Перспективы системы ГЛОНАСС

Автор Gradient, 28.02.2005 02:26:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

ssb

И не изменилась ли опять частота несущей CDMA сигнала в L1? а то 2009 писали одно, в 2010 другое, а в 2011  снова рисуют GLONASS L1OC на GPS'овской частоте 1575.42.

(Yura_L., спасибо за предыдущий ответ!)



Кстати, к вопросу о нашем новом сигнале в L1 и методах получения прибыли из ГЛОНАССа/GPS.

Нешуточный скандал разгорелся между американцами и англичанами: некая контора "Ploughshare Innovations" (исследовательское подразделение английского министерства обороны), запатентовало схему модуляции MBOC, применённую в Galileo и в будущем GPS Block III и собирается теперь взымать проценты с производителей приёмников.

Основанием для выдачи патента оказалось то, что два сотрудника оной конторы входили в оперативную группу США/Европы по разработке нового сигнала (вместе с десяткам других специалистов, в т.ч. и с разработчиками новых сигналов GPS). Их американские коллеги заявку на патент не подавали, так как предполагалось что новый сигнал будет таким же общедоступным как и старый сигнал GPS.

Сий вероломный акт настолько огорчил американцев, что они теперь грозятся разорвать сотрудничество с европой на тему совместимости сигналов между системами.

anik

Из истории ГЛОНАСС:

"На этом КА (14Ф17 - anik) были установлены [...] аппаратура, предназначенная для обнаружения и засечки координат ядерных взрывов (БА ОЗЯВ), в целях контроля за соблюдением соглашений о запрещении испытаний ядерного оружия на Земле, в воздушном и космическом пространстве (аппаратура аналогичного назначения устанавливается и на навигационных спутниках американской GPS)"

"[...] задачу обнаружения ЯВ с помощью таких КА можно было решать лишь частично, т.е. с задержкой до 3...6 часов передачи информации об ЯВ от спутников, не находящихся в совместных зонах радиовидимости с наземными пунктами приёма этой информации (НАПОИ). Поэтому НПО ПМ еще в 1996 году вышло с предложением модернизировать этот КА: установить на нём аппаратуру межспутниковых информационно-измерительных радиолиний (БАМИ), которая позволит ретранслировать информацию об ЯВ со всех спутников практически в реальном времени"

"Кроме работ по модернизации НКУ ГЛОНАСС на предприятии было развито еще одно направление, связанное с разработкой и изготовлением бортовой аппаратуры радионавигации по сигналам КА систем ГЛОНАСС и американской GPS для автономного радиоопределения параметров орбит геостационарных КА (АРН ГСО) с целью коррекции их орбит по наклонению и долготам "точек стояния".
На базе этого прибора реализована система, состоящая из собственно АРН и программного обеспечения определения параметров орбиты КА и управления движением (СНУД). В настоящее время приборы АРН ГСО установлены на разработанных в ОАО "ИСС им. академика М.Ф. Решетнёва" КА 17Ф15М ("Радуга-1М") и КА 14Ф136. Лётные испытания АРН и СНУД в целом в составе КА 17Ф15М завершены в марте 2009 г. В настоящее время проводятся работы по модификации прибора в целях применения его для КА на высокоэллиптических и низких круговых орбитах.
Разработка АРН, ПО АРН и СНУД в ОАО "ИСС" ведется с 1999 года совместно со специалистами НИИ радиотехники при Красноярском ГТУ (ныне СФУ)"

"[...] на этом КА ("Глонасс-КМ" - anik) дополнительно к уже перечисленным новым сигналам и функциям должно быть реализовано также обеспечение обнаружения и определения местоположения терпящих бедствие специальных (военных) пользователей и, предположительно, еще одна специальная задача в интересах Минобороны ("Рувета")"

Salo

http://vz.ru/news/2012/9/13/598035.html
Для поддержания ГЛОНАСС запустят 34 спутника

13 сентября 2012, 20:13

Согласно Программе развития российской космической навигационной системы ГЛОНАСС, до конца 2020 года будут запущены 22 навигационных спутника нового поколения «Глонасс-К2» и 12 спутников «Глонасс-М», сообщил в четверг генеральный конструктор и генеральный директор ОАО «Информационные спутниковые системы» Николай Тестоедов.

«До конца 2020 года для поддержания глобальной навигационной системы планируется запустить 12 спутников «Глонасс-М» и 22 спутника нового поколения «Глонасс-К», - сообщил Тестоедов на авиакосмической выставке ILA-2012 в Берлине, передает «Интерфакс».

Он напомнил, что на орбите успешно проходит летные испытания первый спутник – «Глонасс-К».

