КВД1А для Центавра

Автор Salo, 20.12.2011 13:38:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Дабы не засорять смежную тему!
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=857517#857517
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСегодня, пока ехал в автобусе, придумал такую мысль: а что если попробовать американцам впарить РД-0146? Интересно, сколько он стоит?

А чего пробовать? РД-0146 и так был разработан по заказу Пратт-энд-Уитни и, вероятно, за их деньги.
Ну и? Двигатель, правда, не летал ни разу - ну так и прожечь лишний раз можно.
Какой смысл PW&R подкладывать свинью самим себе?

Если думать в направлении водородника, то проще и дешевле будет КВД-1 или КВД-1А. Можно предложить 12КРБ в сборе. Права на маркетинг двигателя не передавались и проблем на американском рынке быть не должно.
Так а что предлагать - их же нету уже и в ближайшее время не будет. Подозреваю, что на данный момент уже и ряд звеньев технологической цепочки отсутствует. Сколько времени и денег займёт восстановление - неизвестно, но заранее ясно что такой вариант LM не годится по времени.
Про надёжность... лучше промолчу.
Да и диаметр у 12КРБ маловат, но это уже детали.
По КВД-1 и КВД-1А оснастка есть и восстановление производства не составит проблемы.  Ведутся даже работы по совершенствованию двигателя. По 12КРБ дела хуже. Ну а диаметр там 2,8м против 3,05 у Центавра. По надёжности там проблемы скорее с индийской системой управления, чем с двигателем.
Обсуждали прордажу 12КРБ американцам здесь:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12099&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=
Говорят, что КБ Салют  12КРБ как пятое колесо в телеге:
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьМне кажется, что 12КРБ больше заниматься не будут. Не выгодно. А все силы бросят на КВТК.
Никто заниматься этим не будет. Нет ресурсов, нет оборудования, нет людей для работы с ним. Забудьте об этом разгонном блоке, он свою функцию уже выполнил и его сменит "Двина".
Нельзя объять необъятное. Одновременно работать с несколькими темами очень сложно. А их в работе полтора десятка. И делают их практически одни те же люди. К тому же никто не будет финансировать переработку 12КРБ. А без этого - извините...
Что-то слишком категорично и эмоционально... У Вас, наверное, зуб на него?
Зуба нет, просто я в курсе состояния производства в КБ "Салют". А именно там разрабатывали и изготавливали 12КРБ. Учитывая работы по другим темам, в том числе, "Двине", учитывая недостаток ИТР и квалифицированных рабочих, учитывая состояние оборудования и станков - это нереальная задача. Даже при наличии финансирования, которого, естественно тоже не будет. К тому же, если будет разрабатываться и производиться целое семейство кислородно-водородных разгонных блоков "Двина", то зачем параллельно вести ещё один КВ РБ 12КРБ? Там и материалы нужно менять и комплектующие, и системы с другими требованиями. Совершенно нет смысла продолжать работы по этому разгонному блоку.
Ну если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе!
Коли нельзя запродать 12КРБ целиком, то есть смысл продать только КВД1А, который остался без работы.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

КВД1
http://www.kbhmisaeva.ru/main.php?id=54
ЦитироватьДвигатель КВД1предназначен для установки в криогенные разгонные блоки.
 
Конструктивные показатели и условия работы
 
Масса незалитого двигателя    282 кг
Габаритные размеры    2140х1580 мм

Компоненты топлива
Окислитель    жидкий кислород
Горючее    жидкий водород

Управляющий газ    гелий

Давление
 - управляющего газа    50...75 кгс/см2
компонентов топлива на входах в насосы ТНА
 - окислителя    3 кгс/см2
 - горючего    5 кгс/см2
газа для раскрутки ротора
 - бустерного ТНА горючего    100...120 кгс/см2
 - окружающей среды при работе двигателя    0 кгс/см2

Температура компонентов топлива

Окислителя    81 К
Горючего    21,9 К

Газ для раскрутки ротора бустерного ТНА горючего   гелий, смесь гелия и водорода, водород
 
