"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Veganin

Цитата: АниКей от 08.09.2021 08:20:42Владелец "Бурана" Даурен Муса о намерении забрать космический корабль в Россию: Кто им отдаст?
Казахское государство и отдаст,точнее - продаст. Похоже, этот вопрос уже решен на взаимовыгодной основе и только Даурен в пролете.
"А тем кто прочит SpaceX/Tesla/etc технологический провал и разорение, хочется сказать -- ребята, вам пора уже повзрослеть.
Надеяться на то, что у «соседа» ничего не получится, не делая при этом ничего самому -- это несусветная глупость." (C)
voyager-1

Павел73

Дежа вю какое-то. Однажды зачем-то у японцев выкупили крейсер Варяг. Хотя он уже давно был устаревшим и никому не нужным. Разве что как реликвия.

Нахрена нам вообще сдался этот Буран?! Чтобы помнить, как бездарно на него были потрачены колоссальные ресурсы?

АниКей

Цитатаmk.ru

Рогозин ответил казахскому бизнесмену, отказавшемуся отдавать "Буран"


Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин считает, что вся ответственность за удручающее состояние второго летного экземпляра орбитального корабля "Буран", а также макета корабля и ракеты "Энергия-М", хранящихся на Байконуре, лежит на их нынешнем владельце. Это гендиректор казахстанского частного АО "РКК Байконур" Даурен Муса.
В своем Facebook Рогозин отметил, что бизнесмен не предпринял ничего для надлежащего хранения этих машин. Их дальнейшее пребывание в этих корпусах грозит утерей матчасти.
По словам Рогозина, Мусе стоит "не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность", в которой он ничего не соображает, а оценить риски такого "безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин".
А еще глава "Роскосмоса" считает, что владелец "Буранов" использует сообщения в СМИ для разжигания страстей.
Сейчас правительство Казахстана через суд пыталось вернуть "Буран" в госсобственность для использования в музейных экспозициях. Пока безрезультатно. Рогозин же утверждает, что без разрешения казахстанских властей РФ не планирует вывозить "Буран". Тем не менее, российские специалисты регулярно проводят оценку технического состояния двух кораблей и ракеты. Результаты неутешительны.
Накануне, 8 сентября, глава казахстанского АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" Даурен Муса заявил, что многоразовым космическим кораблем владеет его компания и возвращать его РФ бизнесмен не намерен.
Он напомнил, что передавать корабль России отказались и суды Казахстана первой и второй инстанции. При этом он назвал судебные разбирательства "внутренними делами независимого государства". Суды продолжаются уже третий год.
Ранее отмечалось, что представители научно-производственного объединения "Молния", которое занималось разработкой корабля, побывали на космодроме Байконур. Там они провели встречу с представителями Роскосмоса, а также Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры и неназванной транспортной компании.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

grach

"Матчасть" утеряли ещё в 1994 году, когда подписывали договор аренды космодрома.

Veganin

ЦитатаМОСКВА, 9 сентября. /ТАСС/. Научно-производственное предприятие (НПО) "Молния" посещало Байконур с целью оценки состояния технического сооружения, в котором хранится летный образец "Бурана", планов по возвращению в Россию космического корабля у предприятия нет. Об этом в четверг сообщили ТАСС в пресс-службе НПО.

"Специалисты нашего предприятия посетили космодром Байконур только с целью оценки технического состояния сооружений, в которых находятся космический корабль "Буран", его макет и макет ракеты-носителя "Энергия-М". Данные изделия не являются собственностью Российской Федерации, никаких планов по их транспортировке у НПО "Молния" не существует", - отметили в пресс-службе.

В понедельник НПО "Молния" (разработчик "Бурана") сообщило, что специалисты провели осмотр летного образца космического корабля на Байконуре. Тогда же в пресс-службе уточнили, что по итогам встречи было принято решение, что разборку, транспортировку и последующую сборку корабля и макета необходимо проводить под авторским надзором НПО "Молния" как предприятия - разработчика орбитального корабля.

Позже гендиректор казахстанского АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" Даурен Муса заявил, что его компании принадлежит второй летный образец советского космического челнока "Буран", его не планируют передавать российской стороне. В феврале 2021 года специализированный межрайонный экономический суд города Алма-Аты отказал в удовлетворении иска о ликвидации АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" и возврате в госсобственность его имущества, в том числе второго летного образца советского космического челнока "Буран".

В свою очередь генеральный директор Роскосмоса Дмитрий Рогозин призвал владельца "Бурана" оценить риски безответственного поведения. Он подчеркнул, что Муса несет персональную ответственность за состояние уникальных машин (летного образца "Бурана" и макета космического корабля), но не предпринял ничего для их надлежащего хранения.
tass.ru/space
"А тем кто прочит SpaceX/Tesla/etc технологический провал и разорение, хочется сказать -- ребята, вам пора уже повзрослеть.
Надеяться на то, что у «соседа» ничего не получится, не делая при этом ничего самому -- это несусветная глупость." (C)
voyager-1

АниКей

ЦитатаГлавная → Публикации → Новости
Новости
#НПО Молния#Космодромы#Байконур#Буран
09.09.2021 15:45
НПО Молния: никаких планов по транспортировке «Бурана» у НПО Молния не существует
6 сентября 2021 года в ряде СМИ появилась информация о том, что Научно-производственное объединение «Молния» готовится вернуть космический корабль «Буран» из Казахстана в Россию. Якобы с этой целью специалисты НПО «Молния» недавно посетили космодром Байконур.
От имени НПО «Молния» официально заявляем, что специалисты предприятия посетили космодром Байконур только с целью оценки технического состояния сооружений, в которых находятся космический корабль «Буран», его макет и макет ракеты-носителя «Энергия-М».
Данные изделия не являются собственностью Российской Федерации, никаких планов по их транспортировке у НПО «Молния» не существует.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Цитата: Veganin от 09.09.2021 15:45:18Он подчеркнул, что Муса несет персональную ответственность за состояние уникальных машин (летного образца "Бурана" и макета космического корабля), но не предпринял ничего для их надлежащего хранения.

