Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

#3780
Читайте полный текст интервью >>

ria.ru
 
Спойлер
Николай Тестоедов: предложим Бразилии создать новую спутниковую систему

//[IMG]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/133580.jpg[/IMG]

Информационные спутниковые системы (ИСС) имени академика Решетнева — головное предприятие России по производству телекоммуникационных космических аппаратов. Орбитальная группировка РФ в настоящее время насчитывает 141 спутник, из них 96 — производства ИСС. О новых предложениях компании для латиноамериканского рынка, пополнении навигационной системы ГЛОНАСС аппаратами последнего поколения, реализуемой предприятием программе импортозамещения и задачах на 2017 год в интервью РИА Новости на авиакосмическом салоне LAAD-2017 в Рио-де-Жанейро рассказал генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы (ИСС) имени Решетнева" Николай Тестоедов. Беседовал специальный корреспондент Александр Ковалев.
—  Николай Алексеевич, по возможности, расскажите подробно, какие программы предприятие представило на бразильской выставке с учетом специфики региона?
— Регион Латинской Америки очень важен с точки зрения развития и применения космических технологий. Практически во всех странах региона утверждены и реализуются государственные программы с тем или иным космическим контентом. АО "ИСС" представляет на LAAD-2017 весь спектр своих возможностей в области создания систем связи и навигации. Свой опыт в сфере разработки и эксплуатации малых аппаратов дистанционного зондирования мы также демонстрируем и предполагаем, что это вызовет интерес у потенциальных заказчиков в регионе.
— Известно, что российская спутниковая система "Гонец" может заинтересовать латиноамериканский рынок. Какие предложения в этой связи вы планируете сделать партнерам? Сколько спутников и наземных станций могут обеспечить потребности региона?
- Что касается предложений по использованию услуг существующей системы "Гонец", то это прерогатива АО "Спутниковая система "Гонец", которое в настоящее время имеет статус единого оператора госкорпорации "Роскосмос" по системам связи, вещания и ретрансляции и обеспечивает эксплуатацию системы и предоставления услуг потребителям.
ИСС как разработчик и изготовитель предлагает заказчикам в Латинской Америке возможность создания подобной системы. Если говорить конкретно о Бразилии, то при наличии одной региональной станции и 12 космических аппаратов на орбите время ожидания абонентом сеанса связи составит от шести до 18 минут. После развертывания полноценной орбитальной станции в 24 спутника и увеличения количества наземных станций до двух-трех время ожидания сократится практически до нуля.
— Вы говорили, что в течение 2016-17 годов, в соответствии с равномерностью загрузки, предприятие рассчитывает построить еще шесть спутников системы "Гонец". Это будет резерв, из которого будут заменяться по мере необходимости аппараты на орбите, выработавшие свой ресурс. Сколько таких спутников удалось построить, сколько предстоит?
— Могу подтвердить, что в АО "ИСС" исполняется государственный контракт на изготовление шести космических аппаратов "Гонец". Работы ведутся в соответствии с утвержденным графиком. Все шесть спутников находятся на разных этапах изготовления. Сдача аппаратов заказчику планируется в конце 2017 года.
— Бразилия испытывает потребность в запуске двух космических аппаратов (КА) одной ракетой-носителем. Какой носитель и в какие сроки может быть предложен партнерам? В каком году может состояться запуск? Латиноамериканские партнеры уже имеют КА под запуск и если да, что это за спутники, кто их строил (построит)? Хочет ли Бразилия заказать спутники у ИСС?
— Начнем с последнего вопроса. Понимание того, хочет или не хочет потенциальный заказчик, как правило, появляется в момент объявления тендера. Практически все конкурсы последних лет являются закрытыми. Заказчик направляет приглашения только тем производителям спутников, которых он выбрал сам. Последнее приглашение на участие в тендере на создание системы спутниковой связи для Бразилии мы получали четыре года назад. К сожалению, неуспешно — контракт был присужден нашим конкурентам. Но тем не менее мы открыты для продолжения контактов с Бразилией в области спутникостроения и, собственно, поэтому мы сегодня здесь и находимся.
 Относительно предложений по средствам выведения для парного запуска: все зависит от размерности космических аппаратов. Но, на мой взгляд, ОАО "Главкосмос" — российский оператор коммерческих запусков на ракете "Союз" имеет все шансы быть успешным в Бразилии.
— Сообщалось, что Бразилия готовит для США предложение по использованию космодрома Алкантара. Суть проекта заключается в том, чтобы предоставить США доступ к Алкантаре на экваторе в обмен на возможность использовать современное американское оборудование. Есть ли у России предложение для Бразилии по возрождению центра в Алкантаре? С каким носителем мы могли бы туда прийти?
— АО "ИСС" в свое время принимало активное участие в развитии космодрома Алкантара совместно с украинскими партнерами. Мы отвечали за проектирование и изготовление спутников связи для первых пусков с Алкантары и создание системы связи для Бразилии (рабочее название проекта — "Трописат" ;) . К сожалению, произошли события, которые привели к распаду совместного украинско-бразильского предприятия и полной остановке работ по проекту. Мы готовы продолжить разговор с бразильской стороной о совместной разработке и изготовлении космических аппаратов для запуска с космодрома Алкантара на любом носителе, который будет определен заказчиком.
