Новости сайта www.buran.ru

Автор Вадим Лукашевич, 15.02.2005 12:03:00

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bart Hendrickx

ЦитироватьРезюме:
По дате первой доставки 0.01 на Байконур - декабрь 1984 г. - сомнений нет.

Вадим, может быть это и есть твой второй источник, но на всякий случай цитирую из «Иллюстрированной энциклопедии самолетов ЭМЗ им. В.М. Мясищева, том 3, часть 1», стр. 226 :

Цитировать«В августе [1984 г.] после проведения рассчетных исследований было принято решение об опытной транспортировке 11Ф35 массой 50,5 т по маршруту Жуковский-Куйбышев-Ленинск. В качестве подготовки было выполнено два полета самолета 01502 с 11Ф35 N°0.01, а в декабре в соответствии с решением Совета главных конструкторов, осуществлена транспортировка 11Ф35 N° 0.01 на 01402.

На этом же Совете (8 октября 1984 года) было решено провести конструкторские проработки по транспортировке модуля кабины 11Ф35 внутри груза 3ГТ (груз 7ГТ).

Кстати, если работы по 7ГТ дошли до конечной стадии к 1986 году, даже не было необходимости вернуть 0.01 в Москву для установки модуля кабины.

ЦитироватьПо факту и датам возврата в Москву и повторного возвращения 0.01 на Байконур - есть нестыковка с инфой Курочкина: по его данным, 11Ф35 МЛ (0.01) входил в состав 11К25 №4М-КС, которая с 29 августа 1986 г. примеривалась на стартовом комплексе.
То же самое и по 0.04: согласно Курочкину, комплекс №4М-КСП (c 0.04 ОК-МТ) примеривался в МЗК с 12 по 15 мая 1986 г.; это подтверждается и имеющейся кинохроникой (нижний правый ролик на странице www.buran.ru/htm/video5.htm )


Такие же даты дает Губанов (том 3, стр. 292)
http://www.buran.ru/htm/33-3.htm

ЦитироватьРакета 11Ф36П. Работы с ракетой и орбитальным кораблем МТ проводились с 13 по 16 мая 1986 года в монтажно-заправочном корпусе и старте. Осуществлялась примерка ракеты на установочном агрегате с площадками обслуживания и оконечными устройствами технологических систем на этих площадках. По результатам работ площадки комплекта и оконечные устройства технологических систем предварительно допущены к следующему этапу испытаний.
     
    Ракета 4МКС-Д. Работы проводились на стенд-старте с 13 по 28 августа 1986 г. Цели:
     - комплексная отработка технологии подготовки ракеты на стенд-старте;
     - определение технической готовности ракеты для испытаний в составе комплекса в соответствии с программой летных испытаний;
     - получение экспериментальных данных по динамическим испытаниям;
     - отработка эксплуатационной документации. Были проведены работы с ракетой 4МКС-Д и орбитальным кораблем МЛ1 в следующем объеме:
     - последовательная заправка блоков А керосином и блока Ц кислородом;
     - динамические испытания.
     Работы с ракетой 4МКС-Д на старте проводились с 29 августа по 4 октября 1986 г. Цели:
     - определение технической готовности ракеты для испытания в составе комплекса в соответствии с программой летных испытаний;
     - отработка эксплуатационной документации.
     Были проведены работы с ракетой в следующем объеме:
     - заправка блоков А керосином и кислородом с последующим сливом;
     - заправка блока Ц водородом;
     - огневые испытания системы дожигания водорода;
     - динамические испытания сухой и заправленной ракеты с целью идентификации расчетных и экспериментальных характеристик.
     Режимы заправки., обеспечение термостатирования и контроль - в норме.

Вадим Лукашевич

Цитировать
ЦитироватьРезюме:
По дате первой доставки 0.01 на Байконур - декабрь 1984 г. - сомнений нет.
Вадим, может быть это и есть твой второй источник, но на всякий случай цитирую из «Иллюстрированной энциклопедии самолетов ЭМЗ им. В.М. Мясищева, том 3, часть 1», стр. 226 :
Цитировать«В августе [1984 г.] после проведения рассчетных исследований было принято решение об опытной транспортировке 11Ф35 массой 50,5 т по маршруту Жуковский-Куйбышев-Ленинск. В качестве подготовки было выполнено два полета самолета 01502 с 11Ф35 N°0.01, а в декабре в соответствии с решением Совета главных конструкторов, осуществлена транспортировка 11Ф35 N° 0.01 на 01402.

На этом же Совете (8 октября 1984 года) было решено провести конструкторские проработки по транспортировке модуля кабины 11Ф35 внутри груза 3ГТ (груз 7ГТ).
Да, эта книга, раскрытая на указанной странице, лежит передо мной.
ЦитироватьКстати, если работы по 7ГТ дошли до конечной стадии к 1986 году, даже не было необходимости вернуть 0.01 в Москву для установки модуля кабины.
А вот это объясняют так. Первоначально 0.01, имевшая шифр МЛ1 (макетно-летная-первая), должна была использоваться для примерочных испытаний в МИКе ОК, а потом улететь в космос с первым пуском "Энергии". Поэтому при первой доставке на Байконур в конце декабря 1984 г. в носовой части вместо модуля кабины стоял массовый имитатор, представлявший собой сварную балку.
Но впоследствии было принято решение не пускать МЛ1 в космос, основные работы по вводу оборудования МИКа ОК провести с участием 0.04 (ОК-МТ), а 0.01 использовать для серии частотных испытаний (ГЧИ-1, -2, -3, -4, ВЧИ и еще что-то). Так как частотные испытания - это снятие жесткостных характеристик (и собственных частот) планера, то планер:
- должен быть штатным, т.е. комплектным - должен стоять штатный модуль кабины;
- должен был быть оснащен датчиками в разных местах.
И тут сыграла свою роль межведомственность. Груз 7ГТ состоял из элементов, используемых НПОЭ для своих изделий, принадлежало ему и поэтому всякое его применение требовало согласований с НПОЭ. А 0.01 принадлежал "Молнии", и она могла им распоряжаться по своему усмотрению. Технологически - что гонять (с погрузкой/разгрузкой) в Москву и обратно 7ГТ, что 0.01 - одинаково, а согласований гораздо меньше и проще. А так как на 0.01 все равно нужно было еще и датчики вешать, то для ускорения дела приняли решение вернуть 0.01 в Москву, не обращаясь к НПОЭ за 7ГТ.
Самое обидное, что документов нет: многостраничный паспорт 0.01 со всеми его перемещениями утерян; могли остаться какие-то формуляры, которые когда-то были переданы в НПОЭ, но там ничего не найдешь, да и вряд ли эти бумаги вообще хранились...
Цитировать
ЦитироватьПо факту и датам возврата в Москву и повторного возвращения 0.01 на Байконур - есть нестыковка с инфой Курочкина: по его данным, 11Ф35 МЛ (0.01) входил в состав 11К25 №4М-КС, которая с 29 августа 1986 г. примеривалась на стартовом комплексе.
То же самое и по 0.04: согласно Курочкину, комплекс №4М-КСП (c 0.04 ОК-МТ) примеривался в МЗК с 12 по 15 мая 1986 г.; это подтверждается и имеющейся кинохроникой (нижний правый ролик на странице www.buran.ru/htm/video5.htm )
Такие же даты дает Губанов (том 3, стр. 292)
http://www.buran.ru/htm/33-3.htm
ЦитироватьРакета 11Ф36П. Работы с ракетой и орбитальным кораблем МТ проводились с 13 по 16 мая 1986 года в монтажно-заправочном корпусе и старте. Осуществлялась примерка ракеты на установочном агрегате с площадками обслуживания и оконечными устройствами технологических систем на этих площадках. По результатам работ площадки комплекта и оконечные устройства технологических систем предварительно допущены к следующему этапу испытаний.
     
    Ракета 4МКС-Д. Работы проводились на стенд-старте с 13 по 28 августа 1986 г. Цели:
     - комплексная отработка технологии подготовки ракеты на стенд-старте;
     - определение технической готовности ракеты для испытаний в составе комплекса в соответствии с программой летных испытаний;
     - получение экспериментальных данных по динамическим испытаниям;
     - отработка эксплуатационной документации. Были проведены работы с ракетой 4МКС-Д и орбитальным кораблем МЛ1 в следующем объеме:
     - последовательная заправка блоков А керосином и блока Ц кислородом;
     - динамические испытания.
     Работы с ракетой 4МКС-Д на старте проводились с 29 августа по 4 октября 1986 г. Цели:
     - определение технической готовности ракеты для испытания в составе комплекса в соответствии с программой летных испытаний;
     - отработка эксплуатационной документации.
     Были проведены работы с ракетой в следующем объеме:
     - заправка блоков А керосином и кислородом с последующим сливом;
     - заправка блока Ц водородом;
     - огневые испытания системы дожигания водорода;
     - динамические испытания сухой и заправленной ракеты с целью идентификации расчетных и экспериментальных характеристик.
     Режимы заправки., обеспечение термостатирования и контроль - в норме.
Вот что на эту тему в материалах Курочкина:
ЦитироватьКомплекс 11Ф36 №4М-КСП; ракета 11К25 №4М (я не исключаю, что №4МП); корабль - отсутствует (но в вышеуказанной хронике безошибочно виден ОК-МТ (0.04).
Операции:
- 12.05.1986: погрузка изделия на ТУА №201 в МИК РН;
- 13-16.05.1986: примерочные испытания оборудования МЗК;
- 16.05.1986: перегрузка изделия с ТУА в МИК РН.
Мой коммент: скорее всего, Б.Губанов ошибается - трех дней недостаточно для того, чтобы, заехав в МЗК и что-то там испытать, потом заскочить на стартовый комплекс и тоже там что-то сделать. Только вертикализация ракеты занимает день, и столько же снятие со старта. Поэтому 13-16 мая 1986 г. ракета не была на старте, а только в МЗК, в этом эпизоде я верю Курочкину, а не Губанову.
ЦитироватьКомплекс 11Ф36.0000.Х26-0 №4М-КС; ракета 11К25 №4М-КС; корабль 11Ф35№МЛ.
Операции:
- 12.08.1986: погрузка изделия на Туа №201 в МИК РН;
- 13.08-28.08.1986: примерочные испытания на 17П31 (УКСС);
- 29.08.1986: транспортировка с 17П31 на 11П825л (левая ПУ стартового комплекса);
- 29.08-03.10.1986: работы на старте, закончившиеся отработкой заправки блока А нафтилом;
- 21.09.1986 (11:30-20:52) первая заправка на стартовом комплексе блока Ц водородом; при разрыве сварного шва коллектора над СК взметнулся горящий водородный столб;
- 29.09-30.09.1986: заправка блока Ц водородом после восстановления коллектора;
- 31.09-03.10.1986: профилактика двигателей 11Д122. Съем изделия с ПУ;
- 04.10.1986: перегрузка РН с ТУА в МИК РН
мой коммент: хотя я касательно дат считаю Курочкина самым точным источником, в сентябре всего 30 дней...

PS: вчера мне доверительно сообщили, что первый отдел одного из известных наших предприятий еще в прошлом году получил уведомление-предостережение (как я понимаю, с Лубянки) о недопущении каких-либо информационных контактов со мной, т.к. я якобы где-то выложил в открытых источниках "секретные характеристики" какого-то двигателя...
Клинические идиоты...
Знать бы еще, какого двигателя и где... :wink:

Вадим Лукашевич

ЦитироватьЭто несоответствие можно объяснить, если допустить, что Богдан ошибается, и доставка 0.04 с возвратом 0.01 на Байконур осуществлена не в 1986, а в 1985 году.
Да, так и есть - в 1985-м

PS: кстати, Сергей, на странице А.А.Усика http://buran.starjet.ru/index6.htm "битая" ссылка на Ю-туб, сообщающая:
- Видео недоступно, потому что связанный с ним аккаунт был удален из-за неоднократного нарушения авторских прав третьих лиц...

Вопрос - что там было за видео о ВМ-Т "Атлант"?
Если проблемы с Ю-тубом, давай я размещу видео у себя, а А.Усик просто использует ссылку так, что внешне источник (хостинга) вообще не будет виден.

grach

Вадим! Что там было за видео у Усика - не знаю. Можно спросить у админа сайта В.И.Коротченко. Но он сам находит всё видео в инете и просто собирает до кучи, как сам говорит "чтобы смотреть в одном телевизоре".
Касательно перевозок грузов 0ГТ...
Я лично обеспечивал  прием только  двух "планеров" летных изделий 1.01 (декабрь 1985) и 1.02 (март 1988).
Перевозка "макетов" происходила в мое отсутствие (командировка, стажировка, отпуск) так что собственной точной инфы не имею.
Есть мысль получить хронологию ВСЕХ перелетов транспортировщиков.
Это может быть в архивах Молнии или ЭМЗ.
Будем надеятся, что поможет в этом В.В. Студнев.

Вадим Лукашевич

ЦитироватьВадим! Что там было за видео у Усика - не знаю. Можно спросить у админа сайта В.И.Коротченко. Но он сам находит всё видео в инете и просто собирает до кучи, как сам говорит "чтобы смотреть в одном телевизоре".
Жалко...
Проблема в том, что "нормальных" видео с 3М-Т я вообще не видел. Какие секундные отрывки, фрагменты...
Это может быть где-то в архивах ЛИИ (ныне - студия "Крылья России"), но я с ними "в контрах" после взаимных обвинений в плагиате (с их стороны - необоснованных), и их хамства :(
ЦитироватьЯ лично обеспечивал  прием только  двух "планеров" летных изделий 1.01 (декабрь 1985) и 1.02 (март 1988).
В этих датах есть четкая уверенность?

PS:
вот, навеяло:
"На крутых поворотах машину бросает в кювет..."
www.buran.ru/images/jpg/P1250909.jpg

grach

Ну, если Вадим спрашивает - уверенности нет... :)
К тому же, когда принимался транспортировщик, я знал только тип груза: 0ГТ, 1ГТ, 2ГТ, 3ГТ... А что это конкретно и для чего - это знали в МИКе...
Только что переговорил со Студневым. К концу августа обещал найти инфу по полетам 3М-Т.

Вадим Лукашевич

Сергей, обрати внимание на еще одно разночтение.
Ты указываешь на прилет на ПК ОК в марте 1982 самолета 3М http://buran.starjet.ru/index3-4.htm
а А.Усик - 3М-Т  с Кучеренко и Генераловым http://buran.starjet.ru/index6.htm

Это разные трактовки одного и того же события (одна ошибочная), или в марте было два прилета - сначала 3М, а потом 3М-Т?

grach

Усик - не авиатор. Для него что 3М, что 3М-Т - одинаково...
Когда я начал собирать данные по первым полетам на ПК ОК, слышал о подобном, "примерочном" перелете. Все прояснилось, когда ко мне попали известные тебе фото П.Г. Орлова - это был 3М в марте 1982г. Предполагаю, что самолет арендовали у ВВС, а в составе его экипажа были как раз Кучеренко и Генералов. Через месяц они выполнили первую транспортировку 2ГТ на 3М-Т.

Спасибо за предыдущее фото. Красиво, но печально...

Кстати, на днях мне Евгений передал книгу "Венесуэла". Замечательная вещь, спасибо!

Вадим Лукашевич

С этой книгой занимательная ситуация - все прочитавшие ее хвалят в разной степени, даже незнакомые мне люди (возник даже один фанат, "открывший для себя нового Зощенко", затем  купивший КК и страшно разочаровавшийся из-за другого стиля, языкя и содержания :lol: ), но проблема "Венесуэлы" в выходе на своего читателя. Распространять ее по аналогии с КК нельзя, т.к. из-за отсутствия целевого читателя ей, конечно, место в книжных магазинах. Но с этим - труба

Теперь по делу. В результате вчерашних долгих вечерних обсуждений с Л.М.Богданом по доставке кораблей на Байконур вырисовывается такая картина - думаю, это окончательные данные, которые потом будут только уточняться:

0.01[/size]:
- первая доставка на Байконур (без кабины) в последних числах декабря 1984 г.;
- возврат в Москву в 20-х числах июля 1985 г.;
- возвращение на Байконур (со своим модулем кабины) в первой половине сентября 1985 г.

0.04[/size]:
- доставка на Байконур (со своим модулем кабины) в начале августа 1985 г.

1.01[/size]:
- доставка на Байконур в декабре 1985 г. (без кабины);
- доставка кабины в составе груза 7ГТ в первом квартале 1986 г.

1.02[/size]:
- доставка на Байконур (со своей кабиной) 23 марта 1988 г.

ЦитироватьСпасибо за предыдущее фото. Красиво, но печально...
У меня этой печали www.buran.ru/htm/foto26.htm
А сколько еще не выложено на сайт!

grach

У Усика есть описание приема 3М-Т с "макетом топливного бака РН" 15 марта 1982г. Вполне допускаю, что такое могло быть. Нужно уточнить, что за бак везли в апреле...
Надеюсь, что В.В. Студнев найдет достоверную информацию по перелетам.
К сожалению, из всех КВС 3М-Т, участвовавших в транспортировках, в живых остался только Архипенко...

Вадим Лукашевич

ЦитироватьУ Усика есть описание приема 3М-Т с "макетом топливного бака РН" 15 марта 1982г. Вполне допускаю, что такое могло быть. Нужно уточнить, что за бак везли в апреле...
Надеюсь, что В.В. Студнев найдет достоверную информацию по перелетам.
К сожалению, из всех КВС 3М-Т, участвовавших в транспортировках, в живых остался только Архипенко...
15 марта 1982 состоялся первый испытательный полет 3М-Т №01402 с грузом 2ГТ в ЛИИ (летчики Генералов и Архипенко).
Всего с 15 по 20 марта было выполнено 7 полетов. И только 31 марта 1982 г. межведомственная комиссия дала положительное заключение о возможности разовых перевозок штатных грузов по маршруту Куйбышев-Ленинск. И первые перелеты были выполнены 8 апреля (2ГТ) и 11 июня (1ГТ).
(это данные из книги мясищевцев, о которой упоминал Барт Хендрикс)

Поэтому, думаю, Усик в этом моменте ошибается

PS: ушел до понедельника, сорри

Вадим Лукашевич

Кто сможет объяснить следующие записи из байконурского этапа истории макетно-технологического корабля (0.04, ОК-МТ, 4М, 4МТ):
- 27.11-20.12.1986: КИ МС-285 с изделием 11Ф35 №4МТ (1-й заезд);
- 10.08-20.08.1987: КИ МС-285 с изделием 11Ф35 №4МТ (2-й заезд);
Что это (МС-285) такое, и куда заезжали?

PS: по работам и перемещениям РН 11К25 (№№4М/4МП, 3Д, 5С, 6СЛ, 1Л) на космодроме инфа есть, хотя и не полная,
а вот по макетным/технологическим кораблям (0.01 и 0.04) - совсем швах...

Вадим Лукашевич

По дате сдачи не скажу, но первый примерочный заезд в СДИ пустого ТУА (с подъемом стрелы) состоялся 15 мая 1989 г.
Соответственно, все работы в СДИ были позже (с 18.05.1989).

