Кислый - сладкий газ.

Автор Гусев_А, 10.01.2015 15:20:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

fagot

Так ведь максимум скорости истечения при альфа меньше 1 и возникает за счет подавления диссоциации и роста термического КПД двигателя. Достаточно хорошо это описано у Феодосьева, например.

mihalchuk

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Цитироватьmihalchuk пишет:
Потенциальная эффективность топлива целиком определяется энтальпией (удельной энергией), и не зависит от молекулярной массы продуктов сгорания.
А вот скорость от молекулярной массы зависит.
Вы собираетесь их нагревать? В ЯРД или СТРД? Тогда - однозначно. В химическом двигателе энтальпия продуктов сгорания однозначно определяется тепловыделением реакции и энтальпией исходных веществ. Это как бы дано природой, и о роли молекулярной массы здесь можно только рассуждать, но изменить ничего нельзя.
Цитировать
Цитироватьmihalchuk пишет:
Причина отхода от стехиометрии заключается в явлении диссоциации продуктов сгорания при высоких температурах.
Отнюдь. Причина отхода от стехиометрии в область меньших альфа - именно в поиске максимума скорости истечения.
Ну так это, как говорится, на здоровье. Но с физической точки зрения это не причина, а следствие. Собственно, вопрос местной терминологии, и только.

C-300

Цитироватьmihalchuk пишет:
Вы собираетесь их нагревать? В ЯРД или СТРД? Тогда - однозначно. В химическом двигателе энтальпия продуктов сгорания однозначно определяется тепловыделением реакции и энтальпией исходных веществ. Это как бы дано природой, и о роли молекулярной массы здесь можно только рассуждать, но изменить ничего нельзя.
Мы, собственно, о чём разговариваем? О соотношении компонентов топлива, при котором будет максимум скорости истечения. Изменить его (соотношение) очевидно, можно, что и делается в релаьных двигателях. Зачем - я рассказал выше.
Цитироватьmihalchuk пишет:
Ну так это, как говорится, на здоровье. Но с физической точки зрения это не причина, а следствие. Собственно, вопрос местной терминологии, и только.
Ну, может и терминологии.

avmich

#23
Конечно, физически изменение соотношения расходов компонентов приводит к - вызывает - изменение температуры, средней молярной массы и как следствие - скорости истечения. Но инженер-двигателист - совершенно логично - рассуждает обратным образом: нам нужно увеличить скорость истечения - поэтому, то есть, вследствие этого нашего желания, нам нужно изменить соотношение компонентов топлива.

Я думаю, вы об одном и том же говорите.

avmich

Цитироватьmihalchuk пишет:
В химическом двигателе энтальпия продуктов сгорания однозначно определяется тепловыделением реакции и энтальпией исходных веществ. Это как бы дано природой, и о роли молекулярной массы здесь можно только рассуждать, но изменить ничего нельзя.
Согласен, но. Другими словами это можно сказать так - выделяемая в камере энергия зависит от запаса энергии исходных компонентов топлива и запаса энергии, остающегося в результатах реакции горения. Разница этих энергий - это то, чем, так сказать, располагает двигатель.

Однако в ракетах мы больше заинтересованы не в энергии - не в мощности, не в плотности энергии - а в импульсе. Обычное дело разменивать энергетическую эффективность на импульсную. А импульсная очень даже заинтересована в скорости истечения, в которой молекулярная масса играет вполне себе важную скрипку.

fagot

Тут главное, что уменьшение молекулярной массы продуктов сгорания при отклонении соотношения компонентов от стехиометрического обеспечивает увеличение скорости истечения не само по себе, а за счет увеличения термического КПД химического двигателя, опережающего до определенных пределов потерю из-за уменьшения полной энтальпии продуктов сгорания.

C-300

Цитироватьfagot пишет:
уменьшение молекулярной массы продуктов сгорания при отклонении соотношения компонентов от стехиометрического обеспечивает увеличение скорости истечения <...> за счет увеличения термического КПД химического двигателя, опережающего до определенных пределов потерю из-за уменьшения полной энтальпии продуктов сгорания.
А можно это поподробнее объяснить, пожалуйста?

C-300

Я вот представляю себе картину так. У нас есть энергия химических связей Е, в камере сгорания она преобразуется в кинетическую энергию хаотического движения частиц - тепловую. В сопле она преобразуется в кинетическую энергию упорядоченного движения частиц - кинетическую потока. Её можно записать mv^2/2. Нам важна именно скорость истечения v. Тогда уменьшая m - массу частицы, можно поднять v.

NK

Александр Хороших,   важна скорость истечения... 
Все таки, классическое представление несколько грешит. Скорость истечения это следствие, т.е. показатель процесса, а не целевая функция. Целевая функция это импульс силы, и цена этой тяги.

profan

Как же так, не важна молярная масса? А как насчет веса топлива? По мне, так важна удельная  (к массе) энергопроизводительность окислитель+восстановитель. Или я что-то не понимаю?

