Союз-5

Автор Salo, 28.03.2013 14:18:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

ExDi

#17480
Цитата: cross-track от 14.04.2025 19:55:36А вибрации и прочие гадости? Если не ошибаюсь, у Рапторов вообще переходят к сплошной сварке соединений, и все болты убирают.
не уверен, что спейсиксы собираются вваривать рапторы в входные магистрали. я всецело за многоразовость, меня чисто инженерно-эстетически корежит от вида кусков изуродованного металла, в которые превращают сложные красивые конструкции, отработавшие 5 минут. и безусловно в составе многоразовой ступени нужно и можно по максимуму отказываться от разъемных соединений. но спасаемые двигатели - хоть что-то, и входные ненапряженные соединения - совсем другое, нежели там где многие сотни атмосфер и градусов. жаль в этом контексте что никто так и не решился на реализацию схем разделения ступеней с переливом, бесценный был бы опыт
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Ну-и-ну

Цитата: ExDi от 14.04.2025 20:17:48не уверен, что спейсиксы собираются вваривать рапторы
Не факт, что даже впаривать Рапторы собираются.

Буцетам

Цитата: Кот Бегемот от 14.04.2025 19:42:22Есть еще морсокой старт под владиком, но требует большого ремонта.
Кто-то говорил что морской старт - всё, ржавулька без оборудования. Вспомнить бы кто...
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Кот Бегемот

#17483
Цитата: Буцетам от 14.04.2025 20:56:53Кто-то говорил что морской старт - всё, ржавулька без оборудования.
Там выдрали всю электроннику и оборудование.Это так.Но дело вот в чем.
Тут раньше в теме была статья про ремонт площадки 45 (это байконуровский старт зенита откуда будут пускать иртыш).
В общем там тоже заменяли все оборудование на новое.
Это же в любом случае нужно будет делать на морском старте.
Есть байки что он уже "сгнил" и прочее.Сейчас он на консервации.
Никакого решения (НЯЗ) по нему не принято.
А стартовый стол с морского старта имеет интересную историю.
Изначально он был в плесецке.Это с него должна была стартовать ушастая ангара.Когда стало ясно, что новая модульная ангара на него не влезет его увезли на байконур (там как раз один старт был разрушен).Затем решили второй старт на байконуре не делать и этот стол использовали на морском старте.
Будет очень смешно если в итоге этот стол утащат на восточный и еще смешнее если назад в плесецк. ;D

Но вообще союз-5 рассматривался как "коммерческий носитель".И главным преимуществом для него называлось то, что его создание стоит недорого (двигатель уже есть) и СК для него будет "бесплатно" - за счет казахов.
В такой парадигме (а сейчас она именно такая) никто не будет строить никаких столов.Такова реальность.
Правда всегда стоит помнить, что у нас семь пятниц на неделе и история со столом-путешественником зенита наглядно это иллюстрирует. ;D ;D ;D
Теперь вполне могут сказать "ну ракета жи есть, чего стартовому столу пропадать, го восстановим МС\утащим на восточный". ;D
Такая вот каша из топора. ;)

Трилобит

Цитата: cross-track от 14.04.2025 16:25:03
Цитата: Demir_Binici от 14.04.2025 12:33:46
Цитата: Трилобит от 13.04.2025 22:04:04Но с двигательным отсеком на мой взгляд должен быть применим опыт спускаемых капсул и десантируемой бронетехники, достаточно компактная и плотная конструкция в отличии от довольно хрупкой ступени.
Так этот способ применим для почти любого двигателя. Однако на практике не применяется.
Слабо представляю быстроразъемное соединение двигателя с питающими трубопроводами. Небезопасно это.
Ну а что там представлять то, технология еще в 50х отработана вполне была.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Дмитрий В.

Цитата: ExDi от 14.04.2025 20:17:48
Цитата: cross-track от 14.04.2025 19:55:36А вибрации и прочие гадости? Если не ошибаюсь, у Рапторов вообще переходят к сплошной сварке соединений, и все болты убирают.
не уверен, что спейсиксы собираются вваривать рапторы в входные магистрали. я всецело за многоразовость, меня чисто инженерно-эстетически корежит от вида кусков изуродованного металла, в которые превращают сложные красивые конструкции, отработавшие 5 минут. и безусловно в составе многоразовой ступени нужно и можно по максимуму отказываться от разъемных соединений. но спасаемые двигатели - хоть что-то, и входные ненапряженные соединения - совсем другое, нежели там где многие сотни атмосфер и градусов. жаль в этом контексте что никто так и не решился на реализацию схем разделения ступеней с переливом, бесценный был бы опыт
Вот странно, сварные соединения в ЖРД всегда считались признаком одноразовой конструкции. Многоразовое изделие должно быть восстанавливаемым, а это означает наличие разъёмов.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

torazurey

Цитата: Буцетам от 14.04.2025 19:27:20Иртыш летит с союзовского стола? А на Восточном будет стол под него?
на восточном наверное имеет смысл строить стартовый стол под супертяж на основе Союз-5 УРМ если РК на нем остановятся в итоге. Просто СК для Союз-5 на подобии того что на байке на восточном смысла нет делать ибо наверное проще доделать Ангара А3М для этого.

ExDi

#17487
Цитата: Дмитрий В. от 14.04.2025 22:03:48Многоразовое изделие должно быть восстанавливаемым, а это означает наличие разъёмов.
кому должно? вроде сейчас в инженирии идеальной считается необслуживаемая конструкция, в которой все узлы имеют близкий ресурс, после чего оная целиком утилизируется; ну или хотя бы производится крупноузловая замена. насколько идеал достижим и всегда ли стремление к нему уместно - другой вопрос; но что для раптора предполагается, что сварные соединения в высоконапряжных трактах будут решать больше проблем чем создавать - в т.ч. в контексте многоразовости - по-моему не удивительно.
"восстанавливаемость" по сути своей это "частичная одноразовость"; на начальном этапе это наполовину полный стакан, далее - наоборот
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Дмитрий В.

Цитата: ExDi от 14.04.2025 22:32:37
Цитата: Дмитрий В. от 14.04.2025 22:03:48Многоразовое изделие должно быть восстанавливаемым, а это означает наличие разъёмов.
кому должно? вроде сейчас в инженирии идеальной считается необслуживаемая конструкция, в которой все узлы имеют близкий ресурс, после чего оная целиком утилизируется; ну или хотя бы производится крупноузловая замена. насколько идеал достижим и всегда ли стремление к нему уместно - другой вопрос; но что для раптора предполагается, что сварные соединения в высоконапряжных трактах будут решать больше проблем чем создавать - в т.ч. в контексте многоразовости - по-моему не удивительно
Что-то не встречал цельносварных авиационных или автомобильных двигателей.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

vlad7308

Цитата: cross-track от 14.04.2025 19:55:36
Цитата: ExDi от 14.04.2025 19:10:09
Цитата: vlad7308 от 14.04.2025 17:46:50если по потоку, то на порядок-другой.
времена заправки и работы двигателей ступени отличаются  скорее на порядок чем на другой, а давления примерно те же; по-моему не ужас-ужас, если разнимать по отдельным двигателям а не по общему коллектору - подобие близкое
А вибрации и прочие гадости? Если не ошибаюсь, у Рапторов вообще переходят к сплошной сварке соединений, и все болты убирают.
Ну это в самом двигателе.
Внешние подключения все равно разъемные. Хотя и не настолько легко разъемные :)
это оценочное суждение

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 14.04.2025 22:03:48Вот странно, сварные соединения в ЖРД всегда считались признаком одноразовой конструкции. Многоразовое изделие должно быть восстанавливаемым, а это означает наличие разъёмов.
А чем вас не устраивают одноразовые сильфоны на фланцевых соединениях? Они дешёвые и многоразу не мешают
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

ExDi

#17491
Цитата: Дмитрий В. от 14.04.2025 22:37:50Что-то не встречал цельносварных авиационных или автомобильных двигателей.
во многом из-за технологических ограничений а не из-за обслуживаемости и восстанавливаемости, не? сварка - не самый технологичный процесс, и далеко не все ей можно/рационально соединять. а вот аддитивные технологии,  крупногабаритные штампы и т.п..
вроде это сейчас везде главный тренд - радикальное укрупнение сборочных единиц и столь же радикальное сокращение их числа. и все это тоже льет воду на мельницу "неремонтопригодности" и "необслуживаемости"
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Буцетам

Цитата: ExDi от 14.04.2025 23:07:12
ЦитироватьЧто-то не встречал цельносварных авиационных или автомобильных двигателей.
во многом из-за технологических ограничений а не из-за обслуживаемости и восстанавливаемости, не?
РД не капиталят и даже не чинят, их выбрасывают после исчерпания ресурса. А ресурс у них в сотни раз меньший чем у авиационных двигателей и в сотни тысяч раз меньший чем у автомобильных. Вот и главная причина почему РД может себе позволить быть неразборным
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

cross-track

#17493
Цитата: Трилобит от 14.04.2025 21:52:10Ну а что там представлять то, технология еще в 50х отработана вполне была.
Точно! Atlas LV-3B была «1½-ступенчатой» ракетой-носителем.
Live and learn

Трилобит

Цитата: cross-track от 15.04.2025 00:21:39
Цитата: Трилобит от 14.04.2025 21:52:10Ну а что там представлять то, технология еще в 50х отработана вполне была.
Точно! Atlas LV-3B была «1½-ступенчатой» ракетой-носителем.

Сбрасываемые баки как у Шаттла или Бриза-М (вроде еще примеры были, но что-то не могу вспомнить) на мой взгляд тот же принцип, просто точка отсчета другая. Короче говоря разъединить двигатель и топливопроводы не такая уж и сложная задача, как мне с дивана кажется.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

cross-track

Цитата: Трилобит от 15.04.2025 00:38:53Короче говоря разъединить двигатель и топливопроводы не такая уж и сложная задача, как мне с дивана кажется.
Может, и так. Но посадить этот блок двигателей на парашютах без повреждений, имхо, можно разве что на воду.
Live and learn

Трилобит

Цитата: cross-track от 15.04.2025 00:45:58
Цитата: Трилобит от 15.04.2025 00:38:53Короче говоря разъединить двигатель и топливопроводы не такая уж и сложная задача, как мне с дивана кажется.
Может, и так. Но посадить этот блок двигателей на парашютах без повреждений, имхо, можно разве что на воду.
Почему? Капсулы с людьми с орбиты сажают, отмасштабировать парашюты, тормозные моторы, подушки\опоры, площадку подготовить чтобы не торчали ёлки и булыжники, а лучше вообще управляемый парашют (с ним при желании и в подготовленный водоем можно если так сильно хочется приводнение).
Другое дело сколько массы необходимое оборудование добавит к ракете и насколько это все экономически оправданно будет.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

cross-track

Цитата: Трилобит от 15.04.2025 01:09:39
Цитата: cross-track от 15.04.2025 00:45:58
Цитата: Трилобит от 15.04.2025 00:38:53Короче говоря разъединить двигатель и топливопроводы не такая уж и сложная задача, как мне с дивана кажется.
Может, и так. Но посадить этот блок двигателей на парашютах без повреждений, имхо, можно разве что на воду.
Почему? Капсулы с людьми с орбиты сажают, отмасштабировать парашюты, тормозные моторы, подушки\опоры, площадку подготовить чтобы не торчали ёлки и булыжники, а лучше вообще управляемый парашют (с ним при желании и в подготовленный водоем можно если так сильно хочется приводнение).
Другое дело сколько массы необходимое оборудование добавит к ракете и насколько это все экономически оправданно будет.
Подушки, опоры и пр. нужно как-то интегрировать в конструкцию блока двигателей. Подготовить площадку - это не так просто, ибо точность парашютной посадки невелика, иначе и для "Союзов" такие площадки бы готовили. В общем, не айс.
Live and learn

Трилобит

Цитата: cross-track от 15.04.2025 08:57:19
Цитата: Трилобит от 15.04.2025 01:09:39
Цитата: cross-track от 15.04.2025 00:45:58
Цитата: Трилобит от 15.04.2025 00:38:53Короче говоря разъединить двигатель и топливопроводы не такая уж и сложная задача, как мне с дивана кажется.
Может, и так. Но посадить этот блок двигателей на парашютах без повреждений, имхо, можно разве что на воду.
Почему? Капсулы с людьми с орбиты сажают, отмасштабировать парашюты, тормозные моторы, подушки\опоры, площадку подготовить чтобы не торчали ёлки и булыжники, а лучше вообще управляемый парашют (с ним при желании и в подготовленный водоем можно если так сильно хочется приводнение).
Другое дело сколько массы необходимое оборудование добавит к ракете и насколько это все экономически оправданно будет.
Подушки, опоры и пр. нужно как-то интегрировать в конструкцию блока двигателей. Подготовить площадку - это не так просто, ибо точность парашютной посадки невелика, иначе и для "Союзов" такие площадки бы готовили. В общем, не айс.
Нужно интегрировать, кто спорит то. Но это решаемая задача.

По поводу подготовки площадок, Союзу она не особо нужна потому что степь, так же как и Старлайнеру или Шепарду никто не ровняет пустыню. Я больше имел ввиду случаи когда зона посадки в лесистой местности. Опять таки в отличии от парашютной посадки целой ступени двигательный отсек достаточно компактная вещь, сравнимая с капсулами и ему не так страшен ландшафт.

По поводу точности, у Союза-МС она довольно высокая, я запамятовал точные цифры, но вполне сравнимые с площадями которая нефтянка утюжит в тайге под буровые и нефтегазопроводы. Опять таки сейчас есть управляемые парашюты, в сети например есть довольно старое видео запуска суборбитальной ракеты Armadillo Aerospace, которая на парашюте возвращается ровно в точку запуска. 
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Кот Бегемот

#17499
Цитата: Трилобит от 15.04.2025 13:43:12По поводу подготовки площадок, Союзу она не особо нужна потому что степь
Так и у иртыша степеь :)