Стендовые испытания ракет-носителей

Автор НИИзнайка, 08.02.2013 13:57:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


aboutspacejornal.net

Илон Маск: полигон Мэсси превращается в ракетную испытательную площадку


Credit: SpaceX
Илон Маск прокомментировал слухи о строительстве на новой тестовой площадке SpaceX рядом со Starbase стенда для огневых испытаний двигателей:
ЦитироватьElon Musk:
— (Бывшее стрельбище) полигон Мэсси превращается в ракетную испытательную площадку. Идеальное совпадение.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Liss

#1042
Цитата: АниКей от 09.01.2023 11:47:27naked-science.ru

Китай завершил испытания сверхмощного 120-тонного ракетного двигателя
Илья Ведмеденко

Китайская аэрокосмическая научно-промышленная корпорация (CASIC) объявила, что новый двигатель, работающий на паре кислород и керосин и способный генерировать тягу 120 тонн, успешно прошел испытания в Сианьском институте аэрокосмических двигателей. Новая силовая установка будет использоваться в ракетах «Чанчжэн-7» (Long March 7), планируемых к запуску уже в 2023 году.
На 2023 года CASIC запланировала более 60 орбитальных экспедиций (видимо, с целью догнать компанию SpaceX, которая за прошлый год осуществила 61 орбитальную миссию). Видимо, китайские инженеры надеются, что выполнить этот серьезный план им поможет новый мощный двигатель, который недавно успешно прошел 50-секундные огневые испытания.

Записать Ведмеденко в список дебилов. CASIC не имеет никакого отношения к CZ-7 и 120-тонному двигателю и не планирует 60 пусков в 2023 году. Все это относится к конкурирующей с нею CASC.

Что характерно, в англоязычном оригинале https://gadgettendency.com/china-successfully-tests-powerful-oxygen-kerosene-engine-for-long-march-7-rockets/ именно что CASC. И он соответствует китайскоязычному https://news.sciencenet.cn/htmlnews/2023/1/492158.shtm фактически (за вычетом пурги про 60 полетов). Да, прожиг имел место 5 января.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


astronews.ru

NASA продолжает разработку вертолёта Dragonfly для миссии на Титан




15 января 2023 14:53:22
NASA продолжает разработку вертолёта Dragonfly для миссии на Титан
Вертолёт Ingenuity, помогающий марсоходу Perseverance в его миссии по изучению Красной планеты, имел огромный успех. Он выполнил 28 полётов и установил рекорды как в скорости, так и в пройденном расстоянии. В настоящее время NASA разрабатывает гораздо более крупный и способный вертолёт Dragonfly, который в следующем десятилетии будет изучать Титан. И у него есть отличный шанс побить многие рекорды Ingenuity.
Dragonfly в настоящее время находится в разработке. Но недавно он прошёл тестирования лопастей своего несущего винта в уникальной испытательной камере, расположенной в Исследовательском центре NASA в Лэнгли.
Dragonfly сможет обходиться без нескольких лопастей своего несущего винта, что делает его гораздо более надёжным, чем Ingenuity. Даже нехватка электроэнергии, которая, в конечном счёте, убьёт Ingenuity, не будет такой большой проблемой для Dragonfly, поскольку на нём планируют использовать радиоизотопный тепловой генератор, а не набор солнечных панелей.
Dragonfly выглядит как большой земной беспилотник. Его размеры составляют примерно 3,5 метра в длину и 3,5 метра в ширину. Восемь роторов позволят вертолёту перемещаться с одного места на поверхности Титана в другое, что позволит собирать данные в различных местах на окутанной облаками луне.
Однако до достижения этой цели миссии ещё далеко, поскольку тестирование ротора является одним из первых шагов в общей программе испытаний. Но у дизайнеров и инженеров есть время до запуска в 2027 году. Корабль должен будет добраться до места назначения в 2034 году. До тех пор предстоит провести ещё много тестов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


nasaspaceflight.com

Dragonfly mission heads toward PDR, element fabrication from Lockheed Martin set to begin - NASASpaceFlight.com
Chris Gebhardt


Dragonfly, NASA's unique robotic exploration mission using a rotorcraft to fly a science laboratory around the surface of Saturn's moon Titan, is continuing to march through its preliminary design steps.
Rotor design and testing for the craft as well as Preliminary Design Reviews (PDRs) from Lockheed Martin on the subsystem portions of their contracted elements for Dragonfly are all proceeding ahead of the overall mission-level PDR slated for February 2023.
The Mission
Спойлер

The Dragonfly mission, proposed by the Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory (APL), was selected by NASA as the fourth New Frontiers program flight on June 27, 2019.
After arriving on Titan, Dragonfly will fly itself from exploration point to exploration point across a portion of Saturn's moon. It will utilize vertical takeoffs and landings, a capability recently tested on an extraterrestrial world for the first time by the Ingenuity rotorcraft that rode along to Mars with the Perseverance rover in 2020.

The dual-quadcopter design of Dragonfly, seen in this artist's render (left to right) in the arrival, landing, and operational phases of its mission on Titan. (Credit: NASA)
Dragonfly will enable an astrobiology mission to assess Titan's microbial habitability and study its prebiotic chemistry. The mobile nature of the mission will allow sampling from numerous geologically diverse sites.
Titan is a prime target for astrobiologists due to its abundance of complex carbon-rich chemistry and the fact that liquid hydrocarbons exist on its surface. Liquid hydrocarbons hold the possibility of forming a prebiotic primordial soup – a leading theory for how life first emerged on Earth.
But to perform its mission, Dragonfly first needs to be built and then safely delivered to Titan.
Getting to Titan
Lockheed Martin is the prime contractor for the design, fabrication, and testing of Dragonfly's cruise stage as well as the aeroshell, backshell, and thermal protection systems. These will be utilized during the mission's cruise and nail-biting entry, descent, and landing (EDL) phases.
The aeroshell will, in part, protect Dragonfly from the extreme conditions of interplanetary space during the planned approximately six-and-a-half-year cruise out to Titan.
One item that mission designers have to contend with at this stage of planning is the fact that the launch vehicle has not yet been selected, and the launch vehicle ultimately chosen will dictate the precise transit time from Earth to the Saturnian system.
While generalized timelines can be assessed and presented to launch companies by NASA for mission needs, the exact duration of an interplanetary cruise depends on several factors. These include the total amount of energy the launch vehicle can impart to the payload, which interplanetary window (if more than one is available) is chosen to launch within, and the exact day in that window that the launch occurs.
Regardless, it will be a long cruise, and that presents challenges over past missions that have used interplanetary aeroshell cruise stages — mainly those that have delivered rovers to Mars.
ЦитироватьThis may one day fly in the atmosphere of Titan!
A key component of the 8-rotor Dragonfly vehicle that will make that journey to Titan recently underwent testing at the Transonic Dynamics Tunnel at @NASA_Langley.
Learn more HERE>> https://t.co/56NwcgoJxl
— NASA Marshall (@NASA_Marshall) December 21, 2022
"One of the challenges to this mission is that we're using the heat overall that's generated by the lander's power system to heat the whole spacecraft," said Dave Buecher, Lockheed Martin Dragonfly program manager, in an interview with NASASpaceflight.
"From a heating and control side, that heat is pumped up from the lander, through the aeroshell, and up to the cruise stage. And there's radiators and thermal control onboard the cruise stage to help modulate the temperature of the different elements."
That generated heat from Dragonfly's radioisotope thermoelectric generator (RTG) can then be dispersed into space by the cruise stage's radiators if it is not needed. Conversely, the radiators can be shut down if the heat needs to be retained.
Another major function of the cruise stage will be long-range communications back with Earth.
The cruise stage will be outfitted with antennas capable of talking to the Deep Space Network at the necessary bit rates when dealing with distances out to Saturn – which at minimum are 1.2 billion kilometers with a minimum signal delay time of 66.7 minutes one way.
Nonetheless, communication will be controlled by Dragonfly itself as the rotorcraft serves as the "brains" of the mission even during the cruise phase.



In addition, spin-stabilization rates, attitude, and orbital trajectories will be controlled via a series of thrusters.
This propulsion system will also allow for precise alignment with the entry corridor into Titan's atmosphere. Like Mars lander missions from NASA, Dragonfly will perform a direct entry into Titan's atmosphere and will not enter into orbit around the moon or Saturn beforehand.
Arrival at Titan
Following the cruise phase, Lockheed Martin's aeroshell will separate from the cruise stage and protect Dragonfly and the various landing systems upon entry into Titan's atmosphere.
While a similar aeroshell design to those of the Mars rover missions will be utilized for Dragonfly, its entry characteristics into Titan's atmosphere will differ greatly from those of its Martian counterparts.
Per Lockheed Martin, one of the interesting elements in terms of EDL planning for Dragonfly is that Titan's atmospheric pressure is about one-and-a-half times that of Earth's, a stark contrast to the scant atmosphere of Mars when also compared to Earth.

A preliminary mission timeline for the cruise phase and entry operations. Final timings and trajectory are dependent on the launch vehicle selected. (Credit: NASA)
"They're grossly different atmospheres," related Buecher. "Also, the gravity on Titan isn't the same as Mars; it's about one-eighth of a g whereas Mars is about three-eighths of a g. So you have low gravity and a dense atmosphere."
"That's going to slow that entry body down even more" even though the "entry mechanics, the pressure poles, and some of the heating [are] actually very similar to the two because they're so dynamic, they're coming in so fast supersonically."
To this end, the aeroshell's basic design for the heating regime is very similar to what Lockheed Martin has used on past Mars missions.
"We will use PICA on the heatshield and something called super light ablator on the backshell, same that we used on the Mars 2020 and MSL missions," noted Buecher.
However, Lockheed Martin must design the structural components of the aeroshell differently from Mars missions due to Dragonfly's planned mass and its destination's thicker, denser atmosphere.
"The structural loads are a little bit different, and that's partly due to the mass of the payload, i.e. the lander that we're bringing in, but also what our angle of attack is coming into the planet and the size of the parachutes and the constant dynamics of it going through the atmosphere," explained Buecher.



The denser atmosphere compared to Mars allows the mission to slow down more during the aerobraking portion of entry. This means smaller parachutes are needed to effect a landing on Titan compared to the ones needed at Mars.
Smaller parachutes equal lower loads to the aeroshell during parachute deployment and descent.
However, the denser atmosphere and the mission-specific requirements to release Dragonfly – after its rotors are active – for the craft to fly itself the final few meters to Titan's surface means the aeroshell and backshell have to perform a much longer descent compared to Mars missions.
At Mars, the EDL sequence takes roughly seven minutes from atmospheric entry to touchdown. Landing on Titan for Dragonfly will take approximately 105 minutes based on current mission plans.
"We had to think about temperature," said Buecher. "Titan is a cryogenic moon. So some of the things we're having to evaluate are the temperature side in a lot more criticality because we'll hang on the parachute much longer. We'll hang on to it about an hour and a half versus about two minutes on Mars if that."
These factors necessitated studies into the thermal environment's effect on different materials and elements on Lockheed Martin's portions of the mission.

Dragonfly on the surface of Titan. (Credit: NASA; Johns Hopkins APL)
These studies will likewise feed decisions on what needs to be insulated or heated or completely changed out based on the expected thermal environments during the Titan landing.
Current Status
Heading into the mission's overall PDR in February, Lockheed Martin has completed its subsystems PDRs for the aeroshell, backshell, and cruise stage, and has also completed an internal PDR for the EDL portion of the mission.
The PDR process ensures that early design decisions meet overall mission and safety requirements.
With those PDRs behind them, Lockheed Martin teams are moving into the detailed design phase for various structural elements that will need to be fabricated and tested.
"We received the layout molds that we'll go and build the aeroshell with," noted Buecher. "Those arrived back in October, and we're pretty excited to have the first big hardware delivery because they set the stage for the size and shape of the aeroshell."
Flight material procurements will also be in work this year, all of which leads to Lockheed Martin's Critical Design Review later this year.
The Dragonfly mission is currently targeted to launch by June 2027 for arrival at Titan in 2034.
(Lead image: Artist's impression of Dragonfly on Titan's surface. Credit: NASA/Johns Hopkins APL)
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Feol

