Двигатели экстренного отделения "Бурана"

Автор Nicolas Pillet, 07.02.2023 11:31:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Nicolas Pillet

Уважаемые друзья!

Много источники говорят, что у "Бурана" были четыре двигатели экстренного отделения на носовом блоке.

На изделя 1.01 ничто не вижу. Ну на 1.02 и 2.01 есть два дополнительные двигатели. Думаете ли вы что это же эти двигатели?





Еще один вопрос: в литтературе НПО "Искра" и ФЦДТ "Союз" я ничего не нашёл. Вы знаете кто разработали этих двигателях?

Спасибо большое!

Николя

Бертикъ

А может быть для этой цели предполагалось использовать РДТТ торможения при посадке? Только поток газов из них перенаправлялся в другие сопла? Это было бы логично и экономно по весу. Тем более, что и расположены они были неподалеку.
Вот носовой двигательный блок корабля 0.03 еще без боковых сопел, но с РДТТ торможения (вверху четыре белых хреновины).
Вы не можете просматривать это вложение.

Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Arzach

Цитата: Бертикъ от 07.02.2023 13:10:12А может быть для этой цели предполагалось использовать РДТТ торможения при посадке? Только поток газов из них перенаправлялся в другие сопла? Это было бы логично и экономно по весу. Тем более, что и расположены они были неподалеку.

На Буран.Ру (и много где ещё) написано:
Цитата: http://www.buran.ru/htm/odu.htmВ состав ОДУ входят:
...
четыре твердотопливных двигателя экстренного отделения с тягой по 28 кН и суммарным импульсом тяги по 35 кН с.

Может это то самое? А вот про "РДТТ торможения при посадке" как-то не припоминаю.

Бертикъ

Ну да, у этих 14Д70 тяга по 27,5 кН. Только если они исключительно для экстренного отделения, то почему на 0.03 они стоят, а боковых сопел нет?
Вот поэтому и подозреваю, что эти РДТТ - "двойного назначения".
А про то, что они "торможения", есть у нас в таблицах ГРАУ https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=14568.0
Наверное не с потолка.
Однако, простора для дальнейших исследований немерено.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн


Bart Hendrickx

Разработчик двигателей 14Д70 — МКБ Искра им. И.И. Картукова в Москве (не путать с НПО Искра в Перми, которое для программы Энергия-Буран разработало двигатели отделения и мягкой посадки Блока-А).  
 
Из книги «МКБ Искра: В небе, в воде, на земле 1946-2006»: 
Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.
 
14Д70 тут действительно называется «двигатель торможения», но это просто не очень удачная формулировка. Для тормозного импульса на орбите использовалась ОДУ,  а для торможения при посадке служил парашют. 
 
МКБ Искра отвечает и за создание системы аварийного спасения РН Союз, так что лоигчно, что им поручили и разработку двигателей экстренного отделения Бурана, которые, по сути, можно считать САС Бурана. МКБ Искра также создало разгонный блок катапультного кресла Бурана (то что в книге называется «разгонный блок 550»).    
 
Кстати, тут видно размещение двигателей экстренного отделения в носовой части фюзеляжа (поз. 6):
Вы не можете просматривать это вложение.
 
Это из книги «Многоразовый орбитальный корабль Буран», опубликованный в 1995 г. под редакцией Ю.П. Семенова.  Там упоминаются «четыре твердотопливных двигателя экстренного отделения с тягой по 28 кН и суммарным импульсом тяги по 35 кН.с». Насколько я знаю, это первоисточник. Все остальные источники взяли эту информацию оттуда, а больше информации об этих двигателях, видимо, нет. 
 

Nicolas Pillet

Спасибо!

Но я не понимаю: на 14Д70 где сопло??!?





И боковой сопел на изд. 1.02 и 2.01, что это?

Бертикъ

ИМХО.
Система с двигателями 14Д70 была продумана и реализована в металле уже после того, как были изготовлены в железе первые образцы челнока. Поэтому на технологических изделиях и на самом Буране нет дополнительных отверстий по бокам носовой ОДУ. А именно через них предполагалась эжекция продуктов сгорания РДТТ.
Вот если бы найти описание номеров на этом рисунке, то было бы хорошо. Там эти отверстия имеют номер 9. Хотя меня еще заинтересовали три лючка под номером 6.
Вы не можете просматривать это вложение.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Nicolas Pillet

Нашёл в последном НК :

Вы не можете просматривать это вложение.

Старый

Цитата: Nicolas Pillet от 07.02.2023 16:42:59Но я не понимаю: на 14Д70 где сопло??!?
Сопла очевидно должны быть направлены вниз. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Бертикъ

#10
Цитата: Nicolas Pillet от 07.02.2023 20:34:30Нашёл в последном НК :

Вы не можете просматривать это вложение.
Но эти отверстия точно не под ЖРД ориентации. На 2.01 видно, что они закрыты какими-то заглушками, хотя все остальные двигатели на месте. Причем видно, что заглушки явно летные - сделаны из теплозащитного материала и посажены заподлицо к поверхности.
ЗЫ: пардон! ошибся - имею в виду 1.02.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Nicolas Pillet

Цитата: Bart Hendrickx от 07.02.2023 15:53:5814Д70 тут действительно называется «двигатель торможения», но это просто не очень удачная формулировка.

Смотрите книгу от 2016 г.!

Вы не можете просматривать это вложение.

Iv-v

А это не имеет отношения к тем РДТТ, которые должны были погасить возмущения после разделения?
73!

Бертикъ

Цитата: Nicolas Pillet от 07.02.2023 21:18:23
Цитата: Bart Hendrickx от 07.02.2023 15:53:5814Д70 тут действительно называется «двигатель торможения», но это просто не очень удачная формулировка.

Смотрите книгу от 2016 г.!
 
Исправили? Но что-то меня не отпускает мысль про аварийное торможение при отказе парашютной системы... Весьма логичная система.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Bart Hendrickx

Цитата: Iv-v от 07.02.2023 21:26:13А это не имеет отношения к тем РДТТ, которые должны были погасить возмущения после разделения?
Если Вы имеете в виду штатное отделение орбитального корабля после выключения двигателей центрального блока, то нет. Двигатели экстренного отделения только должны были обеспечить безударное отделение корабля от центрального блока в начальной фазе запуска, т.е. в зоне высоких скоростных напоров.

По всей видимости, успешное выполнение такого маневра считалось маловероятным.

Из книги «Многоразовый орбитальный корабль Буран»:

ЦитироватьЭкстренное отделение (ЭО) ОК от РН как способ спасения ОК и экипажа предусматривается при авариях РН выше зоны катапультирования. При обнаружении комплексом автономного управления полного отказа РН двигатели последней выключаются, происходят отделение и стабилизация ОК, а его автономный полет завершается посадкой на ВПП одного из аэродромов по трассе выведения.
 
В этом случае система управления ОК выбирает аэродром (из числа намеченных и аттестованых) с учетом зон досягаемости (кинематических параметров на момент аварии и маневренных возможностей ОК) и далее управляет полетом и посадкой на ВПП, при этом управление на заключительном этапе в зоне видимости ВПП должно выполняться экипажем. В крайнем случае (при невозможности посадки) может быть использовано катапультирование.
...
Наиболее напряженными по применению способов спасения являются аварийные ситуации в зоне стартового комплекса и в диапазоне времени 90...135 секунд штатного полета, охватывающем границу смены способов спасения, т.к. использование катапультных кресел ограничено их возможностями, а экстренное отделение проводится в зоне высоких скоростных напоров, что приводит к сложности организации безударного отделения.
 
В процессе автономного полета орбитального корабля (ОК) после экстренного отделения в зависимости от времени аварии (начальных траекторных параметров) могут быть отдельные участки, где конструкция и системы ОК работают в критичных условиях (перегрузки, скоростные напоры и др.)
 

Из мемуаров Губанова:
   
ЦитироватьРешение задачи обеспечения безопасности орбитального корабля осложняется тем, что полет на участке первой ступени характеризуется сравнительно малыми скоростями и высотами, отрезком траектории с большими скоростными напорами и большими управляющими моментами, которые должны создавать двигатели блоков первой ступени. Важен и тот факт, что штатная система отделения орбитального корабля рассчитана на отделение от автономного блока второй ступени после выключения его двигателей в условиях очень малых скоростных напоров и после обязательного отделения блоков первой ступени.
    Расчеты показывали, что при аварийном выключении двигателя одного из блоков первой ступени, приводящем к уменьшению расчетной тяги двигателей ракеты на 20%, выполнение задачи по выведению орбитального корабля на заданную орбиту становится невозможным, и возникает необходимость экстренного отделения орбитального корабля от ракеты с дальнейшей его посадкой через ограниченный промежуток времени на ближайшем аэродроме. Одновременно прекращается и полет ракеты-носителя.

    Однако достижение достаточной вероятности безударного отделения орбитального корабля на протяжении всего полета, особенно на начальном участке и в зоне максимальных скоростных напоров, проблематично и приводит к необходимости оснащения орбитального корабля специальными ракетными двигателями твердого топлива системы аварийного спасения (за счет соответствующего снижения массы полезного груза) и создания запасных аэродромов на территории России по всем трассам полета.

    В связи с этим представлялось целесообразным продолжение управляемого полета ракеты-носителя с орбитальным кораблем после аварийного выключения маршевого двигателя одного из блоков первой ступени, отделение блоков после выработки топлива и обеспечение на участке работы второй ступени ракеты маневра возврата орбитального корабля на основной аэродром посадочного комплекса, расположенного поблизости от места старта ракеты-носителя.

    При таком решении экстренное отделение орбитального корабля в случае необходимости может использоваться при более сложных и менее вероятных нештатных ситуациях, чем аварийное выключение маршевого двигателя одного из блоков первой ступени, и представляется возможность применить его на участке полета, где величина скоростного напора не столь велика. Причем достаточная вероятность безударного отделения орбитального корабля от ракеты-носителя обеспечивается без специальных ракетных двигателей твердого топлива аварийного спасения и не требует создания дополнительных аэродромов.
 

Кстати, американцы тоже рассматривали вариант экстренного отделения ("Fast Separation") шаттла от внешнего бака при отказе твердотопливных ускорителей, но скоро отказались от него.

Бальзам Космический

Цитата: Бертикъ от 07.02.2023 20:03:58ИМХО.
Система с двигателями 14Д70 была продумана и реализована в металле уже после того, как были изготовлены в железе первые образцы челнока. Поэтому на технологических изделиях и на самом Буране нет дополнительных отверстий по бокам носовой ОДУ. А именно через них предполагалась эжекция продуктов сгорания РДТТ.
Вот если бы найти описание номеров на этом рисунке, то было бы хорошо. Там эти отверстия имеют номер 9. Хотя меня еще заинтересовали три лючка под номером 6.
Вы не можете просматривать это вложение.


Бертикъ

Ну, тогда с "6" подозрения снимаются. Эти лючки имеют отношение к системе АФАР.
А вот с "9" по-прежнему остается непонятка. Если это "двигатели точной ориентации", то остро встает вопрос, поднятый Николя, "А куда же тогда дуют четыре 14Д70?!". Или же это ошибка 2001 года от Вадима?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

Закину сюда еще одно непонятное место на мордочках некоторых изделий.
Такое ощущение, что "что-то" рождалось уже в процессе.

Вы не можете просматривать это вложение.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн