СА Союз: Перед большим днищем находиться нельзя!

Автор vissarion, 15.04.2016 08:28:16

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

vissarion

Господа, подскажите, в чем смысл надписи "Перед большим днищем находиться нельзя" у СА Союз?
(Это в Мемориальном Музее Космонавтики)



Может внезапно перевернуться или что ?

m-s Gelezniak

На днище СА Союза расположен гамма лучевой высотометр Кактус. Плюс есть некая вероятность что не сработали все пиросредства мягкой посадки.
Большое днище это днище где был теплозащитный отдепяемый экран. Малое "днище" там где расположен люк СА.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Олег

#2
Чтобы не сдуло случайно струей из двигателей мягкой посадки. Вдруг,  какой-то из 6-ти не сработает при посадке. А сработает потом. 

Я правда, не знаю, были такие прецеденты, или нет, чтоб потом сработали.
Но при посадке должен быть специалист по этим двигателям, который их проверяет, и если что - активирует. 

Павел73

Забавно  :)  ... Пошаговая инструкция для того, на кого ЭТО упадёт.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

SFN

Важнее всего Кактус. Когда СА садится на попа, спец из ПСС просматривает, достаточно ли плотно Кактус закрыт грунтом. После чего дает разрешение на работу. А если СА завалило на бок, то никто кроме него на сторону днища не ходит.  Он первым подходит со специальной крышкой и быстрым отрепетированным движением закрывает Кактус. Эти манипуляции можно посмотреть на репортажах с посадки. Иногда они попадают в кадр.

Кроме двигателей, которые могут убить, есть еще самораскрывающиеся донные антенны УКВ-маяков, могут покалечить.  они автоматически раскрываются через десять минут после срабатывания ДМП. Или по команде командира. Как-то раз в репортаже видел как встречающих напугали разлетающиеся тарелочки крышек антенн.

Павел73

#5
А что, Кактус настолько опасен? Может всё-таки есть смысл использовать радиовысотомер, (чтоб не заморачиваться с гамма-излучением)?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.


SFN

#7
ЦитироватьПавел73 пишет:
А что, Кактус настолько опасен?
Кактус настолько опасен, что в него заглянуть можно только два раза  ;)   
Точно также как любой источник излучения. не надо близко, не надо долго, и еще лучше быть за углом.
ЦитироватьПавел73 пишет:
Может всё-таки есть смысл использовать радиовысотомер
Тут другая вещь. Гамма интегрированно "определяет" плотность препятствия. Там где радио или щуп могут дать ложное срабатывание, гамма не ошибается. При посадке на кусты - пролетит кусты по высоте и сработает в 1 метре от земли. etc

както подробно обсуждали Кактус-2, можно поискать.

m-s Gelezniak

Штыри и радиоволны некорректно работают с такими вещами как снег и ветки деревьев. Поначалу кстати был именно штырь.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

А.Фарафонов

ЦитироватьОлег пишет:
Я правда, не знаю, были такие прецеденты, или нет, чтоб потом сработали.
Но при посадке должен быть специалист по этим двигателям, который их проверяет, и если что - активирует.
Два из 6 двигателей двухсекционные, они срабатывают на половину. Оставшиеся заряды (стержени из артиллерийского пороха) вынимают в пакет и сжигают, горит очень эффектно, практически мгновенно.









Ещё интересно видно, как спина лежит на потоке и обгорает сильнее, чем пузо. Аэродинамические щитки на обоих крышках парашютных контейнеров. На этой же фотографии видны двигатели системы управления спуском по всем 3-м каналам.




Рома78

В лучших традициях инструкция что у днища находиться нельзя нарисована на днище.

napalm

ЦитироватьРома78 пишет:
В лучших традициях инструкция что у днища находиться нельзя нарисована на днище.
Судя по фото, во всех прочих местах она будет нечитаемой.

А.Фарафонов

Это конспирологам по поводу распределения температур на поверхности.


Leroy

Образцовое разъяснение вопроса экспертами! Аплодирую!

SFN

У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами  :oops:

m-s Gelezniak

ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

SFN

ЦитироватьРома78 пишет:
В лучших традициях инструкция что у днища находиться нельзя нарисована на днище.
А где ее еще рисовать? Все остальные поверхности обгорают при спуске.

А.Фарафонов

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
Я специально перевернул, чтобы показать, что при движении аппарата вправо (7000 м/с) чуть вниз (150 м/с), нижний срывающийся поток будет больше прилегать к боковой поверхности аппарата, чем верхний.

