Много двигателей vs многокамерный двигатель

Автор TAU, 29.07.2014 07:07:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

TAU

Вопрос специалистам:

Насколько принципиально различие между несколькими однокамерными двигателями и одним многокамерным?

Например, Н-1 (с последовательным соединением ступеней) много критиковалась и критикуется за 30 работающих при пуске однокамерных двигателей на первой ступени.

Однако,
- у Р-7 работает при пуске 20 камер сгорания (схема "пакет", четыре блока первой ступени, на каждом четырехкамерный РД-107 плюс один четырехкамерный РД-108 второй ступени)
- у Энергии работали при пуске 20 камер сгорания (схема "пакет", четыре блока первой ступени,на каждом четырехкамерный РД-170 плюс вторая ступень с четырьмя РД-0120)

30 и 20 - в принципе, как мне кажется, сопоставимые величины.

Еще вопрос. Вообще, главная причина создания многокамерных двигателей в чем заключается? Неспособность создания одной камеры с потребной мощностью?

luft67

Прошу прощения, а Вы в курсе, что еще кроме камеры сгорания с соплом входит в состав ЖРД?
У Н-1, позволю себе напомнить, проблемы были вовсе не с камерами сгорания (хотя нет, там еще трубка обрывалась, ЕМНИП, именно от этой части).

Плейшнер

ЦитироватьTAU пишет:
Насколько принципиально различие между несколькими однокамерными двигателями и одним многокамерным?
Насколько принципиально различие между несколькими  двигателями и одним
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Lanista

Сколько стоит ТНА 171го, сколько 191го?

C-300

ЦитироватьTAU пишет:
Насколько принципиально различие между несколькими однокамерными двигателями и одним многокамерным?
Разница - ТНА, все агрегаты автоматики (клапаны, дроссели, стабилизаторы соотношения/тяги), вся арматура. 
ЦитироватьTAU пишет:
Вообще, главная причина создания многокамерных двигателей в чем заключается? Неспособность создания одной камеры с потребной мощностью?
Главной нет. Иногда нет технологической возможности изготовить КС большого размера. Препятствием может стать неосвоенность данной тяги (причина разбиения 11Д520 и 8Д74 на 4 КС). Также причинами создания многокамерного вместо однокамерного ЖРД могут быть желание сокращения высоты ЖРД, возможность обеспечить управление ракетой путём качания камер.

Seerndv

ЦитироватьLanista пишет:
Сколько стоит ТНА 171го, сколько 191го?
- а сколько 180-го?
ИМХО, именно он похоже самый оптимальный.
А Аэроджету вообще ТНА от НК-33  понравился.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

C-300

ЦитироватьSeerndv пишет:
А Аэроджету вообще ТНА от НК-33понравился.
И чему там нравится?.. Двухступенчатые основные насосы Ок и Г, да ещё и насос Г, подающий горючее в ГГ, соединённый через мультипликатор с основным валом ТНА... В чём смысл такой сложной схемы, может кто-то объяснить?

Плейшнер

ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
И чему там нравится?.. Двухступенчатые основные насосы Ок и Г, да ещё и насос Г, подающий горючее в ГГ, соединённый через мультипликатор с основным валом ТНА...
..Плюс алюминиевый корпус насоса окислителя
ЦитироватьАлександр Хороших пишет:
В чём смысл такой сложной схемы, может кто-то объяснить?
Двухступенчатые насосы позволили отказаться от отдельных бустерных насосов
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

pragmatik

#8
можно и по другому на этот вопрос(Много двигателей vs многокамерный двигатель/) взглянуть, что будет дешевле и надёжней.... перевозить одинаковый груз на двух машинах, или тот же груз но на одной.....
Так что, если сравнивать кучу рд191 и равный по мощности рд170, то цена и вес, кучи рд191 будет больше чем у одного рд 170.