«Спутник «Глонасс-К» полностью подтвердил все характеристики, заложенные в платформу и целевую аппаратуру», - сказал Тестоедов.

«Все необходимые контракты с Роскосмосом подписаны», - добавил он.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» была утверждена Владимиром Путиным 3 марта этого года с отставанием от планируемого графика более чем в два месяца - документ планировали принять до конца 2011 года, то есть до того момента, когда закончит действовать предыдущая ФЦП с аналогичным названием, рассчитанная на 2004–2012 годы.

После этого Роскосмос приступил к составлению конкурсных программ к тендерам, на которых разыгрываются лоты, дающие право участвовать в работах над системой. Большая часть тендеров объявлена этим летом, однако по ряду ключевых позиций конкурсные условия не конкретизированы до сих пор. К примеру, не ясна ситуация с совершенствованием Наземного комплекса управления (НКУ) системой ГЛОНАСС (шифр ОКР «ГЛОНАСС ККН»).

Наземное управление группировкой ГЛОНАСС осуществляют Войска воздушно-космической обороны (ВВКО), и объявления тендера по данной тематике ждут от Минобороны. По словам информированного источника в космической отрасли, военные не спешат с объявлением тендера, собираясь объявить его только в следующем году. Такие сроки не устраивают Роскосмос, поскольку от сроков выполнения работ по НКУ напрямую зависят характеристики сигнала.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Александр Ч.

ЦитироватьИз истории ГЛОНАСС:
...
ЕМНИП, прошлый раз подобная информация весьма быстро исчезла ;-)

Теперь к новости от Salo: получается в 2020 году группировка будет полностью обновлена?
Ad calendas graecas

ssb

К тридцатилетию ГЛОНАСС вдруг выяснилось что систематическая разница в измерениях на разных частотных литерах объясняется не особенностями аналогового тракта приёмников и передатчиков сигналов FDMA, а коллективной криворукостью разработчиков алгоритмов DSP :oops:

А та самая злосчастная ФЧХ аналоговых трактов вносит мизерную разницу в доли миллиметра, по сравнению с десятками сантиметров которые даёт некорректная реализация цифровой обработки  измерений.

ZOOR

Цитироватьhttp://vz.ru/news/2012/9/13/598035.html
ЦитироватьДля поддержания ГЛОНАСС запустят 34 спутника[/size]

13 сентября 2012, 20:13

«До конца 2020 года для поддержания глобальной навигационной системы планируется запустить 12 спутников «Глонасс-М» и 22 спутника нового поколения «Глонасс-К», - сообщил Тестоедов на авиакосмической выставке ILA-2012 в Берлине, передает «Интерфакс»
[/size]
1. Интересно прикинуть логистику восполнения. Что ИМХО не вызывает вопросов - пуски "тройками" сохранятся (ну, может на Ангару переползут :)

2. С МинФином точно все вопросы утрясли? http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=987756#987756  А то это такая контора, что даже без Кудрина любое финансирование зарезать может
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ДалекийГость

Цитироватьэта самая "затеняющая полоска" на самом деле ничего затенять не будет, у ней ширина явно меньше длины волны, и сигнал просто будет обтекать эту полоску
ЦитироватьИначе бы мне не пришлось бы в третий раз повторять, что полоска шириной гораздо меньше длины волны в принципе ничего поглотить не может.
Вам не надо это повторять, потому что это не правильно. Поглощение электромагнитного излучения происходит за счет взаимодействия излучения с веществом - материалом полоски. Это взаимодействие происходит на микроуровне, поэтому зависит не от поперечных размеров, а от толщины полоски (то есть  от длины пути, пройденного излучением в полоске).

Это поглощение создает область затенения за полоской. Область затенения ограничена дифракцией и пр.

ЦитироватьНа рисунке не совсем понятно, что из себя представляет антенна
Вы критикуете эту работу, совсем не понимая ни конструкции устройства, ни что там происходит. Вместо того, чтобы просто спросить.

ЦитироватьНа этом обсуждение проектов вечных двигателей завершаю.
Я тоже завершаю. Не вижу смысла c Вами обсуждать.

ZOOR

Цитировать«До конца 2020 года для поддержания глобальной навигационной системы планируется запустить 12 спутников «Глонасс-М» и 22 спутника нового поколения «Глонасс-К», - сообщил Тестоедов на авиакосмической выставке ILA-2012 в Берлине, передает «Интерфакс»
Решил все-же изобразить на картинке, куда столько полетит (предположительно, конечно).



