Рабочая лошадка российской космонавтики в XXI веке

Автор Алекс Александрович Алмистов, 15.09.2013 16:57:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Рабочая лошадка российской космонавтики в XXI веке
(http://science.mirtesen.ru/blog/43471733033/Rabochaya-loshadka-rossiyskoy-kosmonavtiki-v-XXI-veke/?pad=1&announce=1&utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0, основной первоисточник - http://topwar.ru/33264-rabochaya-loshadka-rossiyskoy-kosmonavtiki-v-xxi-veke.html)
Многоразовая ракетно-космическая система на стартовом комплексе.
Графика НИИ высоких температур


Основу современной российской космонавтики составляют ракеты «Союз» и «Протон», которые были созданы в середине прошлого столетия. Почти все, что стартует в космос с российских космодромов, выводится на орбиты именно этими надежными, но изрядно устаревшими машинами. С целью обновления ракетного парка и обеспечения безусловного доступа России во все сегменты космической деятельности вступает в стадию летных испытаний новейший ракетный комплекс «Ангара». Это, пожалуй, единственный в мире космический ракетный комплекс, обладающий широким спектром возможностей по доставке в космос аппаратов массой от 4 до 26 тонн.

Сверхтяжелые принципы

Потребности в космических транспортных средствах ближайшего времени будут обеспечиваться ракетами «Союз» и «Ангара», но их грузоподъемности недостаточно для решения задач исследования Луны, Марса и других планет Солнечной системы. Кроме того, они осложняют экологическую обстановку в Амурской области потому, что их отработанные ступени будут падать либо в амурскую тайгу, либо в акваторию Охотского моря. Понятно, что ситуация эта вынужденная, это плата за обеспечение космического суверенитета России. Какой же станет эта плата, если будет принято решение о создании ракет сверхтяжелого класса для пилотируемых полетов на Луну?

Такие ракеты в нашей истории уже были: «Энергия» и Н-1. Основные принципы сверхтяжелой ракеты заложены и реализованы более 50 лет назад, поэтому для ее создания нужны только деньги. И если в третий раз будет создана ракета сверхтяжелого класса, то дополнительно около 320 тонн отработанного металла с остатками топлива ежегодно будет накапливаться в Амурской области.

Стремление сделать ракеты экологически безопасными и экономически эффективными привело к идее о возвращении первых ступеней ракет на космодром и их повторном использовании. Отработав положенное время, ступени должны снижаться в атмосфере и как самолет возвращается к месту старта. По такому принципу будет эксплуатироваться многоразовая ракетно-космическая система (МРКС).

МРКС как она есть

Многоразовая ракетно-космическая система была представлена специалистам и общественности на московском аэрокосмическом салоне в 2011 году. Система состоит из четырех многоразовых ракет-носителей (МРН) с возвращаемыми ракетными блоками (ВРБ). Весь ряд МРН грузоподъемностью от 25 до 70 тонн может быть скомплектован путем различных комбинаций двух основных модулей: первый модуль – возвращаемый ракетный блок (первая ступень), второй модуль – вторая одноразовая ракетная ступень.

В комплектации грузоподъемностью до 25 тонн (один ВРБ и один модуль 2-й ступени) многоразовая ракета может осуществлять запуски всех современных и перспективных пилотируемых и беспилотных космических аппаратов. В размерности 35 тонн (два ВРБ и один модуль 2-й ступени) МРН позволяет выводить на орбиту по два телекоммуникационных спутника за один пуск, доставку в космос модулей перспективных орбитальных станций и выведение тяжелых автоматических станций, которые будут использоваться на первом этапе освоения Луны и изучения Марса.

Важное преимущество МРН это возможность выполнения парных пусков. Для того чтобы запустить два современных телекоммуникационных спутника с помощью ракеты «Ангара», необходимо закупить десять ракетных двигателей стоимостью по 240 млн. руб. каждый. При запуске двух таких же спутников с помощью МРН будет израсходован всего один двигатель, стоимость которого оценивается в 400 млн. руб. Уменьшение затрат только на двигателях составляет 600%!

Первые проработки возвращаемого ракетного блока были выполнены в начале столетия и представлены на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в виде макета возвращаемой ступени «Байкал».

Позже, на этапе предварительного проектирования, выполнены работы по выбору компонентов топлива, решению проблем теплового нагрева, автоматической посадки и многих других проблем. Детально проанализированы десятки вариантов ВРБ, проведен тщательный технико-экономический анализ с учетом различных сценариев развития отечественной космонавтики. В результате был определен вариант МРКС, наиболее полно удовлетворяющий всему множеству современных и перспективных задач.