Надо глыбу льда попробовать.
Всем пользователям нравится это сообщение.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

gazeta.ru

Китайцы испытали двигатели «клона» ракеты Starship Илона Маска - Газета.Ru | Новости
Василий Зайцев


Китайцы провели огневые испытания ракетного двигателя «Лунюнь-70» для стальной космической ракеты. Об этом сообщает сайт компании-разработчика «Цзючжоу Юньцзянь» (Jiuzhou Yunjian).
Испытанный двигатель работает на паре метан-кислород, которая хранится в стальном топливном баке, изготовленном Jianyuan Technology. Макет ракеты, на который установлены бак и двигатель, также выполнен из нержавеющей стали. По мнению разработчиков, это позволит создать надежную и дешевую ракету, которую они прямо заявляют как аналог или конкурент Starship от SpaceX, в пресс-релизе есть коллаж из этих двух ракет.
По появлявшимся ранее сообщениям, двигатель «Лунюнь-70» имеет тягу около 70 тонн-сил, весит около 800 килограмм, обладает удельным импульсом 291,2 секунды при работе на уровне моря, а также пригоден для повторного использования около 30 раз. Однако, скорее всего, это проектные характеристики, а не реальные.
Многоразовая ракета Starship, на которую ориентируется «Цзючжоу Юньцзянь», в данный момент проходит испытания в Техасе и ожидает первый суборбитальный полет. Ракета относится к сверхтяжелому классу и предназначена для вывода на околоземную орбиту 100 тонн груза, а также полетов к Луне и другим планетам. Именно Starship выбрана NASA в качестве посадочного аппарата в будущих высадках на Луну по программе Artemis. Пока неясно, в какой степени китайский уменьшенный аналог будет похож на «оригинал».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Liss

Цитата: АниКей от 20.01.2023 10:05:37gazeta.ru

Китайцы испытали двигатели «клона» ракеты Starship Илона Маска - Газета.Ru | Новости
Василий Зайцев

Первоисточник тут https://mp.weixin.qq.com/s/qq7a6LLDa7ilq6E_Oy6G0Q , если кому.
И да, клон диаметром 4.2 м -- это не клон. Несчитово.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей


novosti-kosmonavtiki.ru

Как это делается в Китае-2



07.02.2023
5 февраля 2023 г. на строящемся стенде огневых испытаний в зоне Тунчуань в провинции Шэньси смонтировали две криогенных емкости для жидкого кислорода, в связи с чем пресс-служба 165-го института объявила: все оборудование стенда доставлено на объект, оснащение его идет по плану, и первый прожиг двигателя YF-130 состоится уже в первом полугодии 2023 года.
Монтаж кислородных резервуаров на стенде в Тунчуане, опубликовано 05.02.2023

В это невозможно поверить, так как само имя Тунчуань еще не успело войти в обиход, и всего лишь 15 месяцев назад гуглокарта зафиксировала на месте будущего стенда поросший зеленью склон глубокого оврага Лёссового плато. В это невозможно не поверить, так как от начала земляных работ и до сего дня прошло чуть больше восьми месяцев, а огромный стенд уже готов в конструкциях и принимает оборудование!
Напомним, что двухкамерный кислородно-керосиновый двигатель YF-130 по схеме с дожиганием тягой 4800 кН (490 тс) предназначен для первой ступени сверхтяжелого носителя CZ-9 проектной грузоподъемностью 150 т на низкую околоземную орбиту и 50 т на траекторию полета к Луне ( https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85103.html ). Хотя окончательный облик самой ракеты еще не определен, хотя проект не считается первоочередным и правительство в лучшем случае дало лишь предварительное согласие на разработку, создание двигателей CZ-9 идет опережающими темпами. Первые огневые испытания YF-130 состоялись 5 ноября 2022 г., огневые испытания мощного кислородно-водородного двигателя второй ступени YF-90 тягой 220 тс тоже начаты и ведутся пока в неполном составе.
Разработчиком YF-130 двигателя является Сианьский институт аэрокосмических двигателей («165-й институт», г. Сиань провинции Шэньси) – один из двух ведущих государственных центров ракетного двигателестроения КНР наряду с 11-м институтом в Пекине. Оба они входят в состав Исследовательской академии аэрокосмического двигателестроения («6-я академия», англ. Academy of Aerospace Liquid Propulsion Technology, AALPT).
Пекинские разработчики используют для испытаний ЖРД стенды 101-го института в районе Юньган (39.8288°с.ш., 116.1376°в.д.) в западных пригородах Пекина, построенные по советскому проекту в 1959 г. – кстати, именно здесь 2 февраля 2023 г. состоялся второй тест YF-90. Для испытаний мощных кислородно-водородных двигателей создается новый испытательный центр в районе г. Лайянь в провинции Шаньдун. Их сианьские коллеги намного «богаче» уже сейчас и продолжают развитие своей стендовой базы ударными темпами.
Фэнчжоу, огневое испытание на первом стенде

Сианьский институт аэрокосмических двигателей был основан в 1965 году в рамках кампании переноса крупных оборонных предприятий вглубь территории страны, за так называемую «третью линию обороны», и первоначально назывался «База 067» (067基地). Объект был построен примерно в 200 км западнее Сианя, в уезде Фэнчжоу, в ущелье Хунгуангоу (红光沟) в горах Циньлин (33.9537°с.ш., 106.7257°в.д.). Здесь были размещены сама 6-я академия и ее 165-я испытательная станция с двумя стендами, вступившими в строй в 1969 и 1970 гг.
Фэнчжоу, 30.12.2022. Участники огневых испытаний на фоне стенда №502

Сейчас этот объект называется Зона испытаний Фэнчжоу (凤州试验区); на нем, в частности, ведутся испытания ЖРД YF-100M для второй ступени РН следующего поколения для пилотируемой программы, так называемой CZ-5G. Судя по спутниковым снимкам, в настоящее время осуществляется масштабное расширение Зоны испытаний Фэнчжоу.
Административное здание 165-го института в Циншуйтоу

Сама 6-я академия и 165-й институт в 1992–1993 г. были переведена в Сиань на две площадки – первая находилась в самом городе, а вторая была введена в строй в 1998 г. в предгорном поселке Циншуйтоу в 30 км к юго-востоку (34.0240°с.ш., 109.0583°в.д.), и сейчас известна как Зона испытаний Циншуйтоу (清水头试验区).
Баолунъюй, испытание ЖРД на стенде №901

В 2003 г. началось строительство новой Зоны испытаний Баолунъюй (抱龙峪试验区) в 27 км к югу от Сианя (34.0229°с.ш., 108.9060°в.д.) в обеспечение программы создания кислородно-керосиновых двигателей РН нового поколения. Первое пробное испытание для проверки систем стенда №901 было проведено 5 января 2005 г., а первое штатное испытание двигателя YF-100 – 13 мая 2005 г. Совсем недавно в Зоне испытаний Баолунъюй завершено строительство нового стенда 920, на котором в январе 2023 г. начались пробные испытания на подтверждение характеристик.
Баолунъюй, 29.01.2023, пробный прожиг на новом стенде №920

Наконец, в рамках большой программы создания «девяти двигателей за восемь лет», включающей и разработку 500-тонного двигателя, было принято решение построить в районе города Тунчуань (铜川) в 87 км севернее Сианя новый испытательный комплекс национального масштаба в составе 165-го института. В первую очередь объекта вошли стенд для испытаний мощных ЖРД с двумя огневыми позициями и обеспечивающие сооружения – здание измерений и управления, компрессорная станция, электроподстанция, три рабочих водоема и пожарный водоем.
Строительство стенда в Тунчуане, Google Earth

А теперь краткая хронология событий:
  • В декабре 2021 г. военно-финансовое управление провинции Шэньси утвердило проект и дало разрешение на начало работ;
  • 10 мая 2022 г. правительство провинции Шэньси утвердило землеотвод под строительство первой очереди в районе 35.0424°с.ш., 109.0318°в.д.;
  • 1 июня начаты земляные работы – за месяц была снята часть южного склона оврага и сформирована площадка под здание стенда;
  • 30 июля закончено свайное поле – в площадку была забита 201 свая в среднем на глубину 40 м;
  • 1 августа начата заливка фундаментной плиты общим объемом 6784 м3 бетона и массой 8354.9 тонны;
  • 20 сентября закончено бетонирование западной и восточной секции фундаментной плиты и начато возведение конструкций здания стенда. Всего к 1 декабря было смонтировано 2700 тонн металлоконструкций;
  • 20 октября закончено сооружение первого из пяти уровней здания стенда, 10 ноября – второго, 5 декабря – третьего, 16 декабря – четвертого, 30 декабря – пятого;
  • 31 декабря 2022 г. в 15:38 пекинского времени завершено бетонирование основного сооружения стенда, всего залито 20000 м3 бетона.
Строительство стенда в Тунчуане, опубликовано 04.01.2023

Работы на объекте Тунчуань велись круглосуточно в три смены. Параллельно с сооружением здания стенда на склоне была выполнена противооползневая защита и устроены подпорные стены.
Строительство стенда в Тунчуане, опубликовано 05.02.2023

К началу февраля 2023 г. завершились строительные работы на всех объектах, проводилась установка и проверка оборудования. Так, 5 февраля в 11:00 на стенде завершили установку двух криогенных баков жидкого кислорода объемом по 100 м3 – каждый диаметром 4.2 м, высотой 17 м и массой 70 тонн.
Доставка оборудования на стенд в Тунчуане, опубликовано 05.02.2023

165-й институт рассчитывает провести на новом стенде в Тунчуане первое огневое испытание двигателя YF-130 до конца первого полугодия, то есть максимум через 13 месяцев после начала земляных работ.
Отметим, что программа «девять двигателей за восемь лет» включает создание следующих машин:
  • Двухкамерный кислородно-керосиновый ЖРД YF-130 с дожиганием тягой 490 тс для первой ступени базового варианта CZ-9;
  • Однокамерный кислородно-керосиновый ЖРД YF-135 с дожиганием тягой 360 тс для перспективного варианта CZ-9;
  • Кислородно-керосиновый ЖРД YF-102 открытого цикла тягой 85 тс для перспективных многоразовых носителей;
  • Кислородно-водородный ЖРД YF-90 с дожиганием тягой 220 тс для второй ступени базового варианта CZ-9;
  • Кислородно-водородный ЖРД YF-79 по безгенераторной схеме с фазовым переходом для третьей ступени CZ-9;
  • Кислородно-метановый ЖРД тягой 200 тс для перспективного варианта CZ-9;
  • Кислородно-метановый ЖРД YF-209 тягой 80 тс для перспективных многоразовых носителей;
  • ЖРД большой тяги на высококипящих компонентах топлива;
  • ЖРД тягой 8 тс на высококипящих компонентах топлива.
Утверждается, что на новом стенде в Тунчуане помимо YF-130 будут испытываться указанные выше кислородно-метановые ЖРД, а также кислородно-керосиновые двигатели класса YF-100 тягой 130 тс для ракеты CZ-5G и однокамерный двигатель на 240 тс, не включенный пока в программу разработки.
Автор: Liss
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=kr-9dFvzZfU
Цитировать 9:06
SLS RS-25 Engine Test, 8 February 2023
  SciNews
An Aerojet Rocketdyne RS-25 rocket engine was tested on the Fred Haise Test Stand (formerly A-1 Test Stand) at the John C. Stennis Space Center in Mississippi, on 8 February 2023, at 19:50 UTC (13:50 CST, 14:50 EST). The test had a scheduled duration of about eight-and-a-half minutes (500 seconds) the length of time engines must fire during an actual flight. The engine operated at up to 111% power level, the same level needed to help power NASA's Space Launch System (SLS).
Credit: NASA

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!