У anika в "Планах ..." пока 13-ть Г-М , Г-К1 (оба) я не учитывал, резерв в виде 743-го (а он живой?) тоже (так что то на то и должно выйти)

Так вот, больше 13 Г-М и 14 Г-К  ну не влазит, если только не будут ставить действительно резерв в плоскости или менять орбитальное построение http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=855263#855263 .

Вот как раз на плоскость и набирается  :wink:
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Yura_L.

Цитировать
ЦитироватьЧто будет гражданский сигнал  ВОС, 5,2.5 - это практически вероятность 100%.

А в каких диапазонах появится это чудо? Это гражданский или военный сигнал? На каком аппарате стоит ждать появления? И ещё любопытно было б пообсуждать способы работы с новыми сигналами...

Сигналы с кодовым разделением будут во всех трех диапазонах. На первых ГЛОНАСС-К - пока на L3.

Но основное отличие - это не способ разделения, чисто кодовый, как в GPS, или частотно-кодовый, как сейчас в ГЛОНАСС.
Новые сигналы будут занимать значительно более широкую полосу, в идеале весь отведенный диапазон частот, гражданские - чуть Уже.  Именно для расширения спектра при прочих равных и применяется BOC модуляция. И с таким широким спектром нет выбора в способе разделения - тут только кодовое разделение.

Кроме того, каждый сигнал будет двухкомпонентный, пилот-сигнал, который модулирован только дальномерным кодом, и Дата-сигнал, который несет служебную информацию.

В диапазоне L1 и L2 будут излучаться по два сигнала (т.е. всего 4 компонетны) Пилот и Дата сигналы будут с временным разделением, как L2C GPS, и два разных сигнала в квадратуре. На L3, по-моему, предусмотрен только гражданский сигнал.

Старые сигналы в диапазонах L1 и L2 никто не отменял и они тоже будут излучаться, вместе с новыми сигналами. По международным обязательствам мы должны предупредить международное сообщество за 10 лет до того, как прекратить трансляцию навигационных сигналов.

Ded

Цитировать
ЦитироватьВы можете четко сформулировать то, о чем Вы пишете?

Дело в том, что есть очень легкие датчики определения ориентации КА. И для "небольшого" КА (это сколько?) их более чем достаточно.
Давайте я совсем просто напишу.

Есть две системы навигации для небольшого спутника. Обе системы умеют определять и положение и ориентацию спутника с нужной точностью.

Первая система: один приемник ГЛОНАСС с одной антенной.
 
Вторая сиcтема: один приемник ГЛОНАСС с одной антенной плюс дополнительный датчик ориентации.

В обоих системах есть датчики угловых скоростей.

Приемники ГЛОНАСС и антенны в обоих системах - одинаковые или примерно одинаковые по весу, размеру, энергопотреблению.

Положение спутника должно определяться автономно на спутнике по сигналам ГЛОНАСС. В первой системе используются дополнительные алгоритмы для определения ориентации по сигналам ГЛОНАСС.

Какую систему Вы выберете?


Давайте я просто отвечу:

Попытайтесь понять разницу между положением на орбите и ориентацией. И еще раз задайте вопрос.
Все возможно

ДалекийГость

ЦитироватьДавайте я просто отвечу:

Попытайтесь понять разницу между положением на орбите и ориентацией. И еще раз задайте вопрос.
Упрощаю до конкретного примера.

В американском сегменте МКС,  положение МКС на орбите (координаты) и ориентация осей МКС (углы) определяются по сигналам GPS. Датчики угловой скорости тоже используются. Других датчиков ориентации там нет.

Я предложил Вам на выбор две системы. Первая из них отличается от американской системы на МКС тем, что на МКС используется больше антенн. Кроме того, на МКС для резервирования используются несколько приемников GPS.

PIN

ЦитироватьДругих датчиков ориентации там нет.

Там-то их нет. Они есть на другом сегменте МКС, откуда углы и скорости приходят по общим шинам станции и используются для cross-check. Потому такие шалости и можно позволить. RGA, кстати, тоже имеют уход, позволяющий обходиться без данных GPS в течении более 10 часов и обеспечивая (приемлимую для МКС) ошибку менее половины градуса.

ДалекийГость

ЦитироватьТам-то их нет. Они есть на другом сегменте МКС, откуда углы и скорости приходят по общим шинам станции и используются для cross-check.
Американская система умеет определять ориентацию автономно. Без данных, приходящих от российского сегмента.

ЦитироватьПотому такие шалости и можно позволить.
На МКС шалости не позволяются. Шалости можно позволить на небольших дешевых непилотируемых спутниках.

