100 лет Бабакину Г.Н.

Автор VK, 13.11.2014 12:52:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VK

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Бабакина Георгия Николаевича.

hlynin

В.С.Дубчек. Доставший Луну (о Бабакине) «Отечественные записки» 13.11.2014 г в pdf - 684 кб

АниКей

Цитировать13.11.2014
          100 лет со дня рождения Г.Н. Бабакина          
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Николаевича Бабакина - главного конструктора ОКБ им. С.А. Лавочкина с 1965 по 1971 гг., Героя Социалистического Труда, доктора технических наук.          
         
С именем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических межпланетных станций. Бабакин взял в свои руки дистанционное и контактное исследование Луны и планет Солнечной системы и впервые космические аппараты, созданные в ОКБ им. С.А. Лавочкина (ныне ФГУП «НПО имени С.А. Лавочкина»), осуществили мягкую посадку на Луну. Станции нового поколения "Луна-16", Луна-20" произвели автоматический забор лунного грунта и доставили его на Землю. Впервые самоходный аппарат "Луноход-1", управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне.          
         
Первые успехи Георгия Николаевича были отмечены высшей в то время советской премией и правительственными наградами. В 1966 году Г.Н. Бабакин стал лауреатом Ленинской премии. Также под руководством Георгия Николаевича Бабакина с 1967 года к Венере стартовали несколько космических межпланетных станций – "Венера-4", "Венера-5", "Венера-6" и "Венера-7". Именно посадочному аппарату станции "Венера-7" (старт в 1970 г.) впервые в мире удалось после спуска на поверхность передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.          
Георгий Николаевич Бабакин отличался исключительной человечностью и человеколюбием. Он полностью отдавал себя работе и хорошо владел не только теорией, но и был величайшим практиком. Он прожил насыщенную жизнь, оставив неизгладимый след в космической истории и судьбах людей, которым посчастливилось работать рядом с этим удивительным человеком. Именем Г.Н. Бабакина названы кратеры на Луне и на Марсе, в его честь открыта мемориальная доска в городе Химки и названа улица.          
Коллектив ФГУП «НПО имени С.А. Лавочкина» с большим уважением и признательностью хранит память о своем руководителе, благодаря которому отечественная космонавтика имеет весомые поводы для гордости.
 http://www.laspace.ru/rus/news.php#403
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

       
          12 ноября 2014 года 21:16          | Владимир Тучков      
Георгий Бабакин: от ПВО Москвы до лунного внедорожника Гениальный конструктор ракет заочно учился в институте ...20 лет                                
13 ноября 1914 года родился инженер-конструктор Георгий Бабакин, создатель автоматических космических аппаратов. Его уникальные станции первыми в мире совершили мягкую посадку на Луну и Венеру. Луноходы объездили ночное светило вдоль и поперек.
 
 Техник без диплома делает ракету
 
 Судьба Георгия Николаевича Бабакина в какой-то мере повторила судьбу Ильи Муромца, который 33 года сидел на печи. Правда, на печи он не сидел, энергично работал в различных сферах, но занялся грандиозным делом уже в зрелом возрасте.
 
На снимке: Георгий Николаевич Бабакин/ Фото: ru.wikipedia.org

 
 Родившись в семье рано ушедшего из жизни преподавателя химии, Бабакин, не имея возможности окончить школу, пошел на курсы радиомонтеров. С 16 лет устроился на работу в Московскую телефонную сеть. В 1932 году идет на повышение, получив должность старшего техника радиоузла Сокольнического парка культуры и отдыха. Затем уходит в армию – рядовым стрелкового полка. Демобилизовавшись, работает опять же старшим техником радиоузла, но уже Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. И лишь в 1937 году, двадцати трех лет от роду, экстерном получает аттестат о среднем образовании и поступает во Всесоюзный заочный институт связи, который оканчивает... 20 лет спустя. Незадолго до смерти, увенчанный государственными наградами.
 Его работа в Академии коммунального хозяйства при СНК РСФСР, где он в 1942 году дорос от лаборанта до старшего научного сотрудника, также была далека от космических сфер. И лишь в Московском институте автоматики при Всесоюзном совете научных инженерных обществ (ВСНИТО) в конце 40-х годов Георгий Николаевич приобщается к работе по авиационной и ракетной тематике. Здесь он становится начальником КБ и главным конструктором. Здесь он руководит работами по созданию системы управления зенитной ракеты 112.
 
