Для sci-fi моделинга в 3D. Двигатели и теплозащита перспективных SSTO (single stage to orbit)

Автор Borya Big, 03.12.2014 11:31:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Borya Big

Всем доброго времени суток!

Осваиваю 3D Max, сооружаю перспективный SSTO. В целом с внешним видом определился - например, по габаритам он будет как японский Kankoh-Maru.
Но возникла серьёзная заминка с устройством створок люков стартовых (они же посадочные) двигателей в донном тепловом щите. Может ли кто-нибудь подсказать (или поделиться ссылками), как это решалось в настоящих проектах подобных аппаратов? 

Знаю, что в 60-х XX в. в Штатах разрабатывали Milennium Express LV-106 (или 107, точно не помню), Phoenix-C, что-то химичили с Джемини. О подобных разработках у нас в СССР не слышал, разве что проект корабля "Заря", но о нём нет почти ничего.

Прошу, не считайте эту тему типа офф-топом. НК - серьёзное издание, и я надеюсь на обстоятельную и профессиональную консультацию.

Буду благодарен за любую помощь.

Cepёгa

Да ПТК-НП посмотрите как нарисован. Двигатели в тепловом щите - это что-то новенькое. Не думаю, что это возможно реализовать в реальности. У ПТК-НП и Зари двигатели располагаются на боковой поверхности.
Ну и рисовать гораздо удобнее не в Максе, а в САПРе с последующим экспортом в Макс в виде нурбсовых пов-тей.

Pretiera

тепловой "щит" можно разместить в носу или на боковой поверхности МОКК

Borya Big

Благодарю за комментарии

ЦитироватьУ ПТК-НП и Зари двигатели располагаются на боковой поверхности. 
У ПТК-НП - не уверен, у Зари это так, правда есть одно но...И тот и другой НЕ СТАРТУЮТ с Земли самостоятельно.

Цитировать 
Двигатели в тепловом щите - это что-то новенькое. Не думаю, что это возможно реализовать в реальности.
Люк в теплозащите, насколько помнится, отрабатывался в советском ТКС ещё на "Салютах". Был такой кораблик "Меркурий" (не путать с амеровским Mercury). Правда с людьми на борту он так ни разу не приземлялся. В Штатах подобными вещами занимались в рамках проекта станции MOL - переходный люк в щите корабля Джемини.

Borya Big

Цитироватьтепловой "щит" можно разместить в носу или на боковой поверхности МОКК
Была такая мысля, пришлось отказаться. Кораблик уж больно "пузатый" получился: больше 20-ти метров в диаметре, и метров 25-27 в высоту.

Сейчас думаю оставить в покое многострадальный тепловой щит и втиснуть движки в 4 продольных обтекателя. Получится как у Элана Маска в его Dragon V2. В общем, сплошной плагиат  :cry: .

Ремарка. Разумеется всё это сплошное фантазёрство, но хотелось бы сваять что-то очень похожее на реальный агрегат, что-то вроде концепта (сравните ранние рисунки и схемы тех же шаттлов с тем что поимели в итоге - почти ничего общего кроме внешних очертаний). А всяких-разных пепелацев, непонятно как летающих, в соответствующих галереях - полно. Не спорю, многие сделаны с изрядной выдумкой и поражают фантазией авторов. Но увы, ваш покорный слуга таковой обделён (что не есть хорошо) и вынужден ползать по унылой утилитарности. Шутка!


Cepёгa

Я конечно не спец в этом деле, но люки в щите - это НННШ. Малейшая деформация на стыках при входе в атмосферу на второй космической - и писец подкрался незаметно  :)  Впрочем вы можете нарисовать что угодно, обыватель схавает http://www.spaceanswers.com/futuretech/this-is-probably-one-of-the-most-ridiculous-spacecraft-thatll-never-fly-in-your-lifetime/

Можно сделать еще что-то типа отодвигающегося щита после горения, но это механизация, а значит потеря в надежности и массе ПН, которая и так мизерная у должна получиться у SSTO на химии. 

Лучше всё же как у Зари рисовать или что-то типа цилиндрических наростов на боковинах, но подальше от щита.

А у "короны", насколько я понимаю щит сбоку распологается.


