Вопросы по техтренировке "Фобос-1,2"

Автор Veganin, 13.05.2009 16:33:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Veganin

Хотелось бы узнать у знающих и уважаемых форумчан следующее:
1. Какова последовательность техтренировки у АМС "Фобос-1,2"
(например, НКУ, виброиспытания, повышенная влажность, мороз, жара , безэховая камера и т.д.)?
2. Когда началась техтренировка и сколько продолжались отдельные циклы (допустим, в барокамере 5 дней, на влаге двое суток и т.д.)?

Хорошо, если это все дело будет оформлено в виде таблицы. Правдивые воспоминания инженеров приветствуются.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

sol

Массаракш!

Жизнь - это падение в пропасть неизвестной глубины и заполненную туманом.

Liss

Отвечу сразу, что "Фобосы" пускались в начале июля, а отправлены были на Байконур один в феврале, другой в марте 1988 г. В собранном, испытанном и готовом состоянии.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Veganin

ЦитироватьОтвечу сразу, что "Фобосы" пускались в начале июля, а отправлены были на Байконур один в феврале, другой в марте 1988 г. В собранном, испытанном и готовом состоянии.

Техтренировка и ПСИ были завершены в феврале и марте 1988, соответственно? А когда началась техтренировка?
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

ronatu

ЦитироватьТс....

Tc-c-c-c-c :wink:  :wink:  :wink:  :twisted:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Vladimir

ЦитироватьХотелось бы узнать у знающих и уважаемых форумчан следующее:
1. Какова последовательность техтренировки у АМС "Фобос-1,2"
(например, НКУ, виброиспытания, повышенная влажность, мороз, жара , безэховая камера и т.д.)?
2. Когда началась техтренировка и сколько продолжались отдельные циклы (допустим, в барокамере 5 дней, на влаге двое суток и т.д.)?

Хорошо, если это все дело будет оформлено в виде таблицы. Правдивые воспоминания инженеров приветствуются.
Для начала хочу сказать, что термин «техтренировка» применительно к космическим аппаратам встретил впервые, поэтому он резанул слух.
Теперь по существу. Еще на стадии эскизного проекта составляется программа экспериментальной отработки КА. Затем она выпускается как «Комплексная программа экспериментальной отработки (КПЭО)», утвержденная генеральным конструктором. В этом документе перечисляются все изделия и экспериментальные установки для отработки как отдельных узлов и агрегатов (например, огневые испытания двигательной установки), так и изделия в целом.
Сюда входят различного рода статические и вибродинамические испытания, испытания антенного макета, тепловакуумные испытания (в Загорске), испытания на ЭМС, электрорадиотехнические испытания. И это только по крупному, поскольку на самом деле их очень много. В частности, для спускаемых аппаратов добавлялись продувки в аэродинамической трубе и бросковые испытания. Последовательность и продолжительность каждого вида испытаний определяется директивным сетевым графиком (ДСГ) на создание КА, держателями которого являются ведущие по теме
Сохранился ли хотя бы один такой график, да и КПЭО тоже  хотя бы по одному из КА, честно говоря, не знаю. Вот отчеты по отдельным видам испытаний хранятся долго. Но решить обратную задачу, то есть собрать вместе все отчеты и из них составить картину последовательности всех испытаний, это работа для негров с минимальными шансами на успех.
Всего для отработки космического аппарата 1Ф и его отдельных систем и агрегатов было изготовлено 15 машин и экспериментальных установок:
•   маш. №140 – антенный макет для отработки технических характеристик и диаграммы направленности антенн;
•   маш. №141 – конструкторский макет для отработки конструкторской и технологической документации на изготовление и сборку;
•   маш. №142 – экспериментальная установка вибропрочностных и статических испытаний для проверки прочности конструкции изделия при воздействии нагрузок;
•   маш. №143 – экспериментальная установка тепловакуумных испытаний для проверки теплового режима КА и комплектующих систем, отработка СОТР КА;
•   маш. №145 – экспериментальная установка электрорадиотехнических испытаний (ЭРТИ) для отработки электрической стыковки комплектующих КА изделий и КПА; испытания на электромагнитную совместимость;  отработка эксплуатационной документации;
•   маш. №146 – экспериментальная установка холодных испытаний АДУ для проверки работоспособности системы наддува и топливной системы ДУ;
•   маш. №147/1, 2, 4 – экспериментальные установки огневых испытаний АДУ для проверки работоспособности АДУ на стенде огневых испытаний;
•   маш. №147/3 – экспериментальная установка огневых испытаний АДУ для подтверждения работоспособности АДУ после длительного хранения;
•   маш. №148 – технологический макет для отработки технологического цикла заправки КА и заправочного оборудования;
•   маш. №171 – экспериментальная установка холодных сливов ДУСОиС для проверки работоспособности системы наддува и топливной системы ДУСОиС;
•   маш. №173/1, 2 – экспериментальные установки огневых испытаний ДУСОиС для подтверждения работоспособности ДУСОиС и ее агрегатов на стенде огневых испытаний;
•   маш. №173/3 – экспериментальная установка огневых испытаний ДУСОиС для подтверждения работоспособности ДУСОиС после дли¬тельного хранения.
В этот перечень, разумеется, не входит экспериментальная отработка комплектующих приборов и систем, поставляемых смежниками: для этого они составляют свои программы и графики. Нет здесь и экспериментальных изделий для отработки ДАСа. Кроме того, в этом перечне нет летных изделий, которые также проходят полный комплекс электрических испытаний.
По роду своей деятельности я вплотную занимался только электрическими испытаниями. Поэтому могу назвать только сроки проведения ЭРТИ технологической машины №145 и летных изделий №101 и 102, а также тепловакуумных испытаний, проводившихся в НИИХИММаше (Загорск) с 19 сентября по 17 декабря 1986 года.
К маю 1987 года была собрана технологическая машина № 145 для электрических испытаний. С 13 мая по 17 июля 1987 года проводились автономные испытания бортовых систем в составе изделия, с 18 июля по 14 августа 1987 года – частные комплексные испытания по стыковке отдельных систем. После переборки изделия 20 августа начались испытания по программе разобранного комплекса, которые длились до 26 октября 1987 года. Собранного комплекса технологической машины проводить и не планировалось из-за подключенных «заменителей» бортовой памяти ряда приборов, а также контрольно-проверочной аппаратуры. Именно на технологической машине были в основном «вылизаны» все режимы работы бортовой аппаратуры.
Техно¬логическую машину использовали и для испытаний на электромагнитную совместимость в безэховой камере (с 25 января по 23 февраля 1988 года).
После окончания отработки технологической машины №145 с 30 октября 1987 года приступили к испытаниям первого штатного изделия №101 (будущий «Фобос-1»):  автономные испытания в составе КА с 30 октября по 2 декабря 1988 года, частные комплексные испытания с 4 декабря по 26 декабря 1987 года и испытания по программе разобранного комплекса с 27 декабря 1987 года по 28 января 1988 года.
Электрические испытания второй летной машины №102 начались 30 декабря 1987 года. Причем испытания двух машин шли параллельно. Автономные испытания проводились по 15 января 1988 года, затем частные комплексные испытания (с 15 по 20 января 1988 года), и, наконец, разобранный комплекс (с 20 января по 16 февраля 1988 года).
Собранный комплекс первой летной машины №101 прошел с 29 января по 2 февраля 1988 года, а второй летной машины №102 – с 27 февраля по 12 марта 1988 года.
2 февраля 1988 года были завершены испытания первого летного изделия №101. После окончательной сборки она была отправлена на космодром Байконур. В марте того же года за ней последовала и вторая летная машина №102. При этом обе они были отправлены без ДАСов, создание и отработка которых шла со значительным опозданием.
Первая летная машина (1Ф №101) прибыла на космодром Байконур 20 февраля 1988 года. Первые комплексные испытания (до барокамеры) были проведены с 6 марта по 12 апреля 1988 года, подготовка и проверка КА в барокамере – с 13 по 22 апреля, общие комплексные испытания после барокамеры – с 23 апреля по 22 мая, заключительные электрические испытания, включая стыковку с ДАС, – с 23 мая по 6 июня, заключительные механические операции и обшивка ЭВТИ – с 3 по 12 июня, подготовка к заправке и заправка КА – с 13 по 18 июня, заключительные операции и сборка космической головной части – с 19 по 28 июня, перевоз в МИК РН на площадке 95 – 28 июня, вывоз на старт – 2 июля 1988 года. Старт АМС «Фобос-1» состоялся 7 июля 1988 года.
Вторая летная машина (1Ф №102) прибыла на техническую позицию 30 марта 1988 года. Первые комплексные испытания (до барокамеры) были проведены с 5 апреля по 10 мая, подготовка и проверка КА в барокамере – с 11 по 15 мая, общие комплексные испытания после барокамеры – с 16 по 26 мая, заключительные электрические испытания, включая стыковку с ДАС, – с 27 мая по 10 июня, заключительные механические операции и обшивка ЭВТИ – с 11 по 21 июня, подготовка к заправке и заправка КА – с 22 по 27 июня, заключительные операции и сборка КГЧ – с 28 июня по 3 июля, перевоз в МИК РН на площадке 95 – 4 июля, вывоз на старт – 9 июля 1988 года. Старт АМС «Фобос-2» состоялся 12 июля 1988 года.
Долгоживущие автономные станции прибыли на полигон со значительной задержкой: ДАС №101/1 – 25 мая 1988 года (задержка 13 суток) и ДАС №102/1 – 3 июля 1988 года (задержка 14 суток). В связи с этим испытания ДАС прошли по укороченной программе.

sychbird

To Vladimir.
Спасибо за содержательную и исчерпывающую информацию
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Старый

Спасибо, Владимир.
А у вас по Марсам-2-7 нет такой же информации как и по всем остальным?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Владимир Краснов

ЦитироватьСпасибо, Владимир.
А у вас по Марсам-2-7 нет такой же информации как и по всем остальным?
Было бы отлично вообще проанализировать, как со временем менялись (и менялись ли вообще) предстартовые испытания межпланетных станций и, в особенности, спускаемых аппаратов. Интересен и зарубежный опыт.

Veganin

Большое спасибо, Vladimir!
 Вы так подробно и наглядно расписали все по АМС. Я и не знал, что испытания космического аппарата (АМС) такой  длительный и трудоемкий процесс. Одни экспериментальные установки и технологические изделия чего стоят!
 Все-таки в советское время серьезно подходили к проектированию техники. Могу дать интересную ссылку, почему наши катапультные кресла лучшие в мире (может быть, Вы это знаете):
http://www.aviaport.ru/digest/2009/04/22/171437.html

Вывод  прост: чтобы что-то сделать хорошее нужно добросовестно и долго трудиться. Правда, это все было актуально в советскоее время (как думают некоторые господа). По своей работе (госучреждение) могу сказать, что  главное - в срок спихнуть изделие заказчику (государству). А его качество - вопрос даже не второстепенный. Проектирование изделий ведется по методу Илоны Давыдовой: быстро-быстро что-то накропал, особо не думая и сразу в производство. Полученный макет и является поставочным изделием.
Судя по постам форумчан, данный метод очень распространен в России.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Палкин

Vladimir, а есть ли у Вас информация по испытаниям Марса-96? Очень пригодилась бы)
А ведь так иногда хочется надеть розовые очки...