Роскосмос запустит 5 парусников до 2015г.

Автор Имxотеп, 08.04.2006 00:30:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

чайник17

Предлагаю мурзилку, в качестве компромисса :D
http://en.wikipedia.org/wiki/Solar_sail

SpaceR

Вадим Лукашевич Специалисты - народ такой...
Не любят безапелляционных заявлений, противоречащих известному.
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНу, про гравиоманевры можно и не говорить - они проводятся, как правило, под контролем (с участием) нескольких коррекций, а на это парус не способен принципиально.

А что касается разгона - о каких величинах приращения скорости может идти речь? Чем, например, парус выгоднее плазменных двигателей?

Неужели? :) Рекомендую почитать:

Первое
Второе
Третье

Дальше сами найдете ответы на свои вопросы? :) Материала по Парусу достаточно на просторах интернета.
Посмотрел...
. . .
И скажу - я спросил простой численный пример. Но коль сразу идет посыл в такие теоретические дебри, с предложением покупки чужих диссеров :lol: , то понимаю, что дело тухляк, никакой конкретики нет...
Конкретикой сейчас действительно почти никто в просторах РФ/СНГ не занимается (имхо) - тема остыла.
Но в начале 90-х она была весьма "горячей", была эпоха гласности и дружбы-жвачки с Западом, волна публикаций, вызванных отчасти чьей то идеей устроить гонки космических парусников, почти как в "Солнечном ветре" Артура Кларка, но беспилотных, само собой.
Идея была активно подхвачена, начались обсуждения проекта "Космическая регата" в прессе, телепередачах, на телемостах и т.п. Европа и Япония вроде бы откололись довольно быстро, а в СНГ и США уже начали формировать команды разработчиков, обсуждать концепции КА-парусов, их возможности и т.п. (рассказываю по памяти)
Но, я подозреваю, Вы и сами это тогда слышали.
Обсуждали и регламент проведения, средства запуска, и т.п. Вроде пришли к мысли для простоты и удобства запускать оба КА одним "Протоном". Потом поняли, что финансирование так просто не выбить. Была даже мысль объявить "победила дружба" и запустить совместный аппарат. В конце концов отказались и от этого.

Но припоминается, что вроде как начиная раскрутку с высоты то ли 500 км, то ли 1500, собирались обогнуть Луну примерно через 2-3 месяца и выйти на траекторию к Марсу (а сколько до него, уже не помню).
Конкретно указывалось, что облет Луны используется как гравиманевр для набора второй космической, описывались разные способы развертывания паруса, и обеспечения поддержания его формы и, естественно, управления.
Проект России (снг?..) был довольно простым визуально: два полотнища, свернутые в трубку (2 шт), располагались по бокам КА примерно так же, как сейчас располагаются классические панели СБ у геостационаров. По замыслу авторов схемы КА, вращение обеспечивало и разворачивание полотен, и поддержание им формы, а механизм поворота вокруг продольной оси парусов (тоже как у панелей СБ) обеспечил бы установку парусов под разными углами к лучам Солнца.
Получалось что-то вроде двухлопастного пропеллера, и такая схема теоретически позволяла управляться по всем трем осям, а практически (точнее, по уточнению процессов) гироскопический эффект это дело несколько усложнял и серьёзно замедлял - но для паруса такие замедления были непринципиальны.

В конце концов всё остыло и угасло, пиар не дал возможности набрать достаточно средств - но всё ж побудоражило. Я читал это в прессе и по ТВ, было интересно. :)

Salo

http://www.newsru.com/russia/22jun2005/found.html
Цитировать"Солнечный парус" - аппарат из 8 лепестков общей площадью 600 кв. м.

Космический аппарат с "Солнечным парусом" был запущен во вторник в 23:46 по московскому времени с борта стратегической атомной подводной лодки "Борисоглебск" Северного флота. В 23:52 аппарат был отделен от ракеты-носителя "Волна" из акватории Баренцева моря. "Все системы носителя отработали штатно, аппарат успешно отделен от носителя", - сообщил представитель командного пункта Роскосмоса.

После отделения от ракеты-носителя аппарат должен был раскрыть веер из тончайших парусов, покрытых с одной стороны светоотражающим составом. Падая на поверхность паруса и отражаясь от него, солнечные лучи передают аппарату свою энергию. Это давление чрезвычайно мало, но, действуя постоянно, оно способно постепенно сообщить аппарату очень большую скорость.