— Сколько в настоящее время в российской орбитальной группировке космических аппаратов и сколько из них — производства ИСС? Удалось ли в 2016 году перешагнуть рубеж в 100 аппаратов? Какой спутник для ИСС стал (или станет) юбилейным?
— В российской орбитальной группировке в настоящее время 141 космический аппарат, из них 96 спутников производства ИСС. Мы не перешли рубеж в 100 спутников, хотя потенциально это должно было произойти. Как вы знаете, на хранении в ИСС находится несколько спутников для различных заказчиков, готовых к запуску. Но когда ими будет принято решение об отправке аппаратов на космодром — неизвестно, так как этот вопрос связан со стратегией поддержания орбитальной группировки либо с иными вопросами, лежащими исключительно в компетенции заказчиков. Надеюсь, что в 2017 году через рубеж в 100 спутников мы перешагнем.
— Вы рассказывали, что сроки создания спутников "Глонасс-К" из-за санкций серьезно сдвинулись и можно их модернизировать с применением отечественной компонентной базы. Сколько "Глонасс-К" уже удалось проаппгрейдить, сколько осталось? На сколько процентов удалось уйти от зарубежной элементной базы? Из-за введения санкций спутники проекта "Глонасс-К2" наиболее сильно пришлось переоснащать. Сколько аппаратов уже удалось проаппгрейдить, сколько осталось? 
- В настоящее время мы ведем три параллельные работы для обеспечения модернизации и поддержания орбитальной группировки системы ГЛОНАСС. Это изготовление девяти космических аппаратов серии "Глонасс-К1" на отечественной и доступной зарубежной элементной базе. Работа ведется в соответствии с утвержденным графиком с началом пусков в конце 2018 года. Кроме того, мы ведем изготовление двух аппаратов серии "Глонасс-К2" для летно-конструкторских испытаний с использованием отечественной и импортной элементной базы, а также разработку космических аппаратов серии "Глонасс-К2" в импортонезависимом исполнении. В период выполнения данных работ орбитальная группировка космической системы ГЛОНАСС будет поддерживаться наземным резервом — аппаратами "Глонасс-М", изготовленными в достаточном количестве. 
— Будет ли в конце 2017 года первый запуск "Глонасс-К2" или из-за переборки двигателей для "Протонов" пуск состоится уже в 2018 году?
— В 2017 году запуск спутника "Глонасс-К2" не планируется. Причина не в ракете-носителе, а в модернизации приборов и, соответственно, частично конструкции аппарата вследствие процесса импортозамещения. Дата пуска будет определена по результатам наземной отработки модернизируемых приборов.
— На предприятии давно стоит уже готовый спутник "Лыбидь". Заказчик спутника — Украина, но юридически по этому аппарату ИСС работает с канадской компанией MDA. Какие последние подвижки произошли в реализации этого проекта?
— Спутник "Лыбидь" продолжает находиться в режиме хранения. Плановые технические регламенты проводятся в соответствии с эксплуатационной документацией. Мы находимся в плотном контакте с нашим заказчиком — канадской компанией MDA и регулярно информируем ее о состоянии спутника. План дальнейших работ по спутнику до настоящего времени не определен, новыми достоверными данными, к сожалению, не располагаю.
— По экспертным оценкам, стоимость спутника "Глонасс-К" находится в пределах 45-50 миллионов долларов. Будут ли аппараты "Глонасс-К2" и "Глонасс-КМ" выходить дороже из-за инфляции и роста курса доллара?
— Экспертные оценки по стоимости аппаратов "Глонасс-К" не соответствуют настоящей стоимости. Обсуждать в текущий момент стоимость многолетней долгосрочной программы не имеет смысла из-за большой динамики курса валют и уровня инфляции.
— Будет ли АО "ИСС" в 2017-2018 годах сотрудничать по федеральной программе создания аппаратов связи серии "Экспресс" с крупнейшими европейскими спутникостроительными фирмами в том же объеме, что и до санкций?
— АО "ИСС" не прерывало сотрудничество с европейскими компаниями ни на один день с момента введения санкций, как со спутникостроительными, так и с изготовителями бортового и наземного оборудования. Ни один контракт из существующих не был остановлен, ни один из контрактов, планируемых к заключению, не был отменен. Безусловно, возникают рабочие моменты, которые мы решаем с европейскими партнерами сообща. Но и эти проблемы скорее связаны не с политикой, а с преодолением административных бюрократических барьеров, которых и в Европе, и в России предостаточно.
— Какими новыми разработками может гордиться знаменитая решетневская фирма? 
- Самое главное — это полное освоение технологии проектирования, изготовления и испытания телекоммуникационных полезных нагрузок для спутников. Это в том числе антенны, волноводы, БКС, пассивное ВЧ-оборудование собственного производства, комплекс рабочих мест (их уже несколько, позволяющих изготавливать одновременно в параллель три полезные нагрузки). 
Полное освоение этих технологий — очень важный момент в развитии компании, позволяющий более независимо работать на международном рынке и, конечно же, выполнять государственные программы с максимальным использованием российского оборудования и российских технологий. Второе направление — это модернизация платформ серии "Экспресс". Третье — развитие спутников серии "Глонасс".
— По возможности, поподробнее расскажите, какие главные задачи вы ставите для ИСС в 2017 году?
— В числе стратегических задач АО "ИСС" в 2017 году — безусловное выполнение работ по всем федеральным программам, исполнение портфеля заказов, включая коммерческие аппараты для российского и зарубежного рынков, а также создание максимальной привлекательности для заказчиков космических аппаратов по критерию "цена-качество". Тактических задач значительно больше, но в основном они обеспечивают выполнение задач стратегических.



