Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

#3820
Цитироватьria.ru Сергей Савельев: Япония хочет сотрудничать с РФ по космодрому Восточный
 
Госкорпорация "Роскосмос" развивает активное сотрудничество с зарубежными партнерами в области мирного освоения космического пространства. О перспективах инвестирования Японии в инфраструктуру российского космодрома Восточный и возможности осуществления оттуда коммерческих запусков, возобновлении программы послеполетной реабилитации космонавтов РФ на Кубе, работе с NASA и ESA по МКС и совместных планах по освоению Луны, а также о вводе в строй российских наземных станций ГЛОНАСС по всему миру рассказал в интервью РИА Новости на авиакосмическом салоне LAAD-2017 в Рио-де-Жанейро заместитель гендиректора Роскосмоса по международной деятельности Сергей Савельев. Беседовал специальный корреспондент Александр Ковалев.
Спойлер

— Сообщалось, что вы обсуждали с президентом Японского аэрокосмического агентства (JAXA) Наоки Окумурой перспективы сотрудничества с Россией в области освоения космического пространства на Форуме космических агентств стран Азиатско-Тихоокеанского региона (APRSAF). Уточните, пожалуйста, какие конкретные проекты (кроме совместной работы на МКС) будут реализованы с Японией?
— Да, действительно. Делегация Роскосмоса впервые принимала участие в заседании форума. Это проходило на Филиппинах, в Маниле. Отмечу, что мы будем участвовать в этом форуме и в этом году, который пройдет в индийском Бангалоре. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) для нас стратегически важен, и мы видим очень большой потенциал сотрудничества.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее.
- Безусловно, пока главным направлением нашего взаимодействия является сотрудничество в рамках Международной космической станции (МКС). И при этом следует отметить хорошую тенденцию — взаимное стремление активизировать работу по проведению совместных российско-японских экспериментов на борту МКС, действительно важных для науки.
Кроме того, японские коллеги говорят о заинтересованности в создании условии для расширения сотрудничества на промышленном уровне для компаний обеих стран. Мы заинтересованы в доступе к японским технологиям, а наши партнеры — в расширении присутствия на российском рынке. Договорились о том, что и по линии Роскосмоса, и по линии JAXA будем вести диалог с промышленностью, организовывать бизнес-миссии, проводить промышленные семинары. Первый такой семинар с участием ведущих российских и японских компаний аэрокосмического сектора двух стран был организован в Москве в 2014 году при поддержке МИД обеих стран. Следующий семинар планируем провести в Японии во второй половине этого года. Возможно, не только в офисной обстановке, но и с посещением японских предприятий для того, чтобы наглядней представлять их промышленный потенциал.
—  В основном это касается взаимодействия по электронной компонентной базе (ЭКБ) для российских космических аппаратов?
— Это только одно из направлений промышленного сотрудничества. Японские коллеги с большим интересом смотрят, как на востоке нашей страны создается новый космодром Восточный, и они выражают заинтересованность найти варианты сотрудничества по использованию возможностей космодрома.
— Они хотят осуществлять оттуда коммерческие запуски?
- Такая возможность действительно рассматривается. Вместе с тем, кроме взаимодействия в сфере космических запусков, Роскосмос и JAXA, а также другие профильные ведомства прорабатывают возможные инвестиционные проекты. Пока конкретные предложения до конца не сформулированы, но работа такая проводится, потому что космодром должен стать одним из центров инновационного развития Дальневосточного региона. Хотел бы также добавить, что 2018 год объявлен перекрестным годом России и Японии. В рамках этих совместных мероприятий планируется организация дней космоса России и Японии. Мы совместно прорабатываем этот вопрос: будут и фотовыставки, и презентации, которые отразят совместные результаты работы России и Японии в космической сфере.
—  А что с другими странами?
— Ведем активный диалог и консультации по подготовке межправсоглашений по мирному космосу с такими странами, как Мексика, Аргентина, Чили, Венесуэла, Перу, начали работу с партнерами из Шри-Ланки. Продолжаем переговоры с коллегами из Вьетнама по подготовке соглашения по развитию системы ГЛОНАСС. Ну и с другими странами на разных стадиях идет проработка аналогичных вопросов.
—  Будет ли возобновлен прием на послеполетную реабилитацию экипажей МКС на Кубе?
— Послеполетная реабилитация российских экипажей МКС на Кубе в настоящее время действительно прорабатывается. И надеюсь, мы договоримся с кубинскими партнерами, что наши космонавты смогут проводить реабилитацию на Кубе, где, как известно, великолепная медицина, а еще целый ряд благоприятных условий для отдыха и реабилитации космонавтов.
— В каких еще дружественных нам странах наши космонавты смогут набраться сил после возвращения со станции?
— Список таких стран не велик. Большинство наших космонавтов предпочитают проходить курс послеполетной реабилитации в России. Но есть положительный опыт, космонавты иногда проходят подобные мероприятия в Чехии, в Карловых Варах и в Греции.
— В рамках международного сотрудничества на МКС Роскосмос совместно с Европейским космическим агентством (ESA) и NASA согласовал программу до 2020 года. Какие основополагающие, а также новые эксперименты будут проведены?
- Совместно с партнерами была разработана программа совместных научных исследований и экспериментов на МКС до 2020 года, и в ней зафиксировали порядка 30 исследований. Так, например, в 2016 году успешно завершился длительный полет российско-американского экипажа, в состав которого входил космонавт Михаил Корниенко и американский астронавт Скотт Келли. Также совместно с NASA Роскосмос проводит исследования и эксперименты на борту МКС, начиная с 2013 года. К настоящему времени проведены серии по 15 экспериментам.
— Какие совместные проекты Роскосмос намерен развивать со странами Европы?
— Одновременно с сотрудничеством в рамках проекта "ЭкзоМарс" ведем активный диалог с нашими европейскими партнерами о совместном российско-европейского освоения Луны с помощью робототехнических средств. В настоящее время идет к завершению работа по подготовке соответствующего двустороннего соглашения. Планируется, что в 2017 году такое соглашение подпишем и будем по нему работать.
Еще одним приоритетным направлением российско-европейского сотрудничества остается реализация проекта "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре. В рамках данного проекта, в частности, осуществляются запуски космических аппаратов общеевропейских программ "Коперник", которые своей целью имеют задачи по обеспечению оперативного и точного информирования о стихийных бедствиях и катастрофах с помощью наблюдений со спутников и спутники системы "Галилео" (европейская глобальная навигационная спутниковая система — ред.). Хочется отметить, что с партнерами отлажен четкий механизм взаимодействия, который позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие проблемные вопросы и учитывать интересы обеих сторон. Надеемся, что этот проект будет продолжаться и после 2020 года.
— Вы говорили, что с 2020 года МКС начнут тестирование роботов для работ в открытом космосе. Сохраняются ли эти сроки? Какие компании и с какими продуктами выиграли в конкурсе на 2,4 миллиарда рублей, объявленном Роскосмосом?
— Конкурс на создание роботов космического назначения для поддержки внекорабельной деятельности космонавтов выиграла РКК "Энергия" в кооперации с наиболее опытными в области создания роботов организациями. Это, в частности, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) — разработчик мобильного робота, НПО "Андроидная техника", которая станет разработчиком средств визуализации робота.
Также в проекте принимают участие электронная компания "ЭЛКУС" и НИИ телевидения. В соответствии с утвержденным графиком работ опытный образец робота космического назначения для летных испытаний будет полностью подготовлен к запуску на МКС к ноябрю 2020 года. Опытная летная эксплуатация робота космического назначения планируется в составе научно-энергетического модуля (НЭМ) на МКС в течение 2021-2024 годов.
—  Ранее вы говорили, что американские партнеры заинтересованы в работе около Луны, но у них нет большого интереса снова осуществлять высадку на Луну человека. Вместе с тем поработать на лунной орбите интерес есть, это рассматривается ими в качестве серьезного этапа по движению дальше к Марсу. Будут ли сохранены предложения Роскосмоса по полету к Марсу и Луне?
— В настоящее время основной долгосрочной целью NASA в области изучения и освоения дальнего космоса является осуществление пилотируемых экспедиций на Марс. В планах Роскосмоса же на ближайшие 10-15 лет полеты на Марс не предусматриваются. Вместе с тем в ходе разработки стратегии и концепции развития российских космических средств в качестве основной цели рассматривается осуществление пилотируемых миссий на поверхности Луны.
Но, с другой стороны, эти обстоятельства не мешают нашим организациям вести диалог по формированию совместных проектов при учете интереса обеих сторон. Идет переговорный процесс, и он ведется и на двусторонней основе, и с участием партнеров по программе МКС прежде всего в рамках специализированных рабочих групп. Эти группы созданы несколько лет назад, и они работают над проработкой сценариев будущих проектов в международной кооперации по освоению дальнего космоса.
— Какие страны одобряют, а какие пока не высказали своей позиции по поводу продления работы МКС до 2028 года?