Параметры работы
 
Тяга    7100 кгс

Массовое соотношение расходов компонентов топлива    6

Удельный импульс тяги    462 с

Давление

 - в камере    57 кгс/см3
 - в газогенераторе    82,3 кгс/см3

Число оборотов ротора ТНА    42000 об/мин

Время выхода на режим    не более 7,5 с

Число включений    3

Время работы

 - суммарное    800 с
 - максимальное одного включения    600 с

http://engine.aviaport.ru/issues/62/page42.html
ЦитироватьОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНОЙ  КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ

Алексей Геннадиевич Яковлев, главный специалист КБХМ - филиала ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

Как известно, единственными российскими ракетными кислородно-водородными двигателями, находящимися в настоящий момент в эксплуатации, являются двигатели КВД1 (тяга 7,5 тс) и КВД1А (тяга 9,5 тс) разработки КБ химического машиностроения им. А.М. Исаева (Королев, Московская обл.), входящие в состав разгонного блока (РБ) 12КРБ, созданного в КБ "Салют" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (Москва) для индийской ракеты-носителя (РН) GSLV. Необходимость применения кислородно-водородного РБ была вызвана высокими требованиями (вывод на геостационарную орбиту полезной нагрузки массой около 2,2 т) к РН, имеющей ограниченные возможности первых двух ступеней индийского производства. Все четыре запуска РН с использованием двигателя КВД1 оказались успешными: GSLV-D1 (18 апреля 2001 г.), GSLV-D2 (8 мая 2003 г.), GSLV-F01 (20 сентября 2004 г.), GSLV-F04 (2 сентября 2007 г.). Индийская организация по исследованию космоса (ISRO) планирует провести в 2009 г. очередной запуск РН GSLV с использованием двигателя КВД1А.

 Индийский космодром SDSC SHAR (Космический Центр им. С. Дхавана) расположен в 120 км к северу от города Ченнай (бывший Мадрас) на острове Шрихарихота (побережье Бенгальского залива). Климату этого региона присущи высокая температура и влажность, что обуславливает повышенное внимание к параметрам газовой среды в полостях кислородно-водородной двигательной установки (ДУ), так как одним из основных условий надежной работы криогенной ДУ является отсутствие влаги в ее полостях.

При проектировании ДУ за основу был взят принцип отделения ее полостей от полостей баков и окружающей среды. Поэтому в состав ДУ были введены специально разработанные элементы консервации (пиромембраны, пироклапаны, мембраны свободного прорыва и т. п.), позволяющие объединять полости ДУ с окружающей средой только при полете РН (т. е. вакуумировать полости). При этом было необходимо сохранять параметры среды в полостях ДУ на протяжении всей "достартовой жизни" изделия.

 Для реализации этого требования по завершению изготовления РБ проводится замещение среды в полостях ДУ сухим гелием с избыточным давлением и контроль величины избыточного давления при транспортировке и хранении РБ.

 Однако при подготовке РБ к запуску имеют место процедуры (вклейка заглушек в камеры сгорания, установка бортовых разъемных соединений и т. п.), при которых избыточное давление в полостях ДУ (консервационное давление) вынужденно сбрасывается, что может повлечь за собой проникновение влаги из окружающей среды и что, в свою очередь, вызывает необходимость повторного замещения среды.

 Подготовка РБ к запуску делится на два этапа:
 - подготовка на техническом комплексе (ТК);
 - подготовка на стартовом комплексе (СК).

