РН Космос

Автор Луноход, 20.08.2009 12:49:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

У него же о Космосе-3/3М:
http://rusrocket.narod.ru/kosmos3.html
ЦитироватьПервый вариант ракеты-носителя имел индекс 65С3, в 1966 г. его сменили на 11К65, а после модернизации – на 11К65М. Построение индекса и причины его смены аналогичны РН 63С1 (см. статью о РН Космос/Космос-2). При этом система малой тяги (СМТ) и повторный запуск второй ступени были применены уже на 11К65, а отличие от нее 11К65М неизвестно. По другой версии, 11К65М отличается от 11К65 именно наличием СМТ. РН 65С3 задним числом было присвоено открытое название «Космос-1» (уже после прекращения полетов), 11К65 – «Космос-3», а 11К65М – «Космос-3М». Вариант К65Р использовался для суборбитальных пусков по программе испытания различных систем боевого оснащения МБР, а одноступенчатая К65УВ – для запусков по программе «Вертикаль».
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#101
СМТ была уже на 11К65 с 11Д47 (cм. книгу Середы).
 

Отличие 11К65 от 11К65М это замена двигателя второй ступени с 11Д47 на 11Д49.
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Резюмируя:
Стандартные индексы ГРАУ 11К63 и 11К65 введены в 1966 году.
Существовало две модификации РН Космос: 63С1 и 63С1М.
РН 65С3 задним числом было присвоено открытое название «Космос-1» (уже после прекращения полетов)
Космос-1 выдумали искусственно, чтобы обозначить 65С3, хотя 65С3 и 11К65 это по сути одна и та же ракета.

Осталось найти подтверждение использования в открытой печати названия Космос-2 для 63С1М.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитироватьSalo пишет: 
ЦитироватьТакая смена видимо связана с тем, что до 1966 г. и ракеты-носители и баллистические ракеты (БР) имели одинаковую первую цифру индекса – 8, и для того чтобы отличать ракету-носитель от БР, на базе которой она была создана, был удобен составной индекс. С 1966 г. ввели собственные первые цифры в индексах ракет для Сухопутных войск (9), РВСН (15) и ракет-носителей (11), вследствие чего обозначение было приведено к стандартному виду. 
Индекс "11" для космических РН появился раньше. Уже для ракет 11А57, 11А59.
Первые пуски 11А57 и 11А59 в 1963 году, 

ЦитироватьДля повышения грузоподъемности была проведена модернизация РН 63С1, модернизированная ракета получила индекс 63С1М. Грузоподъемность повысили за счет заправки в баки второй ступени переохлажденных компонентов топлива, имеющих большую плотность, применения в качестве первой ракеты Р-12У (8К63У, буква У означает универсальная, т.е. и для шахтных и для наземных стартов), отличавшейся от Р-12 новой СУ, ЖРД с измененной циклограммой работы и баками облегченной конструкции.
Чтото тут не то. С первого запуска 63С1 базировались на шахтной Р-12У и запускались из ШПУ "Маяк". 
А в Плесецке тоже использовалось переохлаждённое топливо?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьSalo пишет:
СМТ была уже на 11К65 с 11Д47 (cм. книгу Середы).
Есть данные что 11Д47 это масштабированный в три раза двигатель от лунной станции Е6. Их разработка была задана одним постановлением и велась параллельно. 
Так что повторный запуск и режим малой тяги на нём был исходно. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Вряд ли просто масштабированный, учитывая разные компоненты, но на уровне идеологии наверное да.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#106
http://www.krasm.com/Files/3177-Sineva_3-2017.pdf
ЦитироватьНачало ракетного производства

Основой успешной деятельности Красмаша по производству ракетно-космической техники и его последующего развития стали реконструкция завода и освоение первых образцов РКТ в период 1958-1965 годов, осуществленных под руководством директора П.А. Сысоева. Именно в это время были определены оптимальная структура производства и управления, созданы заново или перестроены технические службы, освоены базовые для производства РКТ технологии.
Несмотря на постоянно меняющиеся планы по месту строительства завода (вначале под землей, на глубине 200-300 м в Красноярске-26), планов выпуска и типов изделий (в 1958 году планировалось производство ракеты Р-7 с двигательной установкой 8Д74 и 8Д75; в 1960 году – ракеты Р-9 с ДУ 8Д716 и 8Д715 и, наконец, в 1961 году – ракеты Р-14 с ДУ 8Д514), уже к декабрю 1961 года первая ракета Р-14 в цехе сборки площадки No 2 (Красноярск-26) была собрана и прошла испытания. В январе 1962 года на Химзаводе было проведено первое испытание двигателя. Завод приступил к серийному изготовлению ракет Р-14. Всего их до 1965 года было изготовлено более 300 и развернуто 97 пусковых установок наземного и шахтного базирования. Этим ракетам была уготована долгая жизнь: они были сняты с боевого дежурства лишь в 1987 году.
В 1962 году Красмаш приступил к освоению ракеты-носителя 11К65 с двигателем 11Д614 и 11Д47. И уже в мае 1964-го первая РН 11К65 была отправлена на Байконур, где и состоялся ее первый запуск 18 августа 1964 года. На орбиту были выведены три первых сибирских спутника: «Космос-38», «Космос-39», «Космос-40». Всего по программе ЛКИ до конца 1965 года было произведено 14 запусков РН 11К65 с Байконура и один – с полигона Капустин Яр 28 августа 1964 года с выводом на орбиту двух первых сибирских КА типа «Стрела-1» («Космос-42», «Космос-43»).
В 1963 году завод приступил к серийному изготовлению ДУ 8Д710 для второй ступени РН 11К63, изготавливаемой в Перми. Эти двигатели выпускались до 1969 года. Постановка на производство этого двигателя потребовала освоения новых технологий обработки, сварки и пайки деталей из титановых сплавов и технологии сварки трением диска турбины с лопатками.
В 1964 году завод начал изготовление спутников связи «Молния-1» с ДУ 11Д414А и ДУ 11Д429. На его базе было разработано большое количество спутников связи различного назначения, которые серийно изготавливались на площадке No2 Красмаша. В период 1963-1964 гг по инициативе завода было организовано производство бытовых холодильников, массовое производство которых с названием «Бирюса» было начато в сентябре 1964 года.
Таким образом, в период 1959-1965 гг. было создано мощное высокотехнологичное производство РКТ, построен Химзавод с комплексом стендов для испытаний ракетных двигателей. При этом производственные мощности увеличились в три раза, объем продукции вырос также втрое. На заводе были решены многие социальные проблемы: введено в строй 186 тыс. кв. м жилья, реконструирован ДК имени 1 Мая, заново построен стадион «Енисей», детская дача «Алёнушка», общежитие на 1600 мест, сдана в эксплуатацию новая заводская поликлиника, построено два новых корпуса дома отдыха «Карасук», открыт филиал КПИ завод-втуз.
Этот славный и очень видный этап в истории предприятия связан с именами ряда выдающихся руководителей завода – профессионалов высокого класса, которые смогли в столь короткий период организовать выполнение огромного объема работ. К ним, безусловно, следует отнести: Сысоева П.А. – директора завода, Филимонова Н.Н. – главного инженера, Мосина Ф.М. – главного механика, Пендюрина В.Г. – начальника ОТК, Зоткина В.П. – главного технолога, Куприянова Н.Ф. и Китаева А.Я. – зам. главного конструктора ОКБ-10, Лисовика А.А. – главного сварщика, Ботяновского М.Г. – главного металлурга.
За заслуги в создании и производстве новой техники в период 1959-1965 гг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1966 г. Красмаш был удостоен второго ордена Трудового Красного Знамени. Большая группа работников была награждена орденами и медалями, директору завода П.А. Сысоеву было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Первая морская