Плейшнер

Цитироватьpragmatik пишет:
Так что, если сравнивать кучу рд191 и равный по мощности рд170, то цена и вес, кучи рд191 будет больше чем у одного рд 170
ИМХО, сейчас другой тренд, (а тем более для сверхтяжа), на первое место выходит надежность выполнения задачи вывода ПН. А критерии цены и тем более веса начинают иметь значение, только если выполняется первое.
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Seerndv

ЦитироватьThe AJ26 is an oxidizer-rich, staged-combustion, oxygen kerosene engine that achieves very high performance in a lightweight, compact package. It was orginally known as the NK-33 engine designed to launch the N1 Russian Rocket on lunar missions.
 The simple design and unique technological approach eliminates exotic materials and complex manufacturing processes, making the engines easy to operate and maintain.

http://www.rocket.com/aj26
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

pragmatik

ЦитироватьПлейшнер пишет:
Цитироватьpragmatik пишет:
Так что, если сравнивать кучу рд191 и равный по мощности рд170, то цена и вес, кучи рд191 будет больше чем у одного рд 170
ИМХО, сейчас другой тренд, (а тем более для сверхтяжа), на первое место выходит надежность выполнения задачи вывода ПН. А критерии цены и тем более веса начинают иметь значение, только если выполняется первое.
ну так про надёжность спросите у США, они покупают.....и не одного не штатного(постучим).
Так что, про надёжность плохую не надо тут..... просто делать надо качественно баки, и прочие блоки..... как в США.... 
А то, тут на форуме гуляли фотки с ЮжМаша, в каких "убитых" цехах делали Зенит, и блок отбора мощности.
Да и есть видео, как "датчики в Протоне перепутали" .
А сверх тяж может получиться, только как часть коммерческой ракеты.....по типу как р/н Зенит у Р/Н Энергия.

Плейшнер

Цитироватьpragmatik пишет:
ну так про надёжность спросите у США, они покупают.....и не одного не штатного(постучим).
Так что, про надёжность плохую не надо тут..... просто делать надо качественно баки, и прочие блоки..... как в США....
Зачем мне спрашивать у США, я знаю про Зенит.
 И что-то я сомневаюсь чтобы США делали многодвигательные ДУ для сверхтяжа с дожиганием окислителя двигателями, по крайней мере два у них было и ни в одном они не дожигали кислород ( наверное "не смогли" :D  )
А своя частица найдется и в США, не сомневайтесь, вся неприятность в том, что задача обеспечения надежности перестает быть чисто инженерной, ( невозможно ничего усилить где рвется ) а становится вероятностной - дефект покрытия тракта или спрятавшаяся частица
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Ded

ЦитироватьTAU пишет:

Вопрос специалистам:

Насколько принципиально различие между несколькими однокамерными двигателями и одним многокамерным?

Например, Н-1 (с последовательным соединением ступеней) много критиковалась и критикуется за 30 работающих при пуске однокамерных двигателей на первой ступени.

Однако,
- у Р-7 работает при пуске 20 камер сгорания (схема "пакет", четыре блока первой ступени, на каждом четырехкамерный РД-107 плюс один четырехкамерный РД-108 второй ступени)
- у Энергии работали при пуске 20 камер сгорания (схема "пакет", четыре блока первой ступени,на каждом четырехкамерный РД-170 плюс вторая ступень с четырьмя РД-0120)

30 и 20 - в принципе, как мне кажется, сопоставимые величины.

Еще вопрос. Вообще, главная причина создания многокамерных двигателей в чем заключается? Неспособность создания одной камеры с потребной мощностью?
Похоже, в меня бросят тапочками.

Были ракеты, у которых на первой ступени стояли 4 двигателя и только один имел ТНА. Это четыре или один?

Наверное не "мощность" а тяга. Она грубо говоря равна давлению в камере умноженному на площадь критического сечения. В СССР увеличивали давление, а в штатах- размер двигателя.

Но потом все как-то устаканилось и в США не повторяют F-1.
Все возможно

TAU

Цитироватьluft67 пишет: Вы в курсе, что еще кроме камеры сгорания с соплом входит в состав ЖРД?
В курсе.

Но попросил все же квалифицированного мнения специалистов. По двум вопросам. На второй получил достаточно ясный ответ. 

По поводу же выигрыша/проигрыша от многокамерности vs применения нескольких двигателей пока не понял окончательно. Вернее, по возникшему подобию дискуссии предварительно заключил, что однозначного мнения у экспертов не имеется. Это правильный вывод?