При работах на ТК изделие находится в зале, оборудованном системами кондиционирования воздуха, которые поддерживают нормальные температуру и влажность. Имеется возможность термовакуумной сушки (ТВС) полостей ДУ. Длительность пребывания РБ на ТК может составлять до двух месяцев. Ведется периодический контроль избыточного давления и влажности консервационного гелия. После проведения операций, предусматривающих сброс консервационного давления до давления окружающей среды, проводится процедура замещения среды в полостях ДУ с ТВС (циклически: вакуумирование с подогревом конструкции - наддув сухим гелием - сброс давления). Эта процедура проводится также при получении неудовлетворительного анализа консервационного гелия на влажность или при несанкционированном сбросе консервационного давления до давления окружающей среды. По окончании подготовки РБ на ТК транспортировка на СК разрешается только при наличии необходимой величины консервационного давления и получении удовлетворительного анализа на влажность. По мере накопления опыта в процессе эксплуатации РБ были разработаны и уточнены методики выполнения анализа, поддержания консервационного давления и т.п.

 Разгонный блок устанавливается на РН в здании сборки и находится там до 20 суток. Контроль и поддержание требуемых параметров консервационного газа в полостях ДУ осложняется тем, что:
 - температура и влажность окружающей среды здесь выше, чем на ТК;
 - более ограничен доступ к РБ (точек доступа к полостям ДУ);
 - нет возможности проведения ТВС.

Поэтому в здании сборки применяются технологии, отличные от используемых на ТК. В частности, реализуется цикл "наддув сухим гелием - выдержка - сброс давления" и продувки расходных магистралей ДУ. Технологии выполнения операций были также уточнены в процессе эксплуатации.

Заключительный этап подготовки - вывоз собранной РН к кабель-заправочной мачте и проведение предстартовых стыковок, проверок и т.п. в течение около 10 суток. РБ при этом находится под воздействием морского влажного воздуха круглые сутки, а днем его нагревает солнечное излучение. Поскольку системы РБ соединяются с системами кабель-заправочной мачты, технология замещения среды инертного газа, в основном сходная с технологией, применяемой в здании сборки РН, еще раз претерпевает некоторые изменения. После окончания подготовки РБ на СК заправка и запуск РН разрешается только при наличии необходимой величины консервационного давления и получении удовлетворительного анализа на влажность.

 Таким образом, подготовка РБ 12КРБ к запуску в части контроля и поддержания параметров консервационного газа полостей ДУ в настоящее время проводится последовательно на трех рабочих местах с использованием двух отличающихся технологий. Четыре успешных пуска РН GSLV с 12КРБ подтвердили правильность и рациональность выработанных конструкторских и эксплуатационных принципов.

 Отдельно хочется выразить сожаление о том, что российский двигатели КВД1 и КВД1А, используемые Индией, до сих пор не нашли применения в России[/size].
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://engine.aviaport.ru/issues/71/page62.html
ЦитироватьКИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫЕ ЖРД ДЛЯ РАЗГОННЫХ БЛОКОВ И ВЕРХНИХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ

КБХИММАШ ИМ. А.М. ИСАЕВА - ФИЛИАЛ ФГУП "ГКНПЦ ИМ. М.В. ХРУНИЧЕВА":

Владимир Иванович Морозов, ведущий специалист
Валерий Юрьевич Пиунов, заместитель генерального конструктора

В 70-х годах прошлого века прошел полный цикл стендовой oтработки, предназначенный для использования в составе комплекса Н1-ЛЗ, разгонный блок "Р" с кислородно-водородным двигателем 11Д56М, разработанным в КБХиммаш им. А.М. Исаева. В эксплуатацию этот РБ не был принят только лишь по причине закрытия программы Н1-Л3, однако и после ее закрытия двигатели 11Д56М в течение нескольких лет периодически испытывались на наземном стенде, показав рекордную наработку на одном экземпляре (25000 с) и подтвердив высокие энергетические характеристики (удельный импульс - 445 с при соотношении расходов компонентов топлива - 6 и тяге 7500 кгс).

 На основе этого двигателя в период с 1991 по 2000 годы по заказу ISRO (Индия) в КБХиммаш им. A.M. Исаева был спроектирован, освоен в производстве и отработан кислородно-водородный двигатель КВД1 для криогенного разгонного блока 12КРБ, который прошел два летно-конструкторских испытания в составе индийской РН GSLV и успешно эксплуатируется в настоящее время (проведено три коммерческих пуска РН GSLV). Технология производства двигателя КВД1 к настоящему времени сохранена, производство его может быть возобновлено в течение 1,5 лет. Поэтому данный двигатель можно рассматривать в качестве базового двигателя экологически чистых кислородно-водородных РБ для разрабатываемых в настоящее время РН семейства "Ангара", РН "Союз 2-16", "Союз-3". Модификации этого двигателя могут быть использованы также в качестве двигателей 3-й ступени РН "Ангара V" и второй ступени PН "Русь-М".

 Двигатель КВД1 (удельный импульс - 459 с при соотношении расходов компонентов топлива – 5,8 и тяге 7500 кгс) в полном составе или отдельные его функциональные элементы могут быть использованы в ряде РБ разных размерностей, в этом смысле он является универсальным двигателем; кроме того конструктивное исполнение двигателя допускает возможность модернизации (без существенных затрат средств и времени) отдельных его частей при сохранении характеристик, определяющих работоспособность двигателя в целом.

 Указанные выше возможности обусловлены не имеющим аналогов в мировой практике создания кислородно-водородных ЖРД блочным принципом построения с функциональной ориентацией каждого блока, благодаря чему, исходя из потребности, в РБ могут быть использованы как весь комплект блоков двигателя, так и его отдельные конструктивно автономные блоки.

 В состав комплекта блоков двигателя КВД1 входят:
 - маршевый блок (БМ),
 - два рулевых блока (БР),
 - блок бустера горючего (ББГ),
 - блок бустера окислителя (ББО),
 - блок управления (БУ),
 - комплект монтажных частей (КМЧ).

 Конструктивное единство двигателя образуется в составе двигательной установки (ДУ), после соединения соответствующих входов и выходов блоков трубопроводами ДУ.

Маршевый блок представляет собой ЖРД, выполненный по схеме с дожиганием рабочего тела турбины турбонасосного агрегата (ТНА) в камере, в состав которого входят ТНА, камера дожигания (КД) с охлаждаемым высотным насадком. Газогенератор, элементы регулирования тяги (РТ) и соотношения компонентов топлива (РСК) - дроссели с электроприводами, элементы системы запуска двигателя, пускоотсечные и дренажные клапаны в напорных магистралях, рама для неподвижного крепления БМ к шпангоуту бака ДУ, функциональные датчики расходов и температур компонентов топлива.

 Конструкция рамы предполагает расположение БМ в днище бака ДУ, что уменьшает строительную высоту РБ.

 Рулевой блок представляет собой сборку, включающую рулевую камеру, установленную в двухстепенном шарнирном подвесе, с рамой и закрепленными в ней двумя электроприводами ЭП-24 для качания рулевой камеры, отсечные и обратный клапаны. БР целесообразно закреплять на силовых элементах бака в двигательном отсеке РБ как можно ближе к периферии отсека.

 ББГ и ББО также являются автономными сборочными единицами:

 ББГ - сборка бустерного ТНА с клапаном входа (разделительным клапаном в расходной магистрали из бака горючего) и отсечными клапанами в гидравлических магистралях блока, смонтированная на основании, являющемся частью днища бака горючего ДУ, в котором должен устанавливаться ББГ;

 ББО - сборка бустерного ТНА с клапаном входа окислителя (разделительным клапаном в расходной магистрали из бака окислителя) и отсечными клапанами в магистралях блока, - должна устанавливаться в баке окислителя ДУ;

 БУ - сборка комплекта электропневмоклапанов, объединенных по входам общим коллектором подвода газа управления и размещенных в кожухе - контейнере - устанавливается в двигательном отсеке РБ;

 КМЧ представляет собой набор одноразовых изолирующих и разделительных пиротехнических устройств, обеспечивающих надежную изоляцию полостей двигателя от полостей баков и окружающей.