Дмитрий Виницкий

Кстати, пиктограммы наносятся в соответствии с каким-то давним соглашением всех государств, имеющих возможность запускать и возвращать объекты из космоса, для обеспечения безопасности и спасения экипажа и непричинения вреда другим сторонам.
+35797748398

mihalchuk

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
Возможно, показан манёвр при возвращении от Луны, чтобы не выскочить из атмосферы преждевременно. .. В-обшем, такое положение возможно.

m-s Gelezniak

Цитироватьmihalchuk пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak

пишет:
ЦитироватьSFN пишет:
У меня такое впечатление, что на рисунок вверху-справа перевернут вверх ногами
Да он перевернут.
Возможно, показан манёвр при возвращении от Луны, чтобы не выскочить из атмосферы преждевременно. .. В-обшем, такое положение возможно.
Нет. В изовражонном виде СА зароется в атмосферой с дикой перегрузкой.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

avmich

СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?

Олег

Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
Наверное, до какого-то предела  - будет. Но вообще-то, пистолетная пуля, летящая донцем вперед, неустойчива.

avmich

ЦитироватьОлег пишет:
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
Наверное, до какого-то предела - будет. Но вообще-то, пистолетная пуля, летящая донцем вперед, неустойчива.
Так вроде форма летящего предмета важна, а СА Союза от пули по геометрии отличается.

Вроде бы самостоятельное выравнивание в принципе возможно - http://buran.ru/htm/spiral_5.htm#war - "Положение и форма консолей выбраны так, чтобы при спуске с орбиты самолет самобалансировался...". Ну или можно вспомнить бумажные самолётики - конечно, в другом диапазоне скоростей...

m-s Gelezniak

Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?

По какому каналу? Тангажа или крена. 
 При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

avmich

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?

По какому каналу? Тангажа или крена.
 При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?

Речь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.

m-s Gelezniak

Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak

пишет:
Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?

По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?

Побортно симметрично по сторонам "голова-ноги" нет.
ЦитироватьРечь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.


Там разная степень устойчивости. Но считается что устойчив с раскачкой.

Раскачку и несимметрию загрузки компенсирует СУС (активно).
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

avmich

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Нет. В изовражонном виде СА зароется в атмосферой с дикой перегрузкой.
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?
Побортно симметрично по сторонам "голова-ноги" нет.
ЦитироватьРечь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.
Там разная степень устойчивости. Но считается что устойчив с раскачкой.
Раскачку и несимметрию загрузки компенсирует СУС (активно).
Значит, если зароется в атмосферу, то выровняется?

m-s Gelezniak

Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak

пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Нет. В изовражонном виде СА зароется в атмосферой с дикой перегрузкой.
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По какому каналу? Тангажа или крена.
При БС (с закруткой) СА идёт по вытянутой спирали.
Кроме щитков на крышках парашютных контейнеров у горшка и ЦМ смещён.
Разве распределение масс в СА не (примерно) зеркально симметрично?
Побортно симметрично по сторонам "голова-ноги" нет.
ЦитироватьРечь об обоих каналах - в случае штатной (не БС с закруткой) посадки.
Там разная степень устойчивости. Но считается что устойчив с раскачкой.
Раскачку и несимметрию загрузки компенсирует СУС (активно).
Значит, если зароется в атмосферу, то выровняется?
Там сварятся все внутри в том числе и СУС.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

avmich

Вроде бы СА Союза летали люком вперёд, какое-то время выдерживали, а на выравнивание из перевернутого состояния не должно много времени уйти?

SFN

Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
 

avmich

ЦитироватьSFN пишет:
Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?

m-s Gelezniak

Цитироватьavmich пишет:
ЦитироватьSFN

пишет:
Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?
Шитками задаётся только угол продольной оси капсулы относительно потока.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

avmich

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Цитироватьavmich пишет:
ЦитироватьSFN

пишет:
Для переворота из положения "люком вперед" есть дестабилизатор в виде щитка сбоку от люка
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?
Шитками задаётся только угол продольной оси капсулы относительно потока.
В том случае, когда ориентация не "хвостом вперёд" или "головой вниз". По поводу последней - вроде бы атмосфера проходится, когда экипаж сидит в капсуле спиной вперёд и головой вниз (судя по щиткам) - то есть, неправильные ориентации "хвостом вперёд" или "головой вверх".

SFN

Цитироватьavmich пишет:
Из-за этих щитков у СА Союза только одна устойчивая ориентация, разве не так?
В общем-то и без них была тоже только одна устойчивая ориентация.

А.Фарафонов

Похоже я наврал, экипаж находится вверх головой и ориентация спускаемого аппарата относительно набегающего потока примерно такая. Это может кто-то подтвердить/опровергнуть?