[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3781
Между «Рокотом» и «Фениксом»  
До 2030 года прорывных идей не ожидается
Спойлер
Алексей Песков
Заседание экспертного совета председателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ «О стратегии развития государственной корпорации «Роскосмос» на период до 2025 года и перспективу до 2030 года» открыл Дмитрий Рогозин, в этот же день успевший принять участие в спуске на воду новой АПЛ «Казань» в Северодвинске.
Фото: Алексей Песков
Вице-премьер посетовал, что кораблестроительная стратегия России простирается до 2050 года, тогда как космическая – на полтора десятка лет короче. Хотя интервал планирования вполне по силам задавать самой Военно-промышленной комиссии. Из чего напрашивается вывод – для жестких долгосрочных планов по освоению космоса недостает конкретных решений: что и кто будет строить, а главное – для каких целей.
По формату мероприятие больше походило на конференцию – заинтересованные лица в зале и выступавшие перед ними, что заведомо не подразумевало дискуссий и выработки неких решений. Основной доклад сделал генеральный директор Роскосмоса Игорь Комаров. Его содокладчиками стали генеральный конструктор по автоматическим космическим системам и комплексам Виктор Хартов, генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам Евгений Микрин, генеральный конструктор по средствам выведения и наземной космической инфраструктуре Александр Медведев. Затем выступили генеральный конструктор ОАО «Газпром – космические системы» Николай Севастьянов, председатель Фонда поддержки проектов национальной технологической инициативы Евгений Кузнецов и действительный член Международной академии астронавтики Владимир Бранец.
Цитировать" «Роскосмос должен обеспечить поступательное развитие ракетно-космической промышленности, для чего мы планируем активизировать следующие инструменты: новые кадры, оптимизацию производственного потенциала и структуры отрасли, развитие коммерческого потенциала и совершенствование нормативно-правовой базы».
Игорь Комаров "
Основная конкретика на совещании касалась того, чего не будет. Со следующего года прекратятся запуски конверсионных РН «Рокот», а также «Зенит-М». Ракеты закончились. В 2025-м крест поставят и на «Протоне-М». Более или менее ясна картина с созданием орбитальных группировок навигационных спутников системы ГЛОНАСС – их количество доведут с нынешних 24 до запланированных 30, что обеспечит точность наземного определения до 2,7 метра по всей поверхности Земли. Продолжатся запуски спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), и в 2025 году на орбите ожидается порядка 250 космических аппаратов. Такая численность будет примерно соответствовать китайской группировке и более чем вдвое отставать от американской. Для этого надо выйти на 40–45 запусков в год, причем совместными усилиями Роскосмоса и ВКС.
С пилотируемой космонавтикой сложнее. Пока работает МКС и Роскосмос получает деньги за доставку на нее иностранных клиентов, все хорошо. Но в 2020 году надо будет принимать решение о дальнейшей судьбе станции, а в 2024-м истекает контракт на ее совместную эксплуатацию с НАСА. Возможно, в результате состоится столь желаемый многими отечественными космическими предприятиями «развод» с американцами и Россия создаст собственную станцию, но на совещании конкретики на этот счет не прозвучало. Ранее запланированные модули – лабораторный, узловой и энергетический – выводить будут, они могут в случае нашего выхода из проекта МКС войти в состав российской станции.
Что касается создания тяжелого и сверхтяжелого носителей, то по первому пункту назван проект «Ангара-5В», перспективы линейки «Феникс» куда более туманны. Что же касается сверхтяжелой РН, то раньше 2030 года ее ожидать не стоит. Грядущая лунная программа тоже с одной стороны вроде как прописана, но реализовываться может разными путями с использованием разных носителей и схем запуска. Это заставляет сделать грустный вывод: внутри Роскосмоса борьба предприятий-разработчиков за заказы и за проталкивание именно своих проектов продолжается. С лунной программой полувековой давности отечественная космическая отрасль это уже проходила. Повторение той истории нынешняя российская экономика попросту не потянет.
Алексей Песков

[свернуть]
Опубликовано в выпуске № 13 (677) за 5 апреля 2017 года
Подробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/36013
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Спутник

Опять одна вода и плач и стенания.

Кубик

ЦитироватьСпутник пишет: Опять одна вода и плач и стенания.
Вроде бы Л.Джонсон :?:  сказал, что начни он ходить по воде, аки посуху, его в СМИ обвинят в неумении плавать..
Это к тому, что всегда найдётся то, что кому-то не по душе, и большей частью будут высказываться не по делу..
И бесы веруют... И - трепещут!

Спутник

ЦитироватьОсновная конкретика на совещании касалась того, чего не будет
Тут вообще возможно что-то высказать по делу? Мне видно только бездействие и туманное действие. Ничего толком не сказано.

АниКей

#3785
«Невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт»
                                                                                                                            
Гендиректор Центра имени Хруничева Андрей Калиновский о будущем «Ангары» и «Протона»

Цитировать
Спойлер
kommersant.ru
 
«Невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт»

Иван Сафронов                               Иван Сафронов

В 2017 году Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева должен был осуществить пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5», но это произойдет только в 2018 году. О причинах переноса пуска «Ангары» и о возобновлении эксплуатации «Протонов», о том, почему необходимо расширять продуктовую линейку и что нужно делать, чтобы не бояться Илона Маска,— в интервью корреспондентам "Ъ" ИВАНУ САФРОНОВУ и АЛЕКСАНДРЕ ДЖОРДЖЕВИЧ рассказал гендиректор ГКНПЦ имени Хруничева АНДРЕЙ КАЛИНОВСКИЙ.
«Первый пуск "Протона" планируется на 29 мая»
— Возглавив Центр имени Хруничева в 2014 году, вы говорили, что предприятие находится в плачевном состоянии. Что удалось исправить?
— Ситуация, действительно, была тяжелая. Программа финансового оздоровления, которую мы приняли по согласованию с госкорпорацией «Роскосмос» и правительством, подразумевала экономические преобразования в течение десяти лет — она должна была закончиться к 2025 году. Сначала мы занимались стабилизацией, поскольку нам не хватало оборотных средств даже для производственной деятельности. Это был этап 2014–2016 годов: тогда нам активно помогало государство, давшее деньги на выпуск ракетно-космической техники. Сейчас идет этап модернизации, подразумевающий основные преобразования на производстве. Я думаю, что окончательный облик производственной структуры выстроится в конце 2018 — середине 2019 года. После этого начнется устойчивое развитие. В этом году будет три года, как мы реализуем эту программу: ситуация у нас непростая, но процесс идет в строгом соответствии с ранее принятыми планами.
— Для чего тогда потребовалась новая программа финансового оздоровления?
— Изменился ряд исходных условий. Был утвержден новый бюджет государства на ближайшие три года, в рамках этого произошло сокращение затрат по ряду проектов, которое мы обязаны были учесть. Программа стала для нас несколько жестче, но все равно выполнима.
— Как складываются отношения с ВЭБом, который должен был в несколько этапов выдать вам заемные средства? Первый транш в размере 12,5 млрд руб. вы получили полностью, а дальше?
— После этого мы получили под поручительство «Роскосмоса» еще два займа от других банков на 20 млрд руб. Объем средств, изначально заложенный в программу оздоровления, мы получили полностью. Но уже из других источников.
— Как продвигается акционирование предприятия?
— Мы находимся на финишной прямой и в июле этого года планируем стать акционерным обществом.
— Правда, что часть территории ГКНПЦ в Филях отдадут под жилую застройку?
Мы отозвали на Воронежский механический завод 71 двигатель. Это очень много, но это было необходимо сделать
— Какие планы у правительства Москвы относительно этой территории, я сказать не могу. Но мы активно обсуждаем возможность открытия на высвобождаемых землях технопарка, в котором можно было бы развивать современные космические технологии.
— Когда рассчитываете возобновить пуски ракет-носителей «Протон-М», приостановленные после отзыва двигателей второй и третьей ступени из-за использования в них неверного припоя?
— Первый пуск у нас планируется на 29 мая. Изначально коммерческий запуск аппарата Echostar-21 должен был состояться в конце 2016 — в начале 2017 года, но, к сожалению, двигатели на этой ракете попали в зону риска. Поэтому мы предложили заказчику замену «Протона» на тот, где стоят полностью исправные двигатели. Буквально на прошлой неделе у нас состоялась финальная встреча, на которой заказчик подтвердил свое согласие на замену ракеты.
— Сколько всего двигателей отозвали на Воронежский механический завод (ВМЗ)?
— 71 двигатель. Это очень много. Но это было необходимо. В сложившейся ситуации по части двигателей существовала чисто теоретическая вероятность присутствия дефекта. Нам всем хватило мужества сказать: «Давайте лучше остановимся и проверим все».
— И сколько потребуется на исправление?
— Уже в начале мая придет первая исправная партия из Воронежа.
— Пусковая программа сильно пострадала?
— Сколько планировали пусков, столько и осталось. Все будет зависеть от готовности космических аппаратов: у нас же пуски зачастую сдвигаются не только из-за проблем с ракетами, но и из-за неготовности полезной нагрузки, которую мы собираемся запускать.
— Два «Протона-М» не поставили Минобороны РФ тоже из-за двигателей?
— Да. Сами ракеты были практически готовы в конце 2016 года, но в результате отгрузим их в третьем квартале 2017-го.
— С ВМЗ с легкой душой расстаетесь?
— Ну, нельзя так говорить, будто бы это было обременение для нас и мы с ними мучились... В соответствии с планами госкорпорации ВМЗ переходит в периметр ответственности НПО «Энергомаш», на базе которого будет сформирован двигателестроительный холдинг.
— А еще от чего-то будете избавляться или все существующие активы вам нужны? Интересует судьба Усть-Катавского вагоностроительного завода.
— Будущая структура подразумевает оптимизацию части площадей, но при этом все филиалы будут сохранены при производстве ракетно-космической техники. Что касается Усть-Катава, то в структуре холдинга он станет центром компетенции по изготовлению литья, штамповок, метизов, резинотехнических изделий. В ближайшие несколько лет завод будет реконструирован за счет средств ФЦП под и создание там новых мощностей.
«От ракеты "Ангара-А3" мы отказались»
— Недавно «Роскосмос» подал очередной иск к Центру имени Хруничева на 600 млн руб., а ранее еще один — на 1 млрд, в январе — вообще более чем на 2 млрд руб.
— У нас были договорные обязательства по поставкам ракетно-космической техники и выполнению ОКР. Наши обязательства не были выполнены в полном объеме, и, как следствие, мы получили иски.
— И каковы перспективы разрешения этого конфликта?
— Попытаемся снизить сумму исков, приведем свои доводы.
— Минобороны РФ не очень-то прислушалось к вашим доводам в суде, связанном с аварией «Протона» в 2013 году.
— Наверняка найдем какие-то компромиссные решения.
— В каком состоянии сейчас конверсионная программа «Рокот»?
— Пока в действующем. Мы сейчас делаем последние машины, последний пуск будет коммерческий — запустим аппарат Sentinel-3B в интересах Европейского космического агентства. Ориентировочно это состоится в конце 2017-го или в первом квартале 2018 года. После этого программа завершится.
— Система управления там будет украинского «Хартрона»?
— Да. Недавно получили с Украины последнюю комплектацию на коммерческие пуски.
— На смену «Рокоту» должна прийти «Ангара-1.2». В каком состоянии этот проект?