 Блистательное будущее уже немолодого, 36-летнего инженера, предопределила встреча с Королевым. Бабакин перешел к нему в НИИ-88, где закачивалась сводная работа по ракете, в которой принимало участие несколько НИИ и КБ. Сергей Павлович высоко ценил Бабакина и однажды так о нем отозвался: «У него есть искра Божья!».
 А в 1951 году Георгий Николаевич оказывается в ОКБ Лавочкина. Именно здесь он и занимается главным делом своей жизни.
 
 «Зонтик» для Москвы
 
 На новом месте Бабакин, будучи начальником отдела, на первых порах принимает участие в создании ракет для системы противовоздушной обороны Москвы С-25 «Беркут». Разработанные для нее В-300 были первыми в стране зенитными ракетами. Они доказали свое неоспоримое преимущество над зенитной артиллерией, эффективность которой существенно снизилось с появлением реактивной авиации. В ТЗ на «Беркут» были заложены требования по отражению массированной атаки 1200 самолетов в любой время суток, при любой погоде и видимости. При этом максимальная скорость поражаемых целей задавалась равной 1500 км/ч, а высота – 25 км.
 Московская система ПВО включала в себя 56 зенитных ракетных комплексов С-25, расположенных на двух кольцах – на расстоянии 50 км от центра Москвы и 90 км. При этом секторы обзора РЛС и обстрела ракетами у соседних комплексов пересекались. В каждый комплекс входило 60 ракет В-300.
 
 
На снимке: Ракета ЗРК С-25 «Беркут» в музее полигона / Фото: ru.wikipedia.org

 Одноступенчатая ракета с четырехкамерным ЖРД весила 3500 кг и имела осколочно-фугасную боевую часть. Снаряжалась 70-ю килограммами взрывчатого вещества. Радиодистанционный взрыватель обеспечивал подрыв при пролете ракеты на расстоянии 50-75 метров от цели.
 Поскольку в то время элементная база отечественной радиоэлектронной промышленности не позволяла создать радиолокационную головку самонаведения для ракет подобного назначения, то разработчики ЗУР использовали радиокомандную систему управления с помощью наземной РЛС.
 Старт осуществлялся вертикально с пускового стола. В момент поражения цели В-300 имела скорость 1980 км/ч.
 За эту работу Бабакин в 1956 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
 
 Покорение Луны
 
 В 1960 году в истории ОКБ произошли значительные изменения. Во время испытаний на полигоне от сердечной недостаточности умер Семен Алексеевич Лавочкин, выдающийся авиаконструктор. И вскоре по рекомендации С.П.Королева Машиностроительному заводу им. Лавочкина передали новую тематику – создание автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса. Именно этим и занялся Бабакин, назначенный главным конструктором автоматических станций. Произошло это в 1965 году. Георгию Николаевичу судьбой было отпущено меньше шести лет. Но за это короткое время он, ежедневно работая по 15-16 часов, внес громадный вклад в отечественные космические исследования.
 В начале 60-х годов аппараты для лунной программы разрабатывались в ОКБ-1 у Королева. Бабакин же мгновенно вошел в курс дела и уже в январе 1966 года состоялся старт автоматической станции «Луна-9». Это стало громадным прорывом в лунной программе: 3 февраля станция совершила первую в историю посадку на поверхность другого небесного тела, передала на Землю телевизионные панорамы с поверхности Луны. За это достижение Георгий Николаевич был удостоен Ленинской премии.
 В том же самом 1966 году состоялись еще 4 успешных запуска лунных аппаратов. «Луна-10» и «Луна-11» стали первыми в истории искусственными спутниками ночного светила. «Луна-12» с орбиты передала фотографии лунной поверхности. «Луна-13», совершив мягкую посадку в декабре 1966 года, произвела анализ лунного грунта и передала ценную информацию на Землю.
 Многое из того, что делалось в ОКБ Лавочкина под руководством Бабакина, имело исторический приоритет – его автоматические аппараты проделывали то, чего до них никто еще не делал. В сентябре 1970 года «Луна-16» вернулась на землю с образцами лунного грунта. А в ноябре «Луна-17» доставила на естественный спутник земли самоходный аппарат, названный «Луноходом-1».
 Масса аппарата составила 756 кг, длина – 4,42 м, ширина – 2,15 м, высота – 1,92 м. При этом диаметр колес равнялся 510 мм, ширина – 200 мм, колесная база – 1700 мм, ширина колеи — 1600 мм. Максимальная скорость – 4 км/ч.
 Луноход был оснащен телекамерами и приборами для химического и физического исследования лунного грунта, измерителями радиации и космического излучения. Питание приборов, средств связи и электродвигателя осуществлялись от солнечных батарей мощностью 180 Вт.
 Управлением движения аппарата и работой приборов занималась две бригады, в каждую из которых входили командир, водитель, штурман, бортинженер, оператор остронаправленной антенны.
 Основная сложность в управлении луноходом заключалась в задержке во времени отработки управляющих сигналов и получения информации операторами машины. Задержка складывалась из 2 секунд, за которые сигнал достигал Луны, а также частоты смены картинки малокадрового телевидения – сменяемость одного кадра лежала в пределах от 4 сек. до 20 сек.
 При этом работа с луноходом была возможна лишь на протяжении лунного дня, когда батареи освещались солнцем.
 «Луноход-1» проработал почти 11 месяцев. За это время он прошел 10540 метров, обследовал около 80 тысяч кв. метров поверхности, передал на Землю более 200 панорам.
 
 Венера, Марс, далее – везде
 
 Параллельно с лунной программой Бабакин разворачивал программу исследования при помощи автоматических станций планет Солнечной системы. Она началась с покорения Венеры при помощи станции «Венера-4».
 До Бабакина ОКБ-1 Королева смогло отправить на планету, строго говоря, «железяку», которая рухнула на поверхность, расплющенная высоким давлением. При этом никаких данных о планете получено не было.
 В ОКБ Лавочкина «Венера-4» строилась, исходя из предположения, что ей придется выдержать давление в 10 атм. В июне 1967 года станция, спускаемая на парашюте, была разрушена на высоте в 26 км давлением в 18 атм. Но при этом она передала на Землю первые в истории сведения о планете.
 Следующие станции - «Венера-5» и «Венера-6» - были рассчитаны на 25 атм. Но и они в январе 1969 года не выдержали венерианских нагрузок. Перед их отказом была зафиксирована температура атмосферы в 320 градусов. При этом аппаратам удалось снизиться до высоты в 18 км.
 Следующая станция – «Венера-7» - была создана с гарантированным запасом прочности. Она выдерживала давление в 150 атм. и температуру в 500 градусов. Установок для испытаний при таких сверхвысоких давлениях в стране не существовало, и ОКБ пришлось самостоятельно построить такую камеру.
 Запущенная 17 августа 1970 года станция совершила мягкую посадку на планету 15 декабря. И в течение 23 минут передавала на Землю важнейшую информацию, опять же впервые в истории. Приборы, установленные на «Венере-7» определили состав атмосферы, в которой преобладает углекислый газ. При этом было зарегистрировано давление в 96 атм., температура – 475 градусов.
 Покорение Марса состоялось в 1971 году. В мае к красной планете стартовала станция «Марс-3». 2 декабря спускаемый аппарат совершил мягкую посадку на планету, передав первую в истории информацию о состоянии ее атмосферы и поверхности.
 Но Георгий Николаевич до этого дня не дожил. Он скоропостижно скончался 3 августа на 57-м году жизни.
 http://svpressa.ru/post/article/103827/?redtrs=1
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Space Alien

100 лет конструктору Бабакину