AMOS 6 - Falcon 9-029 - Канаверал SLC-40 - 3-4 сентября 2016

Автор Salo, 27.07.2016 15:01:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pk13

ЦитироватьСтарый пишет:
Зачем изотензоид? Зная что рваться должна боковая цилиндрическая поверхность её как следует, с избытком, обмотали кольцевой намоткой. Поэтому оторвалось днище.
Прошлые поставщики похоже так и делали:

Сергей

ЦитироватьLRV_75 пишет:
ЦитироватьСергей пишет:
ЦитироватьFeol пишет:
Если не заменят баллоны или не перепроектируют полностью, то ещё раз взорвётся.
Нет необходимости, достаточно ввести достаточный предварительный наддув гелиевого баллона перед закачкой ЖК в бак.
Если следовать логике Feol, то это будет вторая заплатка (после замены крепежей на очень прочные ) в несовершенной конструкции системы наддува гелием. Имхо конечно
Здесь важна не логика, а конкретный расчет конкретной конструкции из композиционного материала с учетом термо-напряжений, современными средствами считается без проблем при условии , если эти средства использует опытный специалист. Предварительный наддув уже упоминали в этой теме для титановых шар-баллонов для гелия, так же, чтобы нивелировать термо-напряжения. Так что предварительный наддув давно известен и давно используется (в России как минимум).

Not

#3322
ЦитироватьСергей пишет:  современными средствами считается без проблем при условии , если эти средства использует опытный специалист.
Вы, как обычно, преувеличиваете возможности "современных средств", в оценке поведения композитного баллона в переохлажденном кислороде. Проблема в том, что каждая партия волокна и матричного наполнителя несколько отличаются по параметрам, и "современные средства" это учесть не могут, равно как не могут учесть халатность сборщиков, поэтому, как правило, ограничиваются статистическими исследованиями партии баллонов.

Или вы намекаете, что специалист в СпейсЕкс попался неопытный?  ;)

Сергей

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Вопрос только два:
!) Как могло оторваться нижнее (верхнее) днище у цельномотанного кокона?
2) Почему оторвало днище, если первой должна была вскрыться цилиндрическая обечайка вдоль образующей?
ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
обмотали кольцевой намоткой.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Не берусь утверждать со всей определенностью, но, если память не изменяет, изотензоид спиральной намоткой можно получить при определенных сочетаниях геометрии емкости, в противном случае цилиндрическая намотка неизбежна.
Если баллон сделан из изотропного материала постоянной толщины, то как и писал Дмитрий В., максимальные окружные напряжения в цилиндрической обечайке, продольные в два раза меньше(по сопромату). Но более точный расчет на основании теории упругости дает максимум эквивалентных напряжений в в зоне стыка цилиндрической обечайки с эллипсоидальным днищем и поэтому частенько днище имеет слегка утолщенный цилиндрический участок , вынося кольцевой сварной шов на цилиндрическую обечайку ( но это для металлических относительно тонкостенных  баллонов. Для композитных из видео в данной теме видно, что спиральная намотка ведется с малым углом относительно продольной оси баллона и предназначена для восприятия осевой нагрузки от внутреннего давления, дополняется цилиндрической намоткой, которая воспринимает окружные усилия. Однако по результатам испытаний на видео видно, что первым отлетает днище. Если у баллона  разные по диаметру полюсные отверстия, то без дополнительного местного усиления, при разрушающих испытаниях будет отлетать днище всегда с одной стороны. Для равнопрочности (если это необходимо) в ручную укладывают дополнительные ленты для восприятия продольных нагрузок и усиления слабой зоны.Так что , как уже писали и Старый, и Штуцер, и Дмитрий В. из композита можно усилить любое слабое место, немного только увеличивается трудоемкость.

