Двигательные установки КА и РБ. Архитектура, схемы, циклограммы.

Автор Штуцер, 21.12.2015 21:42:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Интересно поговорить об устройстве и логике работы двигательных установок космических аппаратов. Линкоров космоса и торпедных катеров.
Начать хотя бы с этого:

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic15001/message1449525/#message1449525

Насколько я понимаю, это схема пневмогидравлическая принципиальная Союза ТМ?

Как снести сюда не знаю.

Будет время, можно обсудить схемные решения Салютов, Алмазов, ТКСов. Мира, его модулей, Зари и Звезды. А также зарубёжных аналогов.  Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

#1
Еще вопрос. Это што?
 

И много ли тут отличий от Мира, Салюта-7 и других Салютов?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN


Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

PIN

У "Криосата" ДУ классная - бак со сжатым азотом, немного трубочек и клапаны, называющиеся "двигатели". А у "Сентинела-3" - верх минимализма однокомпонентной гидразиновой ДУ.

Штуцер

#5
ЦитироватьSOE пишет:
У "Криосата" ДУ классная - бак со сжатым азотом,
Это всё определяется суммарным импульсом, который должна выдать ДУ за время эксплуатации. А также вопросами ДОЗАПРАВКИ. Не зра я хотел бы начать с линкоров космоса.  :)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

TDMS

ЦитироватьШтуцер пишет:
Еще вопрос. Это што?
Неужели Заря?

Salo

ЦитироватьШтуцер пишет:
Интересно поговорить об устройстве и логике работы двигательных установок космических аппаратов. Линкоров космоса и торпедных катеров.
Начать хотя бы с этого:

 http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic15001/message1449525/#message1449525

Насколько я понимаю, это схема пневмогидравлическая принципиальная Союза ТМ?

Как снести сюда не знаю.

Будет время, можно обсудить схемные решения Салютов, Алмазов, ТКСов. Мира, его модулей, Зари и Звезды. А также зарубёжных аналогов. Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
ЦитироватьА.Фарафонов пишет:


 
Продублировал схему, которую выложил Anik на предыдущей странице. На схеме не хватает ДПО-Б2 №27,28.

 

От себя фото С5.80:
 
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьШтуцер пишет:
Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
Есть некая принципиальная граница разделяющая разгонные блоки и космические аппараты. Эта граница - мембранные (сетчатые) разделители в баках. У космических аппаратов они есть а у разгонных блоков - нет. 
 Впрочем на разгонных блоках кроме маршевых есть двигательные установки ориентации и осаждения топлива которые аналогичны двигательным установкам космических аппаратов. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

#9
ЦитироватьTDMS пишет:
ЦитироватьШтуцер пишет:
Еще вопрос. Это што?
Неужели Заря?
Это Звезда
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

ЦитироватьСтарый пишет:
Есть некая принципиальная граница разделяющая разгонные блоки и космические аппараты. Эта граница - мембранные (сетчатые) разделители в баках. У космических аппаратов они есть а у разгонных блоков - нет.
В двигательных установках такой границы нет. Есть у РБ и мембраны и сетки. И те и другие ДУ предназначены для многократного включения в невесомости
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

salto

ЦитироватьШтуцер пишет:
Будет время, можно обсудить схемные решения Салютов, Алмазов, ТКСов. Мира, его модулей, Зари и Звезды. А также зарубёжных аналогов.Двигательные установки РБ я бы отнес сюда же, потому что это фактически космические буксиры, с возможностью многократного включения в невесомости.
Интересная тема. Сюда можно отнести и ДУ ступеней разведения ББ.

Штуцер

Цитироватьsalto пишет:
Интересная тема. Сюда можно отнести и ДУ ступеней разведения ББ.
Совершенно верно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

05.10.2011
                                      Рекордные по продолжительности ресурсные испытания двигательной установки орбитальной станции в НИЦ РКП
                                      
Уникальные огневые стендовые испытания наземного аналога объединённой двигательной установки (ОДУ) служебного модуля российского сегмента международной космической станции (МКС) проведены в ФКП «НИЦ РКП», г.Пересвет 5 октября 2011 г. Результаты огневого испытания подтвердили работоспособность двигательной установки после 26-летней эксплуатации.
По программе испытаний выполнено включение 16 двигателей малой тяги (12 кГс), распложенных по осям рыскания, тангажа и крена, и двигательной установки КДУ (тягой 300 кГс), используемой для коррекции орбиты станции. Проведены включения в непрерывном режиме (2 включения по 20с) и 2 в импульсном.
      
       
С 1985 по 2011год проведено 39 сеансов огневых испытаний. Общее время нахождения агрегатов двигательной установки под компонентами топлива гептил и атин составляет 9450 суток. Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний со временем возрастает, так как результаты работ могут служить основанием продления ресурса МКС и подтвердить возможность применения элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах. Испытания по программе продолжаются и позволяют обеспечить практическое решение проблем, возникающих в режиме эксплуатации МКС.
Историческая справка
Создание долгосрочных орбитальных станций было принципиально новым этапом освоения космического пространства. Поэтому подтверждение их работоспособности потребовало создания уникальных стендов и выполнения новых экспериментальных работ.
В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», МКС. Проведены традиционные -холодные и огневые испытания двигательных установок, узлов и агрегатов, а также ресурсные испытания в режиме наземного аналога. В частности, наземный аналог ОДУ орбитальной станции «Мир» испытывался на стенде 4Е ИС-104. Стендовый вариант ОДУ станции «Мир» (установка ЭУ-500) был установлен на стенд 18 октября 1985 года.
После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания. Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ-917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов. Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются.
      
       
      
       
      
       
      
       
Пресс-служба ФКП «НИЦ РКП»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

04.10.2012
                                      Продолжаются рекордные по длительности ресурсные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции.
                                          
3 октября 2012 г. на стенде ИС-104 ФКП «НИЦ РКП» (г.Пересвет Московской области) без замечаний проведен очередной 40-й сеанс функционирования наземного аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) орбитальной станции. Во время испытаний была реализована типовая циклограмма работы корректирующих двигателей и двигателей ориентации и стабилизации.
Ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналогов ОДУ базового блока орбитальной станции "Мир" (7П17КС ЭУ500) и служебного модуля (СМ) "МКС" (8П17КС ЭУ917) в режиме сопровождения на стендах 4А и 4Е ФКП "НИЦ РКП" проводятся более 27 лет.
Обе ОДУ по конструктивным и схемных решениям практически идентичны. В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену.
Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.
Стендовый вариант ОДУ орбитальной станции "Мир" эксплуатируется с компонентами топлива с 19 ноября 1985 г. Все сеансы испытаний прошли с положительным результатом. Стендовый вариант ОДУ "МКС" эксплуатируется с компонентами топлива с 23 октября 1997 г. На нем была подтверждена возможность работы двигателей космического аппарата "Прогресс" от систем хранения и подачи ДУ функционального грузового блока (ФГБ) через ДУ СМ. Результаты всех проведенных испытаний положительные.
Проведение стендовых испытаний ОДУ в режиме сопровождения дает уникальный результат по достоверности подтверждения работоспособности и надежности при эксплуатации ОДУ орбитальных станций "Мир" и "МКС". Продление ресурса МКС напрямую зависит от результатов этих испытаний. Также результаты можно распространить на создаваемые из подобных элементов ОДУ новые образцы ракетно-космической техники.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

24.10.2013
                                      В ФКП «НИЦ РКП» продолжаются ресурсные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции.
                                      
Пресс-релиз
   
На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) служебного модуля (СМ) международной космической станции (МКС) в режиме сопровождения.
Огневые испытания наземного аналога ОДУ МКС разработки ОАО РКК «Энергия» им. С.П.Королева начаты на стендах ФКП «НИЦ РКП» в октябре 1997 года, в 16 октября 2013 года проведено очередное огневое испытание ОДУ МКС. Таким образом, по состоянию на 16.10.2013г. Выполнен 41 сеанс функционирования.
Проведение стендовых испытаний ОДУ в режиме сопровождения дает уникальный результат по достоверности подтверждения работоспособности и надежности ОДУ и орбитальной станции в целом. Испытания, которые проводятся в ФКП «НИЦ РКП», актуальны в связи с продлением эксплуатации МКС до 2020 года включительно, а также могут служить экспериментальным подтверждением возможности продления эксплуатации на следующий за 2020 годом эксплуатационный период.
Ресурсные испытания аналогов ОДУ служебного модуля МКС продолжаются.
Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний ОДУ СМ МКС со временем возрастает, так как результаты работ могут также подтвердить возможность применения элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах.
Фоторепортаж из бункера испытаний
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 
Для справки:
Ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналогов ОДУ базового блока орбитальной станции "Мир" (7П17КС ЭУ500) и служебного модуля (СМ) "МКС" (8П17КС ЭУ917) в режиме сопровождения на стендах 4А и 4Е ФКП "НИЦ РКП" проводятся с 1985 г.
Обе ОДУ по конструктивным и схемных решениям практически идентичны. В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену.
Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.
Стендовый вариант ОДУ орбитальной станции "Мир" эксплуатируется с компонентами топлива с 19 ноября 1985 г. Все сеансы испытаний прошли с положительным результатом. Стендовый вариант ОДУ "МКС" эксплуатируется с компонентами топлива с 23 октября 1997 г. На нем была подтверждена возможность работы двигателей космического аппарата "Прогресс" от систем хранения и подачи ДУ функционального грузового блока (ФГБ) через ДУ СМ. Результаты всех проведенных испытаний положительные.
Об аналогичных испытаниях в 2012 г ., в 2011 г.
Создание долгосрочных орбитальных станций было принципиально новым этапом освоения космического пространства. Поэтому подтверждение их работоспособности потребовало создания уникальных стендов и выполнения новых экспериментальных работ.
В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», МКС. Проведены традиционные -холодные и огневые испытания двигательных установок, узлов и агрегатов, а также ресурсные испытания в режиме наземного аналога. В частности, наземный аналог ОДУ орбитальной станции «Мир» испытывался на стенде 4Е ИС-104. Стендовый вариант ОДУ станции «Мир» (установка ЭУ-500) был установлен на стенд 18 октября 1985 года.
После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания. Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ-917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов. Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. Выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются.
                                                                                                                                                                                                                  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#16
ЦитироватьШтуцер пишет:
Это што?
;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

27.10.2014
                                      В ФКП «НИЦ РКП» продолжаются ресурсные испытания наземного аналога объединенной двигательной установки международной космической станции
                                      
На стендах 4А и 4Е ФКП «НИЦ РКП» проводятся ресурсные (коррозионные и огневые) испытания аналога объединенной двигательной установки (ОДУ) служебного модуля (СМ) международной космической станции (МКС) в режиме сопровождения. Очередной 42-ой сеанс испытаний успешно проведен 15 октября 2014г.
В 70-х годах прошлого столетия после целого ряда успешных полетов пилотируемых космических кораблей, включая стыковку космических кораблей на орбите, переход космонавтов из одного корабля в другой и т.д. в нашей стране было принято магистральное направление в космонавтике – создание долговременных орбитальных станций (ДОС).
Первая ДОС создавалась в РКК «Энергия» на основе орбитальной пилотируемой станции «Алмаз» разработки КБ В.Н.Челомея. Она оснащалась двигательной установкой (ДУ) для коррекции орбиты С5.66 и системой исполнительных органов (СИО) с ЖРД малой тяги для обеспечения изменения положения станции в пространстве. ДУ С5.66 и СИО отрабатывались на стендах ФКП «НИЦ РКП».
В дальнейшем было принято решение о разработке объединенной двигательной установки (ОДУ) с общей системой подачи компонентов и включающей в себя 2 корректирующих двигателя (КД) и 32 ЖРД малой тяги в качестве двигателей ориентации и стабилизации ДОС. Все ОДУ, начиная с ЭУ-248 (1975г.), отрабатывались в ФКП «НИЦ РКП».
В 1985г. в связи с созданием ДОС «Мир» в ИС-104 были начаты испытания наземного стендового варианта ОДУ ЭУ-500. После отработки ОДУ по стандартным программам испытаний ее поставили в режим сопровождения орбитальной станции, проводя огневые и холодные испытания.
Впервые в истории космонавтики осуществилась идея параллельной работы ОДУ и ее наземного аналога, что позволяло точнее определять возможности станции в реальном масштабе времени и разрабатывать технологию устранения аварийных ситуаций в стендовых условиях.
С целью обеспечения длительной эксплуатации ДОС «Мир» была разработана система дозаправки ОДУ компонентами топлива. Отсек компонентов дозаправки (ОКД) разработки РКК «Энергия» также отрабатывался в ФКП «НИЦ РКП». ОКД доставлялся на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс».
После прекращения эксплуатации станции «Мир» в феврале 2001 года эта экспериментальная установка была включена в состав стендового варианта ОДУ служебного модуля «Звезда» МКС (ЭУ917) для подтверждения ресурса систем ОДУ и коррозионной стойкости агрегатов.
В настоящее время на стендах ИС-104 находится две ОДУ, идентичные друг другу. В случае возникновения нештатных ситуаций с ОДУ на МКС на любой из них могут быть проведены работы по диагностированию этих ситуаций и выдаче рекомендаций по дальнейшей эксплуатации штатной ОДУ.
В состав каждой ОДУ входят два корректирующих двигателя С5.79 (КД) с тягой по 300 кг для проведения коррекции орбиты и 32 двигателя малой тяги 11Д428 (ДМТ) с тягой по 12,5 кг каждый, обеспечивающих управление по тангажу, рысканью и крену. Питание ОДУ осуществляется из четырех баков компонентов топлива (два бака "О" и два бака "Г") с сильфонными разделителями. Компоненты топлива - гептил и амилин. Наддув баков осуществляется газообразным азотом.
Стенд оборудован системами экологической защиты, т.е. выбросы из всех 32-х жидкостных ракетных двигателей малой тяги системы ориентации станции нейтрализуются
Испытательная станция ИС-104 и экспериментальная установка
Включение двигателей на стенде и на орбите.
Соответствие основных характеристик ОДУ и ее агрегатов техническим условиям 17КС.60Ю.0000-0ТУ подтверждается ежегодными испытаниями по «Программе и методике проведения испытаний по сопровождению полета РС МКС на экспериментальной установке ЭУ917».
На момент проведения испытаний конструкция ОДУ в контакте с компонентами и парами компонентов находилась в течение 29 лет (10 522 суток). За время нахождения изделия на стенде корректирующие двигатели включались: КД-1 – 123 раза, КД-2 – 76 раз. Количество включений ЖРДМТ составило 10000 – 11000 раз.
15 октября 2014г. очередной 42-ой сеанс испытаний проведен, как и все предыдущие, с положительным результатом.
Ресурсные испытания аналогов ОДУ служебного модуля МКС будут продолжены.
Техническая ценность этих рекордных по продолжительности наземных ресурсных испытаний со временем возрастает, так как результаты работ могут:
•   подтвердить возможность продления эксплуатации МКС до 2020 года включительно,
•   служить экспериментальным подтверждением возможности продления эксплуатации на следующий за 2020 годом эксплуатационный период;
•   показать возможность применение элементов ОДУ в длительных межпланетных полетах.
В ФКП «НИЦ РКП» выполнена экспериментальная отработка всех отечественных орбитальных станций: «Алмаз», «Салют», «Мир», МКС. Проведённые холодные и огневые испытания двигательных установок, узлов и агрегатов, а также ресурсные испытания в режиме наземного аналога обеспечили многолетнее успешное выполнение отечественной пилотируемой космической программы.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьС целью обеспечения длительной эксплуатации ДОС «Мир» была разработана система дозаправки ОДУ компонентами топлива. Отсек компонентов дозаправки (ОКД) разработки РКК «Энергия» также отрабатывался в ФКП «НИЦ РКП». ОКД доставлялся на орбиту с помощью грузового корабля «Прогресс». 
Не понял. А Салют-6/7?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

salto

ЦитироватьSOE пишет:
У "Криосата" ДУ классная - бак со сжатым азотом, немного трубочек и клапаны, называющиеся "двигатели". А у "Сентинела-3" - верх минимализма однокомпонентной гидразиновой ДУ.
               
                  
Если можно, схему?