C-300

ЦитироватьKR пишет:
Александр Хороших , важна скорость истечения...
Я об этом и толкую :)
ЦитироватьKR пишет:
Скорость истечения это следствие, т.е. показатель процесса, а не целевая функция. Целевая функция это импульс силы, и цена этой тяги.
По сути да. Оптимизируют (для атмосферных двигателей) степень расширения (давление на срезе) и как результат - удельный импульс.

NK

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
 
ЦитироватьKR пишет:
Скорость истечения это следствие, т.е. показатель процесса, а не целевая функция. Целевая функция это импульс силы, и цена этой тяги.
По сути да. Оптимизируют (для атмосферных двигателей) степень расширения (давление на срезе) и как результат - удельный импульс.
мне просто всегда не нравилось, как классически говорят, о "зависимости" импульса от скорости истечения.
В таком смысле, что мол импульс зависит от скорости. А собственно то все наоборот, скорость истечения это конечный результат "качества" движителя. И импульс соответственно совершенно не зависит от скорости истечения. Это скорость зависит от того, каким образом организован процесс взаимодействия газа и движителя.

C-300

ЦитироватьKR пишет:
мне просто всегда не нравилось, как классически говорят, о "зависимости" импульса от скорости истечения.
В таком смысле, что мол импульс зависит от скорости. А собственно то все наоборот, скорость истечения это конечный результат "качества" движителя. И импульс соответственно совершенно не зависит от скорости истечения. Это скорость зависит от того, каким образом организован процесс взаимодействия газа и движителя.
Хм... Вроде и всё верно написано, но.
Удельный импульс, очевидно, зависит от скорости истечения газа - чем скорость выше, тем выше удельный импульс:
F=J*m (1)
J - удельный импульс;
m - секундный массовый расход всех компонентов.
F=mw+Fa(Pa-Ps) (2)
w - скорость истечения;
Fa - площадь среза сопла;
Pa - давление газов на срезе сопла;
Ps - давление окружающей среды.
Приравнивая (1) и (2) можно легко получить зависимость удельного импульса от скорости. Как-то так :) Думаю, вы это и без меня знаете.

profan

Вы частностm обсуждаете, малый кусочек. А общее - закон сохранения энергии и стартовая масса поважнее будут. Вы же не абстрактный двигатель на стенде обсуждаете, нет?

C-300

Цитироватьprofan пишет:
Вы частностm обсуждаете, малый кусочек.
Да, частности - таков уж вопрос темы.
Цитироватьprofan пишет:
А общее - закон сохранения энергии и стартовая масса поважнее будут.
А от частного можно к общему перейти :)
Автора темы интересовал сугубо частный вопрос - как выбирается соотношение компонентов в ГГ и КС. Вроде разобрались...

NK

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
можно легко получить зависимость удельного импульса от скорости. Как-то так  :)  Думаю, вы это и без меня знаете.
да знаю. Но физическая картина, по порядку причин реально наоборот от того, что говорят. 
Скорость истечения зависит от качества двигателя. Просто это самое "качество" сложно формализовать, а скорость истечения легко. Поэтому исторически сложилось, говорить о зависимости импульса реактивного двигателя от скорости с которой его покидает реактивная масса. 
А физическая причина, это взаимодействие двигателя и реактивной массы. Представьте что масса просто пролетает  "мимо" двигателя, при произвольной скорости, импульс будет ноль :)

C-300

ЦитироватьKR пишет:
А физическая причина, это взаимодействие двигателя и реактивной массы.
А об этом говорят на первых уроках по теории реактивного движения :) Что по ракетным, что по авиационным двигателям.
А потом уже говорят об удельном импульсе, который хорошо характеризует совершенство двигателя. 

NK

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
ЦитироватьKR пишет:
А физическая причина, это взаимодействие двигателя и реактивной массы.
А об этом говорят на первых уроках по теории реактивного движения  :)  Что по ракетным, что по авиационным двигателям.
А потом уже говорят об удельном импульсе, который хорошо характеризует совершенство двигателя.
да, но фразу то строят совершенно не в таком ключе :)

NK

то же самое когда говорят о том, что тепловая работа зависит от температуры нагревателя и холодильника.
Еще можно сконструировать подобных перлов, например... скорость автомобиля зависит от скорости вращения его колес, или вес тела человека зависит от размера талии и т.д.

C-300

ЦитироватьKR пишет:
то же самое когда говорят о том, что тепловая работа зависит от температуры нагревателя и холодильника.
Еще можно сконструировать подобных перлов, например... скорость автомобиля зависит от скорости вращения его колес
Не, а разве нет?!