PS: пока отвечал, вопрос исчез... :lol:

m-s Gelezniak

ЦитироватьПо дате сдачи не скажу, но первый примерочный заезд в СДИ пустого ТУА (с подъемом стрелы) состоялся 15 мая 1989 г.
Соответственно, все работы в СДИ были позже (с 18.05.1989).

PS: пока отвечал, вопрос исчез... :lol:
Сам вспомнил :oops: .
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

МС - Макетная сборка. Заправка компонентов(возможно).
А что за разобранное ответвление перед СДИ? Для разъезда с чем то.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Вадим Лукашевич

Тогда вопрос - это это за макетная сборка с ОК-МТ?
Во-первых, это не может быть сборкой с ракетой - такого обозначения там просто нет, см. www.buran.ru/htm/rocrt3.htm ;
Во-вторых, если бы это было СДИ, МИК ОК, МИК РН, СК или МЗК, то у меня это было бы обозначено.
Но отмечу - в указанные периоды времени по использованию связки РН+ОКМТ у меня пробелы, как будто никаких работ вообще не проводилось, что сомнительно;
Ну и в-третьих - это помещено в разделе об отработке посадочной системы 17Н90 "Вымпел", намеренно или случайно...

Поэтому... хрен его знает
Может быть, это заезды на площадку огневых контрольных испытаний?
И вопрос к Сергею Грачеву - а на ВПП "Юбилейного" какие-нить работы с ОК-МТ выполнялись?

m-s Gelezniak

ЦитироватьТогда вопрос - это это за макетная сборка с ОК-МТ?
Во-первых, это не может быть сборкой с ракетой - такого обозначения там просто нет, см. www.buran.ru/htm/rocrt3.htm ;
Во-вторых, если бы это было СДИ, МИК ОК, МИК РН, СК или МЗК, то у меня это было бы обозначено.
Но отмечу - в указанные периоды времени по использованию связки РН+ОКМТ у меня пробелы, как будто никаких работ вообще не проводилось, что сомнительно;
Ну и в-третьих - это помещено в разделе об отработке посадочной системы 17Н90 "Вымпел", намеренно или случайно...

Поэтому... хрен его знает
Может быть, это заезды на площадку огневых контрольных испытаний?
И вопрос к Сергею Грачеву - а на ВПП "Юбилейного" какие-нить работы с ОК-МТ выполнялись?
Макетная сборка ПН ОК
Как минимум далжна быть отработка заправки 37-ого водой.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

grach

ЦитироватьТогда вопрос - это это за макетная сборка с ОК-МТ?
Во-первых, это не может быть сборкой с ракетой - такого обозначения там просто нет, см. www.buran.ru/htm/rocrt3.htm ;
Во-вторых, если бы это было СДИ, МИК ОК, МИК РН, СК или МЗК, то у меня это было бы обозначено.
Но отмечу - в указанные периоды времени по использованию связки РН+ОКМТ у меня пробелы, как будто никаких работ вообще не проводилось, что сомнительно;
Ну и в-третьих - это помещено в разделе об отработке посадочной системы 17Н90 "Вымпел", намеренно или случайно...

Поэтому... хрен его знает
Может быть, это заезды на площадку огневых контрольных испытаний?
И вопрос к Сергею Грачеву - а на ВПП "Юбилейного" какие-нить работы с ОК-МТ выполнялись?
Да, выполнялись.
Испытания и отработка комплекса средств наземного обслуживания (КСНО) ОК и тренировка боевого расчета послеполетного обслуживания. Информации по датам проведения не имею.

Вадим Лукашевич

Сергей, у тебя сказано, что при транспортировке 1.02 23 марта 1988 г. перед посадкой второй движок 3М-Т "задохнулся" сам.
А на "Молнии" мне рассказывали, что экипаж его сознательно выключил, чтобы он своим выхлопом не поджег вытекающую струю керосина с соседнего неисправного двигателя.
Где истина?

grach

Тогда об отказе двигателя я узнал не сразу... Тем более, что этот случай не "афишировался", а то бы шуму было много.
Детали ситуации узнал отсюда http://buran.ru/htm/str672.htm