SpaceX

Автор igorvs, 14.08.2013 21:08:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

Цитата: zandr от 12.08.2022 07:40:42Очевидно, имеются в виду первые ступени.
"Перерабатываемый бустер" = многоразовая ракета-носитель.
 К сожалению нет ссылки на исходный текст для нормального перевода.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

pro-jectt

Цитата: Старый от 12.08.2022 16:59:17
Цитата: zandr от 12.08.2022 07:40:42Очевидно, имеются в виду первые ступени.
"Перерабатываемый бустер" = многоразовая ракета-носитель.
 К сожалению нет ссылки на исходный текст для нормального перевода.

https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-08-11/spacex-cleared-to-loft-us-spy-satellites-using-reusable-boosters

Elon Musk's SpaceX has won certification from the Pentagon's Space Force to use recyclable boosters on its Falcon Heavy rocket to launch top-secret spy satellites, according to the service.

It may give Musk's insurgent company at least a temporary edge in its latest competition with a Boeing-Lockheed joint venture that once had a monopoly on the Defense Department's satellite launches.

Qualifying to use money-saving recycled boosters for launches of the nation's largely classified surveillance, early warning and intelligence satellites solidifies Musk's relationship with the Pentagon eight years after he sued to break into the military launch market.

By contrast, the Air Force is still reviewing certification for the United Launch Alliance the joint venture of top defense contractors Boeing Co. and Lockheed Martin Corp. to use its Vulcan rocket with a new US-made motor from Jeff Bezos's Blue Origin LLC. The alliance plans a test launch in December. The new motor would replace the Russian-made RD-180, which is reliable but was already politically controversial in Washington years before Russia's current war in Ukraine.

 The certification for SpaceX -- which was issued in June but not previously disclosed allows the recyclable first-stage side boosters to be used in sensitive national security launches requiring power performance beyond that of the company's original Falcon 9. The Space Force found that the "recovery, refurbishment, and launch of SpaceX boosters utilizes well-established processes," the service said in a statement

Старый

Вобщем всего лишь разрешили повторно использовать боковушки ХэвиФлакона.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Mavik

Цитата: Старый от 13.08.2022 03:54:53Вобщем всего лишь разрешили повторно использовать боковушки ХэвиФлакона.
А разве центр Хэви когда-либо повторно использовался? По моему нет.

zandr

https://novosti-kosmonavtiki.ru/news/84424/
ЦитироватьSpaceX меняют планы, чтобы ускорить развёртывание спутников Starlink v2.0
Компания SpaceX проинформировала Федеральную комиссию по связи США (FCC), что теперь планирует запускать спутники Starlink второго поколения на ракете Falcon 9 в дополнение к уже анонсированным ранее запускам на Starship, которые были описаны в заявке компании, поданной год назад, сообщается в группе SpaceX ВКонтакте.

По новым планам SpaceX планируют запустить спутники v2.0 уменьшенного размера на Falcon 9, чтобы ускорить развёртывание новой группировки второго поколения (Gen2). Конструкция спутников будет адаптирована к возможностям ракет, на которых они будут запущены, т.е. будут использоваться разные платформы. Это нужно для того, чтобы уместить их под обтекатель Falcon 9, однако по оборудованию (полезной нагрузке) на их борту, все спутники v2.0 будут идентичны друг другу.

SpaceX заявляют, что это необходимо, чтобы ускорить и без того рекордный график развёртывания группировки. Компания по-прежнему привержена к планам по началу запуска спутников нового поколения, начиная с орбит высотой в ~500 км в три орбитальные плоскости, а затем планирует перейти на более низкие орбиты. Результатом этих изменений в планах должен стать больший охват пользователей широкополосным доступом к сети с помощью сервиса Starlink.

Также стало известно, что некоторые спутники Gen2 будут оборудованы специальным передатчиком для экстренной связи во время подъёма орбиты, при этом его использование будет осуществляться за пределами США. А для расчёта вероятности столкновения спутников v2.0 использовались габариты, которые превышают фактические размеры. Таким образом обеспечивается безопасность и снижается вероятность сближений с другими спутниками и космическим мусором на орбите.
А.Ж.

Pirat5

JRTI проходит техническое обслуживание в порту [3], поэтому временно не используется для поддержки миссий. Помимо работ со служебным оборудованием платформы, на её палубу устанавливается новый, более мощный "бортик", для того чтобы ступени в случае их "прогулок" по палубе, не смогли опрокинуться в океан.

Arzach

Вы не можете просматривать это вложение.

Дмитрий В.

Фильм про SpaceX, не знаю, был или нет: https://lord4.lordfilm.lu/46327-film-vozvraschenie-v-kosmos-2022.html
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Pirat5

October 24, 2022
После года регулярного спасения и повторного использования створок обтекателей, SpaceX начинают переходить на их выборочный возврат и спасение
Программа по использованию обтекателей для повторных полётов разрабатывалась компанией в течение многих лет и в значительной степени недооценена, как первая в истории программа такого рода в истории космонавтики. Створки головного обтекателя орбитальных ракет теперь регулярно летают несколько миссий, и крайне редко компания не спасает их вовсе. Текущий подтверждённый рекорд полётов для створок составляет - 6 использований (ред. - по другим данным - 10). За всё время, уже 123 раза в 63-х миссиях створки обтекателя были использованы повторно. Компания повторно запускала хотя бы одну створку в 84% своих грузовых миссий.
С момента появления во флоте компании Bob'а и Doug'а, SpaceX также добились значительного прогресса в спасении створок из воды, после весьма труднопредсказуемых попыток поймать их в сети Ms. Tree и Ms. Chief. В конечном итоге, отказавшись от больших сетей, компания начала использовать маленькие и вытаскивать створки из воды после их приводнения, используя мощные краны. Начав с контрактных судов в марте 2021 года, SpaceX в конечном итоге начали использовать свои собственные корабли для этой задачи.
В период с мая 2021 года по июнь 2022 года компания успешно спасала каждую возможную створку обтекателя после миссий, запущенных из Флориды. Однако эта серия закончилась 7 июля 2022 года, когда во время миссии Starlink-4.21 была спасена только одна створка.
24 июля компания запустила миссию Starlink-4.25 и впервые с 2019 года не пыталась спасти створки обтекателя (по данным от системы отслеживания морских судов). При этом на Doug не оказалось быстроходного катера, который обычно используется командами для спасения створок. Предполагается, что на самих створках в этой миссии не было парафойлов, поэтому попытка их возврата даже не предпринималась. Интересно, что, по данным с форума NSF, одна из створок обтекателя в этой миссии, возможно, летала уже в 7-й раз. Если это правда - это был новый рекорд многоразового использования створок для SpaceX.
Наконец, 22 октября, после запуска миссии Starlink-4.36, в порт Канаверал вернулся Bob, который спас только одну створку обтекателя.
Почему SpaceX начали отказываться от попыток спасения створок или спасают лишь одну из них?
Как это не покажется банально, дело может быть в спасении большого числа створок и их всё большем многоразовом использовании. Предполагается, что SpaceX к этому лету накопили слишком большую "коллекцию" створок обтекателей благодаря успеху программы спасения. Обтекатели занимают значительные складские площади на объектах во Флориде (известно, что ими занимаются в палатке в порту, в ангаре в порту и на Робертс Роуд).
Кроме того, SpaceX в ряде миссий могут намеренно не возвращать створки, совершившие уже множество полётов, решив, что срок их использования подошёл к концу. Таким образом, по мере "старения" парка обтекателей Falcon 9, компания теперь может просто отказываться от возврата в некоторых миссиях, одновременно утилизируя наиболее изношенные из них.
Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов неудачи при возврате и в случаях, когда створки повреждаются в море/во время извлечения их из воды, однако, такое можно считать редкостью.
Одновременно с этим, начиная с августа этого года, SpaceX снова начали возиться с системой спасения створок, проводя регулярные тренировки и тесты модернизированной системы спасения с помощью кранов своих кораблей. Новая система использует 3 ярких надувных конструкции (похожие на сосиски) и натянутую между ними сеть. Использование надувных элементов для удержания сети может показаться странным выбором, но это, вероятно, необходимо, чтобы не повредить створки. SpaceX уже много лет монтирует надувные конструкции, чтобы избежать повреждений створок во время их извлечения из воды.
Хотя такое приспособление всё ещё находится в стадии испытаний и, по-видимому, не использовалось в рамках плановой миссии, благодаря его использованию, устраняется необходимость для команды спускаться на воду, чтобы подготовить створки для подъёма традиционным способом, что может быть трудной и потенциально опасной задачей посреди океана. Так или иначе, модернизация системы спасения створок продолжается, а значит впереди нас будут ждать новые эксперименты компании, которая умеет удивлять своими нестандартными ходами.
 