Дмитрий В.

ЦитироватьА.Фарафонов пишет:
Это конспирологам по поводу распределения температур на поверхности.

Это равновесные температуры?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

тавот

Вопрос по открытию люка посторонними (не ПСС). На пиктограмме нарисовано, что нужно откуда то достать ключ, которым и открывается люк ? А ежели ключ выпал от удара ? Или уронили в глубокий снег и с концами ?
Встроенную рукоятку никак нельзя ? Пример из авиации - на самолетах Boeing для открытия нижнего люка в радиоотсек, нужно вытянуть и повернуть на 180 ручку в крышке. А вот на нашенском Ту-204/214 нужно бежать в техдомик за специальным "кривым стартером". Своей особой дорОгой идём, товарищи ?

П.С. На Апполонах после приводнения вроде как всё открывальсь безо всяких специнструментов ?
Three, two, one, ignition, and liftoff !

Охотник утки, пьющий водки !

Это ещё не сверхтяж, но уже и не супертяж.© Д.О.Р.

m-s Gelezniak

#38
Цитироватьтавот пишет:
Вопрос по открытию люка посторонними (не ПСС). На пиктограмме нарисовано, что нужно откуда то достать ключ, которым и открывается люк ? А ежели ключ выпал от удара ? Или уронили в глубокий снег и с концами ?
Встроенную рукоятку никак нельзя ? Пример из авиации - на самолетах Boeing для открытия нижнего люка в радиоотсек, нужно вытянуть и повернуть на 180 ручку в крышке. А вот на нашенском Ту-204/214 нужно бежать в техдомик за специальным "кривым стартером". Своей особой дорОгой идём, товарищи ?

П.С. На Апполонах после приводнения вроде как всё открывальсь безо всяких специнструментов ?
Люк расчитан на нештатную ориентацию. Поэтому ручек никаких быть не должно. Попросту отгорят или заклинит от температуры.
На Апполонах люк откравали водолазы после первичного осмотра.
Отстрел в данном случае тоже противопоказан. По причинам возможных нештаток. Проще всего продумать и сделатбь нормальный корман для ключа и инструкцию.
Кстати люк на Союзе нормально открывается изнутри.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

SFN

Цитироватьm-s Gelezniak пишет:
Кстати люк на Союзе нормально открывается изнутри.
И изнутри рукоятка несъемная!  ;)

m-s Gelezniak

ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьm-s Gelezniak

пишет:
Кстати люк на Союзе нормально открывается изнутри.
И изнутри рукоятка несъемная!
Непорядок.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

n_tikhonov

Цитироватьavmich пишет:
СА Союза динамически нестабилен? Он не будет самостоятельно выравниваться, если зароется?
По тангажу и рысканью аппарат стабилизируется по потоку. По крену аппарат нейтрален. Центр масс СА смещён относительно продольной оси на 8-10 см, за счёт чего появляется подъёмная сила. При спуске в атмосфере управляют только каналом крена. При этом меняется направление подъёмной силы. Если повернуться на 90 градусов, то подъёмная сила будет направлена вбок. Если на 180, то СА будет "зарываться" в атмосферу со всеми вытекающими. 
_________________

SFN

Цитироватьn_tikhonov пишет:
При спуске в атмосфере управляют только каналом крена.
А т.н. тангажный блок?

n_tikhonov

ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьn_tikhonov пишет:
При спуске в атмосфере управляют только каналом крена.
А т.н. тангажный блок?
Тангажный блок нужен для демпфирования угловой скорости на внеатмосферном участке (от разделения отсеков до входа в атмосферу). На этом этапе по каналам крена и рысканья идёт стабилизация. Это необходимо для правильного положения свободного гироскопа перед разарретированием. На атмосферном участке в каналах рысканья и тангажа управления от ДУ СИОС нет.
_________________

Искандер

Оффтоп... В "прорисовках", при возвращении вторых ступеней многоразовых РН теплозащитный экран расположен со стороны ПН. ЦТ же явно смещён к ХО.
Вопрос: на сколько реально стабилизировать ступень во время активного вхождения в атмосферу и собственно гашения скорости до дозвуковой "лёгким" концом вперед?
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Reader

Цитироватьn_tikhonov пишет:
На атмосферном участке в каналах рысканья и тангажа управления от ДУ СИОС нет.

По этим каналам продолжает идти демпфирование угловых скоростей


А.Фарафонов

Друзьям на пальцах про управление дальностью спуском рассказывал, сфотографировал на память