EML-2

Автор dee34rt, 06.10.2012 00:43:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


ааа

Да это же ЛОС!
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

dee34rt

ЦитироватьДа это же ЛОС!

Нет это не лос, это L2ОС.

К.А.

А какие задачи она будет решать?

dee34rt

ЦитироватьА какие задачи она будет решать?

ЦитироватьЧто касается функций станции, то с её помощи американцы смогут отправлять новые роботизированные миссии для изучения Луны (по планам новую порцию грунта нашего спутника доставят на Землю в 2022 году).
 
Затем станция должна будет помочь в отправке людей на Красную планету. Издание Orlando Sentinel цитирует: "Станция, расположенная в точке Лагранжа Земля-Луна за луной, как полигон для испытаний возможностей отправки человека в дальний космос – самый лучший вариант для наработки соответствующего лётного опыта с минимальным риском".

Дмитрий Виницкий

ЦитироватьА какие задачи она будет решать?

Виртуальное освоение виртуального бабла. Пока никаких перспектив далее денег на покупку бумаги для печати прожектов не предвидится.
+35797748398

Дмитрий Виницкий

О, а содержимое статьи прямиком в охумору!  :D
+35797748398

dee34rt


Apollo13

Картинка тоже прекрасна. В L2 обязательно пригодятся cps и mmsev :)

ronatu

ЦитироватьК.А. пишет:
А какие задачи она будет решать?
Webb
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

frigate

"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Олигарх

ЦитироватьNASA Technical Report Server
1. GLEX-2012.05.5.4x12270
THE ROLE OF CIS-LUNAR SPACE IN FUTURE GLOBAL SPACE EXPLORATION
M.R. Bobskill, M.L. Lupisella
2. ESTABLISHING A NEAR TERM LUNAR FARSIDE GRAVITY MODEL VIA INEXPENSIVE ADD-ON NAVIGATION PAYLOAD
D.Folta, M.Mesarch, R.Miller,D.Bell, T.Jedrey, S.Butman, S.Asmar
3. Developing Architectures and Technologies for an Evolvable NASA Space Communication Infrastructure
K.Bhasin, J.Hayden
4. Evolutionary Space Communications Architectures for Human/Robotic Exploration and Science Missions
K.Bhasin, J.Hayden
5. Libration Point Navigation Concepts Supporting the Vision for Space Exploration
J. R.Carpenter, D.C.Folta, M.C.Moreaut, D.A.Quinnt
The cislunar gateway with no gate
http://www.thespacereview.com/article/2165/1

According to recent news reports, NASA is working on plans for a "gateway" station at the Earth-Moon L2 point. John Strickland describes why such a facility could be useful, but also why NASA's approach to it may be doomed to fail.
Monday, October 1, 2012

frigate

Ну эта новость с "бородой" (предложение Боинга Exploration Gateway Platform в декабре 2011) :idea:

"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дмитрий Инфан

Что-то на "Мир" очень похоже...

Дмитрий Виницкий

А как туда Союз долетел? И как улетать будет? :)
+35797748398

frigate

ЦитироватьА как туда Союз долетел? И как улетать будет? :)
Дмитрий, я понимаю что вопрос риторический, спросите автора -
Michael Raftery, Boeing ISS Deputy Program Manager
Если серьезно ответить на Ваш вопрос - то в ближайшие 5 лет ничего кроме пилотируемого
Атласа-5 не предвидится. :roll:
Так что выбирайте - Союз-Л верхом на Центавре либо на Блоке-ДМ. :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

frigate

Using Existing ISS Hardware to Prepare for Exploration Beyond LEO

Future In-Space Operations Colloquium August 10, 2011
Skip Hatfield, NASA JSC 281-244-7766 caris.a.hatfield@nasa.gov





















Стр. 22 - явно "дали маху": Eхplorаtion Platform наверное будут выводить по "медленной"
траектории (порядка 90+ дней) БЕЗ пристыкованных пилотируемых КК (Союз-Л и 2 х MPCV) :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Salo

http://www.aviationweek.com/Article.aspx?id=/article-xml/AW_10_08_2012_p26-502985.xml

ЦитироватьLagrangian Point Gaining Appeal As Next Stop For Humans
By Frank Morring, Jr., Amy Svitak
Source: Aviation Week & Space Technology



October 08, 2012

Frank Morring, Jr. Naples, Italy, and Amy Svitak Berlin

International space partners are starting to feel their way beyond their orbiting station for mankind's next step into the Solar System. Some of them at the 63rd International Astronautical Congress (IAC) in Naples are finding a lot more to like about the Earth-Moon Lagrangian points, and particularly the L-2 site beyond the far side of the Moon.

While cash-strapped governments scramble to squeeze as much value as they can out of the International Space Station (ISS), scientists and market-hungry space companies around the world are leading the way toward the curious regions in space where gravity is largely nulled by pairs of celestial bodies. As a result, spacecraft can essentially hover there without using much energy. The infrared James Webb Space Telescope (JWST) is being developed for the supercold temperatures at the Sun-Earth L-2 point.

Space-exploration architects have long eyed the Earth-Moon L-2 as a way point where spacecraft carrying humans bound deeper into the Solar System can be assembled. More recently, it has drawn attention as a possible hand-off point where astronauts could rendezvous with vehicles transporting samples collected robotically on Mars (AW&ST Oct. 1, p. 36). Spacecraft circling in "halo orbits" around the far-side L-2 point can move on with relatively little change in velocity, compared to taking off or landing in the "gravity wells" of the Earth, Moon or Mars.

"We're trying to learn how to use these gravity lanes to maneuver around space with humans," says William Gerstenmaier, NASA's associate administrator for human exploration and operations, who likens the routes between Lagrangian points to the rivers that took explorers into uncharted continents in the days of sail. He is also quick to stress that the idea has not even reached the "pre-study phase" at NASA.

But it is not being ignored at the U.S. space agency, which is spending $3 billion a year to develop the deep-space crew vehicle and heavy-lift rocket needed for exploration beyond low Earth orbit. "Crude" simulations have given way to more sophisticated computer models as engineers delve into the issue, Gerstenmaier says. And NASA contractor Lockheed Martin has generated enticing architectures using the L-2 point as an early target for the Orion multipurpose crew vehicle it is developing for NASA (AW&ST July 2, p. 22).

Boeing, too, is working in the area, as are large aerospace companies in Europe, Japan and Russia. "Space infrastructure should be international," says Alexander Derechin, the deputy chief designer at Russia's RSC Energia, who co-authored an IAC technical paper on the subject with Michael Raftery of Boeing Defense, Space & Security in Houston. "It's too big for any country."

The very uncertainty about the next stop in human space exploration—the Moon, an asteroid, Mars or one of its moons—argues for development of a human-tended facility at the cislunar L-2 point, Derechin says.

"If we're talking about infrastructure to support unclear goals, we need to make a decision about infrastructure that might be useful for all our goals," he said during his IAC presentation on the subject.

A pressurized module derived from those that make up the habitable volume of the ISS could sustain Orion crews at L-2 much longer than they could remain there in the big capsule alone, and the linked vehicles could use Gerstenmaier's gravity lanes to reach more interesting destinations such as lunar orbit, an asteroid, the vicinity of Mars or even the JWST for upgrades or repairs.

"It doesn't take much delta-v to do that," says Gerstenmaier, using the term for change in velocity. "It takes a long time."

At the 62nd IAC in Cape Town, South Africa, Gerstenmaier and others were considering recycling space station modules to one of the Earth-Moon Lagrangian points (AW&ST Oct. 10, 2011, p. 46). Closer examination has proved that idea impractical—station modules were not built for the radiation, thermal and gravity environments, all of which are poorly understood. "We have different gravitation conditions at Lagrangian points," says Derechin. "It may be simple, but we will need new technology for rendezvous and docking."

The Russian engineer suggests the time to begin addressing those problems is now, while the ISS is still functioning and can be used as a starting point.

Space-agency chiefs who partner with NASA on the ISS are much more focused on finding funds to operate the station now than they are on figuring out how to move pieces of it somewhere else after 2020. In an IAC press conference, they were unanimous in their support for keeping the station running as long as possible after that date.

"Myself, I would like to make sure we extend the ISS beyond 2020 because it is useful," said Jean-Jacques Dordain, director general of the European Space Agency, which will learn at a ministerial conference next month if its partner nations are willing to fund ESA at the station until 2020. He was joined in that view by Keiji Tachikawa, president of the Japan Aerospace Exploration Agency, and Steve MacLean, president of the Canadian Space Agency.

Sergey Saveliev, deputy head of the Russian space agency Roscosmos, also agreed with Dordain on the need to focus on the station after 2020. Russia, which plans to invest $1 billion a year in human spaceflight activities in 2015-25, expects that the ISS will be used to support future exploration, no matter what the destination.

In May, Alexey Krasnov, head of human spaceflight at Roscosmos, said Moscow needs to begin planning by 2014 if Russia is to remain in the partnership beyond the end of this decade.

"We don't need firm commitments then, but indications of what the partners want to do," Krasnov told an ISS-utilization symposium in Berlin. "We know this deadline might create some difficulties. But we have to have some idea of what we are going to do for this 10-year budget."

While the ISS partners debate the future of their facility, China is moving ahead steadily on its plan to build a smaller space station in low Earth orbit by 2020. To that end, crew members on China's next mission to the Tiangong-1 mini-space station will start practicing on-orbit repairs and refueling techniques, according to Wang Zhaoyao, director of the China Manned Space Engineering Office.

The mission next year will continue work started with the Shenzhou 9 flight in June, Wang told an IAC audience, adding to China's experience with rendezvous and docking. Under present planning, he said, Shenzhou 10 will be China's only human spaceflight in 2013, and the last to Tiangong-1. After that, the mini-station will remain in orbit as an outpost for experiments operated from the ground. A second version, Tiangong-2, is planned for launch in the 2014-16 time frame.

During that same period, China will test the unmanned cargo vehicle it is developing and complete work on the Long March 7 launch vehicle. Scheduled for its first flight in 2013, that launcher will have a 30,000-lb. lift capability (AW&ST March 12, p. 33).

Taikonauts, as the Chinese space crews now call themselves, will visit Tiangong-2 for longer "mid-term" stays, Wang said, and continue to develop their skills in on-orbit repairs, while the cargo vehicle will be used for additional refueling demonstrations. The work is building toward deployment of the space station by 2020, after which plans call for three-member crews to conduct six-month tours there and, in theory, play host to space travelers from other countries.

"The Chinese space station is open to all," said Yafeng Hu, a top international affairs official at the China National Space Administration, during a separate session, drawing applause from his IAC audience.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

63rd International Astronautical Congress 1 - 5 October 2012, Naples, Italy
IAC-12.B3.2.1 HUMAN SPACE ENDEAVOURS SYMPOSIUM
DEVELOPMENT OF THE ORBITAL INFRASTRUCTURE
Alexander G. Derechin, S.P. Korolev Rocket and Space Corporation Energia, Russia
larouchepac.com Comment

ЦитироватьRussians Ask, What Are the Next Steps, After the International Space Station?

October 3, 2012 • 9:22AM

The occasion of the annual International Astronautical Congress, being held this week in Naples, Italy, gave Russia's top space experts the opportunity to present a variety of challenging proposals for the future of space exploration. Alexander Derechin, Deputy Director of the Energia Space Corporation, formerly the Design Bureau established by Soviet space pioneer, S.P. Korolov, presented an array of possibilities for the development of space infrastructure, including unmanned and manned capabilities at the Lagrange points between the Earth and the Moon. At these locations, the gravitational balance between the two bodies is such that almost no energy is required to keep a spacecraft in orbit. From these gravitational balance points, a minimal amount of energy is needed to go anywhere else.

Derechin proposed that the next-generation space infrastructure should include a space station smaller than the ISS, needed especially for human space physiology and medical experiments, but that there should be a "cloud" of smaller stations, manned only periodically for maintenance and upgrading, and optimized for a specific function, such as astronomy, geophysics studies, materials research, etc.

At the Lagrange point, Derechin said, man-tended infrastructure would create the basis for future manned missions, regardless of the destination that is chosen. In general, he stressed, the goal should be to create infrastructure that is "adaptable to any scenario."
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

frigate

"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Dude

Нравится, по крайней мере мыслят конкретно и в нужную сторону - сборка и поддержка во время постройки МПК идет за счет имеющихся ресурсов МКС.

frigate

"Меня терзают мучительные сомнения" (С), но если все страны-участницы проекта МКС
примут такую конфигурацию, то РКА будет вынуждено превращать Союз-ТМА в "Лунный
Союз" (расходы видимо будут 50 на 50), что неминуемо приведёт к отмене разработки
ПТК НП, ибо "Боливар" (в данном случае РКК Энергия) не выдержит двоих :!: " (С)
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SFN

А может наоборот, ускорит разработку ПТК-Л?
Ведь такие конструкции будут создаваться уже после первого полета ПТК по нынешнему плану. Интернешнл модуль с транспортным кораблем в некоторой степени условен. Понятно что такое сочетание АС и РС (как на МКС) повышает устойчивость системы. А как оно конкретно может у русских выглядеть, американцы гадать не хотят.
Предполагаю, что для подобного проекта наши предложат модуль типа НЭМа и транспортный корабль ПТК-Л. Важно чтобы к часу Ч их прототипы побывали на орбите.
(И под международные проекты финансирование получить легче. )

Lanista

Вот они рисуют, а у нас же последний корпус на МЛМ ушел, откуда еще?
Только новое делать...
Эх, как же не хватает Льва... =(

frigate

Может Вы и правы, но только прецедент уже был - НАСА профинансировало
модернизацию Союза-ТМА, а проект корабля-спасателя с ВА от "Зари" был положен "на полку".   :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SFN

ЦитироватьМожет Вы и правы, но только прецедент уже был - НАСА профинансировало
модернизацию Союза-ТМА, а проект корабля-спасателя с ВА от "Зари" был положен "на полку".   :idea:
Тогда денег в бюджете РФ реально не хватало на космос.
Я говорю про то, что сейчас на международные проекты бюджет РФ охотней расстается с деньгами, чем на внутренние. Пока ПТК чисто отечественная хотелка, а если станет частью международного проекта отношение к нему изменится )))

frigate

Я не против, чтобы ПТК НП пошел в серию, и служил бы лет сорок как "Союз".  :P
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Anatoly Zak

ЦитироватьLanista пишет:
Вот они рисуют, а у нас же последний корпус на МЛМ ушел, откуда еще?
Только новое делать...
Эх, как же не хватает Льва... =(
Мне тоже интересно есть ли за этим прожектерством хоть какая-то доля реализма? Может реально Роскосмос заказать и сделать еще один служебный модуль? Судя по реальным планам, все будущие российские модули предполагают другую архитектуру.

Apollo13

Из всего этого складывается впечатление, что денег на нормальный DSH нет и не предвидится, вот и пытаются сделать эрзац из того что есть. В связи с этим в нарисованный здесь SEP верится все меньше. Но уж от CPS они не отвертятся.  :evil:

SFN

ЦитироватьAnatoly Zak пишет:
Мне тоже интересно есть ли за этим прожектерством хоть какая-то доля реализма?
Кончено есть! Я, например, увидел в презентации картинку УМ с Вашего сайта )))

Anatoly Zak

Цитировать
ЦитироватьМне тоже интересно есть ли за этим прожектерством хоть какая-то доля реализма?
Кончено есть! Я, например, увидел в презентации картинку УМ с Вашего сайта )))

Да, я тоже это заметил. :shock: Однако, УМ есть в планах на будущее, а они упорно рисуют там служебный модуль.

frigate

How to save delta-V and time for a round trip to EML2 Lagrangian point?
######

Lizy-Destrez, Stéphanie and Ferraioli, Giuseppe and Audas, Chloé and Piat, Jason How to save delta-V and time for a round trip to EML2 Lagrangian point? (2012) In: IAC 2012, 01-05 Oct 2012, Naples, Italie.
 
