РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Наперстянка

Цитата: zandr от 06.02.2021 09:41:51На разработку и испытания нового метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн выделено 6,3 млрд рублей
Для метана подозрительно малая тяга и сумасшедшие деньги. Для РД на метане для "грузовиков" за такие деньги было бы разумно взять тягу не менее 400 тонн, с раздельными газогенераторами было бы солидно. Многоразовую ступень можно было бы спускать на четырех камерах, предназначенных для управления вектором тяги и питаемых жидкими компонентами, то есть. одна основная неподвижная камера, четыре поворотных. А для РД с тягой 80 тонн экономить на весе ракеты нет никакого резона, уж слишком хилый получается двигатель и чего с ним потом делать - хрен его знает.

Сергей

Цитата: Наперстянка от 06.02.2021 10:49:46Для метана подозрительно малая тяга и сумасшедшие деньги. Для РД на метане для "грузовиков" за такие деньги было бы разумно взять тягу не менее 400 тонн, с раздельными газогенераторами было бы солидно. Многоразовую ступень можно было бы спускать на четырех камерах, предназначенных для управления вектором тяги и питаемых жидкими компонентами, то есть. одна основная неподвижная камера, четыре поворотных. А для РД с тягой 80 тонн экономить на весе ракеты нет никакого резона, уж слишком хилый получается двигатель и чего с ним потом делать - хрен его знает.
Это вопрос к Роскосмосу и Энергомашу. КБХА делает в соответствии с ТЗ Роскосмоса. Уже несколько раз писал - Энергомашу не нужен внутренний конкурент в части мощных ЖРД для первых ступеней РН. Это поляна Энергомаша!!  >:(

Ber

Значит Раптор с его 300 бар, заведомо негоден для многоразовых систем?
"Too much of anything is bad, but too much good whiskey is barely enough."  Mark Twain (C)

Дмитрий В.

Цитата: Ber от 06.02.2021 21:07:02Значит Раптор с его 300 бар, заведомо негоден для многоразовых систем?
Ну, почему же? Будет годен после многолетней экспериментальной отработки и доводки.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Андрюха

Для новой китайской ракеты Zhuque-2 завершили сборку ракетного двигателя первой ступени на метане
Китайский частная ракетная компания LANDSPACE завершила сборку ракетного двигателя первой ступени ракеты ZQ-2 / Zhuque-2 ("朱雀", «Чжуцюэ-2», «Красная птица»). ЖРД, работающий на топливной паре жидкий метан и жидкий кислород, состоит из 4-х TQ-12/Tianque-12. Эти четыре метановых двигателя смогут обеспечить взлётную тягу в 268 тонн, сообщается в группе "Космические полеты Китая" ВКонтакте.
В недавнем интервью журналу «Китайский предприниматель» основатель стартапа LANDSPACE Чжан Чанву (Zhang Changwu) рассказал, что 2021 год станет "очень важным" для его частной компании. "К концу этого года все агрегаты ракеты ZQ-2 / Zhuque-2 будут собраны, и в соответствии с планом в этом году будет выполнен первый пуск нашей ракеты на метане".

Цитата: Наперстянка от 06.02.2021 10:49:46
Цитата: zandr от 06.02.2021 09:41:51На разработку и испытания нового метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн выделено 6,3 млрд рублей
Для метана подозрительно малая тяга и сумасшедшие деньги. Для РД на метане для "грузовиков" за такие деньги было бы разумно взять тягу не менее 400 тонн, с раздельными газогенераторами было бы солидно. Многоразовую ступень можно было бы спускать на четырех камерах, предназначенных для управления вектором тяги и питаемых жидкими компонентами, то есть. одна основная неподвижная камера, четыре поворотных. А для РД с тягой 80 тонн экономить на весе ракеты нет никакого резона, уж слишком хилый получается двигатель и чего с ним потом делать - хрен его знает.

Двигатель там примерно как Merlin, но метановый. Какой-нибудь "русский Falcon 9" на нём вполне реален, а большее Роскосмосу не нужно.

Seerndv

Цитата: Андрюха от 07.02.2021 07:32:11Китайский частная ракетная компания LANDSPACE завершила сборку ракетного двигателя первой ступени ракеты ZQ-2 / Zhuque-2 ("朱雀", «Чжуцюэ-2», «Красная птица»). ЖРД, работающий на топливной паре жидкий метан и жидкий кислород, состоит из 4-х TQ-12/Tianque-12. Эти четыре метановых двигателя смогут обеспечить взлётную тягу в 268 тонн, сообщается в группе "Космические полеты Китая" ВКонтакте.
- хм, размерчег у китаёсов 67 т?

А многоразовость и посадка будут?
Иветта, Лизетта, Мюзетта,
Жанетта, о, Жоpжетта.
Вся жизнь моя вами,
Как солнцем июльским согpета,
Покуда со мной вы, клянусь,
Моя песня не спета.

Asteroid

Обсуждение теоретической многоразовости ушло в тему "Многоразовость, как бизнес-кейс"

Обуждение видов топлива и диаметров уехало в тему "В поисках серебряной пули"
==>[RU.SPACE Forever>

Цитата: Seerndv от 07.02.2021 11:12:27
Цитата: Андрюха от 07.02.2021 07:32:11Китайский частная ракетная компания LANDSPACE завершила сборку ракетного двигателя первой ступени ракеты ZQ-2 / Zhuque-2 ("朱雀", «Чжуцюэ-2», «Красная птица»). ЖРД, работающий на топливной паре жидкий метан и жидкий кислород, состоит из 4-х TQ-12/Tianque-12. Эти четыре метановых двигателя смогут обеспечить взлётную тягу в 268 тонн, сообщается в группе "Космические полеты Китая" ВКонтакте.
- хм, размерчег у китаёсов 67 т?

А многоразовость и посадка будут?



Обещают такую РН.

Тут испытывают обтекатель, можно прикинуть размеры:

https://youtu.be/ebj_EiZLOEw

ПН в районе 4 тонн.

https://youtu.be/Bq5b7qRByxw

Вот ещё видос про них.

https://youtu.be/sJFrs3b0aMY

А вот прожиги ДУ.

В реюзабилити идут эти парни:

https://youtu.be/WSC_2ByFIvs


http://landspace.com/news/shownews.php?id=197&lang=gb

Таки собрали первую ступень!

Владимир Завьялов написал новую книгу, ознакомиться с текстом можно пройдя по ссылке Метановый двигатель 7

Искандер

07.04.2021 21:26:54 #5412 Последнее редактирование: 08.04.2021 02:21:49 от Искандер
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.02.2021 11:03:10
Цитата: Наперстянка от 06.02.2021 10:49:46
Цитата: zandr от 06.02.2021 09:41:51На разработку и испытания нового метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн выделено 6,3 млрд рублей
Для метана подозрительно малая тяга и сумасшедшие деньги. Для РД на метане для "грузовиков" за такие деньги было бы разумно взять тягу не менее 400 тонн, с раздельными газогенераторами было бы солидно. Многоразовую ступень можно было бы спускать на четырех камерах, предназначенных для управления вектором тяги и питаемых жидкими компонентами, то есть. одна основная неподвижная камера, четыре поворотных. А для РД с тягой 80 тонн экономить на весе ракеты нет никакого резона, уж слишком хилый получается двигатель и чего с ним потом делать - хрен его знает.
Двигатель там примерно как Merlin, но метановый. Какой-нибудь "русский Falcon 9" на нём вполне реален, а большее Роскосмосу не нужно.
'Примерно' только по тяге, а так много сложнее и дороже. Значит эксплуатационные качества должны быть лучше - большая кратность использования, простое межполетное обслуживание, реже ППР, простота этого самого обслуживания и ремонта... Будет?
А "русский F-9" вообще нужен? Вот замена А-5/Протона тандемным моноблоком, метановым, многоразовым имела бы смысл, как в принципе имеет смысл Союз-СПГ.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

/Иван/

Цитата: РИА Новости / 08.04.2021 / https://ria.ru/20210408/arbuzov-1727198377.htmlИгорь Арбузов: мы делаем все, чтобы наша продукция была конкурентной
[...] интервью корреспондентам РИА Новости Дмитрию Струговцу и Андрею Красильникову в преддверии Дня космонавтики рассказал генеральный директор НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов.

- Можете пояснить: производство двигателя для "Ангары" передается в Пермь, у вас остается производство двигателей для ракеты "Союз-5". Что еще будет производиться на подмосковной площадке, а что в филиалах?

- НПО "Энергомаш" сохранит производство РД-171МВ, а производственная база будет использоваться как опытный завод для создания перспективных образцов ракетных двигателей. Из-за того, что на "Энергомаше" производятся два типа двигателей для США, двигатели для "Ангары" и "Союза-5", мы не можем сконцентрироваться на создании опытных образцов перспективных двигателей, не мешая серийному производству. Освобождая производство, мы даем себе возможность ускорить процессы разработки новых двигателей до 3-4 лет. Скорость вывода двигателя на рынок очень важна, даже принципиальна. Темпы, которые мы позволяли себе раньше, по 10-15 лет, никого в мире не устраивают. И потенциальных партнеров интересует наша возможность поставить для них двигатели максимум за 3-5 лет. На этом рынке очень высокая конкуренция. И еще надо понимать, что все страны, в основном, пытаются локализовать производство двигателей у себя, потому что это продукция двойного назначения.

В Перми на "Протон-ПМ", как уже было сказано, будет развернуто производство РД-191М, а также производство газотурбинных электростанций, компонентов авиационных двигателей.

Что касается Воронежского центра ракетного двигателестроения, то там продолжат производить двигатели для вторых ступеней ракет "Союз" и "Ангара", будет вестись работа по водородной и метановой тематике.
С местом размещения производства коммерческого двигателя мы пока не определились. Рассматриваем варианты.

- Как вы упомянули, метановая тематика будет сконцентрирована в Воронеже. Сообщалось, что до конца этого года планируется изготовить демонстрационный метановый двигатель РД-0177. Эти планы сохраняются?

- Да, мы сегодня ведем над ним активную работу.

- Какие перспективы имеются у метанового топлива? Какие преимущества и недостатки вы могли бы назвать?

- Сегодня метановая тема захватила весь мир, стала модным трендом. Все начали заниматься метаном. Ближе всего к реализации американцы с ракетой Vulcan и двигателем BE-4. Обещают, что в 2022 году полетят. Метановой тематикой занимаются Китай и Япония. Если говорить о преимуществах метана, то, в первую очередь, он выгоден в многоразовых системах. Во-первых, метан дешевле керосина. Во-вторых, практически не образует сажи, которая является главным препятствием для сокращения сроков и затрат подготовки двигателя для повторного применения. Есть и недостатки - из-за низкой плотности по сравнению с керосином требуются большие по размерам баки. В свое время основатель НПО "Энергомаш" Валентин Петрович Глушко, возглавляя совет по ракетным топливам при Академии наук, исследовал комбинации веществ в качестве окислителя и горючего применительно к ракетным топливам. Была исследована практически вся таблица Менделеева, в том числе и метан. И в результате было показано, что при более высоком удельном импульсе (на примерно 10-15%), чем у кислородно-керосиновых жидкостных двигателей, баки ракеты с метаном той же массы, что и керосин, будут тяжелее. Поэтому идея создания метанового двигателя была отложена, и задачи работать по этой тематике долгое время не ставились.

- Можете ли сравнить разрабатываемый в России РД-0169 с американскими двигателями Raptor и BE-4? Наш лучше?

- Понимаете, всегда нужно сравнивать сравнимое. BE-4 с тягой 250 тонн, наш РД-0169 создается с тягой около 100-120 тонн. Как их сравнивать? Что касается Raptor, то он тоже в другой весовой категории находится. Время покажет, кто создаст более совершенную конструкцию.

- На ваш взгляд, будет ли у американцев готов в 2022 году двигатель BE-4 - замена РД-180?

- Мне сложно судить. Пуск первой ракеты Vulcan сдвигается с 2017 года. Понятно, что создание двигателя там идет не без трудностей, но они уже вышли на стендовые испытания. Частный инвестор - компания Blue Origin - очень заинтересована в успехе, ведь в создание двигателя уже вложены значительные средства.

- Если заговорили про американцев, как вы относитесь к главе компании SpaceX Илону Маску?

- Как к конкуренту. С уважением. На самом деле, он хороший раздражитель не только для нас, но и для американского рынка. При нем пошел новый виток именно коммерческого использования многоразовости. И очевиден результат серьезного прорыва. Но мы все понимаем, что никаких особых супер инновационных решений в его двигателях нет.

- Вернемся к метановому топливу. Сообщалось, что в случае, если российская сверхтяжелая ракета для полета на Луну будет на метане, то на нижних ступенях могут поставить более мощный двигатель РД-182, чем изначально предполагавшийся РД-0169. Расскажите подробнее об этом.

- У нас была и остается идея создания более мощного метанового двигателя для нижних ступеней "сверхтяжа". Ведь при тяге РД-0169 около 100 тонн придется поставить на ракету три десятка таких двигателей. Специалисты РКЦ "Прогресс" согласны с нами, что неразумно ставить "гроздь" маленьких двигателей, поэтому предложен двигатель тягой 250 или даже 600 тонн. Есть понимание, как его сделать, и в свое время такие работы проводились на "Энергомаше".

Цитата: Искандер от 07.04.2021 21:26:54
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.02.2021 11:03:10
Цитата: Наперстянка от 06.02.2021 10:49:46
Цитата: zandr от 06.02.2021 09:41:51На разработку и испытания нового метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн выделено 6,3 млрд рублей
Для метана подозрительно малая тяга и сумасшедшие деньги. Для РД на метане для "грузовиков" за такие деньги было бы разумно взять тягу не менее 400 тонн, с раздельными газогенераторами было бы солидно. Многоразовую ступень можно было бы спускать на четырех камерах, предназначенных для управления вектором тяги и питаемых жидкими компонентами, то есть. одна основная неподвижная камера, четыре поворотных. А для РД с тягой 80 тонн экономить на весе ракеты нет никакого резона, уж слишком хилый получается двигатель и чего с ним потом делать - хрен его знает.
Двигатель там примерно как Merlin, но метановый. Какой-нибудь "русский Falcon 9" на нём вполне реален, а большее Роскосмосу не нужно.
'Примерно' только по тяге, а так много сложнее и дороже. Значит эксплуатационные качества должны быть лучше - большая кратность использования, простое межполетное обслуживание, реже ППР, простота этого самого обслуживания и ремонта... Будет?
А "русский F-9" вообще нужен? Вот замена А-5/Протона тандемным моноблоком, метановым, многоразовым имела бы смысл, как в принципе имеет смысл Союз-СПГ.

Да, движок сложнее и дороже.

А Falcon 9 в многоразовом исполнении превосходит Ангару-А5 в грузоподъёмности на ГПО, это вообще не маленький аппарат...

Для задач Роскосмоса чего-то такой размерности хватит.