Borya Big

Цитировать http://www.spaceanswers.com/futuretech/this-is-probably-one-of-the-most-ridiculous-spacecraft-thatll-never-fly-in-your-lifetime/
Супер! Это он и есть, Kankoh-Maru, то  с чего всё началось, будь он не ладен. Присобачьте к нему огромные боковины а-ля Dragon V2, и получите общее представление о моём уродце :D .

Что касаемо ЖРД с центральным телом у Короны, он вообще реален, и если да то как он работает?

Вопрос слегка не в тему - как расшифровывается НННШ  :) ?

C-300

ЦитироватьBorya Big пишет:
Что касаемо ЖРД с центральным телом у Короны, он вообще реален, и если да то как он работает?
Это ЖРД с соплом внешнего расширения. Да, вполне реален и даже жужжал на стенде. Вроде XLR-2000 назывался или как-то так. Могу в книжках посмотреть - там про такие РД точно было.
Сложность заключается в охлаждении большого центрального тела.
ЦитироватьBorya Big пишет:
Вопрос слегка не в тему - как расшифровывается НННШ :)  ?
Нет, никогда и никаких шансов. Автор - участник форума Старый.

Дмитрий В.

ЦитироватьАлександр Хороших пишет: 
Нет, никогда и никаких шансов. Автор - участник форума Старый.
Точнее: "Нигде, Никогда и Никаких Шансов".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Apollo13

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Нет, никогда и никаких шансов. Автор - участник форума Старый.
Точнее: "Нигде, Никогда и Никаких Шансов".
Третий вариант: "Никогда, Ни за что, Никаких Шансов"

Дмитрий В.

Как обычно, цитирование классиков в отсутствие самих классиков приводит к искажениям. Скоро начнется деление на партии "правильных стариковцев" и "неправильных" :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!


C-300

С названием ЖРД я похоже напутал. ЖРД неплохо описан в книжке Тимната "РД на химическом топливе".

Cepёгa

А кстати, вот примерно таким макаром можно делать сопла внешнего расширения? Или конус должен обязательно сходиться в бесконечности? К знатокам вопрос.


C-300

#15
ЦитироватьCepёгa пишет:
А кстати, вот примерно таким макаром можно делать сопла внешнего расширения?
А где верх и низ у этого пепелаца? Если верх вверху  :)  то сопло нарисовано неправильно и ракета полетит вниз  :)
ЦитироватьCepёгa пишет:
Или конус должен обязательно сходиться в бесконечности? К знатокам вопрос.
Сходиться не должен. Главное, чтобы сила давления газов на конус порождала тягу в нужном направлении.

П. С. у пепелаца конечно просто огромный мидель :( Аэродинамические потери будут большими.

Cepёгa

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
А где верх и низ у этого пепелаца? Если верх вверху  :)  то сопло нарисовано неправильно и ракета полетит вниз  :)  
Сходиться не должен. Главное, чтобы сила давления газов на конус порождала тягу в нужном направлении.

Верх - вверху. Я просто понять хочу. То есть, сила будет примерно перпендикулярно профилю сопла действовать?



Тогда выходит, что пораболический конус таки обязательно должен где-то сходиться, если мысленно продолжить профиль, иначе реверс тяги выходит :)

ЦитироватьП. С. у пепелаца конечно просто огромный мидель  :(  Аэродинамические потери будут большими.
А я не знаю какой минимальный угол можно брать. Взял как у пятака - 20 градусов.

C-300

ЦитироватьCepёгa пишет:
То есть, сила будет примерно перпендикулярно профилю сопла действовать?
Да, давление действует перпендикулярно образующей сопла. Интеграл давления по площади сопла даст силу.
Ну и не надо забывать, что тяга - это сумма всех сил, действующих на ракетный двигатель за исключением аэродинамического сопротивления (т. е. надо также учесть и силу давления воздуха на данной высоте).