А Вы все "Назырбаевский старт", С-5...Ничего,  ничего конец года и 2022 год все определит - пойдет носитель "Ангара", КРК на Восточном и сразу остальные темы стухнут. Мне даже кажется и Маск больше присматривается к этому комплексу. Да..., Маск не футболист. Его не перекупишь....
1.КРК Ангара -доказывает, что Россия на многое способна. А Рогозина я уважаю!
2. Доводы на сверх траты разбиваются  графиками финансирования
3. Экологичность и независимость от капризов Казахстана - железный аргумент
4. Не хватает  КВРБ, водородной ступени и самой "малости" - возвращаемых ступеней

Павел73

Блин, вот не будили бы лихо, пока оно тихо... Хоть бы было из-за чего.

Sam Grey

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 09.09.2021 17:29:57
Цитата: Veganin от 09.09.2021 15:45:18Он подчеркнул, что Муса несет персональную ответственность за состояние уникальных машин (летного образца "Бурана" и макета космического корабля), но не предпринял ничего для их надлежащего хранения.

А Вы все "Назырбаевский старт", С-5...Ничего,  ничего конец года и 2022 год все определит - пойдет носитель "Ангара", КРК на Восточном и сразу остальные темы стухнут. Мне даже кажется и Маск больше присматривается к этому комплексу. Да..., Маск не футболист. Его не перекупишь....
В чем для СпХ будет выгода от использования любой площадки в Байконуре, и как/где оттуда сажать/транспортировать севшие ступени?

АниКей

«Буран» в обмен на голову хана Кенесары. О чем спорят глава «Роскосмоса» и владелец советского челнока
Автор K-News -
07:42, 10.09.2021


Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил о намерении вернуть в Россию второй летный образец космического челнока «Буран», который находится на Байконуре. Владельца собственности, гендиректора АО из Казахстана, планы Рогозина удивили, пишет Би-би-си.
Судьба советского многоразового космического корабля «Буран», совершившего единственный полет в 1988 году, долгое время мало кого из российских чиновников волновала.
С распадом СССР программа «Бурана» была закрыта -- на нее не было средств, а оба летных образца остались на территории теперь уже независимого Казахстана. Первый из них -- тот, что побывал в космосе -- погиб под обломками рухнувшего ангара на Байконуре в 2002 году.
Второй летный образец и макет «Бурана» находятся на территории музея истории космодрома Байконур. Еще один макет вывезли в Москву -- сейчас его можно увидеть на ВДНХ.
Спустя более чем 30 лет после первого и единственного полета «Бурана» в России озаботились судьбой советского челнока. В ноябре 2020 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что условия хранения второго «Бурана» и его макета «вызывают тревогу». По его словам, российская сторона готова выкупить корабль и ракету-носитель «Энергия», но они принадлежит неизвестному частному лицу.
Однако владелец «Бурана», как выяснилось, ни от кого и не скрывался. Им оказался гендиректор АО «Ракетно-космическая компания «Байконур» Даурен Муса. Он тут же ответил Рогозину.







РОГОЗИН


@Rogozin
·
15 нояб. 2020 г.
В ответ @AN_Popov и @gmikmuseum
Оставшийся Буран принадлежит частному лицу из Казахстана. Такие вот дела. Я пытался забрать его, выкупить, но понять, кто стоит за его владельцем, пока не удалось. То же касается и стоящей в МИКе ракеты Энергия-М.




Даурен Муса

@DaurenMussa

@Rogozin уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли «Буран 1.02» и ПМ «ОК-МТ 0.07» принадлежат не физ.лицу, а находятся на балансе АО «РКК Байконур». Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми. Это наша общая история.
1:36 PM · 17 нояб. 2020 г.


17

3

Копировать ссылку на твит

Даурен Муса

@DaurenMussa


Владелец "Бурана" Даурен Муса о намерении забрать космический корабль в Россию: Кто им отдаст?
Представители НПО "Молния" сообщили, что уже побывали на космодроме "Байконур" для решения вопросов транспортировки орбитального корабля на территорию РФ.