 В соответствии с функциональной ориентацией блоки двигателя КВД1 обеспечивают:

БМ - создание тяги в направлении продольной оси объекта, питание БР компонентами топлива, подачу рабочего тела турбин ББО, ББГ с необходимыми параметрами, подачу пускового рабочего тела в ББГ, выдачу информационных сигналов об объемных расходах компонентов топлива через двигатель в систему управления (СУ) РБ, изменение тяги и соотношения компонентов двигателя по командам СУ РБ, выработку и подачу рабочего тела наддува бака горючего ДУ, дренаж из полостей двигателя и расходных магистралей ДУ при захолаживании, заливке магистралей двигателя и ДУ после останова двигателя;

 БР - угловое отклонение вектора тяги двигателя путем поворота электроприводами рулевых камер в двухстепенных подвесах;

 ББГ и ББО - подачу рабочих тел захолаживания магистралей ДУ и двигателя, подачу окислителя и горючего из баков ДУ в БМ с необходимыми параметрами при запуске и работе двигателя на режиме; полную герметизацию выходов из баков в расходные магистрали ДУ РБ вплоть до начала операций по захолаживанию двигателя; герметичное закрытие выходов баков ДУ в паузах между включениями двигателя и открытие их при включениях двигателя; работоспособность ДУ при минимальных превышениях давлений компонентов топлива над давлением насыщенных паров (по баку горючего - без превышения давления над упругостью пара) в баках ДУ;

 БУ - подачу газа управления пневмоклапанами в БМ, БР, ББО, ББГ. а также газа продувки полостей окислителя в БМ, БР.

 В целом комплект блоков двигателя обеспечивает выполнение следующих функций:

 - создание тяги в направлении продольной оси объекта;

 - создание управляющих моментов для стабилизации объекта в плоскостях тангажа, рыскания и крена;

 - обеспечение работоспособности ДУ при минимальных превышениях давлений компонентов топлива над давлением насыщенных паров (по баку горючего - без превышения давления над упругостью бака) в баках ДУ;

 - минимизация затрат инертного газа (гелия) на наддув баков ДУ благодаря снижению потребного давления наддува бака окислителя;

 - выработка и подача рабочего тела наддува бака горючего ДУ;

 - консервация полостей двигателя и баков ДУ;

 - шестикратное включение ДУ;

 - проведение подготовительных операций (захолаживание, заливка полостей) перед запуском ДУ;

 - изменение тяги и соотношения расходов компонентов по командам СУ объекта;

 - герметичное закрытие выходов баков ДУ в паузах между включениями двигателя и открытие их при включениях двигателя;

 - выполнение циклограммы включения двигателя по командам СУ;

 - безаварийное выключение ДУ при окончании поступления окислителя на вход в двигатель.

Следует отметить, что, благодаря блочному принципу построения, двигатель КВД1 по функциональной насыщенности не имеет равных в мире; причем конструкция его самодостаточна для выполнения всех вышеперечисленных функций, т.е. не требует дополнительного оборудования ДУ, например, - бортовых источников питания гиросистем для выполнения функции стабилизации объекта, или специального оборудования стартового комплекса для обеспечения кондиций среды в полостях ДУ в период подготовки ее на техническом и стартовом комплексах перед стартом РН.

 Кроме того, указанное выше распределение функций между блоками двигателя существенно расширяет возможности его модернизации, так как исключается влияние конструктивных изменений, проведенных в одном из блоков двигателя, на функциональные характеристики остальных блоков. Например, введение выдвижного насадка сопла камеры маршевого блока с целью повышения удельного импульса двигателя не влияет на амплитудно-частотные характеристики исполнительных органов системы стабилизации, которые в данном случае определяются кинематикой качания рулевых камер в составе БР; изменение состава, компоновки или замены материалов конструкции элементов ББО, ББГ, БУ для снижения их масс не влияет на резонансные характеристики конструкции БМ (что было бы неизбежно при изменении аналогичных элементов в составе БМ) и, следовательно, не может привести к изменению вибростойкости конструкции БМ.

 В результате отпадает необходимость дополнительной отработки (обязательной для моноблочной конструкции), имеющей целью экспериментальное обоснование работоспособности и характеристик модернизированного двигателя в составе полного комплекта блоков, (функционально аналогичного моноблоку), что существенно уменьшает затраты на модернизацию двигателя.

 Так как в конструкцию двигателя КВД1 заложен значительный потенциал модернизации, то это дает основание считать реальными перспективы улучшения его эксплуатационных характеристик при минимальных затратах времени и материальных средств. При этом, модернизация, направленная на расширение функциональных возможностей двигателя, а также на совершенствование его в части минимизации потребных давлений компонентов топлива на входах в двигатель, с целью снижения давлений в баках ДУ, лишена смысла, так как эти характеристики и так являются предельными.

Однако целесообразным является повышение энергомассовых характеристик двигателя (уменьшение массы и увеличение удельного импульса), а также - для удовлетворения требований использования в перспективных РБ - увеличение эквивалентных углов отклонения вектора тяги двигателя и, соответственно, располагаемых моментов стабилизации РБ. В связи с этим в КБХиммаш им. A.M. Исаева проработаны два варианта модернизации двигателя КВД1 (КВД1 Вар.1: удельный импульс - 461 с при соотношении расходов компонентов топлива – 5,5), исключающие необходимость кардинальных изменений конструкций блоков, и рабочих процессов двигателя, что связано с выполнением некоторых ограничительных условий.

 Основным ограничительным условием при модернизации двигателя является использование в модернизированном двигателе подтвержденных на двигателе КВД1 технических решений, определяющих процессы подготовки к запуску, запуска, останова, регулирования двигателя при работе на режиме, то есть процессы, определяющие основной объем отработки любого двигателя, а также прочностные характеристики и вибростойкость конструкции. К таким техническим решениям относится, прежде всего, блочный принцип построения двигателя, при котором:

 - блоки бустеров расположены в соответствующих баках ДУ, а бустеры после заправки баков залиты компонентами топлива и отделены от полостей двигателя, входящими в состав каждого блока клапанами;

 - управление угловым положением вектора тяги двигателя осуществляется отклонением рулевых камер, установленных в шарнирных подвесах каждого рулевого блока, посредством электроприводов ЭП-24 (разработка ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), при этом рулевые блоки (как и блок управления) закреплены на днище бака окислителя ДУ.

 Указанное выше ограничительное условие налагает также требование на конструкцию ДУ (в состав которой должен входить модернизированный двигатель) по соответствию ее особенностям конструкции разгонного блока 12КРБ - нижнее расположение бака окислителя, наличие ниши в баке окислителя для размещения маршевого блока.

 Конструкция модернизированного двигателя должна обеспечивать выполнение всех функций, свойственных двигателю КВД1, за исключением функции разделения полостей двигателя с окружающей средой (необходимые кондиции среды во внутренних полостях двигателя и ДУ можно обеспечить посредством наземных (стартовых) систем (например, продувкой или балластированием полостей двигателя гелием).

 Должна быть сохранена компоновка БМ, регламентирующая взаимное расположение основных агрегатов и трубопроводов с механическими связями между ними.

 Габариты блоков модернизированного двигателя должны укладываться в габариты блоков двигателя КВД1.

 В обоих вариантах модернизации двигателя КВД1 вместо двух рулевых блоков в состав комплекта блоков двигателя входят 4 рулевых блока, в основе конструкции которых - рулевая камера с радиационно охлаждаемым насадком сопла, установленная на валу электропривода ЭП-24.

 Кроме того, в менее затратном варианте модернизации (вариант 1) с целью снижения массы изменена конструкция камеры маршевого блока, в частности, конструкция форсуночной головки (с сохранением ее функциональных характеристик), уменьшена толщина наружной оболочки камеры, в состав ее введен радиационно-охлаждаемый насадок сопла из углеродно-углеродного композиционного материала (УУКМ); причем конфигурация и геометрическая характеристика газового тракта камеры сохраняются аналогичными камере двигателя КВД1.

 Более глубокий (и соответственно более затратный) вариант модернизации (вариант 2), кроме указанных выше изменений конструкции камеры предусматривает изменение конфигурации газового тракта - уменьшение диаметра критического сечения камеры при сохранении диаметра среза сопла, вследствие чего увеличивается геометрическая степень расширения сопла. Кроме того, предполагается в составе БМ применение турбонасосного агрегата (ТНА), разработанного па базе созданного в КБХиммаш им. А.М. Исаева экспериментального ТНА 11Д56М.1202-0 с меньшей массой и более высоким коэффициентом полезного действия, а в конструкции ББГ и ББО - выполнение части агрегатов и элементов из алюминиевого сплава (взамен нержавеющей стали). В результате модернизации по варианту 1 снижается масса двигателя при сохранении его параметрического соответствия двигателю КВД1 - при этом практически исключается необходимость дополнительной отработки модернизированного двигателя (необходима лишь проверка работоспособности).

 Кроме упомянутых вариантов модернизации двигателя КВД1 в КБХиммаш им. А.М. Исаева проведены проектные, конструкторские и экспериментальные работы по созданию универсальной модификации двигателя КВД1, предназначенной для использования как в РБ, так и в качестве двигателей третьих ступеней РН тяжелого класса. Компоновка двигательных установок третьей ступени, предполагающих использование связки из 4-х двигателей, исключает возможность применения в ее составе рулевых блоков (как в РБ); поэтому модификация двигателя КВД1, получившая индекс КВД1М3 (удельный импульс - 463 с при соотношении расходов компонентов топлива – 5,9 и тяге 10500 кгс), представляет собой моноблок - маршевый блок, совмещающий функцию создания тяги вдоль оси ступени с функцией создания управляющих моментов стабилизации в плоскостях тангажа и рыскания. Для этого в конструкции двигателя КВД1М3 между расположенной сверху рамой крепления и моноблоком предусмотрен шаровой шарнир с двумя степенями свободы и система гибких трубопроводов, обеспечивающих возможность углового отклонения двигателя в двух плоскостях стабилизации, кроме того в конструкции моноблока использованы модернизированные (в соответствии с вариантом 1) камера и ТНА, а также элементы ПГС, в состав моноблока включены электропневмоклапаны управления. Проведенные экспериментальные работы, в том числе огневые испытания экспериментальных образцов двигателя КВД1, подтвердили возможность его форсирования по тяге до уровня 11,5 тс. Аналогичные подтверждения были получены при огневых испытаниях форсированного по тяге двигателя КВД1А (9,5 т.с.), проведенных в обеспечение поставок в составе разгонных блоков 6Л12КРБ. 7Л12КРБ в ISRO.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Отличия КВД-1А от КВД:
НК №11 за 2002 год:
ЦитироватьПараллельно ISRO обратилось к российской стороне с просьбой провести модернизацию двух блоков 12КРБ, находящихся в производстве в Центре Хруничева и готовящихся к поставкам в Индию, с целью увеличения массы ПГ, выводимого на геопереходную орбиту (ГПО) (с 1500 кг у существующего варианта GSLV Mk I до 2200 кг). По расчетам специалистов Центра, это можно сделать путем форсирования двигателя КВД-1 с 7.5 до 9.5 тс, увеличения массы заправляемых компонентов топлива 12КРБ с 12.5 до 15 т при параллельной плановой модернизации первой и второй ступеней носителя и его навесных жидкостных стартовых ускорителей, проводимой силами ISRO. После серии переговоров стороны подписали документы на модернизацию двух КРБ, и в январе 2002 г. ISRO выдало исходные данные для проведения работ.

   Для сохранения надежности разгонного блока российские специалисты предлагают три основополагающих принципа доработок: запуск на ГПО должен осуществляться по одноимпульсной схеме (т.е. при однократном включении ЖРД); форсированный уровень тяги намечается использовать только в первые 300 сек полета при общей продолжительности работы двигателя 790 сек; массовое соотношение компонентов топлива блока необходимо понизить с 6.23 до 5.15, чтобы при форсировании ЖРД не повышать температуру в его камере сгорания и газогенераторе (форсирование достигается за счет повышения давления в камере сгорания путем замены регулятора тяги без существенных изменений уровней давлений в топливных баках).

   Запас тяги, заложенный еще на стадии проектирования КВД-1 и подтвержденный в свое время специальными наземными испытаниями, будет гарантирован результатами прожигов еще четырех ДУ.

   На борту КРБ предстоит доработать пневмогидравлическую систему (ПГС) и алгоритмы ее работы, телеметрию, в т.ч. в части контроля выработки топлива, бортовую кабельную сеть (БКС). Необходимые изменения будут внесены в программное обеспечение системы управления индийской разработки.

   Модернизация 12КРБ не должна привести к существенным изменениям компоновки: удлинятся баки (горючего - на 1005 мм, окислителя - на 325 мм), увеличится длина магистралей ПГС, гаргротов и БКС. Необходимо будет доработать наземное оборудование технического и стартового комплексов, транспортно-технологический контейнер, механическое оборудование, средства обеспечения заправки и эксплуатационную документацию. Поскольку длина 12КРБ возрастет, будет модернизирован блок отрывных разъемов, через который осуществляются все связи разгонного блока с наземным оборудованием. Кроме того, потребуется доработка программного обеспечения автоматизированного комплекса управления подготовкой и заправкой 12КРБ.

   Подчеркивается, что при проведении наземных испытаний будут использованы уже существующие стендовые машины, что позволит снизить затраты и сократить объемы исследований. Ряд испытаний будет заменен расчетно-теоретическими работами на базе уже проведенной отработки 12КРБ и результатов первого полета блока в составе GSLV. Помимо прожигов двигателя КВД-1, в НИИхиммаш (г.Пересвет Московской обл.) уже проведены три стендовых огневых испытания полноразмерного блока 12КРБ.

   В настоящее время одновременно разрабатывается дополнение к техническому проекту и конструкторская документация. Первый блок должен быть готов в сентябре 2003 г., а второй - в декабре того же года. Предполагается, что в 2004 г. новая и мощная GSLV будет готова к старту с модернизированным разгонным блоком.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Итак КВД-1А на 120 кг тяжелее, но имеет УИ на 10 с выше и это без ВСН.
А главное конечно цена.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Александр Ч.

Про КВД1
http://144.206.159.178/ft/8395/525260/11585339.pdf
ЦитироватьР
оссийские жидкостные ракетные двигатели на экологически чистых компонентах топлива для разгонных блоков ракет-носителей В.И. Морозов, Е.Л. Заславский, Р.Ф. Морозов, Н.Н. Орлов, И.А. Смирнов, А.Г. Яковлев
Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева –
филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»
Россия, 141070, Московская обл., г.Королев, ул.Богомолова, д.12.
Тел. (495) 513-4413, факс (495) 516-8001, 513-54-73. Е-mail: kbhimmash@korolev-net.ru
В обзоре рассмотрены кислородно-водородные двигатели для разгонных блоков ракет-носителей тяжелого и среднего классов, существенно повышающие экологические характеристики данных ракетных комплексов, а также обеспечивающие максимальную эффективность разгонных блоков, созданные на основе разработанного в КБхиммаш им. А.М. Исаева и используемого в настоящее время в качестве двигателя разгонного блока индийской ракеты GSLV двигателя КВД1. Представлены характеристики и показатели двигателя КВД1, перспективных вариантов его модернизации и модификации, а также двигателей меньших, чем КВД1, размерностей для разгонных блоков ракет-носителей среднего класса, спроектированных на основе агрегатов двигателя КВД1. Дана оценка эффективности использования указанных двигателей в составе кислородно-водородных блоков перспективных ракет-носителей.
...
International Scientific Journal for Alternative Energy and Ecology
Ad calendas graecas

Александр Ч.

И, вспомнилось, вроде в конце 90-х КБХА собиралось делать RL-10, якобы была договоренность. Причем КБХА обещало форсировать его чуть ли не до 20тс.
Ad calendas graecas