Polyus / Mir-2

Автор X, 26.12.2004 05:36:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

ЦитироватьIf the orbit had been 51.6 where would the "premature" deorbit have caused the Polyus to land? China? :?:
Too in Pacific ocean.

David Lee Rickman

With this 64.61 degree orbit would it have been possible to rendevous with the Polyus or was the Polyus intended to be a strictly unmanned series of experiments and then deorbited?

X

A small series of unmanned experiments and deorbited in one month.

David Lee Rickman

Future variations of the Polyus had ballistic capsules returning materials  to earth. Did the Polyus/Skif DM launched in 1987 have any such capsules?

X

What for ballistic capsules are necessary to its? It's battle station!  :lol:

Старый

Капитан имеет в виду, что потом был прожектик сделать на базе Полюса космический завод и возвращать материалы в капсулах. Он (завод) должен был быть посещаемым и для этого на нём должен был быть стыковочный узел. Из этого прожектика и взята картинка на которую Капитан ссылается.
 Судя по всему он одна из жертв рекпамных компаний когда в когнце перестройки космическим фирмам разрешили коммерцию и как грибы появлялись различные космические прожектики.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ааа

Прожектики они, конечно, прожектики, но от них хоть та польза, что можно кое-что по конструкции сабжа почерпнуть. Вот, к примеру, мишенные комплексы на ТМП совсем не мишенные комплексы, а двигатели для довывода на орбиту.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Старый

ЦитироватьПрожектики они, конечно, прожектики, но от них хоть та польза, что можно кое-что по конструкции сабжа почерпнуть. Вот, к примеру, мишенные комплексы на ТМП совсем не мишенные комплексы, а двигатели для довывода на орбиту.
Ну естественно, то место где на Полюсе стояли двигатели и баки пришлось очистить под стыковочный узел, вот и перенесли двгатели.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ааа

Не, всё не так. Во-первых, у ТМП стыковочные узлы планировались с обеих сторон. Во-вторых, (имхо) двигатели на целевом модуле должны были применяться только для довыведения.

И вообще, запостю-ка я кусочек из своих недоделанных изысканий, а то валяется уже год. Может, кому интересно будет.


Имеющиеся источники:
1. "Неизвестный "Полюс". Ю.П.Корнилов (Главный ведущий конструктор КБ "Салют"). Журнал "Земля и Вселенная", №4 1992 г., стр.18.
Описана история создания и запуска изделия "Полюс" ("Скиф-ДМ"), кратко рассмотрена его конструкция.
Иллюстрации по теме: а)фотография автора на фоне изображения "Полюса" на орбите, б)рисунок стартующей РН "Энергия" с КА "Полюс", в)схема выведения КА "Полюс" на околоземную орбиту, г)устройство КА "Полюс".
2) "Программа КБ "Салют": космические дали или космические миражи?". В.В.Палло (Зам. Генерального конструктора КБ "Салют"). Журнал "Земля и Вселенная", №2 1992 г., стр.18.
Рассмотрены вопросы создания "космического завода" для производства материалов в условиях невесомости, в том числе на базе аппарата стотонного класса ("технологический производственный модуль", ТМП).
Иллюстрации по теме: а)устройство ТМП, б)схема крепления ТМП на РН "Энергия", в)схема отстрела возвращаемой капсулы от ТМП.
3) "Звезда": путь в космос". К.Лантратов. Журнал "Новости космонавтики", №9 2000 г., стр.3.
Описана, в том числе, история разработки проекта ОСЭЦ (орбитального сборочно-эксплуатационного центра) на базе модулей стотонного класса ГТА-С (грузовой транспортный аппарат снабжения).
Иллюстрация по теме: изображение ГТА-С в составе ОСЭЦ.
4) Глава "Полюс" из книги Б.И.Губанова "Триумф и трагедия "Энергии": http://www.buran.ru/htm/gubanov3.htm
5) "10 лет первому пуску "Энергии". В.Сорокин. Журнал "Новости космонавтики", №11 1997 г., стр.38. Подробное описание подготовки и запуска КА "Полюс", приведены штатная и реальная циклограммы выведения.
6) Многочисленные фотографии подготовки к запуску и запуска системы "Энергия"-"Полюс", например, здесь: http://www.buran.ru/images/jpg/ (рисунки, начинающиеся на "pole"). Там же статья о "Полюсе", во многом повторяющая источник [1]: http://www.buran.ru/htm/cargo.htm.
7) Изображение "Полюса" в книге С.П.Уманского "Ракеты-носители. Космодромы", стр.50-51. Пожалуй, наиболее качественный и высокодетальный рисунок данного КА. Единственный недостаток - изображение находится на сгибе книги и его невозможно нормально развернуть.
8) Изображение весьма похожего на ТМК объекта на рисунке, иллюстрирующем схему полета системы МАКС: http://www.buran.ru/images/jpg/maxpaint.jpg
9) Статья о "Полюсе" на сайте astronautix.com: http://www.astronautix.com/craft/polyus.htm
10) Домыслы и слухи на многочисленных форумах:
"Первый запуск Энергии."       http://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=23405&hl=
"Проект "Прометей".            http://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=23429&hl=
"Помогите разобраться."        http://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=7536&st=0
"Надпись "Мир-2" на "Полюсе."  http://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=7637&hl=
"Энергия" - "Мир-2".           http://forums.airbase.ru/index.php?showtopic=8070&hl=
11) а также:                   http://pro-pko.narod.ru/pro-laser-kosm.htm
                               http://vspu.ac.ru/~mog/interex/samara/Page10.htm
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

ааа

КА "Полюс" ("Скиф-ДМ", 17Ф19ДМ). Запущен 15 мая 1987 года, не вышел на орбиту вследствие неправильной работы системы управления КА. Ракета-носитель - 11К25 "Энергия", №6СЛ.
Масса: ~80 тонн. Длина: ~37 м. Диаметр: 4,1 м.
Конструкция.
КА "Полюс" состоит из функционально-служебного блока (ФСБ) и целевого модуля (ЦМ).
ФСБ представляет собой доработанный функционально-грузовой блок (ФГБ, 11Ф77) от транспортного корабля снабжения (ТКС, 11Ф72) с установленным на нем отсеком двигательной установки (ОДУ). В источнике [1] ФГБ именуется приборно-грузовым отсеком (ПГО).
Стандартный ФГБ 11Ф77 состоит из цилиндрической части диаметром 2,9 м и длиной ~3 м и примыкающей к ней конструкции из двух соединенных усеченных конусов с максимальным диаметром 4,1 м. С другой стороны цилиндрическая часть заканчивается сферическим днищем, имеющим в стандартной для ТКС конфигурации люк для перехода космонавтов в возвращаемый аппарат (ВА, 11Ф74). Снаружи вдоль цилиндрической части по всей ее длине расположены цилиндрические топливные баки (четыре группы по два бака). В промежутках между группами размещены две панели солнечных батарей (по бокам) и двигатели коррекции и сближения (ДКС) 11Д442 (по одному сверху и снизу, со стороны сферического днища). За двигателями расположены шар-баллоны. Из имеющихся рисунков трудно понять их количество, но, похоже, что сверху находится группа из четырех, а снизу - из шести баллонов. На схеме ТКС в НК №9 2002 г., стр.60 верхняя группа названа "сферическими баллонами системы наддува и разгерметизации", а нижняя - "сферическими гелиевыми баллонами системы наддува". Там же на стр.61 верхние шар-баллоны названы "баллонами с газом наддува баков".
Также имеется четыре блока двигателей причаливания и стабилизации (ДПС), расположенных в плоскости СБ, два - на проставке между ФГБ и ВА и два - на стыке цилиндрической и конической частей ФГБ.

Рассмотрим отличия стандартного ФГБ ТКС от ФСБ КА "Полюс".
В первую очередь бросается в глаза цилиндрический отсек двигательной установки (ОДУ), конструктивно продолжающий цилиндрическую часть ФГБ, имеющий тот же диаметр 2,9 м и длину ~4,2 м. С торца он заканчивается сферическим днищем большего, чем у ФГБ, диаметра (на рисунке [1г] штриховой линией также показано и днище ФГБ с люком).
Двигатели коррекции и сближения с обреза ФГБ перенесены на обрез ОДУ и их количество возросло до четырех: вверху и внизу две группы по два двигателя. Между ними слева и справа разместились два блока ДПС. Ни рис.[7] эти блоки изображены неодинаковыми: на одном из них отсутствуют три сопла, направленных вдоль продольной оси КА. Впрочем, на рисунке [1а], того, где "Полюс" изображен со стыковочным узлом, эти сопла присутствуют. Два других блока ДПС остались на своих местах, но на рис.[7] их состав также претерпел изменения - в наличии имеются только три сопла, направленных радиально. Трудно судить о составе данных групп ДПС по источнику [1] в силу низкой четкости изображения, но, похоже, там изображены обычные для ТКС наборы двигателей.
Верхняя группа сферических баллонов на ФСБ насчитывает шесть баллонов. Также сверху на ОДУ имеется группа из девяти баллонов. Нижняя часть "Полюса" на имеющихся изображениях не показана.
Следует отметить отсутствие холодильных радиаторов и неподвижных солнечных батарей, которые у ТКС расположены над цилиндрическими баками.
Конструкция раскрывающихся солнечных батарей, насколько можно судить, не претерпела изменений.
Не может не возникнуть вопрос о наличии у "Полюса" стыковочного узла (напомню, что  на рисунке [1а] "Полюс" изображен с активным стыковочным узлом, подобным тем, которые устанавливаются, например, на ТК "Союз-Т"). Чтобы дать на него ответ, нужно предварительно рассмотреть несколько других, не менее интересных вопросов. А именно:
- герметичен ли отсек двигательной установки?
- чем обусловлен его объем?
- какое количество топлива и для каких целей имелось на КА "Полюс"?
Начнем с рассмотрения последнего вопроса. Для этого неплохо было бы знать программу полета КА, что, разумеется, невозможно. Тем не менее, можно оценить количество топлива для двух обязательных участков полета: довыведение после отделения от РН и тормозной импульс.
Величина импульса довыведения приведена в книге Губанова: "...была включена маршевая двигательная установка, которая должна была сообщить космическому аппарату дополнительную скорость порядка 60 м/с, необходимую для выхода его на орбиту".
Однако, более правдоподобной представляется информация источника [5], где говорится о двух импульсах, 87 и 40 м/с, разделенных интервалом около 45 мин, так как подобную схему выведения использовал "Буран" (67 и 44 м/с с интервалом около 40 мин).
 Тормозной импульс, как правило, составляет около 100 м/с. Итого ~230 м/с.

[skipped]

Нетрудно догадаться, что баки, содержащие дополнительный объем топлива, находятся внутри ОДУ (в источнике [1] говорится о наличии баков: "...в отсеке двигательной установки (ОДУ) размещались четыре маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели", но не уточняется их назначение). Также разумно предположить, что были использованы баки, аналогичные находящимся на ФГБ, тем более, что их длина хорошо соотносится с длиной ОДУ.
Если допустить, что в ОДУ имелось четыре бака, то импульс КА "Полюс" был бы приблизительно равен 350 м/с, чего хватает на довыведение и торможение (~230 м/с) и около 120 м/с остается для динамических операций на орбите.
Теперь можно ответить на вопрос, достаточно ли места внутри ОДУ для размещения герметичного тоннеля, ведущего к стыковочному узлу. Исходя из имеющихся изображений, можно оценить диаметр топливных баков ТКС в 0,45 м. Таким образом, при размещении баков вплотную к стенке ОДУ остается свободным проход 2,9-2х0,45=2 метра. Даже с учетом необходимых технологических зазоров и неизбежной ошибки при определении диаметра баков эта величина представляется вполне достаточной для прохода космонавтов.
Хотелось бы также подробнее рассмотреть днище ОДУ. Сферические днища применяются на герметичных отсеках КА, где их использование рационально с точки зрения массы. На негерметичных же отсеках
целесообразно применять более простые и легкие конструкции. На рисунках [1а] и [7] хорошо видно именно сферическое днище, имеющее гладкую центральную часть диаметром ~1,5 м и радиально направленные от нее к внешнему краю углубления, своеобразные "ребра жесткости". На первом рисунке в центральной части днища изображен стыковочный узел, на втором он отсутствует.
Впрочем, предложение из [1], в котором говорится: "...все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке (ПГО)" можно при желании истолковать как то, что ОДУ был негерметичен.
В заключение обзора ФСБ осталось отметить отсутствие антенн системы сближения и стыковки, имеющихся на обычном ТКС и обладающих характерным внешним видом: одна антенна параболическая, другая по форме напоминает фонарь.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

STS

Может уже были эти фотки, но на всяк случай...








---


!

Вадим Лукашевич

ЦитироватьКапитан имеет в виду, что потом был прожектик сделать на базе Полюса космический завод и возвращать материалы в капсулах. Он (завод) должен был быть посещаемым и для этого на нём должен был быть стыковочный узел. Из этого прожектика и взята картинка на которую Капитан ссылается.
 Судя по всему он одна из жертв рекпамных компаний когда в когнце перестройки космическим фирмам разрешили коммерцию и как грибы появлялись различные космические прожектики.
Иногда становится обидно. В том смысле, что "пашешь-пашешь" над сайтом, а иностранцы его "утюжат" более детально, чем свои.
Поэтому даю несколько ссылок, которым уже много лет!
www.buran.ru/htm/foto.htm
www.buran.ru/htm/cargo.htm
www.buran.ru/htm/32-3.htm
www.buran.ru/htm/35-3.htm
www.buran.ru/htm/36-3.htm

Но это еще не все... В ближайшее время на сайте появятся фотографии "Полюса", которые еще НИГДЕ НИКОГДА не публиковались!
Пока что приведу выдержку (без комментариев) из одного интереснейшего документа (датированного началом 1987 г.), описывающего эти фото:

"...Выводу в космическое пространство орбитального корабля предшествует запуск экспериментального демонстрационного аппарата «Скиф-ДМ» (изделие 17Ф19Д). Он состоит из функционального служебного блока, оснащенного двигательной установкой, которая обеспечивает вывод аппарата на рабочую орбиту, и целевого модуля. Основные характеристики: масса на старте около 90 тонн, продолжительность полета 30 суток, масса полезной нагрузки – до 40 тонн.
Целевой модуль оснащен радиолокационной станцией, системой наведения и удержания лазерного луча, мишенным комплексом, системой безмоментного выхлопа.
Программой летных испытаний в орбитальном полете планируется провести:
-   натурную отработку элементов конструкции базового блока 100 -тонного класса нового поколения орбитальной станции «Мир-2»;
-   эксперименты с прототипами систем бортовых спецкомплексов, при которых отрабатывается аппаратура радиолокационного обнаружения и наведения с последующим переключением на лазерные системы точного наведения и удержания луча при взаимодействии с мишенями бортового мишенного комплекса;
-   фундаментальные геофизические исследования взаимодействия плазмы щелочных металлов и значительных выбросов газов с ионосферой и магнитосферой.
К этим экспериментам привлекаются наземные и космические средства наблюдения.
Параметры рабочей орбиты – высота 300 км, наклонение 65° позволяют обеспечить схему полета, показанную в <...>. На активном участке траектории через 147 сек после старта происходит отделение блоков первой ступени. На 225 секунде сбрасывается головной обтекатель блока второй ступени, на 458 секунде прооисходит отделение блока второй ступени от космического аппарата. Затем включается двигатель доразгона космического аппарата и он переходит на рабочую орбиту.
Предусмотрено падение блоков первой ступени и головного обтекателя второй ступени на территории Советского Союза, блока второй ступени – в заданном районе Тихого океана.
За ходом полета космического аппарата осуществляют слежение: станции наземного командно-измерительного комплекса на территории СССР, а также плавучие станции, находящиеся в акватории Мирового океана. Все они доработаны под выполнение программы МКС «Буран».

Так что рекомендую следить за сайтом www.buran.ru/htm/news.htm
Или мне завести новую тему на форуме типа "Новости buran.ru"?

Павел

ЦитироватьИли мне завести новую тему на форуме типа "Новости buran.ru"?
Да, конечно. Очень хорошая идея.

David Lee Rickman

This work is indeed second to none. I look forward with great anticipation the new and unpublished images of the Polyus/Skif-DM complex!

David Lee Rickman

I am grateful for the information and detailed descriptions which have been provided on this forum. Nevertheless, I look forward to the day when photographs of Polyus and Skif DM during construction and before installation of the launch shroud will be revealed. I'm sure this will happen in time. There was afterall a time when no photographs of the N1 were ever shown and now there are many. :wink:

ааа

Я убежден, что наши внуки доживут до этого счастливого дня! ;)
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Вадим Лукашевич

Доработана страница о КА "Полюс" (он же "Скиф-ДМ", он же 17Ф19ДМ, он же Гога, он же Гоша, он же... :) )
www.buran.ru/htm/cargo.htm
Как и обещал, предcтавлены новые, нигде ранее не публиковавшиеся изображения технологического макета 17Ф19Д (он же "Скиф-Д", он же ... и т.д., см. выше). Вот некоторые из представленных картинок


Рисовал картинки почти неделю - что не сделашь для раскрутки сайта!   :oops:

X

Цитироватьwww.buran.ru рулит!

X

а что этот полюс на орбите делал?

Андрей Суворов

Цитироватьа что этот полюс на орбите делал?
На орбиту-то он и не долетел, учите матчасть! Его двигатель довывода стоял у него в носу, поэтому он должен был развернуться на 180 градусов. Из-за ошибки конструкторов он не смог вовремя остановиться при этом развороте - питание с усилителей, управляющих двигателями разворота по тангажу, было снято до отработки второго импульса, останавливающего разворот.
Из-за чего двигатель довывода сработал против вектора скорости, и аппарат плюхнулся в Тихий океан.