— Сейчас происходят стендовые испытания отдельных узлов и агрегатов, после будем собирать уже первую летную ракету, чтобы в 2019 году осуществить ее первый пуск. Машина получилась неплохая. Подписан один твердый контракт с корейским аэрокосмическим институтом на проведение пуска в 2020 году. Он пока один, но общий интерес к данной ракете на коммерческом рынке достаточно большой.
— Ее продвижением занимается компания International Launch Services?
— Да, у них эксклюзивное право вообще на все семейство ракет-носителей «Ангара».
— Проект «Ангара-А3» будет реализован?
— Нет, от нее отказались. У наших коллег из «Роскосмоса» есть новый проект «Феникс», который в будущем займет эту нишу.
— А с тяжелой «Ангарой-А5» что происходит? В этом году должен был состояться пуск, но он в планах отсутствует.
— Мы перенесли его на 2018 год. Причина банальна: параллельно с опытно-конструкторскими работами у нас шел процесс передачи производства в Омск, и мы по обоюдному согласию с Минобороны РФ решили провести дополнительные испытания. Это нужно, чтобы подтвердить готовность производства омского предприятия с точки зрения качества выпускаемой продукции, стабильности технологических процессов и квалификации персонала. Поэтому сейчас мы готовим стендовые изделия. В 2017 году мы завершим все испытания в ЦНИИ машиностроения и после этого запустим производство в Омске.
— Вы, кстати, проводили там модернизацию производства, закупая для этого станки. Российские?
— Не всегда.
— Закупке иностранной продукции санкции не мешали?
— Нет.
— Какая полезная нагрузка будет выводиться первой на «Ангаре-А5»?
— С учетом срока поставки ракеты-носителя с заказчиком обсуждается несколько вариантов полезной нагрузки. На сегодняшний день окончательное решение пока не принято.
— Это правда, что Ангола интересовалась запуском на «Ангаре» своего AngoSAT?
Буквально на прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М»
— Да, мы рассматривали такую возможность с нашими коллегами из РКК «Энергия», но это был один из вариантов. Но в итоге был выбран другой тип носителя.
— Вы обещали, что предприятие будет выпускать по две тяжелые ракеты «Ангара-А5» и по одной легкой в год. Сбудутся ли прогнозы или сроки опять будут сдвигаться?
— Планы сохранились. У нас идет опытно-конструкторская работа «Амур», мы входим в пилотируемую программу... Поэтому с учетом консолидированного заказа — Минобороны и «Роскосмоса» — эти параметры сохранены: с 2021 года будут выпускаться по две большие машины и одна маленькая.
— Как идут работы по разгонному блоку КВТК (кислородно-водородный тяжелого класса.— "Ъ")?
—Сейчас закрываем предыдущий контракт. Идет процесс сдачи первичных документов. В первой половине этого года — начале второй мы должны заключить новый контракт на КВТК с госкорпорацией на продолжение работ.
— В каком году ждать пуск?
— В 2024-м. Изначально планировали провести в 2021 году, но тут действительно корректировки бюджета повлияли на сроки.
— Сроки пуска пилотируемой «Ангары-А5П» прежние?
— Да — в 2021, 2022 и 2023 годах.
«Есть серьезная тенденция — космические аппараты становятся легче»
— Зачем вы тогда готовите несколько новых модификаций «Протона»?
— Когда 15–20 лет назад мы вышли на рынок коммерческих пусков, Центр имени Хруничева был фактически монополистом. У нас была одна ракета, которую мы предлагали рынку,— и рынок подстраивался под нее, а не наоборот. Было ли нам комфортно? Конечно. Со временем появилось много новых игроков. И как только у рынка появилась возможность использовать различные варианты, то они стали выбирать те носители, мощности которых достаточны для выведения их полезной нагрузки. Есть серьезная тенденция — космические аппараты становятся легче. И те, кто раньше стоял в очереди к нам со своими спутниками в пять с лишним тонн, стали делать аппараты в четыре тонны. И платить на избыточную мощность ракеты они уже не хотят. А у нас «Протон-М» как выводил шесть тонн на орбиту, так и осталось шесть тонн. Мы поняли, что и нам надо меняться: невозможно конкурировать, имея в линейке только один продукт. Точнее, можно, но только если искусственно снижать цену — но вы же понимаете, что делать это бесконечно невозможно. Надо учитывать, что «Байконур» располагается значительно севернее космодромов наших конкурентов. Тем же Falcon и Ariane мы значительно проигрываем по энергетике только за счет географии. Если бы «Протон» летал с экватора, то нам бы не пришлось вообще ничего придумывать, но это из разряда «если бы да кабы». Поэтому несколько лет назад мы сделали первый шаг — поменяли политику продаж, дифференцировав заказчиков на постоянных и разовых. А теперь создаем целое семейство на базе «Протона» под различные заказы, которые могут поступить.
— Речь идет чисто о коммерческих заказах или же госзаказчиков тоже будете приглашать?
— «Протон-М» тоже создавался как коммерческий проект, а сегодня мы на нем выполняем и федеральные заказы. Я считаю, что иметь линейку машин, которые бы отвечали различным требованиям, это правильно. Мы прошли первый НТС (научно-технический совет.— "Ъ") в конце 2016 года, а сейчас готовимся ко второму. Поскольку в версии «Протон Medium» изменения от оригинала не сильно большие, то рассчитываю, что первая машина появится в конце 2018 года.
— А версия Light?
— Мы презентовали ее на международном рынке, но были вынуждены отложить ее создание. Изначально я считал, что именно эта версия будет наиболее востребованной. Однако, проанализировав интерес потенциальных заказчиков, оказалось, что наибольшее внимание приковано к варианту Medium. То есть у большинства заказчиков полезная нагрузка соответствуют именно этой модификации. Спрос все диктует.
— До какого года будете эксплуатировать «Протон»? Есть ли возможность продлевать их ресурс после 2025 года?
Реальная задача, которая стоит сейчас,— это стабильный рост заработной платы. Невзирая даже на ту ситуацию, в которой находится предприятие
— К тому моменту, когда «Ангара» полетит, а к 2025 году это точно должно произойти, то с «Протоном» уже простимся.
— Илона Маска боитесь?
— На прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М». Работать надо, а не бояться (смеется).
— Некоторые сотрудники Центра имени Хруничева в связи с вашим приходом на предприятие волновались: боялись сокращений, урезания заработной платы...
— Реальная задача, которая стоит сейчас,— это стабильный рост заработной платы. Невзирая на ситуацию, в которой находится предприятие. Да, есть огромные долги. Пока не самое высокоэффективное производство, но за первые два года нам удалось добиться стремительного роста средней заработной платы: на 19,3% по итогам 2015 года, на 11,4% по итогам 2016 года. В прошлом году темпы роста несколько замедлились, прежде всего из-за снижения загрузки производства. Планы на 2017 год изменений не претерпели: мы обязаны обеспечить дальнейший рост заработной платы, соответствующий уровню высокотехнологичного производства.
— Центр имени Хруничева будет как-то участвовать в реализации лунной программы?
— Безусловно. Пока не отказались от двухпусковой схемы при помощи тяжелых ракет «Ангара-А5В» — это по-прежнему один из вариантов реализации программы, которые есть.
— А к сверхтяжелой ракете как относитесь?
— Недавно с иностранными коллегами мы обсуждали тенденции развития отрасли на ближайшие десятилетия. И они честно отвечают, что идут в сторону минимизации веса полезной нагрузки: меньше микросхемы, эффективнее антенны, компактнее двигатели. Но тут же оговариваются, что существует экономическая целесообразность в объединении усилий нескольких крупных компаний в создании большого космического аппарата и запуска его при помощи одной сверхтяжелой ракеты. И эта развилка будет определять облик будущих ракет-носителей.
Разговор про нагрузку действительно очень серьезный — 35, 50 или даже 70 тонн. На сегодня технический потенциал ракетостроительной отрасли страны позволяет реализовать задачи любой сложности. Но я считаю, что в данном проекте очень важно точно определиться с целеполаганием.
[свернуть]


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьАниКей пишет:
Скрытый текст kommersant.ru
 
— Правда, что часть территории ГКНПЦ в Филях отдадут под жилую застройку?
Мы отозвали на Воронежский механический завод 71 двигатель. Это очень много, но это было необходимо сделать
:) :) :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

ЦитироватьСтарый пишет:
это было необходимо сделать
прикольно получилось, но это в "Коммерсанте" разбавили интервью Калиновского его же цитатами, а при копиасте форматирование пропало  ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Юрий Темников

ЦитироватьСтарый пишет:
ЦитироватьАниКей пишет:
Скрытый текст kommersant.ru
 
— Правда, что часть территории ГКНПЦ в Филях отдадут под жилую застройку?
Мы отозвали на Воронежский механический завод 71 двигатель. Это очень много, но это было необходимо сделать
Надежнее всего читать первоисточник.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

LITY

#3789
"Буквально на прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М»"

Молодец, почти кинул Маска!))) Чтобы не повадно было!

Атяпа

ЦитироватьСтарый пишет:
— Это правда, что Ангола интересовалась запуском на «Ангаре» своего AngoSAT?
Буквально на прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon на «Протон-М»
И днём и ночью кот - учёный!

АниКей

Цитировать«Наша философия - сначала Луна, а затем - Марс. Мы должны быть полностью подготовлены к миссии на Марс», - приводит слова Комарова пресс-служба Корпорации.
Игорь Комаров: Мы должны быть полностью подготовлены к ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Leonar

ЦитироватьАниКей пишет:
Наша философия - сначала Луна, а затем - Марс
В 2067 на Луну, а потом кааак полетим в 2256 в гости к Новозеландзам на Марс

m-s Gelezniak

Угу. К тому времени на Марсе все по китайски говорить будут... .
Ещё и собьют на подлёте.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

АниКей

ЦитироватьРОСКОСМОС. РАБОТА НА 33-м КОСМИЧЕСКОМ СИМПОЗИУМЕ
05.04.2017 09:52
 
   4 апреля 2017 года в рамках 33-го Космического симпозиума (Space Symposium) в Колорадо-Спрингс (США) делегация Госкорпорации «РОСКОСМОС» провела встречи с коллегами из NASA, Европейского космического агентства (ESA), французского космического агентства (CNES) и космического агентства Кореи (KARI).
    
   Генеральный директор РОСКОСМОСА принял участие в панельной дискуссии глав космических агентств Европейского союза, США, Румынии, Китая, Италии, Вьетнама, Украины, Мексики, Германии, Канады, Японии, Кореи, Мексики и других стран. 
    
   Игорь КОМАРОВ, генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС»: «Одна из наших целей - новый уровень кооперации между странами. Мы очень активны в Азии, у нас отличные отношения с традиционными партнёрами и со странами БРИКС. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. У РОСКОСМОСА сейчас две основные задачи. Первая - это приоритизация и планирование собственных программ. Ведь есть много идей, и необходимо правильно распределить возможности и ресурсы, выбрав прежде всего, самые важные и эффективные проекты. И вторая задача - найти правильные точки соприкосновения с коллегами - и национальными агентствами, и индустриальными партнёрами. Тогда это взаимодействие даст мультипликационный эффект и будет максимально выгодным. Наша философия - сначала Луна, а затем - Марс. Мы должны быть полностью подготовлены к миссии на Марс. Для этого нам необходимо отработать все технологии во время работы станции на низкой орбите, затем на Луне, и только потом, обогащённые новым опытом, решив важнейшие вопросы безопасности, новых двигателей и другие - мы полетим на Марс».
    
   Также состоялся брифинг Игоря КОМАРОВА, где он представил Госкорпорацию «РОСКОСМОС» ведущим иностранным СМИ, освещающим вопросы изучения космоса. Генеральный директор РОСКОСМОСА ответил на вопросы журналистов, которые касались, прежде всего, космической деятельности России, взаимоотношений и совместных проектов РОСКОСМОСА, NASA и ЕSА.
    
   Игорь КОМАРОВ отметил: «Россия выступает за рыночную конкуренцию, а что это значит? Это свободное соревнование идей, технологий, снижения издержек, заказчиков и исполнителей. Без ненужных ограничений, без санкций, без дополнительных пошлин и нечестных схем. Космос – это будущее человечества, а международная космическая станция – это отличный образец дружбы и взаимодействия и прекрасный пример для сотрудничества в других сферах».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Россия надеется продолжить сотрудничество с США по ...
Цитировать... "Мы также надеемся, что и сотрудничество в области двигателестроения будет продолжено", — сказал Комаров, отвечая на вопрос о перспективах сотрудничества с американской стороной по данным силовым установкам....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Leonar

ЦитироватьКомаров пишет:
Это свободное соревнование идей, технологий, снижения издержек, заказчиков и исполнителей. Без ненужных ограничений, без санкций, без дополнительных пошлин и нечестных схем
Снижение заказчиков и исполнителей...
Да?чтоб не мешали понимаешь тут для
ЦитироватьКомаров пишет:
эффект и будет максимально выгодным
А то вдруг чего поназаказывают и понаисполняют...

АниКей

#3797
https://ria.ru/science/20170405/1491525795.html
Цитировать
ЦитироватьУченый рассказал, когда Россия построит ракету с возвращаемой ступенью
МОСКВА, 5 апр — РИА Новости. Российская космическая промышленность способна создать ракету-носитель с возвращаемой первой ступенью в течение трех лет, заявил в интервью РИА Новости известный ученый Борис Каторгин, занимавший в период 1991-2005 годов пост гендиректора НПО "Энергомаш".
Ранее американская компания SpaceX провела повторный запуск первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, которая успешно приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. Falcon 9 вывела в космос коммуникационный спутник SES-10.
"Если сейчас поставить в России задачу по созданию системы спасения ступеней, то её, безусловно, разработают. Сроки таких работ зависят от числа привлеченных специалистов и финансирования. Если эти факторы будут соблюдены, то разработка займет около трех-четырех лет", — сказал Каторгин.
Собеседник агентства напомнил, что у российской космической промышленности уже есть опыт создания подобных космических аппаратов.
"Идея о том, что нужно спасать ступени ракет существует уже давно. В советское время данные технологии были предусмотрены к реализации на ракете-носителе "Энергия", которая, к сожалению, совершила всего два запуска. Было предусмотрено спасение первой ступени ракеты-носителя на боковых блоках ракеты, предусматривались специальные устройства, но сложилось как сложилось, и в нашей стране эти работы не получили достойного финансирования и были приостановлены", — добавил ученый.
Ранее о готовности Москвы конкурировать с разработками SpaceX заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, у Роскосмоса есть "достаточно передовых и прорывных разработок, над которыми сейчас работают наши специалисты".

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3798
Борис Каторгин: двигатели РД-180 пока никто не превзошел
Спойлер

ria.ru
 Борис Каторгин: двигатели РД-180 пока никто не превзошел
 
//[IMG]https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/133803.jpg[/IMG]


Лауреаты престижной международной премии в области энергетики "Глобальная энергия"-2017 будут объявлены в Москве 6 апреля. За последние 15 лет ее обладателями стали более 30 ученых из десяти стран, в том числе России, Великобритании, Германии, Исландии, Канады, США, Украины, Франции, Швеции и Японии. Ожидается, что в этом году награды за выдающиеся научные исследования и научно-технические разработки лауреатам вручит президент России Владимир Путин в рамках Петербургского международного экономического форума.

Среди участников комитета по присуждению "Глобальной энергии" — лауреат премии 2012 года, всемирно известный разработчик космических двигателей, возглавлявший российское научно-производственное объединение "Энергомаш" Борис Каторгин. Именно он создал жидкостной двигатель РД-180, который США закупают для ракет-носителей Atlas, несмотря на введенные антироссийские санкции, что остается одним из немногих удачных примеров российско-американского сотрудничества в области высоких технологий.

В преддверии объявления лауреатов "Глобальной энергии"-2017 Борис Каторгин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Сураеву о судьбе проекта РД-180 после создания в США аналогов российским силовым установкам, сфере применения сверхтяжелых ракет, а также о значении для мировой космической отрасли прорыва компании SpaceX, осуществившей первый успешный повторный пуск возвращаемой ступени ракеты-носителя Falcon 9.
— Борис Иванович, совсем недавно Space X успешно провела первый повторный пуск возвращаемой ступени ракеты-носителя Falcon 9: насколько вперед, по-вашему, вырвалась американская космическая промышленность?
- То, что совершили американские специалисты во главе с Илоном Маском, — прекрасное достижение. Идея о том, что нужно спасать ступени ракет существует уже давно. В советское время данные технологии были предусмотрены к реализации на ракете-носителе "Энергия", которая, к сожалению, совершила всего два запуска. Было предусмотрено спасение первой ступени ракеты-носителя на боковых блоках ракеты, предусматривались специальные устройства, но сложилось как сложилось, и в нашей стране эти работы не получили достойного финансирования и были приостановлены.
Успех SpaceX, конечно, будет иметь продолжение, и, несмотря на все разговоры о том, что создание таких ракет дорого стоит, думаю, что все это со временем упростится и переход на спасаемые ступени принесет большую экономическую выгоду.
—  Уже сегодня ряд экспертов высказывают опасение, что этот успех Маска станет предпосылкой к милитаризации космоса. Действительно ли есть такая угроза, учитывая, что практически все космические проекты имеют потенциал конверсии?
— Изначально все было совсем наоборот: первые ракеты создавались не для освоения космоса, а для доставки боезарядов. Бояться ничего не надо, потому что жизнь не остановишь. На тот же автомобиль, на котором мы ездим каждый день, можно установить пулемет, как это делают сегодня террористы в Сирии, но это же не значит, что нужно отказывать от этого средства передвижения.
Сначала широкое распространение получат ракеты с возвращаемыми ступенями, которые будут доставлять на орбиту коммерческую нагрузку, а потом, если потребуется, то и военные спутники связи или аппараты, способные сбивать спутники противника. От этого никуда не денешься — человеческую мысль не остановить.
— Ведутся ли сегодня российской промышленностью разработки возвращаемых ступеней ракет? Сколько нам потребуется времени для освоения таких технологий на современном уровне?
- Не могу сказать за всю отрасль, но если сейчас поставить в России задачу по созданию системы спасения ступеней, то ее, безусловно, разработают. Конечно, у нас есть соответствующие заделы, и, конечно, это будет не похоже на те проекты, что были разработаны 25-30 лет назад, речь идет о современной технике, которая впитает в себя все последние технические достижения. Сроки таких работ зависят от числа привлеченных специалистов и финансирования. Если эти факторы будут соблюдены, то разработка займет около трех-четырех лет.
—  На протяжение этих трех-четырех лет США тоже не будут сбавлять обороты...
— Конкуренция есть конкуренция. Она будет двигать вперед и нашу научную мысль, стимулировать нас работать решительнее и усерднее.
— Кстати о конкуренции: именно ваш двигатель РД-180 в 90-е годы выиграл американский тендер и данные силовые установки закупаются Вашингтоном до сих пор. Могут ли они устанавливаться на российские ракеты после того, как США разработают им замену?
— Я думаю, что, конечно, они найдут свое применение на новых тяжелых и даже сверхтяжелых ракетах. Мы такую ракету имели почти 30 лет назад — это ракета "Энергия". Сейчас речь идет о том, чтобы создать такой носитель, который бы нам сразу дал преимущество по времени, всем техническим решениям и финансам, потому что сегодня у нас уже есть самое главное конкурентное преимущество — готовые, работающие, успешно эксплуатируемые двигатели, в которых заложены такие технические решения, которые еще никто пока не превзошел, и они еще долго будут оставаться лучшими в мире.
— Решение США добиться импортонезависимости от российских ракетных двигателей имеет в том числе политические мотивы. Возможно ли продолжение закупок Америкой РД-180 в случае нормализации в отношениях наших стран?
— То, что они стремятся создать свои аналоги данных установок, совершенно нормально, и рано или поздно они перестанут от нас зависеть. Но, конечно, если взаимоотношения между нашими странами сильно изменятся, то сотрудничество наших стран по данной технике возможно еще на протяжении многих лет.
—  Известно, что конкретные целевые нагрузки под создаваемую в России ракету сверхтяжелого класса "Ангара-А5В" сейчас отсутствуют. Как вы считаете, насколько обосновано ее создание и для каких запусков она сможет применяться?
- Абсолютно обоснованно — для того чтобы обеспечить нашу информационную независимость, обеспечить проведение научных исследований, освоение космического пространства за пределами тех орбит, которые мы сегодня достигаем. Конечно, такая ракета нужна.
Благодаря сверхтяжелой ракете мы сможем вывести на орбиту мощную космическую электростанцию и мощные телескопы, которые позволят нам лучше изучить космос и обеспечить информационную безопасность России. К тому же геостационарная орбита уже сильно засорена отработавшими космическими аппаратами — надо их оттуда убирать. Как раз для этого нужен сверхтяжелый носитель, оборудованный соответствующими устройствами, способными отогнать останки аппаратов в дальний космос или же, наоборот, переправить их в атмосферу Земли, чтобы они там сгорели. Ну и, в конце концов, борьба с астероидной опасностью потребует более мощные ракеты-носители, чтобы поменять орбиту или уничтожать крупные астероиды. Так что потребность, даже я бы сказал сверхнеобходимость — огромная. Тут как с холодильником, пока его не изобрели, вроде бы он был и не нужен — хранили еду в погребах, а сейчас без него трудно себе представить нашу жизнь.
Сегодня в России работает инициативная группа, в которую входят академики и крупные военачальники, развивающие идею применения сверхтяжелых ракет для решения глобальных задач, которые сегодня стоят перед нашей страной. Я тоже принимаю в ней участие — пока что это исключительно экспертная организация и никакими административными узами с официальными структурами мы пока не связаны, но при этом никаких трудностей в общении с теми, кто сегодня в России принимает решения по отрасли, у нас нет.
— Еще одно важное направление, над которым работает как ваше родное НПО "Энергомаш", так и SpaceX, — создание космического двигателя, работающего на метане. Чем продиктована необходимость данных работ?
- "Энергомаш" еще при жизни его основателя Валентина Петровича Глушко стал рассматривать метан как ракетное горючее. Мы начали проектировать ракеты, проводили эксперименты по сжиганию метана, более того, в 1996-1998 годах совместно с ГРЦ имени Макеева была спроектирована ракета "Рикша", работающая на метане. Однако финансирования тогда не было и данная работа была отложена. Развитие этого направления является целесообразным, но сначала метановое топливо должно быть использовано в небольших количествах для верхних ступеней ракет. На первых ступенях РН до сих пор лучшие результаты показывают кислородно-керосиновые двигатели.



 
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей




Опубликовано: 4 апр. 2017 г.

В Роскосмосе прошло заседание экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, где обсуждалась стратегия развития отрасли на период до 2025 года и перспективу до 2030 года
 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!