— Вопрос о продлении МКС до 2028 года партнерами официально не обсуждался. Но в рабочем порядке мы проводим консультации по данному вопросу между всеми участниками проекта МКС.
— На каком этапе и с какими странами находятся переговоры по созданию международной окололунной посещаемой платформы?
— Проект по созданию международной окололунной посещаемой платформы действительно прорабатывается. Эти работы находятся на этапе предпроектного рассмотрения и ведутся партнерами по МКС в рамках международных групп IECST (ISS Exploration Capabilities Study Team) и SCWG (Spacecraft Working Group). По состоянию на сегодняшний день мы рассмотрели и согласовали в рамках будущего международного проекта общую концепцию программы создания окололунной обитаемой платформы, основные фазы ее реализации, цели и задачи каждой фазы и программы в целом. Кроме того, сформирован сценарий развертывания окололунной обитаемой платформы, в рамках которого пришли к выводу о принципиальной технической реализуемости программы в целом, разработали и обсудили со специалистами концепции отдельных модулей окололунной обитаемой платформы.
Решение о переходе к фазе А (проектные работы) планируется принять на совещании глав космических агентств, которое предварительно запланировано на сентябрь 2017 года. На этом же совещании планируется рассмотреть также вопросы формирования соответствующей международной программы и вклады сторон в создание платформы. При формировании будущей международной программы планируется принять механизм работы по программе МКС, работу которой координирует международная координационная группа по исследованию и освоению космического пространства (ISECG), состав участников которой не ограничивается партнерами по МКС и насчитывает 16 космических агентств. Данная группа выступает в роли международного механизма информационного взаимодействия и координации в области космоса между ведущими космическими агентствами по вопросам планирования и реализации национальных программ, а также разработки совместных проектов, в частности по освоению Луны и Марса.
—  Будет ли Роскосмос поддерживать активность по привлечению новых космических туристов или в туристах сейчас необходимости нет? Облетят ли первые космические туристы Луну в 2020 году, как заявлялось? Если нет, то когда такой полет может состояться? Может быть, кто-то из заинтересовавшихся проектом восьми человек, в том числе и японцев, уже сделал первый взнос? Кто из них может полететь первым?
— Что касается реализации полетов туристов на российский сегмент МКС, то в период до 2020 года Роскосмос не планирует реализацию подобных полетов из-за отсутствия соответствующих полетных возможностей. На сегодняшний день они просто не просматриваются. Вместе с тем космический туризм не ограничивается только МКС, есть и иные варианты. Роскосмос, конечно, заинтересован в привлечении новых космических туристов, и мы проводим соответствующую работу по данному направлению.
—  Ранее вы рассказывали, что в рамках совместной работы с NASA по МКС необходима оптимизация стыковочных стандартов. Удалось ли достигнуть договоренности, чтобы любой корабль стран-партнеров мог пристыковаться к станции?
— Международный стандарт на интерфейсы систем стыковки IDSS IDD (International Docking System Standard Interface Definition Document) начал разрабатываться в начале 2009 года по инициативе NASA. В его первых версиях за основу была взята в принципе неотработанная конструкция американского агрегата LIDS. Российские специалисты предложили за основу стандарта принять параметры российского агрегата АПАС, разработанного для стыковок орбитального комплекса "Буран" и применявшегося для стыковок американских орбитальных кораблей "Шаттл" к станциям МИР и МКС.
После долгих и тяжелых дискуссий в начале 2013 года NASA согласилось с нашими доводами и приняло решение взять за основу стандарта параметры интерфейса стыковочного агрегата АПАС, многократно проверенного в реальных стыковках. Текущая версия стандарта была подписана всеми партнерами по МКС в декабре 2016 года. Вместе с тем пока в нем остается нерешенным ряд технических вопросов. Консультации между партнерами по разработке стандарта идут в рабочем режиме.
—  В каких международных авиакосмических салонах примет участие Роскосмос в 2017 году? Поедет ли делегация госкорпорации на следующий салон в Фарнборо?
— Сейчас Роскосмос и ряд ведущих предприятий ракетно-космической промышленности принимают участие в выставке по авиакосмической и оборонным технологиям LAAD-2017. Также в июне мы участвуем в Международном авиационно-космическом салоне Ле Бурже-2017 (International Paris Air Show 2017). Традиционно госкорпорация планирует участие в таких выставках, как МАКС и международный военно-технический форум "Армия-2017".
Также мы намерены организовать единую экспозицию на Петербургском международном экономическом форуме.
Что касается участия в салоне в Фарнборо, то мы рассматриваем такую возможность. Но снова участие Роскосмоса будет зависеть от получения предприятиями ракетно-космической отрасли британских виз для наших специалистов, которые будут выезжать для формирования экспозиции и работы на салоне.
— Когда ожидается принятие в штатную эксплуатацию наземных станций коррекции сигналов навигационной системы ГЛОНАСС?
— В прошлом месяце Роскосмос ввел в эксплуатацию квантово-оптическую станцию траекторных измерений для системы ГЛОНАСС в ЮАР. Только что мы открыли беззапросную измерительную станцию ГЛОНАСС в Никарагуа и оптико-электронный комплекс в Бразилии. Также в настоящее время рассматривается возможность паритетного размещения трех станций мониторинга навигационных систем ГЛОНАСС и Бейдоу на территории России и Китая.
Ввод в эксплуатацию указанных станций планируется в 2018 году.
— Сколько всего наземных станций необходимо построить?
- Федеральной целевой программой "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" предусмотрено создание глобальной сети измерительных станций как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. На зарубежных территориях планируется установить несколько десятков станций в более чем 30 странах мира, а также в Антарктиде.
В настоящее время за рубежом размещены восемь станций — четыре станции в Бразилии, три станции в Антарктиде и одна станция в ЮАР.
— С какими странами еще обсуждаются планы строительства?
— Продолжается работа с коллегами по установке измерительных станций ГЛОНАСС в Казахстане, Белоруссии, Армении, Китае (по плану — 2018 год), Индии, Вьетнаме, Кубе, Испании, Аргентине, Индонезии, Эквадоре, Венесуэле, Мексике, Швеции. Это среднесрочная перспектива. Также этот вопрос прорабатывается с другими странами.
— Расскажите, пожалуйста, в чем сходство и различия между этими станциями?
— Сходство в том, что они измеряют дальность до спутника ГЛОНАСС, а разница — каким способом. Беззапросная измерительная станция измеряет дальность до спутника псевдодальномерным методом, сравнивая фактически принимаемый от спутника ГЛОНАСС сигнал с эталонным. Квантово-оптическая станция — комплекс из оптического передатчика (лазера), который излучает сигнал, и оптического приемника, который принимает сигнал. То есть, по сути, это большой лазерный дальномер.
— Роскосмос и Вьетнамская академия науки и технологии (ВАНТ) в июне 2016 года подписали меморандум о взаимопонимании и расширении сотрудничества в космической сфере. Уточните, пожалуйста, какие конкретные проекты будут реализованы с Вьетнамом и в какие сроки?
— Да, мы действительно подписали такое соглашение. В меморандуме зафиксированы намерения обеих сторон обеспечить практическое сотрудничество в таких областях, как дистанционное зондирование Земли, спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги. Также есть взаимный интерес к совместным проектам по исследованию космического пространства — имею в виду фундаментальные космические исследования. Кроме того, вьетнамские коллеги заинтересованы в российских пусковых услугах. В самое ближайшее время мы намерены провести предметные переговоры с представителями академии в Москве, во время которых планируем выйти на конкретные проекты.
—  Это касается проектов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) или ГЛОНАСС?
— В области ДЗЗ мы предполагаем реализацию проектов по получению, обработке и обмену данными, получаемыми с российских космических аппаратов (КА), а также создание КА для наших партнеров. И, конечно же, мы предложим программы обучения вьетнамских специалистов.
Если говорить о спутниковой навигации, то вьетнамской стороне предлагается использование технологий на базе российской навигационной системы ГЛОНАСС в интересах экономики и народного хозяйства. Также мы ведем переговоры об установке на территории Вьетнама станций мониторинга системы ГЛОНАСС.
—  Какие совместные проекты Роскосмос намерен развивать с Индией?
- В 2015 году подписан меморандум о взаимопонимании между Роскосмосом и Индийской организацией космических исследований (ИСРО) по вопросам расширения сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Меморандум зафиксировал взаимное стремление двух космических агентств расширять взаимовыгодное сотрудничество в таких областях, как пилотируемая космонавтика, ракетостроение и двигателестроение, дистанционное зондирование Земли из космоса и космическая метеорология, спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги, а также исследование космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет.
В рамках этого документа российская и индийская стороны ведут работу по взаимному паритетному размещению наземных станций сбора измерений российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и индийской региональной навигационной спутниковой системы.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Атяпа

ЦитироватьАниКей пишет:
Цитироватьria.ru Сергей Савельев: Япония хочет сотрудничать с РФ по космодрому Восточный
 
 Госкорпорация "Роскосмос" развивает активное сотрудничество с зарубежными партнерами в области мирного освоения космического пространства. О перспективах инвестирования Японии в инфраструктуру российского космодрома Восточный и возможности осуществления оттуда коммерческих запусков, возобновлении программы послеполетной реабилитации космонавтов РФ на Кубе, работе с NASA и ESA по МКС и совместных планах по освоению Луны, а также о вводе в строй российских наземных станций ГЛОНАСС по всему миру рассказал в интервью РИА Новости на авиакосмическом салоне LAAD-2017 в Рио-де-Жанейро заместитель гендиректора Роскосмоса по международной деятельности Сергей Савельев. Беседовал специальный корреспондент Александр Ковалев.
 Скрытый текст — Сообщалось, что вы обсуждали с президентом Японского аэрокосмического агентства (JAXA) Наоки Окумурой перспективы сотрудничества с Россией в области освоения космического пространства на Форуме космических агентств стран Азиатско-Тихоокеанского региона (APRSAF). Уточните, пожалуйста, какие конкретные проекты (кроме совместной работы на МКС) будут реализованы с Японией?
— Да, действительно. Делегация Роскосмоса впервые принимала участие в заседании форума. Это проходило на Филиппинах, в Маниле. Отмечу, что мы будем участвовать в этом форуме и в этом году, который пройдет в индийском Бангалоре. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) для нас стратегически важен, и мы видим очень большой потенциал сотрудничества.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее.
- Безусловно, пока главным направлением нашего взаимодействия является сотрудничество в рамках Международной космической станции (МКС). И при этом следует отметить хорошую тенденцию — взаимное стремление активизировать работу по проведению совместных российско-японских экспериментов на борту МКС, действительно важных для науки.
Кроме того, японские коллеги говорят о заинтересованности в создании условии для расширения сотрудничества на промышленном уровне для компаний обеих стран. Мы заинтересованы в доступе к японским технологиям, а наши партнеры — в расширении присутствия на российском рынке. Договорились о том, что и по линии Роскосмоса, и по линии JAXA будем вести диалог с промышленностью, организовывать бизнес-миссии, проводить промышленные семинары. Первый такой семинар с участием ведущих российских и японских компаний аэрокосмического сектора двух стран был организован в Москве в 2014 году при поддержке МИД обеих стран. Следующий семинар планируем провести в Японии во второй половине этого года. Возможно, не только в офисной обстановке, но и с посещением японских предприятий для того, чтобы наглядней представлять их промышленный потенциал.
— В основном это касается взаимодействия по электронной компонентной базе (ЭКБ) для российских космических аппаратов?
— Это только одно из направлений промышленного сотрудничества. Японские коллеги с большим интересом смотрят, как на востоке нашей страны создается новый космодром Восточный, и они выражают заинтересованность найти варианты сотрудничества по использованию возможностей космодрома.
— Они хотят осуществлять оттуда коммерческие запуски?
- Такая возможность действительно рассматривается. Вместе с тем, кроме взаимодействия в сфере космических запусков, Роскосмос и JAXA, а также другие профильные ведомства прорабатывают возможные инвестиционные проекты. Пока конкретные предложения до конца не сформулированы, но работа такая проводится, потому что космодром должен стать одним из центров инновационного развития Дальневосточного региона. Хотел бы также добавить, что 2018 год объявлен перекрестным годом России и Японии. В рамках этих совместных мероприятий планируется организация дней космоса России и Японии. Мы совместно прорабатываем этот вопрос: будут и фотовыставки, и презентации, которые отразят совместные результаты работы России и Японии в космической сфере.
— А что с другими странами?
— Ведем активный диалог и консультации по подготовке межправсоглашений по мирному космосу с такими странами, как Мексика, Аргентина, Чили, Венесуэла, Перу, начали работу с партнерами из Шри-Ланки. Продолжаем переговоры с коллегами из Вьетнама по подготовке соглашения по развитию системы ГЛОНАСС. Ну и с другими странами на разных стадиях идет проработка аналогичных вопросов.
— Будет ли возобновлен прием на послеполетную реабилитацию экипажей МКС на Кубе?
— Послеполетная реабилитация российских экипажей МКС на Кубе в настоящее время действительно прорабатывается. И надеюсь, мы договоримся с кубинскими партнерами, что наши космонавты смогут проводить реабилитацию на Кубе, где, как известно, великолепная медицина, а еще целый ряд благоприятных условий для отдыха и реабилитации космонавтов.
— В каких еще дружественных нам странах наши космонавты смогут набраться сил после возвращения со станции?
— Список таких стран не велик. Большинство наших космонавтов предпочитают проходить курс послеполетной реабилитации в России. Но есть положительный опыт, космонавты иногда проходят подобные мероприятия в Чехии, в Карловых Варах и в Греции.
— В рамках международного сотрудничества на МКС Роскосмос совместно с Европейским космическим агентством (ESA) и NASA согласовал программу до 2020 года. Какие основополагающие, а также новые эксперименты будут проведены?
- Совместно с партнерами была разработана программа совместных научных исследований и экспериментов на МКС до 2020 года, и в ней зафиксировали порядка 30 исследований. Так, например, в 2016 году успешно завершился длительный полет российско-американского экипажа, в состав которого входил космонавт Михаил Корниенко и американский астронавт Скотт Келли. Также совместно с NASA Роскосмос проводит исследования и эксперименты на борту МКС, начиная с 2013 года. К настоящему времени проведены серии по 15 экспериментам.
— Какие совместные проекты Роскосмос намерен развивать со странами Европы?
— Одновременно с сотрудничеством в рамках проекта "ЭкзоМарс" ведем активный диалог с нашими европейскими партнерами о совместном российско-европейского освоения Луны с помощью робототехнических средств. В настоящее время идет к завершению работа по подготовке соответствующего двустороннего соглашения. Планируется, что в 2017 году такое соглашение подпишем и будем по нему работать.
Еще одним приоритетным направлением российско-европейского сотрудничества остается реализация проекта "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре. В рамках данного проекта, в частности, осуществляются запуски космических аппаратов общеевропейских программ "Коперник", которые своей целью имеют задачи по обеспечению оперативного и точного информирования о стихийных бедствиях и катастрофах с помощью наблюдений со спутников и спутники системы "Галилео" (европейская глобальная навигационная спутниковая система — ред.). Хочется отметить, что с партнерами отлажен четкий механизм взаимодействия, который позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие проблемные вопросы и учитывать интересы обеих сторон. Надеемся, что этот проект будет продолжаться и после 2020 года.
— Вы говорили, что с 2020 года МКС начнут тестирование роботов для работ в открытом космосе. Сохраняются ли эти сроки? Какие компании и с какими продуктами выиграли в конкурсе на 2,4 миллиарда рублей, объявленном Роскосмосом?
— Конкурс на создание роботов космического назначения для поддержки внекорабельной деятельности космонавтов выиграла РКК "Энергия" в кооперации с наиболее опытными в области создания роботов организациями. Это, в частности, Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) — разработчик мобильного робота, НПО "Андроидная техника", которая станет разработчиком средств визуализации робота.
Также в проекте принимают участие электронная компания "ЭЛКУС" и НИИ телевидения. В соответствии с утвержденным графиком работ опытный образец робота космического назначения для летных испытаний будет полностью подготовлен к запуску на МКС к ноябрю 2020 года. Опытная летная эксплуатация робота космического назначения планируется в составе научно-энергетического модуля (НЭМ) на МКС в течение 2021-2024 годов.
— Ранее вы говорили, что американские партнеры заинтересованы в работе около Луны, но у них нет большого интереса снова осуществлять высадку на Луну человека. Вместе с тем поработать на лунной орбите интерес есть, это рассматривается ими в качестве серьезного этапа по движению дальше к Марсу. Будут ли сохранены предложения Роскосмоса по полету к Марсу и Луне?
— В настоящее время основной долгосрочной целью NASA в области изучения и освоения дальнего космоса является осуществление пилотируемых экспедиций на Марс. В планах Роскосмоса же на ближайшие 10-15 лет полеты на Марс не предусматриваются. Вместе с тем в ходе разработки стратегии и концепции развития российских космических средств в качестве основной цели рассматривается осуществление пилотируемых миссий на поверхности Луны.
Но, с другой стороны, эти обстоятельства не мешают нашим организациям вести диалог по формированию совместных проектов при учете интереса обеих сторон. Идет переговорный процесс, и он ведется и на двусторонней основе, и с участием партнеров по программе МКС прежде всего в рамках специализированных рабочих групп. Эти группы созданы несколько лет назад, и они работают над проработкой сценариев будущих проектов в международной кооперации по освоению дальнего космоса.
— Какие страны одобряют, а какие пока не высказали своей позиции по поводу продления работы МКС до 2028 года?
— Вопрос о продлении МКС до 2028 года партнерами официально не обсуждался. Но в рабочем порядке мы проводим консультации по данному вопросу между всеми участниками проекта МКС.
— На каком этапе и с какими странами находятся переговоры по созданию международной окололунной посещаемой платформы?
— Проект по созданию международной окололунной посещаемой платформы действительно прорабатывается. Эти работы находятся на этапе предпроектного рассмотрения и ведутся партнерами по МКС в рамках международных групп IECST (ISS Exploration Capabilities Study Team) и SCWG (Spacecraft Working Group). По состоянию на сегодняшний день мы рассмотрели и согласовали в рамках будущего международного проекта общую концепцию программы создания окололунной обитаемой платформы, основные фазы ее реализации, цели и задачи каждой фазы и программы в целом. Кроме того, сформирован сценарий развертывания окололунной обитаемой платформы, в рамках которого пришли к выводу о принципиальной технической реализуемости программы в целом, разработали и обсудили со специалистами концепции отдельных модулей окололунной обитаемой платформы.
Решение о переходе к фазе А (проектные работы) планируется принять на совещании глав космических агентств, которое предварительно запланировано на сентябрь 2017 года. На этом же совещании планируется рассмотреть также вопросы формирования соответствующей международной программы и вклады сторон в создание платформы. При формировании будущей международной программы планируется принять механизм работы по программе МКС, работу которой координирует международная координационная группа по исследованию и освоению космического пространства (ISECG), состав участников которой не ограничивается партнерами по МКС и насчитывает 16 космических агентств. Данная группа выступает в роли международного механизма информационного взаимодействия и координации в области космоса между ведущими космическими агентствами по вопросам планирования и реализации национальных программ, а также разработки совместных проектов, в частности по освоению Луны и Марса.
— Будет ли Роскосмос поддерживать активность по привлечению новых космических туристов или в туристах сейчас необходимости нет? Облетят ли первые космические туристы Луну в 2020 году, как заявлялось? Если нет, то когда такой полет может состояться? Может быть, кто-то из заинтересовавшихся проектом восьми человек, в том числе и японцев, уже сделал первый взнос? Кто из них может полететь первым?
— Что касается реализации полетов туристов на российский сегмент МКС, то в период до 2020 года Роскосмос не планирует реализацию подобных полетов из-за отсутствия соответствующих полетных возможностей. На сегодняшний день они просто не просматриваются. Вместе с тем космический туризм не ограничивается только МКС, есть и иные варианты. Роскосмос, конечно, заинтересован в привлечении новых космических туристов, и мы проводим соответствующую работу по данному направлению.
— Ранее вы рассказывали, что в рамках совместной работы с NASA по МКС необходима оптимизация стыковочных стандартов. Удалось ли достигнуть договоренности, чтобы любой корабль стран-партнеров мог пристыковаться к станции?
— Международный стандарт на интерфейсы систем стыковки IDSS IDD (International Docking System Standard Interface Definition Document) начал разрабатываться в начале 2009 года по инициативе NASA. В его первых версиях за основу была взята в принципе неотработанная конструкция американского агрегата LIDS. Российские специалисты предложили за основу стандарта принять параметры российского агрегата АПАС, разработанного для стыковок орбитального комплекса "Буран" и применявшегося для стыковок американских орбитальных кораблей "Шаттл" к станциям МИР и МКС.
После долгих и тяжелых дискуссий в начале 2013 года NASA согласилось с нашими доводами и приняло решение взять за основу стандарта параметры интерфейса стыковочного агрегата АПАС, многократно проверенного в реальных стыковках. Текущая версия стандарта была подписана всеми партнерами по МКС в декабре 2016 года. Вместе с тем пока в нем остается нерешенным ряд технических вопросов. Консультации между партнерами по разработке стандарта идут в рабочем режиме.
— В каких международных авиакосмических салонах примет участие Роскосмос в 2017 году? Поедет ли делегация госкорпорации на следующий салон в Фарнборо?
— Сейчас Роскосмос и ряд ведущих предприятий ракетно-космической промышленности принимают участие в выставке по авиакосмической и оборонным технологиям LAAD-2017. Также в июне мы участвуем в Международном авиационно-космическом салоне Ле Бурже-2017 (International Paris Air Show 2017). Традиционно госкорпорация планирует участие в таких выставках, как МАКС и международный военно-технический форум "Армия-2017".
Также мы намерены организовать единую экспозицию на Петербургском международном экономическом форуме.
Что касается участия в салоне в Фарнборо, то мы рассматриваем такую возможность. Но снова участие Роскосмоса будет зависеть от получения предприятиями ракетно-космической отрасли британских виз для наших специалистов, которые будут выезжать для формирования экспозиции и работы на салоне.
— Когда ожидается принятие в штатную эксплуатацию наземных станций коррекции сигналов навигационной системы ГЛОНАСС?
— В прошлом месяце Роскосмос ввел в эксплуатацию квантово-оптическую станцию траекторных измерений для системы ГЛОНАСС в ЮАР. Только что мы открыли беззапросную измерительную станцию ГЛОНАСС в Никарагуа и оптико-электронный комплекс в Бразилии. Также в настоящее время рассматривается возможность паритетного размещения трех станций мониторинга навигационных систем ГЛОНАСС и Бейдоу на территории России и Китая.
Ввод в эксплуатацию указанных станций планируется в 2018 году.
— Сколько всего наземных станций необходимо построить?
- Федеральной целевой программой "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы" предусмотрено создание глобальной сети измерительных станций как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. На зарубежных территориях планируется установить несколько десятков станций в более чем 30 странах мира, а также в Антарктиде.
В настоящее время за рубежом размещены восемь станций — четыре станции в Бразилии, три станции в Антарктиде и одна станция в ЮАР.
— С какими странами еще обсуждаются планы строительства?
— Продолжается работа с коллегами по установке измерительных станций ГЛОНАСС в Казахстане, Белоруссии, Армении, Китае (по плану — 2018 год), Индии, Вьетнаме, Кубе, Испании, Аргентине, Индонезии, Эквадоре, Венесуэле, Мексике, Швеции. Это среднесрочная перспектива. Также этот вопрос прорабатывается с другими странами.
— Расскажите, пожалуйста, в чем сходство и различия между этими станциями?
— Сходство в том, что они измеряют дальность до спутника ГЛОНАСС, а разница — каким способом. Беззапросная измерительная станция измеряет дальность до спутника псевдодальномерным методом, сравнивая фактически принимаемый от спутника ГЛОНАСС сигнал с эталонным. Квантово-оптическая станция — комплекс из оптического передатчика (лазера), который излучает сигнал, и оптического приемника, который принимает сигнал. То есть, по сути, это большой лазерный дальномер.
— Роскосмос и Вьетнамская академия науки и технологии (ВАНТ) в июне 2016 года подписали меморандум о взаимопонимании и расширении сотрудничества в космической сфере. Уточните, пожалуйста, какие конкретные проекты будут реализованы с Вьетнамом и в какие сроки?
— Да, мы действительно подписали такое соглашение. В меморандуме зафиксированы намерения обеих сторон обеспечить практическое сотрудничество в таких областях, как дистанционное зондирование Земли, спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги. Также есть взаимный интерес к совместным проектам по исследованию космического пространства — имею в виду фундаментальные космические исследования. Кроме того, вьетнамские коллеги заинтересованы в российских пусковых услугах. В самое ближайшее время мы намерены провести предметные переговоры с представителями академии в Москве, во время которых планируем выйти на конкретные проекты.
— Это касается проектов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) или ГЛОНАСС?
— В области ДЗЗ мы предполагаем реализацию проектов по получению, обработке и обмену данными, получаемыми с российских космических аппаратов (КА), а также создание КА для наших партнеров. И, конечно же, мы предложим программы обучения вьетнамских специалистов.
Если говорить о спутниковой навигации, то вьетнамской стороне предлагается использование технологий на базе российской навигационной системы ГЛОНАСС в интересах экономики и народного хозяйства. Также мы ведем переговоры об установке на территории Вьетнама станций мониторинга системы ГЛОНАСС.
— Какие совместные проекты Роскосмос намерен развивать с Индией?
- В 2015 году подписан меморандум о взаимопонимании между Роскосмосом и Индийской организацией космических исследований (ИСРО) по вопросам расширения сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Меморандум зафиксировал взаимное стремление двух космических агентств расширять взаимовыгодное сотрудничество в таких областях, как пилотируемая космонавтика, ракетостроение и двигателестроение, дистанционное зондирование Земли из космоса и космическая метеорология, спутниковая навигация и связанные с ней технологии и услуги, а также исследование космического пространства, включая астрофизические исследования и изучение планет.
В рамках этого документа российская и индийская стороны ведут работу по взаимному паритетному размещению наземных станций сбора измерений российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и индийской региональной навигационной спутниковой системы.
Тоже украсть чего хотят?!
И днём и ночью кот - учёный!

m-s Gelezniak

Цитировать...
Тоже украсть чего хотят?!
Всё тоже.
Интерес к движкам на первую ступень.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

АниКей

ЦитироватьЭксперт РАН: бюджет России на исследование Марса в 12 раз меньше, чем у США                                                         
 
«Для огромного количества ученых, связанных с космосом, первая строчка в повестке дня — исследование планет, и Марс стоит особняком — это самая перспективная и самая осуществимая цель в обозримом будущем, — рассказал в интервью «Огоньку» замдиректора Института космических исследований РАН Олег Кораблев. — Для России главный и ближайший приоритет — программа ExoMars, которую Роскосмос продвигает совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА)».
На 2020 год, по словам эксперта, запланирована доставка на Марс российской поверхностной платформы ExoMars-2020 с европейским марсоходом на борту. «Именно на эту миссию возложена задача по поиску возможной жизни на Марсе, — добавил господин Кораблев. — Вклад российской промышленности в этот аппарат чрезвычайно весомый. Если на марсоходе установлено около 10 европейских приборов и два российских, то на платформе — ситуация обратная». «Еще более амбициозные задачи собираются решать в ближайшее время на Марсе Соединенные Штаты, — сообщил ученый. — Но тут надо представлять разницу в финансировании: наш бюджет, примерно в 12 раз меньше, чем у американцев. Примечательно и то, что к нынешнему времени США отказались от целого ряда крупных, в том числе международных, проектов, сосредоточившись на масштабной и на настоящий момент исключительно успешной (чего стоит пятилетка ударной работы марсохода Curiosity) программе исследований Красной планеты».
В целом на изучение космоса бюджет Роскосмоса сегодня составляет $3 млрд, NASA (США) — $19,3 млрд, CNSA (КНР) — $6,1 млрд, ESA (ЕС) — $5,71 млрд.
Подробнее о мировых и российских планах по исследованию дальних планет — в материале журнала «Огонек» «Земля наступает!».
 
 https://www.kommersant.ru/doc/3267367
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Major Meff

Цитировать05 апреля 2017 года состоялась государственная регистрация Акционерного общества «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» (АО «НПО Лавочкина»).
     Общество создано путём преобразования Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» в Акционерное общество «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» и является правопреемником ФГУП «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина» по всем его обязательствам.
 Фирменное наименование и место нахождения общества:
     1. Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Акционерное общество «Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина».
     2. Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: АО «НПО Лавочкина».
     3. Полное фирменное наименование Общества на английском языке:  Lavochkin Science and Production Association.
     4. Сокращенное фирменное наименование Общества на английском языке: Lavochkin Association.
     5. Место нахождения общества: г. Химки, Московская область.
 Почтовый адрес и место хранения документов Общества: Ленинградская ул., д. 24, г. Химки, Московская область, 141402.      
http://www.laspace.ru/press/news/events/20170406_NPOL_to_JSC/

АниКей

#3828
Цитировать10 апреля 2017 г.
 Приказ Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 23.01.2017 г. № 13 "Об утверждении Порядка отнесения Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и Порядка выдачи Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции"
Дата подписания 23 января 2017 г.
Опубликован 10 апреля 2017 г.
Вступает в силу 17 апреля 2017 г.
Зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2017 г. № 46260
Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 06.04.17 г.
Вступление в силу 17 апреля 2017 г.
 Приказ Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" от 23.01.2017 г. № 13
(pdf, PDF, 656 Кб)


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3829
Российская космическая отрасль фактически прошла точку ...
ЦитироватьРоссийская космическая отрасль фактически прошла точку невозврата?

Россия по итогам 2016 года опустилась на третье место в мире по числу космических пусков, уступив место США и Китаю.
 Итак, итоги:
 
    [/li]
  • ранее произведенные двигатели, предназначенные для установки на вторую и третью ступени единственной в стране серийной тяжелой ракеты "Протон-М", оказались бракованными;
  • может быть отменен запуск к Международной космической станции (МКС) многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука".
Российская космическая отрасль фактически прошла точку невозврата, после которой можно лишь вспоминать былое величие советской космонавтики. У страны фактически могут схлопнуться пилотируемая космонавтика и ракетное двигателестроение.
 
Двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214 производит "Воронежский механический завод" (ВМЗ). Также с халатностью предприятия связана авария ракеты-носителя "Союз-У" в декабре 2016 года, когда из-за разрушения двигателя РД-0110 был потерян грузовой корабль "Прогресс МС-04". После разбора ситуации директор ВМЗ Иван Коптев подал заявление об отставке по собственному желанию. Предприятие, ранее подчинявшееся "Центру Хруничева", производителю "Протонов" и "Науки", предполагается включить в состав холдинга, управляемого "Энергомашем", производителем РД-180.
 
Поставки отремонтированных агрегатов начнутся в мае 2017 года. Первый в 2017 году пуск "Протона-М" перенесен на полгода, на 29 мая. Хорошо хоть то, что проблемы ВМЗ, вероятно, коснутся программы МКС незначительно.

В "Роскосмосе" планируют создание легкой и средней версий "Протона". Не стоит забывать о легкой и тяжелой "Ангаре", также производимых "Центром Хруничева". В госкорпорации полагают, что эти носители найдут своего покупателя на мировом рынке. Между тем число заказчиков коммерческих пусковых услуг в мире практически не меняется, а успехи SpaceX на рынке коммерческих пусков объясняются тем, что компания переманила клиентов "Роскосмоса" и европейской Arianespace. 
 
Модуль "Наука" строят с 1995 года, запустить его планировалось в 2007 году. Фактически это дублер "Зари" - первого функционально-грузового блока МКС, построенного на деньги США. Производитель "Науки", как и "Зари", - предприятие "Центр Хруничева". Модуль после того, как в 2024 году закроется программа МКС, должен был послужить основой национальной российской станции. "Центр Хруничева" уже пересобирал элементы «Науки» в 2013 году, и также из-за загрязнения металлическим порошком.
 
Получается, что к 2024 году у России может не быть собственной орбитальной станции.
 
В 2021 году "Энергия" должна приступить к летным испытаниям корабля "Федерация", замены "Союзов". Вызывает большие сомнения, что новый корабль построят в срок, и даже если когда-нибудь он будет готов, непонятно, куда он полетит. К американской лунной станции или китайской околоземной?
 
Фактически последние двадцать лет российская космическая отрасль поддерживалась иностранными партнерами:
 
 
    [/li]
  • Куда сегодня "Роскосмос" (или одна из его реинкарнаций) запускал бы "Прогрессы" и "Союзы", если бы Boeing в 1994 году не заказал у "Центра Хруничева" принадлежащий NASA первый модуль российского сегмента МКС, запущенный в 1998-м?
  • Что было бы с "Энергомашем", если бы США не заказали у России РД-180?
  • Когда была бы запущена ракета "Ангара", если бы не контракт "Центра Хруничева" с Южной Кореей на создание легкого носителя KSLV (Korea Space Launch Vehicle), первая ступень которого такая же, как у нового российского носителя?
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3830
10 апреля 2017
Доехали
Доехали . Кто погубил российскую космическую отрасль
Спойлер

lenta.ru
 Доехали
Андрей Борисов
 
За последние две недели россияне узнали много интересного о российской космической отрасли. Во-первых, ранее произведенные двигатели, предназначенные для установки на вторую и третью ступени единственной в стране серийной тяжелой ракеты «Протон-М», оказались бракованными. Во-вторых, может быть отменен запуск к Международной космической станции (МКС) многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) «Наука». Сюда стоит добавить и старые новости: через два года США, вероятно, перестанут покупать места на пилотируемых кораблях «Союз» и откажутся от двигателей РД-180, а Россия по итогам 2016 года опустилась на третье место в мире по числу космических пусков.
Все это означает, что российская космическая отрасль фактически прошла точку невозврата, после которой можно лишь вспоминать былое величие советской космонавтики, снимая фильмы вроде «Время первых» и устанавливая бюсты Гагарину. У страны фактически могут схлопнуться пилотируемая космонавтика и ракетное двигателестроение — то, в чем сегодня Россия считается лидером. Причины такой деградации обозначились не сегодня и, вероятно, обусловлены тем, что современной России гражданский и коммерческий космос не нужны.
«Это 71 двигатель, или практически весь задел по второй и третьей ступеням. В настоящее время подписан график работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год», — сказал генеральный директор научно-производственного объединения «Энергомаш» Игорь Арбузов. Неполадки выявлены в двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214, устанавливаемых на вторую и третью ступени тяжелой ракеты «Протон-М» соответственно. Вместо материалов с содержанием драгоценных металлов, которые должны применяться на данном типе двигателей, там использовались менее жаростойкие компоненты.

Двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214 производит Воронежский механический завод (ВМЗ). Также с халатностью предприятия связана авария ракеты-носителя «Союз-У» в декабре 2016 года, когда из-за разрушения двигателя РД-0110 был потерян грузовой корабль «Прогресс МС-04». После разбора ситуации директор ВМЗ Иван Коптев подал заявление об отставке по собственному желанию. Предприятие, ранее подчинявшееся «Центру Хруничева», производителю «Протонов» и «Науки», предполагается включить в состав холдинга, управляемого «Энергомашем», производителем РД-180.
По словам Арбузова, поставки отремонтированных агрегатов начнутся в мае 2017 года, при этом необходимо «не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, стартам в интересах Министерства обороны России и коммерческим пускам», а также «обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию». Первый в 2017 году пуск «Протона-М» перенесен на полгода, на 29 мая. Хорошо хоть то, что проблемы ВМЗ, вероятно, коснутся программы МКС незначительно.

В «Роскосмосе» планируют создание легкой и средней версий «Протона». Не стоит забывать о легкой и тяжелой «Ангаре», также производимых «Центром Хруничева». В госкорпорации полагают, что эти носители найдут своего покупателя на мировом рынке. Между тем число заказчиков коммерческих пусковых услуг в мире практически не меняется, а успехи SpaceX на рынке коммерческих пусков объясняются тем, что компания переманила клиентов «Роскосмоса» и европейской Arianespace. В результате Россия в 2016 году скатилась на третье место в мире по общему числу пусков, уступив место США и Китаю.
Переломить ситуацию можно, снизив стоимость ракеты и повысив культуру производства. К счастью, пока еще пользуются спросом носители среднего класса «Союз», производимые самарским ракетно-космическим центром «Прогресс», однако и им, например для тех же пусков с Куру, готовится замена.
«В топливных баках модуля вновь обнаружено загрязнение, от которого все эти годы пытались избавиться специалисты. Принято решение в течение двух недель провести оценку состояния систем модуля и после этого доложить руководству выводы для принятия решения о его запуске. По предварительной оценке, устранение загрязнений и неисправностей позволяет осуществить запуск модуля не ранее конца 2018 года — начала 2019 года. Не исключено, что запуск просто отменят», — сказал источник ТАСС о модуле «Наука».

По его словам, для устранения загрязнений — металлического порошка, образовавшегося при изготовлении модуля, необходимо разрезать топливные баки модуля, очистить их изнутри, а затем заново сварить. На эти работы может уйти год. Однако, по всей видимости, выполнять их не имеет смысла, поскольку все резиновые элементы модуля устарели и не отвечают предъявляемым к ним требованиям. «В итоге ни один принимающий орган не подпишется под документом о приемке данного модуля, не возьмет ответственности за последствия на себя», — говорит источник.
Модуль «Наука» строят с 1995 года, запустить его планировалось в 2007 году. Фактически это дублер «Зари» — первого функционально-грузового блока МКС, построенного на деньги США. Производитель «Науки», как и «Зари», — печально известное предприятие «Центр Хруничева». Модуль после того, как в 2024 году закроется программа МКС, должен был послужить основой национальной российской станции. «Центр Хруничева» уже пересобирал элементы «Науки» в 2013 году, и также из-за загрязнения металлическим порошком.

Получается, что к 2024 году у России может не быть собственной орбитальной станции. А если так, то будущее пилотируемой космонавтики страны окажется под вопросом. На самом деле этот вопрос актуален уже сейчас — в течение ближайших двух лет в США должны быть запущены три пилотируемых корабля — околоземные Dragon V2 и Starliner и лунно-марсианский Orion, и ракетно-космическая корпорация «Энергия», производитель кораблей «Союз», лишится главного источника своих доходов.
В 2021 году «Энергия» должна приступить к летным испытаниям корабля «Федерация», замены «Союзов». Вызывает большие сомнения, что новый корабль построят в срок, и даже если когда-нибудь он будет готов, непонятно, куда он полетит. К американской лунной станции или китайской околоземной?
«Ни для кого не секрет, что в США поставлена задача заместить наши двигатели, может быть, менее надежными и более дорогими, но своими, американскими. На это направлены сейчас усилия. Надо понимать, что когда-нибудь они это сделают», — прокомментировал в марте 2017 года руководитель «Роскосмоса» Игорь Комаров новость о создании в США агрегата BE-4 — замены российских РД-180. Он также рассказал о будущем «Энергомаша», по заказу США производящего РД-180, в случае отказа американцев от российских силовых агрегатов. Комаров считает, что «все будет нормально», предприятие «будет производить двигатели для других российских проектов, или для других стран, или под другие носители в этих странах».
Научно-производственное объединение «Энергомаш» имеет в своем портфеле два крупных контракта с американскими партнерами. По первому предприятие поставляет в США двигатели РД-180 для тяжелой ракеты Atlas V, по второму — РД-181 для среднего носителя Antares. Стоимость первого контракта превышает миллиард долларов, второго — 220 миллионов. Именно первый контракт позволил «Энергомашу» относительно безбедно существовать в последние 20 лет.

Что произойдет с компанией, считающейся мировым флагманом в области ракетного двигателестроения, если от ее продукции откажутся в США? К изделиям «Энергомаша» проявляют интерес китайцы, скопировавшие российские технологии создания пилотируемых кораблей и модулей орбитальных станций. Если «Энергомаш» начнет продавать юго-восточному соседу свои двигатели, не исключено, что там скопируют и эти технологии и тоже откажутся от заказов. Если не сотрудничать с Китаем, упадут доходы, что неизбежно скажется на качестве продукции. И останется рассчитывать только на внутренний рынок или страны третьего мира.
Фактически последние двадцать лет российская космическая отрасль поддерживалась иностранными партнерами, которые, по всей видимости, за это время извлекли максимум полезного для себя из когда-то успешной советской индустрии. Но и отрасль держалась на плаву.

Куда сегодня «Роскосмос» (или одна из его реинкарнаций) запускал бы «Прогрессы» и «Союзы», если бы Boeing в 1994 году не заказал у «Центра Хруничева» принадлежащий НАСА первый модуль российского сегмента МКС, запущенный в 1998-м? Что было бы с «Энергомашем», если бы США не заказали у России РД-180? Когда была бы запущена ракета «Ангара», если бы не контракт «Центра Хруничева» с Южной Кореей на создание легкого носителя KSLV (Korea Space Launch Vehicle), первая ступень которого такая же, как у нового российского носителя?
Ответы на эти вопросы неутешительны для «Роскосмоса». Популярный образ США как врага российской космонавтики не выдерживает никакой критики. В такой ситуации о создании Россией сверхтяжелой ракеты или многоразового носителя, полетах на Луну или Марс, миссиях начиненных радиационно устойчивой электроникой станций к газовым гигантам и речи быть не может. Что ждет космическую отрасль страны, если никаких качественных изменений в ней не произойдет (а их за 20 с лишним лет реформ и реорганизаций не произошло)? Это вполне понятно уже сегодня: достаточно посмотреть, например, на степень соответствия мировым стандартам современной российской автомобильной или авиационной промышленности.

 
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПечатные СМИ представили золотой фонд
...«лучший кросс-медийный проект» – ГК «Роскосмос» (проект «Подними голову!»),...

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьГлава «Роскосмоса»: Илон Маск — это серьезный вызов. Эксклюзив НТВ
 Как Россия готовится к отправке космонавтов на Луну, и зачем нам это нужно? В чем наша страна удерживает космическое лидерство? И насколько серьезным вызовом является компания Илона Маска?

Обо этом и многом другом в эксклюзивном интервью программе «Поздняков» на НТВ рассказал гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.

 О полетах на Луну
 
 «Недавно мы объявили набор космонавтов для полетов на новом пилотируемом перспективном транспортном корабле ,,Федерация", который также обеспечит полеты на Луну. И первый полет запланирован в беспилотном варианте этого корабля в 2021 году. И с 2023 года предполагается, что он будет участвовать в пилотируемых программах... Он предполагает новые требования к тем, кто будет работать на нем. Это и стаж работы в ракетно-космической промышленности или в авиационной не менее трех лет, и необходимые навыки и знания инженерные. Также возраст определен — не более 35 лет для кандидатов в космонавты, хотя в случае, если кандидат удовлетворяет всем требованиям, то возможно исключение по возрасту».
 
 Зачем нам Луна
 
 «Есть там различные минералы и в том числе и в полярных областях интересны — и вода как источник, и энергия. И для того, чтобы отработать необходимый опыт работы на других телах Солнечной системы и на других планетах. Потому что важно нам знать и отработать технологии и посадки, и взлета, и работы на других планетах. Для этого, с точки зрения эффективности расходов и безопасности, конечно же, подходит наиболее близкий к нам спутник, спутник Земли — Луна, который позволит обеспечить в короткие сроки и доставку туда необходимых грузов, и возвращение оттуда».
 
 О космическом лидерстве
 
 «Не секрет, что серьезным конкурентным преимуществом для России в области космической деятельности является опыт пилотируемых программ. И мы здесь являемся, конечно же, лидерами. Так же, как и наши двигательные установки, двигатели ракетные — мы продаем эти двигатели и в Соединенные Штаты, и в другие страны. Что касается наших средств выведения, то традиционно они конкурентоспособны, и наш ,,Союз" является абсолютным рекордсменом, к которому ближайшее время вряд ли кто-то приблизится».
 
 Об Илоне Маске
 
 «Как к фантасту мы, наверное, никогда к нему не относились. Мы видели его абсолютную прагматичность и поиск слабых мест, на которых он именно и сконцентрировал свои усилия и очень четко шел по пути, который наметил. Хотя надо сказать, что не всегда получалось добиваться тех целей, которые были заявлены. Вместе с тем это очень серьезный вызов, если говорить в отношении технологий многократного использования первых ступеней. Есть ли за этим будущее? Да, за этим, мы уверены, будущее. И, наверное, надо откровенно сказать, что есть определенное отставание в этих технологиях. Но то состояние, в котором сейчас находятся эти разработки, показывают, что не так все быстро, наверное, получится и быстро все вопросы эффективности решатся».
 
 Как геополитика влияет на космическое сотрудничество
 
 «Во многом оно (геополитическое похолодание) связано с импортом компонентов по различным проектам. Что касается пилотируемых программ и сотрудничества нашего с НАСА и с Европейским космическим агентством, то в плане МКС практически оно не заметно. Мы как работали, так и продолжаем работать, и во многом как раз проект МКС свидетельствует и является примером сотрудничества, несмотря на возможные политические разногласия и противоречия».
Глава «Роскосмоса»: Илон Маск — это серьезный вызов ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Leonar

ЦитироватьАниКей пишет:
Глава «Роскосмоса»: Илон Маск
Прочитал как...
Илон Маск - глава Рскосмоса :-)
удивился :-)


bavv

Цитировать Сергей Михеев‏ @miheevpolitolog 10 ч.10 часов назад
 Сергей Михеев. Железная логика. Полный эфир 10.04.17


Опубликовано: 10 апр. 2017 г.
Состояние космической отрасли России
Российская космическая отрасль реформируется
Можно ли верить Илону Маску
Илон Маск – это осознанная государственная политика США
Американский опыт не будет работать в России
...

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3837
ЦитироватьПодними голову
Кинорежиссёр Тимур Бекмамбетов предлагает отметить День космонавтики всей Россией
... «Сейчас люди уже не чувствуют себя разрозненными, но есть проблема отсутствия успеха. Все заняты сегодняшним днём, и это считается естественным пределом. Так чему же учить детей? Выживать? В таких условиях воспитательные меры не работают, так как ребёнку нужна мечта, – рассуждает продюсер. – Стремление быть первым – важная составляющая правильной самоидентификации, и происходит она от ощущения не только того, чего ты достиг сам, но и от того, сколько ты смог дать другим. Нам не хватает идеи, что мы успешны, а нереализованность мечты катастрофична».
Тимур Бекмамбетов в прямом и переносном смысле предлагает россиянам поднять голову, хоть ненадолго отвлечься от проблем с уплатой кредитов и услуг ЖКХ. Всем вместе он предлагает отпраздновать День космонавтики. На одной из дискуссионных площадок медиафорума ОНФ возникла идея устроить флешмоб. 12 апреля в 9 часов 7 минут, ровно в то время, когда начался полёт Юрия Гагарина, посмотреть в небо, сделать селфи в таком положении и выложить в Сеть с хэштегом #поднимиголову. Безусловно, эта акция рассчитана на зрителя молодого, который, можно сказать, живёт в Интернете. Люди старшего поколения и слов таких не знают – флешмоб, хэштег.
«В России два народных праздника – Новый год и 9 Мая. Так вот третьим таким праздником должно стать 12 апреля. Праздник может нас всех объединить и дать веру в то, что мы сможем начать жить по-другому. День космонавтики – праздник успеха, а это самая большая ценность у людей», – заключает Тимур Бекмамбетов. Он считает свою новую работу первым кирпичиком в возрождении Дня космонавтики как общенационального праздника, который идёт от души народа.
 http://www.vsp.ru/2017/04/11/podnimi-golovu/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3838
ЦитироватьДублер – это звучит долго
О прошлом, настоящем и будущем отечественных пилотируемых программ рассуждает летчик-космонавт Александр Александров, дважды Герой Советского Союза, советник генерального директора ПАО «РКК «Энергия» по летно-космической подготовке.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Попытка России построить космическую империю — или ...
 
 
Спойлер
inosmi.ru  Попытка России построить космическую империю — или разориться в процессе
Сара Скоулз (Sarah Scoles)
 



Космические агентства довольно часто поют дифирамбы своей работе по исследованию всего того, что лежит за пределами земной атмосферы, заявляя, что это на благо всего человечества. Наверное, это естественно. Поэтому, когда глава Российского космического агентства, выступая на 33-м ежегодном Космическом симпозиуме в Колорадо-Спрингс, говорит: «Как нам сотрудничать на благо всех для получения наилучшего результата?» и «Мы должны найти способы для совместной работы», никто не ставит под вопрос его мотивы.

А надо бы, потому что Роскосмос более 20 лет не направлял на этот симпозиум столь представительные делегации. Во время нынешнего заседания, в котором приняли участие руководители космических агентств еще из 14 стран, генеральный директор Роскосмоса — темноволосый симпатичный мужчина по имени Игорь Комаров — особо подчеркнул стремление своей страны к сотрудничеству в рамках формирующихся космических программ с развивающимися странами типа Вьетнама и Венесуэлы. Говоря о международных партнерствах, Комаров использует жизнеутверждающую терминологию, например, слова «сотрудничество» и «кооперация». То же самое на протяжении всего симпозиума делают и другие представители Роскосмоса. Но прежде всего это ведомство заинтересовано в другом: в покупателях и заказчиках. В прошлом году российское правительство провело в Роскосмосе реструктуризацию, сделав из него государственную корпорацию. Теперь эта испытывающая нехватку денежных средств организация при помощи альтруистской терминологии содействует развитию зарождающихся космических программ у новых заказчиков, которые полагаются на 60-летний российский опыт работы на орбите.

Естественно, Россия — не единственная космическая держава, стремящаяся получить прибыль под знаменем высоких идеалов. Компания SpaceX заявляет, что она долетит до Марса и спасет цивилизацию, но для этого ей надо сначала запустить много-много спутников. А взаимовыгодное партнерство стало ключевой составляющей космических исследований с тех пор, как после краха коммунизма верх одержала идея о том, что космос существует за пределами земных границ и национализма. Но такой идеализм упускает из виду важные движущие силы космических исследований, к которым относится националистическое соперничество, стремление возвысить свою страну и кое-что еще: деньги.

Сегодня Роскосмос борется не только за идеалы: он ведет борьбу за выживание. «Их космическая программа — в очень и очень слабом состоянии, несмотря на то, что Комаров со своими помощниками говорил в Колорадо», — заявляет учредитель и бывший директор Института космической политики (Space Policy Institute) при Университете Джорджа Вашингтона Джон Логсдон (John Logsdon). Он назвал несколько текущих российских проблем: недавние бюджетные сокращения, проблемы с ракетой «Протон», задержки с созданием ракеты нового поколения «Ангара». «Эта программа в беде», — заявляет Логсдон.

Полетели с нами

Космос переступает границы весьма прагматично, и хорошие отношения здесь не на последнем месте. У Роскосмоса уже есть партнеры из числа крупных космических игроков типа США, Канады и Европы. А еще он сотрудничает с новыми космическими агентствами, типа тех, что запустили свои программы во Вьетнаме и Индии. Он работает вместе с Европейским космическим агентством над созданием орбитального аппарата «Экзомарс» (эта работа идет прекрасно), спускаемого аппарата (эта работа идет не очень хорошо) и будущего марсохода (здесь дела идут непонятно как). НАСА арендует российские ракеты «Союз», чтобы выводить на орбиту астронавтов, оборудование и проводить эксперименты в космосе. А космонавты и астронавты обитают бок о бок на борту Международной космической станции, общаясь на гибридном языке, который они называют «рунглиш».

Такое сотрудничество возникло отчасти по причинам чисто практического характера. Если вы знакомы с кем-нибудь, кто знает, что говорит, то вы наверняка слышали фразу «космос — это трудно». А еще дорого. Поэтому, когда дело доходит до самого трудного в и без того трудном начинании, распределение технического и финансового бремени — это единственный путь для достижения намеченных целей. «Это вполне естественно, когда страна говорит, что хочет своими собственными силами запускать и выводить на орбиту спутники, — говорит президент некоммерческой ,,Авиакосмической корпорации" (Aerospace Corporation) Стив Исаковиц (Steve Isakowitz). — Но действительность такова, что деньги мы не печатаем, а поэтому ресурсы у нас всегда ограничены».

Поэтому страны работают вместе. Это одновременно оптимальный способ для решения проблем, с которыми сталкиваются многие страны (например, что делать с космическим мусором), и отличная возможность сэкономить, достигнув при этом поставленной цели. Но денежная экономия это не единственный путь к финансовому успеху. Делать больше — это тоже весьма полезно.

«Союз» хочет заключить сделку?


Лучше всего заявить о своем желании сотрудничать с «новыми космическими странами» и с будущими заказчиками на мероприятии, где это услышат 30 с лишним государств. Этим странам нужны стартовые площадки, оборудование, научные знания и опыт. А еще не исключено, что у них есть природные и людские ресурсы, каких нет у России.

Во время пресс-конференции, которую Роскосмос созвал в конце симпозиума, Комаров объяснил, что такое его компания. Надо сказать, что она совсем не такая, как НАСА. Это государственная корпорация. Зонтичная компания, которой владеет государство. Это новость. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» начала руководить российской космической программой в январе 2016 года. Однако эта организация отвечает не только за запуски ракет и научную деятельность. В ее программном заявлении (напечатанном на вебсайте корпорации) говорится, что корпорация «размещает заказы на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры», а также «развивает международное сотрудничество в космической сфере и создает условия для использования результатов космической деятельности в социально-экономическом развитии России».

Роскосмос — это практически монополист в российской космической отрасли. Корпорация объединяет более 60 компаний, и в ней работают 250 тысяч человек. Действуя в духе сотрудничества, она использует эти ресурсы для того, чтобы заниматься новой работой. Роскосмос разрабатывает технику и технологии, средства наблюдения за Землей, системы связи для Вьетнама, Венесуэлы, Бразилии, Мексики и Чили. Ах, да, еще он помогает этим странам готовить собственных специалистов и разрабатывать космическую политику. Иными словами, «помогая», Россия не только формирует направления перспективного развития международной космической отрасли, но и решает, как она будет функционировать в политическом плане.

У Роскосмоса нет причин «помогать». В чем же его цель? Отвечая на прямо поставленный вопрос о том, почему корпорация уделяет такое внимание сотрудничеству, заместитель гендиректора Роскосмоса по международной деятельности Сергей Савельев ничего не скрывает. «Это будущие клиенты», — говорит он мне. А затем усмехается.

Орбитальная олигархия

Иными словами, если Россия помогает новым странам создавать свои собственные работоспособные космические агентства и авиакосмические отрасли, то у этих организаций обязательно появятся потребности (и расходы), которые надо удовлетворять (и обеспечивать). Кто же будет это делать? И с кем они будут делиться своими ценными ресурсами, данными, инфраструктурой? Конечно, с Россией.

Рассказывая о партнерствах, космические агентства обычно мало говорят о том, как они зарабатывают деньги и собирают ресурсы. «На благо всего человечества» — это звучит гораздо лучше. Но страны-новички уникальны не только из-за того, что являются потенциальными клиентами России. «Они как бы опоздали на вечеринку, — говорит Логсдон. — Это ключевой момент для международного космического сотрудничества Китая на протяжении ряда лет, и он активно работает с развивающимися странами». Китаю больше нужны не клиенты, а источники сырья. В этих целях он уже три десятилетия сотрудничает с Бразилией. «Они также нацелились на центральную Африку и латиноамериканские страны, видя в них потенциальных партнеров на многие годы», — говорит Логсдон.

Стыдить Россию за ее устремления нет никаких оснований. С другой стороны, если вы болеете за какое-то другое космическое агентство или космическую корпорацию, у вас могут возникнуть иные тревоги. Например, не отнимет ли активное наступление России на космическом рынке клиентуру у компании SpaceX?

Вряд ли. «Они говорят, что хотят это сделать, но это вовсе не означает, что они обязательно это сделают, — говорит Логсдон. — Во-первых, им надо добиться успеха в поиске новых партнеров». Конечно, опыт у России есть, как есть и что предложить на продажу. «Но оборудование у них не в самом лучшем состоянии, а их промышленная база ослабевает, — продолжает Логсдон. — Я не считаю, что это создает угрозу для других космических агентств. Просто это изменение в направлении деятельности агентства, которое столкнулось с определенными трудностями».

Это умный стратегический ход. Космос — это действительно трудно, но все становится намного легче, если у тебя наплыв клиентов.



[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!