"Солнечный парус" представляет собой специальную конструкцию, покрытую светоотражающим составом и состоящую из восьми лепестков общей площадью 600 кв. метров (по 75 кв. м каждый), которые принимают на себя давление солнечного света и обеспечивают движение космического аппарата. Ускорение, сообщаемое фотонами парусу, невелико, но оно действует постоянно, что позволяет кораблю достичь очень высокой скорости за относительно короткое время. Регулировать орбитальную скорость корабля можно за счет изменения угла наклона паруса по отношению к светилу. Аппарат весит 100 кг.

В этом российско-американском проекте принимают участие Научно-производственное объединение имени Лавочкина (Россия), Планетарное общество (США), Институт космических исследований РАН (Россия), Конструкторское бюро имени академика Макеева (Россия) и другие организации.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

SpaceR

Сейчас уже ясно, что всё было "на пальцах", хотя уже были промышленные образцы сверхтонкого металлизированного пластика и куча людей, которые умели делать сложные КА, и которых угрюмая действительность понуждала уйти в такие вот фантазии. Хотя вроде как и в ИКИ, и в НПОЛ обсуждали дело достаточно серьёзно, и работы с американцами велись. И эти прототипы для отработки развертывания, и КА "Космос-1", которые запускались "Волной" - это всё тот затянувшийся импульс последействия "Космической регаты".
Думаю, что в печатных изданиях того времени можно найти немало интересного и всё ещё не устаревшего.

Но если Вам интересны только конкретика, то можно вспомнить ещё пару цифр по ускорению.
В одной науч-поп. брошюрке обсуждали тот самый вышеупомянутый рассказ А. Кларка, где называлось ускорение от Солнца у яхты главного героя - одна тысячная g - и подчеркивалось (самим Кларком), что эта цифра близка к предельно достижимой. А в "научных комментах" к нему авторитеты советской науки называли эту цифру больше теоретической, причём для парусов  уровня десятков квадратных км, и говорили, что практически достижимjе (при тщательной оптимизации) ускорение будет где-то на порядок и более меньшим (т.е. 0,5-1 мм/c^2).

Но в целом при достаточно хороших органах управления, позволяющих ставить парус под любым углом к потоку, можно летать по Солн.системе куда угодно. Хоть к трансплутонам, хоть на Меркурий.  8)

Suzeren

ЦитироватьПолучалось что-то вроде двухлопастного пропеллера, и такая схема теоретически позволяла управляться по всем трем осям, а практически (точнее, по уточнению процессов) гироскопический эффект это дело несколько усложнял и серьёзно замедлял - но для паруса такие замедления были непринципиальны.
Не позволяла. :wink: Да это и не нужно. В любом случае, что значит трехосная ориентация? Это значит что я могу под ЛЮБЫМ углом повернуть аппарат к Солнцу. Этого парус не обеспечит практически как бы он ни стоял. Боком, "задом" вы никогда не поставите аппарат. Надо всегда направлять парус, который как гриб наклонен, для обеспечения устойчивости переходных процессов. А поворотом лепестков можно лишь поддерживать точность стабилизации в направлении на Солнце. Малая же закрутка (0,5-1 град/с) делала процесс более устойчивым.

Cepёгa

На мой взгляд, сейчас уже нужно комбинировать плёночный парус, СБ (на этой же плёнке), ионники и электро-парус (ESAIL) в одном аппарате.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьПолучалось что-то вроде двухлопастного пропеллера, и такая схема теоретически позволяла управляться по всем трем осям, а практически (точнее, по уточнению процессов) гироскопический эффект это дело несколько усложнял и серьёзно замедлял - но для паруса такие замедления были непринципиальны.
Не позволяла. :wink: Да это и не нужно. В любом случае, что значит трехосная ориентация? Это значит что я могу под ЛЮБЫМ углом повернуть аппарат к Солнцу. Этого парус не обеспечит практически как бы он ни стоял. Боком, "задом" вы никогда не поставите аппарат. Надо всегда направлять парус, который как гриб наклонен, для обеспечения устойчивости переходных процессов. А поворотом лепестков можно лишь поддерживать точность стабилизации в направлении на Солнце. Малая же закрутка (0,5-1 град/с) делала процесс более устойчивым.
Согласен, на 100% "управляться по всем трем осям" так не получится, да и не нужно. Но в определенных пределах плоскостью вращения лопастей относительно линии лучей рулить можно было, и для управления этого было достаточно.
А боком к лучам поставить лопасти паруса по идее можно было, за счет поворотного механизма. Но это дело осложнялось ограниченной жесткостью лопастей.