ЦитироватьRGA, кстати, тоже имеют уход, позволяющий обходиться без данных GPS в течении более 10 часов и обеспечивая (приемлимую для МКС) ошибку менее половины градуса.
Если ошибка GPS плюс уход RGA за 10 часов меньше половины градуса, значит ошбка GPS меньше половины градуса.

Ded

Цитировать
ЦитироватьДавайте я просто отвечу:

Попытайтесь понять разницу между положением на орбите и ориентацией. И еще раз задайте вопрос.
Упрощаю до конкретного примера.

В американском сегменте МКС,  положение МКС на орбите (координаты) и ориентация осей МКС (углы) определяются по сигналам GPS. Датчики угловой скорости тоже используются. Других датчиков ориентации там нет.

Я предложил Вам на выбор две системы. Первая из них отличается от американской системы на МКС тем, что на МКС используется больше антенн. Кроме того, на МКС для резервирования используются несколько приемников GPS.

Есть просьба, пишите о сравнимых вещах...

С помощью GPS можно определить ориентацию (и без пеленгования навигационного спутника). Но для этого требуется некоторая база между антеннами навигационной системы. "Малый" спутник не катит.
Все возможно

ДалекийГость

ЦитироватьЕсть просьба, пишите о сравнимых вещах
Я написал о сравнимых вещах - о системах ориентации по сигналам GPS. Написал потому, что по Вашим предыдущим сообщениям было видно, что Вы не понимаете, о чем идет речь
ЦитироватьВы считаете, что небольшие спутники не подчиняются законам небесной механики?
Кстати, скорость (величина и направление) определяется и без предлагаемых Вами ухищрений.
ЦитироватьПопытайтесь понять разницу между положением на орбите и ориентацией..
Если Вы понимали, то зачем все это написали?

ЦитироватьС помощью GPS можно определить ориентацию (и без пеленгования навигационного спутника). Но для этого требуется некоторая база между антеннами навигационной системы. "Малый" спутник не катит.
Вы очень категорично пишите.
Несколько антенн можно поставить и на небольшом спутнике. При меньшей базе можно получить лучшую точность, чем на МКС. Или получить точность, меньшую, чем на МКС, но достаточную для этого спутника.

Однако, для определения ориентации можно использовать одну антенну. (Я об этом уже несколько раз Вам написал). Никакой базы между антеннами в этом случае нет.

Такой способ определения ориентации тестировался (и даже применялся) на нескольких спутниках. Я про это тоже уже писал.

anik

ЦитироватьА тем временем 729 ушел в аут
Почти неделя прошла и нет никаких новостей об его ожидаемом возвращении из аута.

ЦитироватьУ anika в "Планах ..." пока 13-ть Г-М
У меня 16 "Глонассов-М", Вы про блок 54 забыли.

Yura_L.

ЦитироватьИ не изменилась ли опять частота несущей CDMA сигнала в L1? а то 2009 писали одно, в 2010 другое, а в 2011  снова рисуют GLONASS L1OC на GPS'овской частоте 1575.42.


В GPS-вском диапазоне сигналов ГЛОНАСС не будет. Разговоров в свое время было много, аргументов в пользу вражеского диапазона обычно приводилось два - это упрощение приемника и "чтобы как весь цивилизованный мир".
Но усложнение приемника касается только аналогового тракта, и это усложнение не такое уж оказалось радикальное, а вот иметь собственный диапазон частот для навигации и не зависеть от американцев (там была бы масса ограничений) - это намного лучше. Да и весь цивилизованный мир к тому времени начал бороться за собственные диапазоны частот.

К тому же надо было принимать концепцию развития ГЛОНАСС, а если подавать заявку на GPS-овский диапазон, то ее надо согласовывать со всеми, кто подал такую заявку ранее, а это кроме американцев европейцы, японцы, китайцы, арабы и нигерийцы. Примерный срок рассмотрения заявки - 5-7 лет с непредсказуемым результатом.
Так что решили использовать собственный диапазон, в том виде, какой он есть сейчас.

ZOOR

Цитировать
ЦитироватьА тем временем 729 ушел в аут
Почти неделя прошла и нет никаких новостей об его ожидаемом возвращении из аута.
Ждут, пока Старый подскажет им 712-й из резерва туда ставить - как раз в соседней точке бултыхается.

Цитировать
ЦитироватьУ anika в "Планах ..." пока 13-ть Г-М
У меня 16 "Глонассов-М", Вы про блок 54 забыли.
Мдя, пропустил на волне эйфории, что все почти сошлось  :oops:
Ну, сходу, притулить его на 22-24 позиции вместо Г-К. Правда, тогда неясно, куда они "в 2015" планировались - это середина 2017-го.