Abstract


Space exploration follows a logical set of steps, starting with basic knowledge and culminating, hopefully, in a sustained human presence in space. The next step, according to the Global Exploration Roadmap, released in September 2011 by the International Space Exploration Coordination Group (ISECG), which reflects the international effort to define feasible and sustainable exploration pathways to the Moon, near-Earth asteroids and Mars, is the Moon as second home in the Solar System. On the basis of risk, cost and technology readiness criteria, the present paper aims to provide quantitative results to set up a Deep Space- Habitat, as an exploration gateway, at the Earth Moon Lagrange point n°2 (EML2), on the way to the Moon, Mars and asteroids colonization. Highly reliable and safe systems are crucial as interplanetary resupply missions from Earth cannot reach the crew at short notice and a quick return to Earth is not possible. This problem is the strong link with the last year's article "Mission analysis for a space medical center of an exploration gateway at a lunar libration point", published at IAC in Cape Town, in 2011. Here a further analysis will be carried out on how to develop the preliminary bibliographical studies and to go deeper into the modeling of scenarios. In a first analysis, a local optimization of the deployment of the Deep-Space Habitat for an international space heaven located at EML2 is performed. After investigating different propulsion technologies, a general analysis in order to minimize the cost to join the permanent outpost in the Earth-Moon system is run. The future needs an exploration gateway at a lunar libration point which will be developed for a 2035 timeframe, as indicated by the Global Exploration Strategy, might slightly change. As a direct consequence, the number of modules composing the Deep-Space Habitat is not specified to make the analysis more generic and flexible. Secondly, special emphasis is placed on locally optimizing the operational phase, with the mission analysis of the resupply cargo. The time to come back to Earth is the dimensioning parameter in order to guarantee safety in emergency cases for the crew. Finally, a global optimization for the entire Deep-Space Habitat mission, encompassing deployment and operational phase can be started.
Item Type: Conference or Workshop Item (Paper)
Audience (conference): International conference proceedings
Institution: Université de Toulouse > Institut Supérieur de l'Aéronautique et de l'Espace - ISAE
Laboratory name: Département de Mathématiques, Informatique, Automatique - DMIA (Toulouse, France) - Automatique, Dynamique et Interface des Systèmes - ADIS - ADIS



Жду ответа из Тулузы - обещали прислать PDF.8)
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков


Mark

Lunar Surface Acces from Earth-Moon L-2
1.10.2012
 
 
Lunar Surface Access from Earth-Moon L2
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

Ну-и-ну

"Консервация технической отсталости" (с)
Извините, музыкой навеяло.

pkl

Ну почему же? Нормальное последовательное продвижение по мере накопления опыта. Что не понравилось, так это вариант полёта на лэндере со стыковкой на ОИСЛ. Да, это позволит сэкономить массу. Но какова будет надёжность? Для полёта на Луну необходимы две расстыковки и две стыковки. И это при экспедиции со станции. Причём все эти этапы являются критическими. Имхо, очень рисковано.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

avmich

Неубедительные цели по безопасности заявляются :( . 1-2% вероятность потери экипажа в каждом полёте... для XXI века как-то не очень.

dee34rt

Цитироватьavmich пишет:
Неубедительные цели по безопасности заявляются :( . 1-2% вероятность потери экипажа в каждом полёте... для XXI века как-то не очень.
Это, конечно же, очень плохо. Но вспомните, какие были потери на заре мореплаванья.

Valerij

Цитироватьdee34rt пишет:
Цитироватьavmich пишет:
Неубедительные цели по безопасности заявляются :( . 1-2% вероятность потери экипажа в каждом полёте... для XXI века как-то не очень.
Это, конечно же, очень плохо. Но вспомните, какие были потери на заре мореплаванья.
Можно вспомнить намного более близкие времена - какие потери были в авиации начала прошлого века, в автомобильных рекордных заездах и в автогонках "формулы один" двухтысячных и даже в восхождениях на Эверест нашего времени. Для профессиональных экстремальных видов спорта (в отличии от "массовых экстремальных" вероятность гибели в 1-2 процента (типа кругосветных парусных гонок в одиночку) вполне приемлема. При этом вспомним, что Барак Обама говорил о возрождении духа границы, духа первопроходцев в нации.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

#39
Цитироватьpkl пишет:
Ну почему же? Нормальное последовательное продвижение по мере накопления опыта. Что не понравилось, так это вариант полёта на лэндере со стыковкой на ОИСЛ. Да, это позволит сэкономить массу. Но какова будет надёжность? Для полёта на Луну необходимы две расстыковки и две стыковки. И это при экспедиции со станции. Причём все эти этапы являются критическими. Имхо, очень рисковано.
.
Я посмотрел презентацию от SpaceWorks Enterprises, Inc. (SEI) , которую нашел Марк. Естественно, что это свободное творчество, но там есть много интересного, например лунный лендер на базе NASA's Space Exploration Vehicle (SEV).
.
ЦитироватьMark пишет:
 Lunar Surface Acces from Earth-Moon L-2
 1.10.2012
 
 Lunar Surface Access from Earth-Moon L2
.
Там есть анонс следующего номера, где будут сравниваться станция в L2 и ЛОС:
.

.
Мне кажется, что, если учитывать только удобство  доступа с Земли, то более удобной окажется ЛОС. Однако для ЛОС, пролетающей над освещенной солнцем поверхностью Луны сложно обеспечить необходимый тепловой режим для криогенной "заправки" на орбите.
.
Возможно, что с учетом этих факторов наиболее удобной для базы окажется высокая окололунная орбита. Плюс станции в L2 в том, что с нее можно обеспечить любой точки на поверхности Луны в любой момент. Но для того, что бы достичь поверхности Луны из точек L1 & L2 требуется не менее трех суток, так что, например, обеспечить оперативную помощь терпящей бедствие группе со станции в точке либрации невозможно.
.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


pkl

Что, прямо трое суток? Это же от Земли до Луны! Я думал, там пару часов на перелёт.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Так, а где картинки с лунной высадкой?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Valerij

Цитироватьpkl пишет:
Что, прямо трое суток? Это же от Земли до Луны! Я думал, там пару часов на перелёт.
Имеется в виду если лететь по траекториям, требующим наименьшего расхода топлива. То есть долететь можно и быстрее, но тогда садиться на парашюте ;) придется...

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


pkl

Да я уже нашёл... нды!:( По-дурацки выходит - сложность растёт, а сроки не уменьшаются. И в чём тогда смысл? Говорю же, нужна прямая схема и 200-тонник.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Ну-и-ну

Цитироватьpkl пишет:
Ну почему же? Нормальное последовательное продвижение по мере накопления опыта.
Я исключительно про СМ и Союз. Т.е. да, надо модернизировать системы и приборы и делать это поэтапно на летающем Союзе - разумная краткосрочная политика. Но попытка сохранить Союз ещё лет на 15-20 - бррр.

pkl

Ну как сказать. А глубокая модернизация "Союза" отторжения у Вас не вызывает? В конечном счёте от "старого" Союза остаётся только компоновка отсеков. Вполне разумная, на мой взгляд.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Ну-и-ну

В конце концов остаётся тесный 3-х местный корабль.

Back-stabber

ЦитироватьValerij пишет:
Плюс станции в L2 в том, что с нее можно обеспечить любой точки на поверхности Луны в любой момент.
Вопрос затрат однако. Я вот так "на вскидку" оценил-бы в 200 м/с минимум. Это "по Гоману" тсз если..;)
Разрушитель иллюзий.

Valerij

ЦитироватьBack-stabber пишет:
ЦитироватьValerij пишет:
Плюс станции в L2 в том, что с нее можно обеспечить любой точки на поверхности Луны в любой момент.
Вопрос затрат однако. Я вот так "на вскидку" оценил-бы в 200 м/с минимум. Это "по Гоману" тсз если..;)
По сравнению с теми затратами, которые нужны для посадки из L2 а потом и для возвращения в точку либрации это совсем немного.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

#49
ЦитироватьНу-и-ну пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Ну почему же? Нормальное последовательное продвижение по мере накопления опыта.
Я исключительно про СМ и Союз. Т.е. да, надо модернизировать системы и приборы и делать это поэтапно на летающем Союзе - разумная краткосрочная политика. Но попытка сохранить Союз ещё лет на 15-20 - бррр.
Цитироватьpkl пишет:
Ну как сказать. А глубокая модернизация "Союза" отторжения у Вас не вызывает? В конечном счёте от "старого" Союза остаётся только компоновка отсеков. Вполне разумная, на мой взгляд.
ЦитироватьНу-и-ну пишет:
В конце концов остаётся тесный 3-х местный корабль.
.
Мне кажется, что, если уйти от священной коровы Союза - его универсальности, и оставить главное, самое востребованное - транспортный корабль для полетов к орбитальной станции, то давно уже можно было бы сделать глубокую модернизацию Союза. Убрать орбитальный модуль, сделать выводимую в потоке (возможно - надкалиберную)  капсулу. Целиком на новых материалах и технологиях, и получить одноразовый корабль на шесть - семь человек с автономией несколько суток, способный годы висеть в составе орбитальных комплексов, в расчете на штатный вывод по быстрой шестичасовой схеме.  С уменьшенным экипажем этот же корабль мог бы использоваться для автономного полета недели на две, или для полета на высокую орбиту.
 .
Но для этого пришлось бы уйти от священной коровы Энергии - неизменности обводов спускаемого аппарата. Вот это был бы "Новый Союз".
.
З.ы.
Как не хватает сейчас Льва, что бы поспорить и поругаться с ним на эту тему.....

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


ronatu

Протрезвеют и отменят. Будут к Веббу летать с НЗО...
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

dee34rt

Избрание Обамы открывает путь для проекта станции за Луной - эксперт
ЦитироватьМОСКВА, 8 ноя — РИА Новости.Избрание Барака Обамы на пост президента США открывает путь для проектов НАСА по исследованию дальнего космоса, в частности, астероидов и Луне — в ближайшее время НАСА может обнародовать амбициозные планы по дальним космическим миссиям, считает эксперт по космической политике Джон Логсдон (John Logsdon), почетный профессор университета имени Джорджа Вашингтона.


Читайте далее: Избрание Обамы открывает путь для проекта станции за Луной - эксперт | РИА Новости

ааа

ЦитироватьИзбрание Обамы открывает путь для проекта станции за Луной - эксперт
Ох, сомневаюсь.
На второй срок уже избрали, на третий по любому не изберут. Так что популизм уже ни к чему и все попрошайки идут лесом.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Valerij

Цитироватьааа пишет:
ЦитироватьИзбрание Обамы открывает путь для проекта станции за Луной - эксперт
Ох, сомневаюсь.
На второй срок уже избрали, на третий по любому не изберут. Так что популизм уже ни к чему и все попрошайки идут лесом.
Есть такая поговорка, что весь первый срок американский президент думает, что сделать что бы избрали на второй. Но весь второй срок президент старается остаться в истории....
Так что не исключено, хотя и неизвестно каким образом. Давно есть исследования, результаты которых уверенно говорят, что используя заправки и "коммерческие носители" на Луну можно вернуться раньше и с меньшими затратами, чем используя СЛС.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


SFN

Через 4 года там будет город-сад

Back-stabber

ЦитироватьValerij пишет:
ЦитироватьBack-stabber пишет:
Вопрос затрат однако. Я вот так "на вскидку" оценил-бы в 200 м/с минимум. Это "по Гоману" тсз если..;)
По сравнению с теми затратами, которые нужны для посадки из L2 а потом и для возвращения в точку либрации это совсем немного.
400 м/с ? Угу. "Не много".. Учитывая что соляру для этого Vх-а надо сперва затащить в Lx? У богатых конечно свои причуды, но не до такой-же степени... Да и смысл-то? Самое IMHO бестолковое место для ПК. "Труднодостижимый кусок пустоты" -- я-б охарактеризовал вот именно так. 8)
Разрушитель иллюзий.

Valerij

ЦитироватьBack-stabber пишет:
ЦитироватьValerij пишет:
ЦитироватьBack-stabber пишет:
Вопрос затрат однако. Я вот так "на вскидку" оценил-бы в 200 м/с минимум. Это "по Гоману" тсз если..;)
По сравнению с теми затратами, которые нужны для посадки из L2 а потом и для возвращения в точку либрации это совсем немного.
400 м/с ? Угу. "Не много".. Учитывая что соляру для этого Vх-а надо сперва затащить в Lx? У богатых конечно свои причуды, но не до такой-же степени... Да и смысл-то? Самое IMHO бестолковое место для ПК. "Труднодостижимый кусок пустоты" -- я-б охарактеризовал вот именно так. 8)
.
Ну, я уже на предыдущей странице сказал, что не считаю размещение станции в EML1 or EML2 бесспорно идеальным для базы, обеспечивающей возвращение на Луну. И защищать такое решение я не намерен, вполне вероятно, что лучшим размещением окажется промежуточная окололунная орбита. Плюс базы в EML2, мне кажется, состоит в ее универсальности - там можно сделать базу для Марсианского Экспедиционного Комплекса, для полетов к астероидам, и для экспедиций посещения на поверхность Луны. Для того, что бы сравнить разные варианты размещения станции, полностью снабжаемой с Земли, необходимо оценить расход топлива для компенсации возмущений орбиты от влияния гравитации Солнца и Земли, или от масконов Луны, а с другой стороны оценить расход топлива, необходимого для кондиционирования запаса топлива. Сам я рассчитать идеальное место для размещения такой станции не берусь.
.
Мы уже говорили с вами о возможной стратегии возвращения на Луну, с моей точки зрения идеальным решением для этого является ЛОС на низкой окололунной орбите и производственная станция по добыче лунного топлива в полярной зоне вечной тени, что по моему мнению обеспечит снижение стоимости содержание лунной базы со всей обеспечивающей инфраструктурой в разы, а стоимости доставки ПН к Луне в десятки раз. Но ЛОС для дальнего космоса по моему мнению практически бесполезна, во всяком случае до создания на Луне товарного производства топлива. Хотите вернуться к этому спору? Ничего не имею против, но, ради бога, не в этой теме.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


pkl

ЦитироватьНу-и-ну пишет:
В конце концов остаётся тесный 3-х местный корабль.
 Ну сделали бы его чуть побольше. А какая разница? Мы же КК для полётов на орбитальную станцию и Луну хотим, а не звездолёт. 

ЦитироватьValerij пишет: 
Мне кажется, что, если уйти от священной коровы Союза - его универсальности, и оставить главное, самое востребованное - транспортный корабль для полетов к орбитальной станции, то давно уже можно было бы сделать глубокую модернизацию Союза. Убрать орбитальный модуль, сделать выводимую в потоке (возможно - надкалиберную) капсулу. Целиком на новых материалах и технологиях, и получить одноразовый корабль на шесть - семь человек с автономией несколько суток, способный годы висеть в составе орбитальных комплексов, в расчете на штатный вывод по быстрой шестичасовой схеме. С уменьшенным экипажем этот же корабль мог бы использоваться для автономного полета недели на две, или для полета на высокую орбиту.
 .
Но для этого пришлось бы уйти от священной коровы Энергии - неизменности обводов спускаемого аппарата. Вот это был бы "Новый Союз".
.
З.ы.
 Как не хватает сейчас Льва, что бы поспорить и поругаться с ним на эту тему.....
И получаем ПТК!:D
А Льва ужас, как не хватает.:cry:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Valerij

Цитироватьpkl пишет:
И получаем ПТК!:D
А Льва ужас, как не хватает.:cry:
.
К сожалению, ПТК не получаем. Но получаем, мне кажется, лучше - легкую и недорогую одноразовую капсулу на шесть - семь человек, которую можем запускать на Союзе. При этом, используя новую технику (автономную инерционную и спутниковую навигацию), и, управляя аэродинамическими щитками (хотя можно и привычно - двигателями) эта капсула может совершить управляемый спуск и очень точно выйти к месту парашютного спуска, выпустить парашюты и сесть, пусть не с такой точностью, как ПТК, но обеспечить точность 1-2 километра может вполне....
 
Примерно так.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".



ааа

ЦитироватьBack-stabber пишет:
 Самое IMHO бестолковое место для ПК. "Труднодостижимый кусок пустоты" -- я-б охарактеризовал вот именно так. 8)
Первый раз, когда я с вами в чем-то согласен. ;)
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Back-stabber

ЦитироватьValerij пишет:
там можно сделать базу для Марсианского Экспедиционного Комплекса, для полетов к астероидам,    
Э... Простите.. А как оттуда попасть к Марсу или-же астероидам -- не подскажите? ;)
Разрушитель иллюзий.

frigate

For Obama's Second Term, NASA Revives a Plan from Clinton's Second Term


Earth-moon L2 outpost as NASA envisioned it in 2001. Image: NASA


Earth-moon libration points. Distances and relative sizes are not to scale. Image: NASA


Orion crew vehicle flies past the moon en route to Earth-moon L2. Image: NASA




Teleoperated lunar rover. Image: NASA


Lander departs L point outpost for the moon. Image: NASA
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Mark

#63
  
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

ronatu

#64
ЦитироватьThe space policy of the Barack Obama administration was announced by U.S. President Barack Obama on April 15, 2010, at a major space policy speech at Kennedy Space Center.

He committed to increasing NASA funding by $6 billion over five years and completing the design of a new heavy-lift launch vehicle by 2015 and to begin construction thereafter. He also predicted a U.S. crewed orbital Mars mission by the mid-2030s, preceded by an asteroid mission by 2025.
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

ЦитироватьAccording to space policy expert John Logsdon, there's a decent chance NASA has already cleared plans to establish a manned base on the far side of the Moon with the Obama administration.
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

ЦитироватьRumors online that NASA will abandon an expensive heavy launch system and go to propellent depots. That means launching fuel and cargo and spacecraft in separate pieces on existing smaller rockets, then assemble and go fr om Low Earth Orbit.
This means giving a role to new space start ups like SpaceX, and more versatility in wh ere we can go in the solar system. And it saves money!
It would kill the jobs program aspect of the SLS, but a lot of the engineers would still have plenty of work.
Point is that SLS is so hugely expensive that it will never launch as much as this article claims it might.

www.transterrestrial.com
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

ЦитироватьPresident Obama's reelection brings good news: space policy will remain unchanged. But the flip side is that NASA is still facing budget cuts, the effects of which we'll likely still be feeling when a new President comes into office in four years.
http://www.americaspace.org/?p=27280
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

dee34rt

Цитироватьronatu пишет:
ЦитироватьRumors online that NASA will abandon an expensive heavy launch system and go to propellent depots. That means launching fuel and cargo and spacecraft in separate pieces on existing smaller rockets, then assemble and go fr om Low Earth Orbit.
This means giving a role to new space start ups like SpaceX, and more versatility in wh ere we can go in the solar system. And it saves money!
It would kill the jobs program aspect of the SLS, but a lot of the engineers would still have plenty of work.
Point is that SLS is so hugely expensive that it will never launch as much as this article claims it might.

 www.transterrestrial.com
Я правильно я понял что Маск пролетел мимо кассы?

SpaceR

Ну не ему же одному от этой кассы кормиться...
Да и не исключает это его участия в дальнеших этапах.

Apollo13

Как бы наоборот. Маск всегда был против sls и за заправки. Фалькон хэви в этом случае первый кандидат на роль носителя для танкеров. Хотя все равно в закрытие sls верится с трудом.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Apollo13

ЦитироватьСогласно информации от НАСА, их специалисты сейчас разрабатывают планы посылки к Луне в 2017 автоматического космического корабля Orion производства компании Lockheed Martin, которая займет место около Луны и будет выступать в качестве стационарной космической базы. А второй космический корабль Orion, несущий человеческий экипаж, отправится к Луне в 2021 году и осуществит стыковку с первым космическим кораблем.
Беспилотный Орион сможет 4 года проработать в космосе автономно?  :oops:

dee34rt

ЦитироватьApollo13 пишет:
ЦитироватьСогласно информации от НАСА, их специалисты сейчас разрабатывают планы посылки к Луне в 2017 автоматического космического корабля Orion производства компании Lockheed Martin, которая займет место около Луны и будет выступать в качестве стационарной космической базы. А второй космический корабль Orion, несущий человеческий экипаж, отправится к Луне в 2021 году и осуществит стыковку с первым космическим кораблем.
Беспилотный Орион сможет 4 года проработать в космосе автономно?
Здорово!  :)

pkl

Что, прям вот так и Орион? Может, лучше только сервисный модуль с хабом каким-нибудь?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

frigate

ЦитироватьНПО имени Лавочкина создает малый спутник с электроракетным двигателем

Научная секция совета молодых работников (СМР) НПО имени Лавочкина разрабатывает малый космический аппарат (МКА) с электроракетной двигательной установкой (ЭРДУ), говорится в сообщении предприятия.

"Малый аппарат будет создан на основе космической платформы МКА-ФКИ "Карат". Часть решений будут новыми. Предполагается выведение данного малого спутника вместе с тяжелым аппаратом. После вывода на опорную орбиту с помощью собственного электроракетного маршевого двигателя спутник может быть довыведен на различные орбиты. В том числе, нами рассматривался вариант перелета к Луне, в точку Лагранжа L1", — отметил руководитель научной секции СМР НПО имени Лавочкина Александр Шаханов.

Запуск микроспутника предполагается весной 2014 года вместе с космическими аппаратами "Гонец-М" на ракете-носителе "Рокот". Малый спутник может быть использован для исследования комет, астероидов, в том числе и Апофиса.

"Применение космического аппартата зависит от аппаратуры, которая будет установлена на платформу. Чтобы этот проект состоялся, нужна яркая целевая задача, которую этот аппарат может выполнить более эффективно, нежели тяжелые большие космические аппараты", — пояснил Шаханов.

Он уточнил, что цель работы — включение разработки аппарата в Федеральную космическую программу. Проект поддерживает руководство НПО Лавочкина, ученые Института космических исследований РАН и специалисты ЦНИИмаш.

Для того чтобы выйти с предложением о включении данного МКА в ФКП, необходима его детальная проработка. В 2013 году запланирована научно-исследовательская работа по малому космическому аппарату с маршевой электроракетной двигательной установкой совместно с НИИ ПМЭ МАИ и Центром Келдыша. Молодым инженерам предстоит еще раз рассмотреть все особенности проекта, его облик, эффективность и задачи, которые может выполнить данный аппарат, передает РИА Новости.

К.И.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SFN

Здесь еще не прописано ))
ЦитироватьSalo пишет:
Источник:
 http://spirit.as.utexas.edu/~fiso/telecon/Raftery_12-12-12/Raftery_12-12-12.pdf

Victor123

ЦитироватьСМИ: МКС может заменить станция, построенная возле Луны
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2013/02/18/1095355.html

Имею скафандр готов путешествовать.

Apollo13

#79
упс. уже было.

frigate

Судя по слухам с Королевских чтений в МГТУ им Баумана, похоже решили поменять "Звезду" на НЭМ (масса модуля от 20 до 23 тонн). Сроки передвинулись на 2025 год (на слайдах в презентации Лопоты упомонался 2020 год), доставка в точку Л2 - на американском "корабле" (?).
Видимо речь идет о новом криогенном РБ разрабатываемого НАСА , котрый будет стыковаться с НЭМ на ОИСЗ перед отлётом к Луне.
Странно, на КВРБ уже никакой надежды? Либо НАСА подтвердило своё участие...
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SFN

Цитироватьfrigate пишет:
Судя по слухам с Королевских чтений в МГТУ им Баумана, похоже решили поменять "Звезду" на НЭМ (масса модуля от 20 до 23 тонн). Сроки передвинулись на 2025 год (на слайдах в презентации Лопоты упомонался 2020 год),
Я что-то не припоманю СМ в качестве ЛОС. В России ЛОС изначально рисовали с отличиями от СМ. Звезду (иногда ФГБ) в качестве international module рисовали в американских презенташках. А РКК Энергия уже сообщала, что УМ и НЭМ есть элементы будущей космической инфраструктуры. (части ББ МЭК). Так что никакой "замены" нет.

frigate

#82
Смотри первую страницу этой темы - предложение от Боинга/Энергии.

А вот слайды из январской презентации В.Лопоты на Королёвских чтениях в МГТУ им. Баумана (Спасибо anik!)



Слухи отсюда: Станцию для полета к Марсу будут строить в точке Лагранжа после 2025 г
РИА Новости, хотя у В.Лопоты для создания окололунной орбитальной станции был указан период после 2020 года (с 2021 года для платформы в точках Лагранжа (Л1, Л2) и с 2025 года Лунной орбитальной станции).
Цитировать"Доставка НЭМов в точку Лагранжа планируется на американских кораблях. На каких именно — пока обсуждается. Существующие типы не совсем удовлетворяют всем требованиям к этой миссии, поэтому необходимо новое изделие, которое нужно создавать в широкой международной кооперации"
Внимание вопрос - почему НЭМ (массой от 20 до 23 тонн) и УМ (массой 4 тонны + 1 тонна грузов, с ПАО 7290 кг) нельзя доставить в окололунное пространство с помощью российских или американских РБ:?:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SFN

Цитироватьfrigate пишет:
Смотри первую страницу этой темы - предложение от Боинга/Энергии.
Все верно эту часть презентухи делал Рафтери, и он повторил ранние изображения "русского модуля" из других подобных презентух. А ту часть где описана российская окололунная инфраструктура  - Деречин.  ;)  И в части Деречина про ЭЛОИ есть картинки УМ и НЭМ, но нет указаний на Звезду.

А вот картинка из годового отчета РККЭ за 2012 год.

Так что уже целый год у меня нет вопросов, как по мнению РККЭ должна выглядеть ЛОС ;)

frigate

Exploration Platform in the Earth-Moon Libration System Based on ISS   By Michael Raftery  at Boeing Defense, Space, & Security, Houston, TX, United States and Dr. Alexander Derechin  at S.P. Korolev RSC Energia, Korolev, Moscow Region, Russia 2012
http://spirit.as.utexas.edu/~fiso/telecon/Raftery_12-12-12/
Да, согласен - там уже шла речь о ЛОС на основе НЭМ (вопреки "Звезде" на картинках), но там шла речь о высокой орбите ИСЛ (3200 км)  :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SFN


SFN

Цитироватьfrigate пишет:
Да, согласен - там уже шла речь о ЛОС на основе НЭМ (вопреки "Звезде" на картинках), но там шла речь о высокой орбите ИСЛ (3200 км)
Это уже непринципиально - будет это ЛОС или Л2. Энергия потихоньку продвигает УМ и НЭМ как отсеки будущего ББ МЭК. Брюханов в последнем видеорепортаже про УМ прямо сказал про возможнось делать в будущем на основе УМ и НЭМ  околопланетную, и в том числе напланетную, инфраструктуру. (Както так)

V.B.

Цитироватьfrigate пишет:
Цитировать"Доставка НЭМов в точку Лагранжа планируется на американских кораблях. На каких именно — пока обсуждается. Существующие типы не совсем удовлетворяют всем требованиям к этой миссии, поэтому необходимо новое изделие, которое нужно создавать в широкой международной кооперации"
Вроде американцы собирались делать солнечный электрический буксир, может его хотят использовать?

frigate

ЦитироватьSFN пишет:
Цитироватьfrigate пишет:
Да, согласен - там уже шла речь о ЛОС на основе НЭМ (вопреки "Звезде" на картинках), но там шла речь о высокой орбите ИСЛ (3200 км)
Это уже непринципиально - будет это ЛОС или Л2. Энергия потихоньку продвигает УМ и НЭМ как отсеки будущего ББ МЭК. Брюханов в последнем видеорепортаже про УМ прямо сказал про возможнось делать в будущем на основе УМ и НЭМ околопланетную, и в том числе напланетную, инфраструктуру. (Както так)
http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=548011 02:00
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

frigate

ЦитироватьV.B. пишет:
Цитироватьfrigate пишет:
Цитировать"Доставка НЭМов в точку Лагранжа планируется на американских кораблях. На каких именно — пока обсуждается. Существующие типы не совсем удовлетворяют всем требованиям к этой миссии, поэтому необходимо новое изделие, которое нужно создавать в широкой международной кооперации"
Вроде американцы собирались делать солнечный электрический буксир, может его хотят использовать?
BHT-20k (Busek Co) холловские электроракетные двигатели малой тяги планировались для вывода Экскалибрус-Алмаз в точку Лагранжа Л2?  
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SFN

Главное вот это "новое изделие, которое нужно создавать в широкой международной кооперации". Стандарт на стыковочный узел уже существует. Вероятно, предлагается создать стандарт на разгонные блоки :)