Высшее образование и будущее космонавтики в России

Автор X, 22.01.2004 16:26:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

X

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2005/02/14/86851

ЦитироватьМинистр образования Андрей Фурсенко рассказал "Ведомостям", что предлагает разделить все вузы на три группы: 10-20 "мультидисциплинарных национальных университетов", 100-200 вузов второго эшелона и все остальные. По плану министра, чем выше будет категория университета, тем больше будет получаемая им господдержка.

Высокопоставленный чиновник Минобразования пояснил, что, например, МФТИ в отличие от МГУ не сможет претендовать на лидерство в силу своей специализации на ограниченном числе направлений.

Вадим Семенов убеждал здесь в том, что введение ЕГЭ вызвано заботой о повышении уровня ВУЗов. Что думают об уровнях ВУЗов в министерстве, этой цитатой показано полностью.

Я думаю, что мое видение все же ближе к жизненной правде:

Первая фаза "революционного" процесса (назовем ее "фазой расширения", как в тепловой машине) была тогда, когда министерство выделяло финансирование любой шарашкиной конторе, набравшейся наглости поместить на вывеску волшебное слово "Университет". В это время в стране почти не осталось техникумов, не ставших "академиями". Пришлось поменять названия и нескольким настоящим ВУЗам, которых чиновники не признали за таковые в связи с отсутствием волшебного слова: имею в виду МВТУ им. Баумана, ставшее "Техническим Университетом" и Ленинградский Политех (ЛПТИ), ставший "Технологическим Университетом".

Делая все это, Асмоловы и прочие Фурсенки имели морду кирпичом, не слушая общественность, громко верещавшую: "Что же вы делаете! Вы что там все, совсем с нарезки посъезжали?". Позиция чиновников была по-своему прекрасна: ВУЗов много, а министерство одно, так что ему безинтересно разбираться со стаусом "частных случаев", всяких там пустяковых МГУ и МФТИ.

Однако кое-что удалось отвоевать. По мелочам. В частности, протолкнуть особый статус МГУ, о чем так сокрушается Вадим Семенов. Кое-какие крохи достались и другим крупным ВУЗам. Моему родному ЛГУ тоже кое-что перепало.

Однако в целом, ко всем прочим неприятностям вдобавок, воцарился организационный бардак. Воспользовавшись им как предлогом, то же самое министерство перешло ко второй фазе ликвидационной операции. Назовем ее "фаза сжатия". Ее мы наблюдаем сейчас.

Чиновники по-прежнему делают вид, что они слишком велики и могучи, чтобы снисходить до частных случаев, всяких там МВТУ и МФТИ. Они, великие люди, увидели, что народ недоволен засилием "шарашкиных контор" и намерены эти самые конторы ликвидировать. Конечно, на благо народа и по просьбе народа. Теперь они выдвинут критерий отделения "агнцов" от "козлищ", после применения которого воцарится еще больший бардак. Или, наоборот, покой, как на кладбище.

Т.е., поршень ходит вверх и вниз, а машина едет только вперед.

Обсуждавшееся ЕГЭ -- один из инструментов того же самого министерства. И служит только тем целям, которые это министерство перед собой ставит. Этим все сказано, по-моему.

X

ЦитироватьА если из школы выходят одни бараны, то уровень ВО сам по себе упадет ниже плинтуса и без коррупции, так что останутся одни дворники.

Средний уровень выпускников школ никогда не был слишком высок, даже в советское время. Такова природа вещей: желающих и способных грызть гранит наук немного. Только в последние годы, несмотря на некоторое падение качества школьного образования, вузы не сократили, а наоборот, увеличили набор, притом коллосально -- в 3 раза, сделав его практически всеобщим. Какой-либо отбор вообще изчез, в вузы поступают самые тупые. Не удивительно, что уровень ВО катастрофически упал.

X

ЦитироватьМинистр образования Андрей Фурсенко рассказал "Ведомостям", что предлагает разделить все вузы на три группы: 10-20 "мультидисциплинарных национальных университетов", 100-200 вузов второго эшелона и все остальные. По плану министра, чем выше будет категория университета, тем больше будет получаемая им господдержка.

Высокопоставленный чиновник Минобразования пояснил, что, например, МФТИ в отличие от МГУ не сможет претендовать на лидерство в силу своей специализации на ограниченном числе направлений.

Сама идея концентрации ресурсов в лучших вузах не плохая, но исполнение может быть зело дурным. Признаки этого имеются. В частности, какое отношение имеет к уровню вуза многопрофильность? Урюпинский ГУ может быть столь же многопрофильным, как и МГУ, а уровень преподавания предметов и там и там слабым. А МФТИ имеет весьма узкую специализацию, но его уровень весьма высок. Похоже, какие-то чиновники пытаются придумать критерии, как бы им профинансировать вузы, где их детишки учатся. В МГУ мажоров навалом, а в МФТИ тупых не берут, зачем его финансировать?

Вообще, по-уму уровень вузов лучше определять непосредственно измеряя уровень знаний студентов, ввести что-то вроде ЕГЭ для студентов. Но пока такого нет (даже в проекте), можно использовать существующий ЕГЭ, смотреть на минимальный балл на ЕГЭ у зачисленных абитуриентов, чтобы определить насколько высоко вуз держит планку вступительных экзаменов. Такие вузы, как МФТИ держат планку высоко, там тупых мажоров не бывает. Он без проблем войдет в число лучших. А есть такие, кто принимает и получивших двойку на ЕГЭ.

ЦитироватьПервая фаза "революционного" процесса (назовем ее "фазой расширения", как в тепловой машине) была тогда, когда министерство выделяло финансирование любой шарашкиной конторе, набравшейся наглости поместить на вывеску волшебное слово "Университет". В это время в стране почти не осталось техникумов, не ставших "академиями". Пришлось поменять названия и нескольким настоящим ВУЗам, которых чиновники не признали за таковые в связи с отсутствием волшебного слова: имею в виду МВТУ им. Баумана, ставшее "Техническим Университетом" и Ленинградский Политех (ЛПТИ), ставший "Технологическим Университетом".

Это правда, конечно. Судить об уровне вуза надо не по слову "университет" и не по многопрофильности (что одно и тоже: по действующим дурацким законам университетом считается вуз, готовящий специалистов по широкому спектру направлений), а непосредственно по знаниям в головах у студентов. Что-то вроде студенческого ЕГЭ нужно.

ЦитироватьДелая все это, Асмоловы и прочие Фурсенки имели морду кирпичом, не слушая общественность, громко верещавшую: "Что же вы делаете! Вы что там все, совсем с нарезки посъезжали?". Позиция чиновников была по-своему прекрасна: ВУЗов много, а министерство одно, так что ему безинтересно разбираться со стаусом "частных случаев", всяких там пустяковых МГУ и МФТИ.

Однако кое-что удалось отвоевать. По мелочам. В частности, протолкнуть особый статус МГУ, о чем так сокрушается Вадим Семенов. Кое-какие крохи достались и другим крупным ВУЗам. Моему родному ЛГУ тоже кое-что перепало.

В МГУ куча детей разных шишек учится, что удивительного в том, что они своих не обидели? Вот пока чиновникам будет позволено придумывать разные "частные случаи" и "исключения", они и будут пользоваться этим правом для своей пользы. Деньги получат разные отстойники для мажоров типа МГУ, а действительно сильные вузы, куда мажоров не берут -- шиш с маслом. Нужна объективная система для определения уровня вузов типа ЕГЭ.

ЦитироватьОбсуждавшееся ЕГЭ -- один из инструментов того же самого министерства. И служит только тем целям, которые это министерство перед собой ставит. Этим все сказано, по-моему.

Министерство не есть нечто монолитное, там, как и везде, есть разные люди, хорошое и плохие, и разные идеи, иногда прямо противоположные. Мазать черной краской все подряд не слишком разумно и конструктивно. Надо поддерживать, когда мин-во делает что-нибудь полезное, и ругать, когда делает дурное.

avmich

Нужна объективная система оценки знаний - согласен, только это сродни утверждению, что лучше быть богатым и здоровым :) . Типа ЕГЭ - несогласен, ЕГЭ - предмет обсуждения и критики, польза от него пока недоказана (пример - уровень образования в некоторых странах с ЕГЭ ниже, чем в некоторых без ЕГЭ).

Идея ЕГЭ применительно к образованию выглядит несколько теоретической. Знаете, так некоторые считают, что, если они применили совершенный шифр на замке, то деньги украсть нельзя. При этом не учитываются различные обходные варианты.

X

ЦитироватьНужна объективная система оценки знаний - согласен, только это сродни утверждению, что лучше быть богатым и здоровым :) . Типа ЕГЭ - несогласен

Ну если у вас есть альтернативные идеи по налаживанию объективной системы оценки оценки знаний, я готов их обсудить. А пока никакой альтернативы ЕГЭ нет, ЕГЭ лучше по определению -- потому что ничего лучше не предложено.

ЦитироватьЕГЭ - предмет обсуждения и критики, польза от него пока недоказана (пример - уровень образования в некоторых странах с ЕГЭ ниже, чем в некоторых без ЕГЭ).

Обсуждать ЕГЭ, разумеется, можно и нужно, но только со знанием дела и по-существу. Что касается ЕГЭ в "других странах", это, как я уже говорил, тупая пропаганда, которую умным людям не следует повторять. В других странах российский ЕГЭ вообще не проводится. Там свои общенациональные системы экзаменов. Рассуждения из серии "самолет летать не может, потому что паровоз не летает" всерьез воспринимать невозможно. Если у вас есть соображения почему именно российский ЕГЭ работать не может, так и напишите: потому-то и потому-то. Почему вы не говорите прямо, а делаете невразумительные намеки на другие страны? Есть страны, в которых никакой общенациональной системы экзаменов нет и никогда не было, а уровень образования там близкий к нулевому. Почему вы их не берете для примера?

X

Авмич, спасибо за развёрнутый ответ!  Только хочется пожелать что бы "сильные мира сего" прочли эту ветку...

Насчёт формата экзаменов при поступлении в академию (включая инженерную академию что в принципе отличается от нужд фундаментальной науки, мне кажется), не суть важно как они называются - "ЕГЭ , не ЕГЭ", и каков формат, главное что бы он объективно позволял определить некий "базис" знаний, т.е. "порог" без которого студенту в ВУЗе и В РАБОТЕ придётся трудно.

Лютич

ЦитироватьВ других странах российский ЕГЭ вообще не проводится. Там свои общенациональные системы экзаменов. Рассуждения из серии "самолет летать не может, потому что паровоз не летает" всерьез воспринимать невозможно.

Не совсем так. "У них Шаттл два раза падал, дорог и неэффективен, поэтому нам Буран не нужен".
Хотя мы как раз зачем-то Буран сделали, угрохав в него кучу денег  :evil:
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Старый

ЦитироватьПо обсуждению складываеся мнение, что ЕГЭ себя не оправдывает :) . Хотя, конечно, хочется разобраться, в чём тут дело
В процессе разбора неплохо бы обратить внимание, что против ЕГЭ те, кто какраз принимает экзамены, а теперь не будет. ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Цитировать"У них Шаттл два раза падал, дорог и неэффективен, поэтому нам Буран не нужен".

Красивые фразы можно придумывать в любую сторону. Сами по себе они ничего не доказывают, а могут всего лишь образно и "сочно" выразить мысль. А вот этой мысли -- внятного объяснения, почему плох именно российский ЕГЭ, а не система общенациональных экзаменов, скажем, Папуа-Новой Гвинеи -- и нет. Впрочем, и обоснования того, что проблемы образования в Папуа-Новой Гвинее  происходят от системы общенациональных экзаменов, а не по другим причинам, тоже не наблюдается.

X

ЦитироватьСама идея концентрации ресурсов в лучших вузах не плохая

Не просто "неплохая", а "единственно верная" в существующих условиях, по-моему.

Но министерство именно и специализируется на эксплуатации верных тезисов, вкладывая в них дебильно-олигофреническое-нарочно не придумаешь содержание.

Т.е., прекрасные слова могут произноситься, произносились и произноситься будут. Но в устах г-д вроде Асмолова слова имеют "особую" смысловую нагрузку. Это что-то вроде блатной фени, понятной для своих и вводящей в заблуждение лохов.

X

А к чему собственно все эти страсти? Выпускников куды девать-то? У нас например два университета. По специальности практически не кто не работает, да и негде(заводы почти все стоят в школы не идут). А в в газете Из рук в руки сам лично видел объявление: "Требуются грузчики с высшим оразованием". Вот и держим, наверное, первое место в мире по колличеству продавцов с ВО.

AlexB14

ЦитироватьВ процессе разбора неплохо бы обратить внимание, что против ЕГЭ те, кто какраз принимает экзамены, а теперь не будет. ;)
Могу добавить собственное имхо. Если, конечно, оно кого-то интересует. И даже два. Говорю, как человек не совсем посторонний: мой старший закончил школу не так давно и сейчас уже на 4-м курсе местного ..., как бы это сказать, ... "Университета".
Во-первых. К меткому замечанию Старого могу добавить, что ЕГЭ ругают ещё и учителя начальной школы. Их понять можно. Раньше они были единственными, кто ставил оценки своим ученикам, а от количества пятёрок, зависела из зарплата. А вот родители учеников ЕГЭ уважают, - им главное не липовые пятёрки местных пидагогов. Им бы этих самых пидагогов, отучившихся от работы за периоды невыплаты зарплат и текущей системой тарификации, подвигнуть как-то на процесс обучения.
Во-вторых. Вместе с моим старшим, в школе учился один орёл. С тройки на тройку перебивался. Но школу закончил с красным дипломом. Сколько стоило это его родителям, честно скажу, - не знаю. Более того, учится он поступил на бесплатное. Куда бы вы думали. В МГУ, не в обиду будь Афоне сказано.
Так, что я пожалуй, за ЕГЭ проголосую. 8)
Errare humanum est

Лютич

ЦитироватьА вот родители учеников ЕГЭ уважают, - им главное не липовые пятёрки местных пидагогов.

Имею сомнительное удовольствие общаться с парочкой школьных учителей - как раз родителям и плевать, липовые или не липовые. Главное, чтобы пятерки. В "гимназических" классах вообще до абсурдного замкнутого круга доходит - родители считают, что "раз я плачу, то успеваемость ребенка - забота учителя", а детишки считают, что "мои предки вам бабки башляют, так что ничего я делать не буду".

Замечу, что ЕГЭ проблемы со школой никоим образом не решает.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Игорь Суслов

Почти не офф-топ: :)

Сидят в ресторане два математика: оптимист и пессимист. Пессимист говорит: "Ну не понимаю я зачем этим детям, школьникам, пытаются давать основы матанализа??! Всё равно без толку, только время зря тратить... Оптимист спорит: "Да нет, есть толк, детишки запоминают, потом легче и им и нам." Но на мнении конечно не сходятся. Пессимист ненадолго выходит. Оптимист подзывает официанку, молодую девушку, и просит: "Лена, сейчас друг вернётся, мы позовём тебя и зададим вопрос, ответь пожалуйста "икс куб на три". Лена такая:
"Что? Икс куун натри?" Оптимист: "да нет, икс куб на три" ена:"Ладно, не сложно, отвечу. " Уходит. Возвращается пессимист, оптимист предлагает:"Давай попусту спорить не будем, а экспиримент проведём. Спросим официанку Лену, она школу скорее всего заканчивала, вот и проверим." Подзывают лену, оптимист спрашивает "Лена, вот скажи нам, сколько будет неопределённый интеграл он икс квадрат?" Лена:"Икс куб на три". Оптимист счастлив, пессимист в шоке. Лена отходит. Оборачивается. Добавляет "Ну вобще то ещё плюс константа" :)

Так-то.
Спасибо не говорю, - уплачено...

X

ЦитироватьЗамечу, что ЕГЭ проблемы со школой никоим образом не решает.

В той же логике медицинский термометр -- совершенно бесполезное приспособление. Он ведь сам по себе никакую болезнь не лечит, просто температуру измеряет и все.

Польза от ЕГЭ в том, что он дает объективную картину успеваемости, а не то, что учитель самому себе нарисовал. ЕГЭ вобщем-то тоже измерительный инструмент, как и термометр. А вслепую решать какие-либо проблемы невозможно. Ну, положим, повысили мы учителям зарплату настолько, что должность учителя стала привлекательной, получили много желающих работать в школе, как толковых, так и профнепригодных. Как отличить одних от других? Как гарантировать, что те, кого мы приняли, работают на совесть, а не просто оценки рисуют, получая при этом свою высокую зарплату?

Лютич

ЦитироватьВ той же логике медицинский термометр -- совершенно бесполезное приспособление. Он ведь сам по себе никакую болезнь не лечит, просто температуру измеряет и все.

Вот только если следовать логике создателей ЕГЭ, градусники должны быть исключительно в ведении минздрава, ведь больной может завысить себе температуру, а может и занизить! И это был бы большой такой красивый шкаф с позолоченными термодатчиками, проводами из монокристаллической меди и БЦВМ на базе Итаниума  :twisted:

Цели в школьном образовании можно достичь другими, более простыми способами. Например, давать премии не за количество отличников, а за количество успешно выступающих на межшкольных олимпиадах учеников. Ввести начиная класса этак с 7-го годовые экзамены с комиссией, включающей учителей из других школ (желательно, конкурирующих). Заодно - постепенная подготовка к вузовской экзаменационной системе.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

X

ЦитироватьВот только если следовать логике создателей ЕГЭ, градусники должны быть исключительно в ведении минздрава, ведь больной может завысить себе температуру, а может и занизить!

Еще как может! Потому и используют градусник, а не субъективные ощущения больного о своей температуре. Что касается изготовления градусника, то я не против альтернативных производителей. Если вуз набирает на платное обучение и собирается выдавать не дипломы гос.образца, а какие-нибудь собственные документы об образовании, то пусть проводит проверку знаний, как ему заблагорассудится. Тут он рискует только своим добрым именем. А когда речь идет о распределении государственных денег и выдаче гос.дипломов, право выбора градусника все же должно оставаться за государством.

Разумеется, общенациональную систему экзаменов создавать их будет минобразования. Не министерству же сельского хозяйства это поручить. Однако даже в этом случае должна быть конкуренция идей, широкая общественная дискуссия (разумеется, по существу, а не на уровне пиара про "бразилии") и обсуждение конкретных вариантов устройства этого экзамена. Нынешняя конструкция ЕГЭ, хотя лучше прежней системы экзаменов по части объективности, но все же далеко не идеальна. Там есть еще над чем поработать. Но чиновники ленивы, если их не пинать, то они не пошевелятся. Потому и нужно серьезное публичное обсуждение по-существу, которого, увы, нет. Не интересно "борцам с ЕГЭ" в деталях разбираться, у них вообще позиция "чем хуже, тем лучше".

Если вам интересно, часть своих претензий и предложений по усовершенствованию ЕГЭ я изложил здесь.

ЦитироватьЦели в школьном образовании можно достичь другими, более простыми способами. Например, давать премии не за количество отличников, а за количество успешно выступающих на межшкольных олимпиадах учеников.

В принципе, идеи в дополнение к ЕГЭ задействовать олимпиады давно бродят. В дополнение, потому что олимпиады ориентируются на верхнюю часть спектра и проверяют только ее. Подавляющему большинству школьников до олимпиадного уровня как до Китая.

ЦитироватьВвести начиная класса этак с 7-го годовые экзамены с комиссией, включающей учителей из других школ (желательно, конкурирующих). Заодно - постепенная подготовка к вузовской экзаменационной системе.

Только чтоб не было искушения завалить конкурентов, надо чтобы работы проверялись анонимно и учителя не знали, из какой школы работу они проверяют. А так -- вполне работоспособная идея для промежуточной аттестации и для местного использования (чтоб определить, какая школа в районе лучше). Но для общероссийского применения и приема в вузы местные экзамены не годятся: договорятся учителя в каком-нибудь мухосранском районе нарисуют для всех блестящие результаты на своем собственном мухосранском районном экзамене, их что потом, всех в вузы принимать?

А. Чистяков

ЦитироватьНо для общероссийского применения и приема в вузы местные экзамены не годятся: договорятся учителя в каком-нибудь мухосранском районе нарисуют для всех блестящие результаты на своем собственном мухосранском районном экзамене, их что потом, всех в вузы принимать?

(удивлённо) Что же вы так то учителей не любите ?  :evil: ОПГ даже на мухосранского, а общероссийского масштаба, просто. Спят и видят, понимаш, как бы урвать золотые горы у денно и нощно бдящих о белоснежном качестве СиВО чиновников МинОбраза, нагих, прыщавых и голодных не первый день. И "за тетрадки" у них гроши отобрали, и методические дни прижали, а они всё вредительствуют, гадёныши.  :evil:  
Наравне с ВУЗ-овской профессурой, якобы, самочинно поднявшей количество обучающихся физиков-лириков в 3 раза. "Кашмар, кашмар" (с) стоматолог Шпак.

Да, "бразильская система" вас хорошо торкнула. Надо запомнить.  :wink:
Всего хорошего, Андрей.

X

Я их люблю. Они такие же люди как и представители любых других профессий. Среди них есть честные и не очень, добросовестные и халтурщики. Просто у некоторых преподавателей существующий бардак и бесконтрольность настолько вошли привычку, что попытки проверить качество их работы воспринимаются как личное оскорбление. Такая вот абсурдная логика. Представьте, например, токаря Петрова, который при попытке ОТК проверить его продукцию кричит: "За что вы меня не любите!"  :D

X

Но это все лирика. Что касается практических применений, то любая организация дела, которая подразумевает наличие неких идеальных исполнителей, идеально честных, идеально добросовестных и т.д. работать не будет. Что мы и наблюдаем сейчас в образовании. Потому что наряду с честными и добросовестными всегда есть нечестные и халтурщики. Такова человеческая природа. И даже в системе образования такие есть в заметных количествах. (Кошмар, правда? Жду очередную порцию истерики по поводу констатации этого факта. ;)  ) Поэтому работоспособна только такая организация дела, которая в состоянии работать с реальными людими, а не только при 100% комплектации невесть откуда взявшимися поголовно честными и добросовестными кадрами.