В 1964 году Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР о создании ракетного комплекса морского базирования с БРПЛ РСМ-40 Красмаш был определен головным изготовителем. Это и принятое в 1965 году решение об организации серийного производства БРПЛ РСМ-25 стали определяющими в судьбе завода на многие десятилетия. Целями следующего пятилетия (1966-1970) стали освоение и запуск в серийное производство РСМ-25 (4К10) и создание технической и материальной базы по выпуску опытных изделий РСМ-40 (4К75) на всех этапах ее отработки. Одновременно с этим завод занимался изготовлением опытных образцов РН 11К65М с ДУ 11Д614 и 11Д49 для обеспечения ЛКИ этой ракеты, двигателя 8Д710, спутников типа «Молния» с КДУ 11Д414А.
Модернизированная РН 11К65М отличалась от базовой модели (11К65) наличием системы малой тяги (для реализации стабилизации ракеты на эллиптическом участке траектории и создания перегрузки перед повторным запуском) и новой ДУ 11Д49, в которой были реализованы семь режимов работы. Принципиально новым было то обстоятельство, что двигатель не требовал обслуживания на все время эксплуатации и проведения каких-либо контрольных операций, что потребовало от завода повышенной надежности контрольных операций в процессе изготовления. Первый пуск РН 11К65М с полигона Плесецк был осуществлен 20 июля 1967 года.
После завершения ЛКИ ракета 11К65М в декабре 1971 года была принята на вооружение, а ее изготовление в 1972 году было передано на объединение «Полёт» г. Омск. ДУ 11Д49 продолжались изготавливаться нашим заводом до 1992 года. 11К65М достойно несла службу около 50 лет в качестве основной, самой надежной и экономичной РН легкого класса и стала легендой наряду с РН среднего класса «Союз» и РН тяжелого класса «Протон». Всего было осуществлено около 450 пусков РН и выведено на орбиту более 1000 спутников Земли.
Освоение производства БРПЛ 4К10, одноступенчатой ракеты морского базирования с ДУ 4Д10, осуществлялось весьма тяжело. Конструкция ракеты отличалась (по тому времени) чрезвычайной новизной.
Так, в связи с утоплением двигателя в баке горючего, были исключены все разъемные соединения (только сварка и пайка). «Утопленность» требовала исключительной технологической дисциплины и, прежде всего, перехода от ручной сварки к сварке автоматами.
В конструкции ракеты было сразу несколько новшеств: совмещение функций нескольких элементов (корпусом ПрО стало вогнутое днище бака «О»), использование оболочек «вафельной» конструкции и многослойных днищ, применение прочногерметичных биметаллических неразъемных переходников. Особо следует отметить заводскую заправку ракеты компонентами топлива и ее «ампулизацию». Времени для основательной подготовки завода к выполнению госзаказа по ракетам 4К10 почти не было.
Ритм работы был предельно напряженным. Развертывалось строительство новых производственных объектов (цехи со специальными боксами для пневмовакуумных испытаний, цехи изготовления вафельных обечаек, цехи изготовления специальных кабелей и разъемов, участки сборки и испытаний приборных отсеков). Одновременно создавались технические отделы, занятые проведением испытаний на прочность и герметичность. Комплекс заводской заправки ракеты компонентами топлива был создан на стендовой базе Красмаша – Химзаводе.
Первая ракета, изготовленная и заправленная на заводе, была сдана заказчику в сентябре 1969 года. Это была победа заводчан: они не только наладили серийное производство ракеты 4К10 в сжатые сроки (около 4-х лет), но и создали, освоили и внедрили комплекс сварочного оборудования для получения прочных и герметичных сварных соединений, комплекс специального оборудования (камеры внешнего давления, барокамеры) для пневмоиспытаний, комплекс оборудования для мойки и вакуумной сушки контролируемых полостей и методики их применения.
Всё это станет серьезным заделом при освоении последующей ракеты морского базирования.
Ракеты 4К10 выпускались до 1974 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

https://twitter.com/anik1982space/status/1200159094507810829
Цитировать anik‏ @anik1982space                      30 июл.
НПОмаш выполняет работы по ликвидации стартового комплекса с двумя пусковыми установками на площадке 107 космодрома Капустин Яр, с которых в 1973-2006 годах были запущены 362 ракеты космического назначения Космос-3М и К65М-Р

 


anik‏ @anik1982space
Ликвидация идёт по плану: уже не видно мобильной башни обслуживания

 

                     13:06 - 28 нояб. 2019 г.  
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.krasm.com/Files/3853-Sineva_3-2019.pdf
Цитировать55 ЛЕТ ПЕРВОМУ ПУСКУ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «КОСМОС»
18 АВГУСТА 1964 ГОДА В 9:15 МСК С КОСМОДРОМА «БАЙКОНУР» СОСТОЯЛСЯ ПЕРВЫЙ ПУСК РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ «КОСМОС», ПРОИЗВЕДЕННОЙ НА КРАСНОЯРСКОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ. «КОСМОС» УСПЕШНО ВЫВЕЛ НА ОРБИ-ТУ  ТРИ МАКЕТА ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ - «СТРЕЛА-1».