И тогда вообще непонятно, куда столько Г-К ставить будут.

Может, последнюю пару заказанных блоков эМок (53с и 54) секвестировали?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Ardan

Цитировать
ЦитироватьА тем временем 729 ушел в аут
Почти неделя прошла и нет никаких новостей об его ожидаемом возвращении из аута.
Ага, тишина гробовая, причем даже намека на сигнал за все время не было. Остается ждать.

Salo

http://izvestia.ru/news/535280
14 сентября 2012, 18:14 | Наука | Иван Чеберко
До конца года ГЛОНАСС передадут на эксплуатацию военным

Роскосмос завершил госиспытания навигационной системы и готов официально сдать ее в эксплуатацию


Фото: REUTERS/ILya Naymushin

Роскосмос готовит к официальной сдаче в эксплуатацию навигационную систему ГЛОНАСС. Как сообщил «Известиям» заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолий Шилов, завершить процесс планируется до конца этого года.

— Система будет принята в эксплуатацию в том виде, в котором уже существует год, — рассказал он. — Спутниковая группировка создана также, как и наземная инфраструктура. Остается всё это дело оформить. Должен появиться нормативный документ, после чего появится возможность выделять деньги на эксплуатацию системы.

После оформления всех надлежащих документов официальным эксплуатантом ГЛОНАСС станет Минобороны. Сегодня система находится в ведении гендиректора и генерального конструктора компании «ИСС имени Решетнева» Николая Тестоедова, который является генконструктором космического комплекса ГЛОНАСС.

— Принятие в эксплуатацию предусматривает достаточно большую последовательность действий, — рассказал Тестоедов «Известиям». — Это межведомственная комиссия, проверка документации на каждом предприятии, целью чего является перевод опытно-конструкторской темы в режим серийного производства.

Орбитальный сегмент ГЛОНАСС сегодня состоит из 31 космического аппарата: 23 используется по целевому назначению, три временно выведены на техобслуживание, четыре — в орбитальном резерве, один спутник проходит летные испытания. В 1993 году система ГЛОНАСС была официально принята на вооружение — в то время гражданское использование системы активно не обсуждалось. В тот момент на орбите находилось 12 космических аппаратов, к 1995 году их количество возросло до полной штатной численности — 24 (по восемь в каждой из трех орбитальных плоскостей). В последующие годы группировка ГЛОНАСС деградировала: спутники первого поколения имели гарантийный срок службы всего три года и обыкновение часто выходить из строя. Деньги на восполнение спутникового флота выделялись нерегулярно, и к 2001 году, на момент принятия федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», на орбите оставалось всего шесть исправных спутников.

Техническое управление космическими аппаратами ГЛОНАСС изначально осуществлялось военными — сейчас спутники контролируются из центра управления Воздушно-космических войск (ВКО) в подмосковном Красноармейске. Аналогично американская система NAVSTAR GPS, послужившая прообразом ГЛОНАСС, управляется с территории базы ВВС Шривер в штате Колорадо.

По словам руководителя информационно-аналитического центра контроля ГЛОНАСС и GPS Сергея Ревнивых, государственные испытания спутникового сегмента к сегодняшнему дню завершены.

— Принятие в эксплуатацию — важный шаг с точки зрения того, что кто-то берет на себя ответственность за поддержание системы, — говорит Ревнивых. — Сейчас, формально, ГЛОНАСС находится в стадии разработки, и военные не несут ответственности за то, что с ней происходит. А так будет упорядочена ответственность. Кроме того, это важный шаг для официального признания системы ГЛОНАСС международными организациями типа ICAO (Международная ассоциация гражданской авиации. — «Известия») и мировым сообществом.

Один из руководящих сотрудников Роскосмоса в беседе с «Известиями» допустил, что, получив ГЛОНАСС в свое полное управление, ВКО могут столкнуться с проблемами из-за нехватки кадров, обладающих соответствующим уровнем компетенции.

Официальный представитель Минобороны РФ по войскам ВКО Алексей Золотухин уверяет, что ничего подобного не произойдет.

— В войсках ВКО достаточно специалистов, способных выполнять все задачи, которые перед ними ставятся, в том числе и по управлению ГЛОНАСС, — сказал он.

Изменения статуса системы ГЛОНАСС ждут и в Минтрансе — с 1 января 2013 года перевозчики пассажиров и опасных грузов должны будут передавать данные о своих передвижениях в специализированные центры Ространснадзора: их местоположение и маршруты будут определяться посредством ГЛОНАСС-трекеров. Чтобы эти данные могли иметь юридическую силу, система должна быть официально принята в эксплуатацию.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"