Лин, блин!

Автор Старый, 27.06.2014 22:47:41

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shadow

ЦитироватьEchidna пишет:
ЦитироватьShadow   пишет:
Определились с приборным составом? На сайте упоминается МОКБ "Марс", но ЕМНИП они не создавали СУ для носителей (в части алгоритмического обеспечения).

Может потому, что они согласны?  )) Ну и у Марса есть опыт Бриза и по военной тематике. Вполне могут помочь, хотя конечно это не НПЦАП и не НПОА...
Все может быть :) Я именно про СУ для носителя. Машинка у Лина приличная, значит будут дополнительные степени свободы модели, такие как упругие колебания корпуса и колебания жидкого наполнения баков.  Естественно те, что попадают в полосу пропускания автомата стабилизации. Поэтому придётся проводить расчёт устойчивости машины, городить фильтры, фазо-опережающие корректоры для того чтобы обеспечить запасы устойчивости на максимальных скоростных напорах. Возможно понадобятся алгоритмы разгрузки корпуса. Уверен, что инженеры Марса это освоят, вопрос - в какие сроки.
В НПОА и НПЦ АП эти расчеты поставлены на поток, проводятся под каждую нагрузку. Мат. аппарат и опыт имеются. Но конечно у этих двух контор стоит все это не дешево.
Так что может имеет смысл Лину при наличии грамотных спецов освоить это самому, в разы дешевле будет.
По технике, и у НПОА и у НПЦ АП есть бессбойные вычислительные машины, стоят правда жутко дорого, но вряд ли проигрывают Марсу.
Пришло время взглянуть правде в глаза друзья ... На самом деле мы не ракетные конструкторы.

freinir

ЦитироватьАнтон Матвеев пишет:
6600 кг - это общая масса заправляемых компонентов, далеко не все они является собственно топливом. Мы минимизируем конечную массу ступеней за счет использования новой системы подачи топлива на базе пневмонасосного агрегата (ПНА).
Насколько я понимаю, ПНА уменьшает массу баков. Но при этом остаётся масса шаробаллонов плюс добавляется масса самого ПНА. И даже без обращения внимания на массу ПНА масса конструкции РБ 2 ступени несколько напрягает.

Shadow

#222
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьАнтон Матвеев   пишет:
6600 кг - это общая масса заправляемых компонентов, далеко не все они является собственно топливом. Мы минимизируем конечную массу ступеней за счет использования новой системы подачи топлива на базе пневмонасосного агрегата (ПНА).
Насколько я понимаю, ПНА уменьшает массу баков. Но при этом остаётся масса шаробаллонов плюс добавляется масса самого ПНА. И даже без обращения внимания на массу ПНА масса конструкции РБ 2 ступени несколько напрягает.
Извините что влезаю в Ваш разговор, насколько я понимаю речь идет о Разгонном Блоке (РБ). Вы не хотите заневоливать зеркало жидкости наддувом бака, а использовать ПНА?
Пришло время взглянуть правде в глаза друзья ... На самом деле мы не ракетные конструкторы.

Антон Матвеев

Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет:
6600 кг - это общая масса заправляемых компонентов, далеко не все они является собственно топливом. Мы минимизируем конечную массу ступеней за счет использования новой системы подачи топлива на базе пневмонасосного агрегата (ПНА).
Насколько я понимаю, ПНА уменьшает массу баков. Но при этом остаётся масса шаробаллонов плюс добавляется масса самого ПНА. И даже без обращения внимания на массу ПНА масса конструкции РБ 2 ступени несколько напрягает.
Мы смогли обойтись в нашей схеме с использованием ПНА минимальным размером и количеством шар-баллонов высокого давления, из-за чего и приняли оптимистичные параметры второй ступени.

freinir

#224
ЦитироватьАнтон Матвеев пишет:
Мы смогли обойтись в нашей схеме с использованием ПНА минимальным размером и количеством шар-баллонов высокого давления, из-за чего и приняли оптимистичные параметры второй ступени.
Не знаю, компактно упаковать газ наддува для потребного давления 80-90 атмосфер, это умудриться надо.

P.S.: Может быть я чего-то не понимаю....

Lin

Использовать СУ на основе MEMS планируем, потому что у нас есть его разработчик, а у него, соответственно - прототип такой системы управления  :)  Стоимость подобной системы крайне низкая (как и точность выведения). Кроме MEMS там используется солнечный датчик (хочу вариант с калибровкой по Луне посмотреть - с солнечным - очень мало пусковых окон).

Когда рассматривали вариант с качающимися соплами - прикидывали динамику - получалось, что может не хватить скорости приводов. В общем-то, лично я пока эти расчеты не проверял, да и в итоге перешли на газовые сопла (азота из-за использования ПНА много).

На первой ступени - довольно забавная схема ПНА получилась - потому что большая часть азота будет храниться в жидком виде и испаряться на теплообменнике, установленном на двигатель. Соответственно - потребуется пусковой баллон с азотом (чтобы двигатель запустить). Более того - азот нужно прогнать через собственную ПНА, чтобы получить необходимое давление.

Можно, теоретически и три контура ПНА сделать - но на первый взгляд для таких размеров выигрыша не будет (оставим для сверхтяжелого "Крымского дракона"  :) ).

По второй ступени пока планируем один контур ПНА, и небольшой резерв массы всё-таки заложили.

Как только всё прорисуем до уровня - "можно ходить по инвесторам" (надеюсь, уже на следующей неделе) - начнем детализацию (дьявол, конечно, в деталях).

Хорошая новость - один инвестор уже есть - правда, он хочет странного - полностью композитный носитель, а желательно - пластиковый  :)

На уровне мозгового штурма для него я нарисовал систему с подвесными баками (чтобы не делать под криогенику композит) и даже предложил печатать их на 3D принтере (благо есть пластики для этих самых принтеров, которые держат низкие температуры). Хтоническая штука получается - но её мы начнем серьезно смотреть уже после завершения "классического варианта".

Есть ещё и второй безумный вариант с унитарным пульпообразным топливом  :)
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

Андрей Суворов

Во-первых, не надо иметь большого количества шар-баллонов, а надо иметь бак с жидким азотом под умеренным давлением, скажем, 3-4 атмосферы. И три-четыре теплообменника на сопле. В один теплообменник под давлением наддува заливается жидкий азот. Во втором и третьем клапан заливки закрыт и идёт испарение жидкого азота. После окончания испарения там 600 атмосфер, и из теплообменника газ идёт в ресивер, в котором 300 атмосфер, за ресивером - редуктор, с которого берётся уже давление для пневмонасосного агрегата. Затем азот из теплообменника стравливается, чтоб можно было залить следующую порцию. И так по кругу. Один заливается, два кипятятся, один дует в ресивер.

Во-вторых, MEMS датчики дают, конечно, большую погрешность, но, за счёт ориентации по Солнцу на конечном этапе работы итоговые ошибки выведения получаются не такими уж большими, важно, что ХС делилась между участками с плохими MEMS и хорошим солнечным датчиками пропорционально их точности :)

freinir

ЦитироватьАндрей Суворов пишет:
И три-четыре теплообменника на сопле.
То есть не штатная рулевая камера от РД-108?

freinir

ЦитироватьLin пишет:
Когда рассматривали вариант с качающимися соплами - прикидывали динамику - получалось, что может не хватить скорости приводов.
А вы какой профиль ветра и градиент нарастания закладывали то?

Андрей Суворов

Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьАндрей Суворов пишет:
И три-четыре теплообменника на сопле.
То есть не штатная рулевая камера от РД-108?
Теплообменники - снаружи, это вновь изготавливаемые узлы.

freinir

ЦитироватьАндрей Суворов пишет:
Цитироватьfreinir пишет:
ЦитироватьАндрей Суворов пишет:
И три-четыре теплообменника на сопле.
То есть не штатная рулевая камера от РД-108?
Теплообменники - снаружи, это вновь изготавливаемые узлы.
А необходимый теплоприток удастся реализовать с учётом того, что камера активно охлаждается керосином?