1 - сопло-инжектор дозвуковое;
2 - образующая сверхзвукового сопла.
Красным показана эпюра сил давления.
ЦитироватьCepёгa пишет:
пораболический конус
А почему вы в качестве образующей берёте параболу?
ЦитироватьCepёгa пишет:
Тогда выходит, что пораболический конус таки обязательно должен где-то сходиться, если мысленно продолжить профиль, иначе реверс тяги выходит  :)
Честно говоря, мысль не уловил :(
Если посмотреть на ваш чертёж, то ракета полетит вниз.
ЦитироватьCepёгa пишет:
А я не знаю какой минимальный угол можно брать. Взял как у пятака - 20 градусов.
А вы именно расчёт делаете или просто рисуете? Если рисуете, то делайте так, чтоб было красивше. :)

Cepёгa

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
Да, давление действует перпендикулярно образующей сопла. Интеграл давления по площади сопла даст силу.
Ну и не надо забывать, что тяга - это сумма всех сил, действующих на ракетный двигатель за исключением аэродинамического сопротивления (т. е. надо также учесть и силу давления воздуха на данной высоте).
1 - сопло-инжектор дозвуковое;
2 - образующая сверхзвукового сопла.
Красным показана эпюра сил давления.
Всё ясно, спасибо. Соответственно, с изменением высоты эта эпюра будет динамически меняться? На некоторых картинках этот инжектор рисуют так, как будто он имеет сверхзвуковое сопло (расширяющийся конус).
ЦитироватьА почему вы в качестве образующей берёте параболу?
А что надо брать? У вас похоже на гиперболу.
ЦитироватьЧестно говоря, мысль не уловил  :(
Если посмотреть на ваш чертёж, то ракета полетит вниз.
Ну эта кривая на вашем чертеже, если её продолжить, должна пересечь ось Х. Тяга соответственно направлена влево, если взять интеграл. А если кривую повернуть градусов на 15 против часовой (чтобы получилось как на моем рисунке) - кривая пересекать ось Х не будет, а тяга будет обратная - вправо. Так ведь?
ЦитироватьА вы именно расчёт делаете или просто рисуете? Если рисуете, то делайте так, чтоб было красивше.  :)
Рисует автор темы похоже, а я пытаюсь понять общие принципы. Газодинамических расчетов никогда не делал и не в курсе в каком софте их надо делать, но подозреваю, что всё уже рассчитано до меня. :)

C-300

ЦитироватьCepёгa пишет:
Соответственно, с изменением высоты эта эпюра будет динамически меняться?
Хороший вопрос :) Мне надо будет сначала самому с ним разобраться.
ЦитироватьCepёгa пишет:
На некоторых картинках этот инжектор рисуют так, как будто он имеет сверхзвуковое сопло (расширяющийся конус).
Хм. возможно. Я с двигателями внешнего расширения не знаком, мы их не проходили. 
ЦитироватьCepёгa пишет:
А что надо брать? У вас похоже на гиперболу.
А я в Пэйнте на скорую руку рисовал. В реальности там будет либо дуга окружности (скажем, у РД-107 сверхзвуковое сопло так спрофилировано), либо некая сложная кривая, которая описывается с помощью кучи точек в таблице (координаты Х - У). Кривая получается на основе расчётов оптимизации сопла. Оптимизация ведётся по критерию минимизации потерь в сопле.
Основные потери - на непараллельность истечения и трение. Если рассматривать сопла с одинаковой площадью среза (равной степенью расширения), но разной длиной, то с ростом длины сопла поток на срезе будет истекать всё более параллельно продольной оси. При уменьшении длины поток будет стремиться в разные стороны - это уменьшит тягу.
С другой стороны, рост длины сопла приведёт к росту потерь на трение. 
Вот соответственно существует некий оптимальный профиль с оптимальной длиной.
ЦитироватьCepёгa пишет:
Ну эта кривая на вашем чертеже, если её продолжить, должна пересечь ось Х.
Вообще, ось Х на моём чертеже - ось вращения сопла с центральным телом и она же продольная ось ракеты. как-то я это не уточнил сразу. 
ЦитироватьCepёгa пишет:
Тяга соответственно направлена влево, если взять интеграл.
Именно!
ЦитироватьCepёгa пишет:
А если кривую повернуть градусов на 15 против часовой (чтобы получилось как на моем рисунке) - кривая пересекать ось Х не будет, а тяга будет обратная - вправо. Так ведь?
Ох, вот бы схемку ещё :)

ЦитироватьCepёгa пишет:
Газодинамических расчетов никогда не делал и не в курсе в каком софте их надо делать, но подозреваю, что всё уже рассчитано до меня.  :)
Если нужно сделать оценку, то вполне сойдёт Маткад. С более серьёзными вещами я пока не сталкивался :)
Вообще, расчёт в Маткаде даёт очень хорошее совпадение с реальными изделиями...Помнится, в курсовой я получил диаметр среза двигателя РД-253 с точностью то ли 3, то ли 5%.