A.E

Из др темы, про обтекатель и экологичность "утилизации" в океане 
Интересно, тонут ли куски брошенных половинок и содержат ли токсичные материалы. Если тонут и не содержат, то никто не пострадает, а донные обитатели быстро обживут новый объект.

zandr

https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_436056
ЦитироватьТайны переносов SpaceX
Первая тайна раскрылась благодаря брифингу NASA по миссии CRS-26. От представителя SpaceX мы узнали, что запуск был отложен на один день, потому что компания обнаружила утечку охлаждающей жидкости из системы терморегулирования внутри корабля. Причиной стало повреждения уплотнения сальника. Его заменили и проблема была устранена, специалисты работают над ещё одной проблемой, которая не является кричиной для запуска.
SpaceX отметили, что сама ракета Falcon 9 - полностью исправна.

Также было заявлено, что в рамках миссии CRS-26 к МКС отправится последний новый корабль Cargo Dragon (далее полёты будут совершать ранее летавшие корабли). И что компания решила построить ещё один корабль Crew Dragon (5-й в её пилотируемом флоте), он должен быть готов к 2024 году.

Вторая тайна - перенос запуска миссии Starlink-2.4 из Калифорнии, и пока он не имеет каких-либо подробностей. После огневого испытания и назначенной целевой даты запуска, миссия неожиданно была перенесена на неопределённое время (без назначения новой даты) для дополнительного исследования результатов теста...

zandr

https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_447332
ЦитироватьSpaceX перенесут посадочные площадки на мысе Канаверал?

Недавно КС США выделили три стартовые площадки на Мысе четырём частным космическим компаниям: SLC-15 - ABL, SLC-14 - Stoke Space, а SLC-13 - Phantom Space и Vaya Space.

На SLC-13 располагаются посадочные площадки SpaceX, знаменитые LZ-1 и LZ-2. При этом известно, что теперь Phantom и Vaya Space будут единственными арендаторами данной площадки. Но что же будет с посадочными площадками SpaceX?

По данным одного из источников, компания построит новые посадочные площадки на северной оконечности Космического центра им. Кеннеди. Посадки там будут меньше мешать операциям с другими ракетами на Мысе. Интересно, что именно на севере космодрома должен быть построен новый стартовый комплекс компании - площадка LC-49.

Arzach

Цитата: Arzach от 15.05.2023 22:45:15Сообщество SpaceX ВКонтакте:
Цитата: https://vk.com/feed?w=wall-41152133_457535Важный шаг SpaceX на пути к пилотируемым полётам Starship

По данным источников CNBC, компания нанимает Кэти Людерс (Kathy Lueders) - экс-главу NASA по пилотируемым космическим полётам, которая лишь несколько недель назад уволилась из агентства после 31 года блестящей работы. Она будет подчиняться непосредственно Гвинн Шотвелл и работать в Starbase главным менеджером.

Людерс - авторитетнейший эксперт космической отрасли и бывший заместитель директора NASA. Именно благодаря её поддержке частного космоса в целом, и SpaceX в частности, компания смогла запустить миссию Demo-2 в 2020 году. Ей хорошо знакома работа компании по пилотируемым полётам, именно поэтому Людерс - важная веха программы разработки пилотируемых полётов на Starship.

Eric Berger (Ars Technica):
— Наём SpaceX Кэти Людерс для управления работами в Starbase даст государственным клиентам уверенность в том, что Starship - будет работать... Это большое событие для будущих полётов человека в космос на системе Starship.

Кэти, Гвинн и Илон очень хорошо знают друг друга. Она посещала штаб-квартиру SpaceX с 2006 года и принимала активное участие в обеспечении того, чтобы корабли Dragon стали безопасными для полётов на МКС. Теперь этот опыт будет применён и к Starship.

Haley Esparza (глава подготовки астронавтов в SpaceX):
— Это придаст новой энергии нашего главному герою. Добро пожаловать!

Согласно расписанию программы Artemis: миссия Starship HLS Uncrewed Demo по-прежнему планируется на 2024 год, Artemis III будет запущена в декабре 2025 года, а Artemis IV в сентябре 2028.

Глава NASA по разработке новых космических систем (куратор Starship HLS от NASA) - Джим Фри, заявил, что могут быть некоторые подвижки в дате миссии Artemis III из-за разработки посадочного корабля Starship HLS и скафандров Axiom: "Я думаю, что руководители программ скажут, что им нужно больше времени для выполнения данного плана".


Pirat5

FAA: При путешествии в аэропорты центральной Флориды коммерческими рейсами с северо-востока больше не возникнут задержки или изменения маршрута во время типичного космического запуска.
«На основе анализа рисков, проводимого для каждого запуска, и работы с Космическими силами США и операторами космических запусков, FAA определило, что существующие ограничения воздушного пространства для большинства запусков во Флориде слишком велики и могут быть безопасно сокращены. Более 80 процентов траекторий запусков во Флориде находятся на востоке и юге. Участки воздушного пространства на севере, которые традиционно были закрыты для всех запусков, теперь могут оставаться открытыми во время большинства запусков. В пределах этого северного участка проходит оживленный надводный маршрут с северо-востока в центральные аэропорты Флориды в Орландо, Тампе, Санкт-Петербург и Сарасота, среди других».
https://www.faa.gov/newsroom/faa-safely-keeps-more-airspace-open-during-most-florida-space-launches
https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=59887.msg2544691#msg2544691
https://twitter.com/nasaspaceflight/status/1669470605106659328

Настрел

Цитата: Arzach от 15.05.2023 22:51:35Важный шаг SpaceX на пути к пилотируемым полётам Starship
Ну вот, теперь не только инженеры, но и менеджеры.

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Технологии
SpaceX купила компанию, поставлявшую парашюты для кораблей Dragon
1 декабря 2023 года, 14:12
Author avatarКаролина Зулкарнаева
SpaceX совершила второе корпоративное приобретение после покупки спутникового стартапа Swarm за $524 млн в 2021 году. На этот раз компания Илона Маска выкупила фирму Pioneer Aerospace, которая до недавнего времени изготавливала тормозные парашюты для спускаемых аппаратов космических кораблей Dragon, но в начале ноября подала заявление на банкротство. Таким образом, SpaceX не просто обеспечила себе постоянную поставку парашютных систем, но также получила патенты на их использование для «Драконов», и все это за довольно скромную сумму — $2,2 млн.
В июне 2022-го Pioneer Aerospace была приобретена компанией Aviation Safety Resources, которая подала заявление о защите от банкротства 1 ноября нынешнего года в соответствии с главой 11 Кодекса США. В начале прошлой недели, 22 ноября, суд во Флориде одобрил соглашение, согласно которому SpaceX получила право выкупить практически все активы Pioneer за $2,2 млн.
Фирма Pioneer Aerospace была основана в 1938 году и специализировалась на производстве парашютов, в том числе для космических аппаратов. За время своей работы компания получила большой опыт успешного сотрудничества с NASA: в частности, она изготовила парашюты для капсул кораблей «Меркурий» в рамках первой пилотируемой программы США, а также для кораблей следующей серии «Джемини». Помимо этого, парашюты фирмы использовались для восстановления ускорителей многоразовых транспортных кораблей «Спейс Шаттл».
Одни из последних разработок Pioneer — парашюты для спускаемой капсулы космического аппарата OSIRIS-REx, который не так давно доставил на Землю образцы породы астероида Бенну, и двух парашютов для корабля Crew Dragon, равно как и для его грузовой версии Cargo Dragon. В случае с аппаратами SpaceX парашютно-тормозные устройства являются важными элементами: они раскрываются на высоте около 5,4 километра, когда капсула входит в атмосферу, двигаясь со скоростью порядка 560 км/ч, и используются для того, чтобы стабилизировать корабль Dragon и замедлить его снижение. Основные же парашюты раскрываются позже, на высоте 1,8 километра. Их SpaceX закупает у компании Airborne Systems.
В этом смысле приобретение Pioneer Aerospace стало для SpaceX во многом стратегическим, ведь она сумела избежать утечки патентов и возможной потери поставщика в результате банкротства. Кроме того, компании теперь не придется искать другого партнера для изготовления парашютов, разработка и тестирование которых уже приводили к нескольким задержкам в работе SpaceX — например, перед тем, как она приступила к регулярным запускам Dragon.
Впрочем, ни SpaceX, ни Pioneer Aerospace публично не прокомментировали сделку, а на веб-сайте Pioneer даже не упоминается подача заявки о защите от банкротства. Один из отраслевых источников предположил, что приобретение Pioneer обошлось SpaceX дешевле, чем поиск нового поставщика парашютных систем и модернизация этого компонента для использования в пилотируемых экспедициях.
Приобретение Pioneer примечательно еще и тем, что SpaceX редко покупает другие компании. В марте 2022 года президент фирмы Гвинн Шотвелл отметила, что единственными предприятиями, которые SpaceX выкупила с момента своего основания, были неназванный механический цех, а также стартап Swarm Technologies, который разрабатывал созвездие небольших спутников для сервисов Интернета вещей (IoT).
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Проекты
SpaceX попробует подключить смартфоны напрямую к Starlink в декабре
1 декабря 2023 года, 14:55
Author avatarЕвгений Статецкий
SpaceX уже в текущем месяце надеется протестировать взаимодействие своей системы спутниковой связи Starlink непосредственно со смартфонами. Об этом сообщают американские СМИ, ссылаясь на заявку, которую компания Илона Маска подала в Федеральную комиссию по связи (FCC) США.
Согласно документу, SpaceX запросила «специальные временные полномочия» для проведения тестирования, начиная с 10 декабря и в течение следующих 180 дней. Партнером в программе испытаний станет американский оператор T-Mobile.
В испытании примет участие лишь малая часть спутников, находящихся на орбите — 840 штук (хотя не исключено, что это число будет расширено). Данные будут передаваться с использованием лицензированного радиочастотного спектра на 2 000 смартфонов в 13 разных уголках США.
«В любой момент времени примерно 60 из этих 840 спутников будут обслуживать телефоны в Соединенных Штатах в рамках этого эксперимента», — говорится в заявлении SpaceX. В компании добавили, что в числе охваченных экспериментом районов будут такие крупные города, как Канзас-Сити и Хьюстон.
Тем не менее, несмотря на уверенность Илона Маска в полном успехе эксперимента (который позволит приступить к полной эксплуатации возможностей группировки Starlink), FCC продолжает обдумывать, выдавать ли SpaceX разрешение. По словам источников, причиной неуверенности регулятора является опасение по поводу возможного появления крупных помех связи. Компания таким обстоятельством, разумеется, недовольна.
«SpaceX подтверждает, что ее система прямого подключения к сотовой связи будет работать, не создавая вредных помех и не требуя защиты от любой другой службы», — подчеркнула компания. Если помехи все же возникнут, то и SpaceX, и T-Mobile пообещали предпринять «все разумные шаги» для устранения проблемы.
SpaceX уже не в первый раз подает заявку на проведение тестирования системы сотовой связи Starlink. Одна такая заявка появилась в октябре и предполагала всего 60 дней испытаний, но столкнулась с сопротивлением со стороны компании AT&T и Ассоциации сельской беспроводной связи, которые во многом сорвали процедуру согласования.
Если разрешение на эксперимент все же будет получено, и он окажется удачным, SpaceX намерена предоставить доступ к спутниковой связи Starlink всем желающим на платной основе, с использованием всех семи тысяч спутников, которые к тому моменту должны будут оказаться на орбите.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Настрел

Куда катится мир...

АниКей


telegra.ph

Одна из главных загадок программы Artemis
SpaceX

ЦитироватьКоличество дозаправок орбитального топливного хранилища для запуска посадочного корабля Starship HLS на Луну - остаётся одной из главных загадок программы Artemis. Космический журналист Стивен Кларк попытался разобраться в хитросплетениях подходов к их оценкам от SpaceX и NASA


В зависимости от того, кого вы спрашиваете, SpaceX, возможно, потребуется запустить с дюжину или более танкеров, чтобы заполнить орбитальное топливное хранилище жидким метаном и кислородом, а после этого заправить корабль Starship HLS, чтобы отправить его с низкой околоземной орбиты к Луне.
Накануне второго испытательного полёта Starship, Лиза Уотсон-Морган, руководитель программы по высадке астронавтов на Луну от NASA, заявила:
Несмотря на различия в подходах NASA - бюрократического и консервативного правительственного агентства, и SpaceX - быстро развивающейся компании, которая любит разрабатывать, уничтожать, а затем снова запускать свои прототипы, они связаны друг с другом лунной программой Artemis:
У SpaceX есть своя дорожная карта по быстрой модернизации корабля Starship, внедрению новых технологий и возможностей в ходе серии испытательных полётов, которые будут происходить в этом и следующем году. Инженеры NASA следят за всеми этапами разработки программы Starship, в которую сейчас входят модифицированная стартовая площадка, совместная работа 33-х двигателей Raptor на ускорителе SH и 6-и на корабле Starship, лётное программное обеспечение, навигация и контроль полёта, а также технология горячей расстыковки ступеней:
Но до того, как это произойдёт, есть ряд важных вопросов, на которые предстоит найти ответы.
Вопросы без ответа
Схема запуска корабля Starship HLS к Луне выглядит следующим образом: SpaceX запускают орбитальное топливное хранилище на низкую околоземную орбиту, где оно будет ожидать танкеров с метаном и жидким кислородом. Хранилище израсходует первоначальный запас топлива в 1200 т только для того, чтобы выйти на орбиту. Танкеры Starship будут способны перевозить 150 т или более на низкую околоземную орбиту, состыковываться с хранилищем, перекачивать топливо и постепенно заполнять его (этот процесс будет длиться от нескольких недель до нескольких месяцев). После этого SpaceX запустят корабль Starship HLS без людей на борту. Он состыкуется с орбитальным хранилищем, дозаправится и отправится к Луне. Звучит просто, но в этой схеме всё ещё хватает множества неизвестных.
Могут ли два корабля Starship безопасно состыковаться для дозаправки на орбите?
Ответ на этот вопрос, вероятно, да. SpaceX имеют большой опыт использования этой технологии при стыковке своих космических кораблей Dragon с МКС.
Сколько криогенного метана и жидкого кислорода выкипит на орбите?
Ответ на этот вопрос не так просто узнать, пока SpaceX не соберут данные о поведении этих жидкостей на орбите после недельного или даже месячного пребывания в космосе. В течение этого времени орбитальное топливное хранилище будет подвергаться резким перепадам температуры, поскольку оно будет летать между дневной и ночной стороной Земли. Даже небольшие колебания температуры внутри резервуаров могут привести к выкипанию метана и жидкого кислорода или переходу из жидкости в газ и их потере.
Насколько эффективно SpaceX могут перекачивать топливо в условиях микрогравитации?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужны лётные испытания и демонстрации перекачки на орбите: "Инженеры NASA и SpaceX работают рука об руку, чтобы проанализировать такие вещи, как незаполненный объём баков, повреждения резервуара, то, как жидкости должны перетекать с одного корабля на другой, навигацию и управление, чтобы два корабля были надёжно пристыкованы друг к другу и т.п. Такого ещё никогда не проделывалось в подобных масштабах. Наши эксперты проводят независимый анализ, который мы предоставляем SpaceX. Нас очень интересуют данные, которые появятся в следующем году, когда мы ожидаем демонстрацию перекачки топлива между двумя кораблями Starship. Именно тогда мы начнём модернизацию системы Starship, и Starship HLS станет по-настоящему реальным".
Только после этого SpaceX и NASA смогут узнать ответ на вопрос, как много танкеров понадобится SpaceX для того, чтобы наполнить орбитальное хранилище, заправить посадочный лендер Starship HLS и отправить его на Луну.
4-8-16-20
Она также предположила, что диапазон количества запусков танкеров Starship для отправки Starship HLS к Луне может варьироваться от "высоких однозначных до низких двузначных цифр".
SpaceX также рассматривают возможность удлинения топливных баков Starship, это может помочь сократить количество запусков танкеров к орбитальному хранилищу. Илон Маск заявил, что переход на технологию горячей расстыковки ступеней также увеличит полезную нагрузку корабля. Однако Уотсон-Морган заявила, что не всё из этого повлияет на программу HLS:
Заместитель помощника директора программ NASA по Луне и Марсу, Лакиша Хокинс, заявила о другом предполагаемом количестве танкеров, на заседании комитета Консультативного совета NASA по исследованиям и пилотируемым космическим полётам, она предположила, что SpaceX потребуется количество полётов, равное "старшему подростковому возрасту", причем эти миссии будут поочередно стартовать с площадок компании в Техасе и Флориде примерно раз в шесть дней.
(ред. - В СМИ можно встретить информацию о 20 полётах, однако ни Хокинс, ни Уотсон-Морган не озвучивали конкретные числа необходимых запусков танкеров).
За всё время, лишь в отчёте Счётной палаты (GAO) от 2021 года называлось число в 16 полётов. Тогда же Илон Маск написал на это, что такое большое число маловероятно. Он предположил, что необходимо "максимум 8 полётов танкеров, а возможно, и 4".
Сроки
На данный момент запуск облётной пилотируемой миссии Artemis II запланирован на конец 2024 года или, что более вероятно, 2025 год. Artemis III всё ещё запланирована на конец 2025 года, но несомненно, эта дата будет отложена, вероятно, на несколько лет (ред. - согласно новому отчёту Счётной палаты, высадка возможна только в 2027 году. Космический журналист Эрик Бергер называет 2028 год).
Готовность Starship HLS является одним из основных факторов, определяющих дату полёта миссии Artemis III, но есть и другие проблемы. Компания Axiom Space разрабатывает новые скафандры для астронавтов, а космический корабль Orion впервые полетит со стыковочным портом. Хотя ракета SLS уже совершила свой первый полёт, производитель её первой ступени, компания Boeing, не доказала, что может поставить её NASA вовремя:
(Интересно, что NASA не очень хочет останавливаться и на ещё одном интересном аспекте, что, как только Starship HLS достигнет лунной орбиты, ему придется ждать прибытия астронавтов, летящих с Земли на ракете SLS и корабле Orion, которая известна своими многочисленными переносами не меньше ракет SpaceX).
Для многих показалось странным, что NASA в мае этого года, после череды судебных тяжб всё-таки поручили Blue Origin разработку второго посадочного лендера для будущих "устойчивых" миссий программы Artemis. На SpaceX это никак не влияет , компания уже имеет контракты на миссии Artemis III и Artemis IV, а Blue Origin теперь на Artemis V. При этом две компании могут конкурировать за контракты на последующие миссии Artemis. Иронично, что концепция Blue Origin также требует нескольких запусков для доставки посадочного модуля на Луну и дозаправки его топливом на орбите, хотя и не так много, как более крупного корабля Starship HLS (ред. - Blue Origin после этого даже убрали с сайта схему с хейтом количества дозаправок Starship...).
Может показаться, что в таком странном шаге NASA нет необходимости, учитывая, что NASA в своё время запустило лунный посадочный модуль Apollo на той же ракете Saturn V, что и командный модуль с экипажем, однако агентство знает свои слабые стороны. И главная из них - SLS, одноразовая ракета, которая имеет крайне высокую стоимость и при этом сможет отправить на Луну почти столько же полезной нагрузки, сколько и Saturn V. Только производство одной ракеты SLS Block 1B, дебют которой запланирован на конец 2020-х годов, будет стоить не менее $2,5 млрд (ред - а стоимость каждой миссии может доходить до $6 млрд). Полагаться на эту ракету и дальше в рамках лунной программы - значит нанести ущерб всей программе NASA по исследованию космоса.
Лунный модуль Apollo ни разу не оставался на лунной поверхности с экипажем более трёх суток. Ожидается, что в рамках миссии Artemis III Starship HLS пробудет на Луне шесть с половиной дней, в последующих миссиях эта продолжительность будет расти. Чтобы сделать больше, чем просто повторить программу Apollo, NASA и его подрядчикам необходимы новые подходы к подобным миссиям:
Общая же стратегия NASA по-прежнему направлена на отправку людей на Марс. Миссии на Луну — это своего рода "закуска", дающая возможность попрактиковаться и развить новые технологии. Однако планы NASA на Марс ещё более туманны, чем на Луну. Тем не менее, агентство рассматривает лунные миссии всего лишь ступенькой для будущих миссий человечества на Марс (ред. - и это, пожалуй, одна из немногих идей, в чём NASA похожи со SpaceX).
ЦитироватьWhat NASA wants to see from SpaceX's second Starship test flight by Stephen Clark for Ars Technica
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

V.B.

Миссии SpaceX в ноябре 2023:



Источник