informburo.kz
2:48 PM · 8 сент. 2021 г.
5
5
Копировать ссылку на твит
Затем на полгода наступило затишье.
Новое обострение началось весной -- 26 мая 2021 года стало известно, что неизвестные проникли в ангар, где хранится космический корабль, и разрисовали его граффити.
Надписи вскоре смыли, но после происшествия «Роскосмос» установил у ангара круглосуточную охрану, для осмотра состояния челнока на Байконур выехали представители российского НПО «Молния».
Сообщалось, что специалисты ездили на Байконур в том числе «для решения вопросов последующей транспортировки орбитального корабля на территорию нашей страны». Позднее это сообщение было удалено с сайта предприятия.
В начале июня Рогозин заявил, что корабль нужно передать в один из музеев космонавтики, «чтобы его не постигла судьба первого «Бурана».
«В свое время [обсудим с Казахстаном судьбу «Бурана»]. Мы расследуем, как это как-то оказалось в руках частного владельца. Сейчас идет судебный процесс между правительством Казахстана и частным лицом. По нашим ощущениям, уйдет месяца три. За это время мы подготовим всю необходимую документацию.
Когда правительство Казахстана станет владельцем, появится ясность, с кем вести переговоры. Дальше мы на заседании российско-казахстанской межправкомиссии по Байконуру будем обсуждать, может ли российская сторона выкупить [корабль]», сообщил Дмитрий Рогозин (цитата по Интерфаксу).
Казахстанский визави Рогозина возмутился.
Цитата: undefinedДаурен Муса
 «Вся эта история с организованным визитом группы специалистов НПО «Молния» в ангар -- это инфовброс, в стиле такого же организованного визита группы художников -- граффитчиков туда же. На фоне непрекращающихся в России скандалов с отмыванием многомиллиардных денег чиновниками «Роскосмоса» в банках Сингапура и Гонконга жизненно необходимо создать имитацию бурной деятельности.
Суды и первой, и второй инстанции Казахстана отказали госкомимуществу в претензиях по отъему «Буранов». Вот только 2021 год -- год 60-летия полета Гагарина в космос -- уже заканчивается, а никакими достижениями российская промышленность, колоссально финансируемая бюджетными средствами, похвастать не может. Остаются только безосновательные спекуляции на тему вывоза макетов «Буранов» с территории арендуемого космодрома Байконур, брошенные в спешке ими же 30 лет назад. Которые принадлежат АО «РКК Байконур».
Никаких легитимных оснований у российских чиновников для таких демаршей нет. Если же судьба советских артефактов на территории другой независимой страны так их волнует, пусть срочно спасают распиленные подводные лодки, разрушенные памятники советским солдатам, и миллиарды народных денег, вывезенных в западные банки» (цитата из «Фейсбука»).
На этом казахстанский предприниматель не остановился. Он заявил об отсутствии достижений российской космонавтики и готовности отдать России «Бураны» в обмен на голову казахского хана Кенесары.
Справка Би-би-си: Кенесары хан (Кенесары Касымов) -- последний властитель Казахского ханства, которому в XIX веке подчинялись все три казахских жуза. В Казахстане почитается как лидер национально-освободительного движения. В 1847 году попал в плен и был казнен. Его голова, по преданию, хранится в Кунсткамере в Санкт-Петербурге (эта информация не находит официального подтверждения).
Цитата: undefined«Понимаете, год 60-летия полета Гагарина в космос уже завершается, а никакими достижениями российская промышленность, колоссально финансируемая народными деньгами, похвастать не может.
Остается только ухватиться за брошенные в спешке ими же 30 лет назад недостроенные макеты. Которые принадлежат АО «РКК Байконур».
Суды Казахстана первой и второй инстанции отказались возвращать «Буран» государству. Да, есть судебные разбирательства, но это внутренние дела независимого государства. Вывозить имущество другой страны, которое пока еще никаким легитимным образом не передано России, это что-то из разряда «спасения» золотого рояля Саддама...
Зная, что россияне достаточно щепетильны в соблюдении приличий, похоже, они готовят вывоз «уже оплаченного и купленного» товара. Только вот у кого и за что они его купили -- и на чей счет поступил сей откуп? Хотят забрать не в музей, а в лабораторию для НПО «Молния» для дальнейших работ по программе «Энергия-Буран»? Хотят забрать, но кто им отдаст?
Получается, для россиян независимость Казахстана и решения казахстанских судов не имеют никакого значения. Казахстан -- это история батырства и биев, традиций и уважения к достижениям предков. Я готов был и так подарить эти «Бураны» России взамен на голову Кенесары хана! Но миролюбивость и добрососедство начинают принимать за слабость, и перестают соблюдать элементарные приличия.
Время сутяжников, проходимцев и предателей пройдет и покроется пылью. В истории сохранятся имена только настоящих батыров и патриотов. Если для них Казахстан и решение казахстанских судов не указ, хочу официально заявить, что международные суды никто не отменял, и все, кто будет причастен к этому беспределу, получат свои заслуженные наказания, каждый по мере тяжести своего преступления.
Я уверен, что в Казахстане есть еще батырство, честь и достоинство» (цитата из «Фейсбука»).
После этого возмутился уже глава «Роскосмоса».
Цитата: undefined«Даурен Муса, вы несете персональную ответственность за состояние этих уникальных машин, но не предприняли ничего для их надлежащего хранения. Дальнейшее пребывание обоих «Буранов» и «Энергии-М» в этих корпусах грозит утерей матчасти. Вам стоит не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, в которой вы ничего не соображаете, а оценить риски вашего, на мой взгляд, безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин.
Вы прекрасно знаете, что мы без согласия казахстанских властей не можем даже планировать вывоз не принадлежащего нам имущества в Россию, зато вынуждены нести расходы на его охрану. Оценки технического состояния обоих «Буранов» и ОН «Энергия-М» проводятся нами регулярно, и эти оценки неутешительны. Но вам не стоит использовать сообщения в СМИ о техническом аудите в качестве повода для разжигания страстей. С нетерпением ждем исхода судебного процесса, надеясь, что в итоге «Бураны» обретут более заботливого хозяина или заставят вас вложить хоть один тенге в дело сохранения экспонатов, имеющих мировое значение» (цитата из «Фейсбука»).
На фоне скандала уже казахстанские власти пообещали вернуть «Бураны» в госсобственность.
Как заявил РИА Новости министр цифрового развития Казахстана Багдат Мусин, руководство страны считает незаконной передачу «Буранов» частному лицу. При этом он признал, что законность этой сделки оспаривается в судах уже третий год.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Цитата: Sam Grey от 09.09.2021 19:24:02
Цитата: undefinedА Вы все "Назырбаевский старт", С-5...Ничего,  ничего конец года и 2022 год все определит - пойдет носитель "Ангара", КРК на Восточном и сразу остальные темы стухнут. Мне даже кажется и Маск больше присматривается к этому комплексу. Да..., Маск не футболист. Его не перекупишь....
В чем для СпХ будет выгода от использования любой площадки в Байконуре, и как/где оттуда сажать/транспортировать севшие ступени?

Я не понятно высказался - имел ввиду, что Маск присматривается к комплексу "Восточный". Байконур, Тюратам, Ленинск ему вообще неинтересны. Надеюсь, что нашему думающему генералитету от ВКС тоже. Иначе зачем было затевать все это в 1994 году. Именно от военных все шло!
1.КРК Ангара -доказывает, что Россия на многое способна. А Рогозина я уважаю!
2. Доводы на сверх траты разбиваются  графиками финансирования
3. Экологичность и независимость от капризов Казахстана - железный аргумент
4. Не хватает  КВРБ, водородной ступени и самой "малости" - возвращаемых ступеней

Sam Grey

Цитата: Сергей Георгиевич Петропавловский от 10.09.2021 18:52:49
Цитата: Sam Grey от 09.09.2021 19:24:02
Цитата: undefinedА Вы все "Назырбаевский старт", С-5...Ничего,  ничего конец года и 2022 год все определит - пойдет носитель "Ангара", КРК на Восточном и сразу остальные темы стухнут. Мне даже кажется и Маск больше присматривается к этому комплексу. Да..., Маск не футболист. Его не перекупишь....
В чем для СпХ будет выгода от использования любой площадки в Байконуре, и как/где оттуда сажать/транспортировать севшие ступени?

Я не понятно высказался - имел ввиду, что Маск присматривается к комплексу "Восточный". Байконур, Тюратам, Ленинск ему вообще неинтересны. Надеюсь, что нашему думающему генералитету от ВКС тоже. Иначе зачем было затевать все это в 1994 году. Именно от военных все шло!
Понятнее не стало, извините. Что означает "Маск присматривается к комплексу "Восточный"? Он хочет построить там стартовый комплекс? Для какой РН? С какой целью?

Space books

https://naked-science.ru/article/cosmonautics/burya-vs-dead-khan-head


Цитата«Буря» за голову хана: как возник скандал вокруг «Бурана» и можно ли спасти корабль
 
Гендиректор «Роскомоса» и казахский владелец последнего летного экземпляра «Бурана» поругались в интернете из-за того, кому может принадлежать советское наследие на Байконуре. После недавней новости о том, что российская сторона провела оценку состояния челнока для подготовки к его транспортировке, бизнесмен Даурен Муса высказал негодование. Он заявил, что передача «Бури» невозможна. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин не замедлил ответить.
 
«Буря» за голову хана: как возник скандал вокруг «Бурана» и можно ли спасти корабльогозин
 
 ©Подъём, Telegram
История сохранившихся экземпляров «Бурана», как это часто бывает с советским наследием, трудна, некрасива и полна самых разных споров. Второй летный экземпляр корабля-ракетоплана многоразовой космической системы сейчас хранится на Байконуре и принадлежит казахской частной фирме.

Очередной виток «скандалов, интриг и расследований», связанных с сохранившимися на Байконуре реликтами советской программы «Энергия -- Буран», запустило 6 сентября НПО «Молния». Пресс-служба предприятия опрометчиво опубликовала новость о том, что его представители побывали на космодроме и осмотрели оба хранящихся там экземпляра челнока -- второй летный и технологический макет. Сообщение вызвало неподдельный интерес не только у энтузиастов от космонавтики, но и у широкой публики.
«Буря» в монтажно-заправочном комплексе, фото опубликовано в 2015 году, но точная дата, когда сделан снимок неизвестна (предположительно, за пару лет до этого) / ©Ralph Mirebs, LiveJournal«Буря» в монтажно-заправочном комплексе, фото опубликовано в 2015 году, но точная дата, когда сделан снимок неизвестна (предположительно, за пару лет до этого) / ©Ralph Mirebs, LiveJournal
В тексте на сайте НПО «Молния» упоминалось о целой делегации, состоящей из представителей самого предприятия, вышестоящего «Роскосмоса», неназванной транспортной компании, а также сотрудников Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Последняя организация, как сообщалось, вовсе сыграла роль инициатора всего мероприятия. Попытки по горячим следам получить разъяснения в пресс-службах «Роскосмоса» и ЦЭНКИ претерпели неудачу: все доступные представители госкорпорации и ее дочерних структур честно отвечали, что комментариев дать не могут.
Иными словами, сотрудники НПО «Молния», то ли из благих намерений (обрадовать фанатов отечественной космонавтики, что «Бураны» не забыты), то ли из корыстных побуждений (привлечь внимание прессы к предприятию и повысить свою значимость в глазах начальства), выпустили новость, не согласовав с вышестоящими инстанциями. При наличии опыта активной работы с общественностью и желания заниматься формированием общественного мнения никакой проблемы в этом бы не было. Но в российской ракетно-космической отрасли так не принято поступать, поэтому сейчас новость удалена (но интернет, естественно, все помнит).
  •  
Очень тонкий лед

На первый взгляд, сообщение на сайте «Молнии» не выглядело чем-то предосудительным, подозрительным или угрожающим международным отношениям. Но это если забыть правовой статус всего, что находится на Байконуре. Россия гордится эксплуатацией первого в мире и самого крупного космодрома, но на деле ничем там не владеет. После того как все республики СССР начали самостоятельное существование, недвижимость и большая часть оборудования на космодроме перешла в собственность Казахстана банально из-за своего месторасположения. В какой тип имущества определять «Бураны» -- вопрос риторический, но фактически они все стали казахскими.
После бурных девяностых, в относительно спокойные нулевые, на самом крупном в мире космодроме удалось навести некоторый порядок. В общих чертах это выглядит так: российская сторона арендует нужные для своей деятельности площадки и оплачивает большую часть средств, идущих на обеспечение всего Байконура, включая город рядом. Те объекты, что не использует «Роскосмос» или его дочерние структуры, -- фактически гниют. Например, летавший в космос «Буран», изделие 1.01, полностью погиб под обвалившейся из-за отсутствия ухода крышей монтажно-испытательного корпуса.
А БТС-002 ОК-ГЛИ (Изделие 0.02) трудно даже назвать макетом, поскольку он представляет собой полноценный самолет-аналог «Бурана». По массе, развесовке и аэродинамическим характеристикам он полностью идентичен космическому кораблю, поскольку использовался для испытаний систем для атмосферного полета. Чтобы ОК-ГЛИ мог взлетать с аэродрома, в его хвостовой части установили четыре турбореактивных двигателя, а топливный бак разместили в грузовом отсеке. Сейчас находится в Музее техники города Шпайер (Германия) / ©Gandvik, WikimediaА БТС-002 ОК-ГЛИ (Изделие 0.02) трудно даже назвать макетом, поскольку он представляет собой полноценный самолет-аналог «Бурана». По массе, развесовке и аэродинамическим характеристикам он полностью идентичен космическому кораблю, поскольку использовался для испытаний систем для атмосферного полета. Чтобы ОК-ГЛИ мог взлетать с аэродрома, в его хвостовой части установили четыре турбореактивных двигателя, а топливный бак разместили в грузовом отсеке. Сейчас находится в Музее техники города Шпайер (Германия) / ©Gandvik, Wikimedia
Второй летный экземпляр, 1.02 «Буря», который так и не поднялся в воздух, но был почти доделан (готовность -- около 96%), хранится вместе со своим технологическим макетом (ОК-МТ, изделие 0.15, предназначался для отработки предстартовых испытаний) в монтажно-заправочном комплексе (МЗК). Кому принадлежит макет -- не уточняется, а вот изделие 1,02 находится в собственности частной компании АО «Ракетно-космическая компания «Байконур». На ее баланс это имущество с богатой историей попало в результате серии трансформаций нескольких юридических лиц с государственным и частным управлением. Схема была не самой прозрачной, и правительство Казахстана несколько лет пытается оспорить принадлежность космического корабля.
Причем в этих взаимоотношениях были задействованы не только пара бизнесменов и казахстанские госструктуры, а еще входящая в структуру «Роскосмоса» легендарная РКК «Энергия» имени С. П. Королева. Дополнительно ситуацию обостряет недавнее напоминание российской стороны о музейной ценности «Бури». На эту тему разговоры вели давно, однако особое внимание она получила после того, как в начале года стало известно, что уличные художники пробрались в МЗК и нанесли на оба корабля граффити. В подобной обстановке любые действия, которые можно истолковать как намек на возможную экспроприацию спорного имущества, выглядят спичкой, брошенной в лужу бензина. Что, собственно говоря, и произошло.

Реакция

Нынешний владелец 80% акций РКК «Байконур», бизнесмен Даурен Муса, судя по всему, узнал о прошедшей инспекции подконтрольного ему имущества из прессы. Поскольку отреагировал на своей фейсбук-странице лишь спустя два дня. Его пост нельзя охарактеризовать иначе как негодование. Сообщение длинное и эмоциональное, так что приведем лишь основные тезисы.
©Даурен Муса, Instagram©Даурен Муса, Instagram
В первую очередь споры о праве собственности на раритетные космические корабли -- внутренний вопрос Казахстана. Муса подтверждает, что сейчас идут судебные тяжбы, но в них не фигурируют российские компании или организации. Более того, он отмечает, что суды первой и второй инстанций уже признали правоту РКК «Байконур» и отказались возвращать «Бурю» государству. Таким образом, любые обсуждения его транспортировки, тем более некое начало подготовки к этому процессу российской стороной, -- прямое посягательство на частную собственность юридического лица другой страны.
Бизнесмен не обошел вниманием и публичность этого процесса, причем, как он сам считает, такой жест сделан намеренно. По словам Мусы, российской космонавтике нечем гордиться в год 60-летия полета Юрия Гагарина, вот и устраивают шоу. В ответ он предложил вспомнить о коррупционных скандалах в «Роскосмосе» и намекнул, что за «Бурю» казахстанским чиновникам тоже уже могли «занести». Закончил бизнесмен свой пост напоминанием согражданам о необходимости чтить интересы родной страны, а также о наличии международных судов. В последние он планирует обращаться, если по какой-то причине казахстанские инстанции все-таки отнимут у РКК «Байконур» космический корабль.
Цитата: undefined«Я готов был итак подарить эти Бураны России взамен на голову Кенесары хана! Но миролюбивость и добрососедство начинают принимать за слабость, и перестают соблюдать элементарные приличия», -- написал Муса (орфография и пунктуация автора сохранены).
Кенесары Касымов -- видный политик и военный, последний хан всех трех казахских жузов, правивший с 1841 по 1847 год. После того как в 1822-м император Александр I издал указ о ликвидации ханства на территориях современных Казахстана и Киргизии, там возникло освободительное движение. Кенесары был одним из лидеров восстания, и некоторое время ему удавалось поддерживать самобытную казахскую государственность. Но в результате междоусобицы 1847 года он потерял войско в бою и сначала попал в плен к киргизам, а затем его казнили.
Голову Кенесары они подарили генерал-губернатору Западной Сибири Горчакову, куда она делась впоследствии -- неизвестно. В Казахстане бытует легенда, что голова хана хранится в Кунсткамере или Эрмитаже. Хотя сотрудники этих музеев и российские историки не раз пытались опровергнуть такую версию, в июне этого года Путин лично пообещал Назарбаеву помочь разыскать останки Кенесары Касымова и вернуть на родину. Для многих современных казахов его личность важна и представляет собой символ независимости (от России, конечно) в истории страны.
Ответ Рогозина и НПО «Молния»

Пройти мимо такого резкого заявления Дмитрий Олегович, очевидно, не мог, поэтому тоже высказался на своей странице на фейсбуке. Он обвинил бизнесмена в разжигании страстей из-за рядового технического аудита. По словам главы «Роскосмоса», такие оценки состояния монтажно-заправочного комплекса и обоих изделий в нем сотрудники государственной корпорации проводят регулярно. Также Рогозин заявил, что Муса ненадлежащим образом обращается с историческим наследием, и пожелал ему вложить хоть один тенге в их сохранение. Наконец, руководитель «Роскосмоса» и вовсе заявил, что из-за беспечности собственника оба корабля могут быть утрачены.
Стоит отметить, что такой ответ, который во многом выглядит разумным и обоснованным, игнорирует главную претензию Мусы. В сообщении НПО «Молния» четко видна подготовка к перевозке «Бури»: на выездном совещании (как официально называлось мероприятие) присутствовали представители транспортной компании, а одним из его выводов стало решение проводить разборку челнока, логистику и последующую сборку под надзором инженеров «Молнии» (предприятие разрабатывало корабль).
Еще один, четвертый из сохранившихся макетов «Бурана» -- массогабаритный «примерочный» ОК-МЛ1 (изделие 0.04). Долгое время стоял бесхозным на открытой площадке для огневых испытаний, но в 2007 году его превратили в экспонат музея на космодроме Байконур. В грузовом отсеке организована экспозиция, в бытовом находится миниатюрный кинозал для демонстрации документальных фильмов, а в кабине посетители могут посидеть и потрогать своими руками органы управления (но не все они аутентичные) / ©Naked Science, Василий ПарфеновЕще один, четвертый из сохранившихся макетов «Бурана» -- массогабаритный «примерочный» ОК-МЛ1 (изделие 0.04). Долгое время стоял бесхозным на открытой площадке для огневых испытаний, но в 2007 году его превратили в экспонат музея на космодроме Байконур. В грузовом отсеке организована экспозиция, в бытовом находится миниатюрный кинозал для демонстрации документальных фильмов, а в кабине посетители могут посидеть и потрогать своими руками органы управления (но не все они аутентичные) / ©Naked Science, Василий Парфенов
Ну и вишенкой на торте стал комментарий пресс-службы НПО «Молния» изданию Aviation Explorer, опровергающий ранее удаленное сообщение на собственном сайте. Представители предприятия рассказали журналистам, что никаких планов по транспортировке летного образца «Бурана» у них нет. Почему тогда изначально сообщалось, что именно этот вопрос рассматривали на «выездном совещании», никто не объяснил.

Реалистичность самой идеи

Справедливости ради стоит отметить, что перевозка «Бури» в Россию выглядит крайне сомнительной затеей. Причем сразу по нескольким причинам. Логистика челнока -- не просто головная боль, а невероятно дорогая задача, если выполнять ее с сохранением исходного состояния корабля. В целом виде или даже крупными фрагментами ни в один транспортный габарит «Бураны» не помещаются. Именно поэтому для них создавали Ан-225 «Мрия», способный перевезти челнок целиком буквально на своей спине по воздуху. Иным способом транспортировать их с Байконура невозможно: для железной дороги фюзеляж даже без крыльев слишком широкий, состояние автомобильных дорог там не позволит везти хрупкий груз, а судоходных рек нет и подавно.
  •  
В итоге летный экземпляр придется разбирать до относительно мелких узлов, для чего потребуется место, где это сделать, и специалисты, знакомые с производством челнока. Монтажно-испытательный корпус, где «Буря» находится сейчас, нельзя назвать безопасным для работы местом: он требует полноценной реконструкции. И рядом нет других ангаров, куда поместится челнок целиком.
Ну а инженеры, которые собирали эти космические корабли, либо уже ушли в мир иной, либо находятся в преклонном возрасте, и их трудоспособность под большим вопросом. Наконец, изделие 1.02 надо будет обратно собрать на месте экспозиции уже в России. Короче говоря, эвакуация наследия советской космической программы в музей займет несколько лет и будет стоить сотни миллионов рублей, если не миллиарды.
Естественно, всегда есть вариант распилить «Бурю» вдоль и поперек, как получится, затем спокойно перевезти железнодорожным транспортом и, сварив обратно поаккуратнее, поставить на постамент. Дешево, сердито, а в «потроха» корабля все равно туристов никто не пустит, так что какая разница, если их по пути просто выкинут?
Перевозка технологического макета «Бурана» -- полноразмерного комплексного стенда ОК-КС (изделие 0.03) из подмосковного Королева в Сочи. Из корабля удалили практически все оборудование, а фюзеляж разобрали на множество частей / ©Дмитрий Струговец, ТАССПеревозка технологического макета «Бурана» -- полноразмерного комплексного стенда ОК-КС (изделие 0.03) из подмосковного Королева в Сочи. Из корабля удалили практически все оборудование, а фюзеляж разобрали на множество частей / ©Дмитрий Струговец, ТАСС
Вот только смысла «спасать» таким образом летный экземпляр -- с точки зрения музейного дела -- очень мало: от исторического корабля все равно почти ничего не останется. На ВДНХ, в Подмосковье и Сочи уже стоят подобные памятники -- различные инженерные макеты «Бурана», которые превратили в экспонаты похожим методом. Если их недостаточно, можно собрать еще один внешне похожий фюзеляж и водрузить куда-нибудь. Курочить замечательную «Бурю» для этого и разводить международные скандалы никакой надобности нет, в сухой казахстанской степи корабль сохраннее будет.

АниКей

caravan.kz

Рамадан, конные прогулки и продюсирование в кино: как живет владелец скандального космоплана "Буран" Даурен Муса
Автор: Батырбек Имангалиев


Рамадан, конные прогулки и продюсирование в кино: как живет владелец скандального космоплана Фото - Караван
Чем крупный казахстанский бизнесмен предпочитает заниматься в свободное время, как он занимался продюсерской работой и даже получил спортивный "Оскар" за свои фильмы, и почему ему так и не удалось договориться с Россией о передаче космического корабля. 
Не так давно в СМИ появилась информация, что глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин ответил на заявления владельца космического корабля "Буран" Даурена Мусы. Российский чиновник обвинил казахстанца в ненадлежащем хранении шаттла и его макета. По словам Рогозина, дальнейшее пребывание "Буранов" в таком состоянии может обернуться печальными последствиями.
Ранее глава акционерного общества резко отреагировал на заявление России о возвращении космического челнока "Буран" и его макета. По его словам, никто с ним не проводил переговоров насчет перевозки шаттла. Он также отметил, что ракетоплан не является собственностью Казахстана.
Кроме того, "Роскосмос" решил взять под охрану сам достроенный "Буран", а также выразил готовность забрать его и изрисованный вандалами макет корабля в Россию, чтобы поместить в музей. Также глава ведомства Дмитрий Рогозин поспешил заявить, что правительство Казахстана станет владельцем "Бурана" после судебных разбирательств с РКК "Байконур". Данное высказывание возмутило Даурена Мусу.
Напомним, в ноябре прошлого года Дмитрий Рогозин сообщил о попытках выкупить второй достроенный космический корабль "Буран", который хранится на космодроме Байконур. Поэтому он искал владельца шаттла, коим оказался казахстанец Даурен Муса. Он ответил, что затратил много ресурсов, чтобы "наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми, потому что это наша общая история".
Чуть позже Муса отметил, что готов рассмотреть предложение Рогозина. Однако переговоры между РКК "Байконур" и "Роскосмосом" не состоялись. Причиной стали попытки казахстанских властей вернуть "Буран" в госсобственность.
Судебные тяжбы по поводу наследия советской аэрокосмической промышленности тянутся уже больше года. Несмотря на многочисленные разбирательства, стороны никак не могут прийти к соглашению, а владелец космического шаттла неоднократно обвинял российские власти в давлении и необоснованных обвинениях. В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, как живет глава АО "РКК "Байконур" Даурен Муса. 
Сам владелец "Бурана" также очень активно освещает всю ситуацию, связанную со спорами вокруг космического корабля. В своих соцсетях он регулярно выкладывает новые посты, где рассказывает о происходящем со своей стороны. 
И даже публикует ссылки на казахстанские онлайн-издания, чтобы подписчики могли сами разобраться, кто прав, а кто виноват. 
В свободное от работы время бизнесмен любит бывать на природе. Например, посещать Большое Алматинское озеро. 
А также увлекается лошадьми и конными прогулками. В его instagram-аккаунте можно найти множество фотографий, где он позирует вместе с этими грациозными животными. 
А во время священного месяца Рамадан он даже делился с подписчиками, как проводил ауызашар в большой компании. 
Интересно, что, помимо космоса, другой страстью бизнесмена является кино. Он неоднократно выступал в роли продюсера для ряда кинокартин отечественного производства. Например, он участвовал в создании фильма "Карта мечты". 
А самой известной его работой является казахстанский боевик "Весь мир у наших ног", где снимались не только наши соотечественники, но и зарубежные звезды, такие как Арманд Ассанте, Кэри-Хироюки Тагава и Майкл Мэдсен.
Г-н Муса даже выкладывал фотографии с презентации этого фильма в Казахстане. 
А также кадры с показа на кинофестивале "Евразия", где он получил награду в области боевых искусств и спортивных единоборств от Международной академии боевых искусств. В народе этот приз называют "спортивным Оскаром". 
Напомним, одно из самых эпатажных заявлений казахстанского бизнесмена заключалось в том, что он готов был передать "Буран" во владение "Роскосмоса" в обмен на голову Кенесары-хана. Глава российского ведомства Дмитрий Рогозин такой жест не оценил. На фоне скандала уже казахстанские власти пообещали вернуть "Бураны" в госсобственность, хотя и признают, что законность этой сделки оспаривается в судах уже третий год.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

ratel.kz

Как казахи спасали российские космические артефакты
Ратель


Генеральный директор АО "РКК Байконур" Даурен МУСА ответил Дмитрию РОГОЗИНУ на своей странице в Facebook.
 Скрытый текст:
Напомним, глава "Роскосмоса",возложил на казахстанского бизнесмена ответственность за удручающее состояние второго летного экземпляра орбитального корабля "Буран", а также макета корабля и ракеты "Энергия-М", хранящихся на Байконуре. Кроме того, российский чиновник посоветовал Даурену Мусе "не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, в которой он ничего не соображает, а оценить риски такого безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин".
"Уважаемый Дмитрий Олегович, в 2011 году, когда вы ещё не работали в российской ракетно-космической промышленности, меня в Москве с видом на Кремль награждали: "За личный вклад в создание изделий ракетно-космической техники" юбилейной медалью "50 лет первому полету человека в космос" от ПАО "РКК Энергия" имени С. П. Королева, и я был в списке аффилированных лиц данной ракетно-космической корпорации.

Я нес личную ответственность перед своей совестью и честью, когда не прошел мимо судьбы заброшенных советских космических кораблей. Где были сегодняшние лжепатриоты, когда надо было срочно спасать ракетные установки, подводные лодки, самолеты, крейсера, уникальные станки и заводы от распила? Когда пляска на останках былой цивилизации так всех забавляла? Где это все? Все это можно с архивов поднять и поинтересоваться их судьбой", - написал казахстанский бизнесмен.
Он напомнил, что экспонаты, имеющие мировое значение, с момента производства - изделие 1.02 "Буря" (серийный номер 2К 11Ф35) - второй лётный экземпляр первой серии орбитального корабля "Буран" и орбитальный корабль-макет ОК-МТ 0.07 (изделие 0.15 серийный номер 11Ф35МТ 4МТ) не покидали своей локации с площадки 112-а монтажно-заправочного комплекса (МЗК), на арендуемой Россией военизированно-охраняемой территории космодрома Байконур 6717 км², на которую можно зайти только получив соответствующее разрешение.
"Я не участвовал в приватизациях. Я приобрёл акции и спас предприятие с долгами, которое "заинтересованные лица" почему-то все время хотят ликвидировать. Вот здесь возникает вопрос "Почему?" Кстати, именно этот вопрос является "золотым вопросом".
50% акций предприятия, вместе с вышеперечисленными экспонатами я принял решение купить у вашего же российского государственного (!) предприятия "Роскосмос", в лице ПАО "РКК Энергия", уже после истории 2002 года с обрушением "кровли ангара" монтажно-испытательного корпуса (МИК) и уничтожением первого лётного Бурана, изделие 1.01. вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя "Энергия".
Этот акт мародерства и диверсии я воспринял как демонстративное кощунство над всей историей советского народа. То есть, корабль, совершивший полет в космос, способный выдержать колоссальные космические нагрузки, оказался разрушенным от того, что на него упала "кровля"? - пишет Даурен Муса.

По словам Мусы, экспонатам, имеющим мировое значение, грозило и второе "случайное обрушение кровли" монтажно-заправочного комплекса (МЗК), где они хранились. Крепежные конструкции, рассказывает предприниматель, уже были подпилены некими "заинтересованными лицами". И это несмотря на то, что все эти монтажные комплексы при Союзе были построены из высокопрочной стали военными инженерами с запасом прочности, способным выдержать ядерный удар.
"Но чиновничье бездушие и жажду наживы даже ядерный ангар вынести не в состоянии. Все эти годы я, без преувеличения, как заботливый хозяин спасал эти макеты от участи распила.
Ведь в течение всего этого времени 20% акций АО "РКК Байконур" всегда принадлежали государству в лице РГП "Инфракос" Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана. Руководителя РГП "Инфракос" уже осудили за организацию нелегального вывоза металлолома с космодрома.
Некоторые хайперы пытаются представить всю историю "Буранов", как "покупку казахстанским бизнесменом советского достояния, которое по праву принадлежит государству, и которое надо срочно спасать". Так я априори уже спас это самое достояние и сохранил его" .
При этом, по словам Даурена Мусы, если бы "Бураны" распилили, никто и не вспомнил бы о недостроенных макетах, которые были в спешке брошены в ангаре в надежде, что и они бесследно исчезнут, как их первый экземпляр.
"Я всегда был открыт для предложений, ждал, что когда-то российская космонавтика вспомнит о советских артефактах. Мы-то о своих сакральных артефактах, хранящихся в пыли российских хранилищ, никогда не забываем. Я готов был и так подарить эти "Бураны" России за голову Кенесары хана.

Но миролюбивость и добрососедство нельзя принимать за слабость, перестав соблюдать элементарные нормы приличия. Ваш интерес к макетам вполне понятен, я прямо ответил вам в вашем твиттере. Но вместо открытого, честного диалога двух людей, начались закулисные интриги и хайп. Взаимоотношения между людьми и странами строятся только на взаимном уважении".
Суды Казахстана первой и второй инстанции не нашли законных оснований в претензиях Комитета государственного имущества и приватизации МФ РК о ликвидации предприятия Даурена Мусы и о взыскании 14,8 млрд тенге - это стоимость 14 ракетных Блоков А, принадлежащих Казахстану, и которые 22.02.1996 г. Россия попросила согласно совместного письма от Роскосмоса и ПАО "РКК Энергия" под номером 594 на имя президента РК. Позже они были использованы Роскосмосом в проекте "Морской Старт".
"Пока Комитет государственного имущества и приватизации МФ РК третий год с завидной настойчивостью, не жалея бюджетные средства, судится с АО "РКК Байконур", чтобы ликвидировать предприятие и отобрать его имущество, к ним уже с официальным письмом обратился ПАО "РКК Энергия" филиал Байконур, в котором высказали свою обеспокоенность состоянием ангара и тем, что происходит с АО "РКК Байконур", на балансе которого находятся два макета Буран, так интересующие не только казахстанцев, но и россиян. И Байконырский департамент государственного имущества и приватизации МФ РК не нашел ничего лучше, как переадресовать этот запрос мне. Интересуясь у меня (!), что же происходит?", - рассказывает бизнесмен.
Он напомнил, что еще в сентябре 2016 года Комитет государственного имущества и приватизации МФ РК в официальном письме известил его о намерении осуществить приватизацию доли государства в АО "РКК Байконур" в виде 40 штук простых акций, что составлялдо 20 процентов от общего количества размещенных акций общества.
"Хотя я имел прекрасную возможность выкупить долю государства, я был категорически против, ведь предприятие было создано в исполнение договоренности президентов двух стран, когда передавали космодром Байконур в аренду, для обеспечения участия Казахстана в космических проектах России на космодроме.
АО "РКК Байконур" понимает интерес Роскосмоса и не находит удовлетворения во взаимных упреках: мы с Вами, Дмитрий Олегович, не конфликтующие стороны, а должны быть скорее союзниками, которым не безразлична судьба наших артефактов и космодрома", - заключил генеральный директор АО "РКК Байконур".
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

grach

Даурен Муса прав. Роскосмосу следует прислушаться и разобраться, кто начал курочить ОК 1.02. 
buran.ru/htm/1-02.htm

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитатаlenta.ru

Канадец пробрался на Байконур и восхитился советским «Бураном»
Олег Давыдов


Канадский фотограф Крис Лакхардт опубликовал на YouTube ролик, в котором запечатлел свое путешествие к советским челнокам «Буран», хранящимся на космодроме Байконур в Казахстане. Судя по видео, мужчина и его возлюбленная пробрались в ангар без официального разрешения. Увиденный советский летательный аппарат их восхитил.
Лакхардт и его партнерша вылетели в Казахстан из Пекина. На выходе из аэропорта они поймали такси: водитель согласился сначала отвезти пару до отеля, а на следующий день -- в ближайшую к Байконуру точку. Путешественник переживал за грядущее приключение, потому что боялся быть пойманным местными полицейскими.
«Прямо перед нашим прилетом мы узнали о двух людях, которые совершили такое же путешествие за пару дней до нас. Вместо того, чтобы быть осторожным и скрываться, один из них опубликовал весь свой план в соцсетях. И неудивительно, что один из них был задержан российскими военными патрулями недалеко от ангара», -- рассказал впечатленный автор блога. Он добавил, что эта ситуация заставила их быть предельно осторожными.
Мужчине и его возлюбленной пришлось пройти 38 километров по степи: часть дороги они преодолели ночью, чтобы не попасться на глаза патрульным. Через пару дней путешественники достигли своей цели.
«Вид передней части шаттла, выглядывающего из темноты -- тот момент, который мы никогда не забудем», -- сказал автор ролика. Вместе с партнершей они легли спать в ангаре, чтобы дождаться утра и осмотреть челноки при свете дня.
Пара провела весь следующий день в ангаре, исследуя челноки и снимая их со всех сторон. После заката путешественники незаметно покинули территорию Байконура и проделали обратный путь по пустыне пешком.
Канадец также описал историю своего путешествия на Reddit. Его рассказ поразил многих читателей. Кроме того, они оценили внешний вид «Буранов»: один из комментаторов написал, что они по какой-то причине выглядят «более русскими», чем шаттлы NASA. На это ему ответили, что российские инженеры, в отличие от американских, «просто делают то, что работает достаточно хорошо».
В конце мая группа уличных художников проникла на космодром Байконур и разрисовала недостроенный космический корабль «Буран». На корабле видны надписи «Добро», «Юра, мы приехали» и «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле».
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

grach

https://youtu.be/ShGHgtuyD6I
Тоже замечательный репортаж.
По русски...

АниКей

tass.ru

Рогозин призвал владельца "Бурана" передать этот корабль Байконуру



МОСКВА, 18 сентября. /ТАСС/. Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что космический корабль "Буран" находится в "жутком состоянии" и призвал владельца Даурена Мусу отдать его летный образец и макет городу Байконуру.
Цитата"Вот так вы сберегли "Бураны"? Вы себя называете их "ответственным собственником"? Полюбуйтесь: жуткое состояние этих машин на вашей совести. Пока не поздно, передайте эти машины городу Байконуру, казахстанскому городу. Пусть жители и гости Байконура любуются этим великим творением советской инженерной мысли",
- написал Рогозин в субботу на своей странице в Facebook.
Глава Роскосмоса предположил, что в городе найдутся люди, которые сохранят летный образец космического корабля и его макет для потомков.
Цитата"Но если "Бураны" останутся у вас, вы их окончательно угробите",
- убежден Рогозин.
В начале сентября НПО "Молния" (разработчик "Бурана") сообщило, что специалисты провели осмотр летного образца космического корабля на Байконуре. Тогда же в пресс-службе уточнили, что по итогам встречи было принято решение, что разборку, транспортировку и последующую сборку корабля и макета необходимо проводить под авторским надзором НПО "Молния" как предприятия. Позже в пресс-службе НПО сообщили ТАСС, что планов по возвращению в Россию космического корабля у предприятия нет.
В свою очередь гендиректор казахстанского АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" Даурен Муса заявил, что его компании принадлежит второй летный образец советского космического челнока "Буран", его не планируют передавать российской стороне. В феврале 2021 года специализированный межрайонный экономический суд города Алма-Аты отказал в удовлетворении иска о ликвидации АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" и возврате в госсобственность его имущества, в том числе второго летного образца советского космического челнока "Буран".
"Буран" - советский многоразовый космический корабль. 15 ноября 1988 года он был запущен с космодрома Байконур (ныне на территории Казахстана) с помощью ракеты-носителя "Энергия", совершил два витка вокруг Земли и выполнил посадку на территории космодрома. Полет проходил без экипажа, его длительность составила 205 минут. Образец, который побывал в космосе, был уничтожен из-за обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002 году. Сохранившийся летный образец "Бурана", который ни разу не побывал на орбите из-за того, что программа была свернута, и макет ракетоплана сейчас находятся на Байконуре.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!