Штуцер

ЦитироватьСергей пишет:
Если баллон сделан из изотропного материала постоянной толщины, то как и писал Дмитрий В., максимальные окружные напряжения в цилиндрической обечайке, продольные в два раза меньше(по сопромату). Но более точный расчет на основании теории упругости дает максимум эквивалентных напряжений в в зоне стыка цилиндрической обечайки с эллипсоидальным днищем и поэтому частенько днище имеет слегка утолщенный цилиндрический участок
.... вот это всё не нужно. Лейнер не несет нагрузок. Он обеспечивает герметичность и является каркасом для намотки. Я правильно понимаю?  ;)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Сергей

ЦитироватьNot пишет:
ЦитироватьСергей пишет:современными средствами считается без проблем при условии , если эти средства использует опытный специалист.
Вы, как обычно, преувеличиваете возможности "современных средств", в оценке поведения композитного баллона в переохлажденном кислороде. Проблема в том, что каждая партия волокна и матричного наполнителя несколько отличаются по параметрам, и "современные средства" это учесть не могут, равно как не могут учесть халатность сборщиков, поэтому, как правило, ограничиваются статистическими исследованиями партии баллонов.

Или вы намекаете, что специалист в СпейсЕкс попался неопытный? ;)
Разброс параметров и волокна , и матричного наполнителя для партии определяют стандартными испытаниями  однонаправленных кольцевых образцов углепластика, вы это  знаете, так что учесть можно. Конечно халатность сборщиков не учтешь, так как не знаешь , в чем она проявится. Что касается современных средств, вполне возможно, что их в данном случае вообще не использовали, сочли возможным ограничиться простеньким расчетом ( и не учли термо-напряжения) и выборочными разрушающими испытаниями( но они не адекватны реальному нагружению в соответствии с циклограммой), приемо-сдаточными испытаниями каждого баллона внутренним давлением. Статистика конечно важна, тем более она учитывает конкретные условия производства,
применяемую технологию и даже человеческий фактор. По части квалификации исполнителя - неизвестно специалисты СпейсХ вообще то считали баллон или просто дали ТЗ поставщику, а сами ограничились собственными разрушающими испытания части баллонов в защиту партии. Вот сейчас как раз случай проверить расчетом результаты экспериментов по разрушению баллонов с программными дефектами по адгезии. Вообще дефекты по адгезии для композитного баллона непонятно как обнаружить, так как, если нет явного отслоения, а просто пониженная прочность, ее не обнаружишь. Проще после экспериментального подтверждения версии разрушения ввести обязательный достаточный предварительный наддув.

Дмитрий В.

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьСергей пишет:
Если баллон сделан из изотропного материала постоянной толщины, то как и писал Дмитрий В., максимальные окружные напряжения в цилиндрической обечайке, продольные в два раза меньше(по сопромату). Но более точный расчет на основании теории упругости дает максимум эквивалентных напряжений в в зоне стыка цилиндрической обечайки с эллипсоидальным днищем и поэтому частенько днище имеет слегка утолщенный цилиндрический участок
.... вот это всё не нужно. Лейнер не несет нагрузок. Он обеспечивает герметичность и является каркасом для намотки. Я правильно понимаю?  ;)
Ну, какую-то нагрузку лейнер несет по-любому.
Мне лично интересно, насколько велик выигрыш в массе композитного баллона высокого давления по сравнению с обычным титановым? И есть ли выигрыш по стоимости?
Лично я сделал бы погружные баллоны для гелия именно шаровыми из титанового сплава, и не геморроился бы с армированием.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Сергей

ЦитироватьШтуцер пишет:
Лейнер не несет нагрузок. Он обеспечивает герметичность и является каркасом для намотки. Я правильно понимаю? ;)
Так как толщина оболочек мала по сравнению с радиусом баллона , то приближенно можно считать , что окружная относительная деформация  Sok одинакова и у алюминия , и углепластика (при совместной работе), и ее можно посчитать приближенно по формуле : Sok=P*D/2*(Ea*Ta+Ek*Tk)
где Р - давление в баллоне, D - внутренний диаметр баллона; Ea,Ta - модуль упругости и толщина обечайки для алюминиевого лейнера, с индексом k - аналогично для композитной оболочки.
Окружное напряжение в композитной оболочке Gok = Ek*Sok; 

Окружное напряжение в алюминиевой оболочке Goa = Ea*(Sok + alfa*delta С) ; 

где alfa - коэффициент линейного расширения алюминия,   delta С - разница температур между температурой ЖК и температурой лейнера при намотке углеродных лент.
В продольном  направлении Sp обечайки вдвое меньше.Остальное аналогично. Если задаться характеристиками материалов можно посчитать и деформации, и напряжения, и толщины, приближенно разумеется.

