://trade.glavkosmos.com/ru/catalog/launch-vehicles/engines/liquid-fuel-rocket-engine/rd-120-m/
Там описание вообще кривое .
Например диаметр 2600 мм указан(при земном сопле!!).
Это больше даже чем у высотного прародителя рд-120.

Так что могли и с топливом напутать.

Хотелось бы метан конечно.

azvoz

#75
Цитата: Большой от 02.11.2020 15:09:49Вроде метановый. И РД-120МС вероятно тоже. Тогда вопрос, зачем, если уже разрабатываются РД0169 земной и высотный  такого же класса?
Вы не можете просматривать это вложение.
Данные этой таблицы подозрительно совпадают по цифрам,номенклатуре и стилистике с расчетными данными проектов из статьи Энергомаша от 1998 года.(Борис Каторгин,Игорь Клепиков,)
Сильно устаревшая информация.
Соответственно могущая быть уже не актуальной по наименованиям и намерениям.
Но расчетные данные вполне соответствуют тем что можно получить по минимуму.

                  РД-120К   РД-182   РД-191 РД-192 РД-192.2 РД-192.3 РД-192С
1 Горючее керосин метан керосин метан метан метан метан
2 Тяга, тс :
— у Земли 72...78*    74...81*     196      191       181            194          (-)
— в пустоте 81...89*  83...92*     212      207,8    198            213         217
3 Удельный импульс, с:
— у Земли 295...298* 311...316* 311    327,8     325            311          (-)
— в пустоте 334...336* 351...353* 337 356       354            341       371,5
4 Давление в камере, кгс/см^2 166...175* 166...175* 262 250 200 250 250
5 Соотношение компонентов 2,6 3,4 2,6 3,5 3,5 3,0 3,5
6 Продолжительность одного использования, с >= 200
7 Кратность использования >= 10
8 Габариты, м:
высота 2,8 2,8 4,05 3,62 3,62 3,62 4,82
диаметр 1,5 1,5 2,0 1,45 1,45 1,45 2,4
9 Управление вектором тяги Качание в двух Качание в двух Качание в двух
плоскостях +6 град. плоскостях +8 град. плоскостях +8 град.
10 Время отработки от начала финансирования 3 года 4 года 4 года
11 Прототип РД-120 РД-120К РД-170, РД-191 РД-191 РД-180 РД-120К, РД-182, РД-191, РД-192 — выполнены с дожиганием окислительного генераторного газа;
РД-192.2 — выполнен с дожиганием восстановительного генераторного газа;
РД-192.3 — выполнен без дожигания генераторного газа;


Искандер

Если метановые, тогда это ход конем Энергомаша.
Византийщина...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt