Холивар Raptor vs РД0164, Мюллер vs Рачук

Автор Salo, 01.11.2013 15:02:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вернер П.

ЦитироватьSGS_67 пишет:
ЦитироватьПлейшнер пишет:
 Какая разница какова температура кипения. По определению и метан и водород в баке будут при температуре кипения.
Вы невнимательно читаете тему. Я уже говорил о том, что тепловые потоки в рубашку будут отличаться при пуске, именно из-за разницы в температурах кипения.
Соответственно, и её интенсивность.
Будут отличаться но не принципиально.
Начальное горение в камере НЯП обеспечивается за счет давления наддува баков. Ситуация отличалась  принципально если  бы начальное испарение обеспечивалось за счет теплоемкости камеры
ЦитироватьSGS_67 пишет:
ЦитироватьА на превращение их в газ надо затратить тепло, и примерно одинаковое количество что для метана что для водорода
Похоже, вы хотите просто поспорить, хоть по поводу данного положения никто и не возражал.
Насчёт теплотворной способности данных веществ тогда как?
-Думаю, что запуск водородника и метанника мало чем отличается
-Ничто не мешает сделать первоначальную "дыру" в камеру чуть больше, чтобы подать метана больше чем водорода

Salo

ЦитироватьSGS_67 пишет:
ЦитироватьSalo пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
Интересно было бы узнать, насколько они реальны.
Это наезд, или просто демонстрация ЧСВ?
:o  
Вопрос переадресовываю Вам же.
Двигатель экспериментальный. Могди привести лишь расчётные характеристики.
Экспериментальный двигатель проходил ОСИ по зарубежному контракту. Вы утверждаете, что итальянскому заказчику нагло соврали? :{}
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#862
ЦитироватьЗавершение серии огневых испытаний двигателя-демонстратора LM10-MIRA нового поколения для РН «Вега»

03.07.2014 АО "Конструкторское бюро химавтоматики"
В Воронеже успешно завершена серия огневых испытаний двигателя-демонстратора.
Российской компанией КБХА (г. Воронеж) и итальянской фирмой «Авио» завершено создание двигателя-демонстратора LM10-MIRA, призванного обеспечить модернизацию европейской РН «Вега».
Инновационный двигатель LM10-MIRA использует компоненты топлива «жидкий кислород – сжиженный природный газ (СПГ)», обладает тягой порядка 10 тс, и выполнен по безгазогенераторной схеме, имеющей большой потенциал для двигателей верхних ступеней ракет-носителей. Огневая отработка этого двигателя успешно проведена в мае-июне 2014 г. на стендовой базе КБХА.
Разработка кислородно-метанового двигателя для модернизации 3-ей ступени РН «Вега» является одной из главных целей программы «Лира», осуществляемой головной итальянской компанией ELV под эгидой и в рамках межагентского соглашения между Итальянским космическим агентством (ИКА) и Роскосмосом. По итогам предварительного согласования конфигурации, завершенной в декабре 2008 г., КБХА и «Авио» определена конструкция летного варианта двигателя. Параллельно были инициированы работы по проектированию, изготовлению и испытаниям полноразмерного двигателя-демонстратора.
В сравнении с летным вариантом, демонстратор имеет такую же термодинамическую схему, конструкцию и уровень тяги, но оптимизирован в части минимизации временных и финансовых затрат на его создание. В соответствии с данной целью, при разработке демонстратора был значительным образом использован существующий задел по двигателю-прототипу РД0146У, созданному КБХА. Компанией «Авио» были разработаны смесительная головка и турбонасосный агрегат горючего. На протяжении всех этапов создания демонстратора, команда специалистов «Авио» и КБХА, работая совместно, продемонстрировала истинный дух сотрудничества и в полной мере использовала шанс применить лучшие инженерные подходы из Европейской и Российской космических школ. Правильность выполненных работ по проектированию и изготовлению двигателя была успешно подтверждена экспериментальным путем при проведении огневых испытаний.
Для достижения главной цели испытаний были поставлены и решены следующие задачи:
 
    [/li]
  • исследование характеристик поджига и стабильности горения в широких диапазонах регулирования;
  • подтверждение охлаждающих свойств СПГ;
  • подтверждение работоспособности агрегатов двигателя;
  • исследование процессов запуска и останова двигателя;
  • многократный запуск в течение одного пускового дня;
  • запуск с имитацией условий вакуума.
При огневых испытаниях поставленные задачи выполнены в полном объеме. В конечном итоге проведено 11 включений и достигнуто более 660 с наработки. Во время огневых испытаний продемонстрирована возможность многократного запуска и регулирования двигателя, подтверждена возможность изменения внешних условий по компонентам топлива. Также были исследованы процессы захолаживания, запуска и выключения, поджига и горения в камере в условиях вакуума.
Полученные результаты и опыт, накопленный «Авио» и КБХА при выполнении совместных работ по созданию демонстратора, создали надежную техническую базу для разработки летного варианта двигателя для модернизированной РН «Вега»
http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=128


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

По-поводу запуска двигателя:
http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=129
ЦитироватьУспешное продолжение огневых испытаний российско-итальянского жидкостного ракетного двигателя

  24 июня 2014 года на испытательном стенде КБХА успешно продолжилась серия огневых испытаний кислородно-метанового двигателя LM10 MIRA, разработанного предприятием совместно с итальянской фирмой AVIO.
  Программа испытаний выполнена в полном объеме. В течение одного пускового дня подтверждена возможность многократного запуска двигателя, в том числе в условиях вакуума.
  Проведено четыре испытания двигателя длительностью 60 секунд каждое в земных условиях и одно испытание длительностью 60 секунд в высотных условиях.
  В испытании приняли участие представители компании AVIO.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

silentpom

он экспандерный или вытеснительный?

Salo

#865
Цитироватьsilentpom пишет:
он экспандерный или вытеснительный?
Ссылка
ЦитироватьИнновационный двигатель LM10-MIRA использует компоненты топлива «жидкий кислород – сжиженный природный газ (СПГ)», обладает тягой порядка 10 тс, и выполнен по безгазогенераторной схеме, имеющей большой потенциал для двигателей верхних ступеней ракет-носителей.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

И, кстати, сорокатонный прототип КБХА уже передало на ОСИ.
Там уже газогенераторная замкнутая схема. Какая именно пока не публиковалось.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьSalo пишет:
И, кстати, сорокатонный прототип КБХА уже передало на ОСИ.
Там уже газогенераторная замкнутая схема. Какая именно пока не публиковалось.
Из отчета КБХА: В рамках опытно-конструкторской работы по теме «ПМДУ-КБХА-Д2015» предприятием завершена подготовка производства и изготовлен стендовый образец жидкостного ракетного двигателя РД0162Д2А на топливе кислород-метан с тягой на уровне 40 тс с замкнутой окислительной схемой.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Валерий Жилинский

#869
ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
А ежли брать соотношение стоимостей парного и одиночного ТНА
Так в статье пишут не про парный ТНА и не про два ТНА а про двухвальный ТНА.
Лично у меня ассоциация с авиационным двухвальным двигателем, где один вал проходит сквозь другой
Понятно, что в данном случае это не нужно от слова "совсем". Это просто два вала, две турбины, два раздельных насоса - горючего и окислителя.

SGS_67

#870
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Будут отличаться но не принципиально.
Я вот перемножил все "непринципиальности", и у меня получилось, что время выхода на рабочий режим для метана должно быть минимум в 5 раз большим, чем для водорода, при использовании в похожих движках.

ЦитироватьНачальное горение в камере НЯП обеспечивается за счет давления наддува баков.
Начальное горение в камере не может обеспечиваться за счёт наддува баков. Наддув лишь обеспечивает начальную подачу компонентов топлива в тракт.

Цитировать Ситуация отличалась принципально если бы начальное испарение обеспечивалось за счет теплоемкости камеры
Именно за счёт неё начальное испарение и обеспечивается.
А также за счёт других "тёплых" элементов тракта.
Об этом уже было написано выше.

Цитировать-Думаю, что запуск водородника и метанника мало чем отличается
-Ничто не мешает сделать первоначальную "дыру" в камеру чуть больше, чтобы подать метана больше чем водорода
- Понятно, спасибо.
- Скажите, у вас есть предположения, почему время выхода на давление 40% от номинала для движка, РД-0162, схему которого вы приводили, составляет такую значительную величину - 4,2с в земных условиях?
Казалось, там должно быть всё в ажуре - крутит и подогревает окислительный ГГ, однако, всё не так...

Salo

#871
ЦитироватьВалерий Жилинский пишет:
ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
А ежли брать соотношение стоимостей парного и одиночного ТНА
Так в статье пишут не про парный ТНА и не про два ТНА а про двухвальный ТНА.
Лично у меня ассоциация с авиационным двухвальным двигателем, где один вал проходит сквозь другой
Понятно, что в данном случае это не нужно от слова "совсем". Это просто два вала, две турбины, два раздельных насоса - горючего и окислителя.
Так, да не совсем:
http://lpre.de/resources/articles/43694741.pdf
 
Две отдельные турбины.
На валу одной, приводимой окислительным газом из ГГ, первые ступени насосов окислителя и горючего.
На валу второй, приводимой подогретым в рубашке КС метаном, соответственно вторые ступени.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вернер П.

ЦитироватьВалерий Жилинский пишет:
ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьSGS_67 пишет:
А ежли брать соотношение стоимостей парного и одиночного ТНА
Так в статье пишут не про парный ТНА и не про два ТНА а про двухвальный ТНА.
Лично у меня ассоциация с авиационным двухвальным двигателем, где один вал проходит сквозь другой
Понятно, что в данном случае это не нужно от слова "совсем". Это просто два вала, две турбины, два раздельных насоса - горючего и окислителя.
Не исключено, что авторы именно это и имели в виду. Но то что Вы описали называется просто - "два ТНА". А не двухвальный

SGS_67

ЦитироватьSalo пишет:
Экспериментальный двигатель проходил ОСИ по зарубежному контракту. Вы утверждаете, что итальянскому заказчику нагло соврали?  :{}  
Умерьте свои фантазии, и не приписывайте собеседнику того, чего он не имел и в мыслях, а лишь задал простой вопрос.

Речь шла о РД-0146ДМ, а LM10 MIRA - двигатель с другой комплектацией, и неизвестными достигнутыми характеристиками.
За ссылки спасибо, хоть я их по наводке ув. Плейшнера уже прочитал, и не обнаружил ничего по сути своего вопроса.

Salo

ЦитироватьSGS_67 пишет:
Я вот перемножил все "непринципиальности", и у меня получилось, что время выхода на рабочий режим для метана должно быть минимум в 5 раз большим, чем для водорода, при использовании в похожих движках.
http://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=129
ЦитироватьВ течение одного пускового дня подтверждена возможность многократного запуска двигателя, в том числе в условиях вакуума.
Проведено четыре испытания двигателя длительностью 60 секунд каждое в земных условиях и одно испытание длительностью 60 секунд в высотных условиях.
И?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вернер П.

ЦитироватьSGS_67 пишет:
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Будут отличаться но не принципиально.
Я вот перемножил все "непринципиальности", и у меня получилось, что время выхода на рабочий режим для метана должно быть минимум в 5 раз большим, чем для водорода, при использовании в похожих движках.
А расчет можно посмотреть?
ЦитироватьSGS_67 пишет:
ЦитироватьНачальное горение в камере НЯП обеспечивается за счет давления наддува баков.
Начальное горение в камере не может обеспечиваться за счёт наддува баков. Наддув лишь обеспечивает начальную подачу компонентов топлива в тракт.
Речь про запальник
ЦитироватьSGS_67 пишет:
ЦитироватьСитуация отличалась принципально если бы начальное испарение обеспечивалось за счет теплоемкости камеры
Именно за счёт неё начальное испарение и обеспечивается.
А также за счёт других "тёплых" элементов тракта.
Об этом уже было написано выше
Было написано также про запальник, это куда более надежный источник тепла
ЦитироватьSGS_67 пишет:
- Скажите, у вас есть предположения, почему время выхода на давление 40% от номинала для движка, имеющего одновальный ТНА с двумя турбинами и ГГ в тракте окислителя (РД-0162), составляет такую значительную величину - 4,2с в земных условиях?
Там вроде речь шла не про РД-0162 а про некую экспериментальную установку, что впрочем не принципиально.
Если говорить про РД-0162 то турбина на окислительном газе раскрутила бы ротор на УРА, потому как на нее приходится 80% мощности. Проблема видимо в том что при более быстром запуске ( за счет окислительной турбины) в метановую турбину начнет поступать не газообразный а жидкий метан. Поэтому раскрутку приходится придерживать искусственно, имхо.

SGS_67

#876
ЦитироватьПлейшнер пишет:
Не исключено, что авторы именно это и имели в виду. Но то что Вы описали называется просто - "два ТНА". А не двухвальный
Здесь явный бардак в терминах.

Salo

#877
Процедура запуска RL10:
http://www.lpre.de/resources/articles/EXP_LPRE.pdf
ЦитироватьПеред каждым пуском двигателя необходимо захолаживание систем подачи и осаждение топлива в баках. Поэтому двигатель должен быть работоспособным на разных режимах, как это показано на рис. 15.
 

Режим I . Двигатель работает на компонентах, поступающих из баков под давлением
насыщенных паров, ТНА не вращается. Целью работы на этом режиме является создание
малой тяги для осаждения компонентов топлива в баках и полезное использование
компонентов при захолаживании системы подачи. Состояние компонентов изменяется от
перегретого пара до насыщенной жидкости. Тяга двигателя составляет около 1 % от
номинального значения.
Режим II . Двигатель работает на режиме малой тяги (5...25 %) с ТНА, вращающимся
под действием давления наддува топливных баков. Режим служит для осуществления
маневров на орбите с малыми приращениями скорости или для перехода на режим полной тяги после непродолжительной работы на режиме II, когда можно осуществить полный наддув баков и заполнить компонентами все магистрали.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Гость22

#878
В безгенераторной (испарительной) схеме начальная теплоемкость камеры используется только для испарения первой "порции" горючего для подачи в запальник. После этого (в RL10 ~0.3 с после команды "Старт" ) работающий запальник подогревает рубашку.

В RL10 начальная температура рубашки незначительно влияет на выход на режим:
 

Гость22

#879
По-поводу того, что метан хуже водорода при старте: отличия только количественные, но не принципиальные. Даже если метановый двигатель будет дольше выходить на режим, это не повлияет на миссию (там важен суммарный импульс). В крайнем случае поставят электроподогрев для начального питания запальника для уменьшения/стабилизации времени старта.

В многодвигательной ДУ тоже никаких проблем не будет, т.к. все двигатели будут в одинаковых условиях, с примерно одинаковой начальной температурой => время выхода на режим будет тоже олинаков. К тому же более "быстрый" двигатель можно "придержать" на пару секунд пока остальные не прогреются до той же степени.