Двигательные установки КА и РБ. Архитектура, схемы, циклограммы.

Автор Штуцер, 21.12.2015 21:42:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Интересно поговорить об устройстве и логике работы двигательных установок космических аппаратов. Линкоров космоса и торпедных катеров.
Начать хотя бы с этого:

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic15001/message1449525/#message1449525

Насколько я понимаю, это схема пневмогидравлическая принципиальная Союза ТМ?

Как снести сюда не знаю.

Будет время, можно обсудить схемные решения Салютов, Алмазов, ТКСов. Мира, его модулей, Зари и Звезды. А также зарубёжных аналогов.  Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#1
Еще вопрос. Это што?
 

И много ли тут отличий от Мира, Салюта-7 и других Салютов?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN


Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

У "Криосата" ДУ классная - бак со сжатым азотом, немного трубочек и клапаны, называющиеся "двигатели". А у "Сентинела-3" - верх минимализма однокомпонентной гидразиновой ДУ.

Штуцер

#5
ЦитироватьSOE пишет:
У "Криосата" ДУ классная - бак со сжатым азотом,
Это всё определяется суммарным импульсом, который должна выдать ДУ за время эксплуатации. А также вопросами ДОЗАПРАВКИ. Не зра я хотел бы начать с линкоров космоса.  :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

TDMS

ЦитироватьШтуцер пишет:
Еще вопрос. Это што?
Неужели Заря?

Salo

ЦитироватьШтуцер пишет:
Интересно поговорить об устройстве и логике работы двигательных установок космических аппаратов. Линкоров космоса и торпедных катеров.
Начать хотя бы с этого:

 http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic15001/message1449525/#message1449525

Насколько я понимаю, это схема пневмогидравлическая принципиальная Союза ТМ?

Как снести сюда не знаю.

Будет время, можно обсудить схемные решения Салютов, Алмазов, ТКСов. Мира, его модулей, Зари и Звезды. А также зарубёжных аналогов. Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
ЦитироватьА.Фарафонов пишет:


 
Продублировал схему, которую выложил Anik на предыдущей странице. На схеме не хватает ДПО-Б2 №27,28.

 

От себя фото С5.80:
 
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьШтуцер пишет:
Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
Есть некая принципиальная граница разделяющая разгонные блоки и космические аппараты. Эта граница - мембранные (сетчатые) разделители в баках. У космических аппаратов они есть а у разгонных блоков - нет. 
 Впрочем на разгонных блоках кроме маршевых есть двигательные установки ориентации и осаждения топлива которые аналогичны двигательным установкам космических аппаратов. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

#9
ЦитироватьTDMS пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Еще вопрос. Это што?
Неужели Заря?
Это Звезда
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьСтарый пишет:
Есть некая принципиальная граница разделяющая разгонные блоки и космические аппараты. Эта граница - мембранные (сетчатые) разделители в баках. У космических аппаратов они есть а у разгонных блоков - нет.
В двигательных установках такой границы нет. Есть у РБ и мембраны и сетки. И те и другие ДУ предназначены для многократного включения в невесомости
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Будет время, можно обсудить схемные решения Салютов, Алмазов, ТКСов. Мира, его модулей, Зари и Звезды. А также зарубёжных аналогов.Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
Интересная тема. Сюда можно отнести и ДУ ступеней разведения ББ.

Штуцер

Цитироватьsalto пишет:
Интересная тема. Сюда можно отнести и ДУ ступеней разведения ББ.
Совершенно верно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

05.10.2011
                                      Рекордные по продолжительности ресурсные испытания двигательной установки орбитальной станции в НИЦ РКП
                                      
Уникальные огневые стендовые испытания наземного аналога объединённой двигательной установки (ОДУ) служебного модуля российского сегмента международной космической станции (МКС) проведены в ФКП «НИЦ РКП», г.Пересвет 5 октября 2011 г. Результаты огневого испытания подтвердили работоспособность двигательной установки после 26-летней эксплуатации.
По программе испытаний выполнено включение 16 двигателей малой тяги (12 кГс), распложенных по осям рыскания, тангажа и крена, и двигательной установки КДУ (тягой 300 кГс), используемой для коррекции орбиты станции. Проведены включения в непрерывном режиме (2 включения по 20с) и 2 в импульсном.
      
       
С 1985 по 2011год проведено 39 сеансов огневых испытаний. Общее время нахождения агрегатов двигательной установки под компонентами топлива гептил и атин составляет 9450 суток. Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний со временем возрастает, так как результаты работ могут служить основанием продления ресурса МКС и подтвердить возможность применения элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах. Испытания по программе продолжаются и позволяют обеспечить практическое решение проблем, возникающих в режиме эксплуатации МКС.
Историческая справка
Создание долгосрочных орбитальных станций было принципиально новым этапом освоения космического пространства. Поэтому подтверждение их работоспособности потребовало создания уникальных стендов и выполнения новых экспериментальных работ.
В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», МКС. Проведены традиционные -холодные и огневые испытания двигательных установок, узлов и агрегатов, а также ресурсные испытания в режиме наземного аналога. В частности, наземный аналог ОДУ орбитальной станции «Мир» испытывался на стенде 4Е ИС-104. Стендовый вариант ОДУ станции «Мир» (установка ЭУ-500) был установлен на стенд 18 октября 1985 года.
После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания. Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ-917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов. Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются.
      
       
      
       
      
       
      
       
Пресс-служба ФКП «НИЦ РКП»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

04.10.2012
                                      Продолжаются рекордные по длительности ресурсные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции.
                                          
3 октября 2012 г. на стенде ИС-104 ФКП «НИЦ РКП» (г.Пересвет Московской области) без замечаний проведен очередной 40-й сеанс функционирования наземного аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) орбитальной станции. Во время испытаний была реализована типовая циклограмма работы корректирующих двигателей и двигателей ориентации и стабилизации.
Ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналогов ОДУ базового блока орбитальной станции "Мир" (7П17КС ЭУ500) и служебного модуля (СМ) "МКС" (8П17КС ЭУ917) в режиме сопровождения на стендах 4А и 4Е ФКП "НИЦ РКП" проводятся более 27 лет.
Обе ОДУ по конструктивным и схемных решениям практически идентичны. В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену.
Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.
Стендовый вариант ОДУ орбитальной станции "Мир" эксплуатируется с компонентами топлива с 19 ноября 1985 г. Все сеансы испытаний прошли с положительным результатом. Стендовый вариант ОДУ "МКС" эксплуатируется с компонентами топлива с 23 октября 1997 г. На нем была подтверждена возможность работы двигателей космического аппарата "Прогресс" от систем хранения и подачи ДУ функционального грузового блока (ФГБ) через ДУ СМ. Результаты всех проведенных испытаний положительные.
Проведение стендовых испытаний ОДУ в режиме сопровождения дает уникальный результат по достоверности подтверждения работоспособности и надежности при эксплуатации ОДУ орбитальных станций "Мир" и "МКС". Продление ресурса МКС напрямую зависит от результатов этих испытаний. Также результаты можно распространить на создаваемые из подобных элементов ОДУ новые образцы ракетно-космической техники.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

24.10.2013
                                      В ФКП «НИЦ РКП» продолжаются ресурсные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции.
                                      
Пресс-релиз
   
На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) служебного модуля (СМ) международной космической станции (МКС) в режиме сопровождения.
Огневые испытания наземного аналога ОДУ МКС разработки ОАО РКК «Энергия» им. С.П.Королева начаты на стендах ФКП «НИЦ РКП» в октябре 1997 года, в 16 октября 2013 года проведено очередное огневое испытание ОДУ МКС. Таким образом, по состоянию на 16.10.2013г. Выполнен 41 сеанс функционирования.
Проведение стендовых испытаний ОДУ в режиме сопровождения дает уникальный результат по достоверности подтверждения работоспособности и надежности ОДУ и орбитальной станции в целом. Испытания, которые проводятся в ФКП «НИЦ РКП», актуальны в связи с продлением эксплуатации МКС до 2020 года включительно, а также могут служить экспериментальным подтверждением возможности продления эксплуатации на следующий за 2020 годом эксплуатационный период.
Ресурсные испытания аналогов ОДУ служебного модуля МКС продолжаются.
Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний ОДУ СМ МКС со временем возрастает, так как результаты работ могут также подтвердить возможность применения элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах.
Фоторепортаж из бункера испытаний
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
Для справки:
Ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналогов ОДУ базового блока орбитальной станции "Мир" (7П17КС ЭУ500) и служебного модуля (СМ) "МКС" (8П17КС ЭУ917) в режиме сопровождения на стендах 4А и 4Е ФКП "НИЦ РКП" проводятся с 1985 г.
Обе ОДУ по конструктивным и схемных решениям практически идентичны. В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену.
Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.
Стендовый вариант ОДУ орбитальной станции "Мир" эксплуатируется с компонентами топлива с 19 ноября 1985 г. Все сеансы испытаний прошли с положительным результатом. Стендовый вариант ОДУ "МКС" эксплуатируется с компонентами топлива с 23 октября 1997 г. На нем была подтверждена возможность работы двигателей космического аппарата "Прогресс" от систем хранения и подачи ДУ функционального грузового блока (ФГБ) через ДУ СМ. Результаты всех проведенных испытаний положительные.
Об аналогичных испытаниях в 2012 г ., в 2011 г.
Создание долгосрочных орбитальных станций было принципиально новым этапом освоения космического пространства. Поэтому подтверждение их работоспособности потребовало создания уникальных стендов и выполнения новых экспериментальных работ.
В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», МКС. Проведены традиционные -холодные и огневые испытания двигательных установок, узлов и агрегатов, а также ресурсные испытания в режиме наземного аналога. В частности, наземный аналог ОДУ орбитальной станции «Мир» испытывался на стенде 4Е ИС-104. Стендовый вариант ОДУ станции «Мир» (установка ЭУ-500) был установлен на стенд 18 октября 1985 года.
После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания. Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ-917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов. Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. Выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются.
                                                                                                                                                                                                                  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#16
ЦитироватьШтуцер пишет:
Это што?
;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

27.10.2014
                                      В ФКП «НИЦ РКП» продолжаются ресурсные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции
                                      
На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) служебного модуля (СМ) международной космической станции (МКС) в режиме сопровождения. Очередной 42-ой сеанс испытаний успешно проведен 15 октября 2014г.
В 70-х годах прошлого столетия после целого ряда успешных полетов пилотируемых космических кораблей, включая стыковку космических кораблей на орбите, переход космонавтов из одного корабля в другой и т.д. в нашей стране было принято магистральное направление в космонавтике – создание долговременных орбитальных станций (ДОС).
Первая ДОС создавалась в РКК «Энергия» на основе орбитальной пилотируемой станции «Алмаз» разработки КБ В.Н.Челомея. Она оснащалась двигательной установкой (ДУ) для коррекции орбиты С5.66 и системой исполнительных органов (СИО) с ЖРД малой тяги для обеспечения изменения положения станции в пространстве. ДУ С5.66 и СИО отрабатывались на стендах ФКП «НИЦ РКП».
В дальнейшем было принято решение о разработке объединенной двигательной установки (ОДУ) с общей системой подачи компонентов и включающей в себя 2 корректирующих двигателя (КД) и 32 ЖРД малой тяги в качестве двигателей ориентации и стабилизации ДОС. Все ОДУ, начиная с ЭУ-248 (1975г.), отрабатывались в ФКП «НИЦ РКП».
В 1985г. в связи с созданием ДОС «Мир» в ИС-104 были начаты испытания наземного стендового варианта ОДУ ЭУ-500. После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания.
Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
С целью обеспечения длительной эксплуатации ДОС «Мир» была разработана система дозаправки ОДУ компонентами топлива. Отсек компонентов дозаправки (ОКД) разработки РКК «Энергия» также отрабатывался в ФКП «НИЦ РКП». ОКД доставлялся на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс».
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов.
В настоящее время на стендах ИС-104 находится две ОДУ, идентичные друг другу. В случае возникновения нештатных ситуаций с ОДУ на МКС на любой из них могут быть проведены работы по диагностированию этих ситуаций и выдаче рекомендаций по дальнейшей эксплуатации штатной ОДУ.
В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену. Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.
Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются
Испытательная станция ИС-104 и экспериментальная установка
Включение двигателей на стенде и на орбите.
Соответствие основных характеристик ОДУ и ее агрегатов техническим условиям 17КС.60Ю.0000-0ТУ подтверждается ежегодными испытаниями по «Программе и методике проведения испытаний по сопровождению полета РС МКС на экспериментальной установке ЭУ917».
На момент проведения испытаний конструкция ОДУ в контакте с компонентами и парами компонентов находилась в течение 29 лет (10 522 суток). За время нахождения изделия на стенде корректирующие двигатели включались: КД-1 – 123 раза, КД-2 – 76 раз. Количество включений ЖРДМТ составило 10000 – 11000 раз.
15 октября 2014г. очередной 42-ой сеанс испытаний проведен, как и все предыдущие, с положительным результатом.
Ресурсные испытания аналогов ОДУ служебного модуля МКС будут продолжены.
Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний со временем возрастает, так как результаты работ могут:
•   подтвердить возможность продления эксплуатации МКС до 2020 года включительно,
•   служить экспериментальным подтверждением возможности продления эксплуатации на следующий за 2020 годом эксплуатационный период;
•   показать возможность применение элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах.
В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», МКС. Проведённые холодные и огневые испытания двигательных установок, узлов и агрегатов, а также ресурсные испытания в режиме наземного аналога обеспечили многолетнее успешное выполнение отечественной пилотируемой космической программы.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьС целью обеспечения длительной эксплуатации ДОС «Мир» была разработана система дозаправки ОДУ компонентами топлива. Отсек компонентов дозаправки (ОКД) разработки РКК «Энергия» также отрабатывался в ФКП «НИЦ РКП». ОКД доставлялся на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс». 
Не понял. А Салют-6/7?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

salto

ЦитироватьSOE пишет:
У "Криосата" ДУ классная - бак со сжатым азотом, немного трубочек и клапаны, называющиеся "двигатели". А у "Сентинела-3" - верх минимализма однокомпонентной гидразиновой ДУ.
               
                  
Если можно, схему?


Штуцер

Достаточно лаконичная схема. Без редукторов.
Похоже, не обеспечивает постоянства давления на входе в двигатели.
 
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

С учетом того, что температура бака и труб активно регулируется, а запас топлива - с ломовыми зазорами, первые 5-10 лет эксплуатации давление будет меняться весьма незначительно :)
Но "уцелом", да, баллистики при расчете всех импульсов смотрят на текущее давление.

PIN

Самое необычное в ДУ Сентинела-3 это то, что нет 2х независимых (с отдельными магистральными клапанами) наборов двигателей, как на других "Сентинелах". Утечка в трубопроводе ниже latch valves или в двигателе любом означает утрату аппарата.

Штуцер

Утечка в трубопроводе на несколько порядков маловероятней, чем незакрытие или негерметичность (самое вероятное) клапана двигателя. Действительно, непонятно, зачем перемычки между клапанами и двумя группами двигателей. Единственное объяснение - экономия веса на паутине трубопроводов.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

Есть разные мнения насчет того, что вероятнее. Отсутствие 2х независимых наборов двигателей - большая редкость на аппаратах OHB, TAS-F/TAS-I или Airbus. Как правило (в случае гилразиновой однокомпонентной) - так (это Сентинел-1) http://104.131.251.97/copernicus/wp-content/uploads/sites/35/2015/09/7469470_orig-512x423.jpg

Штуцер

ЦитироватьSOE пишет:
Есть разные мнения насчет того, что вероятнее.
Есть мнения, а есть факты. Особенно, когда ДУ цельносварная.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьSOE пишет:
Как правило (в случае гилразиновой однокомпонентной) - так (это Сентинел-1) http://104.131.251.97/copernicus/wp-content/uploads/sites/35/2015/09/7469470_orig-512x423.jpg
Так я об этом и говорю.
ЦитироватьШтуцер пишет:
Действительно, непонятно, зачем перемычки между клапанами и двумя группами двигателей.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

ДУ конкретно на этих аппаратах не цельносварная. Клапаны двигателей - двойные у всех.
ЦитироватьШтуцер пишет:
Действительно, непонятно, зачем перемычки между клапанами и двумя группами двигателей.
Чтобы в случае не открывшегося Latch Valve не потерять полукомплект двигателей. Конкретно Sentinel-3 запускается с закрытыми latch valves, сам аппарат их никогда не открывает - ДУ не используется для управления ориентацией вообще (что тоже нетипично).

Штуцер

ЦитироватьSOE пишет:
ДУ конкретно на этих аппаратах не цельносварная.
Не есть хорошо. ;)
ЦитироватьSOE пишет:
Клапаны двигателей - двойные у всех.
Сдвоенные последовательно?
ЦитироватьSOE пишет:
Чтобы в случае не открывшегося Latch Valve не потерять полукомплект двигателей.
Тут опять же, что вероятней - неоткрытие или негерметичность? Случаи неоткрытия мне вообще в ДУ неизвестны.

Да, и еще интересный момент - как гуляет давление между Latch Valve и двигателями, когда все закрыто?
 :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

ЦитироватьШтуцер пишет:
Тут опять же, что вероятней - неоткрытие или негерметичность? Случаи неоткрытия мне вообще в ДУ неизвестны.
Из-за неоткрытия клапана в 60-х гг был потерян один Сервейер и один Транстейдж со спутниками. Что заставило на Аполлонах ставить клапаны параллельно.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

ЦитироватьСтарый пишет:
Из-за неоткрытия клапана в 60-х гг был потерян один Сервейер и один Транстейдж со спутниками. Что заставило на Аполлонах ставить клапаны параллельно.
Спасибо. Но это же на загнивающем... :)
Подробности неизвестны?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

ЦитироватьШтуцер пишет:
Сдвоенные последовательно?
Да
ЦитироватьШтуцер пишет:
Тут опять же, что вероятней - неоткрытие или негерметичность?

Первое, если речь идет о гидразиновых ДУ

ЦитироватьШтуцер пишет:
Да, и еще интересный момент - как гуляет давление между Latch Valve и двигателями, когда все закрыто?
Не уверен, что понял вопрос.
Во время эксплуатации LV закрывают только в одном случае - если ниже "травит" или вообще ниже "по течению" что-то очень нехорошее и использовать нельзя.
Если запускают с закрытыми LV, то ниже них заполнено азотом.
В любом случае трубопроводы активно терморегулируются.

Штуцер

ЦитироватьSOE пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Сдвоенные последовательно?
Да
ЦитироватьШтуцер пишет:
Тут опять же, что вероятней - неоткрытие или негерметичность?

Первое, если речь идет о гидразиновых ДУ

А теперь я не понял.... :oops:
Если вероятнее НЕОТКРЫТИЕ, клапаны должны быть дублированы параллельно.
И еще - может, Вы имеете ввиду подмерзание, а не собственно отказ клапана?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

.
Количество двигателей в каждой ветви бывает разное и трубопроводы (по протяженности, стыкам механическим) тоже. Конкретно у Сентинел-3 двигателей 8 (4+4), ниже LV все сварное. У Сентинел-1 двигателей уже 14 (7+7), ниже LV есть стыки. Вот и посчитали, что в первом случае общая надежность выше при запитывании всего 2мя LV, во втором - только одним на полукомплект. Рядом с LV всегда есть нагреватели на магистралях, ниже примерно+15С не дают остыть.
И не все аппараты запускаются с закрытыми магистральными клапанами, однако. Swarm-ы, например, улетели с уже открытыми.

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Достаточно лаконичная схема. Без редукторов.
Похоже, не обеспечивает постоянства давления на входе в двигатели.
При выбранном рабочем теле и малой тяге двигателей   расход компонента мал, поэтому и давление в подушке тоже будет изменяться незначительно. Это и позволило обойтись без редуктора давления.  В газореактивных системах это вряд ли удастся.
А Screwed joint является элементом настройки системы?

Старый

Цитироватьsalto пишет: 
А Screwed joint является элементом настройки системы?
Фланцевое соединение на болтах?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Да, и еще интересный момент - как гуляет давление между Latch Valve и двигателями, когда все закрыто?
  :)  
Электроклапаны самих двигателей, по-видимому, рассчитаны на максимальное давление в топливном баке? Иначе в случае негерметичности  LV давление на входе в двигатели возрастет, и их клапаны  могут не открыться. А какая величина давления в подушке?

salto

ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьsalto пишет:
А Screwed joint является элементом настройки системы?
Фланцевое соединение на болтах?
Я понял, что это ввертной жиклер? Неправильный перевод?

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Еще вопрос. Это што?
 

И много ли тут отличий от Мира, Салюта-7 и других Салютов?
Интересны системы с пневмонасосной подачей. Они позволяют питать потребители высоким давлением при обычных давлениях наддува. Тут "впереди планеты всей" разработки КБЮ.

Старый

Цитироватьsalto пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Цитироватьsalto пишет:
А Screwed joint является элементом настройки системы?
Фланцевое соединение на болтах?
Я понял, что это ввертной жиклер? Неправильный перевод?
Я думаю это просто разъём в отличие от цельносварного всего остального. "Джойнт" всю жизнь был "стык", "разъёмное соединение". "Скрев" - "под отвёртку, винт".
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

salto

ЦитироватьСтарый пишет:
Я думаю это просто разъём в отличие от цельносварного всего остального. "Джойнт" всю жизнь был "стык", "разъёмное соединение". "Скрев" - "под отвёртку, винт".
Значит я не понял.

PIN

Цитироватьsalto пишет:
А Screwed joint является элементом настройки системы?
Это резьбовое соединение из технологических соображений.

Цитироватьsalto пишет:
Электроклапаны самих двигателей, по-видимому, рассчитаны на максимальное давление в топливном баке?
Максимумы здесь, это самые "ходовые" 1N двигатели, которые использует Airbus (из 3х применяемых последнее десятилетие)
http://www.rafael.co.il/marketing/SIP_STORAGE/FILES/2/742.pdf
http://www.space-propulsion.com/spacecraft-propulsion/hydrazine-thrusters/1n-thruster.html

Старый

ЦитироватьSOE пишет:
Цитироватьsalto пишет:
А Screwed joint является элементом настройки системы?
Это резьбовое соединение из технологических соображений.
"Скревед" это ж "на болтах"?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

PIN

ЦитироватьСтарый пишет:
Скревед" это ж "на болтах"?
Это "резьбовое соединение".

Старый

ЦитироватьSOE пишет:
Screwed joint
Странно. А "скрев" - винт. 
Никогда не видел в двигателях резьбовых соединений. Живо представил себе как в батарее отопления - резьбовая втулка, льняная нитка для герметичности...
Даже на нашем заводике при какихто вшивых 16 барах только сварка и фланцы. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитироватьsalto пишет:
При выбранном рабочем теле и малой тяге двигателей расход компонента мал, поэтому и давление в подушке тоже будет изменяться незначительно. Это и позволило обойтись без редуктора давления.
Ага, как бы не так. Расход тут роли не играет. Играет изменение соотношений объемов газовой и жидкостной полости за весь срок эксплуатации, а оно немаленькое, если бак с хорошим массовым совершенством.
То что расход компонентов мал дает только то преимущество, что за один импульс давление в баке не сильно меняется.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитироватьsalto пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Да, и еще интересный момент - как гуляет давление между Latch Valve и двигателями, когда все закрыто?
  :)  
Электроклапаны самих двигателей, по-видимому, рассчитаны на максимальное давление в топливном баке?
Я не об этом. Есть такой частый случай, что когда коллекторы закрыты (не обязательно в этих типах ДУ), и, соответственно ЖРД МТ не работают, мы получаем замкнутый объем с жидкостью. В зависимости от сочетания случайных факторов, давление в нем может изменяться от 0 до бесконечности (условно).
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
То что расход компонентов мал дает только то преимущество, что за один импульс давление в баке не сильно меняется.
Мы говорим об одном и том же. Это значит, что за весь срок службы мало изменяется объем жидкостной полости, а значит и давление в подушке .

Штуцер

ЦитироватьSOE пишет:
ЦитироватьСтарый пишет:
Скревед" это ж "на болтах"?
Это "резьбовое соединение".
Скорее всего там просто разъемный двухбарьерный стык. Возможно, фланец на болтах, возможно накидная гайка.
ЦитироватьСтарый пишет:
Живо представил себе как в батарее отопления - резьбовая втулка, льняная нитка для герметичности...
Недалеко простирается Ваше воображение в этом вопросе.  :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

salto

ЦитироватьСтарый пишет:
Никогда не видел в двигателях резьбовых соединений.
Да сколько угодно! Другое дело какие уплотнительные элементы применяются. Но даже без них пары сфера - конус применяются достаточно широко.

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Я не об этом. Есть такой частый случай, что когда коллекторы закрыты (не обязательно в этих типах ДУ), и, соответственно ЖРД МТ не работают, мы получаем замкнутый объем с жидкостью. В зависимости от сочетания случайных факторов, давление в нем может изменяться от 0 до бесконечности (условно).
Это понятно. Например, увеличение давления жидкости в замкнутом объеме при увеличении ее температуры?

Штуцер

Да, или, наоборот, суммарная негерметичность двигателей больше негерметичности коллекторного клапана. При этом все в допуске.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитироватьsalto пишет:
Но даже без них пары сфера - конус применяются достаточно широко.
Ну только не в серьезной ДУ. При сборке проверочных схем, в наземном оборудовании - да.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

Вот простая ДУ "в сборе", на ней 6 резьбовых соединений, два из них видны на фото внизу справа http://www.space-propulsion.com/brochures/propulsion-systems/hydrazine-propulsion-module.pdf
Рабочее давление около 24 bar
Вот аналогичный (PM22?) модуль, LV не установлен и видно и его соединение резьбовое http://www.space-propulsion.com/spacecraft-propulsion/showcase/images/rocsat-in.jpg
И тут видны подробности http://www.space-propulsion.com/spacecraft-propulsion/showcase/rocsat.html

Штуцер

Цитироватьsalto пишет:
Это значит, что за весь срок службы мало изменяется объем жидкостной полости, а значит и давление в подушке .
Да с чего бы? Правильно рассчитанная ДУ должна израсходовать весь вырабатываемый запас топлива в последний день эксплуатации.  :D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

ЦитироватьШтуцер пишет:
Скорее всего там просто разъемный двухбарьерный стык. Возможно, фланец на болтах, возможно накидная гайка.
Именно так, это я и называю "резьбовым соединением".

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Цитироватьsalto пишет:
Это значит, что за весь срок службы мало изменяется объем жидкостной полости, а значит и давление в подушке .
Да с чего бы? Правильно рассчитанная ДУ должна израсходовать весь вырабатываемый запас топлива в последний день эксплуатации. :D
Ну значит соотношение жидкостного и газового объемов должно быть таким, чтобы при полной  выработке компонента давление изменялось мало.

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Цитироватьsalto пишет:
Но даже без них пары сфера - конус применяются достаточно широко.
Ну только не в серьезной ДУ. При сборке проверочных схем, в наземном оборудовании - да.
               
                  
У разных разработчиков бывают свои предпочтения. Можно привести примеры изделий и с разъемными, и с цельносварными соединениями.

PIN

ЦитироватьШтуцер пишет:
Правильно рассчитанная ДУ должна израсходовать весь вырабатываемый запас топлива в последний день эксплуатации.
Если продолжать эксплуатировать Сентинел-1А так, как сейчас (а вариантов и нет :) ), то есть делать в среднем 10 коррекций орбиты в неделю, то топлива ему хватит на более, чем 60 лет. С учетом остатка, необходимого для De-orbiting. И я не могу сказать, что "ДУ была рассчитана неправильно" :)

Штуцер

ЦитироватьSOE пишет:
И я не могу сказать, что "ДУ была рассчитана неправильно"  :)
Почему же не можете? Запас топлива переразмерен. Нет? В таком случае в расчет должно приниматься изменение давления при полной выработке бака. Одно из двух.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

Мне нечего добавить к тому, что я уже написал по этому поводу.

Штуцер

Цитироватьsalto пишет:
Можно привести примеры изделий и с разъемными, и с цельносварными соединениями.
Попробуйте привести пример ДУ КА на штатных компонентах, с  соединением шар-конус.  :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Ну.... и на том , что сообщили, спасибо. Было познавательно.
Кстати, двигатели довольно толерантны к давлению на входе: 22-5 бар. Широкий диапазон.

Добавлю еще Вашу табличку по основным характеристикам ДУ:
PM25
Dry Mass 26.7 kg +/- 5%
Module Overall Height 917 mm
Module Diameter (w/o FDV and electrical Connectors) 660 mm
Max. Leakage 6.1 E-05 scc/s
1N Thruster Thrust Range (Steady State Firing) 1.0 +/- 0.1 N at 22 bar
≥ 0.25 N at EOL (5.5 bar)
Supply Pressure Range 5.5 - 24 bar
Steady State Firing Specific Impulse  Range
> 2100 m/s (215s) at 22 bar
> 1962 m/s (200s) at 5.5 bar
(Minimum) Impulse Bit 0.043 Ns (50 ms ON-Time) at 22 bar
0.014 Ns (50 ms ON-Time) at 6.6 bar
Total Hydrazine Throughput 69.8 kg
Total Operation Time 65.6 h
Longest Steady State Burn 43200 s (12 h)
Total Impulse 140504 Ns
Total Number of Pulses 99862
Propellant Tank MEOP 24.6 bar
Tank Net Volume 104 litres
Max. Propellant Capacity 80 kg
Expulsion Efficiency 99.14%
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Цитироватьsalto пишет:
Можно привести примеры изделий и с разъемными, и с цельносварными соединениями.
Попробуйте привести пример ДУ КА на штатных компонентах, ссоединением шар-конус. :)  
               
                  
Я отвечал Старому, который говорил в своем посте о двигателях вообще, а не только о двигателях КА. Примеров соединений типа "сфера-конус" в ЖРД можно привести много, начиная с изделия 8К63,  Если же говорить только о ДУ КА, то тут, возможно, Вы и правы. Но уж точно на СУОС  "Метеора" примерно в 1963 г о сварных соединениях речь даже не шла. Сейчас, конечно, соединения "сфера-конус " применяются в основном в стендовых системах, а в разъемных соединениях бортовых изделий  используются различного рода уплотнительные элементы . Нет смысла дальше углубляться в эту тему, так как она выльется в демонстрацию степени нашей осведомленности.

Старый

Я не знаю что такое "соединение "шар-конус".
Это соединение под накидную гайку, чтоль? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьСтарый пишет:
Я не знаю что такое "соединение "шар-конус".
Это соединение под накидную гайку, чтоль?
В смысле то что изображено на аватаре "Штуцер"? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

ЦитироватьСтарый пишет:
В смысле то что изображено на аватаре "Штуцер"?  ;)
Не-а.  :)
А что, на самолетах нету соединений шар-конус?
Там конус обратный, не как у меня.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

ЦитироватьШтуцер пишет: 
А что, на самолетах нету соединений шар-конус?
Не видел. Под такой штуцер видел а ничего другого - нет.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

salto

ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
А что, на самолетах нету соединений шар-конус?
Не видел. Под такой штуцер видел а ничего другого - нет.
"Папой" является наконечник со сферической наружной  поверхностью  (в отличие от  конической на Штуцере), а "мамой" - ответная деталь с внутренним конусом и наружной резьбой. При сборке соединение стягивается накидной гайкой, навинчиваемой на резьбу "мамы".

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Достаточно лаконичная схема. Без редукторов.
Похоже, не обеспечивает постоянства давления на входе в двигатели.
Примерно по такой же схеме выполнялась ДУ СУОС маневрирующих ББ, но бак заправлялся  не N2H4, а жидкой углекислотой. Для стабилизации давления перед УБ устанавливался редуктор давления.

PIN

Цитироватьsalto пишет:
а жидкой углекислотой
А почему не азотом?

salto

ЦитироватьSOE пишет:
Цитироватьsalto пишет:
а жидкой углекислотой
А почему не азотом?
               
                  
Больше весовая заправка. Азотом - это обычная газореактивная система.На экспериментальном объекте  использовалась чисто газореактивная система с большой тягой сопел по линии тангажа и рыскания на аргоне.

Штуцер

#73
Начертил схему пневмогидравлическую принципиальную двигательной установки 11Ф77.
Что то вроде 11Ф77-6000-0С3.  :)
По памяти, поэтому возможны неточности. Некоторые моменты вспомнить, додумать или объяснить себе не могу.
Синим - уровни давлений или настройки агрегатов.
Красные  - пиропатроны.
Сразу оговорюсь - не указал фильтры, некоторые ресиверы, автодроссели, датчики давления и температуры, технологические горловины.
Но структурно и по принципам действия систем все соответствует. Такой была ПГСП изделий:
- 16101
- 16201
- 16301
- 16401
- 16501 - два бака низкого давления были с заправкой вне сильфона.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

thunder26

Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Штуцер

ГОСТ 2.701-2008 ЕСКД.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Единая система конструкторской документации
СХЕМЫ
Виды и типы. Общие требования к выполнению
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

anik

Цитата: thunder26 от 30.05.2020 15:53:01
Цитата: Штуцер от 30.05.2020 14:58:24Что то вроде 11Ф77-6000-0С3
11Ф77.6000-0С3  ;)
Ещё давно обратил внимание на такую особенность: у КБ «Салют» там всегда дефис, а не точка.
К примеру, на борту у «Ангары-А5» было написано 14А127-0000-0.
У других предприятий там точка: например, 11Ф732.0000А48-0, 81КС.0000-0, Е80.0000-0.

thunder26

Цитата: anik от 31.05.2020 14:54:56Ещё давно обратил внимание на такую особенность: у КБ «Салют» там всегда дефис, а не точка.
К примеру, на борту у «Ангары-А5» было написано 14А127-0000-0.
У других предприятий там точка: например, 11Ф732.0000А48-0, 81КС.0000-0, Е80.0000-0.
Значится их внутренний стандарт так устанавливает.
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Штуцер

Цитата: thunder26 от 31.05.2020 16:29:45Значится их внутренний стандарт так устанавливает.
Я и не задумывался обоснованием, точка там, или тире....

Подумал, вопросы вызвает концовка С3.
Посмотрел ссылки на документы, действительно у нас после индекса всегда было тире, от семидесятых и до девяностых:
11Ф77-6365-0
17Ф19ДМ-ИЭ24 
14А01-0000.ДО2
14Ф11-6320-0

а у смежников - точка:
11Д442.0000-0
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!


telekast

Цитата: Alex-DX от 23.08.2020 16:58:08Оставлю здесь http://www.b14643.de/Spacerockets/Specials/Russian_Rocket_engines/engines.htm
Супер просто! Спасибо! Не знаю для чего это мне может сгодится, но информация лишней не бывает. Тем паче такая. 88!😁
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)