SpaceR

ЦитироватьНа мой взгляд, сейчас уже нужно комбинировать плёночный парус, СБ (на этой же плёнке), ионники и электро-парус (ESAIL) в одном аппарате.
CБ на плёнке паруса уже скомбинировали в IKAROSe.
А если всё сразу в одном КА - то бронепоезд на гусеницах напоминает. :) Любая коминация технических решений вызывает излишнее усложнение, => рост времени и затрат. Поэтому должна быть убедительно обоснована.

Cepёгa

Цитировать
ЦитироватьНа мой взгляд, сейчас уже нужно комбинировать плёночный парус, СБ (на этой же плёнке), ионники и электро-парус (ESAIL) в одном аппарате.
CБ на плёнке паруса уже скомбинировали в IKAROSe.
А если всё сразу в одном КА - то бронепоезд на гусеницах напоминает. :) Любая коминация технических решений вызывает излишнее усложнение, => рост времени и затрат. Поэтому должна быть убедительно обоснована.
Про IKAROS я в курсе. Рост времени и затрат окупится существенным приростом в скорости по сравнению с каждым из них по отдельности.

SpaceR

Мне кажется, не окупится. Не так уж и принципиально важен для миссии это прирост скорости, по сравнению с удорожанием программы и ростом риска.

Dmitri

ЦитироватьВадим Лукашевич пишет:
 
ЦитироватьSuzeren пишет:
 
ЦитироватьНу, про гравиоманевры можно и не говорить - они проводятся, как правило, под контролем (с участием) нескольких коррекций, а на это парус не способен принципиально.

А что касается разгона - о каких величинах приращения скорости может идти речь? Чем, например, парус выгоднее плазменных двигателей?

Неужели? :) Рекомендую почитать:

Первое
Второе
Третье
Цитировать
это все недоступно вне Москвы и мы никогда не сможем почитать 3 ваших ссылки. Kогда был студентом, мне понравилось, как написал
Белецкий  В.В. в книге ``Очерки о движении небесных тел``
http://www.twirpx.com/file/459250/
о солнечном парусе на основе анализа фантастического рассказа Артура Кларка.Там русские выбросили за борт в kocмoce одного своего космонавта, чтобы не мешал разгонять корабль.Потом его подобрали.

``Чем, например, парус выгоднее плазменных двигателей?``

Почему вы решили что он вceгдa выгоднее? На больших расстояниях он может выгоднее, а может нет. Это зависит от массы корабля, многих факторов. На расстоянии до 800 км от атмосферы земли парус проигрывает. He нaдeжeн, мoжeт нe paзвepнyтьcя, oгpaничeн пo мaнeвpaм, мeньшe paзвивaeмoe yckopeниe.
Нет его и на МКС.Не использовали его и на аппарате летящем к Плутону.
Yскорение за год зависит от траектории и веса аппарата.Для аппаратов весом  10-100 кг солнечныи парyс может быть выгоднее. А для посадки на астероид неизвестнои формы,  полетов по сложным траекториям, когда неизвестно, как лучше лететь, например, для аппарата Фобос-грунт,Xayabusa  пpимeним тoльko плазменный.
Toльko cпeциaлиcт мoжeт этo oпpeдeлить.
Prove all things

Suzeren

Нельзя прочитать ссылки? Интересно... цензура?  :lol:

Cepёгa

ЦитироватьМне кажется, не окупится. Не так уж и принципиально важен для миссии это прирост скорости, по сравнению с удорожанием программы и ростом риска.
Это смотря какая миссия. Если соберутся слать зонды к соседним звёздам, то начальная скорость будет очень важна, ибо там счёт на десятилетия пойдёт.

SpaceR

Цитировать
ЦитироватьМне кажется, не окупится. Не так уж и принципиально важен для миссии этот прирост скорости, по сравнению с удорожанием программы и ростом риска.
Это смотря какая миссия. Если соберутся слать зонды к соседним звёздам, то начальная скорость будет очень важна, ибо там счёт на десятилетия пойдёт.
К звездам?  :shock:
Нуу, если уж к другим звездам слать, то тут тааакая скорость нужна - куда там тем парусам!
Прикиньте сами - сколько человечество будет согласно ждать прилёта, соответственно какая скорость нужна. И поймёте, что парус тут вообще не при делах, его прирост копеечный.
Разгон парусом со скрипом приемлем для миссий в пояс Койпера, и то ещё вопрос, имеет ли смысл.

pragmatik

Цитировать
ЦитироватьМне кажется, не окупится. Не так уж и принципиально важен для миссии это прирост скорости, по сравнению с удорожанием программы и ростом риска.
Это смотря какая миссия. Если соберутся слать зонды к соседним звёздам, то начальная скорость будет очень важна, ибо там счёт на десятилетия пойдёт.
это-ж тогда сколько километров должна быть площадь паруса что бы разогнаться?