Эскизный  проект  носителя  для  вывода  малых  и  средних  космических  аппаратов  на  круговые  и  эл-липтические орбиты был разработан в ОКБ-586 (сейчас ГКБ  «Южное»)  на  базе  одноступенчатой  ракеты  среднего  радиуса  действия  Р-14  (8К65У), которую Красмаш серийно изготавливал с 1961 по 1965 годы. ОКБ-586 разрабатывало и выпускало проектную документацию  по  ракете  до  осени  1962  года.  Затем  в связи с большой загрузкой генеральный конструктор  ОКБ-586  Михаил  Янгель передал разработку конструкторской документации ракеты в  ОКБ-10 (сейчас  ОАО  «Информационные спутниковые системы») под руководство Михаила Решетнёва. Серийное производство ракет и ракетных двигателей  осуществлялось  на  Красноярском  маши-ностроительном  заводе  (площадка  No3),  руководил  предприятием в те годы директор Петр Сысоев. В первой ступени 11К65 использовался модернизированный  двигатель  от  баллистической  раке-ты Р-14 с индексом 11Д614, разработанный в ОКБ-456  под  руководством  В.П.  Глушко.  Для  второй  ступени  ракеты  был  создан  многофункциональный  ракетный  двигатель  11Д47,  разработанный  в  ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева, отработка которого и серийное производство велись на Красмаше. Первые огневые испытания 11Д47 состоялись 4 августа 1963 года.Всего было выполнено 14 пусков ракеты 11К65, после чего производство РН был прекращено и завод начал серийно выпускать ее модернизированный вариант - 11К65М.
Модернизированный   двигатель   второй   ступени   получил  индекс 11Д49.  Этот двигатель, как и 11Д47, должен был обеспечить  вывод  второй  ступени  с  полезной  нагрузкой  на  заданную  эллиптическую  орбиту,  произвести  стабилизацию  второй ступени на эллиптической орбите, создать перегрузки для  обеспечения  повторного  запуска,  обеспечить  необходимую ориентацию ступени перед повторным запуском двигателя  для  доставки  полезной  нагрузки  (спутников)  на  круговую орбиту. Для выполнения заданных функций на двигателе было  реализовано  два  включения  и  семь  режимов  работы  –  подобных жидкостных двигателей для космических ракет больше никто в мире никогда не создавал.
Первый  успешный  пуск  РН  11К65М  был  произведен  15  мая 1967 года с полигона «Плесецк»: на орбиту был выведен ИСЗ серии «Космос» No 158.Основной объем работ по изготовлению как опытных образцов, отработке и доводке ракет 11К65 и 11К65М, так и двигателей 11Д47 и 11Д49 был осуществлен на Красмаше. В книге своих воспоминаний Борис Гуров, руководивший Красмашем  с  1966  по  1969  годы,  сделал  такую  запись:  «Ракета-носитель 11К65  и ее модернизированный вариант сыграли очень большую роль. На нем попадали в космос многие новые модели спутников такие, как «Циклон» и «Сфера», а также од-ним носителем выводились до 8-ми малых спутников в инте-ресах министерства обороны. Работа над 11К65, как и над предыдущей боевой ракетой 8к65, позволили заводу твердо стать на ноги в профессиональном смысле».В процессе производства опытных образцов ракет и двигателей  на  заводе  было  освоено  большое  количество  новых,  уникальных  технологий.  В  том  числе  –    технология  изготовления  обтекателя  полезной  нагрузки  и  узлов  разделения  ступеней  ракеты  и  разделения  ракеты  с  полезной  нагрузкой.   Освоены   также   технологии   изготовления   высотного   сопла  двигателя  с  открытыми  гофрами;  ротора  турбины  из  жаропрочного  сплава  с  лопатками,  получаемыми  методом  электроэрозии;  элементов  двигателя  из  высокопрочных  и  жаропрочных сплавов сваркой; высокоточных элементов агрегатов регулирования режимов двигателя.
Тот факт, что в процессе эксплуатации не предусматривалось  обслуживание  двигателя,  проведение  каких-либо  с  ним  операций  потребовал  от  завода  повышения  надежности контроля производства.
В  процессе  освоения  и  отработки  РН  11К65  и  11К65М  была  налажена    система  взаимодействия  с  поставщиками  комплектующих  элементов,  проводились  анализ  и  систематизация отказов, вырабатывались меры, чтобы избежать подобных  случаев  в  дальнейшем.  Дополнительно  на  Красмаше собирались конференции по качеству с привлечением разработчиков и изготовителей ПКИ.В  результате  всех  этих  мер  были  заложены  основы  той  системы   менеджмента   качества, которая и по сей день успешно действует  на предприятии.  Ракета-носитель  «Космос»  стала  одной  из  самых  надежных  не  только  в  нашей  стране, но и во всем мире, а завод получил бесценный опыт, который  был  использован  в  дальнейшем  при  создании  це-лого семейства баллистических ракет для подводных лодок.
11К65(М)  осталась  для  Красмаша  единственной  «космической»  ракетой,  которую  серийно  изготавливал  завод  вплоть  до  1971  года,  а  затем  передал  производство  омскому  ПО «Полет». Всего было выполнено более 900 запусков с различными  спутниками.  Уникальные  ракетные  двигатели  второй ступени 11Д49 Красмаш изготавливал до 1992 года.
За  заслуги  в  создании  и  производстве  современных  машин  и  новой  техники  и  успешное  выполнение  плана  1959-1965  годов  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  26  июля  1966  года  завод  был  награжден    орденом  Трудового  Красного Знамени. К орденам и медалям были представлены и  многие  красмашевцы,  а  директору  завода  Петру  Сысоеву  было присвоено звание Героя Социалистического труда.В настоящее время Красноярский машиностроительный завод  продолжает  работу  в  области  мирного  космоса.  Совместно с РКК «Энергия» Красмаш осуществляет работы по адаптации РБ 11С861-03 для использования с космическим ракетным  комплексом  «Ангара-А5»  при  запусках  космических  аппаратов  на  целевые  высокоэнергетические  орбиты.  В начале 2019 года сдан первый летный образец нового унифицированного  разгонного  блока,  имеющего  улучшенные  энергетические характеристики.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"