Посадка многоразовой ракеты-носителя с возвращаемыми ракетными блоками.
Графика НИИ высоких температур

На голубом газу

Решать проблему многоразового двигателя, было предложено путем применения в качестве горючего сжиженного природного газа (СПГ). Природный газ – это дешевое, экологически чистое горючее, которое обладает наиболее подходящими свойствами для использования в многоразовых двигателях. Подтверждение этому было получено в КБ Химмаш имени А.М. Исаева в сентябре 2011 года, когда был испытан первый в мире жидкостный ракетный двигатель на природном газе. Двигатель проработал более 3000 секунд, что соответствует 20 пускам. После его разборки и исследования состояния агрегатов были подтверждены все новые технические идеи.

Проблему нагрева конструкции было предложено решить путем выбора оптимальных траекторий, при которых тепловые потоки исключают интенсивный нагрев конструкции. Это позволяет отказаться от дорогостоящей теплозащиты.

Задачу автоматической посадки двух ВРБ и интеграции их в воздушное пространство России предложено решать путем включения в контур управления навигационной системы ГЛОНАСС и системы автоматического зависимого наблюдения, которая в ракетной технике не применялась.

Учитывая техническую сложность и новизну, создаваемой техники, опираясь на отечественный и иностранный опыт, обоснована необходимость создания летного демонстратора, представляющего собой уменьшенную копию ВРБ. Демонстратор можно изготовить и оснастить всеми штатными бортовыми системами, не проводя специальную подготовку производства. Такой летательный аппарат позволит проверить в реальных условиях полета все ключевые технические решения, заложенные в полноразмерном изделии, сократив технические и финансовые риски при создании штатного изделия.

Затраты на демонстратор могут быть оправданы благодаря его уникальным способностям выводить на высоту до 80 км по баллистической траектории объекты массой более 10 т, разгоняя их до скорости, превышающей скорость звука в 7 раз, и возвращаться на аэродром для повторного запуска. Изделие многоразового применения, созданное на его базе, может иметь важное значение не только для разработчиков гиперзвуковых летательных аппаратов.

Философия гибкости

Первая ступень – самая большая и самая дорогостоящая составная часть ракеты. Сократив производство этих ступеней за счет их многократного применения, можно существенно сократить расходы федеральных ведомств на запуски космических аппаратов. Предварительные оценки показывают, что для успешного выполнения всей существующей и перспективной космических программ, включая доставку автоматических станций на Луну и Марс, достаточно иметь парк всего из 7–9 возвращаемых ракетных блоков.

В МРКС заложена философия гибкости относительно конъюнктуры космической программы. Создав МРН грузоподъемностью от 25 до 35 тонн, Роскосмос получит систему, которая будет эффективно решать задачи сегодняшнего дня и ближайшей перспективы. При возникновении потребности в выведении более тяжелых аппаратов для полетов на Луну или Марс в распоряжении заказчика будет МРН грузоподъемностью до 70 тонн, создание которой не требует значительных затрат.

Единственная программа, для которой не пригодна МРКС, это программа пилотируемых полетов на Марс. Но эти полеты технически не осуществимы в обозримом будущем.

Сегодня стоит принципиально важный вопрос о перспективе развития средств выведения. Что создавать: одноразовую ракету сверхтяжелого класса, которая будет использоваться только в Лунной и Марсианской программах и, в случае их прекращения затраты в очередной раз будут списаны; или создавать МРКС, которая не только позволит осуществлять текущие программы пусков по цене в полтора раза меньше сегодняшней, но также может с минимальными доработками использоваться в Лунной программе и программе исследований Марса?

Автор Владимир Власенко
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и, потому никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону -  кармической неразрывности Вечности...


ЦитироватьSFN пишет:
Обратите внимание на тему МРКС http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic10696/
Да, спасибо. Дубль (в качестве поста) там увидел. Ну чтож тут теперь сделаешь ..о. ПО хорошему - надо эту тему стирать... :(
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и, потому никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону -  кармической неразрывности Вечности...

Что бы ветка  не пропадала - дополню её еще парой новостей из сугубо "журналистских" (непрофессиональных)  кругов ... Везде по ссылкам - есть обсуждения "чайников" ...  :) 
Российскую космическую отрасль ждут значительные перемены
(Источники: http://science.mirtesen.ru/blog/43917876088/Rossiyskuyu-kosmicheskuyu-otrasl-zhdut-znachitelnyie-peremenyi/?pad=1&announce=1&utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0, http://topwar.ru/33117-rossiyskuyu-kosmicheskuyu-otrasl-zhdut-znachitelnye-peremeny.html)
10 сентября 2013

Катастрофа в прямом эфире стала серьезным ударом для всей российской космической отрасли. Речь идет об аварии ракеты «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС на борту, которая произошла 2 июля 2013 года. Данный злосчастный запуск показывал в прямом эфире канал «Россия-24». Его могли наблюдать в прямом эфире или в записи телезрители всего мира. Фактически данная катастрофа стала своеобразным символом того, что происходит сегодня в России с космической отраслью.

Тогда же в июле президент России Владимир Путин предложил реформировать всю отрасль. Для подготовки реформы должны были создать специальную комиссию во главе с вице-премьером России Дмитрием Рогозиным. Ранее Рогозин уже обещал сделать крайне жесткие выводы из последних неудач России в космосе. По словам Рогозина, после проведения реформ космическая отрасль перестанет выглядеть так, как она выглядит сейчас. При этом вице-премьер, курирующий ОПК страны, пообещал сделать из катастрофы ракеты-носителя «Протон-М» достаточно жесткие выводы как в организационном, так и в кадровом плане.

В итоге решение специально созданной комиссии трансформировалось в идею создания в России объединенной ракетно-космическая корпорации (ОРКК), которая в течение 2-3 лет может выйти на IPO. Вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил, что на момент создания новой корпорации и в последующие за этим 2-3 года пакет акций, принадлежащий государству, должен будет составлять 100%, по окончании этого срока для привлечения частных инвестиций планируется вывести корпорацию на IPO (первая публичная продажа акций акционерного общества).


Предполагается, что в состав ОРКК войдут 33 российских организации, объединенные в 8 интегрированных между собой структур, из них 16 предприятий, из которых 9 открытых акционерных обществ и 7 ФГУПов. До конца 3-го квартала 2013 года российское правительство должно представить Владимиру Путину план мероприятий по структурированию космической отрасли. «Роскосмос, который ранее представил правительству проект образования новой корпорации, сделал вывод, что самым оптимальным вариантом будет создание 100-процентного акционерного общества с сохранением Роскосмоса как контролирующего федерального органа исполнительной власти. Планируется, что в состав новой корпорации войдут все отечественные предприятия данной отрасли за исключением ряда оборонных предприятий», – заявил Дмитрий Рогозин.

По словам Рогозина, у членов созданной комиссии пока существует устойчивое мнение о том, что в состав создаваемой корпорации не стоит вводить структуры, которые работают над созданием боевой ракетной техники. В настоящее время 4 крупных российских предприятия, которые специализируются на выполнении российского гособоронзаказа – ОАО «Корпорация «МИТ», ОАО «Корпорация «Комета», ОАО «ГРЦ «Макеева» и ОАО «Корпорация «СПУ-ЦКБ ТМ» – остаются в ведении Роскосмоса.

Как уточнил вице-премьер, в настоящее время перед данными организациями стоят «очень важные задачи» по исполнению государственного оборонного заказа, и решение по ним будет принято несколько позднее «Возможно предложить в проектах решения Владимиру Путину дату, конкретный год, когда можно будет вернуться к данной теме», – заявил зампред правительства. Рогозин также добавил, что пока никакие даты еще не определены. По словам чиновника, специально созданная рабочая группа должна будет подготовить все необходимые документы в течение 10 дней, после чего будет принято окончательное решение, которое и будет представлено в администрацию президента России. Составленный и детально проработанный проект предстоящей реформы должен быть представлен в Кремль до конца сентября 2013 года.


По словам Дмитрия Рогозина, создание ракетно-космической корпорации сможет избавить российскую космическую отрасль от дублирования. Реформирование российской ракетно-космической отрасли должно консолидировать усилия предприятий и конструкторских бюро, что позволит по максимуму загрузить имеющиеся производственные мощности. А это уже само по себе должно ускорить изготовление космических кораблей нового типа наподобие того пилотируемого модуля, который был представлен на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском в 2013 году.

Создание в России Объединенной ракетно-космической корпорации стало темой отдельного совещания у вице-премьера российского правительства Дмитрия Рогозина, которое состоялось в начале сентября. По сути, предполагается, что Федеральное космическое агентство будет разделено на 2 части. Так Роскосмосу должна достаться функция государственного заказчика, также данное ведомство будет формировать государственную политику в космической сфере. В то же время в новое ОАО «Объединенную ракетно-космическую корпорацию» (ОРКК) должны будут войти все отечественные КБ и предприятия ракетно-космической промышленности, за исключением предприятий, работающих в российском оборонном комплексе. Данная структура должна будет взять на себя функции генерального подрядчика и сосредоточится на исполнении государственного заказа.

«Формирование новой корпорации предполагается проводить на базе уже существующего предприятия для облегчения процедур на старте всего процесса реформирования отрасли. В частности, на роль базового предприятия планируется поставить ОАО «Научно-исследовательский институт космического приборостроения», являющийся, в свою очередь, дочерним предприятием ОАО «Российские космические системы». В то же время подведомственными агентству будут оставаться организации, которые занимаются обеспечением космической деятельности. Это космодромы, Центр подготовки космонавтов, объекты наземного автоматизированного управления, отраслевые институты, а также предприятия боевой ракетной техники, рассказал вице-премьер.


При этом отдельный вопрос – это судьба РКК «Энергия». То, что это известное предприятие на 100% должно стать государственным, обсуждалось уже достаточно давно, но лишь сейчас нашлось некоторое взаимопонимание с основными акционерами корпорации. В ходе совещания Дмитрий Рогозин заявил, что мы будем предлагать уже в ближайшем будущем завершить формирование совета директоров РКК «Энергия», в качестве председателя Совета директоров планируется выдвинуть кандидатуру замминистра экономического развития Андрея Николаевича Клепача. В дальнейшем Совет директоров должен будет определить все оставшиеся кадровые вопросы внутри данной корпорации.

Также Рогозин выступил с предложением увеличения штата Роскосмоса до 450 человек, в настоящее время там трудится 191 специалист. Выполнение всех поставленных задач по созданию новой корпорации планируется решить в течение одного года. Обсуждая цели создания ОРКК, вице-премьер правительства выделил: «Во-первых, это единая техническая политика, консолидация отечественной космической промышленности, универсализация решений. При этом – стимулирование конструкторской мысли к разработке чего-то нового, а не только применению старого наработанного технического задела. Создание ближе к новому космодрому «Восточный» тех самых «центров компетенции», возможно, даже отдельного академического центра, полноценного академгородка на Дальнем Востоке страны, который работал бы над новыми проектами для российской ракетно-космической промышленности. Вот те задачи, которые стоят перед нами. Остается лишь самое главное – подобрать для их выполнения правильных людей».

Вице-премьер Дмитрий Рогозин полагает, что образование новой объединенной корпорации должно позволить стране избавиться от той череды неудач, которые преследовали российскую ракетно-космическую отрасль на протяжении последних нескольких лет. Примечательно, что новая эра российской космической промышленности может начаться после катастрофы ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками системы ГЛОНАСС на борту. Так может замкнуться целый круг неудач из 12 космических провалов за 2 последних года. Началась эта череда неудач 5 декабря 2010 года, когда неполадки в разгонном блоке ДМ-3 стали причиной того, что три российских спутника навигационной системы «ГЛОНАСС-М» вместо околоземной орбиты отправились бороздить просторы Тихого океана.

Источники информации:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=1125842
http://www.gazeta.ru/business/news/2013/09/04/n_3158877.shtml
http://vpk.name/news/96342_dmitrii_rogozin_v_obedinennuyu_raketnokosmicheskuyu_korporaciyu_poke_ne_vklyuchat_organizacii_boevoi_raketnoi_tematiki.html
Автор 
Юферев Сергей
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и, потому никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону -  кармической неразрывности Вечности...

pkl

А о чём вообще тема?

Или это раскрутка какого-то сайта? :evil:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан


ЦитироватьLanista пишет:
Гуру фотошопа.
Фотошоп здесь причем? И сайт тоже ... Я вроде вопросик вполне однозначно задал - есть журналистские статьи (в свободном доступе и болшим электронным тиражем) по космонавтике, там перечислены некие факты и прогнозы ... Насколько всё это соответствует реальной ситуацией в отечественной космотнавтике - если взглянуть на статьи  глазами специалистов, а не пиарщиков-журналюг? Ну что тут непонятного ... :)
Странники никогда не предупреждают о своем появлении и, потому никогда не прощаются ... Потому что их путь непредсказуем и бесконечен. Они существуют вне рамок пространства и времени, подчиняясь лишь одному закону -  кармической неразрывности Вечности...