Штуцер

ЦитироватьАндрей Суворов пишет:
В один теплообменник под давлением наддува заливается жидкий азот. Во втором и третьем клапан заливки закрыт и идёт испарение жидкого азота. После окончания испарения там 600 атмосфер, и из теплообменника газ идёт в ресивер, в котором 300 атмосфер, за ресивером - редуктор, с которого берётся уже давление для пневмонасосного агрегата.
Прорабатывались ли следующие вопросы: Каковы объемы ресивера и теплообменника - прикидывали? Арматура на 600 атм существует, редуктор на 300 ?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

zy9

ЦитироватьLin пишет:
Есть ещё и второй безумный вариант с унитарным пульпообразным топливом
:?:

Петр Зайцев

Цитироватьzy9 пишет:
ЦитироватьLin пишет:
Есть ещё и второй безумный вариант с унитарным пульпообразным топливом
:?:  
Это старая идея: морозить керосин в ЖК, а получившуюся шугу гнать в двигатель. Там есть проблемы, например, с однородностью и слипанием. Для борьбы с этим какой-то деятель придумал нанотехнологию: из замороженного керосина делает крыглые гранулы контролируемого размера, поктытые каким-то эквивалентом мыла. Это правда не улучшает охлаждение. Впричем, чтобы не морочиться с охлаждением, можно абляционку...

Echidna

ЦитироватьLin пишет:
Использовать СУ на основе MEMS планируем, потому что у нас есть его разработчик, а у него, соответственно - прототип такой системы управления  :)  Стоимость подобной системы крайне низкая (как и точность выведения). Кроме MEMS там используется солнечный датчик (хочу вариант с калибровкой по Луне посмотреть - с солнечным - очень мало пусковых окон).

Не очень понятно, как трехосный гироскоп собираетесь калибровать имея только направление на Солнце... И главное я не понимаю зачем это вообще... Полагаю, хороший МЕМС за 7000 баксов легко вытянет вашу ракету будучи скалиброванным на СК с точностью ну... если она летит 10 минут, то в конце АУТ будет 0,1 градус ошибка в знании ориентации. Вообще у Солнечного датчика точность довольно хреновая, как правило. Если Солнце не в центре, а на краю поля зрения - так и вообще пару-тройку градусов. Кроме того, нужно очень точно знать будет взаимное расположение осей приборов (чувствительных элементов МЕМС - у которых как правило точность довольно паршивая и самих Солнечных датчиков). Плюс скалибровать все, что будет вращением вокруг направления на Солнце - у вас не получится.

Я бы если уж на то пошло, делал иначе. Стоя на Земле МЕМС можно калибровать по установке на стартовом столе. Надо просто хорошо знать как у вас НССК будет стоять и все. Убираем Землю из измерений и перед стартом имеем хорошо скалиброваный гироскоп. 

Если уж калибровать в полете, то использовать надо Солнечный датчик + магнитометр + GPS/ГЛОНАСС или акселерометр. Т.е зная положение ракеты по модели поля IGRF восстанавливаем вектор магнитной индукции, знаем проекцию вектора в связанных осях по информации магнитометра. Тоже самое с Солнышком, имеем его положение по модели для даты пуска и имеем его измеренное. Таким образом имеем знание ориентации осей РН, всех трех сразу. Ну и имеем вычисленное по МЕМС значение. Соответственно калибруем все три оси. Кстати, если привязать СК образуемую Солнечным датчиком + Магнитометрм к НССК на столе, то точность можно еще значительно повысить. :-)  

zy9

ЦитироватьПетр Зайцев пишет:
Цитироватьzy9 пишет:
ЦитироватьLin пишет:
Есть ещё и второй безумный вариант с унитарным пульпообразным топливом
:?:  
Это старая идея: морозить керосин в ЖК, а получившуюся шугу гнать в двигатель. Там есть проблемы, например, с однородностью и слипанием. Для борьбы с этим какой-то деятель придумал нанотехнологию: из замороженного керосина делает крыглые гранулы контролируемого размера, поктытые каким-то эквивалентом мыла. Это правда не улучшает охлаждение. Впричем, чтобы не морочиться с охлаждением, можно абляционку...
В твёрдом виде - в камеру сгорания?
А в чём преимущество?

Штуцер

Преимущество одно - один компонент. Остальное - недостатки.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

zy9

ЦитироватьШтуцер пишет:
Преимущество одно - один компонент. Остальное - недостатки.
С недостатками как раз понятно.
Но как один компонент? А окислитель?

Штуцер

#238
ЦитироватьПетр Зайцев пишет:
Это старая идея: морозить керосин в ЖК,
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

zy9

ЦитироватьШтуцер пишет:
ЦитироватьПетр Зайцев пишет:
Это старая идея: морозить керосин в ЖК ,
Пардон, слово "керосин" вышибло из головы идею однокомпонентного топлива  :)
А в реальности кто-то это запускал?