Сергей

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Ну, какую-то нагрузку лейнер несет по-любому.
Мне лично интересно, насколько велик выигрыш в массе композитного баллона высокого давления по сравнению с обычным титановым? И есть ли выигрыш по стоимости?
Лично я сделал бы погружные баллоны для гелия именно шаровыми из титанового сплава, и не геморроился бы с армированием.
Мне то же это интересно, но то, что нашел в открытой печати как по углепластику, так и по титановым сплавам, резко отличается от того ,что я знал из личного опыта. Надо искать американские источники, иначе не сравнить. Еще остановило, что титановые сплавы не рекомендуются для контакта с кислородом.

Штуцер

ЦитироватьСергей пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Лейнер не несет нагрузок. Он обеспечивает герметичность и является каркасом для намотки. Я правильно понимаю?  ;)  
Так как толщина оболочек мала по сравнению с радиусом баллона , то приближенно можно
Теория более менее понятна. Существует масса ухищрений, чтобы обеспечить неразрушение и герметичность лейнера.
Например, некий обзор тут.

http://www.freepatent.ru/patents/2353851

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Мне лично интересно, насколько велик выигрыш в массе композитного баллона
Для этого нужны в первую очередь характеристики баллона с Фалкона.
1. Объем.
2. Pном, Pмакс
3. Масса
4 Рабочий диапазон температур.

Тогда можно сравнить с существующими титановыми.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Дмитрий В.

ЦитироватьСергей пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Ну, какую-то нагрузку лейнер несет по-любому.
Мне лично интересно, насколько велик выигрыш в массе композитного баллона высокого давления по сравнению с обычным титановым? И есть ли выигрыш по стоимости?
Лично я сделал бы погружные баллоны для гелия именно шаровыми из титанового сплава, и не геморроился бы с армированием.
Мне то же это интересно, но то, что нашел в открытой печати как по углепластику, так и по титановым сплавам, резко отличается от того ,что я знал из личного опыта. Надо искать американские источники, иначе не сравнить. Еще остановило, что титановые сплавы не рекомендуются для контакта с кислородом.
А у Зенита из чего шарбаллоны?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Туман Андромедов

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А у Зенита из чего шарбаллоны?
Титановый сплав.

Дмитрий В.

ЦитироватьТуман Андромедов пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А у Зенита из чего шарбаллоны?
Титановый сплав.
Вот. И они погружены в ЖК. И никаких проблем с ними не было.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Штуцер

Кстати, это не ШБ от Н-1?
 
Его объем, няп, похож на объем баллонов сабжа.
Тут может Вован прояснить.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Сергей

#3334
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А у Зенита из чего шарбаллоны?
ЦитироватьТуман Андромедов пишет:
Титановый сплав.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Вот. И они погружены в ЖК. И никаких проблем с ними не было.
               
                  
Из своей практики ничего не знаю про титановый сплав в ЖК, прочитал на сайте какого то нашего производителя сплавов. Возможно фокус в двухслойной оболочке, поверх титана защитный материал.

Not

ЦитироватьСергей пишет:
ЦитироватьNot пишет:
ЦитироватьСергей пишет:современными средствами считается без проблем при условии , если эти средства использует опытный специалист.
Вы, как обычно, преувеличиваете возможности "современных средств", в оценке поведения композитного баллона в переохлажденном кислороде. Проблема в том, что каждая партия волокна и матричного наполнителя несколько отличаются по параметрам, и "современные средства" это учесть не могут, равно как не могут учесть халатность сборщиков, поэтому, как правило, ограничиваются статистическими исследованиями партии баллонов.

Или вы намекаете, что специалист в СпейсЕкс попался неопытный?  ;)  
Разброс параметров и волокна , и матричного наполнителя для партии определяют стандартными испытаниями однонаправленных кольцевых образцов углепластика
однонаправленных кольцевых - это как?

образцы углепластика испытывать смысла никакого нет, испытывают баллон(ы) из партии углепластика.

так какими стандартными средствами считается композитный баллон?

Kromberg

Как справедливо заметил opinion, для того, чтобы бак окислителя не "схлопнулся", в газовой подушке переохлаждённого ЖК должен присутствовать газ, не конденсирующийся при данных температуре и давлении.
Следовательно, даже при выключенном двигателе, уже должен производиться наддув гелия с небольшим расходом, то есть в режиме дросселирования.

Может для амеров это и в диковинку ("awfully lot" нового), но мы же знаем, как может гудеть водопроводный стояк при не полностью закрытом кране...
А совпадение колебаний дросселирующего клапана (или гармоники) с резонансной частотой одного из баллонов ("резонатор Гельмгольца"  ;) ) как раз и могло привести к его разрушению...

Сергей

ЦитироватьNot пишет:
однонаправленных кольцевых - это как?
Мотается кольцо из однонаправленного материала - нить, полоса, по памяти внутренний диаметр кажется 150 мм (или 250 мм - не помню уже), одевается на раздвижную оправку и испытывается на растяжение.
ЦитироватьNot пишет:
образцы углепластика испытывать смысла никакого нет
Эти испытания проводят для подтверждения характеристик исходных материалов в партии - и ровницы, и связующего, так сказать комплексное испытание, прежде чем мотать сами изделия. Разумеется это не единственные испытания, но все я уже не помню, много времени прошло.
ЦитироватьNot пишет:
так какими стандартными средствами считается композитный баллон?
Про стандартные я ничего не говорил. Можно на коленке, испытал - подмотал  и т.д. Но в этом случае должны быть максимально приближенные к реальным условиям испытания. Есть закрытые методики для расчета коконов на основе теории упругости с учетом траектории намотки. Из современных вычислительных комплексов могу быть использованы программы типа  ANSYS, но не обязательно, они дорогие. А вообще можно порыться в справочниках, если нужна предварительная прикидка, а потом сбагрить в отдел прочности, не хай отрабатывают зарплату, не тот случай, когда они не могут. Но если сбагрить некому, можно и самому разработать методику, не самое сложное , что приходилось делать.

Штуцер

#3338
ЦитироватьKromberg пишет:
Следовательно, даже при выключенном двигателе, уже должен производиться наддув гелия с небольшим расходом, то есть в режиме дросселирования.

В вакууме проблемы схлопывания бака нет.
Другое дело, что давление в баке необходимо для повторного запуска двигателя.
Также есть необходимость иметь большее давление в баке О, чем в баке Г в случае совмещенных днищ.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ZOOR

ЦитироватьKromberg пишет:
Как справедливо заметил opinion, для того, чтобы бак окислителя не "схлопнулся", в газовой подушке переохлаждённого ЖК должен присутствовать газ, не конденсирующийся при данных температуре и давлении.
Следовательно, даже при выключенном двигателе, уже должен производиться наддув гелия с небольшим расходом, то есть в режиме дросселирования.

Может для амеров это и в диковинку ("awfully lot" нового), но мы же знаем, как может гудеть водопроводный стояк при не полностью закрытом кране...
А совпадение колебаний дросселирующего клапана (или гармоники) с резонансной частотой одного из баллонов ("резонатор Гельмгольца"  ;)  ) как раз и могло привести к его разрушению...

В баке должны стоять демпфирующие перегородки, гасящие все колебания. Резонанс там найти будет сложновато. Легче поверить в дефект шар-баллона
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому